Цели свидетелей иеговы

Десять лет активной жизни Свидетеля Иеговы

Часть вторая: «пионерское служение»

Эта работа посвящена открытому описанию деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы и её юридического органа — «Общества Сторожевой Башни». Автор этой работы, бывший член этой организации, служебный помощник и работник центрального бюро Общества в Латвии, Максим Линич. (Подробно с его историей можно ознакомиться в первой части работы, под названием: «10 лет активной жизни Свидетеля Иеговы»).

Эта небольшая работа написана на основании достоверных фактов и осознанным размышлением над происходящими событиями в вышеуказанной организации. Право делать выводы автор оставляет за читателями.

Для того, чтобы понять человека или группу людей, необходимо понять психологию и цели к которым стремятся эти люди. Для этого здесь описывается портрет примерного Свидетеля Иеговы, а также методы работы внутри организации.

Психология рядового Свидетеля Иеговы, в идеальном варианте, такова:

1) «я служу Единому Истинному Богу, имя Которого — Иегова»

2) «я должен подчиняться старейшинам и всем тем братьям, которые имеют назначение от Общества, не прекословить им, не подвергать сомнению их слова, не искать в них ошибки и неправильные мысли»

3) «я должен проповедовать столько, сколько позволяет мне мое здоровье и возможности»

4) «я должен стремиться устроить все свои дела и личную жизнь так, чтобы я смог служить пионером и отдавать отчет Обществу не менее 70-яти часов в месяц»

5) «в моем проповедовании, моей главной целью должен быть результат, а именно привести в организацию как можно больше людей и довести их до крещения, дальше руководство над процессом обучения и исправления, над этими людьми, возьмет организация»

6) «если я брат, я должен стремиться к должности в собрании и моей конечной целью должно быть получение назначения на должность старейшины. Если я сестра, я должна стремиться к увеличению проповеди по домам, к увеличению количества приведенных мной людей в организацию, показывать пример беспрекословного подчинения старейшинам и их указаниям»

7) «я должен стремиться стать очень хорошо подготовленным оратором. Уметь держаться на публике. Уметь отвечать на любые возражения. Уметь использовать Библию таким образом, чтобы ни у кого из слушающих меня не возникли сомнения в правильности нашего учения»

8) «я должен отвергать и защищать свой ум от сомнений. Не слушать и не читать никакую литературу, которая не издана нашим Обществом. Не здороваться с отступниками, не разговаривать с ними и не иметь никаких дел с ними».

9) «я должен признавать единственную правильную религию, Свидетелей Иеговы»

10) «мое изучение Библии может быть только с помощью публикаций «верного и благоразумного раба», которого использует сегодня Бог для связи с человечеством»

11) «моя семья в итоге должна стремиться быть примерной и активной в проповедовании и распространении журналов, независимо, сколько в ней членов молодых или пожилых»

12) «я должен избегать любого соприкосновения с мирскими праздниками: рождество, Новый год, дни рождения, государственные праздники, поминки и т.п.»

13) «на работе я должен быть честным, не уклоняться от уплаты налогов, даже если мне это невыгодно»

14) «если передо мной стоит выбор учиться дальше после школы, идти в институт и получить профессию или стать полновременным пионером, я должен выбрать путь служения в организации, а не стремление к удобной и комфортной жизни в этом умирающем мире»

15) «я должен быть приветливым соседом, готовым всегда проповедовать и имеющим всегда под рукой литературу Общества, но в то же время я не должен слишком много разговаривать с ними, таким образом охраняя свой ум от разлагающего мышления. Это относится и к неверующим в организацию родственникам».

16) «я должен любой разговор направлять в положительное русло. Избегать критики в адрес организации и её членов. Всегда говорить и судить обо всем в свете слов Сторожевой Башни»

17) «я не должен увлекаться просмотром телевизора, компьютером, наукой, мирскими размышлениями и всем тем, что противоречит или не восхваляет Общество Сторожевой Башни»

18) «я должен регулярно жертвовать деньги на поддержку всемирного дела и также на местные нужды»

19) «я не должен участвовать в благотворительных программах т.к. главная и основная помощь людям состоит в распространении журналов Общества и подготовки новых учеников»

20) «я должен в основном слушать музыку Общества Сторожевой Башни т.к. только эта музыка свободна от демонов и плотских наклонностей».

Ознакомившись с основными постулатами психологии идеального Свидетеля Иеговы, можно понять их действия и поведение. Все, что было перечислено в этих двадцати пунктах, напоминается через встречи собрания и через литературу Общества, которую необходимо читать каждому Свидетелю. В случае нерегулярного чтения этой литературы, у человека появляется свободомыслие, которое ведет к сомнениям. Все сомневающиеся признаются организацией и всеми её членами, как духовно-слабые люди, которым нужна помощь. Помощь оказывается через встречи со старейшинами, имеющими цель исправить сомневающегося человека, а также старейшины могут подключить более сильных в вере и предложить им почаще встречаться с сомневающимся и больше участвовать в проповеди. Таким образом, у человека остается меньше времени на размышление и, следовательно, на сомнения. Наилучший способ подавить сомнение, согласно словам Общества, «взять пионерское служение» т.е. взять на себя обязанность провести в определенный промежуток времени определенное количество часов в проповеди по домам. Это работает, и этот результат виден на «пионерах», у которых меньше всех остальных возникает сомнений.

«Пионеры» — это особые люди, которые пользуются доверием старейшин и Общества Сторожевой Башни. Именно из них выбирают кандидатов на служение в офисах и типографиях Общества. Им даются в первую очередь преимущества и назначения. Они первые получают «благотворительную помощь» в виде секонд-хэнда, если такая помощь приходит. Затем остатки достаются рядовым членам. Это объясняется тем, что у «пионеров» больше заслуг перед Обществом и перед Богом. Каждый год Общество проводит «школы пионерского служения», которые предназначены только для «пионеров», остальные на эту встречу не допускаются. На этих закрытых встречах обсуждаются вопросы проповедования, как избежать возражения, как переключить тему разговора и как убедить человека взять журнал или привести его в организацию. Происходят репетиции и тренировки. Оттачивается умение говорить и использовать публикации Общества и Библию. Изучается психология поведения мирских людей и рассматриваются приемы манипулирования над их сознанием.

Слово «психология» не используется вообще. Подчеркивается мысль результативного служения. Всем дается понять, что это служение Богу, и Он хочет, чтобы все люди стали Свидетелями Иеговы. В противном случае они сгорят в быстро надвигающемся Армагеддоне. Укрыться можно, только находясь в организации. Подавляющее большинство «пионеров» — искренние люди, желающие заслужить доброе имя у Бога и тем самым стать одними из первых в списке спасенных. Есть среди «пионеров» думающие люди, которые поняли все ступеньки карьерного роста в организации. Без пионерского служения тяжело получить какое-либо назначение или преимущество, необходимо доказать свою преданность организации. Способных «пионеров» замечают старейшины или районный надзиратель. После этого их карьера в организации растет быстрыми темпами. Пример этому, все члены руководящего совета Свидетелей Иеговы — бывшие «пионеры», отдавшие свою жизнь, силы, способности организации, которая затем отблагодарила их, пустив в верхние эшелоны власти.

Большинство «пионеров» — женщины и девушки. Среди строк журналов можно найти мысль о том, что лучше жениться на «пионерке» т.к. она является духовно-сильной и как следствие станет лучшей женой. Находясь под такой установкой, молодые братья ищут свою спутницу жизни в первую очередь среди таких духовно-сильных девушек — «пионеров». Часто после свадьбы, эти «пионерки» продолжают свое служение, не сходя с дистанции и продолжая отдавать отчет с таким же количеством часов. Другие молодые девушки и женщины видят дефицит братьев, и поэтому интуитивно происходит борьба за брата. Чтобы обратить на себя внимание, необходимо в первую очередь стать «пионеркой» и быть всегда радостной и улыбающейся, тем самым показывая, что это служение приносит счастье. Если такая сестра может показывать это на протяжении нескольких лет, и она не обделена человеческой красотой, она может быть избранной кем-то из братьев и следовательно выйти за одного из них за муж. Сам факт того, что братьев меньше чем сестер, вызывает дух соперничества в организации и стремление отличиться в «пионерском служении». Известны случаи перехвата внимания брата и привлечение его к себе, путем вхождения в состав «пионеров». Общество Сторожевой Башни, создавая такой дух и давая мысли о том, что лучшая жена — это «пионерка», выигрывает на увеличении ревностных служителей. Повышаются показатели собрания, приходят новые люди, «пионеров» становится больше и активность возрастает. Общество объясняет этот рост благословением от Бога, несмотря на то, какими методами оно пользуется для побуждения своих членов к увеличению активности. Из наблюдения видна закономерность: чем меньше в собрании братьев, тем больше в нем сестер-«пионерок». Человеческая потребность в браке используется Обществом для достижения результатов в проповеди и увеличения количества новых членов.

«Миссионеры»

Существует также высшая каста «пионеров» — это «миссионеры» и «специальные пионеры». «Миссионеры» — это люди, окончившие пятимесячный курс интенсивного обучения в одном из филиалов Общества Сторожевой Башни. Они должны владеть свободно английским языком, быть «пионерами» не менее десяти лет, иметь безупречную репутацию в организации, отличаться сильным здоровьем и выносливостью, быть не старше тридцати восьми лет, не иметь детей и обязанность ухаживать за кем-то из престарелых родителей, быть в браке с «пионеркой», иметь хорошие результаты, обладать ораторским искусством и способностью учить и убеждать и, кроме того, это должен быть человек, имевший звание «старейшины»; иногда допускаются способные «служебные помощники», которые быстро становятся «старейшинами». «Миссионеры» готовятся для служения в отдаленных частях мира, а также для служения там, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена законом. Учась в школе по подготовке «миссионеров», которая называется «школа Галаад», они не знают страны своего назначения, об этом им говорят после получения диплома об окончании этой школы. Кого и куда назначить, решает специальный служебный отдел, который занимается организацией проповеднического дела. Имена тех, кто дает назначение «миссионерам», скрываются.

После окончания этой школы «Галаад», супружеские пары и новоиспеченные «миссионеры» ставятся перед фактом назначения. Они не вправе обсуждать назначение. Общество вложило в них большие деньги и теперь ожидает от них результата, который исчисляется не менее 140 часами, проведенными в проповеди, а также их главной целью является возможность обосновать местное собрание Свидетелей Иеговы из местных жителей. Они получают билет в один конец. Прилетев на место своего назначения, они обязаны выучить местный язык и культуру. Они стараются вести себя так, чтобы не выделяться из местных жителей. Их задача, найти первых интересующихся людей, обучить, крестить и обосновать собрание. Когда цель выполнена, «миссионеры» получают новое назначение от Общества. Если в одном из местных собраний появляются факты инакомыслия, тогда в это собрание срочно направляются «миссионеры», которые на основании указа Общества, берут всю власть в свои руки и исключают из организации всех инакомыслящих. Даже если в одной из стран Свидетели Иеговы запрещены законом, Общество направляет туда специально-подготовленных «миссионеров», обученных для работы в тяжелых условиях. Они проходят подготовку тайной переписки, вербовки новых членов, маскировки и нелегальной доставки литературы. Их конечная цель — найти и обучить новых членов организации, обучить их организаторской работе и обосновать собрание Свидетелей Иеговы. После того, когда цель достигнута, они тайно покидают страну и получают от Общества новое назначение. Количество таких тайных агентов не известно. Однако они активно работают в исламских странах и в тех странах, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена. Они пользуются поддержкой местных посольств. Все финансовые расходы оплачивает Общество (в 2002-ом году на всех «миссионеров» и «специальных пионеров» Общество потратило более 72 млн. долларов США).

«Специальные пионеры»

Цель «специальных пионеров» состоит в том, же что и у «миссионеров». Разница лишь в том, что «специальных пионеров» готовят из неженатых братьев. Их выбирают из «пионеров», если они отличились в преданности организации и не имеют никаких сомнений. Обладают хорошим здоровьем и ораторским искусством. Подготовка «специальных пионеров» происходит в «школе усовершенствования служения». Они проходят интенсивный двухмесячный курс обучения, где, в отличии от школы «Галаад», делается упор на укрепление организации изнутри. Они также не знают своих назначений до окончания этой школы. Назначение не обсуждается. Они засылаются в уже готовые собрания Свидетелей Иеговы, для укрепления организации и контроля над другими. Эти мужчины обучены таким вещам, как борьба с инакомыслием, исправлением местных старейшин, укрепления авторитарности указаний Общества. Они должны проповедовать не менее 140 часов каждый месяц и увеличивать количество новых членов. Все их расходы покрываются Обществом Сторожевой Башни.

После окончания «школы усовершенствования служения», эти братья не имеют права жениться в течение двух лет. Ожидается от них, что в течение этого периода, они своей работой оправдают доверие Общества и выполнят поставленные для них задачи. Им, в отличие от «миссионеров», можно подрабатывать, однако это не приветствуется Обществом. Их обучают быть экономными и вести аскетический образ жизни, экономя деньги Общества. Иногда их засылают также и в новые территории, где их цель обучить местных жителей и организовать собрание. Иногда Общество назначает «специальными пионерами» опытных и способных сестер. Они собирают группу, а затем для организации этой группы в ту местность засылаются братья «специальные пионеры». Сестры-«специальные пионеры» занимаются только вербовкой, однако и они обучены многим вещам, которым учат всех таких «специальных служителей».

«Член семьи Вефиля»

По всему миру находятся офисы Общества Сторожевой Башни, которые следят за деятельностью местных Свидетелей Иеговы и дают им инструкции, поступающие из главного управления расположенного в Бруклине, Нью-Йорк, США. На местном уровне система построена следующим образом (т.к. я, автор этой работы, был членом Латвийского филиала, который находиться в Риге, по адресу Миера 40, мое описание будет строиться на примере этого центра, который подчиняется филиалу, находящемся в Финляндии, в Хельсинки).

Над всем филиалом находиться руководство, состоявшее из трех мужчин-иностранцев. Этот орган называется «комитет страны». Под их руководством находятся все собрания Свидетелей Иеговы, специальные пионеры и миссионеры. Все те, кто не является «членом семьи Вефиля», находиться под руководством «служебного комитета», который решает, куда и сколько послать миссионеров или специальных пионеров. Внутри «Вефиля» (так называют Свидетели Иеговы свои центры управления), есть внутреннее руководство, которое следит за работой всех существующих отделов:

Переводческий отдел — переводит журналы и книги с английского языка на местный.

Юридический отдел — занимается вопросами легальности организации и их отношениями со всеми государственными учреждениями.

Отдел чистоты — руководит всеми уборщиками и прачечной, а также следит за внутренним порядком всех комнат.

Отдел по связи с больницами — занимается установлением контактов с хирургами и анестезиологами, готовыми оперировать Свидетелей Иеговы без переливания крови.

Отдел литературы — следит за перебойным потоком литературы, которая печатается в Финляндии. Также работники этого отдела развозят литературу по собраниям и принимают новые заказы.

Отдел по организации обучения — занимается организацией «школ для пионеров» и «школ усовершенствования служения», «школ для старейшин» и «школ для служебных помощников».

Отдел учета — занимается бухгалтерией (информация засекречена).

Отдел строительства — ищет новые возможности для постройки новых залов для встреч. Покупает земли совместно с юридическим отделом и организовывает строительную программу.

Отдел питания — закупает продовольствие и готовит еду для всех работающих в Вефиле.

Отдел безопасности — назначает новых сторожей и следит за внутренней безопасностью.

Кроме всех этих отделов в Вефиле есть электрик, слесарь-авторемонтник, медсестра и другие специалисты, которые все являются крещеными членами организации.

В своей первой работе я перечислял внутренний распорядок Вефиля. С удовольствием его повторю. Живя в Вефиле, человек не имеет право: заводить любых животных в своей комнате, ходить в шортах, делать не более трех дырок в стенке, если есть желание повесить часы или картину, приходить очень поздно домой (т.е. в Вефиль), обсуждать установленный распорядок, говорить о недостатках старейшин. Не жениться (если бы я женился, моя карьера сразу бы закончилась), не вывешивать в комнате плакатов с героями фильмов, не носить одежду с надписями, не коллекционировать модели военной техники (я этим занимался с детства), не оставлять незаправленную кровать, перекрашивать стены, даже если они вам не нравятся, переставлять мебель и многое другое. Право выбирать, где и с кем жить, остается у комитета Вефиля, который состоит из трех братьев-иностранцев. Они назначают тебе место и соседа. Личные предпочтения необходимо оставить при себе. Хотя сами они живут в лучших комнатах со своими женами. Работающий человек не получает зарплаты, кроме карманных денег (когда я пришел туда ежемесячные карманные деньги составляли — 11 лат, затем 16, затем 25, потом подняли до 36, и сегодня я уже не знаю, т.к. не работаю, но видимо увеличение было (1 лат = 1,7 доллара США). Это информация секретная и нельзя о ней говорить никому, даже тем братьям, которые не работают в Вефиле. Каждую неделю есть возможность сдать в стирку любую одежду, и в течение недели она будет постирана, поглажена и приготовлена к выдаче. С едой обстоит дело также. Еда — пять раз в день лучшего качества, деликатесы каждый день. По выбору кофе, чай и салаты. Еду готовят члены Вефиля, которые работают на кухне. Есть те, кто закупает и привозит все необходимое. При мне мы однажды разгружали 3 поддона с кофе, который купили в Финляндии. 100 с лишним лат (170 долларов) уходило каждый день только на один сыр. Все оборудование, мебель, техника и другое закуплено и привезено из Финляндии. Меню финское. Стиль жизни — финский. Руководство почти все финское и шведское.

Если человек получает назначение или работу, у него нет права отказаться. Если он не успевает с поставленным для него графиком, он обязан остаться вечером или на ночь и выполнить работу, чего бы это ни стоило. После ночной работы дополнительный отдых не предусмотрен. Если человек после двухчасового сна проспал, ему делается строгое замечание. В случае повторного «рецидива» его увольняют. Замечание или выговор делают старейшины, которые обычно ночью спят, вместе со своими женами, когда другие члены могут работать. Со мной такое происходило часто. Если человек заявляет, что у него нет сил, но он хочет дальше работать в Вефиле, то это приговор на увольнение. Если у супружеской пары появляется ребенок, еще до его рождения они увольняются. Если молодой неженатый брат начинает ухаживать за незамужней сестрой, но еще решение о женитьбе не принято, их обоих увольняют, мол, это не место для женитьбы. Если кто-то один раз что-то украл, его увольняют на следующий день. Если у кого-то нашли порнографический журнал, его увольняют на следующий день. Если неженатый брат остался наедине с любой сестрой, и кто-то это увидел и доложил, — а увидевший обязан доложить, — и даже если между ними ничего не произошло, они увольняются. Если член семьи Вефиля болен и лежит в своей комнате, когда приходит сестра-уборщица, он обязан встать и выйти из помещения. Если человек болен настолько сильно, что не может встать, к сестре-уборщице представляют другую сестру, которая проконтролирует эту ситуацию. Чистота важнее всего.

Пользоваться лифтом можно, только если человек работает в Вефиле более пяти лет. В столовой во главе стола сестра сидеть не может, а только с краю стола. Каждое утро в 7:00 по местному времени, во всех Вефилях происходит изучение отрывка из журнала «Сторожевая Башня». Есть список дающих свои комментарии. Комментарий не должен превышать две минуты. Комментарий должен полностью совпадать с вероучением Свидетелей Иеговы. Инакомыслие пресекается мгновенно. Понимание Библии, только через трактовку журнала «Сторожевая Башня». Дополнительные источники, такие как энциклопедии и справочники можно использовать, если Общество где-либо ссылалось на них, считая их правильными, но лучше этим не рисковать, уволят. Во время работы запрещается разговаривать на любые темы, кроме как о работе или методах исполнения этой работы (иногда мы все общались с русскими братьями, даже когда приходил иностранец-надзиратель, он все равно не понимал о чем мы говорим. Главное не использовать в этом разговоре религиозную терминологию типа: «Бог», «Иисус», «Свидетели Иеговы» и т.п., в противном случае заподозрят и обвинят в болтовне в рабочее время).

Рассмотрев вкратце некоторые внутренние законы и уставы Общества Сторожевой Башни, а также деятельность «пионеров», «миссионеров», «специальных пионеров» и «члена семьи Вефиль», можно сделать некоторые выводы об управлении и сущности этой религиозной организации. Я не стану здесь навязывать вам свое мнение и выводы, вы их сделаете сами.

Цели свидетелей иеговы

Для этого отрывка видео нет.

Извините, при загрузке видео произошла ошибка.

  • Как финансируется деятельность Свидетелей Иеговы?
  • Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога

Глава 21

Как финансируется деятельность Свидетелей Иеговы?

ОЧЕВИДНО, что деятельность Свидетелей Иеговы была бы невозможна без денежных средств. Деньги нужны для строительства Залов Царства, Залов конгрессов, филиалов, типографий и вефильских комплексов, а также для их обслуживания. Издание и распространение литературы для изучения Библии тоже требует расходов. Как же все это финансируется?

Недоброжелатели публично высказывают на этот счет пустые домыслы. Но рассмотрение фактов подтверждает то, что об этом говорят сами Свидетели Иеговы. А именно, что основную часть работ выполняют добровольцы, которые не ожидают и не желают, чтобы их труд оплачивался, а организационные расходы покрываются за счет добровольных пожертвований.

«Вход свободный. Никаких денежных сборов»

Уже во втором номере «Сторожевой башни», за август 1879 года, брат Расселл отметил: «Мы верим, что издание „Сионской сторожевой башни“ поддерживает ИЕГОВА, и поэтому мы никогда не будем ни умолять, ни просить о помощи людей. Если Сказавший: „Мое серебро и Мое золото“ — не будет обеспечивать нас необходимыми средствами, мы поймем, что издание журнала пора прекратить». В согласии с этими словами, Свидетели Иеговы не выпрашивают денег через свою литературу.

Не делают они этого и на своих встречах. Ни в собраниях, ни на конгрессах никогда не услышишь эмоциональных призывов жертвовать деньги. По рядам не передаются подносы, среди верующих не распространяются предназначенные для денег конверты, и к членам собрания не обращаются с письменными просьбами о пожертвованиях. Для пополнения кассы собрания никогда не прибегают к лотереям и таким азартным играм, как бинго. Еще в 1894 году, когда Общество Сторожевой Башни выслало разъездных ораторов, было опубликовано следующее объявление: «Да будет известно всем, что Общество не организовывает и не одобряет ни денежные сборы, ни другие виды выпрашивания денег».

С самого начала современной истории Свидетелей Иеговы в их информационные листки и в другие печатные приглашения на встречи включалась надпись: «Вход свободный. Никаких денежных сборов».

С начала 1914 года Исследователи Библии стали арендовать театры и другие помещения для показа «Фотодрамы творения». Приглашались все желающие. Драма состояла из четырех частей общей продолжительностью восемь часов. Она представляла собой сочетание кинокадров со слайдами, причем с изображением был синхронизирован звук. Только за первый год драму посмотрели миллионы людей в Северной Америке, Европе, Австралии и Новой Зеландии. И хотя владельцы некоторых театров требовали оплачивать забронированные места, Исследователи Библии никогда не брали платы за вход и не проводили денежных сборов.

Позднее Общество Сторожевой Башни более 30 лет пользовалось нью-йоркской радиостанцией WBBR. Для трансляции библейских передач Свидетели Иеговы также пользовались услугами сотен других радиостанций. Но в своих радиовыступлениях они никогда не выпрашивали денег.

Откуда же поступают пожертвования на деятельность Свидетелей?

Пожертвования добровольны

Образцом для Свидетелей Иеговы является Библия. По Моисееву закону одни пожертвования были добровольными, другие — обязательными. К последним относилась уплата десятины, или десятой части (Исх. 25:2; 30:11—16; Чис. 15:17—21; 18:25—32). Но Библия также показывает, что Христос исполнил Моисеев закон и Бог этот Закон отменил, поэтому христиане не связаны предписаниями Закона. Они не платят десятину и вообще не обязаны делать какие бы то ни было пожертвования оговоренных размеров или в установленное время (Матф. 5:17; Рим. 7:6; Кол. 2:13, 14).

Вместо этого христиане побуждаются развивать дух щедрости и готовности делиться, подражая прекрасному примеру Иеговы и его Сына, Иисуса Христа (2 Кор. 8:7, 9; 9:8—15; 1 Иоан. 3:16—18). Так, в отношении пожертвований апостол Павел писал собранию в Коринфе: «Пусть каждый поступает, как он решил в своем сердце, не с неохотой или по принуждению, потому что Бог любит радостного дарителя». По словам апостола, когда коринфяне узнавали о чьей-либо нужде, это позволяло «испытать искренность. [их] любви». Павел также добавил: «Если есть готовность, то она принимается с особой благосклонностью судя по тому, что у человека есть, а не по тому, чего у него нет» (2 Кор. 8:8, 12; 9:7).

В свете этого любопытно замечание Тертуллиана (ок. 155 — после 220 года н. э.) в отношении встреч, которые проводили его современники, старавшиеся жить по-христиански. Он писал: «Если и есть у нас некоторое подобие денежного ящика, то он набирается не из взносов за почетное звание, словно религия отдана на откуп. В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние, так как к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно» («Апология», глава XXXIX, 5). Однако в последующие века церкви для финансирования своей деятельности стали прибегать ко всем мыслимым способам получения денег.

Чарлз Тейз Расселл не подражал церквям. Он писал: «По нашему мнению, деньги, полученные путем всякого рода попрошайничества, совершаемого во имя нашего Господа, отвратительны, неприемлемы для него и не принесут Божьего благословения ни дарителям, ни делу, для которого выпрашиваются».

Брат Расселл не заискивал перед состоятельными людьми; более того, он ясно показал, что, в согласии с Писанием, большинство членов народа Господа будут бедными в мире, но богатыми верой (Матф. 19:23, 24; 1 Кор. 1:26—29; Иак. 2:5). Он подчеркивал не то, что для распространения библейской истины нужны деньги, а то, что важно развивать дух любви, щедрости и готовности помогать другим, причем главная помощь состоит в том, чтобы делиться с ними истиной. Тем, кто умел зарабатывать деньги и полагал, что, посвящая себя бизнесу, они смогут больше жертвовать, брат Расселл советовал ограничить свою коммерческую деятельность и посвящать распространению истины свои силы и время. Такой точки зрения Руководящий совет Свидетелей Иеговы придерживается и сегодня*.

Сколько люди жертвуют на практике? Это личное дело каждого. Однако нужно отметить, что Свидетели Иеговы жертвуют не только материальные средства. На областных конгрессах 1985—1986 годов обсуждалась тема «Чти Иегову от имения твоего» (Прит. 3:9). Подчеркивалось, что «имение» включает в себя не только материальные ценности, но и физические, умственные и духовные способности.

Еще в 1904 году брат Расселл отметил, что человек, который всецело посвятил себя Богу, «уже отдал Господу все, что имеет». Поэтому теперь ему следует «считать себя поставленным Господом управителем над своим временем, влиянием, деньгами и всем остальным, и каждому следует прилагать все силы, чтобы употребить эти таланты с наибольшей отдачей, во славу Господина». Брат Расселл добавил, что «по мере того как в человеке, благодаря познанию Истины и постижению ее духа, изо дня в день растет любовь и ревность к Господу, он», руководствуясь мудростью свыше, «будет посвящать служению Истине все больше времени, употреблять все больше своего влияния и отдавать все больше из того, что находится в его распоряжении» («Исследования Писания», том «Новое творение», с. 344, 345).

В те ранние годы Общество Сторожевой Башни учредило Издательский фонд Башни. Связанные с ним интересные подробности приводились на обороте бланка, которым иногда пользовался брат Расселл: «Данный фонд составляют добровольные пожертвования тех, кто питается и укрепляется „пищей вовремя“, которая по всему миру раздается святым через названные выше издания [Общества Сторожевой Башни], служащие Божьими средствами.

Данный фонд служит цели регулярно и бесплатно рассылать тысячи экземпляров „СИОНСКОЙ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ“ и трактатов „СТАРОЕ БОГОСЛОВИЕ“, которые более всего подходят для начинающих читателей. Фонд также содействует распространению томов „РАССВЕТА МИЛЛЕНИУМА“ в мягкой обложке, поддерживая тех, кто желает их разносить, а именно разносчиков книг и других. Часть этих средств составляет „фонд для бедных“. Всякий из детей Господа, кто по возрасту, по болезни или по другой причине не может позволить себе подписку на „СТОРОЖЕВУЮ БАШНЮ“, получает этот журнал бесплатно, если в начале каждого года высылает письмо или открытку с просьбой об этом и с объяснением своей неплатежеспособности.

Пополнять данный фонд никого никогда не просят: пожертвования должны быть исключительно добровольными. Мы напоминаем своим читателям о словах Апостола (1 Кор. 16:1, 2) и подтверждаем их, говоря, что те, кто могут жертвовать и жертвуют на распространение истины, непременно получат духовные благословения».

Всемирная деятельность Свидетелей Иеговы по провозглашению благой вести о Царстве Бога и сегодня осуществляется за счет добровольных пожертвований. Кроме самих Свидетелей, средства дарят многие благодарные интересующиеся, которые почитают за честь поддерживать эту христианскую деятельность.

Финансирование помещений для проведения встреч

В каждом собрании Свидетелей Иеговы есть ящики для пожертвований, в которые при желании и возможности можно опустить любую сумму. Это личное дело каждого человека, и, как правило, никто не знает, сколько он жертвует. Это остается между ним и Богом.

Никому из Свидетелей не платят зарплату за их служение, однако содержание помещений для встреч требует расходов. Чтобы расходы покрывались, о них должны знать члены собрания. Однако более 70 лет назад в «Сторожевой башне» отмечалось, что объявления относительно пожертвований не должны носить умоляющий или принудительный характер. Они должны сводиться к ясному и честному изложению фактов. Как и предполагает такой подход, на встречах собрания финансовые вопросы обсуждаются редко.

Однако иногда возникают особые потребности. Допустим, планируется отремонтировать или расширить Зал Царства или даже построить новый. Чтобы выяснить, на какую сумму можно рассчитывать, старейшины могут попросить членов собрания написать на листочках бумаги, сколько каждый из них сможет пожертвовать на проект или ссудить собранию на несколько лет. Кроме того, старейшины могут попросить отдельных лиц и семьи написать на листочках бумаги, сколько они, благодаря благословению Иеговы, смогли бы жертвовать еженедельно или ежемесячно. Все данные анонимны, а эти листочки не являются долговыми обязательствами. Они лишь позволяют осуществлять тщательное планирование (Луки 14:28—30).

Собрание в городе Тарма (Либерия) получило необходимые средства иным способом. Пока один Свидетель в течение года рубил деревья и распиливал их на доски, чтобы выручить деньги на строительство зала, рис на его поле выращивали другие члены собрания. Собранию в Парамарибо (Суринам) нужно было купить только стройматериалы, так как землю под Зал Царства пожертвовала одна сестра. Она лишь попросила перенести ее дом на край участка. В столице Японии, Токио, очень высокие цены на недвижимость, и местным собраниям нелегко приобретать участки под Залы Царства. Поэтому несколько семей предложили участки, на которых стояли их дома, с единственной оговоркой: когда на их участке будет построен Зал Царства, им предоставят квартиру на верхнем этаже.

Собрания росли и делились, и те из них, что располагались поблизости, часто помогали друг другу с Залом Царства. Но одного духа взаимопомощи было мало. Цены на недвижимость и расценки на строительные работы стремительно повышались, и по отдельности собрания зачастую не могли найти достаточно средств. Что можно было предпринять?

На областном конгрессе 1983 года «Единство Царства» Руководящий совет объявил о введении программы, основанной на принципе из 2 Коринфянам 8:14, 15. Эти стихи поощряют, чтобы избыток одних восполнял недостаток других и чтобы «была равномерность». Благодаря этому бедность не мешает малоимущим служить Иегове.

Все собрания призывались установить ящики с надписью: «Фонд Общества по строительству Залов Царства». Собранные в них средства предназначались только для этой цели. Таким образом деньги, жертвуемые по всей стране, восполняли недостаток тех собраний, которые остро нуждались в Зале Царства, но которым условия местных банков не позволяли взять ссуду. Проведя исследование с целью выяснить, какие собрания нуждаются в Зале Царства больше всего, Общество стало выделять им из этого фонда средства на строительство или приобретение зала. Фонд пополнялся как за счет пожертвований, так и за счет возврата займов (в странах, где это было возможно), и помощь получали все новые и новые собрания.

Впервые эта программа начала действовать в США и Канаде, а затем охватила более 30 стран Европы, Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. К 1992 году только в восьми из этих стран средства были выделены на 2 737 Залов Царства для 3 840 собраний.

Руководящий совет старался организовать помощь даже в тех странах, где эта программа не действовала, но где ощущалась острая необходимость в Залах Царства и где средств на них не хватало. Так была достигнута равномерность, чтобы те, у кого было мало, не имели слишком мало.

Средства на расширение всемирного главного управления

Работа всемирного главного управления тоже связана с затратами. После Первой мировой войны Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов решило, что печатать и переплетать книги целесообразнее своими силами. От имени частных лиц, служителей Иеговы, было закуплено необходимое оборудование. Вместо того чтобы платить за производство книг какой-нибудь компании, Общество направляло сэкономленные деньги на погашение кредита, взятого для покупки оборудования. Выпускать литературу стало дешевле, и цены, по которым предлагалась значительная ее часть, снизились примерно наполовину. Все это предпринималось не для обогащения Общества Сторожевой Башни, а для содействия проповеди благой вести.

Через несколько лет стало очевидно, что для поддержания всемирного дела проповеди необходимо расширить главное управление. С ростом организации и усилением проповеднической деятельности возникала потребность в новых помещениях. За средствами для расширения и оснащения административных и производственных площадей главного управления, а также вспомогательных сооружений в Нью-Йорке и его пригородах Общество обращалось не в банки, а к братьям. Это делалось нечасто: всего 12 раз за 65 лет.

Свидетели Иеговы никогда не прибегали к попрошайничеству. Всем, кто желал жертвовать, сообщали о такой возможности. Тем, кто предпочитал одалживать свои средства, гарантировалось, что в случае непредвиденных обстоятельств и денежных затруднений заем будет возвращен им по первому требованию. Так Общество старалось избежать причинения ущерба отдельным братьям и собраниям, которые любезно предоставляли средства. Благодаря пожертвованиям Свидетелей Иеговы Общество всегда могло выплатить все займы. Такая финансовая поддержка не воспринимается как должное. Насколько возможно, в письмах или как-то иначе за нее выражается благодарность.

Деятельность организации финансируется не за счет группы состоятельных дарителей. Бо́льшую часть средств жертвуют те, кто живет скромно, причем многие из них довольствуются совсем немногим. Жертвуют и дети, которые хотят внести свою лепту в поддержание дела Царства. Всех этих людей переполняет благодарность Иегове за его доброту, и они желают помочь другим узнать о благословениях, которые он в своем милосердии дарует людям. (Сравните Марка 12:42—44.)

Средства на расширение филиалов

По мере того как растет дело проповеди о Царстве в разных частях мира, возникает необходимость в расширении филиалов Общества. Филиалы расширяются под надзором Руководящего совета.

Так, после рассмотрения рекомендаций, поступивших из филиала в Германии, в 1978 году было решено найти подходящий участок и построить новый комплекс. Смогут ли немецкие Свидетели сами покрыть все расходы? Такую возможность им предоставили. К 1984 году в Зельтерсе, расположенном на западе горной системы Таунус, был построен новый комплекс. По сообщению филиала, «десятки тысяч Свидетелей Иеговы — богатых и бедных, молодых и пожилых — пожертвовали на новые здания миллионы долларов. Благодаря их щедрости, на протяжении строительства ни разу не понадобилось обращаться за ссудами к мирским кредиторам или брать в долг». Более того, приблизительно каждый седьмой Свидетель из ФРГ принимал непосредственное участие в строительстве в Зельтерсе.

В других странах тоже были необходимы филиалы для руководства делом проповеди и издания библейской литературы на местных языках, однако из-за экономических условий или финансового положения Свидетелей построить их было очень трудно или вообще невозможно. Братьям в таких странах позволялось сделать все, что в их силах (2 Кор. 8:11, 12). Но нехватка средств в стране не должна препятствовать распространению вести о Царстве на ее территории, если требуемые суммы можно взять где-то еще.

Поэтому, в то время как местные Свидетели оказывают посильную поддержку, во многих регионах филиалы строятся в значительной степени за счет пожертвований, посылаемых Свидетелями Иеговы из других стран. Так были построены крупные комплексы в ЮАР (1987 год), Нигерии (1990 год) и на Филиппинах (1991 год). Подобным образом были найдены средства для типографии в Замбии, строительство которой в 1992 году еще продолжалось. Так же финансировались и многие стройки меньших размеров: в 1985 году был построен филиал в Индии; в 1986 году — в Чили; в 1987 году — в Коста-Рике, Эквадоре, Гайане, Гаити и Папуа—Новой Гвинее; в 1988 году — в Гане; в 1989 году — в Гондурасе.

Однако в некоторых странах братья были удивлены, увидев, чего они могут достичь сами благодаря благословению Иеговы и совместным усилиям. Так, в начале 1980-х годов филиал в Испании планировал расширение своего комплекса. За необходимыми средствами филиал обратился к Руководящему совету. Но поскольку в то время приходилось покрывать другие крупные расходы, оказать помощь было невозможно. Но что, если предложить испанским Свидетелям самим оплатить строительство? Смогут ли они это сделать при своих относительно невысоких доходах?

Собраниям страны объяснили ситуацию. Они охотно откликнулись, пожертвовав драгоценные камни, кольца и браслеты, которые могли быть проданы. Когда пожилую сестру спросили, действительно ли она хочет отдать свой массивный золотой браслет, она ответила: «Брат, пользы от него будет куда больше, если он пойдет на строительство нового Вефиля, чем если останется на моем запястье». Другая пожилая Свидетельница достала из тайника под полом пачку обветшавших банкнот, пролежавших там не один год. Супружеские пары жертвовали деньги, отложенные на отпуск. Дети высылали свои сбережения. Один юный брат отдал на строительство филиала деньги, которые копил на гитару. Подобно израильтянам во время сооружения скинии, испанские Свидетели щедро и с готовностью жертвовали столько, сколько необходимо (Исх. 35:4—9, 21, 22). Они также вызывались помочь в строительстве — одни на постоянной основе, другие во время отпуска, третьи на выходных. Тысячи добровольцев приезжали со всей Испании. Свидетели из Германии, Швеции, Великобритании, Греции, США и многих других стран помогли им закончить это на первый взгляд невыполнимое дело.

Приносит ли литература прибыль?

В 1992 году библейскую литературу издавали во всемирном главном управлении и 32 филиалах по всему миру. Свидетели Иеговы обеспечивались огромным количеством публикаций, предназначенных для распространения. Однако все это делалось не ради получения прибыли. Решая, на каких языках выпускать литературу и в какие страны ее отправлять, Свидетели руководствовались не коммерческими соображениями, а стремлением выполнять дело, которое Иисус Христос поручил своим последователям.

Уже в первом выпуске «Сторожевой башни», увидевшем свет в июле 1879 года, сообщалось, что те, кто не может позволить себе подписку (в то время годовая подписка стоила 50 центов), могут написать и попросить о бесплатной доставке журнала. Главной целью было помочь людям узнать о грандиозном замысле Иеговы.

С этой целью начиная с 1879 года было распространено огромное количество бесплатной литературы. С 1881 года Исследователи Библии бесплатно роздали приблизительно 1 200 000 экземпляров публикации «Пища для мыслящих христиан» — в виде 162-страничной книги или издания газетного формата. В последующие годы было издано множество публикаций разного размера. Большинство из них (буквально сотни миллионов) были розданы бесплатно. Со временем распространялось все больше трактатов и других публикаций. В отчете за один только 1915 год сообщалось, что для бесплатного распространения по всему миру было предоставлено 50 миллионов трактатов примерно на 30 языках. За счет чего финансировалась вся эта деятельность? Главным образом за счет добровольных пожертвований, внесенных в Издательский фонд Общества.

В первые десятилетия истории Общества некоторые издания, например книги в твердом переплете объемом 350—744 страницы, предлагались за пожертвования, рекомендуемый размер которых был минимальным. Предлагая такую литературу, разносчики книг (полновременные проповедники того времени) называли сумму, которая составляла рекомендуемое пожертвование. Однако эти служители стремились не заработать деньги, а познакомить людей с важными библейскими истинами. Они хотели, чтобы люди читали литературу и чтобы она принесла им пользу.

Когда разносчики книг встречали бедных людей, они с готовностью предлагали им литературу даром, а пожертвования вносили сами. Однако было замечено, что многие охотнее читали книги, если что-нибудь за них жертвовали; кроме того, на собранные таким образом деньги можно было печатать больше литературы. Тем не менее, подчеркивая, что Исследователей Библии не интересует выгода, в «Бюллетене» — специальном издании Общества с указаниями для проповеднического служения — от 1 октября 1920 года говорилось: «Через десять дней после того, как ты разнес брошюры [объемом в 128 страниц], навести людей повторно и узнай, прочли ли они их. Если не прочли, то попроси вернуть брошюру и отдай деньги назад. Объясни, что ты не торгуешь книгами, а стремишься донести до каждого утешительную и радостную весть. Скажи, что если их не интересует то, что непосредственно их касается. то ты хотел бы дать эту публикацию тому, кому она будет интересна». Обнаружив, что иногда литературу читают другие члены семьи, Свидетели Иеговы отказались от такого подхода, но он лишний раз показывает, какова их истинная цель.

Долгие годы Свидетели Иеговы говорили, что «продают» литературу. Однако подобная формулировка вызывала недоразумения, и, начиная с 1929 года, от нее стали отходить. Слово «продавать» не подходило для описания их деятельности, так как они не занимались торговлей. Они не зарабатывали деньги, а проповедовали благую весть о Царстве Бога. По этой причине в 1943 году Верховный суд Соединенных Штатов постановил, что от Свидетелей Иеговы нельзя требовать приобретения лицензии на торговлю вразнос. Впоследствии канадский суд ссылался на доводы, изложенные в этом постановлении Верховного суда США*.

Во многих странах для Свидетелей Иеговы было обычным предлагать литературу за пожертвования. Сумма, которую они называли, была настолько скромной по сравнению с ценами на другие книги и журналы, что многие хотели пожертвовать больше. Однако организация прилагала немало усилий для ограничения рекомендуемой суммы пожертвований, чтобы миллионы небогатых людей, которые хотели бы иметь Библию или библейскую литературу, могли ее получить. Свидетели Иеговы упоминали о пожертвованиях не с целью обогащения организации.

Там, где распространение библейской литературы с упоминанием о пожертвованиях считается коммерческой деятельностью, Свидетели Иеговы охотно оставляют публикации каждому, кто проявляет неподдельный интерес и обещает их прочесть. Те, кто хочет поддержать библейскую просветительную деятельность, могут дать столько, сколько пожелают. Так, например, обстоят дела в Японии. В Швейцарии добровольные пожертвования не должны превышать определенной суммы за одну публикацию, поэтому если кто-то желает дать больше, Свидетели просто возвращают деньги или предлагают дополнительную литературу. Их цель не собирать деньги, а проповедовать благую весть о Царстве Бога.

В 1990 году средства массовой информации широко освещали скандалы, связанные с финансовыми делами некоторых конфессий христианского мира. Кроме того, власти некоторых стран все больше склонялись к тому, чтобы расценивать религиозную деятельность как способ получения прибыли. Ввиду этого Свидетели Иеговы предприняли изменения в своей деятельности, чтобы избежать любых недоразумений. Руководящий совет принял решение, что вся литература, которую Свидетели распространяют в США,— Библии, а также трактаты, брошюры, журналы и книги с комментариями к Библии,— будет распространяться без упоминания суммы пожертвования и будет предлагаться с единственным условием, что ее прочитают. Деятельность Свидетелей Иеговы ни в коем случае не коммерческая, и это решение еще больше подчеркнуло их отличие от конфессий, которые наживаются на религии. В то же время большинство людей понимают, что печатание подобной литературы требует средств, и тем, кто признателен Свидетелям за их услуги и желает поддержать их деятельность, объясняют, что всемирная библейская просветительная работа Свидетелей Иеговы поддерживается добровольными пожертвованиями. Свидетели с благодарностью принимают пожертвования, но никогда их не выпрашивают.

Те, кто участвует в проповедническом служении, делают это не ради выгоды. Наоборот, они жертвуют своим временем и сами покрывают свои транспортные расходы. Если кто-то проявляет интерес, Свидетели стараются посещать этого человека каждую неделю и совершенно бесплатно оказывают ему помощь в понимании Библии. Только любовь к Богу и к ближнему побуждает Свидетелей продолжать эту деятельность вопреки равнодушию и открытому противодействию.

За счет средств, поступающих во всемирное главное управление и в филиалы, не обогащаются ни организация в целом, ни отдельные лица — пожертвования расходуются на проповедование благой вести. В 1922 году в «Сторожевой башне» сообщалось, что из-за экономического спада в Европе книги Общества печатаются там в основном за счет главного управления в Америке и часто их распространяют за пожертвования, сумма которых ниже их себестоимости. Хотя сегодня у Свидетелей Иеговы есть типографии во многих регионах, некоторые страны, куда поставляется литература, не могут высылать за границу деньги для покрытия расходов. Щедрые добровольные пожертвования Свидетелей Иеговы из стран, где они имеют достаточно средств, помогают восполнять недостаток в странах, где Свидетели имеют мало.

Общество Сторожевой Башни всегда стремилось использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для проповедования благой вести. В 1915 году президент Общества Чарлз Тейз Расселл говорил: «Наше Общество не собирает себе сокровищ на земле. Наоборот, мы постоянно расходуем средства. Всем тем, что было послано нам Божьим провидением, причем без каких-либо сборов, мы стараемся распоряжаться мудро в согласии со Словом Господа и Его Духом. Много лет назад мы объявили, что, когда средства иссякнут, деятельность Общества будет соответственно сокращена, а если средств будет поступать больше, деятельность Общества будет расширяться». Подход Общества с тех пор не изменился.

Организация до сих пор использует доступные денежные средства, чтобы поддерживать служение разъездных надзирателей, которые укрепляют собрания и поощряют их участвовать в проповеди. Она продолжает направлять миссионеров и выпускников Школы усовершенствования служения в страны с особыми потребностями. Организация также использует все доступные денежные средства, чтобы посылать специальных пионеров туда, где весть о Царстве проповедуется мало или не проповедуется совсем. Как сообщалось в «Ежегоднике Свидетелей Иеговы» за 1993 год, в течение 1992 служебного года на эти нужды было потрачено 45 218 257,56 долларов США.

Не ищут собственной выгоды

Никто из членов Руководящего совета, сотрудников зарегистрированных объединений Общества и других видных деятелей организации не получает прибыли от деятельности Свидетелей Иеговы.

Вот что писал о Ч. Т. Расселле, который был президентом Общества Сторожевой Башни более 30 лет, один из его товарищей: «Чтобы определить, согласуется ли выбранный им путь с Писанием, а также чтобы продемонстрировать свою искренность, он решил убедиться в благоволении Господа следующим образом: 1) посвятить жизнь своему призванию; 2) вложить все состояние в продвижение дела Господа; 3) запретить денежные сборы на всех встречах; 4) когда иссякнет его состояние, продолжить дело; полагаясь только на добровольные пожертвования».

Вместо того чтобы обогащаться за счет религиозной деятельности, брат Расселл израсходовал на дело Господа все свои средства. После его смерти в «Сторожевой башне» отмечалось: «Все свое состояние он истратил на дело, которому посвятил жизнь. На личные расходы он получал лишь 11 долларов в месяц. После себя он не оставил никакого имущества».

Продолжателям дела Общества брат Расселл завещал: «Что касается вознаграждений, то, по моему мнению, было бы лучше всего и дальше придерживаться правила Общества, а именно: никто не должен получать жалования. Тем, кто каким-либо образом служит Обществу или поддерживает его деятельность, деньги должны выделяться лишь на необходимые расходы». Сотрудникам Вефилей, офисов и типографий, а также разъездным представителям Общества предоставлялись только пища, кров и скромная сумма на личные расходы, достаточная для удовлетворения насущных потребностей, но никому не полагались «средства. для сбережений». С тех пор ничего не изменилось.

Все, кто становятся специальными полновременными служителями во всемирном главном управлении Свидетелей Иеговы, дают обет нищеты, как это сделали члены Руководящего совета и другие члены семьи Вефиля в Бруклине. Это не означает, что они ведут безрадостную жизнь и лишены всяческих удобств. Всем специальным полновременным служителям независимо от положения предоставляется одинаково скромное питание, жилье и средства для покрытия личных расходов.

Таким образом, организация осуществляет свою деятельность, полностью полагаясь на помощь Бога. Как подлинное духовное братство, распространившееся по всей земле, Свидетели Иеговы — не по принуждению, а охотно — используют свои средства для выполнения дела, порученного им Иеговой, нашим великим небесным Отцом.

[Сноски]

Смотрите «Сторожевую башню» от 1 сентября 1944 года, с. 269, и от 15 декабря 1987 года, с. 19, 20 (на русском — от 15 мая 1988 года, с. 19, 20).

«Мердок против штата Пенсильвания», 319 U.S. 105 (1943); «Оделл против Трепанье», 95 C.C.C. 241 (1949).

[Вставка на странице 340]

«Общество не организовывает и не одобряет ни денежные сборы, ни другие виды выпрашивания денег»

[Вставка на странице 342]

Главная цель — делиться истиной с другими

[Вставка на странице 343]

Ясное и честное изложение фактов

[Вставка на странице 344]

Собрания помогают друг другу со строительством Залов Царства

[Вставка на странице 345]

Бо́льшую часть средств жертвуют те, кто живет скромно

[Вставка на странице 348]

Много литературы предлагалось бесплатно — за чей счет?

[Вставка на странице 349]

Они охотно оставляют публикации каждому, кто проявляет неподдельный интерес и обещает их прочесть

[Вставка на странице 350]

На что расходуются пожертвованные деньги?

[Вставка на странице 351]

«Все свое состояние он истратил на дело, которому посвятил жизнь»

[Рамка на странице 341]

Бог не просит подаяния

«Тот, кто говорит: „Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор“ (Пс. 49:12, 9, 10), в состоянии поддерживать свое великое дело, не выпрашивая средства ни у этого мира, ни у своих детей. Также он не будет принуждать своих детей жертвовать чем-нибудь ради служения ему, и он не будет принимать от них ничего, кроме радостных, добровольных дарений» («Сионская сторожевая башня» за сентябрь 1886 года, с. 6).

[Рамка на странице 347]

Пожертвования не всегда бывают в форме денег

Свидетели с самого севера штата Квинсленд (Австралия) приготовили и послали на стройку Общества Сторожевой Башни в Сиднее четыре полуприцепа первосортных пиломатериалов, которые оценивались в 60 000—70 000 австралийских долларов.

Когда расширялась типография Общества Сторожевой Башни в Иландсфонтейне (ЮАР), позвонил брат-индиец и попросил, чтобы у него забрали в качестве пожертвования 500 мешков цемента (по 50 килограммов каждый), в то время как в стране ощущалась острая нехватка этого стройматериала. Другие на время предлагали Обществу свои грузовики. Одна африканская сестра оплатила поставку 15 кубометров строительного песка.

Когда в Эммене (Нидерланды) строился новый филиал, было пожертвовано огромное количество инструментов и рабочей одежды. Одна сестра, несмотря на тяжелое заболевание, за зиму успела связать всем работникам по паре шерстяных носков.

Строительные материалы для нового филиала и типографии в Лусаке (Замбия) были приобретены за счет Свидетелей из других стран. Те виды стройматериалов и оборудования, которые нельзя было достать на месте, были привезены в Замбию в качестве пожертвований.

В 1977 году Свидетель в Эквадоре пожертвовал участок земли площадью 34 гектара. На нем построили Зал конгрессов и новый филиал.

В Панаме местные Свидетели проявили гостеприимство и разместили добровольцев у себя дома. Некоторые, у кого были автобусы, предоставили транспорт, другие помогли организовать на стройплощадке 30 000 обедов.

Для работников на строительстве в Арбуге (Швеция) одно собрание испекло и послало 4 500 булочек. Другие посылали мед, фрукты и джем. Фермер, живший неподалеку от стройки, хотя и не был Свидетелем, прислал две тонны моркови.