Дефицит федерального бюджета и источники его финансирования

Дефицит бюджета и источники его покрытия

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  1. внутренние источники: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  2. внешние источники: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств, банков и фирм иностранных государств, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ могут быть:

  1. внутренние источники: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;
  2. внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В области политики финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:

  1. продолжать курс неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;
  2. увеличивать долю бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;
  3. координировать выпуск федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.

Дефицит федерального бюджета и источники его финансирования

14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме 13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублей направляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определения параметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх . = Дох . с обст . + Дох . ф ин. пом . + Деф . =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определенную выше сумму местному самоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах :

— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

— поступления от продажи муниципального имущества;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Дж.М. Кейнс* в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. И наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Именно такая форма бюджетного дефицита захлестнула Россию.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Он обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2—3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, и в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

В настоящее время, несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации остается резко дефицитным.

В соответствии со ст. 92 п. 3. Бюджетного кодекса РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются (ст. 94 БК РФ):

а) кредиты Российской Федерации от кредитных организаций в валюте РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

В области политики финансирования дефицита федерального бюджета основные задачи заключаются в следующем:

1) в продолжении курса неинфляционного покрытия бюджета при систематическом сокращении объема внешних заимствований;

2) в увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе путем привлечения средств предприятий, организаций, иных инвесторов, а также населения;

3) в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности финансового рынка внутри страны.

Глава 13. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Статья 89. Государственные заимствования Российской Федерации
Государственные заимствования Российской Федерации — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
См. статью 89 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 90. Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации, муниципальные заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
См. статью 90 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 91. Исключена.

Статья 92. Дефицит бюджета
1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 — 5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.
См. статью 92 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 93. Источники финансирования дефицита бюджета
1. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
2. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
См. статью 93 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
См. статью 94 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
См. статью 95 настоящего Кодекса с комментариями

Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
См. статью 96 настоящего Кодекса с комментариями

65. Сущность, содержание дефицита федерального бюджета, источники его финансирования.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Превышение расходов бюджета над его доходами – это дефицит бюджета, а превышение доходов бюджета над его расходами – профицит.

Причины дефицита бюджета:

— рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

— ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (спад производства, низкая производительность труда и т.д.).

— кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Пределы бюджетного дефицита:

— дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета;

— дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

— дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Пути уменьшения дефицита бюджета:

— использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета,

— введение процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств, определения оптимальных сроков осуществления расходов;

— увеличение доходов (налогов), мобилизации резервов роста бюджетных доходов;

— государственные займы – заимствование денег у международных организаций, международного банка и т.д.;

— контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказанием финансовой помощи другим бюджетам и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета:

1. Источники внутреннего финансирования:

— государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

— кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

— бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

— кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета и т.д.

2. Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

— государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

— кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

— кредиты кредитных организаций в иностранной валюте и т.д.

Финансовый резерв – денежные ресурсы, резервируемые государством для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей, в основном пиковых платежей по внешнему долгу. Источниками образования финансовых резервов являются свободные остатки средств на счетах Федерального Казначейства по состоянию на начало года; доходы от приватизации и продажи части государственных запасов; поступления от внешнеэкономической деятельности.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета. Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами. Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом:

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно: кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.)).

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции.

§ 28. Дефицит бюджета и источники

В некоторых
случаях дефицит бюджета может быть и необходимым явлением,
поскольку нехватка средств будет способствовать постоянному
изысканию новых источников доходов и сокращению в первую
очередь неэффективных расходов, т.е. государство будет более
внимательно относиться к системе доходов и расходов и активи­
зировать в этом направлении финансовую деятельность. Однако
при превышении расходов над доходами более чем на 20 процен­
тов могут наступить негативные явления — спад производства,
инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной
валюты и др. До этого параметра государство может применять раз­
личные методы преодоления дефицита. Свидетельство тому — по­
стоянный дефицит бюджета (в размере от 5 до 15 процентов)
во многих экономически развитых странах, таких как США, Ита­
лия, Германия, Япония и др. В 1997 г. в Европейском Союзе было
принято решение, что дефицит стран-участниц ЕС не должен
превышать 3 процентов валового внутреннего продукта1.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­
ции размер дефицита федерального бюджета утверждается феде­
ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­
совый год и плановый период и не может превышать размер не­
нефтегазового дефицита федерального бюджета. При этом ненеф­
тегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать
4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внут­
реннего продукта2.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, ут­
вержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете
на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего
годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации
без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого
осуществляются меры по контролю за организацией исполнения
бюджета или проводится внешняя проверка годового отчета об
исполнении бюджета Счетной палатой Российской Федерации или
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, дефицит
1 Валовый внутренний продукт (ВВП) — показатель, выражающий исчис­
ленную в рыночных ценах совокупность конечного продукта (продукции, това­
ров и услуг), созданного в течение года внутри страны (см.: Современный фи­
нансово-кредитный словарь. — М., 2005).
2 Положение о допустимом размере ненефтегазового дефицита вступает в
силу с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ).

бюджета не может превышать 10 процентов утвержденного обще­
го годового объема доходов без учета объема безвозмездных по­
ступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской
Федерации о бюджете в составе источников финансирования де­
фицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм
участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Рос­
сийской Федерации, и снижения средств на счетах по учету средств
бюджета дефицит бюджета субъекта Российской Федерации мо­
жет превышать установленные ограничения в пределах суммы ука­
занных поступлений.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный норматив­
ным актом (решением) представительного органа местного само­
управления о бюджете на соответствующий год, не может превы­
шать 10 процентов годового объема доходов местного бюджета без
учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.
Для муниципального образования, в отношении которого осу­
ществляются меры по контролю за организацией исполнения
бюджета со стороны контрольных органов субъекта Российской
Федерации дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов
утвержденного общего годового объема доходов местного бюдже­
та без учета безвозмездных поступлений и поступлений налого­
вых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение по данным годового отчета об исполнении соот­
ветствующего бюджета установленных размеров дефицита бюд­
жетов является нарушением бюджетного законодательства Рос­
сийской Федерации и влечет применение мер принуждения, пре­
дусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
делятся на два вида: внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся:
1) разница между средствами, поступившими от размещения
государственных ценных бумаг Российской Федерации, номиналь­
ная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации,
и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между средствами, полученными от возврата бюд­
жетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов
(заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой пре­
доставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств
целевых иностранных кредитов (заимствований);
3) разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кре­
дитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюд­
жетами бюджетной системы Российской Федерации;
4) разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредит­
ных организаций;

5) разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами между­
народных финансовых организаций;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств фе­
дерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
7) иные источники внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета (поступления от продажи акций, находя­
щихся в собственности Российской Федерации, поступления от
реализации государственных запасов драгоценных металлов и дра­
гоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приоб­
ретение и др.).
Внешние источники выступают в следующих формах:
1) разница между средствами, поступившими от размещения
государственных займов, которые осуществляются путем выпуска
государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации
и номинальная стоимость которых указана в иностранной валю­
те, и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных госу­
дарств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования),
с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета рос­
сийским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погаше­
ния государственного внешнего долга Российской Федерации,
международных финансовых организаций, иностранных юриди­
ческих лиц;
3) разница между полученными и погашенными Российской
Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных органи­
заций;
4) иные источники внешнего финансирования дефицита фе­
дерального бюджета.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также
приобретение им государственных и муниципальных ценных бу­
маг при их размещении не могут быть источниками финансирова­
ния дефицита соответствующего бюджета.
Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый период общий объем
источников финансирования дефицита федерального бюджета, не
связанных с использованием средств Резервного фонда, не может
превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего про­
дукта (ВВП), указанного в соответствующем федеральном законе
о федеральном бюджете.

Однако это ограничение может быть пре­
вышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного
фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном
финансовом году.
Финансирование дефицита бюджета субъектов Российской
Федерации осуществляется также за счет внутренних и внешних

источников, а местных бюджетов только за счет источников внут­
реннего финансирования.
В целях преодоления дефицита бюджета и обеспечения сбалан­
сированности федерального бюджета в его структуре образуются
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Формирова­
ние этих фондов осуществляется за счет нефтегазовых доходов фе­
дерального бюджета, которые состоят из поступлений от уплаты:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­
ного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из
нефти.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального
бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в це­
лях осуществления нефтегазового трансферта в случае недоста­
точности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения.
Нефтегазовый трансферт — это часть средств федерального бюд­
жета, используемая для финансирования ненефтегазового дефи­
цита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый де­
фицит возникает при превышении расходов федерального бюд­
жета в соответствующем финансовом году над объемом доходов
без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета1 и доходов
от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих
поколений.
Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов в
объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового
трансферта при условии, что накопленный объем фонда не пре­
вышает его нормативной величины и доходов от управления сред­
ствами Резервного фонда. Так, объем нефтегазового трансферта
на 2009 год утвержден в сумме 2,1 трлн рублей, а нормативная
величина Резервного фонда в сумме 3,9 трлн рублей2. Федераль­
ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период может быть предусмотрено использование
средств фонда на досрочное погашение государственного внешне­
го долга Российской Федерации. При этом Министерству финан­
сов Российской Федерации предоставлено право в ходе исполне­
ния федерального бюджета использовать средства Резервного фон­
да на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае
недостаточности для его осуществления фактически поступивших
1 В общем объеме доходов федерального бюджета Российской Федерации доля
нефтегазовых доходов по-прежнему высока и составит в 2008 г. 36,6 %, в 2010 г.
прогнозируется ее снижение до 28,4 %. — Примеч. авт.
2 См. ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законо­
дательства Российской Федерации. — 2007. — № 31. — Ст. 3995.

в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых до­
ходов федерального бюджета. Внесение изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете в этом случае не требуется.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть
средств федерального бюджета, подлежащих обособленному уче­
ту и управлению. Формируется Фонд национального благососто­
яния за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем ут­
вержденный на соответствующий финансовый год объем нефте­
газового трансферта1, в случае если накопленный объем средств
фонда достигает или превышает его нормативную величину, а
также доходы от управления средствами фонда.
Целью управления средствами Резервного фонда является обес­
печение сохранности его средств и стабильного уровня доходов от
его размещения в долгосрочной перспективе. При управлении сред­
ствами указанного фонда в целях обеспечения стабильного уров­
ня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допус­
кается возможность получения отрицательных финансовых резуль­
татов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервно­
го фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется
Министерством финансов Российской Федерации в порядке, ус­
тановленном Правительством Российской Федерации. Отдельные
полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут
осуществляться Центральным банком Российской Федерации, а
Фонда национального благосостояния — Центральным банком
Российской Федерации и специализированными финансовыми
организациями в соответствии с договорами, заключаемыми
Минфином России в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Средства резервного фонда могут размещаться в иностранную
валюту и следующие виды финансовых активов, номинирован­
ных в иностранной валюте:
1) долговые обязательства иностранных государств и иност­
ранных государственных агентств;
2) долговые обязательства международных финансовых орга­
низаций в виде ценных бумаг;
3) депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Все средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Ре­
зервного фонда и Фонда национального благосостояния учитыва­
ются на отдельных счетах по учету средств федерального бюдже­
та, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке
Российской Федерации. Операции с нефтегазовыми доходами фе-
1 До 1 января 2011 г. объем нефтегазового трансферта утверждается федераль­
ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период в размере, не превышающем в 2008 г. — 6,1 % прогнозируемого объема
валового внутреннего продукта, в 2009 г. — 5,5 %, в 2010 г. — 4,5 % (п. 8 ст. 5
Федерального закона № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г.).

дерального бюджета, а также со средствами Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об ис­
полнении федерального бюджета. Министерство финансов Россий­
ской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлениях и
использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, вели­
чине активов Резервного фонда и Фонда национального благососто­
яния на начало отчетного месяца, зачисление средств в указанные
фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.
Превышение доходов над расходами при исполнении бюджета
называется профицитом бюджета. Однако в соответствии с прин­
ципом сбалансированности бюджетов федеральный бюджет, бюд­
жеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты дол­
жны составляться и утверждаться без профицита. Если в ходе ис­
полнения бюджета профицит все же возникает, то дополнитель­
но полученные доходы направляются в первую очередь на пога­
шение долговых обязательств и иные цели в соответствии с зако­
ном (решением) о бюджете.
За последние годы в Российской Федерации бюджет принима­
ется с профицитом1. Это в первую очередь связанно с увеличени­
ем доходов от продажи нефти и газа в связи с резким ростом их
цены на мировом рынке2. В Федеральном законе «О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
превышение доходов над расходами утверждено в сумме 74,1 млрд
в 2008 году, в сумме 14,2 млрд рублей в 2009 году, а в 2010 году
прогнозируется достичь равенства общего объема доходов и рас­
ходов.