Договор грузоперевозки с ооо

Образец договора на оказание транспортных услуг

Здесь вы можете скачать образец договора на оказание транспортных услуг по перевозке грузов. В данном случае он заключается между ООО и ИП. Договор, само собой, возмездный.

В договор транспортных услуг важно включить:

  • порядок оплаты,
  • сам предмет, перечень услуг (перевозка пассажиров, перевозка грузов),
  • сроки.

В общем, данный договор отличается от типового договора оказания услуг наличием определенного в нем предмета договора. Также желательно составить перечень оказываемых услуг (отдельным документом, или включить в сам договор). По окончании оказания услуг требуется оформить акт сдачи-приемки, иначе вы не докажете сам факт оказания услуг в случае, если это потребуется.

Скачать выложенный здесь образец договора транспортных услуг можно, нажав на кнопку внизу страницы. Также вы можете найти другие материалы по данной теме, которые, возможно, могут вас заинтересовать.

Договор перевозки между ООО и ИП, я директор

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Очень сложный вопрос. Особенно я не поняла: каким образом на ИП оформлены водители? По идее, у ИП должны быть ТС. Пусть меня поправят форумчане. Иначе на каком основании водителям начисляется заработная плата? Пожалуйста, конкретизируйте свой вопрос, иначе не получите правильного совета.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Машины в собственности у меня, водители оформлены на ИП (я сам ИП). Плачу за них во все фонды ежемесячно. Чтобы работать с НДС я открыл ООО (я генеральный)три месяца назад. Может ли ООО заключить договор аренды ТС с ИП (моим же) для осуществления услуг по перевозке грузов, на основании которого можно было бы оплачивать данные услуги со счета ООО на счет ИП?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Насколько я понимаю, на ИП ТС не зарегистрированы. В связи с этим, получателем дохода, скорее всего, будете Вы сами, как ФЛ, при этом, Ваше ООО будет налоговым агентом по НДФЛ. Опять же: пусть меня поправят форумчане.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Как правильно тогда выстроить схему взаимодействия ООО с ИП в моем случае? Есть подобный опыт у кого-нибудь?

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Полагаю, договор заключить Вы можете. Но контролирующие органы очень косо смотрят на сделки с взаимозависимыми лицами, признавая их недействительными. В этом случае у ООО при проверке могут снять как расходы, так и НДС к вычету. Это не исключено даже в случае, если машины зарегистрируете на ИП. А в Вашем конкретно случае — вообще не понятно: кто арендодатель, если у ИП нет ТС.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Не очень понятна цель этих манипуляций, почему машины и работников не перекинуть в ООО? Видимо есть какая-то налоговая выгода в форме «легальной схемы оптимизации». Далее еси у ИП нет в собственности авто — как оно может сдавать их в аренду.
Как вариант — вы сдаете в аренду авто ИП, а ИП передает их в субаренду с экипажем ООО. Но при учете того, что владелец обоих контор одно лицо, ФНС проявит к этим договорам повышенный интерес.
По договору аренды с ООО на оснваниии (ст. 632, п. 2 ст. 635 ГК РФ работники ИП будут отвечать за управление и техническую эксплуатацию транспортных средств.
Существенные условия договора аренды с экипажем:
— идентификационные данные автомобилей.
Желательно указать в договоре:
— Какие именно расходы берет на себя арендоатель;
— Какие затраты должен осуществлять арендатор, что кто кому возмещает (как в вашем случае).

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

1)В силу действующего законодательства ИП и физлицо — это одно и тоже лицо, поэтому ничего переоформлять не нужно, Вы и так являетесь владельцем этого имущества как физлицо, даже если используете его в своей предпринимательской деятельности.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Всем добрый день :). Вклинюсь в ваш разговор. Запрета на подписание договора одним лицом законодательство не содержит. Вы выступаете в ООО не от себя лично. Именно ООО вступает в гражданско-правовые отношения. Ст. 53 ГК РФ: «Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.»
С другой стороны можно подумать, что в сделке имеется заинтересованность, см. ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО», согласно которой сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Исключение из данного правила – единоличный учредитель ООО. То есть заинтересованность для вас – не проблема.

Вот с точки зрения налоговой инспекции могут возникнуть вопросы. Например, их может заинтересовать размер арендной платы. Так если она будет завышена по сравнению с имеющимися среднерыночными ставками, то может возникнуть сомнение в экономической целесообразности передачи автомобилей в аренду. Тут уже налоговики могут подумать, что имеет место сокрытие заработной платы. Поэтому при такой схеме большое значение будут иметь наличие путевых листов и отчетности по чекам на топливо и обслуживание автомобилей. Многое еще зависит от системы налогообложения ООО. Я так понимаю, что у вас ОСНО, вот если бы было УСН 6%, то проблем, скорее всего, не было бы..

Так или иначе, вы вправе поставить подпись в договоре и от имени ООО и как ИП. Запрета на это в законе нет. Но, возможно, целесообразнее выдать доверенность на подписание договора от имени ООО другому работнику. Так тоже можно сделать.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Договор грузоперевозки с ИП, физическим или юридическим лицом (ООО)

Договор грузоперевозки с ИП, физическим или юридическим лицом составляется в простой письменной форме. Требования к соглашению подробно описаны в главе 40 ГК РФ. Сделка предполагает, что перевозчик обязуется доставить груз по определенному адресу, а отправитель – оплатить перевозку. В зависимости от вида транспорта перевозка может быть автомобильной, железнодорожной, речной, морской, воздушной.

Стороны договора грузоперевозки: ИП, физлица, юрлица

В соглашении о перевозке грузов участвуют:

  • грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое является владельцем груза или его законным представителем;
  • перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя ответственность за доставку имущества в пункт назначения;
  • грузополучатель – любой субъект права, уполномоченный на получение груза.

Как составить договор на оказание услуг грузоперевозок: образец

В тексте соглашения, как правило, присутствуют такие пункты:

  • сведения о сторонах (наименование перевозчика, грузополучателя и грузоотправителя);
  • характеристики груза (вес, свойства, количество, требования к условиям перевозки);
  • пункт отправления и назначения;
  • стоимость доставки и порядок расчетов;
  • сроки перевозки;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность за нарушение условий сделки;
  • форс-мажор.

Перечисленные условия могут описываться как в самом образце договора грузоперевозки, так и в соответствующих приложениях к нему. В некоторых случаях заключение сделки должно подтверждаться транспортной накладной.

Заметим, что договор грузоперевозки ИП с ООО или физического лица с юридическим лицом является возмездным. Стоимость сделки устанавливается по соглашению сторон. Если речь идет о перевозке груза транспортом общего пользования, плата определяется тарифами, установленными транспортными кодексами и уставами.

Приложения к договору грузоперевозки с физическим или юридическим лицом

При заключении сделки, кроме основного договора, вам могут понадобиться сопроводительные документы:

  • счет (фиксирует стоимость услуг и реквизиты получателя средств);
  • график платежей;
  • заявка на перевозку груза;
  • дополнительное соглашение (необходимо при изменении условий сделки и ее расторжении);
  • протокол разногласий (применяется при разрешении споров, касающихся содержания договора).

Договор грузоперевозки с физическим лицом и все необходимые приложения к нему вы можете составить самостоятельно, используя наш онлайн-сервис. Ответьте на вопросы о сделке, и программа предложит вам шаблон соглашения, который подходит именно для вашей ситуации. Скачать образец договора на грузоперевозку можно в формате Word или PDF.

Агентский договор ООО на ОСНО с ИП на ЕНВД (грузоперевозки)

В чем состоит Ваш вопрос? Возможен ли такой договор в принципе? Возможен. Если, конечно, я правильно понял, о чем Вы спрашиваете.

Надеюсь «искать продавца» не в том смысле, что тот прячется, и задача агента — найти местонахождения продавца?

Агентский договор может быть очень широким — и по обязанностям агента и по его задачам. И «давальческие» материалы (ГСМ, запчасти) тоже могут иметь место. Главное, чтобы правильно всё написать и сформулировать. Чтобы налоговики не переквалифицировали договор в какой-нибудь другой.

Ну вот, стало немного понятнее.

Прежде всего, агентским договором здесь и не пахнет. Можно, конечно, заключить агентский договор, но он будет «притянут за уши» и в любом случае не подпадет под ЕНВД. Как я уже и писал.

У Вас натуральный договор перевозки грузов.
И я считаю, что нужно действовать в рамках этого договора.

Вот, если бы это был договор подряда, то там мы бы сразу опирались на норму статьи 704 ГК РФ: «Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами«. Или, продолжая мысль, если в договоре прописано, заказчик тоже может участвовать своими материалами, силами или средствами.
Отсюда родилось понятие «давальческие материалы» или «давальческое сырьё».
Т.е., заказчик передает подрядчику свои материалы или сырьё, а остальное делает подрядчик уже своими силами и материалами.

В договоре перевозки нет подобной нормы. Но нет и указания, что перевозчик должен оказать услугу только своим иждивением.
А поскольку, «то, что не запрещено — разрешено», можно считать, что и в договоре перевозки возможно оказание этой услуги как полным иждивением перевозчика, так и с частичным участием в этом «иждивении» и заказчика.

Поэтому, если в договоре перевозки вы запишите, что заказчик за свой счет обеспечивает перевозчика бензином (дизтопливом), и напишите четкий порядок передачи карточки, учета топлива, что с неизрасходованным остатком и т.п., то эти расходы будут расходами заказчика, которые он приплюсует к расходам на перевозку, т.е. к оплате за эту перевозку.
Естественно, что оплата должна быть значительно меньше, чем при перевозке на своем топливе .

Так что, выдумывать агентский договор ни к чему, поработайте с тем договором. который у вас есть.

Но сразу должен предупредить, что налоговики не любят подобных «хитростей» и будут прилагать большие усилия, чтобы доказать, что договор «липовый» или будут заставлять показывать реализацию этого топлива организацией перевозчику — зачетом по оплате перевозки. В этом случае никакого выигрыша по НДС не получится. Да еще и вопрос с правом продажи возникнет. Или с акцизом.

Договор транспортных перевозок между физическими (ИП) и юридическими лицами (ООО, АО)

Договор перевозки является одним из договоров, регулирующих отношения по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных средств.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Виды типовых образцов договора перевозки

Все примеры договоров перевозки делятся на договоры перевозки груза (почты), перевозки пассажира и его багажа, а также договоры фрахтования. Рассмотрим подробнее каждый пример.

По типовому договору перевозки груза (почты) перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).

По типовому договору перевозки пассажира и его багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа, если он есть. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ).

По договору фрахтования (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ).

Договор перевозки: регулирование

Общие условия, порядок заключения и форма договоров перевозки определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.

Каждый из вышеуказанных видов договора перевозки может подразделяться на подвиды, в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозки.

По этому признаку разделяют договоры:

  • Железнодорожной перевозки (регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». А также многочисленными правилами перевозки. Например, правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 и правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.
  • Автомобильной перевозки (регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, а также иными правилами перевозок груза.
  • Речной перевозки (регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ).
  • Морской перевозки (регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ).
  • Воздушной перевозки (регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).
  • Смешанной перевозки.

Существует разделение договоров перевозки по следующим признакам:

  • по срокам действия — разовые и длительные;
  • по территориальному признаку — внутригосударственные и международные;
  • по числу транспортных предприятий, участвующих в перевозке — местные, прямые и прямые смешанные перевозки.

В случае если перевозчик обязуется осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, данная перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования (ст.789 ГК РФ). В этом случае плата взимается на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Характеристика образцов договора перевозки

Договор перевозки является двусторонним, возмездным договором, так как у обеих сторон возникают права и обязанности, и перевозчик получает провозную плату.

Договор перевозки может быть как реальным, так и консесуальным договором. В большинстве случаев он является реальным договором, то есть считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Консесуальным договор перевозки является при заключении договора фрахтования (чаще всего морского или воздушного чартера) и считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям договора: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки и выгрузки, размере фрахта, месте назначения судна, маршруте судна и др.

Заказываем услуги перевозки грузов у ИП: какие требовать документы, чтобы не было претензий со стороны налоговиков

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения и занимающаяся строительством, регулярно обращается к ИП с просьбой о предоставлении услуг по транспортировке груза. Договор на транспортные услуги с данным ИП отсутствует. Заявка ИП на оказание услуг по транспортировке груза подается в устной форме. ИП осуществляет грузоперевозки на транспорте, который находится в его собственности, патент на грузоперевозки у него отсутствует. В актах, которые ИП представляет организации, указаны наименование и стоимость предоставленной услуги. Путевые листы также отсутствуют. Должны ли в данном случае отношения между сторонами быть закреплены договором? Есть ли риск у организации при учёте данных транспортных расходов, оформленных таким образом, в расчёте по налогу на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Отношения между организацией и индивидуальным предпринимателем в рассматриваемой ситуации должны быть закреплены договором перевозки грузов, который должен быть заключен в простой письменной форме.

В данном случае нельзя исключать риска предъявления претензий налоговыми органами относительно правомерности признания организацией расходов на перевозку грузов при формировании налогооблагаемой прибыли вследствие их ненадлежащего документального подтверждения.

Гражданско-правовые аспекты

В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального оформления.

По общему правилу сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, и подписания его сторонами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). На практике такой документ также именуют договором.

Однако необходимо различать договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в устной или письменной форме (договор-сделка), и договор как подписанный его сторонами документ, выражающий содержание такого соглашения (договор-документ).

Договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), так и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, то есть путем совершения лицом действий по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Перевозка грузов осуществляется на основании одноименных договоров, в силу которых перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 784, п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила закреплены и в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта): заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Иногда судьи рассматривают транспортную накладную как единственный документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом в том смысле, который придает этому договору законодатель в п. 2 ст. 785 ГК РФ (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 N 08АП-8448/11).

Таким образом, составление и выдача отправителю груза оформленной в установленном порядке транспортной накладной означает, что между перевозчиком и грузоотправителем заключен договор перевозки груза в простой письменной форме. Дополнительно составлять и подписывать отдельный документ, выражающий условия перевозки («договор перевозки»), в этом случае необязательно, хотя и возможно.

Кроме того, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Полагаем, что в этом случае заказы и заявки должны оформляться в письменной или электронной форме.

Налог на прибыль организаций

Расходы на приобретение транспортных услуг у индивидуальных предпринимателей в зависимости от их характера могут быть учтены организацией при формировании налогооблагаемой прибыли или в составе материальных расходов, или в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 254, пп. 41 п. 1 ст. 264 НК РФ), при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности при условии, что они подтверждены документально. В противном случае организация не сможет учесть расходы на перевозку грузов при расчете налогооблагаемой прибыли (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Предъявляя требование о документальной подтвержденности затрат, нормы главы 25 НК РФ не определяют конкретного перечня документов, необходимых для признания в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов, устанавливая лишь, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учитывая также положения ст. 313 НК РФ и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), можно прийти к выводу о том, что основанием для ведения налогового учета главным образом являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Соответственно, полагаем, что организация может претендовать на включение в расчет прибыли, подлежащей налогообложению, расходов на услуги по перевозке грузов, если они подтверждены первичными учетными документами (смотрите также письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824).

Как правило, факты оказания услуг удостоверяются документами, составляемыми исполнителями и подписываемыми сторонами договора.
В настоящее время индивидуальный предприниматель может самостоятельно определить состав и формы первичных учетных документов, которыми будут оформляться факты оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, письмо Минфина России от 11.12.2014 N 02-06-05/64022, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом формы таких документов должны удовлетворять требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Как следует из условий рассматриваемой ситуации, таким первичным учетным документом в данном случае является акт оказанных услуг, в связи с чем считаем, что при надлежащем оформлении указанный документ может являться основанием для признания организацией в налоговом учете расходов на услуги по перевозке грузов. Подтверждают это и положения абзаца третьего п. 2 ст. 272 НК РФ.

При этом сам по себе факт наличия у организации акта оказанных услуг полностью не ограждает ее от налоговых рисков в случае признания транспортных расходов при формировании налоговой базы. Поясним, чем могут быть обусловлены такие риски.

Налоговые риски

Следует учитывать, что содержание акта оказанных услуг должно не только формально отвечать требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, но и свидетельствовать о реальном оказании организации услуг по перевозке и факте несения ею соответствующих расходов (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 21.03.2011 N Ф10-740/2011 по делу N А23-3022/10А-13-146).

Судьи неоднократно исходили из того, что акта оказанных услуг, не содержащего сведений, детально характеризующих транспортную операцию, и не устанавливающего реальность ее совершения, недостаточно для подтверждения расходов на перевозку груза автомобильным транспортом (смотрите, например, определения ВАС РФ от 21.01.2013 N ВАС-14647/12, от 25.04.2012 N ВАС-4429/12, постановления ФАС Центрального округа от 23.01.2013 N Ф10-5065/12 по делу N А64-5348/2011, от 22.11.2012 N Ф10-3336/11 по делу N А54-5660/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2012 по делу N А05-8135/2011).

Реальность осуществления перевозки грузов в данном случае наряду с актом могут удостоверять, например, надлежащим образом оформленные:

1. Транспортные накладные (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123, ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected]).

Учитывая, что транспортная накладная по умолчанию не является первичным учетным документом, ее отсутствие в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, не может однозначно свидетельствовать о невозможности признания организацией расходов на перевозку грузов, но с высокой долей вероятности приведет к возникновению налогового спора;

2. Путевые листы.

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист оформляется, в том числе, индивидуальными предпринимателями на транспортные средства, используемые для осуществления перевозок грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Осуществление перевозок грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Так, например, в путевом листе грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 Устава).

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов (Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Это означает, что для целей налогообложения путевой лист используется в качестве документа, обосновывающего расходы перевозчика на приобретение горюче-смазочных материалов, обоснованность начисления амортизации транспортного средства и заработной платы водителю.

Кроме того, в том случае, когда договор перевозки груза предусматривает оплату услуг перевозчика по повременному тарифу, путевой лист подтверждает и обоснованность расчетов за перевозки грузов (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228). Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику.

Таким образом, путевой лист является первичным учетным документом преимущественно для перевозчика. Поэтому, по нашему мнению, для организации-заказчика в рассматриваемой ситуации наличие путевых листов и (или) отрывных талонов (их копий) не является обязательным для учета расходов на перевозку, ведь, как мы поняли из вопроса, за услуги по перевозке с организации взимается фиксированная плата. Однако наличие указанных документов (их копий) способствует минимизации налоговых рисков.

Данная позиция находит подтверждение и в материалах судебной практики (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 11.11.2010 N Ф09-8930/10-С2 по делу N А60-5762/2010-С6, ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010, ФАС Московского округа от 03.09.2008 N КА-А40/8214-08, от 05.07.2007 N КА-А41/6086-07, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2008 N А05-9477/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 N Ф04-231/2007(31203-А70-25)).

В то же время есть и примеры судебных решений, в которых судьи посчитали, что необходимым условием для подтверждения транспортных расходов заказчика является наличие, в том числе, путевых листов (смотрите, например, постановления Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу N А33-15933/2008, ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А55-14580/07);

3. Заявки на перевозки, акты сверки расчетов и иные документы.

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2010 по делу N А53-1962/2010 достаточными доказательствами выполнения перевозки суд посчитал заявки и акты с указаниями количества рейсов, цены рейса, фамилии водителя, осуществлявшего перевозку, марки и номера автомобиля, подписанные сторонами без замечаний к качеству оказанных услуг, платежные поручения о частичной оплате оказанных услуг (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 N Ф07-11409/2010 по делу N А42-8914/2009, от 29.04.2010 N Ф07-1290/2010 по делу N А05-6342/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2010 по делу N А17-8322/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А63-2767/2010, ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5214/10-С5 по делу N А76-12705/2009-2-755, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А27-21652/2009, ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2009 N Ф03-6328/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N 18АП-1900/2009).

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, в частности в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 1, пп. 10 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). При этом переход на указанный специальный налоговый режим осуществляется предпринимателями добровольно (п. 2 ст. 346.44 НК РФ). Соответственно, предприниматель, оказывающий услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, может и не иметь патента на осуществление этого вида деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

19 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.