Федеральный закон ст 81

Федеральный закон ст 81

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 81 ФЗ № 229-ФЗ. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

Статья 81 ФЗ № 229-ФЗ. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

1. Постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.

2. В случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона.

3. Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника и сообщает судебному приставу-исполнителю в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного соответствующим должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью, реквизиты счетов должника и размер денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету.

4. Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком или иной кредитной организацией денежных средств и драгоценных металлов должника.

5. Положения настоящей статьи применяются также в отношении денежных средств должника, находящихся на специальном счете профессионального участника рынка ценных бумаг или на номинальном банковском счете, владельцем которого является иное лицо.

6. Если денежные средства и драгоценные металлы отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами и драгоценными металлами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств и драгоценных металлов на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.

7. Со дня отзыва у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные документы о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в таком банке или такой кредитной организации, подлежат исполнению с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

8. Положения настоящей статьи не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Комментарии к статье 81 закона об исполнительном производстве

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

В силу частей 3 и 6 статьи 81 Закона об исполнительном производстве арест может быть наложен на денежные средства, как находящиеся в банке или иной кредитной организации на имеющихся банковских счетах (расчетных, депозитных) и во вкладах должника, так и на средства, которые будут поступать на счета и во вклады должника в будущем. В этом случае исполнение постановления судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств осуществляется по мере их поступления на счета и вклады, в том числе открытые после получения банком данного постановления.

Арест денежных средств на банковских счетах должника означает запрет их списания в пределах суммы, указанной в исполнительном документе, а также запрет банку (кредитной организации) заявлять о зачете своего требования к должнику, являющемуся его клиентом, поэтому суд вправе по заявлению судебного пристава-исполнителя или взыскателя наложить арест на поступившие денежные средства, а также на средства, которые поступят на имя должника в будущем на корреспондентский счет обслуживающего его банка, если иные меры не могут обеспечить исполнение принятого судебного акта (например, наличие ареста денежных средств на расчетном счете клиента). При этом арест денежных средств на корреспондентском счете не освобождает банк (кредитную организацию) от обязанности зачислить арестованные денежные средства на расчетный счет клиента, по которому судебным приставом-исполнителем также произведен арест денежных средств.

Статья 81. Заинтересованность в совершении обществом сделки

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ статья 81 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2002 г.

Статья 81. Заинтересованность в совершении обществом сделки

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 81 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ пункт 1 статьи 81 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1. Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации):

являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

являются контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.

Для целей настоящей главы контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Для целей настоящей главы Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами.

Заинтересованным лицом в акционерных обществах, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности Российской Федерации и (или) в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении этим обществом («золотая акция»), помимо лиц, указанных в настоящей статье, признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 20 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 20 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

1.1. Общество обязано извещать о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, а в случае, если в совершении такой сделки заинтересованы все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, или в случае, если его формирование не предусмотрено законом или уставом общества, — акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, если иной порядок не предусмотрен уставом общества. Уставом общества может быть предусмотрена обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Извещение должно быть направлено не позднее чем за пятнадцать дней до даты совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если иной срок не установлен уставом общества, и в нем должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым.

При подготовке к проведению годового общего собрания акционеров публичного общества лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, должен быть предоставлен отчет о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Указанный отчет должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров (наблюдательным советом) общества, достоверность содержащихся в нем данных должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ пункт 2 статьи 81 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2. Положения настоящей главы не применяются:

1) к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, при условии, что обществом неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершаются аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности, в том числе к сделкам, совершаемым кредитными организациями в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

2) к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;

3) к сделкам, в совершении которых заинтересованы все владельцы голосующих акций общества, при отсутствии заинтересованности иных лиц, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено право акционера потребовать получения согласия на совершение такой сделки до ее совершения;

4) к сделкам, связанным с размещением, в том числе посредством подписки, акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;

5) к сделкам по размещению обществом путем открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещенных им облигаций;

6) к сделкам по приобретению или выкупу обществом размещенных им акций;

7) к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;

8) к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;

9) к сделкам, совершение которых осуществляется в соответствии с пунктами 6 — 8 статьи 8 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

10) к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 6 статьи 83 настоящего Федерального закона, и было получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей главой;

11) к сделкам, заключаемым на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия проведения таких торгов или участия в них предварительно утверждены советом директоров общества;

Информация об изменениях:

Подпункт 12 изменен с 19 июля 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ

12) к сделкам, сумма которых либо цена или балансовая стоимость имущества, с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения которого связаны такие сделки, составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России.

О нераспространении требований настоящей главы на отдельные сделки с участием Внешэкономбанка и ЦБР см. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ

См. схему «Заинтересованность в совершении акционерным обществом сделки»

Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления

1. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;

удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;

изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;

выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;

прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;

неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

2. На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком погашения задолженности. Соглашением между должником и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих начислению процентов.

Указанные в настоящем пункте проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, — до даты принятия такого решения.

Начисленные согласно настоящей статье проценты подлежат уплате одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности. В случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, начисленные проценты подлежат уплате одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

4. Расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 81 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Закон о банкротстве предусматривает специальные последствия введения финансового оздоровления, которые во многом схожи с последствиями введения внешнего управления и установления моратория.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом. При этом данное положение не распространяется на текущие требования по обязательствам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления (п. 1 ст. 5 Закона).

Глава V Закона о банкротстве не устанавливает какого-либо особого порядка предъявления требований к должнику в процедуре финансового оздоровления. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы по аналогии с п. 1 ст. 100 Закона вправе предъявить должнику требования в любой момент в ходе финансового оздоровления.

2. В связи с введением финансового оздоровления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аналогичное последствие предусматривается в связи с введением внешнего управления (абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона). Ранее действовавший Закон о банкротстве предусматривал, что с момента введения внешнего управления, в частности, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (абз. 4 ч. 1 ст. 69 Закона 1998 г.). В комментариях к этому Закону указывалось, что для снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не требуется вынесения арбитражным судом или судом общей юрисдикции специального определения о снятии ареста, аресты и иные ограничения по распоряжению принадлежащим должнику имуществом снимаются в силу вышеуказанного Закона вследствие введения внешнего управления. Не требуется также отдельного производства по иску об освобождении из-под ареста . Общее процессуальное законодательство (ст. 97 АПК РФ, ст. 144 ГПК РФ, ст. 115 УПК РФ) предусматривает решение этого вопроса в судебном заседании .
———————————
См.: Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий / Под общ. ред. В.В. Витрянского. М., 1998. С. 177.

Отмена мер по обеспечению не урегулирована в Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации».

Изменение терминологии (замена в отношении мер по обеспечению требований кредиторов термина «снимаются» на термин «отменяются») не приводит к изменению смысла Закона, который исходит из нецелесообразности судебного разрешения вопроса об отмене мер по обеспечению требований кредиторов, поскольку его решение предопределено существом правоотношений. Закон не предусматривает случаев, когда упомянутые меры не были бы отменены, нет также никаких критериев для устранения инвариантности в решении этого вопроса. Права и законные интересы кредиторов защищаются в процедуре несостоятельности иными юридическими методами с учетом целей той или иной процедуры.

3. После введения финансового оздоровления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Данное положение распространяется на арест и любые иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом вне зависимости от того, какой государственный или иной орган уполномочен на их совершение.

В ходе финансового оздоровления не допускаются арест и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом также и в обеспечение требований (исполнения судебных решений, удовлетворяющих требования), которые являются текущими, поскольку никаких исключений для таких требований в Законе о банкротстве не устанавливается.

4. В качестве одного из последствий введения финансового оздоровления предусматривается установление различного правового режима в отношении исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника. Эти документы подразделяются на две группы, в одну из которых включаются те, исполнение по которым продолжается, а другую формируют исполнительные документы, исполнение которых приостанавливается.

Первую группу составляют исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений: 1) о взыскании задолженности по заработной плате и выплате вознаграждений по авторским договорам; 2) об истребовании имущества из чужого незаконного владения; 3) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; 4) о возмещении морального вреда .
———————————
Использование в Законе термина «возмещение морального вреда» не соответствует терминологии ГК РФ, в котором используется термин «компенсация морального вреда».

Во вторую группу включаются все иные исполнительные документы, исполнение которых приостанавливается.

С данной нормой не согласуется абз. 2 ст. 436 ГПК РФ, предусматривающий обязанность судьи приостановить исполнительное производство в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, а также п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающий обязательное приостановление исполнительного производства в таком же случае. Толкование законодательства дает основание заключить, что ст. 436 ГПК РФ и п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливают соответствующие предписания лишь в общей форме, их реализация осуществляется с конкретизацией в специальном Законе о банкротстве.

Процессуальное законодательство предусматривает, что вопросы о приостановлении исполнительного производства разрешаются соответствующим судом (ст. 327 АПК РФ, ст. 440 ГПК РФ). Этот общий порядок не применяется в отношении случаев возбуждения дела о несостоятельности должника. В силу прямого указания Закона о банкротстве с даты введения финансового оздоровления исполнительное производство должно быть приостановлено, за исключением исполнения тех исполнительных документов, исполнение которых не приостанавливается.

5. С введением финансового оздоровления продолжает действовать запрет, установленный при введении наблюдения, в отношении: 1) удовлетворения требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников); 2) выкупа должником размещенных акций или выплаты им действительной стоимости доли (пая); 3) выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. Последствия нарушения запрета, касающегося выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), установлены п. 5 ст. 103 Закона и влекут ничтожность соответствующих сделок. Нарушение должником запрета, установленного для выкупа им размещенных акций или выплаты действительной стоимости доли (пая), а также запрета на выплату дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам также влекут ничтожность соответствующих сделок на основании п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве и ст. 168 ГК РФ.

6. Закон 1998 г. не устанавливал каких-либо специальных правил в отношении допустимости зачета встречных однородных требований после возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности должника. Арбитражная практика исходила из того, что зачет встречного однородного требования не допускается с даты возбуждения в отношении одной из сторон дела о банкротстве .
———————————
См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований (приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.01. N 65), п. 14 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3. С. 13.

Новый Закон устанавливает запрет для зачета, если при этом нарушается очередность удовлетворения перечисленных в п. 4 ст. 134 Закона требований кредиторов. Аналогичное правило установлено для процедуры наблюдения (п. 1 ст. 63 Закона). При внешнем управлении никаких правил о зачете не устанавливается, а для конкурсного процесса запрет зачета распространяется не только на случаи нарушения очередности, но и на случаи нарушения принципа пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (п. 8 ст. 142 Закона).

Целью процедуры финансового оздоровления является полное удовлетворение всех требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Однако в силу различных причин полного удовлетворения требований кредиторов может и не произойти из-за недостаточности средств самого должника и средств, вырученных в связи с исполнением обязанностей лицами, предоставившими обеспечение. Поэтому Закон определяет, что графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной ст. 134 Закона (п. 4 ст. 84), и расчеты с кредиторами должны производиться с учетом этого предписания (абз. 2 п. 2 ст. 89).

Следовательно, прекращение обязательств зачетом встречного однородного требования не должно допускаться в случае нарушения не только правил об очередности удовлетворения требований кредиторов, но и правил о пропорциональном удовлетворении притязаний кредиторов при недостаточности средств для удовлетворения всех требований кредиторов одной очереди. Зачет, произведенный вопреки запрету, установленному Законом о банкротстве, другими федеральными законами или договором (ст. 411 ГК РФ), может быть признан недействительным .
———————————
См.: Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований (приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.01. N 65), п. 14 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3. С. 12.

Прекращение обязательств зачетом встречных однородных требований по текущим платежам (ст. 5 Закона о банкротстве) производится по общим правилам гражданского законодательства (ст. ст. 410 — 412 ГК РФ).

7. Закон о банкротстве предусматривает прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), подлежащих уплате процентов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. По иным (неденежным) неисполненным или ненадлежаще исполненным обязательствам начисление соответствующих санкций продолжается. Прекращение начисления упомянутых санкций распространяется в том числе и на те из них, которые подлежат уплате в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением денежных обязательств или обязательных платежей, возникших после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ср. с абз. 3 п. 2 ст. 95 Закона).

8. В связи с необходимостью компенсации имущественных (экономических) потерь кредиторов и соответствующих публично-правовых образований, возникающих в связи с отсрочкой и рассрочкой платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, предусматривается начисление процентов на сумму требований, подлежащих удовлетворению в соответствии с упомянутым графиком. Порядок начисления и размер таких процентов, как указывается в комментируемой статье, предусматриваются п. 2 ст. 95 Закона. В этом пункте указан размер процентов, начисляемых на сумму соответствующих требований, выраженных в валюте Российской Федерации, который определяется установленной Центральным банком Российской Федерации ставкой рефинансирования. При этом ставка рефинансирования должна определяться на дату введения финансового оздоровления.

Проценты начисляются с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты удовлетворения соответствующего требования. При этом, если в процедуре финансового оздоровления или во внешнем управлении указанное требование не погашается, проценты начисляются до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Начисленные проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору и уполномоченному органу на собраниях кредиторов, и в случае признания должника банкротом с открытием конкурсного производства выплачиваются в порядке, установленном п. 3 ст. 137 Закона.

9. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что суммы неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, причитающиеся с должника на момент введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности лишь после удовлетворения всех остальных требований кредиторов. Таким образом, суммы, составляющие меру имущественной ответственности должника, по существу относятся к особой очереди, которая отделяется от очереди удовлетворения требований по задолженности должника.

Поскольку в данной норме законодателем допущен пробел, ибо в ней не решена судьба требований по иным имущественным и (или) финансовым санкциям, по этим последним следует исходить из такой же очередности, следуя единому режиму иных финансовых санкций, установленному в других нормах Закона (см. абз. 2 п. 3 ст. 12, абз. 9 п. 1 ст. 81, абз. 3 п. 2 ст. 95, абз. 3 п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 137 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)»). Требования по уплате неустоек (штрафов, пеней), а также сумм причиненных убытков в форме упущенной выгоды и иных имущественных и (или) финансовых санкций удовлетворяются после всех остальных требований кредиторов.

Законодатель устанавливает, хотя и не вполне последовательно, различные правовые режимы для сумм, составляющих убытки кредиторов. Эти суммы не учитываются при определении числа голосов на собрании кредиторов. При этом суммы причиненных реальных убытков удовлетворяются в третью очередь наряду с суммами задолженности, а суммы убытков в форме упущенной выгоды — после удовлетворения требований по задолженности (см. п. 3 ст. 137 Закона).

10. Расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с Законом о банкротстве. Расчеты по обязательствам, которые рассматриваются как текущие, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. Так, например, платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, должны признаваться текущими (п. 1 ст. 5 Закона) и удовлетворяться в общем порядке, хотя бы срок их исполнения и наступил до введения финансового оздоровления. Обязательства, которые возникли до принятия заявления о признании должника банкротом, но срок исполнения которых наступил в период финансового оздоровления, являются для данной процедуры текущими, и расчеты по таким обязательствам в финансовом оздоровлении должны осуществляться в общем порядке.

11. Требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьёй 71 Закона о банкротстве для рассмотрения требований в период наблюдения. Требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом и включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда. Повторного предъявления требований, включенных в реестр требований кредиторов до введения финансового оздоровления, не требуется. При этом следует учитывать, что к требованиям кредиторов при финансовом оздоровлении применяются лишь те предписания ст. 71 Закона, которые относятся к рассмотрению требований кредиторов арбитражным судом. Положения этой статьи о предъявлении требований кредиторов к финансовому оздоровлению не применяются.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, но не подпадающие под действие графика погашения задолженности, удовлетворяются не позднее чем через один месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено Законом. Под действие графика погашения задолженности подпадают лишь те требования, которые были надлежащим образом заявлены в период наблюдения и включены в реестр требований кредиторов определением арбитражного суда.

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства

Статья 81 закона об Образовании в РФ. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

1. Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции:

1) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны;

2) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

3) по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;

4) по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;

6) по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

2. Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, разрабатываются на основе требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников. Указанные квалификационные требования устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по указанным образовательным программам устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, указанным в части 1 настоящей статьи.

3. Примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

4. Реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

5. Управление федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

6. В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты.

7. Слушателями являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 настоящей статьи. К категории слушателей по решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

8. Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава.

9. Особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы, в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении указанных в части 1 настоящей статьи федеральных государственных органов, могут устанавливаться нормативными правовыми актами указанных органов.

10. Федеральные государственные органы, указанные в части 1 настоящей статьи:

1) устанавливают в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении указанных органов, в том числе перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации;

2) устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию;

3) определяют перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет», а также порядок размещения этой информации;

4) устанавливают в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов.

Комментарий к Ст. 81 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку вопросы особенностей реализации образовательных программ и деятельности образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, нашли отражение впервые на уровне самостоятельной статьи.

Часть 1 комментируемой статьи построена своеобразным способом. Она не только в назывном порядке указывает отдельные органы исполнительной власти, осуществляющие функции, обозначенные в названии статьи, но и в виде закрытого перечня выделяет основные направления их деятельности, за которыми легко угадываются прямо не названные ведомства. Очевидно, это связано с тем, что выборы очередного Президента страны или на очередной срок кардинально меняют не только персональный состав руководителей, но и структуру органов исполнительной власти страны. Причём речь идёт не только о банальном переименовании государственных органов этой ветви власти, но и о передаче функций от одного органа другому или даже институтам гражданского общества и наоборот. Это серьёзная правовая, политическая, психологическая и любая другая проблема организации исполнительной власти в нашей стране. Однако она не относится к теме настоящего комментария. Поэтому его авторы понимают свою задачу иначе: угадать за названными в комментируемой норме функциями и назвать эти органы исполнительной власти в соответствии с наименованиями, данными им в Указе Президента России от 21.05.2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».*(127)

Итак, речь идёт о Министерстве обороны Российской Федерации; Министерстве внутренних дел России и Федеральной миграционной службе; Федеральной службе исполнения наказания и Службе судебных приставов; Федеральной службе охраны; Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; а также Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации; Службе внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Но и в этом случае перечень органов исполнительной власти, имеющих свои ведомственные образовательные учреждения, будет неполным, поскольку в нём не названы МИД России, МЧС России и некоторые другие органы исполнительной власти, что приведёт к неизбежным коллизиям в процессе исполнения предписаний комментируемого Закона.

Так или иначе, все перечисленные и не перечисленные ведомства осуществляют подготовку кадров, как следует из комментируемой части ст. 81 Закона, путём реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, находящихся в их ведении. Причём по форме организации это могут быть самые разнообразные образовательные организации от кадетских и суворовских училищ до высших и поствузовских организаций, например МГИМО(У) МИД России, Академии Генерального штабы и т.п. В любом случае, их объединяет ведомственное подчинение, отраслевое финансирование, специальные программы подготовки кадров, особые средства обучения и воспитания (подробнее см. комментарий к п. 26 ст. 2 Закона Об образовании России), а также общий порядок лицензирования и аккредитации, установленный комментируемым Законом (подробнее см. комментарий к ст. 91, 92).

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает одну принципиальную особенность рассматриваемого типа образовательных учреждений: их двойное подчинение в методической области. Иными словами, основные образовательные программы, реализуемые в названных организациях, разрабатываются на основании требований, предусмотренных настоящим Законом, с учётом ведомственных квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников. В настоящий момент на официальном сайте Министерства образования и науки опубликован проект Приказа «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования по подготовке специалист в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоёмкого производства в федеральных государственных профессиональных образовательных организациях.*(128) Очевидно, такой же приказ со временем будет подготовлен и в отношении образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Согласно части 3 комментируемой статьи примерные программы профессионального обучения, а также дополнительные программы разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, «в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование». Очевидно, Министерство образования и науки России не допускается к утверждению этих программ из тех соображений, что они содержат вопросы государственной тайны (подробнее см. комментарий к ч. 4 настоящей статьи). Однако, на наш взгляд, отсутствие предварительного согласования с названным Министерством должно создавать неизбежные трудности при государственном лицензировании и аккредитации названных образовательных организаций.

Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что определение порядка защиты вопросов государственной тайны, использования секретных образцов вооружения, техники, материалов и веществ при освоении обучаемыми образовательных программ возлагается на соответствующее ведомство, которому это учреждение подчинено. Проект приказа Постановления Правительства России «Об установлении Требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, реализующих образовательные программы, содержание сведения составляющие государственную тайну» опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки России*(129).

Также ведомство, в чьём подчинении находится образовательное учреждение, осуществляет управление им в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными правовыми актами (часть комментируемой статьи).

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает специальные наименования обучаемых в ведомственных учебных заведений: «адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты».

Последующие части 7-8 комментируемой статьи разъясняют отдельные наименования, перечисленные в части 6 статьи.

Слушатели — это офицеры, проходящие переподготовку и послевузовское обучение в ведомственных учебных заведениях.

Курсанты — военнослужащие (лица, принёсшие присягу) не имеющие воинских званий офицеров.

Часть 9 комментируемой статьи позволяет перечисленным в части 1 настоящей статьи ведомствам принимать локальные нормативные правовые акты, регламентирующие особенности взаимоотношений между обучаемыми, педагогическими работниками и ведомственной образовательной организацией.

Завершающая часть 10 комментируемой статьи устанавливает ряд полномочий, перечисленных в части 1 настоящей статьи организаций по отношению к ведомственным образовательным организациям и обучаемым в них лицам: установление правил и условий приёма в них;

определение порядка отчисления, перевода и восстановления обучаемых;

определение перечня открытой информации. Норма прямо противоречит Федеральному закону от 21.07.1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» и вытекающим из него Указам Президента Российской Федерации;

установление порядка осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности, в части, не противоречащей комментируемому Закону.