Фз полномочия органов местного самоуправления

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

1. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

2. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ часть 2 статьи 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 августа 2011 г.

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации действующее федеральное законодательство предоставляет возможность муниципальным образованиям участвовать в осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности [2]. масштабы и формы этой деятельности муниципальных образований могут достаточно сильно варьироваться как по Российской Федерации в целом, так и в рамках федеральных округов и субъектов Российской Федерации. В Ленинградской области насчитывается 17 муниципальных районов и 1 городской округ. Эти муниципальные образования участвуют в международной деятельности в рамках некоммерческой организации, Ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области», но могут и самостоятельно осуществлять международную деятельность. Ярким свидетельством такой деятельности является установление так называемых «побратимских» связей с иностранными населенными пунктами и вхождение в международную ассоциацию «Породненные города».

Активная международная деятельность муниципальных образований требует от нас рассмотреть, каким образом осуществляется подобная деятельность на уровне муниципальных образований. В научной литературе как обобщающего характера [3; 4; 5; 6], так и в работах аналитического характера этому вопросу уделено мало внимания. С учетом сказанного необходимо обратиться к содержанию нормативных правовых актов.

Федеральный закон № 131-ФЗ [7] в числе полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения указывает «осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами» (п.8 ч.1 ст.17). Авторы комментариев к Федеральному закону ограничиваются воспроизведением приведенной нормы в более или менее свободной форме [1; 11], и информации по существу вопроса не дают.

Что касается правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, то перечень полномочий как таковой отсутствует. Так, в Ленинградской области Закон № 12-ОЗ «О местном самоуправлении в Ленинградской области» [9] в настоящее время утратил силу, и регулирование местного самоуправления осуществляется, помимо федерального законодательства и муниципальных правовых актов, на основании Устава Ленинградской области и отдельных областных законов. Аналогичная ситуация сложилась и в Новгородской области. В Псковской области Закон № 580-ОЗ о местном самоуправлении хотя и является действующим, вопросы местного значения и полномочий он не регулирует [10].

В Уставах муниципальных образований Ленинградской области повторяется соответствующая норма федерального закона без какой-либо конкретизации: в пункте 1 статьи 7 Устава Бокситогорского муниципального района сказано, что «В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями: . осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами» [13].

Иными словами, федеральный законодатель закрепил полномочия по осуществлению международных и внешнеэкономических связей на муниципальном уровне достаточно обобщенно, за органами местного самоуправления в целом. Соответственно необходимо определить какие именно органы местного самоуправления должны и (или) могут участвовать в осуществлении международной деятельности.

Согласно частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава местного образования, местная администрация, наличие которых является обязательным, контрольно-счетный орган и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и наделенные собственными полномочиями по решения вопросов местного значения. Из приведенной нормы следует, что первые три органа местного самоуправления должны участвовать в осуществления международной деятельности в обязательном порядке, все иные органы участвуют факультативно, в случае необходимости. Такой характер — коллективный — международной деятельности органов местного самоуправления также подразумевает, что каждый из них должен «играть» строго определенную роль в этом процессе, которая в правовом отношении выражается в виде компетенции и конкретных полномочий.

В практике осуществления местного самоуправления в Российской Федерации компетенция органов местного самоуправления, например, в части исключительных полномочий представительного органа, была установлена Федеральным законом № 131-ФЗ (ч.10 ст.35), а иные полномочия определяются федеральными законами, принимаемым в соответствии с ними региональным законодательством и уставами муниципальных образований (ч.11 ст.35). В Уставах муниципальных образований Ленинградской области полномочия представительного органа распределяются в две группы — исключительные и иные, причем перечень последних имеет открытый характер. Устав Лужского муниципального района, кроме исключительных полномочий, предусматривает 39 дополнительных полномочий, а также «иные полномочия, отнесенные к ведению совета депутатов федеральным и областным законодательством, настоящим уставом, а также регламентом совета депутатов; рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению» (ч.2 ст.20) [14]. Анализ перечня полномочий показывает отсутствие в нем полномочий в сфере осуществления международной деятельности, тем не менее они вполне могут попадать под категорию «иные (полномочия или вопросы)».

Что касается возможности участия представительного органа муниципального образования в осуществлении международной деятельности, то уместно будет провести аналогию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Устав Ленинградской области закрепляет за Законодательным собранием области «утверждение, заключение и расторжение договоров и соглашений Ленинградской области, заключаемых в соответствии со статьей 7 Устава» (п.15 ч.1 ст.29), об осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, участии в деятельности международных организаций, а также с согласия Правительства Российской Федерации осуществлении таких связей и с органами государственной власти иностранных государств [12]. Соответственно к компетенции представительного органа муниципального образования должны быть отнесены утверждение, заключение и расторжение договоров и соглашений муниципального образования с субъектами иностранных государств, международными организациями и местными органами власти иностранных государств.

Полномочия главы муниципального образования в осуществлении международной деятельности имеют под собой весомое нормативное правовое основание. Федеральный законодатель закрепил за главой муниципального образования представительскую функцию, правда, только «в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями», и «подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования, издание в пределах своих полномочий правовых актов» (ч.4 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ). Поскольку федеральный закон предусматривает полномочия органов местного самоуправления в осуществлении международных и внешнеэкономических связей, то подобное ограничение представительской функции главы муниципального образования является не обоснованным, а норма федерального закона требующей изменения. Продолжая аналогию с органами государственной власти субъекта России, именно высшее должностное лицо Ленинградской области представляет субъект России «в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ленинградской области» (п.1 ст.20 Устава Ленинградской области).

Другой проблемой является непоследовательность в определении круга полномочий главы муниципального образования согласно Уставам муниципальных образований. Так, глава Сосновоборского городского округа «представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями», хотя по вопросам межмуниципального и международного сотрудничества городского округа может подписывать и вносить на утверждение представительного органа договоры и соглашения (п.1 и 2 ч.1 ст.44) [15].

Наконец, свои полномочия в международной деятельности должны быть закреплены за местной администрацией. В части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация как исполнительно- распорядительный орган наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Осуществление международных и внешнеэкономических связей, хотя и обозначено как полномочие, является вопросом местного значения имплицитно, а значит, входит в компетенцию местной администрации. Кроме того, международные и внешнеэкономические связи как осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами (п.2 ст.1 Федерального закона № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации») [8], имеют отношение к вопросам местного значения и требуют участия местной администрации. Форма такого участия может быть различной: проведение переговоров, определение процедуры заключения международных соглашений и договоров, исполнение международных соглашений и договоров. Те формы осуществления международных и внешнеэкономической связей, которые связаны с использованием муниципальной собственности и средств местного бюджета, дополнительно требует привлечения контрольно-счетного органа муниципального образования.

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время нормативное разграничение полномочий органов местного самоуправления в сфере международной деятельности отсутствует. Этот вопрос требует решения в виде внесения изменений в Уставы муниципальных образований либо принятия специальных Положений, утверждаемых решением представительного органа.

Список литературы

1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС-Консультант плюс.

2. Ерёмин, А. В. Правовое регулирование международного аспекта межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Омск: ИЦРОН, 2016. — С.25-27.

3. Кудилинский, М. Н. Муниципальное право России / М. Н. Кудилинский, И. А. Шевелева. — Санкт- Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. — 224 с.

4. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. — 3-е изд. — Москва: Проспект, 2011. — 672 с.

5. Муниципальное право России / Под ред. Н. С. Бондаря. — 4-е изд. — Москва: Юрайт, 2014. — 794 с.

6. Муниципальное право России / Под ред. А. Н. Кокотова. — 4-е изд. — Москва: Юрайт, 2014. — 567 с.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 г. №131-ФЗ с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

8. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон от 4 янв. 1999 №4-ФЗ с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

9. О местном самоуправлении в Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 29 апр. 1996 г.№12 // СПС-Кодекс.

10. О местном самоуправлении в Псковской области: Закон Псковской области от 9 окт. 2006 г. №580-ОЗ // СПС-Кодекс.

11. Постатейный комментарий к Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. А. Г. Бабичева, С. Ю. Наумова // СПС-Консультант плюс.

12. Устав Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 27 окт. 1994 №6-ОЗ с изм. и доп. // СПС- Консультант плюс.

13. Устав муниципального образования Бокситогорский муниципальный район: Решение Совета депутатов Бокситогорского муниципального района от 10 дек. 2008 г. №364 с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

14. Устав муниципального образования Лужский муниципальный район: Решение Совета депутатов Лужского муниципального района от 30 нояб. 2005 г. №17 с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

15. Устав муниципального образования Сосновоборский городской округ: Решение Совета депутатов Сосновоборского городского округа от 28 окт. 2015 г. №152 с изм. и доп. // СПС-Консультант плюс.

Фз полномочия органов местного самоуправления

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в часть 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в часть 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов , если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающи е наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.1

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающи й наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 8, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающи е передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающи е обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающи х наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ часть 4 статьи 20 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающи е:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техн ическое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-эконом ического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономичес ких связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающи е наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В статье 20 рассматривается осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающи х наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» — ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техн ическое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Перечень ФЗ, определяющих полномочия органов местного самоуправления

Название: Федеральный закон ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ, от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 03.11.2010 N 286-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 20.03.2011 N 38-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 03.05.2011 N 88-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 247-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ, от 06.12.2011 N 411-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ, от 16.10.2012 N 173-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 176-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 02.11.2013 N 303-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 370-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П)