Главный материальный источник доходов бюджета

Источники государственных доходов

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий — децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы — образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов — социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы — внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляют систему государственных доходов, которая призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи — стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса.

Налоги занимают центральное место в системе государственных доходов. Они являются универсальной и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Имеется множество различных налогов, которые устанавливают власти. Но прежде чем рассмотреть их основные виды, еще раз напомним общие типы налоговых систем. Прогрессивный налог (относящийся соответственно к прогрессивной системе налогообложения) — нарастающее по мере увеличения дохода налоговое изъятие из дохода.

Понятие «облагаемый налогом доход» логично предполагает наличие необлагаемого дохода. Во многих странах существует необлагаемый минимум годового дохода. Его наличие или отсутствие зависит от исторических, экономических и других особенностей конкретной страны. В США в 30-е гг. был на довольно высоком уровне (что исключало значительную часть населения из налогоплательщиков), но со вступлением США во Вторую мировую войну он был опущен до 500 долл. в год, в результате чего практически все население страны стало налогоплательщиками.

Доход из всех источников и видов деятельности облагается подоходным налогом. Но лишь доходы от наемного труда и от индивидуальной трудовой деятельности являются предметом обложения налогом на фонд заработной платы.

Поступления от этого налога используются для финансирования социальных мер защиты населения (пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, многодетным семьям и т.д.). Эта статья бюджетных доходов во всех странах является, как правило, второй (после подоходного налога) по объему ресурсов, приносимых в бюджет. Подоходный налог и налог на фонд заработной платы — прямые налоги.

Налог на фонд заработной платы принадлежит не к прогрессивному, а к пропорциональному типу налогообложения. Пропорциональный налог — налог, который взимается в равной процентной доле с любого уровня дохода.

Регрессивное налогообложение — изъятие налогов, при котором налоги изымают все меньшую часть дохода по мере того, как доход увеличивается. Поскольку часть налогов не применяется к определенным низким уровням доходов, постольку получается, что в процентном исчислении с высоких доходов взимается относительно меньшая доля в качестве налога.

Одним из универсальных во всем мире налогов является налог на продажи, которым облагается огромный набор потребительских покупок товаров и услуг. Налог, которым облагаются некоторые специфические товары (табачные изделия, спиртные напитки), называется акцизным налогом. Акцизы — частный случай налога на продажи. Налог на продажи и акцизы принадлежат к косвенным налогам, они «спрятаны» в цене товаров и услуг. Налог на имущество — основной источник доходов местных властей во многих странах. Этот вид налога вызывает особенно много социальных конфликтов. Во-первых, считается, что он слишком обременителен после выплаты подоходных, социальных налогов, налогов на продажу и др. (как последняя капля, которая переполняет чашу терпения). Во-вторых, чтобы его взимать, нужно оценить имущество, чем занимается специальная служба, часто допускающая много злоупотреблений. У этого налога есть еще одна особенность — он взимается независимо от того, обладает владелец недвижимости и другого имущества какими-либо доходами или нет. Следовательно, он составляет одну из основ автономной части налогов, которые могут взиматься при полном отсутствии доходов.

Бухгалтерская прибыль фирм облагается налогом на доход корпораций. К доходу корпораций, как правило, применяется прогрессивная шкала налогов. Указанный налог может стимулировать инвестиции за счет заемных ресурсов, а не за счет капитала фирмы. Это происходит потому, что обычно не делается никаких корректировок для факторов производства, которыми владеет сама фирма, и акционерного капитала, инвестируемого собственниками фирмы. Фирма, которая применяет заемные средства для инвестиций, должна будет платить процент, который она в качестве своих затрат вычтет из бухгалтерской прибыли и суммы своей налоговой ответственности. Если эта же фирма для инвестиций применяет свой акционерный капитал (т.е. увеличивает свой акционерный капитал за счет дополнительной эмиссии акций), то в бухгалтерской отчетности затраты на процент не появятся. Поэтому, несмотря на наличие альтернативных затрат (упущенной выгоды) капитала, независимо от того, создаются они инвестированием за счет долга или выпуска акций, налоговую ответственность фирмы сокращают только проценты за долг.

Некоторые доходы государства создаются не налогами. Государство может заставить потребителей (физических или юридических лиц) оплачивать предоставляемые им властями товары и услуги. Местные власти обеспечивают коммунальные, транспортные, медицинские, санитарные и другие услуги, которые производятся фирмами, принадлежащими властям либо имеющими от них лицензию, но в любом случае приносящими доход от оплаты этих услуг пользователями. Выбирая между налогами и прямой оплатой общественных благ, предоставляемых властями, экономисты предпочитают последнюю, поскольку она обеспечивает лучшую информацию о том, оценивают ли потребители ценность этих благ больше, чем затраты на их производство.

Государственные займы — используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Эмиссия является третьим методом мобилизации государственных доходов, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Государственное регулирование экономики
Государственное регулирование экономического роста
Государственные финансы и финансовая политика
Государственный бюджет
Государственный долг Российской Федерации
Государственный кредит

Назад | | Вверх

Налоги – основной источник доходов бюджета. Неналоговые доходы бюджета

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в перераспределении новой стоимости — национального дохода, — налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов госу­дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций1. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако глав­ное предназначение налогов как источника средств, обеспечива­ющих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многоплановой.

Современные государства для пополнения своей казны ис­пользуют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме инди­видуально безвозмездные платежи юридических и физиче­ских лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему (или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с опре­делением их размеров и сроков уплаты.

Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — госу­дарственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны госу­дарства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его разме­ры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот. Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ­ства проводится контроль за финансово-хозяйственной дея­тельностью предприятий, организаций, учреждений, за получе­нием доходов гражданами, источниками этих доходов, за ис­пользованием имущества, в том числе земли.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

В соответствии с ФЗ РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. налоги в РФ делятся на следующие группы:

— НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ

— НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

— ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

— НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

— НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

— ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

— НАЛОГИ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

При всей многочисленнос­ти налогов более разнообразными по формам и методам взима­ния являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными. В отличие от налогов, обязательным неналоговым платежам присуща индивидуализированность и некоторая возмездность, т.к. их взимание обусловлено, например, предоставлением права плательщику на осуществление определенной деятельности или получение юридически значимых услуг.

В соответствии с ФЗ РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. к неналоговым платежам относятся:

— ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: %, дивиденды, арендная плата и т.п.)

— ПОСТУПЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ (доходы в виде финансовой помощи)

— АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина и т.д.)

— ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА (средства, полученные в результате применения мер гражданское правовой, административной и уголовной ответственности, том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средств, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.)

— ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Главный материальный источник доходов бюджета

Доходы и расходы. Распределение доходов и расходов

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты

— предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей,

— заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Виды доходов бюджета:

— налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);

— а также доходы целевых бюджетных фондов.

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и

организаций и различные акцизы.

К неналоговым доходам относятся доходы:

— от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

— финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национальною дохода, они обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.

Государственные займы идут следующими доходами бюджета, по своему финансовому значению. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Пути получения государственных займов:

1. Государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства;

2. Кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

Эмиссия бумажных денег — это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.. К нему обращаются при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных займов оказывается затруднительным

Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов — неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета — затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. [1, ст. 68] Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета — это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Капитальные расходы бюджета включают:

— расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

— расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

— расходы на проведение капитального ремонта;

— расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.

Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1. государственное управление и местное самоуправление;

2. судебная власть;

3. международная деятельность;

4. национальная оборона;

5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7. промышленность, энергетика и строительство;

8. сельское хозяйство и рыболовство;

9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11. жилищно-коммуналыюе хозяйство;

13. здравоохранение и физическая культура;

14. культура, искусство и кинематография;

15. средства массовой информации;

16. обслуживание государственного долга;

17. финансовая помощь бюджетам других уровней;

18. целевые бюджетные фонды;

19. пополнение государственных запасов и резервов;

20. социальная политика;

21. прочие расходы.

В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1. обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;

2. расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3. сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;

4. повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

5. уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;

6. сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

7. концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

8. усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета — превышении расходов над доходами — должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Доходы Государственного бюджета


налоги

Средства от приватизации имущества предприятия
Средства от внешнеэкономической деятельности

Средства от продажи имущества
Сборы, платежи, пошлины
Государственный бюджет
дефицит

Финансирование народного хозяйства
Финансирование науки и социально-культурной сферы
Социальная защита населения
Субсидии местным бюджетам
Финансирование мероприятий, связанных с государственным регулированием цен
Содержание органов власти
Финансирование
обороны
Ликвидация последствий Чернобыльской аварии

Схема 12.3. Модель формирования и использования ресурсов Государственного бюджета Украины

Виды доходов бюджета

t
По социально-экономическим признакам
По методам изъятия (по природе)
По условиям мобилизации и использования средств
По признакам бюджетной классификации
По источникам образования
По условиям, закрепленным за бюджетом
В зависимости от частоты появления в бюджете
Налоговые
поступле
ния

Чрезвычай
ные
Регулиру
емые
Доходы от операций с капиталом
Доходы, по- ^ ступающие от населения
Поступления от государственных предприятий и организаций
Государственные целевые доходы
Об
щие
Целе
вые

Прочие поступления
Официальные трансферты
Схема 12.4. Классификация доходов Государственного бюджета


Схема 12.6. Бюджетная классификация
ется впечатление, что этот фонд создан как своего рода депо для общего фонда — в него сбрасываются некоторые расходы, чтобы сбалансировать общий, основной фонд.
В этом заключается отличие от зарубежного опыта: создается специальный фонд для финансирования совершенно определенных расходов, закрепляются за ним также определенные источники.
В нашей практике принят иной подход и к расходам, и к доходам.
Бюджетные доходы — понятие более узкое, чем доходы государства, которые содержат, кроме средств бюджета всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход (если его не хватает, государство привлекает национальное богатство).
Бюджетные доходы выражают экономические отношения, которые возникают у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления этих отношений выступают разные виды платежей предприятий, организаций и населения в Государственный бюджет.
Доходы бюджета необходимо рассматривать с двух сторон:

  • как результат распределения стоимости общественного продукта между участниками воспроизводственного процесса;
  • как объект дальнейшего распределения стоимости, которая сконцентрирована в руках государства.

Доходы Государственного бюджета классифицируются по отдельным признакам (см. схему 12.6).
Полная и детальная структура доходов Государственного бюджета определяется бюджетной классификацией, ежегодно разрабатывается Кабинетом Министров Украины и утверждается Верховной Радой Украины.

Бюджетная классификация представляет собой группирование доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группи- ровочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставление показателей бюджетов всех уровней. Действующая бюджетная классификация представлена на схеме.
Методы формирования доходов Госбюджета — это способы привлечения доходов в собственность государства.
Различие методов состоит в следующем:

  • по правовому признаку они могут быть обязательными и необязательными;
  • по природе платежей — налоговые и неналоговые;
  • по условиям действия — постоянно действующие (обыкновенные) и чрезвычайные;
  • по назначению — целевые и общего назначения;
  • по характеру взаимоотношений субъектов — безвозвратные и возвратные.

Структура доходов и расходов Сводного бюджета Украины в динамике представлена в приложениях.
В динамике доходов бюджета доминируют налоги, постоянно возрастает их сумма и удельный вес; сокращение взносов в целевые фонды можно пояснить тенденцией превращения крупных государственных фондов в автономные структуры.

Классификация доходов Государственного бюджета (в развитии)

Главный источник дохода государства – налоги

Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.

Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).

Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения

Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.

Принципы налоговой системы:

· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги

· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства

· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства

· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта

Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.

2. Индивидуальная безвозмездность платежа

3. денежная форма

4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)

Налоги выполняют в экономике следующие функции:

3. Стимулирующую, дестимулирующая

4. Распределительную (перераспределительную)

Налоги фактически перераспределяют через госбюджет: финансовые средства от налогоплательщикам —– к нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным и т.д.)

Фискальная (касающаяся интересов казны)

Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, на оборону и другие структуры, которые не имеют собственных источников доходов.

Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют, экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и т.д.)

С помощью налогов гос-во поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Стимулирующая функции заключается в том, что гос-во посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая функция реализуется через систему различных льгот, предусмотренных для определённой категории налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться путём изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Т.о., гос-во обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Проявляется в том, что гос-во, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжёлое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, гос-во заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходя игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Сущность этой функции заключается в том, что гос-во, взимая налоги с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким приме6ром реализации этой функции может служить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налога позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Т.о, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны

Налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, т.е. налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Государство по своему усмотрению формирует правила субъекта налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям

Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели

Поступления от специальных налогов направляются в специальные бюджетные и внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определённые цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство Другим примером специального налога могут быть налоги на воспроизводство минерально – сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков

Это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определённых видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

· Личный подоходный налог

· Налог на прибыль

· Налог на имущество

· Налог с владельцев транспортных средств и пр.

Плательщик – владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на неё.

Косвенный налог – это налог на потребление, уплата которого, в конечном итоге, производится налогоплательщиком за счёт конечного потребителя.

Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец. Однако, он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства гос-ву.

Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые, в конечном итоге, оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включается этот налог.

К косвенным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость – НДС

· Налог с оборота

3Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги бывают

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ и поступающие в бюджет РФ. Например,

· Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Налог на покупку валюты и др.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налоги поступают в казну соответствующего субъекта РФ. Например,

• Налог на имущество предприятий

• Плата за воду и др.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в казну соответствующего муниципального образования. Например,

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

В зависимости от того , каким образом соблюдаются или не соблюдаются принципы соответствия доходов и налогов, налоги различают как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

· 1 Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. . Такие налоги позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем самым, способствовать улучшению социальной обстановке стране, регионе, городе.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Принципы налогообложения, налоговая система должна быть (Адам Смит)

1. справедливой, т.е каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;

2. понятной, т.е налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ и время налогового платежа

3. удобной, т.е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, а не для того, кто собирает налоги;

4. недорогой, т.е расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Субъект налоговй системы – налогоплательщик, объект – налогообложение, налоговая база, единица налога, налоговая ставка и пр.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка 13 %.

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

Специфическим обязательным налоговым платежом является налоговый сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензий

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Важное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).

Государственная бюджетная система РФ включает Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета

Счетная палата РФ:

Осуществляет финансовый контроль в РФ подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию

Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:

· Составление проекта бюджета

· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ

· Составление отчёта об исполнении бюджета

Структура ГБ

Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему.