Государственная защита прав граждан и человека в рф

Рубрикатор

Государственная защита прав и свобод граждан

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиту обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой деятельности.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как РФ, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина всеми доступными им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума — одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в РФ.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана и действует Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

Одним из основных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является восстановление нарушенных прав.

Защищенность государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в полном объеме.

В 1997 г. был издан федеральный конституционный закон об этом государственном институте.

В соответствии с Конституцией РФ назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Срок его полномочий — пять лет.

В системе разделения властей РФ Уполномоченный по правам человека занимает особое место, он, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений — отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, а также обладает неприкосновенностью.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Граждане РФ и находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут обратиться к Уполномоченному с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а так же лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверкевступившего в законную силу решения, приговора суда, определенияили постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ сжалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, который подлежит обязательному официальному опубликованию, Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.

В ряде российских субъектов действуют свои Уполномоченные по правам человека (Республика Башкортостан, Саратовская, Московская, Астраханская области и др.).

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Это значит, что именно государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

Важнейшими организационно-правовыми гарантиями прав и свобод граждан является соответствующая деятельность государственных органов и в первую очередь Президента РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). В обязанности Президента, в частности, входит:

1) обеспечение условий, при которых работали бы все государственные структуры в строгом соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено», в том числе в сфере обеспечения внутригосударственного механизма, реализации защиты правового статуса личности;

2) обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей;

3) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения);

4) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

5) осуществление пoмилования (п. в ст. 89 Конституции РФ).

В ст. 45–55 Конституции РФ предусмотрен юридический механизм, который призван обеспечить переход от декларативного провозглашения личности высшей ценностью к реальному контролю за соблюдением прав и свобод. К сожалению, сегодня для российского общества «это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый».

Сегодня социально-экономическое положение широких масс населения находится в совершенно неудовлетворенном состоянии, объектами каждодневных грубых посягательств стали некоторые основные права человека, и прежде всего, право на жизнь и личную безопасность, а в целях противодействия нестабильному положению в обществе и последствиям региональных конфликтов должностные лица и члены местных администраций то там, то здесь организуют своего рода «облавы по национальному признаку».

Среди основных путей правовой реформы – законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего, реальных гарантий прав и законных интересов личности.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Следует подчеркнуть, что, во-первых, речь может идти лишь о возможных ограничениях, но не обязательных, во-вторых, их перечень является исчерпывающим и соответствует общепринятым международным стандартам. Возможно ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, за исключением тех прав, которые предусмотрены в ст. 20–21, ч. 1 ст. 23, 24, 28–29, ч. 1 ст. 40, 46–54 Конституции РФ. В частности, речь идет о праве на жизнь, праве на обеспечение достоинства личности, т. е. о тех правах, которые получили статус естественных и неотчуждаемых (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Так как на практике достаточно часто нарушаются права человека, важнейшая задача конституционного контроля – не допустить злоупотребления ограничениями, ибо они должны быть соразмерными грозящей опасности.

Еще одной гарантией осуществления прав и свобод человека является создание различных форм контроля гражданского общества над государственным аппаратом, в том числе привлечение представителей общественности к работе коллегиальных органов. Сюда относится, например, включение 10 представителей общероссийских общественных объединений и правозащитных организаций в состав Высшей квалификационной коллегии. Кроме того, практически все без исключения общественные объединения в той или иной мере участвуют в общественном контроле в соответствующей сфере государственной деятельности.

Среди институтов защиты прав человека особое место занимает уполномоченный по правам человека. Основными его задачами являются: восстановление нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т. д. Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и неподотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т. п.

Для того чтобы обеспечить приоритет прав личности, необходимо признание человека высшей ценностью не на словах, а на деле, т. е. создание системы реальной их защиты. Такая система должна включать в себя, во-первых, целенаправленную деятельность всех без исключения государственных органов (а не только судебных и иных правоохранительных органов), во-вто­рых, конкретные процедуры защиты и самозащиты в случае необходимости вплоть до возможности обращения в международные органы по защите прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции РФ), в-третьих, активное воздействие негосударственных структур (референдум и др.) на государственную власть.

Вместе с тем нет смысла противопоставлять гражданское общество и государство. В гражданском обществе создаются все условия для самореализации и автономии личности, исключающие любое вмешательство в жизнь индивида, позволяющие ему руководствоваться исключительно своими частными интересами, а государство обязано гарантировать их осуществление в повседневной жизни. Это связано с основным предназначением государства – обеспечивать свободу и безопасность общества путем охраны общественного порядка и разрешения с помощью права тех или иных социальных конфликтов. Более того, институт прав и свобод человека не может рассматриваться обособленно от всего механизма правового регулирования.

Советом Федерации принят Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека». Должность уполномоченного по правам человека в РФ, говорится в законе, учреждается «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

Среди негосударственных институтов следует выделить специально созданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 ноября 2004 г., Совет призван осуществлять подготовку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Однако пока что эффективность его работы, так же, как и работы Общественной палаты РФ, оставляет желать лучшего.

Государственная защита прав и свобод граждан

Признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиту обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксиро­ванного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юриди­ческие процедуры такой деятельности-/

Государственная защита прав и свобод понимается как деятель­ность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина всеми доступны­ми им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны ру­ководствоваться как национальным законодательством, так и между­народным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и. .чету кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина, Кроме того, Государственная Дума — одна из палат парламента страны назна­чает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана и действует Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Пра­вительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обес­печению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных за­дач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.

Одним из основных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является восстановление нарушенных прав. / (^Защищенность государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина значительную надежность и га­рантию их реального осуществления в полном объеме.

ЛИТЕРАТУРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституция Российской Федерации; Ст. 2,45,46,71,72,80,103,114,118,125, 129.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26февраля 1997г.//СЗРФ. 1997. №9. Ст. 1011. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федера­ции» от!7декабря 1997г.сизм.идоп.//СЗ РФ. 1997.№51.Ст.5712; 1998. № 1. Ст. 1.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Фе­дерации» от 31 декабря 1996 г. с изм. и доп. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. №51. Ст. 4852.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации» от 21 июля 1994г. с изм. и доп.//СЗРФ. 1994.№ 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. с изм. и доп. // ВВС. 1992. № 8. Ст. 336; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 678; № 47. Ст. 5620; 2001. № 53 (Ч. 1). Ст. 5018.

БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. Гл. 14.

Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3 т. М., 2001. Т. 1. Гл. IV.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М., 1997.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. Гл. 6.

Защита прав человека в современном мире/Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов» 1998. Разд. III. Гл. 1,2, 3.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. Гл. 2.

Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. III.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

7.2. Государственная защита прав и свобод граждан

В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свободпонимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума — одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах — например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда 24 , причиненного человеку.

Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА РФ

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется защита его прав и свобод.

Решения и действия /бездействие/ органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката /защитника/ с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания,

«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга її’ близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» /ст. 51 Конституции РФ, п. 4 ст. 5 УПК/

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию прими псп йото ущерба. Каждый имеет право па возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями /или бездействием/ органов государственной власти пли их должностных лиц.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто нс может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения [1C признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за нею устранена или смягчена, применяется новый закон.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Профессиональный институт управления

Кафедра Гражданское право

на тему ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Захаров Денис Владимирович

кандидат юридических наук, доцент

Хвоевский Сергей Алексеевич

Глава 1. Конституционное правосудие как основной инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина

1.1 Сущность понятия «права и свободы человека и гражданина»

1.2 Международно-правовые принципы защиты прав и свобод человека

1.3 Роль и место Конституционного Суда в области защиты прав и свобод человека и гражданина

Глава 2. Дополнительные механизмы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, пути их совершенствования

2.1 Особенности функционирования государственных правозащитных механизмов на федеральном и региональном уровнях

2.2 Деятельность Общественной палаты РФ в области защиты прав и свобод человека

2.3 Институт Уполномоченного по правам человека

2.4 Деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина в работе государственных органов субъектов Российской Федерации

2.5 Защита прав и свобод человека и гражданина в судах регионов Российской Федерации

2.6 Возможности усовершенствования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина

конституционный суд гражданин общественная палата

Права и свободы человека и гражданина считаются неотъемлемым атрибутом любого зрелого и развитого в демократическом плане общества, однако, в нашей стране и на уровне государства и в самой правовой системе явно не выражен приорат фундаментального положения Венской декларации 1993 г. о «неделимости и универсальности прав человека» — политических, гражданских, экономических, социальных и культурных. Особенно заметной тенденция ограничения прав и свобод граждан в России стала проявляться после событий на Болотной площади г. Москвы в 2012 году, последовавших за объявлением результатов очередных выборов Президента и Государственной Думы Российской Федерации в 2011 году. В подтверждении этого авторитетное международное независимое объединение по защите прав и свобод человека (Human Rights Watch) подготовило в апреле 2013 года доклад под названием «Разрушительное законотворчество» См.: Доклад HRW (Human Rights Watch) Разрушительное законотворчество. Наступление на гражданское общество в России после мая 2012 года: https://www.hrw.org/ru/reports/2013/04/24/razrushitelnoe-zakonotvorchestvo-0 , в котором подробно и последовательно изложила факты «наступления» государства на гражданское общество и права граждан после указанных событий.

Стоит отметить, что в России созданы определенные условия для регулирования, охраны и обеспечения правового статуса личности, функционирует ряд важных правозащитных институтов и до 2012 года все это однозначно свидетельствовало об устойчивой и целенаправленной тенденции движения Российской Федерации к демократическим формам взаимодействия между государством, обществом и его гражданами. Конституция Российской Федерации 1993 года содержит нормы, регулирующие большинство экономических, социальных, политических и культурных отношений, и тем самым является наиболее прогрессивной и полной среди конституций развитых стран мирового сообщества См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юрид.лит., 2014. .

Вместе с тем, обозначаемые в качестве высшей ценности в Конституции Российской Федерации права и свободы человека, их регулирование в законодательстве на федеральном уровне, детализация способов и приемов защиты прав и свобод в законодательстве субъектов Российской Федерации, принятие множества подзаконных нормативных правовых актов правозащитной направленности сами собой не создают действенных механизмов их претворения в жизни. Декларативность содержания прав и свобод, а зачастую их не прекращающееся реальное законодательное ограничение под различными предлогами (борьба с терроризмом и экстремизмом, коррупцией, отстаивание традиционных, в т.ч. семейных, культурных и религиозных ценностей, борьба с педофилией и детской порнографией, повышение уровня патриотизма среди населения и пр.), недостаточная защищенность публичными и частными правовыми средствами представляет собой актуальную проблему для современной России. Ведь именно недостаточная защита, а в ряде случаев и законодательное ограничение/ликвидация прав и свобод граждан, является наглядным свидетельством постепенного перехода государства от демократической формы правления к тоталитарной, где говорить про защиту прав и свобод человека вообще не представляется возможным, за отсутствием таковых.

Заслуживающим внимание является принятие в конце 2012 года отдельного федерального закона, в котором отражены меры воздействия (арест активов, запрет на въезд в РФ) на лиц, нарушающих права и свободы человека/граждан Российской Федерации. Вызывает сожаление только тот факт, что ответственность за нарушение прав и свобод, согласно данного закона, предусмотрена исключительно для граждан США См.: Федеральный закон 272-ФЗ от 28 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» .

Уместным и злободневным выглядит высказывание Н. Ю. Хаманевой, которая еще в 1997 году указывала: «В нашей стране юридическая незащищенность личности перед различными ведомствами, учреждениями, чиновниками и государством вообще — факт очевидный. Достаточно широкое декларирование Конституцией прав гражданина не ограждает его в должной степени от административного произвола и несправедливости, несмотря на то что имеются соответствующие правовые рычаги для противодействия бюрократической машине, которая по закону или на основании огромного числа подзаконных актов наделена практически неограниченными полномочиями» См.: Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: ИгиП РАН, 1997. С.4 .

Таким образом, текущая ситуация в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации выражается в недостаточной эффективности функционирования негосударственных правозащитных институтов (многие из которых испытывают на себе давление государства, а некоторые были объявлены прокуратурой «иностранными агентами»), рассогласованности действий государственных структур, недостаточностью их взаимодействия между собой и гражданами, отсутствием механизмов подотчетности и объективного контроля перед самим обществом и гражданами, слабых материально-правовых и процессуальных гарантиях рассмотрения жалоб граждан на нарушения их прав, свобод и законных интересов. Можно с уверенностью заявить, что сегодня публичная власть и гражданское общество не могут полностью выполнить одну из основных своих обязанностей — сохранить и защитить права и свободы человека и гражданина, дав ему тем самым ощущение стабильности, предсказуемости и защищенности, что в свою очередь, указывает на высокий уровень актуальности настоящего исследования.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что одним из основополагающих прав является право гражданина и человека на судебную защиту, т.е. обращение в специальный, независимый от других орган государства, через функции которого последнее гарантирует соблюдение конституционных и иных прав человека и гражданина. Также, согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судами, никто не уполномочен принимать на себя судебные функции. Именно судебная защита (совокупность материальных и процессуальных прав, обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм) является законным и цивилизованным инструментом воздействия гражданина и общества на, прежде всего, исполнительные органы власти и именно судебная защита легла в основу исследования в данной работе.

Степень научной разработанности темы. Вопросы сущности и состава прав человека и гражданина, аспекты их защиты, деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Европейского Суда по правам человека и ряда иных правозащитных структур были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и получают все более широкое освещение. Особого внимания заслуживают работы, посвященные обзору судебной практики в области защиты прав и свобод человека. При подготовке работы автор опирается на труды отечественных специалистов в области теории права и государства, конституционного права, проблемы защиты правового статуса личности, прежде всего: А. Х. Абашидзе, М. В. Баглая, Н. В. Витрука, В. В. Гребенникова, А. Г. Залужного, Б. Л. Железнова, О. Н. Дорониной, С. А. Комарова, Л. В. Лазарева, М. А. Митюкова, С. Э. Несмеяновой, В. М. Оробца, Ж. В. Потращук, И. В. Ростовщикова, М. С. Саликова, Д. И. Титенкова, И. А. Умновой, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркина, Е. В. Чурсина, С. М. Шахрая, Б. С. Эбзеева, М. П. Фомиченко, Ю. А. Юдина и др.

Несомненная актуальность проблемы охраны и защиты прав человека и гражданина обуславливает то пристальное внимание, которое ей уделяли и уделяют судьи Конституционного Суда — Г. А. Гаджиев, А. Н. Кокотов, В. О. Лучин, Т. Г. Морщакова, О. И. Тиунов, В. А. Туманов, В. Г. Ярославцев и многие другие.

Несмотря на множество публикаций и исследований, посвященных изучению прав и свобод в демократическом обществе, возможности их реализации в Российской Федерации все еще недостаточно глубоко изучены, особенно в связи с появление относительно новых для нашего государства институтов омбудсменов, Общественной палаты. Судебная, конституционная защита прав человека и гражданина, вопросы повышения ее эффективности все еще не получили достаточного освещения в научной литературе. Также требует повышенного внимания механизм воздействия на российское право норм европейского сообщества, деклараций, международных протоколов, деятельности международных правозащитных организаций в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Целью работы является исследование возможностей и механизма государственной (судебной и внесудебной) защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и формирования на этой основе ряда рекомендаций по совершенствованию конституционно-правовой теории и законодательства в области защиты прав человека и гражданина.

Задачи исследования, обусловленные целью работы:

1. Выявить понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина;

2. Раскрыть понятие конституционного правосудия, изучить историю формирования конституционного судопроизводства, рассмотреть место и роль Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

3. Рассмотреть механизмы и проблемы защиты прав и свобод человека на государственном уровне (институт Уполномоченного по правам человека, институт Общественной палаты РФ, деятельности по защите прав и свобод в работе государственных органов субъектов Российской Федерации, особенностях защиты прав и свобод человека в судах РФ);

4. Указать пути возможного усовершенствования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования является общественные (в т.ч. конституционные) отношения, образующиеся в системе государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предметом исследования являются международные правовые нормы, нормы законодательства Российской Федерации, устанавливающие и регулирующие организацию и функционирование правозащитного механизма.

Научная новизна исследования заключается в указании путей оптимизации деятельности механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях ужесточающегося контроля со стороны государства за гражданским обществом.

В ходе работы над диссертацией автором применялись следующие методы исследования: диалектический, формально-логический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный. Анализировалось законодательство ряда иностранных государств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты смогут найти свое применение при изучении конституционного права, в процессе профессиональной подготовки юридических кадров в различных учебных заведениях, при подготовке лекций, учебных пособий, практикумов и другой учебно-методической литературы. Диссертационное исследование может быть использовано в процессе обучения конституционному праву, теории государства и права, теории прав человека и ряда других дисциплин.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка использованной при написании работы литературы.

Глава 1. Конституционное правосудие как основной инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина

Определение понятия «правосудие» трактуется исследователями и учеными по разному, несмотря на то, что обозначаемая этим понятием деятельность давно известна юридической науке. Мало того, в российском законодательстве единственно верного определения правосудия нет, что дает возможность его различных трактовок. Наиболее известные советские и российские правоведы по разному видели сущность термина, так представитель советской правовой школы В. М. Савицкий определял правосудие, как специфическую деятельность судебных органов, осуществляемую путем рассмотрения уголовных и гражданских дел и разрешения их в ходе судебных заседаний в установленной процессуальной форме См.: Конституционные основы правосудия в СССР // Под ред. Савицкого В.М. — М., 1981. — С.8. , в свою очередь, В. М. Семенов писал о правосудии, как о работе судебного органа по решению в процессуальном порядке дел и применению на основе закона механизма государственного принуждения к правонарушителям См.: Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР. — М., 1976. — С.21. . А. Т. Бажанов и В. П. Малков считали, что правосудием в условиях социализма является деятельность организованного на истинно демократических принципах советского суда, направленная на охрану основ советского строя и правопорядка, личности, предприятий и организаций, на укрепление единой законности и воспитание трудящихся и состоящая в разрешении на судебных заседаниях на основе закона и социалистического правосознания судей гражданских и уголовных дел См.: Суд и правосудие в СССР // Под ред. Бажанова А.Т., Малкова В.П. — Казань, 1980. — С. 37. . Заслуживающее внимания определение правосудия дал А. Т. Боннер, утверждая, что правосудие относится к важнейшим областям государственной деятельности, по его мнению оно призвано защищать права и законные интересы не только отдельных субъектов права, но и всю существующую в стране систему общественных отношений См.: Боннер А.Т. Правосудие как вид государственной деятельности. — М., 1973. -С.3. .

Несмотря на множество определений, все они сходятся в том, что правосудие осуществляется судом при соблюдении определенных процессуальных форм на соответствующих заседаниях.

С принятием на всенародном референдуме Конституции Российской Федерации в 1993 году изменилось представление о правосудии. Во-первых, был закреплен принцип разделения властей (законодательная-судебная-исполнительная), во-вторых, в Конституции были определены дополнительные системы правосудия — конституционное правосудие и административное. Таким образом, судебная система в России является полиморфной и состоит из конституционных (уставных) судов, арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Важно при этом помнить, что Третейские суды в судебную систему не входят.

Можно сделать вывод, что права и свободы человека и гражданина, согласно существующей системе судов, защищаются как в системе судов общей юрисдикции, где они рассматривают гражданские и уголовные дела и тем самым разрешают либо споры о праве, либо вопросы о виновности (невиновности) и наказании лица, обвиняемого в совершении преступления, так и в Конституционном Суде РФ, где разрешаются дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, а также дела по проверке жалоб о нарушении конституционных прав и свобод граждан, допущенных посредством применения нормативных актов, ей не соответствующих.

Своевременным будет привести определение конституционного правосудия, которое дал А. Н. Акимов: «Конституционное правосудие — это разрешение судебным (конституционно-юрисдикционным) органом в особой судебно-процессуальной форме (конституционного судопроизводства) по инициативе уполномоченных на то органов и лиц правовых (конституционно-правовых) споров и конфликтов на основе общих для всех судов конституционных принципов правосудия (независимость судей, гласность, состязательность и равноправие сторон) посредством принятия общеобязательных решений» См.: Акимов А.Н. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в современной России. // Дисс. канд. юрид. наук., Москва, 2008. -С.17. .

Представляется возможным указать, что среди принципов конституционного правосудия (ключевые правовые постулаты, определяющие организацию и деятельность судов) выделяются следующие, в том числе закрепленные в Конституции РФ правовые положения — демократическая сущность, учет национальных особенностей судебных систем в России, законность, осуществление правосудия только судом, презумпция невиновности обвиняемого лица, общедоступное право на судебную защиту, равенства и состязательности сторон в ходе судебного заседания, независимости суда, гласности, участия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства. Правовые принципы являются руководством для законодательной власти и обязательны для исполнения всеми участниками судебных процессов.

Что касается самой Конституции РФ и закрепленных в ней положений по защите прав и свобод человека и гражданина, то этому явлению посвящена отдельная одноименная глава (глава 2), следует процитировать основные из них, а именно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», в свою очередь ст. 55 прямо говорит, что: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», что крайне важно в аспекте их защиты на государственном уровне.

Резюмируя, необходимо уточнить, что именно Конституционному суду, как последней инстанции, принадлежит важнейшая роль в охране прав и свобод гражданина и человека в Российской федерации, которые закреплены в Конституции РФ. Именно Конституционный суд в большей степени защищает человека от произвола со стороны государства в вопросе соблюдения его прав и свобод.

1.1 Сущность понятия «права и свободы человека и гражданина»

Для изучения института прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, необходимо дать определения этим понятиям, чтобы была возможность их однозначно выделить от иных явлений социальной жизни общества. Понятие «права и свободы человека и гражданина» встречаются не только в юридических науках, но и социальных, исторических, политологических, философских, психологических и по этой причине требуется найти дефиниции, которые будут отличать общеправовое понятие от понятий из смежных дисциплин.

На сегодняшний момент, в юридической науке можно выделить три взгляда на определение прав и свобод человека и гражданина. Первый — авторы этого подхода делают упор на антропологическое начало в правах т. е. права присущи человеку, прежде всего, по той причине, что он относится к виду Homo sapiens, другие ученые делают упор на деятельный момент, во втором подходе авторы указывают на общественные задачи, в третьем подходе преобладает точка зрения, что обе позиции необходимо органично сочетать между собой.

На наш взгляд, фундаментальное значение, с точки зрения юридической науки, в рассматриваемом явлении занимают три документа — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международные пакты о правах человека (1966 г.) и Венская декларация с Программой действий к ней, принятые на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Именно в этих документах отмечается «всеобщность» и «неотъемлемость» прав и свобод, факт того, что они даны человеку от рождения и являются универсальными.

Рассмотрим некоторые определения прав и свобод человека и гражданина. Т. Фляйнер считает, что «права человека — это права людей иметь возможность жить в соответствие с их природой совместно с другими людьми» См.: Фляйнер Т. Что такое права человека // Пер.с нем. — М., 1997. — С.20. . Отфрид Хеффе указывает следующее: «справедливые притязания людей по отношению друг к другу, … а затем — и по отношению к государству» См.: Хеффе О. Политика, право, справедливость. М., — С.8. . Схожего мнения придерживается М. М. Утяшев и Л. М. Утяшева замечая, что «Права человека — это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства» См.: Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник. — Уфа, 2003. — С. 12. .

В данном исследовании хотелось бы, разделяя взгляды М. Печовяк (Piechowiak) о том, что «В самом общем смысле права человека понимаются как права, при надлежащие любому индивидууму в силу того, что он есть человек, вне зависимости от правовых актов» См.: Piechowiak, Marek, “W sprawie funkcjonalno i dysfunkcjonalno konstytycji. Zagadnienia filozoficznoprawne” [On the Functionality and Disfunctionality of Constitution: Philosophical Issues], Ruch Prawniczy, Ekonomiczny i Socjologiczny, Vol. 57, No. 2 (1995), pp. 129-138. предложить следующее определение прав человека: права человекаэто неотъемлемые, общепризнанные, нормативно закрепленные и охраняемые мировым сообществом и конкретным государством возможности, которыми обладает по своей природе каждый человек.

Отдельного внимания заслуживают различия в правах человека и гражданина. Права человека — это более широкое понятие, чем права гражданина. Права человека гарантируются всем людям, во всех государствах и охраняются международными (наднациональными) законами, типичный пример которого — Всеобщая декларация прав человека(1948). Права гражданина — более узкое понятие, которое детализирует и расширяет базовые права человека, у которого есть российское гражданство. Безусловно, права и свободы человека — явление общественное, социокультурное, а не только естественно-природное.

Еще больше взглядов и определений существует у термина «свобода». Для начала приведем общефилософское определение термина свободы, которое затем будет уточнено с позиций права: «Свобода — одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами» См.: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — С. 457 . Согласно словаря С. И. Ожегова «свободе» соответствуют следующие особенности — «возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества, независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов, отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь, состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — С. 689 . Еще один взгляд, встречающийся у ряда исследователей: «Свобода — это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания, свобода совести, свобода выбора места жительства/пребывания и т.д.)» См.: Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — М., 2007. C.254 .

Теперь стоит определить содержание «сборной» категории «права и свободы человека и гражданина». Некоторые ученые вообще не разделяют данные понятия, и не заостряют своего внимания См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство Бек. 1994. . Как подчеркивает В. Д. Карпович, термин «право» и «свобода» характеризуются тем, что по большому счету это синонимы; и свобода и права — категории субъективного права любого человека или только гражданина РФ См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В. Д. Карповича. -М.: Юрайт-М. Новая Правовая культура, 2002. — С.259. . Как отмечает В. В. Лазарев, Конституция РФ юридически установила «права и свободы» в виде основополагающего конституционного принципа. Периодически, в юридической литературе можно встретить упоминание о том, что свобода тоже является разновидностью права — на возможность определенного свободного поведения, однако, права и свободы человека по своему смыслу глубоко различны. Свобода — это относительно самостоятельное и независимое поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную окружению и обстановке форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не должна регламентироваться им, только в ряде случаев подлежа ограничению в интересах других людей, общества, государства в сложные и опасные периоды его существования и только на этот период и для всех. Право — это однозначно ограниченная государством потенция свободного поведения в тех рамках, которые указаны на законодательном уровне. Свободы — это такие основные права, которые защищают возможность человека и гражданина формировать собственные убеждения и взгляды, публично выражать их, отстаивать, вести частную, общественно-политическую и семейную жизнь без принуждения и посягательств со стороны государства, других лиц и действовать сообразно собственным решениям и взглядам. Особое место среди свобод занимают те, которые делают возможным существование плюралистического, открытого общества, без которого невозможна истинная демократия.

Современные правоведы предлагают следующее определение: «Права и свободы человека — это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса» См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. // Отв. Ред. В. В. Лазарев. ИПС «Гарант». 2003. — С.47. .

Следует еще раз подчеркнуть, что согласно Конституции РФ к правам и свободам относятся следующие — личные права (на свободу и личную неприкосновенность, жизнь, личную и семейную тайны и пр.), политические права (свобода слова, права на участие в митингах и демонстрациях, право избирать и быть избранным и пр.), социально-экономические (право на предпринимательскую деятельность, право на свободный труд, право на забастовку, право на пособие по безработице, право на образование и др.).

По другой классификации, например в Европейской конвенции, выделяется около 30 прав, которые отражены как в самой Конвенции, так и в протоколах к ней. В основу классификации положен принцип степени вмешательства/ограничения государством этих прав. Выделяется 4 группы прав:

1. Абсолютные права, ни при каких условиях государство не может их ограничить. Право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, невозможность обратной силы действия уголовного законодательства;

2. Права в сфере правосудия — право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу, право на личную неприкосновенность;

3. Существенно-квалифицированные права — право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести, религии, свободу собраний и ассоциаций, свободу выражения мнений;

4. Права с присущими ограничениями — по количеству самая большая группа прав, например, право на свободные выборы.

В свою очередь, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пользуется классификацией Д. Руже (Rouget), которая в общем виде выглядит следующим образом См.: Rouget D. Le guide de la protection internationale des droits de l’homme. P., 2000. Chapitre П. Les droits proteges. P. 55-98. :

1. Гражданские и политические права — право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную безопасность и пр.;

2. Экономические, социальные и культурные права — право на труд, профсоюзные права, защите семьи, детства, материнства и пр.;

3. Коллективные права — право на мир, запрет геноцида, право на развитие, право национальных меньшинств и пр..

Таким образом, можно без преувеличения утверждать, что Конституция РФ, по декларируемым ею правам и свободам человека и гражданина, является как минимум достойным подражания, в области защиты прав и свобод, документом. Если на практике будет достигнута реализация всех заложенных в Конституцию РФ принципов, личность в Российской Федерации вполне способна претендовать на самое свободное и социально защищенное положение в мире.

Необходимо обратить внимание на различия между правами человека и гражданина. Права человека и права гражданина схожи, но не тождественны по своей сути.

Права человека — это неотчуждаемые естественные права, которые существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. То есть, права человека — права личности как таковой, вытекающие из присущей всем членам человеческой семьи достоинства и свободы, как отмечено во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года.

В свою очередь, права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государственным образованием, властью, законом. Б. С. Эбзеев указывает, что права гражданина являются «формой опосредования прав человека, которая признана государством и поставлена под его защиту» См.: Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Вступительная статья // Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев. — В 2 т. — Т. 2. — М.,2000. — С. 10. . Так, согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации, «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации», т. е. именно гражданин Российской Федерации, а не кто-либо другой, обладает на территории России всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством того или иного государства. Это и является основным различием, отражаемом в Конституцией Российской Федерации: «личные права» — всем, политические — только «гражданам». Это различие справедливо и по отношению к обязанностям.

Было бы некорректным не упомянуть про условия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, такая возможность существует, она прямо прописана в Конституции РФ в статье 55, а именно, — права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует отметить, что подобные ограничения необходимы, но они одновременно таят в себе опасность злоупотреблений ими со стороны государственных органов, что предъявляет к законодателю обязанность тщательно фиксировать пределы прав соответствующих органов и условия применения ими механизмов принуждения по отношению к гражданам.

Вместе с тем, по сути указанной статьи Конституции в РФ возможны только общие ограничения конституционных прав и свобод для всего населения путем принятия соответствующего закона. Тем самым должна исключаться возможность дискриминационного ограничения прав и свобод в отношении отдельных лиц.

Возможность ограничения прав и свобод граждан, в случае чрезвычайных ситуаций (эпидемии, катастрофы, конфликты, беспорядки, стихийные бедствия), допускается также на международном уровне, в т.ч. Пактом о гражданских и политических правах (ст.4), который, между тем, указывает на необходимость официального объявления чрезвычайного положения и сообщения об этом другим государствам по линии международных структур.

В заключении отметим, что конституционные права и свободы человека и гражданина для их получения/соблюдения не требуют от лица активных юридических действий, большинство из них ему уже принадлежит с момента его рождения или по факту принятия гражданства. Они защищаются государством, составляют ядро правового статуса индивида и получают высшую юридическую силу путем закрепления в Конституции.