Юрисдикция хозяйственных судов украины

Юрисдикция хозяйственных судов украины

Основными функциями судебной власти в Украине является осуществление правосудия — гражданского, хозяйственного, административного и уголовного. На важность этих функций указывает и название соответствующего раздела. Консти итуции Украины -«Правосудие»есть судебная власть, прежде всего, ассоциируется с правосудием, отражает сущность и содержание судебной власти и назначения судов в обществе и государствві.

время функции судебной власти не ограничиваются исключительно функциями правосудия. Они являются многогранными и разнообразными, поэтому следует говорить о множественности этих функций

Функции судебной власти — это направления и виды деятельности судов в пределах и порядке, предусмотренных. Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами Украины

Многообразие функций судебной власти отображается в множественности функций. Конституционного. Суда Украины и судов общей юрисдикции в Украине

Функции судов общей юрисдикции является основной составляющей системы функций судебной власти в целом. Они осуществляют правосудие по гражданским, хозяйственным, административным и уголовным делам, тогда как. Конс институциональных. Суд Украины является единственным органом конституционного правосудия в Украине. Его функционирование распространяется на решение вопросов о соответствии. Конституции Украины законов и других правовых актов. Верховной. Рады Украины, актов. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины,. Верховной. Рады. Автономной. Республики. Крым, а также на официальное толкование. Конституции и законов Украинни.

Итак, функции судов общей юрисдикции — это основные направления и виды деятельности судов общей юрисдикции с целью рассмотрения и разрешения дел в сфере гражданского, хозяйственного, административного и уголовного правосудия, осуществляется исключительно судами на основаниях, в пределах и порядке, предусмотренных. Конституцией Украины и законам.

Этим функциям присущи общие и специальные признаки (действенный характер этих функций; выражение в них сущности и содержания судебной власти в целом; системный характер указанных функций; нормативная визначенис во этих функций и форм их осуществления, наличие системы гарантий реализации указанных функций и т.д..

Многообразие функций судов общей юрисдикции не отрицает возможности их классификации по таким критериям, как: субъекты, объекты, способы, форма осуществления судопроизводства, время и территория его. ВВИ ийснення тощ.

Функции судов общей юрисдикции можно классифицировать в соответствии с такими критериями, как: 1) за субъектами осуществления правосудия: функции. Верховного. Суда Украины, функции высших специализированных судов функции апелляционных судов, функции местных судов, 2) по объектам правосудия: функция гражданского правосудия, функция хозяйственного правосудия, функция административного правосудия, функция криминал ьного правосудия 3) по способам правосудия: правоприменительная функция, нормотворческая функция, правозащитная функция, представительская функция и функции организационного, кадрового, финансового, материально-технического и социального обеспечения деятельности судов общей юрисдикции 4) по форме осуществления судопроизводства: функция уголовного судопроизводства, функция гражданского судопроизводства, функция спец. Ован судопроизводства; 5) по сроку (иногда) осуществление функций; постоянные функции, временные функции, 6) по территории осуществления функции: общегосударственные функции и местные функции тощ.

целом эти функции образуют систему функций судов общей юрисдикции, имеет комплексный системный характер

С целью оптимизации деятельности судов общей юрисдикции в Украине сформировалась и действует система обеспечения функционирования судов общей юрисдикции. Это структурированная совокупность нормативно определенных органов судебной власти (квалификационные комиссии судей и. Высшая квалификационная комиссия судей Украины;. Высший совет юстиции; судейское самоуправление) и других органов государственной власти (Государственная судебная адм инистрация Украины,. Государственная исполнительная служба и. Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний. Министерство юстиции Украины. Кабинет. Министров Украины,. Президент Украины. Верховная. Рада Украины и и др.) и органов местного самоуправления, осуществляющих внесудебную деятельность в области организационного, кадрового, финансового, материально-технического, информационно-аналитического и другого обеспечения я функционирования судов общей юрисдикцииикції.

Реализация функций судов общей юрисдикции осуществляется через нормативно определены полномочия этих судов, т.е. совокупность прав и обязанностей судов общей юрисдикции, закрепленных за ними. Констит ституцию и законами Украин.

частности,. Закон Украины»О судоустройстве Украины от 7 февраля 2002 определяет полномочия местных судов, апелляционных судов, высших специализированных судов и. Верховного. Суда Украины (статьи 22,26,39,47. По. Аконе).

Так, местные суды рассматривают как первая инстанция уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях

Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности

Местные административные суды рассматривают административные дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юстиции), кроме дел ад дминистративнои юстиции в сфере военного управления, рассматриваются военными судам.

Апелляционные суды, согласно ст 26. Закона Украины»О судоустройстве Украины», рассматривают дела в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом; рассматривают по первой инстанции дела, определение ни законом (кроме апелляционных хозяйственных судов); ведут и анализируют судебную статистику, изучают и обобщают судебную практику; оказывают методическую помощь в применении законодательства местным суд ам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Высшие специализированные суды рассматривают в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, а также другие судебные дела в случаях, определенных процессуальным законом; ведут и анализируют судебную с статистику, изучают и обобщают судебную практику; оказывают методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм. Конституции Украины и законов в национальной судебной практике на основе ее обобщения и анализа; дают специализированным судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции и вы кону другие функции, предусмотренные действующим законодательство.

Согласно п. 2 ст 47. Закона Украины»О судоустройстве Украины»,. Верховный. Суд Украины осуществляет следующие полномочия: i) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов в делах, отнесенных к и его подсудности процессуальным законом; пересматривает в порядке повторной кассации все другие дела, рассмотренные судами общей юрисдикции в кассационном порядке; в случаях, предусмотренных законом, рассматривается есть другие дела, связанные с исключительными обстоятельствами, 2) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, в случае необхиднос те признает недействующими разъяснения. Пленума высшего специализированного суда, указанные в п. 1 ч. 2 ст 44 настоящего. Закона; 3) дает заключение о наличии или отсутствии в действиях, в которых обвиняется. Президент. В страны, признаков государственной измены или другого преступления; предоставляет по обращению. Верховной. Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья; 4) н ертаеться в. Конституционный. Суд Украины в случаях возникновения у судов общей юрисдикции при осуществлении ими правосудия сомнений относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также до официального толкования. Конституции Украины и законов; 5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с практикой применения законодательства; 6) в м ежах своих полномочий решает вопросы, вытекающие из международных договоров Украины; представляет суды общей юрисдикции в отношениях с судами других государств; 7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные и законоконом.

Полномочия местных, апелляционных судов, высших специализированных судов и. Верховного. Суда Украины находят свое продолжение и логическое развитие в полномочиях председателей, заместителей председателей и судей этих суд дев (статьи 23, 24, 27, 28, 29, 40, 41, 42, 49, 50, 52. Закона Украины»О судоустройстве Украины»от 7 февраля 2002 p), а также в полномочиях коллегиальных органов судов общей юрисдикции пеляцийних судов, президиумов высших специализированных судов,. Президиума. Верховного. Суда Украины (статьи 30, 43, 54. Закона) и полномочиях пленумов высших специализированных судов и. Пленуме. Верховного. Суда Украины ны (статьи 44, 55).

Функции и полномочия судов общей юрисдикции определяют деятельностные характеристики судебной власти в целом

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Юрисдикция хозяйственных судов украины

Система судов общей юрисдикции в Украине в соответствии с ч. 1 ст 17. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»строится на принципах тер и то реальности, специализации и институциональности

Принцип территориальности построения судебной системы Украины обеспечивает территориальное разграничение компетенции судов общей юрисдикции и обусловлен необходимостью осуществления и доступности правосудия на все й территории Украин.

Принцип специализации построения системы судов в Украине означает, что суды общей юрисдикции должны быть организованы с учетом особенностей предмета судебных дел по соответствующей юрисдикцией и зум сказанного этими особенностями вида судопроизводства. Принцип специализации заключается в создании соответствующих специализированных судов для осуществления гражданского, уголовного, административного, хозяйственного су дочинства тощо.

Под принципом инстанционности, за правовой позицией. Конституционного. Суда Украины, изложенной в его. Решении от 12 июля 2011 г № 9-рп/2011 (относительно принципа инстанционности в системе судов общей юрисдикцией икции), следует понимать такую ??организацию судебной системы, которая обеспечивает право на пересмотр решения суда низшей инстанции судом высшей инстанции. Построение системы судов общей юрисдикции по принципу др. станцийности согласуется со стадиями судопроизводства, определенными формами производства (в частности, в апелляционной и кассационной инстанцияхх).

Систему судов общей юрисдикции, как отмечалось, составляют:

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4). Верховный. Суд Украины

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и районные суды

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды. АРК, областей, городов. Киева и. Севастополя

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом

Порядок образования судов общей юрисдикции определяется законодательством Украины. Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются. Президентом Украины по представлению министра юстиции Украины на. Длит основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда (ч. 1 ст 19. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»). Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим. Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройстваального устрою.

Количество судей в суде определяется. Государственной судебной администрацией Украины по представлению министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда, с учетом ям объема работы суда и в пределах расходов, утвержденных в. Государственном бюджете Украины на содержание суде.

Должности председателя суда и заместителя (заместителей) председателя суда являются административными должностями в суде. В состав местного суда входят судьи местного суда, из числа которых назначаются председатель и заместитель гол лови суда. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет. Из числа судей этого суда и освобождаются от должностей. Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Освобождение судьи от административной должности не прекращает его полномочий судьи. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков. Учебникдряд.

Председатель местного суда выполняет такой объем полномочий:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;

3) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования;

4) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда;

5) определяет административные полномочия своего заместителя председателя;

6) контролирует ведение в суде судебной статистики и др.

Председатель местного суда по вопросам, относящимся к административным полномочиям, издает приказы и распоряжения

Полномочия местного суда — это предусмотренные и гарантированные. Конституцией и законами Украины его права и обязанности, а именно:

* местный суд является судом первой. Инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности;

* местные суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом;

* местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности;

* местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела) и др.

Апелляционные суды Украины в системе судов общей юрисдикции действуют как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных п правонарушениях.

Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: — апелляционные суды областей;

o апелляционные суды городов. Киева и. Севастополя;

*. Апелляционный суд. АРК

Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел € апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом. Президента Украин.

Председатель апелляционного суда выполняет такой объем полномочий:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителей председателя апелляционного суда;

3) выдает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи от должности соответствующий приказ;

4) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в апелляционном суде в десятидневный срок с дня их образования;

5) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей апелляционного суда;

6) обеспечивает выполнение решений собраний судей апелляционного суда и др.;

7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики и др.

Председатель апелляционного суда по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения

В состав апелляционного суда входят судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В апелляционном суде, количество судей в в котором превышает тридцать пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суду.

Полномочия апелляционного суда:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом;

2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) предоставляет местным судам методическую помощь в применении законодательства и др.

Высшие специализированные суды в системе судов общей юрисдикции действуют как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел. К таким судам относятся:

1). Высший специализированный суд Украины по рассмотрению уголовных, гражданских дел;

2). Высший хозяйственный суд Украины;

3). Высший административный суд Украины

В состав. Высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В. Высшем специализированном суде, количество судей в я котором превышает сорок пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суду.

Полномочия председателя. Высшего специализированного суда:

1) представляет соответствующие специализированные суды как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судо овыми органами других государств и международными организациями

2) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в. Высшем специализированном суде в десятидневный срок со дня их образования;

3) вносит в соответствии с законом предложения о создании соответствующих местных и апелляционных судов, изменения их территориальной юрисдикции, а также по количеству судей в них;

4) созывает пленум. Высшего специализированного суда; вносит на рассмотрение пленума представление о назначении на должность секретаря пленума; выносит на рассмотрение пленума вопрос и председательствует на его заседаниях;

5) информирует пленум. Высшего специализированного суда о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практике решения отдельных категорий дел;

6) обеспечивает выполнение решений собрания судей. Высшего специализированного суда;

7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики;

8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей. Высшего специализированного суда;

Председатель. Высшего специализированного суда по вопросам, относящимся к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения

Полномочия. Высшего специализированного суда:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке в соответствии с процессуальным законом;

2) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм. Конституции и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики, дает спец циализованим судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции

5) осуществляет другие полномочия, определенные законом

Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, который осуществляет правосудие и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Верхо полным. Суд Украины возглавляет. Председатель. Верховного. Суда Украини.

Председатель. Верховного. Суда Украины избирается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности. Пленумом. Верховного. Суда Украины большинством голосов от общего состава. Пленума путем тайного гол лосування (в 42. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»). Пленум по вопросу избрания. Председателя. Верховного. Суда Украины созывается не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий предыдущего. Председателя. Верховного. Суда УкраинСуду. України.

Состав. Верховного. Суда Украины составляет двадцать судей (ст. 39. Закона). Состав суда формируется так: по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, уголовной, хозяйственной, ад нистративных), из числа которых избираются. Председатель. Верховного. Суда Украины и его заместиик.

Судьей. Верховного. Суда Украины может быть лицо (ч. 2 ст 39 названного. Закона), которая:

* имеет стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет;

* судья. Конституционного. Суда Украины. Полномочия. Председателя. Верховного. Суда Украины:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями

2) определяет административные полномочия заместителя. Председателя. Верховного. Суда Украины;

3) созывает. Пленум. Верховного. Суда Украины; вносит на рассмотрение. Пленума представление о назначении на должность секретаря. Пленума; выносит на рассмотрение. Пленума вопрос и председательствует на его заседаниях;

4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи. Верховного. Суда Украины или освобождении судьи от должности соответствующий приказ;тствующий приказ;

5) сообщает. Вишу квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в. Верховном. Суде Украины в десятидневный срок со дня их образования;

6) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит. Председателю. Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и а об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителя поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством

7) информирует. Пленум. Верховного. Суда Украины о деятельности. Верховного. Суда Украины и др.

Председатель. Верховного. Суда Украины по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения

В случае отсутствия. Председателя его административные полномочия осуществляет заместитель. Председателя. Верховного. Суда Украины, а при отсутствии заместителя. Председателя — судья этого суда, который имеет больший стаж работы на по осадке судьей.

Полномочия. Верховного. Суда Украины (ст. 38. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»):

1) пересматривает дела по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном законом;

2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

3) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется. Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению. Верховной. Рады Украины письменное подан ния о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья

4) обращается в. Конституционный. Суд Украины относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования. Конституции и законов Украины

Пленум. Верховного. Суда Украины — коллегиальный орган, в состав которого согласно ст 45. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»входят все судьи. Верховного. Суда Украины

Пленум созывается. Председателем. Верховного. Суда Украины в случае необходимости или по требованию не менее четвертой части от состава судей. Верховного. Суда Украины, но не реже одного раза в три месяца. В случае е идсутности. Председателя. Верховного. Суда Украины. Пленум созывается его заместителем. О дне и»времени созыва. Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, участники заседания. Пленума уведомляются не позднее чем за 10 дней до заседания. В этот же срок направляются материалы по вопросам, которые выносятся на рассмотрение. Пленумуму.

Полномочия. Пленума. Верховного. Суда Украины:

1) избирает на должности и освобождает от должностей. Председателя. Верховного. Суда Украины, его заместителя в порядке, установленном законом;

2) назначает на должность из числа судей. Верховного. Суда Украины по представлению. Председателя. Верховного. Суда Украины и освобождает от должности секретаря. Пленума. Верховного. Суда Украины;

3) заслушивает информацию. Председателя. Верховного. Суда Украины, заместителя. Председателя. Верховного. Суда Украины об их деятельности;

4) дает заключения по проектам законодательных актов, касающихся судебной системы и деятельности. Верховного. Суда Украины;

5) принимает решение об обращении в. Конституционный. Суд Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования. Конституции и законов Украины;

6) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется. Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению. Верховной. Рады Украины письменное подан ния о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья

7) утверждает. Регламент. Пленума. Верховного. Суда Украины. Заседание. Пленума. Верховного. Суда Украины является полномочным при условии

присутствия на нем не менее двух третей от состава. Пленума, кроме случаев, установленных законом. На заседание. Пленума могут быть приглашены представители органов государственной власти, научных учреждений, общест омадських организаций, средств массовой информации, другие особени.

Пленум. Верховного. Суда Украины принимает по рассмотренным вопросам постановления, которые подписываются председательствующим на заседании. Пленума и секретарем. Пленума и публикуются в официальном печатном органе. Верховного. Суда Украин.

Научно-консультативный совет образуется при. Верховном. Суде Украины из числа высококвалифицированных специалистов в области права для предварительного рассмотрения проектов постановлений. Пленума. Верховного. Суда Украины сто осовном предоставления заключений по проектам законодательных актов и по другим вопросам деятельности. Верховного. Суда Украины, подготовка которых требует научного обеспечения. Порядок организации и деятельности в научных о консультативного совета определяется соответствующим положением, утверждаемым. Пленумом. Верховного. Суда Украини.

Верховный. Суд Украины имеет официальный печатный орган и может быть соучредителем других печатных изданий

Итак,. Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, который осуществляет правосудие и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции и.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Юрисдикция хозяйственных судов

По общему правилу в порядке хозяйственного судопроизводства хозяйственными судами рассматриваются дела, в которых обе стороны (истец и ответчик) являются субъектами хозяйствования, то есть юридические лица и физические лица-предприниматели, которые в установленном законом порядке получили такого статуса, а правоотношения, из которых возникает спор, связанные с осуществлением ими хозяйственной деятельности (ст. 1,12 ХПК). Как исключение из общего правила, по прямому указанию в законе в порядке хозяйственного судопроизводства решаются, дела о банкротстве, дела, которые возникают из корпоративных отношений, дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции.

Самая первая сложность, которая возникает с определением юрисдикции хозяйственных судов, связанная с таким участником хозяйственного судопроизводства, как граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и у установленном порядке обретшим статус субъекта предпринимательской деятельности (физические лица — предприниматели согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г.). Ведь указанные субъекты имеют двойной статус: с одной стороны, они обычные физические лица, споры с участием которых по общему правилу рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, а с другой — физические лица — предприниматели, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Определить в каких случаях они выступают первыми, а в каких вторыми — часто бывает достаточно сложно. Именно поэтому в подобных делах суд должен тщательно выяснить характер спорных правоотношений между сторонами, ведь часто физические лица — предприниматели ошибочно или с определенной целью в зависимости от интересов, которые они преследуют, указывают себя стороной договора не физическим лицом, а физическим лицом — предпринимателем, хотя заключения ими договора не имеет целью осуществление хозяйственной деятельности, и наоборот. Неучет указанных обстоятельств иногда приводит к принятию противоположных судебных решений на уровне апелляционных судов областей, а иногда и судов кассационной инстанции.

Еще одной категорией дел, в которых часто возникают проблемы с определением юрисдикции хозяйственных судов, являются так называемые корпоративные споры. Раньше, конца 2006 года, юрисдикция судов по этой категории дел определялась в зависимости от общих критериев судебной юрисдикции и, прежде всего, субъектного, согласно которому, если хотя бы одним из участников спора была физическое лицо, спор рассматривался в порядке гражданского судопроизводства, если же обе стороны были юридическими лицами — в порядке хозяйственного. Такой подход порождал немало проблем на практике, ведь, например, оспаривая одно и тоже решение общего собрания общества, физические и юридические лица получали порой противоречивые по содержанию судебные решения, первые — общего суда, вторые — хозяйственного, которые невозможно было выполнить из-за потери ими таких свойств судебного решения, как исключительность и неопровержимость. С целью устранения этих недостатков Законом Украины «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины относительно определения подсудности дел по вопросам приватизации и с корпоративных прав» от 15.12.2006 г. были внесены изменения в ПИК, согласно которым к юрисдикции хозяйственных судов были отнесены дела, возникающие из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участником (основателем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (основателями, акционерами) хозяйственных обществ, связанные с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого общества, кроме трудовых споров (п. 4 ч. 1 ст. 12 ИК). Таким образом, законодатель изменил критерии определения юрисдикции суда по указанной категории дел, общих (субъектный и предметный) на специальный (прямое указание в законе).

Вместе с тем следует учитывать, что определенная часть споров, которые имеют признаки корпоративных, все же находятся за пределами юрисдикции хозяйственных судов. В частности, споры с участием наследников участников хозяйственного общества, которые еще не стали его участниками, рассматриваются общими судами в порядке гражданского судопроизводства.

Говоря о корпоративные споры, следует также иметь в виду, что не подлежат рассмотрению в порядке хозяйственного судопроизводства дела, связанные с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности других субъектов хозяйствования, которые не являются хозяйственными обществами, если стороной по делу является физическое лицо. Речь идет, в частности, такие субъекты хозяйствования, как кооперативы, частные, коллективные предприятия и т.д. Ведь, как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 13 от 24.10.2008 г. «О практике рассмотрения судами корпоративных споров», норма п. 4 ч. 1 ст. 12 ПИК в силу ее императивного характера не подлежит применению по аналогии в отношении споров, связанных с деятельностью других субъектов хозяйствования.

Еще одну проблему юрисдикции в корпоративных спорах породил исключение, указанный в п. 4 ч. 1 ст. 12 ХПК, о том, что хозяйственными судами рассматриваются «4) дела, возникающие из корпоративных отношений. кроме трудовых споров». В данном случае корпоративными следует считать споры об обжаловании решений общего собрания хозяйственного общества, которые основываются таких основаниях незаконности, как нарушение порядка их созыва и проведения. Наоборот, трудовыми будут споры, в которых основанием иска указано нарушение решением общего собрания общества трудовых прав соответствующих работников общества, избранных общим собранием, в том числе когда они являются участниками (акционерами) этого общества.

Аналогично корпоративных споров по прямому указанию в законе к юрисдикции хозяйственных судов отнесены дела о банкротстве независимо от субъектного состава инициирующих или конкурсных кредиторов (п. 2 ч. 1 ст. 12 ГПК).

в Последнее время в судебной практике нередко встречаются дела по искам банков к юридических лиц или физических лиц — предпринимателей о взыскании задолженности по кредитному договору, поручителем по которому выступает одна или более физических лиц, наоборот, к физических лиц как должников по кредитному договору, поручителем по которому выступает юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель. По предписаниям ст. 554 ГК в случае нарушения должником обязательства, обеспеченного поручительством, должник и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники. Руководствуясь этой нормой, банки часто подают иски, в которых по логике вещей объединяют требования о взыскании задолженности по кредитному договору как с заемщика, так и поручителя. В этом случае встает вопрос, в порядке какого судопроизводства подавать иск, ведь, с одной стороны, одной из сторон спора выступает физическое лицо, а потому по общим критериям судебной юрисдикции дело должно рассматриваться общими судами в порядке ГПК. С другой — сторонами основного или дополнительного обязательства выступают именно субъекты хозяйствования, споры между которыми решаются хозяйственными судами в порядке ГПК. Как свидетельствует практика Верховного Суда Украины, правильным в таком случае будет разъединять такие требования и предъявлять в суд по общим критериям разграничения юрисдикции, в частности, субъектному критерию. Такая же позиция высказана Верховным Судом Украины в обобщении судебной практики рассмотрения гражданских дел, возникающих из кредитных правоотношений от 07.10.2010 г. (раздел «Сложные процессуальные вопросы, возникающие при разрешении дел из кредитных правоотношений»). Другой точки зрения по этому вопросу занял Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Как указано в его постановлении Пленума «О практике применения судами законодательства при решении споров, возникающих из кредитных правоотношений» № 5 от 30.03.2012 г., «поскольку в спорах, возникающих из кредитных правоотношений, сторонами являются как юридические, так и физические лица, и с учетом требований ст. 15-16, ч. 2 ст. 118 ГПК при определении судебной юрисдикции суды должны исходить из того, что такие дела подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в случае, если одной из сторон является физическое лицо, а требования взаимосвязаны между собой и отдельное их рассмотрение невозможно, поскольку предъявление иска к солидарным должникам является правом, а не обязанностью банка или другого финансового учреждения (ч. 1ст. 543 ГК), в случае предъявления иска к каждому из них отдельно суды должны учитывать определенную ГПК компетенцию судов по рассмотрению гражданских дел. В частности, иск банка (другого финансового учреждения) юридического лица — поручителя с привлечением физического лица — заемщика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит рассмотрению в порядке хозяйственного судопроизводства (п. 2 постановления Пленума).

Довольно часто в практике хозяйственных судов встречаются случаи привлечения в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора физических лиц, которые не имеют статуса субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае стоит акцент на ошибочности мнения о том, что участие такой категории лиц исключает юрисдикцию хозяйственного суда.

В судебной практике имеют место и другие спорные вопросы определения юрисдикции хозяйственных судов.

Судебная реформа в Украине: обзор основных изменений

02 июня 2016 Верховная Рада Украины приняла ряд законов, направленных на запуск судебной реформы, в частности:

(1) Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» №4734 («Закон о судоустройстве»);

(2) Закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» № 3524 («Закон о внесении изменений в Конституцию»);

(3) Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» № 2506 («Закон о Частных исполнителях»).

Вышеуказанные законодательные акты должны дать старт широкомасштабной трансформации украинской судебной системы и правосудия в целом, поэтому мы хотим сосредоточить внимание на наиболее значимых изменениях, которые будут иметь влияние на судопроизводство в Украине.

(1) Закон о судоустройстве

Прежде всего, основной целью закона о судоустройстве является улучшение осуществления правосудия в Украине. Этим законом не только значительно видоизменяется структура самой судебной системы, но и предусмотрен ряд норм, которые повышают требования профессиональных стандартов судей, их вознаграждение, вводят эффективную ответственность судей, усиливают судейское самоуправление и тому подобное.

Трансформация украинской судебной системы

Судебная система Украины состоит из судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Украины, который является единственным органом конституционной юрисдикции.

До принятия закона о судоустройстве система судов общей юрисдикции имела следующую четырех-ступенчатую структуру:

    Суды первой инстанции состояли из местных общих судов, местных хозяйственных судов и окружных административных судов;

Суды апелляционной инстанции состояли из апелляционных судов, апелляционных хозяйственных судов и апелляционных административных судов;

Суды кассационной инстанции состояли из Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины и Высшего административного суда Украины;

Верховный Суд Украины.

Закон о судоустройстве предусматривает создание новой системы судов общей юрисдикции и будет иметь следующую трех-ступенчатую структуру:

    Суды первой инстанции, состоящие из окружных судов (гражданская и уголовная юрисдикция), окружных административных судов и окружных хозяйственных судов;

Суды апелляционной инстанции, состоящих из апелляционных судов (гражданская и уголовная юрисдикция), апелляционных административных судов и апелляционных хозяйственных судов;

Верховный Суд Украины.

Суды первой и апелляционной инстанции

Ранее местные общие суды, местные хозяйственные суды и окружные административные суды (за несколькими исключениями) всегда выступали как суды первой инстанции. Отныне эти судебные органы будут заменены соответствующими окружными судами. Решения судов первой инстанции должны оспариваться в соответствующих апелляционных судах, также созданных по окружному принципу.

Одной из самых неожиданных новелл в судебной структуре является создание двух уникальных специализированных судов: Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд. Законом о судоустройстве не определена юрисдикция этих судов, ведь она должна устанавливаться процессуальным законодательством.

Верховный Суд

Новый Верховный Суд будет оставаться высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции Украины, который будет действовать как суд кассационной инстанции и обеспечивать единство судебной практики. В составе Верховного Суда будут действовать следующие органы: Большая Палата Верховного Суда, Кассационный административный суд, Кассационный хозяйственный суд, Кассационный уголовный суд, Кассационный гражданский суд. Каждый из этих органов будет рассматривать категорию дел в соответствии со своей специализацией.

Закон о судоустройстве также предусматривает обязательное создание отдельных палат в Кассационном административном суде для рассмотрения дел о:

  • налогах, сборах и других обязательных платежах;
  • защите социальных прав;
  • избирательном процессе и референдума, а также защите политических прав граждан.

Что касается Кассационного хозяйственного суда, то при нем обязательно создаются отдельные палаты для рассмотрения дел о:

  • банкротстве;
  • защите прав интеллектуальной собственности, а также связанных с антимонопольным и конкурентным законодательством;
  • корпоративных спорах, корпоративных правах и ценных бумагах.

(2) Закон о внесении изменений в Конституцию

Законом о внесении изменений в Конституцию, в частности, изменен статус судей, ограничен их иммунитет, установлена адвокатская «монополия», введен институт конституционной жалобы и ограничено функции прокуратуры.

Установление адвокатской «монополии»

Украинские юристы, не являющиеся адвокатами (не имеющие свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью), ранее имели ограничение по представлению интересов клиентов в рамках уголовного процесса, при этом наличие адвокатского свидетельства не требовалось для осуществления представительства в других категориях споров.

Однако такая возможность в дальнейшем будет отсутствовать, поскольку, за несколькими исключениями, только адвокаты смогут представлять интересы клиентов в украинских судах. Важно, что адвокатская «монополия» не будет устанавливаться мгновенно. Только адвокаты смогут представлять интересы в Верховном Суде от 1 января 2017, в то время как для судов апелляционной и первой инстанции устанавливается 1 января 2018 и 1 января 2019 соответственно.

Конституционная жалоба

Вводится механизм конституционной жалобы. Если физическое или юридическое лицо считает, что применимый в ее деле закон Украины не отвечает Конституции Украины, а все остальные национальные средства правовой защиты исчерпаны, определяется возможность обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд Украины для проверки им конституционности закона Украины.

(3) Закон о Частных Исполнителях

Эффективное исполнение судебных решений всегда вызывало много беспокойств у сторон, решающих спор в украинском суде. Сегодня перед системой исполнения судебных решений стоит немало вызовов: процент на самом деле выполненных решений является очень низким, должностные лица, ответственные за эту работу, являются немотивированными, отсутствует качественное сотрудничество между органами государственной власти.

Главной новеллой Закона об исполнительном производстве является внедрение института частных исполнителей. Такие лица должны соответствовать определенным образовательным, возрастным и другим требованиям, а также сдать необходимый экзамен с целью допущения к работе по выполнению решений.

Частные исполнители также обязаны застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед третьими лицами. Частный исполнитель не вправе осуществлять исполнительные действия, если сумма взыскания по исполнительному документу с учетом сумм по исполнительным документам, которые уже находятся у него на исполнении, превышает размер страховой суммы по договору страхования гражданско-правовой ответственности частного исполнителя. В таком случае частный исполнитель обязан заключить договор страхования на надлежащую страховую сумму.

Важно, что физические и юридические лица имеют право свободного выбора частного исполнителя из числа тех, сведения о которых внесены в Единый реестр частных исполнителей Украины с учетом места исполнения решения. Основное вознаграждение в зависимости от исполнительных действий, подлежащих совершению в исполнительном производстве, устанавливается в виде фиксированной суммы (в случае выполнения решения неимущественного характера) или процента от суммы, подлежащей взысканию, или стоимости имущества, подлежащего передаче, по исполнительному документу. Важно то, что соглашением между частным исполнителем и кредитором может быть предусмотрено дополнительное авансирование расходов исполнительного производства и дополнительное вознаграждение частного исполнителя.

Авторы:

Андрей Стельмащук, управляющий партнер «Василь Кисиль и Партнеры»

Максима Максимов, юрист «Василь Кисиль и Партнеры»

Вернуться к списку