Как написать отчёт по самообразованию воспитателя

Оглавление:

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду

Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 «Алёнка» г.Сафоново

Описание материала: Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию на тему: «Роль микросреды в формировании социально — нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно — ролевых игр».
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Тема самообразования «Роль микросреды в формировании социально — нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно — ролевых игр» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально — нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
• «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
• «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
• «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)

Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным — воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы — формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно — ролевых игр.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого — педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно — игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• разработка перспективного планирования и проведения сюжетно — ролевых игр в логопедической группе;
• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем — как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры — имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные — для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно — ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в логопедической группе.
Также я изготовила картотеку сюжетно — ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте сюжетно — ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.

В феврале текущего года я разработала конспект сюжетно — ролевой игры в подготовительной группе «Защитники морских границ нашей Родины – военные моряки!», целью которой являлась — формирование у детей умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

В ходе организации и проведения сюжетно — ролевой игры решались следующие задачи:
воспитательные:
— воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма;
— воспитывать эмоционально — положительное отношение к воинам, которое выражается в подражании им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них;
образовательные:
— формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями нашего народа;
— расширить диапазон детских игр;
— учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия);
— помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;
— учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события;
— активизировать у детей словарный запас: капитан, корабль, штурман, боцман, радист, радиограмма, маршрут, флот, якорь, иллюминатор, кок;
развивающие:
— развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию;
— развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
— развивать силу, ловкость, выносливость, двигательную и коммуникативную способности.

Таким образом, сюжетно — ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно — ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Оценка осознания детьми нравственных норм в логопедической группе 2014 – 2015 учебный год.
1. Высокий уровень:
*начало учебного года — 20%
*конец учебного года — 60%
2. Средний уровень:
*начало учебного года — 30%
*конец учебного года — 30%
3. Низкий уровень:
*начало учебного года — 50%
*конец учебного года — 10%

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Показаны публикации 1-10 из 1765 .
Все разделы | Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый.

План по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» Выполнила: Березина Н.Н. Тема: «Развитие ициативности, самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе экологического воспитания».

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию — Индивидуальный план по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Публикация «Индивидуальный план по самообразованию «Использование нетрадиционных. » Пояснительная записка Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Самообразование на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа) Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при.

План самообразования на 2018–2019 учебный год ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ (Артоновой Н.П. на 2018-2019 учебный год) Тема: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии. Задачи: Работа над.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность» Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность». С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность.

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию — Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование различных методов изодеятельности в младшем дошкольном возрасте»

Статья «Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование. » Индивидуальный план работы по самообразованию. Ф.И.О. педагога Хантимерова Ирина Александровна Образование Высшее Специальность воспитатель Стаж педагогической работы 5 лет Квалификационная категория 1 категория Тема: «Использование различных методов изодеятельности в младшем.

Отчёт по самообразованию «Опытно-эксперементальная деятельность с детьми второй младшей группе» Отчет по самообразованию по теме: « Опытно-эксперементальная деятельность с детьми 2 младшей группе». Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к.

План самообразования учителя-дефектолога План самообразования учителя-дефектолога — Бурцевой Натальи Валерьевны на 2017-2018 учебный год. Тема самообразования: «Формирование и развитие элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактических игр и.

План по самообразованию во второй младшей группе План самообразования во 2 младшей группы на 2017-2018 учебный год. 1. Ф.И.О. педагога – Морозова Вероника Валерьевна 2.Образование/категория – высшее/нет 3.Тема самообразования: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 4.Работа начата-.

Отчет воспитателя по самообразованию в ДОУ. Творческий отчет по самообразованию воспитателя

Отчет воспитателя по самообразованию является важным элементом работы, поэтому заслуживает детального изучения и рассмотрения. Приведем несколько важных моментов, чтобы показать основные элементы и структуру их составления. Отметим, что самообразованием должны заниматься все учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическое обоснование

Как составить отчет воспитателя по самообразованию? Будем вместе искать ответ на этот вопрос. Если в качестве темы был выбран вопрос, связанный с применением дидактических игр в работе с младшими дошкольниками, в отчет можно включить следующие моменты.

В процессе работы с детьми, проводя исследование особенностей их психологии и физиологии, было установлено, что активность дошкольников в обычной жизни, на занятиях, имеет воспроизводящий характер.

Малыши практически не задают вопросов, далеко не всегда они после завершения занятия продолжают разговор на рассмотренную тему, не пытаются применять в практической деятельности навыки и умения, приобретенные в ходе занятий.

В отчет воспитателя по самообразованию было решено включить тот опыт, который был получен после введения дидактических игр в деятельность дошкольников.

К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция снижения познавательного интереса, потребности в приобретении новых навыков и знаний, в результате логическое мышление у дошкольников развито слабо, они не хотят и не умеют мыслить.

По новым Федеральным образовательным стандартам, разработанным для дошкольных учреждений, должны быть сформированы предпосылки для появления универсальных учебных действий. Чтобы занятия приносили малышам радость и удовлетворение, было принято решение об использовании дидактических игр на занятиях по математике, изобразительному искусству.

Подобная деятельность позволяет делать учебный материал интересным, способствует созданию на занятиях радостного рабочего настроения.

Увлекаясь игрой, ребенок не замечает того, что он сталкивается со сложными заданиями, предполагающими серьезный мыслительный процесс.

Именно поэтому отчет по самообразованию воспитателя ДОУ касается анализа эффективности использования дидактических игр для развития познавательных способностей дошкольников.

Цель самообразования

Для работы была выбрана возможность стимулирования познавательного интереса у дошкольников посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Отчет по плану самообразования воспитателя написан с учетом выделенных задач:

  • изучить литературу по педагогике и психологии, касающуюся дидактических игр;
  • выявить суть понятий «познавательная активность», «дидактическая игра», «активизация познания»;
  • познакомиться с имеющимся опытом в области применения дидактической игры в дошкольных образовательных учреждениях;
  • на практике проверить сформулированную гипотезу;
  • разработать картотеку дидактических игр.

Содержательная часть

Прежде чем составить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ, была изучена методическая литература по анализируемой проблеме:

  • книга «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» под редакцией Богуславской З. М.;
  • сборник «Игры и игровые упражнения для развития речи» под редакцией Швайко Г. С.

В творческий отчет по самообразованию воспитателя было решено включить итоги первичного и итогового мониторинга, касающегося рассматриваемого вопроса.

Наблюдения за детьми показали, что у них возникают следующие сложности:

  • неумение систематизировать и обобщать явления и предметы;
  • отсутствие навыков логического обоснования своих мыслей;
  • проблемы с выявлением главных фактов в составлении предложений.

Что показал отчет воспитателя по самообразованию? Применение дидактических игр способствует активизации познавательных процессов. Это происходит путем избирательной направленности внимания ребенка на явления и предметы окружающей реальности. У детей старшего дошкольного возраста сформировалась потребность в приобретении новых знаний и практических навыков, они перестали быть пассивными слушателями на занятиях.

В отчет по теме самообразования воспитателя можно включить и информацию о том, что улучшилась речь, обогатились эстетические и нравственные чувства дошкольников после использования дидактических игр.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

  • создание в группе предметно-развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями.

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель группы продленного дня составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Заключение

Специфика образовательной и воспитательной работы заключается в том, что, помимо поурочных планов, учителя и воспитатели должны заниматься самообразованием.

Подобная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций у педагогических работников, дает им возможность использовать в работе инновационные образовательные технологии.

Профессиональный стандарт, созданный для учителей и воспитателей, также предполагает систематическое самообразование педагогических работников.

Как написать отчёт по самообразованию воспитателя

Войти через uID

Войти через uID

Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства. Читать далее >>>

С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Мы с вами понимаем, что навык качественного чтения — залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации. Все выше сказанное подтолкнуло меня к выбору темы самообразования.

Отчет по теме самообразования «Развитие навыков беглого и правильного чтения»

Статья по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников», раскрывающая проблему воспитания любви, уважения и желания беречь Отчизну.

Статья «Растим патриотов России»

Материал основан на личном опыте педагога. Будет интересен коллегам, интересующимся формированием самооценки результатов учебной деятельности у учащихся на уроках контроля знаний.

Статья «Формирование адекватной самооценки результатов учебной деятельности у учащихся»

В материале обозначена методическая тема учителя, курсы повышения квалификации, указана работа в методических объединениях, участие педагога в мероприятиях и конкурсах.

Анализ самообразовательной работы учителя начальных классов за 2015-2016 учебный год

Отчет о работе над темой самообразования пишется каждым учителем в конце года. В нем он подводит итог своей работы за год и планирует работу на следующий год.

Отчет учителя технологии о работе над темой самообразования

В отчете указаны проблема, над которой работала учитель и результаты работы, результаты прохождения курсов повышения квалификации, участия в вебинарах (темы не разместила, так как они снижают уникальность аналитического отчета, Вы можете и должны указывать темы и номера сертификатов), участие в олимпиадах, проектах и прочее.

Аналитический отчет учителя английского языка за учебный год

Представляет собой анализ моей работы в данном направлении. Материал будет интересен педагогам, желающим обобщить опыт своей работы.

Отчет по теме самообразования «Внеклассная работа как способ повышения мотивации к изучению английского языка»

В течение последних двух лет работаю над темой «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе», в этом году моя тема изменилась и дополнилась в соответствии со ФГОС НОО и теперь моя тема звучит так: «Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.»
Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.

Доклад и презентация «Отчёт по самообразованию»

Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких «продуктов» — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, курсы повышения квалификации, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для портфолио учителя удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду

Статьи по теме

Глубокие и стремительные перемены, которые можно наблюдать во всех сферах общественной жизни сегодня, выдвигают новые требования к образованию. Это обусловлено тем, что современный ритм жизни диктует иные условия и потребности. Сейчас получение одного диплома уже не является достаточным для осуществления трудовой деятельности на протяжении всей жизни. Сегодня процесс образования длится всю жизнь. Особенно это актуально для воспитателей, которые создают необходимые условия и помогают формироваться личности детей. Успешная реализация этой миссии невозможна без самообразования педагога.

Результаты процесса самообразования должны отражаться в отчете воспитателя в детском саду. Он помогает подвести итог работы по самообразованию, выявить направления дальнейшей работы, поделиться с коллегами своими достижениями и открытиями. Не стоит забывать, что самообразование необходимо для всех воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

План самообразования педагогов ДОО

Тему комментирует эксперт справочной системы «Образование»

Что представляет собой отчет по саморазвитию воспитателя?

По окончании учебного года каждый воспитатель составляет отчет, в котором отражается информация об освоенной теоретической части и результаты практической апробации темы. С этим докладом воспитатели выступают на педсовете. В отчете обязательно высвечивается тема и цель работы, также туда вносится информация о:
• совершенствовании профессиональных навыков и умений;
• изученной литературе и методических пособиях по теме;
• отчете о практическом внедрении инновационных методов;
• подготовленных конспектах и тезисах;
• проведенных семинарах или мастер-классах ;
• анализ проделанной работы;
• выводы, обобщения.

Все, что использовал педагог в своей работе — методические разработки, открытые занятия, мастер-классы и пр. — может выступать основой для формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада.

Чтобы написать хороший отчет воспитателю нужно придерживаться определенной последовательности при подаче информации.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Как выбрать тему для отчета по самообразованию?

Отчет воспитателя по самообразованию содержит описание всех этапов этого процесса, первым из которых будет выбор темы. Тема выбирается исходя из профессиональных интересов и уровня квалификации педагога, а также задач, которые ставятся перед всем коллективом ДОУ, основываясь на основных направлениях деятельности детского сада. Когда каждый педагог берет на себя часть работы, это позволяет наиболее эффективно решать задачи, которые стоят перед всем учреждением.

В разделе, где обосновывается тема работа, необходимо указать, какие цели и задачи ставятся перед воспитателем в процессе его самообразования. Тема должна выбираться с учетом опыта и профессионализма педагога, быть ему понятной и интересной. В этом случае он сможет получить максимальный результат и раскрыть собственный творческий потенциал.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! Учебная программа «Компетенции воспитателя». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Шаблон отчета по самообразованию воспитателя детского сада предусматривает включение в него индивидуального плана, который содержит информацию о планируемых действиях и сроках их реализации. В начале года воспитатель разрабатывает план, а также обсуждает со старшим воспитателем форму предоставления отчета и сроки его составления.

Отражение в отчете работы с теоретическими материалами и внедрение практических наработок

Отчет по самообразованию педагога должен включать описание этапов работы, необходимой для достижения поставленных целей. Здесь дается информация о:
• методах ознакомления с предметом и накопления материала;
• изученной литературе;
• ведении отчетной документации.

В отчете отражаются все этапы работы по самообразованию, в том числе участие воспитателя в ГМО, посещение курсов повышения квалификации, семинаров, консультаций и пр. Обязательной частью отчета выступает описание работы по практическому применению полученных знаний при взаимодействии с детьми.

Практическая деятельность в рамках выбранной темы самообразования воспитателя заключается в следующем:
• мониторинг в начале и в конце учебного года;
• анализ необходимых для реализации замысла условий;
• подготовка и проведение различных образовательных ситуаций, праздников, бесед, развлечений, выставок с детскими работами;
• подготовка и реализация творческих проектов с воспитанниками;
• организация кружков;
• создание пособий, атрибутов, картотек и других материалов;
• создание соответствующей предметно-развивающей среды для детей.

Анализ проделанной работы

План отчета по самообразованию воспитателя детского сада обязательно предусматривает анализ проделанной работы. Подведение итогов позволяет оценить эффективность решения проблемы, а также степень овладения педагогом новыми знаниями и повышения им своей квалификации.

Форма, в которой представляется отчет, зависит от его тематики, интересов воспитателя и требований руководителя ДОУ. Отчет на бумаге — это традиционная форма, однако он может быть представлен в виде доклада, проведения открытых просмотров в ДОУ, презентации по созданной развивающей среде для детей и педагогическим наработкам, а также в виде статьи.

Стоит помнить, что не нужно слишком заостряться на составлении отчета о самообразовании воспитателя. Работа по саморазвитию принесет результаты только в том случае, если будет вестись планомерно, систематически и целенаправленно. В этом случае становится возможным повышение профессионального мастерства всех педагогов ДОУ.

Как написать отчет по самообразованию молодому специалисту?

К педагогу общество предъявляет наиболее высокие требования, поскольку его задачей является воспитание детей. Педагог обязан не только знать предмет и безупречно владеть методикой воспитания, но и обладать широкими познаниями в близких областях, быть всесторонне развитым, ориентироваться в общественной, экономической, политической жизни страны.

Только постоянное самообразование выступает залогом того, что педагог будет соответствовать предъявляемым требованиям. Для этого необходимо согласовывать этот процесс с руководителем ДОУ, советоваться с более опытными педагогами, готовить отчет. В противном случае тяжело оставаться в профессиональном тонусе, бороться с ленью и инерцией.

Нередко молодые специалисты испытывают затруднения не только при составлении отчета, но и при определении направлений для саморазвития, способов практической реализации полученных навыков и умений.

В общем виде процесс самообразования сводится к нескольким шагам:
1 Составление плана самообразования.
2 Выбор руководителя.
3nbsp;Выбор темы.
4 Составление отчета и подведение итогов.

Составление плана по самообразованию дисциплинирует воспитателя, позволяет подвести промежуточные и конечные итоги. Как составляется план по самообразованию? Он обязательно включает: фамилию, имя и отчество воспитателя, тему, сроки выполнения и форму отчета о выполнении.

Не стоит сосредотачиваться только на классических пониманиях отчетности. Более интересной формой может служить проведение методического мероприятия, где будут использоваться полученные знания и опыт, подготовка доклада, проведение семинара, консультирование, оформление стендов.

Руководству ДОУ также следует позаботиться о том, чтобы молодые специалисты не писали отчеты для отчетов, а были заинтересованы в качественных результатах процесса самообразования. Здесь неоценимой оказывается помощь наставника.

Если процесс самообразования организован правильно, это служит мощным стимулом роста профессионализма молодого педагога, повышает его самооценку и раскрывает творческий потенциал. В результате улучшается воспитательный процесс в детском саду, а также повышается востребованность молодого специалиста.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Материал на тему:
Отчет по самообразованию воспитателя

Отчет по самообразованию воспитателя

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –детский сад № 1 «Тополек» второй категории с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей

Отчет по самообразованию воспитателя

Григор Ирины Анатольевны

за 2015 -2016 учебный год

Я, Григор Ирина Анатольевна, работаю в подготовительной группе «Радуга». Образование – среднее специальное.

Педагогический стаж –29 лет.

Стаж работы в МБДОУ –25 года.

Стаж работы в занимаемой должности –29 лет.

Квалификационная категория – высшая.

Целью моей работы по самообразованию в 2015 – 2016 году было:

— продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

В процессе самообразования я решала следующие задачи :

— изучение проблем по социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС ДО;

— изучение методической литературы;

— изучение технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Актуальность изучения социально-личностной готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Одной из целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника социально – личностной подготовки к школе, что указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическое пособие Вайнер. М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ.2015г. В пособии представлены теоретические, методические и прикладные аспекты решения проблем эффективной и качественной подготовки детей к школе в контексте требований ФГОС ДО.

Также я изучила следующую литературу:

  • З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности.
  • Михайлова, Каменная, Васильева «Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы). ФГОС». Детство-Пресс , 2015год. В сборнике представлен опыт реализации элементов образовательного процесса через образовательные, развивающие и игровые ситуации, детско-взрослые проекты при участии родителей, разнообразные игры.
    материалы, подготовленные методической и психолого-педагогической службами.
  • Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год. В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО .
  • Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство -Пресс , 2015год. В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования.
  • В. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс , 2015 год . В книге представлены авторские педагогические дидактические сказки и примерные конспекты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками. Серия состоит из девяти сказок, объединенных общей темой. Сказки имеют познавательный характер, корректирующую и диагностическую направленность

После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» (М. Р. Гинзбурга).

По итогам мониторинга было выявлено:

— у 8% детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

— у 9 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

— у 58 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива мотива;

— у 25 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

В работе с детьми я способствовала:

— развитию положительного самоощущения: уверенности в своих возможностях;

— развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитанию уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков);

— развитию коммуникативной компетентности ребенка, умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания.

— развитию у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

— создавала возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогала осознать необходимость людей друг в друге.

— создавала условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Над формированием социально – личностной готовности детей к школе я работала во всех видах детской деятельности, но особенно использовала игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте.

Использовала потенциал различных игр в формировании компонентов социально- личностной подготовки детей к школе:

— игры с правилами — ребенок вынужден подчиняться требованиям, если он желает играть и не хочет нарушать игру;

— игры – соревнования – создавала условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил;

-длительные совместные игры со сверстниками – благоприятно сказывались на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности, традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений;

— коллективные дидактические игры – формировали навыки коллективного взаимодействия со сверстниками;

— психотехнические игры – были направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности;

-народная игра – дети приобретают навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

— сюжетно – ролевая, режиссерские игры – являлись показателем уровня развития произвольности в общении со взрослым.

Я провела экскурсию в школу «Знакомимся с первым классом», дети моей группы участвовали в совместных мероприятиях со школой «Весёлые старты».

Также я проводила работу с родителями. На родительском собрании было уделено внимание типическим ошибкам, которые допускают родители на этапе подготовки детей к школе. Были разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе. Родителям были предложены консультации «Готов ли ваш ребёнок к школе», «Социально – личностной готовности детей к школе в контексте требований ФГОС».

В конце года по итогам мониторинга выявления уровня сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива, используя методику «Определения мотивов учения у детей 6 – 7 лет» было выявлено:

— у 40 % детей был высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, наличие социальных мотивов;

— у 52 %процентов детей был нормальный уровень мотивации, присутствие социального мотива;

— у 4 %процентов детей был сниженный уровень мотивации, присутствие позиционного и игрового мотива;

— у 4 %детей был низкий уровень мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему «Основные педагогические технологии в работе ДОУ и школы как одно из условий повышения качества образования» с участием учителей начальных классов МБОУ Самарской СОШ №1.

Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми

По данной теме самообразования мною была изучена следующая литература:

Е.В. Махеева «Современные технологии обучения дошкольников». Издательство «Учитель» 2014 г.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания:

· Детство — полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;

· Ребенок — субъект, выбирающий свою траекторию развития;

· Источник развития находится в самом ребенке;

· Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;

· Главная ценность — личность и личностное достоинство каждого;

· Целью воспитания являются:

1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);

2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.

Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.

На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего района. Используя интернет — ресурсы , я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих личностно-ориентированный подход в воспитании детей.

В своей работе я опираюсь на правила, в ыработанные практикой личностно-ориентированного воспитания.

1. Выбирала только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

2. Доброжелательно и терпеливо осуждала плохие поступки воспитанника.

3. Поддерживала эмоциональное благополучие ребёнка.

4. Формировала положительную самооценку ребёнка..

5. Жила интересами, переживаниями ребёнка.

7. Своим поведением была образцом для детей.

8. Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.

9. Учитывала состояние и настроение воспитанника.

10. Направляла и развивала гуманистические тенденции в семье ребёнка.

Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

5. Использовала различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.

6. Поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

7. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

8. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

9. Использовала парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

10. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

11. Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальность и личность ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья АнатольевнаАКТУАЛЬНОСТЬ. Что главное в воспитании .

Описание о проделанной работе с детьми, родителями, список литературы.

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого чело.

ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&quot.

Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных.

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобра.

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в социальном развитии.Задачи: Анализировать проблемы и совершенствовать навыки инициат.