Как подчеркнуть собственные наименования

Оглавление:

Что такое собственное наименование? Собственные наименования: примеры

В мире огромное количество самых разнообразных явлений. Для каждого из них в языке существует наименование. Если оно называет целую группу предметов, то такое слово является именем нарицательным. Когда существует необходимость назвать один предмет из ряда однородных, то в языке для этого есть собственные наименования.

Нарицательные и собственные имена существительные

Нарицательными называются такие имена существительные, которые обозначают сразу целый класс предметов, объединённых какими-то общими признаками. Например:

  • Каждый водный поток можно назвать одним словом – река.
  • Любое растение со стволом и ветками – это дерево.
  • Все животные серого цвета, большого размера, с хоботом вместо носа называются слонами.
  • Жираф – всякое животное с длинной шеей, маленькими рожками и высокого роста.

Собственные наименования – имена существительные, выделяющие один предмет из всего класса ему подобных явлений. Например:

  • Собаку зовут Дружок.
  • Кличка моей кошки — Мурка.
  • Эта река — Волга.
  • Самое глубокое озеро – Байкал.

Когда нам известно, что такое собственное наименование, можно выполнить следующее задание.

Практическое задание №1

Какие из существительных являются менами собственными?

Москва; город; Земля; планета; Жучка; собака; Влад; мальчик; радиостанция; «Маяк».

Большая буква в именах собственных

Как видно из первого задания, имена собственные, в отличие от нарицательных, пишутся с большой буквы. Иногда бывает так, что одно и то же слово пишется то с маленькой буквы, то с большой:

  • птица орёл, город Орёл, корабль «Орёл»;
  • сильная любовь, девушка Любовь;
  • ранняя весна, лосьон «Весна»;
  • приречная ива, ресторан «Ива».

Если знать, что такое собственное наименование, то понять причину этого явления просто: с большой буквы пишут слова, обозначающие единичные предметы, чтобы отделить их от других таких же.

Кавычки при собственных наименованиях

Чтобы знать, как правильно употреблять кавычки в собственных наименованиях, надо усвоить следующее: имена собственные, обозначающие явления в мире, созданные руками человека, обособляются. Знакам обособления в этом случае выступают кавычки:

  • газета «Новый мир»;
  • журнал «Сделай сам»;
  • фабрика «Амта»;
  • гостиница «Астория»;
  • корабль «Стремительный».

Переход слов из нарицательных в собственные и наоборот

Нельзя сказать, что разграничение между разрядами имён собственных и нарицательных незыблемо. Иногда нарицательные имена становятся собственными. О правилах их написания мы говорили выше. Какие можно назвать собственные наименования? Примеры перехода из разряда нарицательных существительных:

  • крем «Весна»;
  • духи «Жасмин»;
  • кинотеатр «Заря»;
  • журнал «Работница».

Имена собственные также легко становятся обобщёнными названиями однородных явлений. Ниже представлены собственные наименования, которые уже можно назвать нарицательными:

  • Эти уж мне молодые донжуаны!
  • Метим в Ньютоны, а сами формул не знаем;
  • Все вы Пушкины, пока диктант не пишете.

Практическое задание № 2

В каких предложениях присутствуют собственные имена существительные?

1. Мы решили встретиться у «Океана».

2. Летом я купалась в настоящем океане.

3. Антон решил подарить своей любимой духи «Роза».

4. Розу срезали утром.

5. Все мы Сократы у себя на кухне.

6. Эта мысль впервые выдвинул Сократ.

Классификация имён собственных

Казалось бы, легко усвоить, что такое собственное наименование, но нужно всё же повторить главное – имена собственные присваиваются одному предмету из целого ряда. Целесообразно классифицировать такие ряды явлений:

Собственные наименования, примеры

Имена людей, фамилии, отчества

Иван, Ваня, Илюшка, Татьяна, Танечка, Танюха, Иванов, Лысенко, Белых Геннадий Иванович, Александр Невский.

Бобик, Мурка, Зорька, Ряба, Карюха, Серая шейка.

Лена, Саяны, Байкал, Азовское, Чёрное, Новосибирск.

Названия предметов, созданных руками человека

«Красный октябрь», «Рот-фронт», «Аврора», «Здоровье», «Кис-кис», «Шанель№6», «Калашников».

Имена людей, фамилии, отчества, клички животных являются одушевлёнными существительными, а географические названия и обозначения всего, созданного человеком, – неодушевлёнными. Так характеризуются собственные наименования с точки зрения категории одушевленности.

Собственные наименования во множественном числе

Необходимо остановиться на одном моменте, который обусловлен семантикой изучаемых языковых единиц. Особенности собственных наименований в том, что они редко употребляются во множественном числе. Можно использовать их для обозначения нескольких предметов, если те имеют одно и то же собственное имя:

  • В нашем классе несколько Александров.
  • В младшей группе было шесть Насть.

Фамилия может быть использована во множ. числе в двух случаях. Во-первых, если обозначает семью, людей, состоящих в родственной связи:

  • У Ивановых было принято собираться к ужину всей семьёй.
  • Супруги Каренины жили в Петербурге.
  • Династия Журбиных имела на всех столетний стаж работы на металлургическом заводе.

Во-вторых, если называют однофамильцев:

  • В реестре можно найти сотни Ивановых.
  • Они мои полные тёзки: Григорьевы Александры.

Имена собственные — несогласованные определения

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку требует знания о том, что такое собственное наименование. От выпускников требуется установить соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Одна из таких – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Дело в том, что собственное наименование, являющееся несогласованным приложением, не изменяется по падежам при главном слове. Примеры таких предложений с грамматическими ошибками приведены ниже:

  • Лермонтов не был в восторге от своей поэмы «Демона» (поэмы «Демон»).
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в романе «Братьях Карамазовых» (в романе «Братья Карамазовы»).
  • О кинофильме «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое (О кинофильме «Тарас Бульба»).

Если же имя собственное выступает в роли дополнения, то есть в отсутствии определяемого слова, то оно может изменять свою форму:

  • Лермонтов не был в восторге от своего «Демона».
  • Достоевский описал духовный кризис своего времени в «Братьях Карамазовых».
  • О «Тарасе Бульбе» говорят и пишут очень многое.

Практическое задание № 3

В каких предложениях есть ошибки?

1. Мы подолгу стояли у картины «Бурлаков на Волге».

2. В «Герое своего времени» Лермонтов стремился раскрыть проблемы своей эпохи.

3. В «Журнале Печорина» раскрываются пороки светского человека.

4). В повести «Максим Максимыч» раскрывается образ прекрасного человека.

5. В своей опере «Снегурочке» Римский-Корсаков воспел любовь как самый высший идеал человечества.

Существительные собственные и нарицательные. Что это такое и как отличить одно от другого?

Есть имена существительные собственные и нарицательные. Первые уроки по этой теме проходят еще в первом классе, но почему-то и дети старшего возраста, и взрослые путают их. Давайте разберемся, так ли все сложно с собственными и нарицательными существительными, как кажется.

  • Имена существительные нарицательные это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевл енных или неодушевл енных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые создают книги.
  • Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например: Александр Сергеевич Пушкин — имя, отчество и фамилия одного из писателей.

Все дело в том, что имена существительные из разряда нарицательного очень легко может перейти в разряд собственных и наоборот. Вот пример: мы знаем такие нарицательные существительные как вера, надежда и любовь, но со временем они превратились в имена собственные Вера, Надежда и Любовь.

Итак, рассмотрим основные правила определения имен существительных: нарицательных и собственных.

Существительное: собственное или нарицательное

  • Имена существительные собственные

К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы. А названия организаций, литературных произведений также заключаются в кавычки.

Например: Очень дружно жили кот Пушок и собака Дружок.

В этом предложении словаПушок и Дружок— клички животных, поэтому записываем с заглавной буквы — это имена существительные собственные.

Еще примеры собственных имен существительных:

  • Самуил Маршак, Григорий Распутин, Наталья Петровна Сахаорова (имена людей);
  • Брянск, Тула, Владивосток (названия городов);
  • Большое Мурашкино, Сибирское, Криуши, Польцо, Курдома (названия деревень и сел);
  • Килиманджаро, Эверест, Урал (названия гор);
  • Байкал, Альпзее, Мичиган (названия озер);
  • Россия, Чехия, Узбекистан, Абхазия (названия стран);
  • «Росбизнесконсалтинг», «Газпром», «ВАЗ» (названия организаций — пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках»).
  • Имена существительные нарицательные

Все остальные существительные — нарицательные. Они пишутся с прописк

Например, само слово город, названия животных собака и кошка, типы водоемов: река, море и озеро — нарицательные существительные.

То есть Москва — имя существительное собственное (название города), а город или столица — нарицательные.

Бурёнка — имя существительное собственное (кличка животного), а само корова или животное — нарицательные.

Как определить нарицательное или собственное существительное?

Определение имени существительного, является ли оно собственным или нарицательным, зачастую вызывает затруднение, особенно у ребят начальных классов. Попробуем разобраться.

Во-первых, именем собственным или нарицательным может быть только существительное. На какие вопросы отвечает существительное? Кто? Что?

Далее постарайтесь определить, объединяет ли данное существительное в себе группу слов? Что это: предмет, явление, класс однородных предметов (город, человек, улица, собака) или название организации, улицы, дома, имя?

Имена собственные и имена нарицательные

Образец: Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Сивка-Бурка – . сказочные персонажи

  • В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.И. Левитан – .
  • Санкт-Петербург, Владимир, Новгород, Тюмень, Москва – .
  • И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Г. Паустовский – .
  • Нева, Москва, Волга, Дон, Днепр – .
  • П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович – .
  • «Волга», «Нива», «Жигули», «Лада», «КаМАЗ»– .
  • А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак – .

Все имена существительные в задании являются именами собственными.

Обратите внимание: названия пишутся не только с большой буквы, но и в кавычках!

Кстати, а Рассеянный – это имя собственное или имя нарицательное? Вспомним начало стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь. Другой пример кличка собаки Шарик.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

  • Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).
  • Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
  • Кольт, Максим, Маузер, Наган — известные изобретатели оружия.
  • Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.
  • Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. .
  • Иногда предметы получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия — современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как «китайское яблоко»). Слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Прежде отчества носили только знатные люди, представители купечества, дворянства и церковной власти (Алёша Попов-сын = Алёша Попович), а простой человек, крестьянин, именовался по принадлежности к своему хозяину или месту, откуда он родом: Илья из Мурома = Илья Муромец. Если вы хотите узнать больше об именах, загляните в электронный или бумажный словарь имён (http://lib.deport.ru/slovar/nam.html или используйте раздел об именах на нашем сайте.

Об именах читайте в разделе «Обо всем понемножку»

Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными (не именами собственными):

столетие, мечта, ласточка, Снежок, голос, водяной, Лист, песня, ягода, рыба, «Калинка–Малинка», солдат, Кутузов, певица, Буратино, Кострома, Владимирская губерния.

Объясните подчеркнутые слова: что вы знаете об обозначаемых ими понятиях? От каких существительных можно образовать форму множественного числа, а от каких – нельзя?

Вывод: Имена собственные не имеют формы множественного числа (за исключением фамилий лиц, относящихся к одной семье – семья Ивановых, господа Петровы).

Переведите существительные из предыдущего упражнения на вам знакомый другой язык. Какие существительные и почему переводу не поддаются?

Вывод: Имена собственные никогда не переводятся, а только транслитерируются (записываются буквами другого языка), например: Ирина = Irina

Имена собственные и кавычки:
Так, какие имена собственные нужно писать в кавычках, а какие – нет? Помогите Рассеянному расставить кавычки:

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, роман Обломов, математик Ильин, созвездие Девы, духи Москва, город Москва, автомобиль Нива, гора Алатау, журнал Рыболов.

Вывод: В кавычках пишутся марки машин; марки и названия духов, сигарет; названия газет, журналов и литературных произведений. Без кавычек пишутся: имена собственные людей и литературных персонажей, географические и астрономические названия.

Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.

В немецком пишутся все существительные с большой буквы, в английском названия дней недели и месяцев. В русском языке этих правил нет. Однако в этих случаях «октябрь»и «времена года» пишутся с большой буквы? ПОчему?

фабрика «Красный Октябрь», П.И. Чайковский или Антонио Вивальди «Времена года».

Не забывай: Названия пишутся с большой буквы и в кавычках!

  • Город, который «летает»– _________________________
  • Самая длинная в мире река – ______________________
  • Река, носящая имя девочки – _______________________
  • Самое глубокое озеро в мире – _____________________
  • Море, в котором нет воды – _________________________
  • Моря, носящие «цветные»названия – ___________________
  • Самый большой океан – _________________________
  • Океан, носящий название страны – _________________

С какими событиями в истории России связаны данные даты? Попросите помощи у родителей. Запишите свои ответы и найдите в них имена собственные.

  • 988 год
  • 7 сентября 1812 года
  • декабрь 1825 года
  • 1905–1907 годы
  • октябрь 1917 года
  • сентябрь 1939 года
  • 22 июня 1941 года
  • 9 мая 1945 года
  • 12 апреля 1961 года

(Это даты, которые по нашему мнению должен знать любой образрванный человек.)

Имена существительные собственные и нарицательные. 5-й класс

Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные.

  1. Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
  2. Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм.
  1. Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
  2. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.
  1. Воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу.
  2. Воспитание бережного отношение к книге.

I. Организационный момент.

На доске написано высказывание Л. Успенского (эпиграф к уроку).

Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов выделить один – единственный…тут мы оставляем слово (…) в стороне и пускаем в ход (… )
Л. Успенский. Слово о словах.

Учитель. Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках (имя нарицательное, имя собственное).

Учитель. Имена собственные и нарицательные – это и есть тема нашего урока. (Записываем число, тему урока.)

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Учитель. Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)

Учитель. Что относится к именам существительным собственным, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? Названия каких предметов являются именами собственными? (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события.)

III. Этап проверки домашнего задания.

Самопроверка, взаимопроверка домашнего задания. Упражнение 491 [2].

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Целеполагание.

1. Формулировка цели урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных. Как вы думаете, с какой целью? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:

– Углубить и расширить знания о …

– Учиться правильно … (Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)

2. Работа с текстом [1].

(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно ра.положено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает зн.чительную часть те(рр,р)итории в двух частях света – (Е,е)вропе и (А,а)зии.

(Р,р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – (С,с)еверного (Л,л)едовитого, с востока – (Т,т)ихого.

Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – все это наша (Р,р)одина! (По М. Громову)

Задания к тексту.

1) Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России.)

2) Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна.)

3) Спишите 1 абзац. Обратите внимание на то, что необходимо сделать при списывании: выполните пунктуационный разбор первого предложения; раскройте скобки, объясните выбор букв; выделите орфограммы.

4) Внимательно рассмотрите схемы:

нариц. сущ +собст. сущ.
прил.+сущ – собст. наименования

Выпишите из текста словосочетания, которые соответствуют схемам, выделите главные и зависимые слова (или: самостоятельно сформулируйте задание). (Страна Россия, на материке Евразии, часть света Европа, часть света Азия, острова Франца Иосифа, полуострова Камчатка; Атлантического океана, Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Черного моря.)

Найдите более общее понятие для всех этих названий. (Географические названия.)

5) Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина.)

Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма.)

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Найти соответствия.

Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание. (Подберите к нарицательным именам существительным подходящие имена собственные и запишите их.)

Историческое событие
Басня
Стихотворение
Журнал
Картина
Фабрика

Справка: “Волк на псарне”, Бородинское сражение, “Зимнее утро”, “Мишкина каша”, “За рулем”, “Красное Сормово”, “Февральская лазурь”.

Учитель. Давайте сделаем вывод о том, что нового мы узнали о написании имен собственных? (Заглавие басен, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)

2. Обобщение материала. Чтение правила в учебнике на стр. 190 (орф. №16)

VI. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Учитель. Напишите столбиками слова, обозначающие профессию, имя, отчество, фамилию, соедините их между собой по смыслу. Подчеркните орфограммы.

Учитель. Давайте вспомним и запишем произведения, которые были созданы писателями. (А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ”, Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”, И.А. Крылов “Свинья под дубом”…)

Учитель. Теперь организуем в нашем классе библиотеку (представлены книги писателей). Расположите эти книги в алфавитном порядке по фамилии авторов.

Учитель. Много известных писателей жило и живет в России и за рубежом, они создали огромное количество произведений. Представьте себе, что на свете нет книг, журналов, газет. Мы с вами не смогли бы прочитать то или иное произведение. Как плохо, когда пропадает любимая книга! И какая радость, когда она находится. Берегите ее! У вас, дети, есть любимая книга? (Перечисляют, составляют предложения, указав в них автора произведения и название книги.)

Чтение учителем отрывка из сказки-мультфильма Г. Остера “Как тебя зовут?” про щенка, который забыл, как его зовут [3].

“ Наверно, меня никто никогда, никуда не позовет, и я никогда не вспомню, как меня зовут! – всхлипывал грустный щенок. И вдруг котенок и щенок услышали голоса детей…”

Учитель. Вспомните, что кричали дети? (“Дети бежали и кричали: “Шарик! Шарик!”) Как вы думаете, что имели в виду дети, когда кричали: “Шарик!”? (Надувной шарик.) Продолжаем читать текст произведения… “…Щенок мчался за ними и лаял: “Это я – Шарик. Шарик – это я. Вот он я! Я тут!”. Но дети не замечали щенка. Они все смотрели вверх, туда, где над их головами летел в небе яркий желтый шарик”.

Учитель. Составьте словосочетания, чтобы было понятно, о каком шарике идет речь? (Собака Шарик – желтый шарик.) Таких слов в русском языке много.

Учитель. Составьте и запишите словосочетания, в которых одно и то же слово употреблялось бы дважды, но в разных значениях и с разным написанием: (П,п)ушок, (О,о)гонек, (З,з)емля, (С,с)оня. (Кот Пушок – легкий пушок, яркий огонек – журнал “Огонек”, планета Земля – плодородная земля, девочка Соня – соня – засоня.)

Учитель. Как эти слова называются на языке лексики? (Омонимы.)

Работа с перфокартами.

Учитель. Рассмотрите таблицу и сформулируйте задание. (Распределите имена существительные на три группы. Первая – имена существительные, которые бывают только нарицательными, вторая – имена существительные, которые бывают только собственными, третья – имена существительные, которые бывают и собственными, и нарицательными.)

Собственные и нарицательные имена существительные

Имя существительное — одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.

Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.

Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное — подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).

Собственные

К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

Это интересно: таблица падежей в русском языке.

Вот типичные примеры:

  • Галина, Мария, Александр (полные женские и мужские имена);
  • Лида, Катя, Костя (уменьшительно-ласкательные женские и мужские имена);
  • Незнайка, Торопыжка, Растеряйка, Пончик (прозвища героев популярной повести Николая Носова про Незнайку);
  • Буренка, Мурка, Барбос, Шарик (клички домашних животных);
  • Простоквашино, Меленки, Москва, Великий Новгород (реальные и вымышленные названия населенных пунктов — сел и деревень, поселков, городов).

Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.

Нарицательные

В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:

  • Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
  • Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
  • Животное, насекомое, птица;
  • Писатель, поэт, врач, учитель.

Это интересно: перифраза это что такое, примеры в литературе и разговорной речи.

Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных, например:

  • Бобик, Барбос, Дружок. Как назвать одним словом? (Правильный ответ — «собаки»);
  • Буренка, Чернушка, Зорька («коровы»);
  • Чаадаево, Заречье, Ольгино, Рождествено («село», «деревня»);
  • Волга, Ока, Енисей («река»);
  • Александр Пушкин, Марина Цветаева, Михаил Лермонтов («поэты»).

Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным.

  1. Какие вы знаете клички собак?
  2. Твои любимые имена девочек?
  3. Как могут звать корову?
  4. Как называются деревни, в которых ты побывал?

Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города — все с заглавной буквы пишутся всегда!».

Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.

Правила правописания

В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.

Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.

Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре — легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».

В некоторых языках капитализация — использование заглавной буквы — в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.

Когда собственные имена становятся нарицательными

В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными. Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил — это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.

Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.

Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» — пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.

Имена собственные становятся нарицательными довольно часто. Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку — «Друг».

Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика — из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.

Отличать имена собственные от нарицательных очень важно. Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.

Нарицательные и собственные имена существительные. Полные уроки

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 6 класс>>Русский язык: Нарицательные и собственные имена существительные. Полные уроки

Тема: Нарицательные и собственные имена существительные.

Содержание

Цель урока:

  • сформировать знания и умения отличать собственные имена существительные от нарицательных,
  • научиться правильно писать имена собственные (с заглавной буквы и использованием кавычек).

Нарицательные существительные служат для названия классов однородных предметов, состояний и действий, лиц, растений, птиц и животных, явлений природы, общественной жизни. В большинстве своем имеют единственное и множественное число (гора – горы, ромашка – ромашки, дождь – дожди, победа – победы, демонстрация – демонстрации и др.). Нарицательные существительные пишутся с маленькой буквы.

Упражнение: Просмотрите сюжет. Назовите картинки, которые вы видели (пример: горы, моря и т.д.). Подходят ли они под группу нарицательных существительных?

Собственные существительные служат для названия отдельных (индивидуальных) предметов, которые могут быть единственные в своем роде.

Собственные существительные всегда пишутся с заглавной буквы и в большинстве случаев имеют форму единственного числа. Состоять они могут либо из одного слова (Жучка, Александр, Боинг, Сахара) либо из нескольких слов (Иван Васильевич, Красное море, Софиевская площадь).

Упражнение: Прослушайте песню Красной Шапочки. Запишите все запомнившиеся собственные и нарицательные имена существительные

Пишутся с большой буквы, но НЕ заключаются в кавычки:

1. Фамилии имена и отчества (Иванов Сергей Никонорович), псевдонимы (Максим Горький, Леся Украинка), имена действующих лиц в сказках (Иванушка, Аленушка, Буратино, Мальвина), рассказах (Овсов /Чехов «Лошадиная фамилия»/), баснях («Проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка задумали сыграть квартет.» (И. Крылов.).

2) Клички животных (собака Джулька, кот Джим, попугай Гоша, хомяк Петрушка).

3) Географические названия (Украина, Южный Ледовитый океан, озеро Байкал, горы Тибет, Черное море).

4) Названия небесных тел (Луна, Солнце, Юпитер, Орион, Кассиопея).

5) Названия улиц, площадей (улица Пироговская, Ленинградская площадь, переулок Гамарника).

8) Названия со словом имени (им.), даже в случае, когда подразумевается, но не пишется (парк имени Т. Г. Шевченко, парк Горького, школа им. В. Чкалова).

9) Названия организаций и высших государственных учреждений (Министерство образования и науки Украины, Верховный Суд Украины).

10) Названия орденов, памятников ( орден Богдана Хмельницкого, орден Великой Отечественной Войны, орден Славы; памятник М.Ю. Лермонтову, памятник Неизвестному матросу).

11) Названия праздников, памятных дат (дней), исторических событий (День Победы, Новый год, День медработника, День учителя, День матери)

Пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки:

1) Названия газет и журналов, телевизионных программ (галета «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журнал «Единственная», «Рыболов Украины», программа «Поле чудес», «Что? Где? Когда»).

2) Названия литературных и музыкальных произведений, произведения живописи, названия кинофильмов (роман «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», стихотворение «Узник», «Свеча», картина «Черный квадрат», «Купание красного коня», кинофильм «Гостья из будущего», «Петербургские тайны») и т.д.

3) Названия заводов, фабрик, пароходов, самолетов, кинотеатров, гостиниц и так далее (при условии, что нет и не подразумевается слово «имени» (завод «Краян», фабрика «Рошен», теплоход «Тарас Шевченко», «Хаджибей», самолет «Боинг», «Ту-124», кинотеатр «Звездный», «Москва», гостиница «Красная», «Лондонская»).

4) Названия различных товаров (автомобиль «Жигули», духи «Шанель», холодильник «Самсунг», телевизор «Томсон» и др.).

Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Айболит». Подчеркните одинарной чертой собственные имена существительные, двойной чертой нарицательные имена существительные.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

В Африку скорей

И спасите, доктор,

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо».

Упражнение. Выделить собственные имена существительные.

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собрались самые известные мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов. Самым молодым среди них был Дик Сенд, герой романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Самым веселым все считали Тартарена из Тараскона, героя романа Альфонса Доде, а самым «правдивым» был, конечно, барон Мюнхгаузен из книги Распе. Все члены клуба считались с мнением самого мудрого из них капитана Немо, одного из героев книги Жюля Верна «Таинственный остров».

Упражнение. Прослушайте песню из кинофильма «Три Мушкетера». Ответьте на вопрос: Бургундия, Нормандия, Шампань, Прованс, Гасконь — собственные или нарицательные имена существительные?

В русском языке существует множество примеров перехода имени собственного в имя нарицательное. Вот некоторые примеры:

1. Торт Наполеон получил название от любившего данный вид кондитерского изделия императора Наполеона Бонапарта.

2. Саксофон – так назвал духовой инструмент бельгийский мастер Сакс.

3. Изобретатели Кольт, Наган, Маузер дали названия созданному оружию.

4. По месту, из которого были завезены, получили свои названия апельсин (голландское слово appelsien), персик (Персия), кофе (страна кафа в Африке), брюки (Брюгге – город в Голландии).

5. Нарцисс – цветок, названный в честь мифологического юноши Нарцисса, разгневавшего Богов тем, что из-за влюбленности в себя он только смотрел на свое отражение в воде и больше ничего и никого не замечал. Боги превратили его в цветок.

Вопросы на закрепление новой темы:

1. Какие имена существительные имеют единственное и множественное число?

2. Как правильно написать: кинотеатр Пушкина, кинотеатр Пушкин?

3. Отгадайте загадки:

«Летающий» город — ______________________________.

«Неживое» море — ________________________________.

«Цветные» моря — ________________________________.

«Молчаливый» океан — ____________________________.

Цветы с женскими именами — _______________________.

Домашнее задание:

Самостоятельно придумать 5-7 загадок, ответ которых будет содержать имя нарицательное (на примере загаданных в классе) на темы – интересные факты Земли, греческая мифология, русские народные сказки.

Список использованной литературы:

Малыхина Е.В., Русский язык, Генеза, 2008.

Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом», М., Просвещение, 2008.

Баранова М.Т. «Русский язык. 6 класс», М. Просвещение, 2008.

Урок на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные», Медведева Е. Л., МОУ «Детский дом-школа № 35 г. Анжеро-Судженск.

Урок на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные», Власюк С.Г. МОУ «Новокаламинская средняя общеобразовательная школа № 6», п. Новая Калами, Красноярский край.

Урок на тему: «Имя существительное. Обобщение и закрепление знаний» Никитина Н. В. МОУ СОШ № 45, Мурманск.

Над уроком работали

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов — гиперссылка).
edufuture.biz 2008-2017© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: