Как стать на квартирный учет в украине

Как стать на квартирный учет в украине

Постановка на квартирный учет и предоставление жилья из государственного/коммунального жилищного фонда

В соответствии со статьей 47 Конституции Украины каждый имеет право на жилье. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления безоплатно или за доступную для них плату согласно закону.

Детализацию указанных положений можно найти, прежде всего, в Жилищном кодексе УССР.

Так, статьей 31 Жилищного кодекса УССР предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в установленном порядке.

Из содержания статей 36, 37 Жилищного кодекса УССР представляется, что для получения жилья лицо должно также обязательно состоять на квартирном учете.

Таким образом, для реализации своего права на безоплатное получение жилья из государственного или коммунального фонда лицо должно:

1. нуждаться в улучшении жилищных условий;

2 состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (квартирном учете).

Лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Перечень лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определен в статье 34 Жилищного кодекса УССР и пункте 13 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся следующие категории лиц:

1. лица, обеспеченные жилой площадью ниже установленного уровня. Такой уровень определяется исполнительными комитетами областных советов, а в г. Киеве – городским советом. Для г. Киева, например, лицо считается обеспеченным жилой площадью на должном уровне, если на одного человека приходится 7,5 кв. м жилой площади. Наличие указанного основания определяется путем деления общей жилой площади помещения на количество лиц, совместно проживающих и зарегистрированных в нем;

2. лица, проживающие в помещении, которое не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям. Надлежащие санитарные и технические требования предусматривают, прежде всего, что проживание в жилом помещении не должно наносить ущерб здоровью. Признание дома не соответствующим указанным требованиям осуществляет исполнительным комитетом соответствующего совета;

3. лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Исчерпывающий перечень таких заболеваний определен приказом Министерства здравоохранения УССР от 08.02.85 № 52;

4. лица, проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;

5. лица, проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;

6. лица, проживающие в общежитиях;

7. лица, проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе, если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты). В этом случае следует учесть положение Семейного кодекса Украины, которым определено, что правом члена семьи обладает одинокое лицо.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. В частности, в г. Киеве исполнительный комитет Киевского городского Совета народных депутатов и президиум Киевского городского совета профсоюзов постановлением «О порядке применения в г. Киеве «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР» от 15.07.85 № 582 установили дополнительные основания постановки лиц на квартирный учет (пункт 7).

Постановка на квартирный учет

Лицо может быть поставлено на квартирный учет как по месту проживания, то есть в соответствующих советах, так и по месту работы, если предприятие, учреждение или организация, где работает лицо, осуществляет квартирный учет.

На учет ставят всю семью.

Для постановки лица на квартирный учет такое лицо должно подтвердить некоторые факты относительно себя и членов своей семьи.

Во-первых, лицо должно документально подтвердить, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно одному из оснований, определенных Жилищным кодексом УССР или другими нормативно-правовыми актами жилищного законодательства.

Во-вторых, для постановки на квартирный учет лицо должно быть зарегистрировано в населенном пункте, где оно инициирует соответствующий вопрос. Единым исключением из этого правила является постановка на учет по месту работы лиц, проживающих в пригородной зоне. Для постановки на учет таких лиц последние должны не менее 10 лет проработать на соответствующем предприятии.

В случаях, определенных соответствующими советами, лицо должно проживать в населенном пункте установленное соответствующим органом местного самоуправления количество лет. Согласно пункту 15 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470, исполнительные комитеты областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов могут устанавливать продолжительность времени постоянного проживания граждан в этом населенном пункте, необходимую для постановки на квартирный учет. Следует заметить, что в некоторых городах советами не установлен такой срок проживания и, как следствие, в таких случаях лицо может быть поставлено на квартирный учет без учета срока последнего проживания в населенном пункте.

В г. Киеве согласно постановлению исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 такой срок составляет 5 лет, то есть лицо должно быть зарегистрировано в г. Киеве последние 5 лет до момента представления документов для постановки на квартирный учет.

Жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них приняты еще в советское время), требующие изменений согласно отношениям, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Включение лица в список лиц, которые обеспечиваются жильем вне очереди, не предусматривает учета указанного срока. Кроме того, лицо не должно в течение последних 5 лет совершать любые действия, последствием которых стало бы ухудшение его жилищных условий. Такими действиями может быть обмен занимаемого жилого помещения на худшее, порча или разрушение помещения, отчуждение пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома.

В отдельных случаях положения этой статьи при правоприменении толкуются шире. Так, анализ судебной практики свидетельствует, что в некоторых случаях под искусственным ухудшением жилищных условий рассматривается также перерегистрация на меньшую площадь или регистрация третьих лиц в жилье, что приводит к искусственному возникновению оснований для постановки на квартирный учет.

Для постановки на квартирный учет лицо подает заявление в произвольной форме, которое подписывается вместе с членами семьи, желающими стать на квартирный учет.

К заявлению прилагаются справка о месте регистрации и составе семьи, которая выдается Жилищно-эксплуатационной конторой или Объединением совладельцев многоквартирных домов (в этом документе обязательно указываются адрес регистрации; жилая площадь жилого помещения; лица, зарегистрированные в помещении), а также справка о пребывании членов семьи на квартирном учете по месту работы и в соответствующем совете.

Если постановка на учет связана с определенными обстоятельствами (несоответствие помещения санитарным или техническим требованиям, заболевания члена семьи и т. п.), к заявлению также обязательно необходимо приложить соответствующие подтверждающие документы.

Решение по поданному заявлению должно быть принято в месячный срок.

Предоставление жилья из государственного/коммунального фонда

Обеспечение жильем для постоянного проживания осуществляется в порядке очередности, то есть с учетом даты постановки на квартирный учет. Гражданам, одновременно состоящим на квартирном учете в соответствующем органе местного самоуправления и по месту работы, жилое помещение предоставляется там, где раньше подошла очередь. При этом по другому месту квартирного учета лицо снимается с квартирной очереди как улучшившее свои жилищные условия.

Жилье предоставляется в размерах не больше нормы жилой площади, которая согласно статье 47 Жилищного кодекса УССР составляет 13,65 кв. м на одного человека. Вместе с тем жилье должно предоставляться не меньше уровня средней обеспеченности граждан в соответствующем населенном пункте. Так, согласно пункту 2 постановления исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 уровень средней обеспеченности граждан в г. Киеве составляет 9 кв. м на одного человека.

Таким образом, в г. Киеве один человек может получить жилье, жилая площадь которого от 9 кв. м до 13,65 кв. м, соответственно, два человека – от 18 кв. м до 27,3 кв. м, три человека – от 27 кв. м до 40,95 кв. м и т. п.

При этом законодательством предусмотрены случаи, когда допускается превышение при предоставлении жилищной площади, а также когда площадь предоставляемого помещения должна быть уменьшена.

Так, помещение может быть предоставлено с превышением, если помещение является однокомнатной квартирой, а также если жилье предоставляется лицам разного пола. Указанное правило касается лишь случаев, когда лица старше 9 лет и не являются супругами.

Одновременно статьей 48 Жилищного кодекса УССР определено, что при предоставлении жилого помещения учитывается жилая площадь в жилом доме (квартире), находящаяся в частной собственности граждан, если они не использовали жилищные чеки. При передаче гражданами жилья, находящегося в их частной собственности, органу, осуществляющему улучшение жилищных условий, они имеют право на получение жилья в пределах установленной нормы жилой площади.

Из содержания статьи представляется, что размер жилой площади, находящейся на праве частной собственности, должен учитываться независимо от оснований приобретения (приватизация, договоры дарения и купли-продажи и т. п.).

Например, лицо проживает в г. Киеве в двухкомнатной квартире жилой площадью 25 кв. м, которая приватизирована на 5 лиц в равных частях, в том числе и на такое лицо. При этом оно состоит на квартирном учете с семьей в составе 3 лиц (другие члены семьи не имеют в праве собственности недвижимого имущества для своего проживания).

Размер жилья, который может быть предоставлен этой семье, рассчитывается следующим образом:

– максимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 13,65 кв. м = 40,95 кв. м; – минимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 9 кв. м = 27 кв. м;

– отнимаем от указанных показателей жилую площадь, находящуюся в частной собственности (в нашем случае – 5 кв. м). В результате получаем, что лицу в данном случае на состав семьи может быть предоставлено жилое помещение размером от 22 кв. м до 35,95 кв. м.

Также отдельно необходимо обратить внимание на ситуацию, когда лицо уже получало из государственного (коммунального) жилищного фонда жилье для постоянного проживания, приватизировало его с последующим отчуждением и после указанных действий это лицо опять состоит на квартирном учете. В этом случае, на наш взгляд, учитывая общий контекст статьи 48 Жилищного кодекса УССР, размер жилья, находящегося в частной собственности в результате приватизации, но отчужденного на момент получения жилья, должен также учитываться при предоставлении жилья.

Особенности постановки на квартирный учет военнослужащих

Основания для постановки на квартирный учет для военнослужащих такие же, как и для остальных граждан.

Для постановки на квартирный учет военнослужащий дополнительно подает такие документы: извлечение из приказа о назначении в воинскую часть; извлечение из послужного списка; справку о прохождении военной службы; справку о составе семьи; справку с последнего места военной службы о пребывании военнослужащего на квартирном учете; копии паспортов военнослужащего и всех совершеннолетних членов семьи, желающих встать на квартирный учет; свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи, а также свидетельства о браке.

Правовым основанием для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих является статья 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», согласно которой государство обеспечивает военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за полагающееся им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и согласно требованиям, установленным Жилищным кодексом УССР и другими нормативно-правовыми актами.

Указанной статьей предусмотрено, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется только в случае наличия у них выслуги на военной службе 20 и более лет один раз в течение всего прохождения военной службы.

При этом улучшение жилищных условий военнослужащим при условии возврата ранее предоставленного жилого помещения не может рассматриваться как повторное обеспечение жильем.

ВЫВОД:

Итак, анализ жилищного законодательства Украины свидетельствует о достаточно детальной регламентации вопросов относительно оснований и процедуры постановки граждан на квартирный учет и обеспечения жильем из государственного и коммунального жилищного фонда. Но вместе с тем жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них были приняты еще в советское время), требующие изменений в соответствии с отношениями, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Как стать на квартирный учет в украине

Жилье — одна из тех естественных потребностей, удовлетворение которых не терпит промедлений. Однако сегодня большинству украинцев оно не по карману. Поэтому и хочется верить, что можно получить жилье даром, — говоря словами мультяшных героев, «просто так». Вот и хватаются люди за возможность получить квартиру от государства, как за соломинку. Но возможностей нашего государства едва хватает на 4-5 тысяч выданных бесплатно квартир в год. И это тогда как нуждающихся в улучшении жилищных условий сотни тысяч! Тем не менее и после распада СССР люди продолжают становиться в очереди на квартиру, и хоть маленькими шажками, но все же приближаются к осуществлению «бесплатной мечты».

КАКОЕ ПОМЕЩЕНИЕ СЧИТАЮТ ЖИЛЫМ

Это отапливаемое помещение, расположенное в надземном этаже, предназначенное для проживания круглый год, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям относительно микроклимата и воздушной среды, естественного освещения, допустимых уровней нормированных параметров касательно шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения (приложение Б к Приказу № 80).

ПОЧЕМУ КУХНЯ НЕ СЧИТАЕТСЯ ЖИЛОЙ КОМНАТОЙ

Потому что юридически комнатой считают часть квартиры, отделенную от других помещений (комнат) перегородками (внутренними стенами), которая предназначена для проживания, отдыха и т. п. Кухня — не место для проживания или отдыха, поэтому при оценке квартиры она не считается комнатой.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДОВ

По ст. 31 ЖКУ таким правом наделены граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Однако воспользоваться этим правом самостоятельно они могут только после достижения 18 лет. И лишь те, кто вступил в брак или устроился на работу в предусмотренных законом случаях до достижения 18-летнего возраста, имеют такое право со времени бракосочетания или устройства на работу. Несовершеннолетние (в возрасте от 15 до 18 лет) осуществляют право на получение жилого помещения с согласия родителей или попечителей (ст. 32 ЖКУ).

КОГО И КОГДА ПРИЗНАЮТ ЛИЦОМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Такими признают лиц, которые: 1) обеспечены жилой площадью ниже уровня, определенного исполкомами областных, Киевского и Севастопольского городских советов (На сегодняшний день функции таких органов исполняют Совет Министров АРК, областные госадминистрации, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации.) вместе с советами профсоюзов;

2) проживают в помещении, которое не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям;

3) болеют тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи (См. Перечень № 52.);

4) проживают по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо по договору найма жилого помещения в домах жилищностроительных кооперативов;

5) проживают не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), которые принадлежат гражданам на праве частной собственности;

6) проживают в общежитиях;

7) проживают в одной комнате по две и больше семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе если занимаемое ими жилое помещение состоит больше чем из одной комнаты).

К нуждающимся в улучшении жилищных условий относят также граждан, которые проживают в коммунальных или не благоустроенных согласно условиям данного населенного пункта квартирах: лица, относящиеся к инвалидам войны; лица, на которых распространяется Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-ХII (ст. 10); Герой Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Отечеству в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней; участники боевых действий и участники войны; работники, которые продолжительное время добросовестно проработали на одном предприятии, в учреждении, организации (абз. 2 п. 14 Правил № 470).

КТО ВЕДЕТ УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Это делают исполкомы органов местного самоуправления по месту жительства гражданина.

Такой учет могут вести и по месту работы, но если предприятия, учреждения, организации имеют жилищный фонд и ведут жилищное строительство или принимают долевое участие в жилищном строительстве. При этом по желанию такие лица могут становиться на соответствующий учет еще и по месту жительства.

ГДЕ И КАК СТАТЬ НА УЧЕТ

Граждан берут на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий: 1) по месту жительства — исполком органа местного самоуправления при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, которая создается при таком исполкоме; 2) по месту работы — по общему решению администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной либо другой общественной организации и соответствующего профсоюзного комитета. При этом берутся во внимание рекомендации трудового коллектива. Решение о постановке граждан на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы утверждает исполком местного совета ?

МОЖЕТ ЛИ ПЕНСИОНЕР, ВЫШЕДШИЙ НА ПЕНСИЮ С ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, СТАТЬ НА УЧЕТ В ЭТОМ ПРЕДПРИЯТИИ КАК ГРАЖДАНИН, НУЖДАЮЩИЙСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Да, может. По ст. 37 ЖКУ лиц, оставивших работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с выходом на пенсию, ставят на учет наравне с действующими работниками.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ снятия С УЧЕТА НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

По ст. 40 ЖКУ гражданин состоит на таком учете до получения жилого помещения. Вместе с тем есть основания, когда это может произойти раньше:

1) состоялось улучшение жилищных условий, вследствие чего исчезли основания для предоставления другого жилого помещения;

2) гражданин выехал на постоянное место жительства в другой населенный пункт;

3) были прекращены трудовые отношения между предприятием, учреждением, организацией и работником, находившимся на учете по месту работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством, в том числе ЖКУ;

4) гражданина приговорили к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;

5) ввиду предоставления сведений, не соответствующих действительности, которые стали основанием для постановки на учет, или в силу неправомерных действий служебных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий проводится органами, которые вынесли или утвердили решение о постановке на такой учет.

О снятии 9 учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан уведомляют письменно с указанием оснований снятия с учета.

ГРАЖДАНИН, НАХОДИВШИЙСЯ НА УЧЕТЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, УМЕР. ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЕГО ОЧЕРЕДЬЮ

В таком случае право дальнейшего пребывания на учете сохраняется за членами его семьи. Такое же право сохраняется и за членами семьи гражданина, который находился на учете в исполнительном комитете местного Совета и был снят с учета на основаниях, указанных в п. 2 и п. 4 предыдущего ответа.

МОГУТ ЛИ ПОЛУЧИТЬ ЖИЛЬЕ ОТ ГОСУДАРСТВА ЛИЦА, КОТОРЫЕ НЕ СТОЯТ НА УЧЕТЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

По ст. 42 ЖКУ жилые помещения предоставляют только гражданам, которые находятся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако есть и исключения. К таковым относят ситуации, когда: 1) лица имеют право на внеочередное обеспечение жильем согласно ст. 46 ЖКУ;

2) в квартире, в которой проживают два или более съемщиков, освободилось неизолированное жилое помещение (оно предоставляется съемщику соседнего помещения);

3) изолированное жилое помещение, освободившееся в квартире, в которой проживают два или более съемщиков, по просьбе съемщика, который проживает в этой квартире и нуждается в улучшении жилищных условий, предоставляется ему. При отсутствии такого съемщика помещение дают другому съемщику, который проживает в той же квартире;

4) съемщик, занимающий жилую площадь свыше установленных норм, с согласия членов семьи требует от исполкома местного совета или от предприятия (в зависимости от принадлежности жилого дома) предоставить ему в установленном порядке жилое помещение меньшего размера вместо занимаемого;

5) съемщику и членам его семьи с их согласия и с согласия наимодателя предоставлено в постоянное пользование другое благоустроенное жилое помещение вместо предоставления жилого помещения на время проведения капитального ремонта жилого дома;

6) жилое помещение, которое занимают съемщик и члены его семьи, в результате капитального ремонта не может быть сохранено или существенно увеличится, и у съемщика возникнет избыток жилой площади. В этом случае им должно быть предоставлено иное благоустроенное жилое помещение до начала капремонта. Сюда же попадают случаи, когда в результате капитального ремонта жилое помещение существенно уменьшится. По требованию съемщика ему и членам его семьи должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капремонта;

7) граждан выселяют из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения ввиду того что дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; дому (жилому помещению) грозит обвал или он подлежит переоборудованию в нежилой;

8) офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил и приравненных к ним лиц, уволенных с действительной военной службы в отставку или в запас, а также лиц, которые проживают вместе с ними, выселяют из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Это же касается выселения из военных городков иных лиц, утративших связь с Вооруженными Силами;

9) с предоставлением другого жилого помещения выселяют:

— рабочих и служащих (вместе с проживающими с ними лицами), прекративших трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями важнейших отраслей народного хозяйства, которые предоставили жилое помещение, в связи с увольнением по собственному желанию без уважительных причин, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления;

— граждан, которые получили жилые помещения в домах колхозов, если они исключены из членов колхоза либо вышли из колхоза по собственному желанию;

— граждан, лишенных родительских прав, если они проживают совместно с детьми, в отношении которых лишены родительских прав.

КАКИЕ НОРМЫ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ ДЕЙСТВУЮТ В УКРАИНЕ

Действующая норма жилой площади в Украине равна 13,65 м2 на одного человека (ст. 47 ЖКУ).

По ст. 48 ЖКУ жилое помещение может быть предоставлено с превышением нормы, если оно составляет одну комнату (однокомнатную квартиру) или предназначено для лиц разного пола.

Также в ЖКУ (ст. 49) предусмотрены случаи предоставления жилья свыше нормы для отдельных категорий граждан. Предоставление дополнительного жилья происходит или в виде комнаты, или в размере 10 м2. При этом ЖКУ допускает, чтобы гражданам, болеющим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади был еще увеличен.

В КАКОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЖИЛЬЕ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДОВ

Помещения в домах жилищного фонда местных советов выделяют исполкомы при участии общественной комиссии по жилищным вопросам. Последнюю создают при исполкоме из числа депутатов совета, представителей общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 51 ЖКУ).

Из ведомственного фонда жилье предоставляют по общему решению администрации и профсоюза предприятия. Такое решение утверждает исполком местного совета (ст. 52 ЖКУ).

Жилые помещения в домах общественного жилищного фонда предоставляют по общему решению органа соответствующей организации и ее профсоюза с последующим уведомлением исполкома соответствующего совета о предоставлении жилых помещений для заселения (ст. 53 ЖКУ).

ПРЕДПРИЯТИЕ ПЕРЕДАЛО МЕСТНОМУ СОВЕТУ ЖИЛОЙ ДОМ. ИМЕЮТ ЛИ РАБОТНИКИ ЭТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАКИЕ-ТО ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ЗАСЕЛЕНИИ ДОМА

Да, они имеют преимущественное право на жилые помещения, которые освобождаются в таких домах (ст. 55 ЖКУ).

Такие же права действуют относительно жилых помещений, которые освобождаются в домах, сооруженных с привлечением в порядке долевого участия денежных средств предприятий, учреждений, организаций. Понятно, что касается это именно нуждающихся в улучшении жилищных условий работников.

ДОМ ОБЩЕСТВЕН НОГО ФОНДА ПОДЛЕЖИТ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ КАК ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЕ

Согласно ст. 101 ЖКУ при проведении капремонта жилого дома государственного или общественного жилищного фонда, когда ремонт не может быть проведен без выселения съемщика, наимодатель обязан предоставить съемщику и членам его семьи иное жилое помещение. При этом договор найма ремонтируемого помещения не расторгается. Важно, что жилое помещение, предоставленное на время капитального ремонта, должно находиться в пределах того же населенного пункта и соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям.

По окончании капремонта и приемки дома государственной комиссией съемщик вселяется в жилое помещение, которое он ранее занимал.

Запомните, что в период проживания из-за капремонта в другом жилом помещении вы будете вносить квартплату только за помещение, предоставленное на время ремонта.

СЪЕМЩИКА НАПРАВЛЯЮТ НА РАБОТУ ЗА РУБЕЖ. ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С ВЫДЕЛЕННОЙ ЕМУ В ПОЛЬЗОВАНИЕ КВАРТИРОЙ

В подобных случаях ст. 73 ЖКУ предусматривает так называемое бронирование жилого помещения. При выезде за рубеж бронь устанавливают на все время пребывания за рубежом.

Бронирование предусматривает получение съемщиком или членом его семьи в исполкоме местного совета по месту нахождения помещения специального охранного свидетельства (брони). Кстати, если съемщик и члены его семьи не возвратятся в забронированное жилое помещение в течение 6 месяцев по истечении срока действия брони, договор найма жилого помещения по иску наимодателя может быть расторгнут в судебном порядке.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОЧЕРЕДЬ ГРАЖДАНИНА, ОБРАТИВШЕГОСЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ЖИЛЬЯ

По ст. 43 ЖКУ очередность предоставления жилых помещений определяют по времени постановки на квартирный учет (включение в списки лиц, которые пользуются правом первоочередного получения жилых помещений). Однако если человека из общей очереди по его заявлению берут на льготную очередь, очередность определяют со времени постановки на льготную, а не на общую очередь. Это правило не действует, если такой гражданин ранее ошибочно был включен в общую, а не льготную очередь.

ГРАЖДАНИН, КОТОРЫЙ СТОИТ В ОЧЕРЕДИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ, ИНВЕСТИРУЕТ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ. ПОВЛИЯЕТ ЛИ ЭТО НА ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДА

По общему правилу граждане, которые находятся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получают жилые помещения в порядке очередности (ст. 43 ЖКУ). Поэтому само по себе участие гражданина по договору с предприятием (учреждением, организацией) в строительстве жилого дома и внесение денежных средств на его завершение не может быть основанием для изменения места в очереди.

Тем не менее по ст. 40 ЖКУ гражданина снимают с учета в случае улучшения жилищных условий, вследствие чего исчезли основания для предоставления иного жилого помещения. Поэтому если после инвестирования денежных средств гражданин получит в частную собственность квартиру, он будет снят с очереди.

ЗА ЧТО МОГУТ ПЕРЕНЕСТИ ОЧЕРЕДЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ, НА КОТОРОМ РАБОТНИК НАХОДИТСЯ НА УЧЕТЕ

Это может произойти, если в течение предыдущего года за систематическое нарушение трудовой дисциплины, пьянство, хулиганство, хищение государственного или общественного имущества к работнику применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия либо меры административного взыскания или уголовного наказания. В таких случаях очередь могут перенести на год.

Решение о перенесении очередности принимают органы, которые вынесли решение о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Жилые помещения предоставляют в первую очередь нуждающимся в улучшении жилищных условий. К таким по ст. 45 ЖКУ относятся:

— семьи воинов (партизан), которые погибли или пропали без вести, и приравненные к ним в установленном порядке лица;

— Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, а также лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Отечеству в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;

— лица, которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, названных в Перечне № 52;

— лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека вследствие выполнения медицинских манипуляций;

— медицинские работники, зараженные вирусом иммунодефицита человека вследствие исполнения служебных обязанностей;

— лица, находившиеся в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизаны гражданской и Великой Отечественной войн, а также другие лица, которые принимали участие в боевых операциях по защите СССР;

— инвалиды труда I и II групп и инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

— семьи лиц, которые погибли при исполнении государственного или общественного долга, при спасении жизни человека, охране собственности либо правопорядка или погибли на производстве вследствие несчастного случая;

— рабочие и служащие, которые продолжительное время добросовестно проработали в сфере производства;

— матери, которым присвоено звание » Мать-героиня», многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, и одинокие матери;

— семьи при рождении близнецов;

— учителя и другие педагогические работники общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений.

В законодательстве могут быть названы еще другие категории лиц, пользующихся правом первоочередного получения жилого помещения.

КОМУ СТОИТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

На это могут рассчитывать:

— инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица в течение 2-х лет с даты принятия решения о включении их в список на внеочередное получение жилого помещения, а из них инвалиды I группы из числа участников боевых действий на территории других государств — в течение 1 года с определением преимущественного права инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц на получение жилых помещений перед всеми другими категориями внеочередников;

— граждане, жилье которых вследствие стихийного бедствия стало непригодным для проживания;

— лица, направленные в порядке распределения на работу в другую местность;

— лица, которые возвратились из государственного детского учреждения, от родственников, опекуна или попечителя, граждане, незаконно осужденные и впоследствии реабилитированные, при невозможности возврата занимаемого ранее жилого помещения;

— дети-инвалиды, у которых нет родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных либо других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия, если по заключению медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;

— лица, избранные на выборную должность, если это связано с переездом в другую местность;

— члены семьи народного депутата Украины в случае его смерти в период исполнения депутатских обязанностей.

Граждане, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельный список. Кстати, в законодательстве могут быть названы еще другие категории лиц, пользующиеся правом внеочередного получения жилого помещения.

МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ НАПРАВЛЕН НА РАБОТУ В СЕЛО, КОТОРОЕ РАСПОЛОЖЕНО В СОСЕДНЕЙ ОБЛАСТИ. ПРОШЛО УЖЕ 5 ЛЕТ, НО ЖИЛЬЕМ ЕГО ДО СИХ ПОР НЕ ОБЕСПЕЧИЛИ (ПРИХОДИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАНИМАТЬ КОМНАТУ). УТРАТИЛ ЛИ ТАКОЙ ГРАЖДАНИН ПРАВО НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ

По ст. 46 ЖКУ лица, направленные в порядке распределения на работу в другую местность, имеют право получить жилое помещение по месту работы вне очереди. При этом по законодательству непредоставление жилого помещения в пределах срока, пока такие лица считались молодыми специалистами (Выпускники вузов считаются молодыми специалистами в течение 3-х лет с момента заключения ими трудового договора с заказчиком.), не лишает их этих льгот, если они продолжают работать по месту распределения. В качестве доказательства необходимо привести п. 32 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, утвержденного постановлением КМУ от 22.08.96 г. № 992. Там, в частности, указано, что выпускники вузов, которые не были обеспечены жильем согласно соглашению и которые продолжают работать по назначению после определенного срока, имеют право на внеочередное получение жилья независимо от срока работы по этому назначению.

Как видите, для сохранения права на получение жилья важно оставаться на работе по месту распределения.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ОРДЕР

Без него вы не будете иметь правовых оснований занять то или иное жилье государственного либо общественного фонда. По ст. 58 ЖКУ ордер выдают на основании решения исполкома местного совета о предоставлении жилого помещения, и он — единственное основание для вселения в предоставленное жилое помещение. Понятно, что ордер может быть выдан лишь на свободное жилое помещение, хотя в судебной практике немало примеров споров из-за выдачи двух и более ордеров на одно и то же жилье.
В ОРДЕРЕ НА ЗАСЕЛЕНИЕ, КРОМЕ СЪЕМЩИКА, УКАЗАНА ЕГО СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ ДОЧЬ, КОТОРАЯ УЖЕ БОЛЬШЕ ГОДА ТАК И НЕ ПОСЕЛИЛАСЬ В КВАРТИРЕ. СЕЙЧАС ВОЗНИК СПОР О ЕЕ ПРАВЕ ПОСЕЛИТЬСЯ В ЭТОЙ КВАРТИРЕ. ИМЕЕТ ЛИ ОНА ПРАВО НА ВСЕЛЕНИЕ.

Здесь действуют вот какие правила. У члена семьи съемщика, включенного в ордер на заселение жилого помещения, право пользования последним возникает в связи с включением в ордер, а не в связи со вселением в это помещение. Поэтому в случае невселения в помещение без уважительных причин в сроки, предусмотренные ст. 71 ЖКУ (в течение 6 месяцев), этот человек признается судом утратившим, а не не получившим права на пользование предоставленным на семью жилым помещением.

При этом учтите то, что в ст. 71 ЖКУ предусмотрены случаи, когда 6-месячный срок продлевается (например, призыв на срочную воинскую службу). В названных там случаях право пользования жилым помещением сохраняется при отсутствии в течение 6 месяцев со дня окончания срока, указанного в соответствующем пункте.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОФКОМ ПРИНЯЛИ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ РАБОТНИКУ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОРДЕР НА ЗАСЕЛЕНИЕ НЕ ВЫДАЮТ

В подобных случаях право на жилое помещение возникает со времени его предоставления. Так что если после принятия соответствующего решения вам отказывают в выдаче ордера, нужно обратиться в суд с иском о его выдаче.

ВЫДАН ОРДЕР НА ЗАСЕЛЕНИЕ КОМНАТЫ ГРАЖДАНИНУ А. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ПОСЕЛЕНА В ЭТУ КОМНАТУ ГРАЖДАНКА Б., КОТОРАЯ НЕ СОСТОИТ С А. В БРАКЕ

Нет, не может. По ст. 50 ЖКУ при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

Б КАКИХ СЛУЧАЯХ ОРДЕР МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

Согласно ст. 59 ЖКУ ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случаях предоставления гражданами не соответствующих действительности сведений о необходимости улучшения жилищных условий, а также из-за нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерные действия служебных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения и в других случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений. Требование о признании ордера недействительным может быть заявлено в течение 3-х лет со дня его выдачи.

ГРАЖДАНИНУ ВЫДАЛИ ОРДЕР НА ПОМЕЩЕНИЕ, В КОТОРОМ УЖЕ ПОСЕЛЕН ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК. ЧТО ДЕЛАТЬ

Такой ордер следует признать недействительным в связи с выдачей его на жилое помещение, на которое имеют право другие лица. Лица, получившие такой ордер, вправе рассчитывать на предоставление иного жилого помещения, которое по ч. 2 ст. 117 ЖКУ должно соответствовать по размеру и благоустройству предоставленному по ордеру.

КАК СЪЕМЩИКУ ВСЕЛИТЬ В КВАРТИРУ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Съемщик может вселить в занимаемую им квартиру жену, детей, родителей, а также других лиц только с 5 письменного согласия всех членов семьи, которые проживают вместе с ним. Если он живет сам, естественно, никакого согласия не нужно. Не нужно согласие и при вселении к родителям их несовершеннолетних детей.

ЗА ВСЕЛЕННЫМ В ЖИЛЬЕ СЪЕМЩИКА ЧЛЕНОМ СЕМЬИ СОХРАНИЛОСЬ ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЬЕМ В ДРУГОМ МЕСТЕ. ПОЛУЧАЕТ ЛИ ОН ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫМ ЗАНЯТЫМ ИМ ЖИЛЬЕМ

Считается, что человек, вселившийся к съемщику как член семьи, не получает права пользования занимаемым им жилым помещением, если он сохранил за собой право пользования другим жилым помещением в дома государственного или общественного жилищного фонда. То же касается случаев, когда существуют другие доказательства того, что он при этом не менял своего постоянного места жительства.

Обратите внимание, что в спорных ситуациях суды руководствуются постулатом о том, что само по себе наличие или отсутствие регистрации не может быть основанием как для признания права пользования жилым помещением за лицом, вселившимся к съемщику, так и для отказа в этом.

ЧЛЕН СЕМЬИ СЪЕМЩИКА ИМЕЕТ В СОБСТВЕННОСТИ ПРИВАТИЗИРОВАННУЮ КВАРТИРА НО ПРОЖИВАЕТ СО СЪЕМЩИКОМ. ВОЗНИКАЕТ ЛИ У НЕГО ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ПОЛЬЗОВАНИИ СЪЕМЩИКА

Обычно члены семьи съемщика, которые проживают вместе с ним, пользуются наравне со съемщиком всеми правами и несут все обязанности, которые следуют из договора найма жилого помещения. Подселенные как члены семьи съемщика лица приобретают равное с другими членами семьи право пользования жилым помещением. Однако за гражданином, который проживает у съемщика жилого помещения как член его семьи, не может быть признано право пользования этим помещением, если он сохраняет постоянное место жительства в приватизированном им жилом помещении.

В КВАРТИРЕ ОСВОБОДИЛОСЬ ИЗОЛИРОВАННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. МОГУТ ЛИ ТРЕБОВАТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СЪЕМЩИКА

Нет, члены семьи такого права не имеют. По ст. 54 ЖКУ изолированное жилое помещение, освободившееся в квартире, в которой проживает два или более съемщиков, по просьбе съемщика, проживающего в этой квартире и нуждающегося в улучшении жилищных условии, предоставляют именно ему. И только при отсутствии такого съемщика — другому съемщику, который проживает в той же квартире. То есть право требовать предоставления изолированного жилого помещения, освободившегося в квартире, где проживают два съемщика и больше, имеют только съемщики. А члены их семьи самостоятельно таким правом не пользуются.