Как заполнить отчет по ндс

Пример заполнения декларации по НДС

Рассмотрим несколько вариантов заполнения. Используем действующий порядок заполнения декларации.

01. Для начала — простой пример заполнения декларации по НДС, в котором было несколько продаж и приобретений (соответственно должно быть заполнено приложение 5) и сумма НДС к уплате в госбюджет.

Сама декларация (кликните мышкой на нужную страницу для увеличения):

Приложение 5 (Д5) к декларации:

02. Второй пример заполнения декларации по НДС: возникает отрицательное значение НДС.

Предположим для простоты, что в строке 21 предыдущей декларации стоит 0грн.

Сама декларация (кликните мышкой на нужную страницу для увеличения):

Приложение 5 здесь и далее не приводим, т.к. оно отличается от первого примера только суммами.

Учет отрицательного остатка ведется в Приложении 2 (правила его заполнения — на странице Додаток 2 НДС). Пример егo заполнения приведен нa странице Додаток 2 декларации НДС:

03. Третий пример заполнения декларации по НДС — логическое продолжение предыдущего: отрицательное значение не погашено налоговыми обязательствами в последующем месяце .

Приложение 2 (Д2) к декларации:

04. Четвертый пример : отрицательное значение в следующем месяце еще увеличилось.

Особенности заполнения декларации по НДС

В течение прошедшего года Верховной Радой Украины принят ряд законодательных актов, которыми, в частности, внесены изменения в раздел V Налогового кодекса относительно взимания НДС. Вспомним основные из них, с принятием которых возникла необходимость внесения изменений в налоговую отчетность по НДС и порядок ее заполнения.

Во-первых, Законом № 4834 усовершенствовано налоговое законодательство по НДС, а именно:

  • дополнен порядок пропорционального отнесения сумм НДС к налоговому кредиту при использовании приобретенных и/или изготовленных товаров/услуг, необоротных активов частично в налогооблагаемых операциях, а частично нет;
  • определено право на включение в налоговый кредит сумм НДС, уплаченного (начисленного) по необоротным активам, которые одновременно используются в облагаемых и не облагаемых налогом (освобожденных) операциях (операции по поставке на таможенной территории Украины и по вывозу в таможенном режиме экспорта зерновых культур товарных позиций 1001 — 1008 согласно УКТ ВЭД и технических культур товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД) без применения норм ст. 199 Налогового кодекса о пропорциональном отнесении сумм налога к налоговому кредиту;
  • дано право на формирование налогового кредита при изменении направления использования ранее приобретенных товаров/услуг с не облагаемых налогом/освобожденных на налогооблагаемые операции;
  • изменениями, внесенными в ст. 209 «Специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства», установлено, что суммы налогового кредита по товарам/услугам, основным фондам, если они используются частично для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично — других, распределяются исходя из удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих последовательных отчетных (налоговых) периодов;
  • предоставлена возможность и определен механизм корректировки налогового кредита при изменении направления использования товаров/услуг (исходя из стоимости приобретения), основных фондов (исходя из балансовой стоимости).

Во-вторых, Законом № 4915 внесены изменения в п. 200.8 ст. 200 Налогового кодекса, которыми предусмотрено, что к налоговой декларации налогоплательщиком прилагаются расчет суммы бюджетного возмещения и оригиналы таможенных деклараций.

В случае если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, такая декларация представляется органом Гостаможслужбы налоговому органу в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи в соответствии с законом.

В-третьих, Законом № 5412 установлено, что плательщиком НДС может быть лицо-инвестор (оператор), которое ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции.

Все указанные нормы учтены в приказе № 1342.

Следовательно, начиная с 01.04.2013 г. плательщики НДС представляют отчетность по новой форме.

Приказом № 1342 внесены изменения в формы налоговой отчетности по НДС, а именно: в налоговую декларацию по НДС, уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок и Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по НДС.

Кроме того, этим приказом отменены формы налоговых деклараций по НДСсокращенной, специальной, перерабатывающего предприятия и соответствующие формы уточняющих расчетов налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок.

Таким образом, приказом № 1342 предусмотрено сокращение количества форм налоговой отчетности с четырех налоговых деклараций по НДС до одной.

Новая форма декларации предусмотрена как для отражения результатов деятельности плательщиков НДС и проведения расчетов с госбюджетом, так и для отражения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства в соответствии со ст. 209 Налогового кодекса, деятельности перерабатывающих предприятий (п. 1 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» этого Кодекса), деятельности сельскохозяйственных предприятий в соответствии с п. 209.18 указанной статьи.

При этом все плательщики НДС представляют налоговую декларацию с отметкой «0110», в которой отражаются расчеты с бюджетом.

Перерабатывающие предприятия, предприятия, зарегистрированные в качестве субъектов специального режима налогообложения, и сельскохозяйственные предприятия, осуществляющие деятельность в соответствии с п. 209.18 ст. 209 Налогового кодекса, представляют кроме декларации по НДС с отметкой «загальна» для расчетов с государственным бюджетом еще и декларацию по НДС с отметкой о специальном режиме налогообложения для отражения соответствующего вида деятельности плательщика.

Об изменениях в форме декларации по НДС

Служебные поля

В декларации появились новые служебные поля 0110, 0121, 0122, 0123, 0130, 0140, в которых указываются те виды хозяйственной деятельности, по результатам которых составлена эта декларация (при осуществлении таких видов деятельности).

Служебное поле 046 предусмотрено для инвесторов (операторов), которые ведут отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о распределении продукции.

В служебном поле «Відмітка про одночасне подання до декларації» виды декларации приведены в соответствие с их отметками.

Раздел ІІ. Налоговый кредит

Раздел дополнен новыми строками 16.5 и 16.6 (16.6.1 и 16.6.2).

В строке 16.5 отражается корректировка, связанная с началом использования (полностью в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности) товаров/услуг, необоротных активов, по которым суммы налога, уплаченные (начисленные) в их стоимости, не были включены в состав налогового кредита и/или по которым определялись налоговые обязательства в соответствии с п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса, .

В строке 16.6 отражается корректировка, связанная с началом использования таких товаров/услуг, необоротных активов частично в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности, а частично в операциях, которые не являются объектом налогообложения, и/или освобождены от налогообложения (кроме п. 15 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса), и/или не облагаются налогом.

Раздел ІІІ. Расчеты за отчетный период

Строка 25 этого раздела делится на две строки: 25.1 и 25.2, в которых указывается сумма налога, которая должна (в зависимости от того, с какой отметкой представляется декларация):

  • или уплачиваться в общий/специальный фонд государственного бюджета (строка 25.1);
  • или оставаться в распоряжении сельскохозяйственного предприятия и/или направляться на специальный счет (строка 25.2).

Подробно особенности заполнения строки 25 указаны в табл. 2 «Особенности заполнения отдельных строк разделов декларации» этой статьи.

Приложения к декларации

Утверждена форма нового приложения 9, которое представляется к декларациям 0121 — 0123, 0130. В целом в новой форме декларации унифицированы формы приложений, которые могут представляться к любой декларации с соответствующей отметкой. Приложения 1, 6 — 8 представляются к декларациям 0110/0121 — 0123/0130/0140 при наличии соответствующих законодательных оснований. Приложения 2 — 4 представляются только к декларации 0110.

Какие именно приложения могут представляться к соответствующей декларации, показано в табл. 1.

Порядок заполнения обновленной формы декларации по НДС

С 1 июня 2018 года вступил в силу приказ Минфина от 23.03.2018 г. № 381 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 28 января 2016 года № 21» (далее — приказ № 381).

Подача налоговой отчетности по форме, которая учитывает изменения, внесенные приказом № 381, впервые осуществляется за отчетный период июнь 2018 года (предельный срок подачи 20 июля 2018г.), II квартал 2018 года (предельный срок подачи 9 августа 2018 г.).

Приказом № 381 внесены изменения в Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и форму налоговой декларации по НДС. В частности, изменения внесены в Приложение 1 (Д1), Приложение 5 (Д5) и в Приложение 9 (Д9) и определены особенности их заполнения.

С подробным разъяснением по заполнению обновленной формы декларации можно ознакомиться в письме ГФСУ от 11.07.2018 г. № 21051/7/99-99-15-03-02-17.

Декларация по НДС: алгоритм заполнения (Часть I)

Последние поступления

В предыдущем номере мы ознакомились с общими правилами представления НДС-отчетности (сроки, периоды, способы представления отчетности и когда ее можно не представлять) — см. материал «Отчетность по НДС: правила представления» газеты № 130/2018. А сейчас рассмотрим алгоритм заполнения НДСной декларации

На заметку!

Общие правила заполнения декларации по НДС

  • декларация по НДС представляется по форме, действующей на дату ее представления (п. 1 р. ІІІПорядка № 21);
  • в декларацию вносятся данные налогового учета плательщика НДС отдельно за каждый отчетный (налоговый) период без нарастающего итога (п. 1 р. ІІІПорядка № 21);
  • все показатели в декларации по НДС проставляются в гривнях без копеек с соответствующим округлением по общеустановленным правилам (п. 4 р. ІІІПорядка № 21);
  • в колонке А во всех необходимых случаях проставляются объемы поставок (приобретения) без учета НДС, сумма налога указывается в колонке Б (п. 5 р. ІІІПорядка № 21);
  • плательщик НДС самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в декларации по НДС. Данные, приведенные в декларации, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (п. 6 р. ІІІПорядка № 21);
  • в строках декларации по НДС, которые не заполняются, нули, прочерки и прочие знаки или символы не проставляются (п. 6 р. ІІІПорядка № 21).

Декларация по НДС состоит из:

  • вступительной части;
  • трех разделов;
  • обязательных приложений.

Поле 01

Здесь проставляют отметку о типе декларации по НДС

  • в строке 011«Звітна» проставляют отметку «Х» в случае представления декларации за отчетный период;
  • в строке 012«Звітна нова» — отметку «Х» в случае представления новой декларации с исправленными показателями за отчетный период до окончания предельного срока ее представления (п. 50.1 НКУ).

Поле 02

В данном поле плательщики НДС указывают отчетный (налоговый) период (месяц/квартал) за который представляется декларация по НДС. При этом:

  • в случае представления декларации за первый отчетный (налоговый) период лицо, зарегистрированное как плательщик НДС с другого дня, нежели первый день календарного месяца, в поле 02 указывает первый полный календарный месяц (ч. 1 п. 1 р. ІІ Порядка № 21). Например, если плательщиком НДС лицо зарегистрировалось 22 мая, то в первой декларации будут собраны показатели за май и июнь, при этом в поле 02 нужно указывать первый полный месяц июнь, т.е. «06»;
  • в случае представления декларации за последний отчетный (налоговый) период лицо, НДС-регистрация которого аннулируется в другой день, нежели последний день календарного месяца, в поле 02 указывает период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем этого аннулирования, т.е. неполный календарный месяц (ч. 2 п. 1 р. ІІ Порядка № 21). К тому же проставляется отметка в поле «Відмітка про подання за останній звітний (податковий) період у разі анулювання реєстрації платником податку».

Поле 03

В поле 03 «Платник» указывают:

  • полное наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика согласно регистрационным документам;
  • дату и номер договора (соглашения) о совместной деятельности/управлении имуществом/распределении продукции (в соответствии с п.п. 8, 9 и 10 р. І Порядка № 21).

Поле 031

В поле 031 «Податковий номер платника податку 1 або серія та/або номер паспорта 2 » указывают:

  • код ЕГРПОУ налогоплательщика либо регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами, или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица,
  • серию и/или номер паспорта физического лица, имеющего отметку в паспорте о праве осуществлять какие-либо платежи по серии и номеру паспорта.

Поле 04

В этом поле указывают индивидуальный налоговый номер (далее — ИНН) плательщика НДС.

В соответствии с п. 1.6 р. I Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1130, лицу, которое регистрируется как плательщик НДС, присваивают:

  • 12-значный ИНН — для юридических лиц;
  • 10-значный ИНН — для физических лиц;
  • 9-значный ИНН — для лиц, ответственных за начисление и уплату НДС в бюджет при исполнении договоров о совместной деятельности без создания юридического лица, для управляющих имущества по договорам управления имуществом, инвесторов (операторов) в соответствии с соглашениями о распределении продукции, на которых возложено ведение налогового учета по НДС по соглашениям о распределении продукции;
  • 12-значный или 9-значный ИНН — для постоянных представительств нерезидентов.

Поле 05

Здесь плательщик НДС указывает:

  • налоговый адрес (место учета плательщика НДС);
  • почтовый индекс;
  • телефон;
  • факс;
  • e-mail.

Поле 06

В поле 06 «Сільськогосподарський товаровиробник, внесений або який претендує на внесення до Реєстру отримувачів бюджетної дотації» вступительной части декларации проставляют цифру:

  • «1» — в случае представления декларации плательщиком НДС — сельхозпроизводителем, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные п. 16 1 .3 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV (далее — Закон № 1877), и внесенным в Реестр получателей бюджетной дотации в соответствии с Законом № 1877;
  • «2» — в случае представления декларации плательщиком НДС — сельхозпроизводителем, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные п. 16 1 .3 Закона № 1877, претендующим на внесение в Реестр получателей бюджетной дотации в соответствии с Законом № 1877.

Поле «Декларація подається до»

Здесь указывается наименование контролирующего органа, в который представляется декларация по НДС.

Раздел «Податкові зобов’язання»

Названия строк публикуются на языке оригинала

Пример заполнения отчета «Декларация об НДС», в случае отрицательной разницы

Учебный центр «Стимул» предлагает:

Порядок заполнения отчета «Декларация об НДС» регулируется приказом ГНА Украины №41 «Про затвердження форм та Порядку заповнення і подання податкової звітності з податку на додану вартість» .

Рассмотрим на условном примере, как такую ситуацию (когда сумма налогового кредита превысила налоговые обязательства ) отразить в конфигурации .

В предыдущем месяце (октябрь 2011 года) такая сумма попала в строки 19 и 20.2 «Декларации об НДС»

В текущем месяце (ноябрь 2011 года) эта же сумма первоначально отразится в строках 21, 21.1 и 22 «Декларации об НДС» и попадет в графу 3 Приложения №2 к Декларации и строку 1 Приложения №3. Также допустим, что в текущем месяце у нас опять сложилась ситуация, что налоговый кредит превышает налоговые обязательства .

После этого пользователь самостоятельно указывает в графе 4 Приложения №2 ту часть НДС, которая фактически оплачена покупателем товара и определена нормами части а) п.200.4 НКУ . Допустим, что в нашем случае данная сумма составляет 7500 гривен. Смотрим, как внесенная сумма повлияла на дальнейший расчет отчета.

В следующем отчетном периоде (декабрь 2011года) остаток отрицательного значения, который включается в состав налогового кредита (строка 24 текущего отчета) переносится в строку 21.2.

Бизнес с июня переведут на новую отчетность по НДС: как все изменится

Главные нюансы заполнения с таблицами

С июня 2018 года плательщики НДС обязаны будут заполнять отчетность по новым правилам. Минфин изменил редакцию трех приложений НДС-декларации, которые являются ее неотъемлемой частью. Поскольку соответствующий приказ (№381 от 23 марта 2018 года) был опубликован только в начале мая, то, согласно нормам Налогового кодекса (п.46.6 НК), плательщики обязаны использовать новую форму декларации со следующего месяца, то есть с июня 2018-го.

Те, кто подает квартальную отчетность, соответственно, должны будут подавать ее по итогам третьего квартала. Хотя некоторые юристы не исключают, что налоговики могут потребовать заполнения новых форм уже со второго квартала.

Кого коснется

Изменения коснулись трех приложений НДС-декларации: Д1, Д5 и ДС9. Наиболее ожидаемым было изменение специального приложения ДС9, которое заполняют сельхозпроизводители, претендующие на дотации из бюджета. Так как с 1 января 2018 года изменились требования Налогового кодекса к информации, на основании которой определяется объем «дотируемого» НДС и право на дотацию (закон №2245 от 7 декабря 2017 года).

До сих пор аграрии должны были высчитывать положительную разницу между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом по дотируемым операциям, а также мучились с распределением налогового кредита на дотационный и обычный. Так как именно в пределах такой позитивной разницы (суммы фактически уплаченного НДС) в 2017 году предоставлялась дотация.

Теперь у них должно поубавиться работы: достаточно будет указать объем налоговых обязательств перед бюджетом по операциям поставки товаров (без ее уменьшения на суммы налогового кредита) и отдельно — объем операций (без учета НДС), которые закон относит к дотируемым. Эти виды деятельности перечислены в п.16.3 закона о господдержке сельского хозяйства №1877.

При этом, как отмечает бухгалтер-эксперт Анна Хомюк, надо помнить, что учитываться будут только те налоговые обязательства, которые значатся в уже зарегистрированных налоговых накладных (за отчетный период). Речь идет о НН, у которых в правой части порядкового номера указан код «2».

Во второй части таблицы приложения ДС9, как и раньше аграрии будут рассчитывать долю сельхозпроизводства (по всем с/х товарам и отдельно — по дотационным), а также долю не дотационных поставок. Важно, что делать это нужно не только совокупно за последние 12 месяцев, но и отдельно по каждому отчетному периоду.

Кроме того, в этой таблице появилась отдельная графа «ПВН» — для расчета сельхоздоли вновь созданным плательщиком. А в шапке приложения ДС9 было добавлено поле «06» для указания даты включения в Реестр получателей бюджетной дотации. Эта дата должна быть указана во второй квитанции, которую аграрий получает после подачи заявления о внесении в реестр.

Для всех прочих плательщиков НДС будут важны изменения, касающиеся двух других приложений Д1 и Д5.

Регистрация незарегистрированного

Как предполагают эксперты, изменение этих приложений вероятно связано с желанием налоговиков собрать дополнительную информацию о плательщиках и упорядочить свои базы данных. Приложение Д1 (расчеты корректировок сумм НДС) и Д5 (расшифровка обязательств в разрезе контрагентов) были дополнены таблицами 1.1 и 1.2.

В таблицу 1.1 будет заноситься информация о расчетах корректировки (РК), которые увеличивают размер налоговых обязательств, но еще не были зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Причем причина не регистрации НН неважна. Это может быть и нехватка лимита на счету, и просрочка регистрации или блокировка НН.

При этом важно помнить, что в эту таблицу должны попадать новые расчеты корректировки, которые были составлены в отчетном периоде, то есть, например, в июне.

В таблицу 1.2 должны попадать все остальные РК, которые были составлены за все предыдущие периоды, начиная с 1 июля 2015 года, то есть, за последние три года. Но так и остались незарегистрированными на дату подачи декларации (за июнь 2018 года).

Как отметила UBR.ua партнер аудиторской компании Сrowe Horwath AC Ukraine Ольга Богданова, здесь надо учитывать, что таблица 1.2 заполняется один раз за отчетный период, по которому предприятие впервые отчитывается по обновленной НДС-декларации. Во всех последующих декларациях эту таблицу заполнять не нужно.

Вероятно, так налоговики хотят руками самих плательщиков выявить незарегистрированные НН и РК, чтобы оштрафовать предприятия за несвоевременную регистрацию.

Но поскольку такая ошибка не связана с неуплатой НДС (ведь налоговые обязательства были сформированы и указаны ранее в отчетности), то это может трактоваться только как нарушение ведения налогового учета. Соответственно, админштраф по ст.163-1 КоАП составит 85-170 грн за первое нарушение в течение года, а за повторное грозит всего 170-255 грн.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.