Какие права у свидетелей иеговы

Свидетели Иеговы и судебная система РФ

Церковь Свидетели Иеговы, признанная в России судом по ходатайству Минюста экстремистской, обжаловала это решение в президиуме Верховного суда РФ.

Об этом сообщает «Интерфакс» . 17 июля 2017 года Верховный суд России утвердил постановление о признании Свидетелей Иеговы экстремистской организацией и запрете ее деятельности на территории страны.

Решение суда, вынесенное в апреле по иску Министерства юстиции России, вступило в силу. Оно предполагает закрытие штаб-квартиры Свидетелей Иеговы в Санкт-Петербурге, а также почти 400 региональных офисов.

По данным организации, в России у нее около 170 тысяч последователей.

Решение российских властей подверглось критике со стороны международных правозащитных организаций, Евросоюза, США.

Несмотря на это, в РФ уже возбуждено несколько дел по статьям о продолжении работы экстремистской организации и вовлечении в ее деятельность, – подчеркивает Радио Свобода .

«Признание Верховным судом России «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией и запрет их деятельности представляет собой злоупотребление антиэкстремистским законодательством и нарушает права на свободу вероисповедования и свободу объединений», – заявили правозащитники из Amnesty International .

«Запрет Верховным судом Свидетелей Иеговы в России – это страшный удар по свободе религии и свободе ассоциации в этой стране, – подчеркивают в международной правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч. – Теперь их последователи оказались перед очень непростым выбором между отречением от собственной веры и репрессиями за продолжение религиозной практики».

Спецдокладчики ООН, которые действуют в рамках мандата, полученного от Совета ООН по правам человека, назвали судебный иск угрозой «Свидетелям Иеговы» и «свободе личности в целом» в России. Они призвали российские власти прекратить суд и пересмотреть законодательство о борьбе с экстремизмом, а также его применение.

Известный аналитический центр «Сова» заявил: «С нашей точки зрения, ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм (отдельные организации запрещали в России и ранее; так, только в 2016 году было запрещено пять местных общин в разных городах), преследование членов их общин и запреты текстов не имеют законных оснований и являются ярким проявлением религиозной дискриминации. В России количество последователей Свидетелей Иеговы превышает сто тысяч. Запрет головной организации Свидетелей Иеговы в России и ее структурных подразделений ставит каждого из них под угрозу уголовного преследования за веру.»

«Решение Верховного суда России о запрете «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» за экстремизм может привести к уголовным преследованиям последователей организации» – подчеркивает внешнеполитическая служба Европейского Союза. В ЕС напоминают, что «Свидетели Иеговы», как и все остальные религиозные группы, должны иметь право на свободу объединений, которое гарантирует Конституция и международные обязательства России в области прав человека.

Суд вызывает свидетелей Иеговы

На прошлой неделе свидетели Иеговы выиграли в Европейском суде по правам человека дело против России. Членам религиозной организации светские власти запретили собрания в светском помещении, что судьи признали нарушением права на свободу совести. «Право.Ru» рассказывает о других правовых сложностях «Свидетелей» в разных странах мира, от Южной Кореи, где каждый год в тюрьму отправляют по 600 членов организации, до США, в судах которых религиозная организация выигрывает 2/3 дел.

Срочное решение суда в ЮАР спасло жизнь 10-летней девочки (ее имя не называлось по этическим соображениям), родители которой были против переливания крови, необходимого их дочери. В феврале у ребенка диагностировали аутоиммунную болезнь, и врачи настаивали на операции, однако родители не дали своего согласия, поскольку состоят в «Обществе свидетелей Иеговы». Организация не позволяет своим адептам переливание крови и призывает заменять его иными видами терапевтического вмешательства. Эту догму свидетели Иеговы подкрепляют следующими выдержками из Ветхого и Нового Завета (на сайте организации тексты приводятся в ее собственном переводе):

Только не ешьте плоти с ее душой – с ее кровью (Бытие 9:4).

Если кто-нибудь из дома Израиля или живущий среди вас пришелец будет есть какую-либо кровь, я обращу свое лицо против того, кто будет есть кровь, и истреблю его из его народа (Левит 17:10).

Только будь тверд в том, чтобы не есть кровь, потому что кровь – это душа и ты не должен есть вместе с мясом душу (Второзаконие 12:23).

Святому духу и нам угодно не возлагать на вас дополнительного бремени сверх того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Если вы будете тщательно хранить себя от этого, то будете успешны (Деяния 15:28, 29).

Ведь душа всякой плоти – это ее кровь; душа – в крови. Вот почему я сказал сыновьям Израиля: «Не ешьте кровь никакой плоти, потому что душа всякой плоти – это ее кровь. Любой, кто будет ее есть, будет истреблен» (Левит 17:14).

«Мы воздерживаемся от крови не только потому, что хотим быть послушными Богу, но и потому, что уважаем его как Жизнедателя», – поясняется на сайте. Врачи и юристы, однако, отдавали предпочтения другим письменным источникам и другим принципам. Центр защиты прав ребенка в Претории направил адвоката в Высокий суд Дурбана по просьбе лечащего врача девочки доктора Моники Вайилингам. «Я чувствовала, что обязана действовать, хотя и уважала веру родителей, – сказала медик. – Я просто делала то, что должна была делать». Глава центра Эн Скелтон выразила обеспокоенность ситуацией. По ее словам, несмотря на то что закон ставит здоровье ребенка и необходимость в лечении выше религиозных или иных верований, достичь согласия порой бывает непросто, особенно если речь идет о частной клинике.

Отрицательное отношение к переливанию крови – тот пункт в идеологии свидетелей Иеговы, за который это религиозное общество критикуют наиболее часто. Организация отличается специфической трактовкой многих религиозных понятий, что затрудняет ее классификацию даже среди неортодоксальных направлений в христианстве. До 1931 года существовало религиозное общество Исследователей Библии, его издательскую деятельность поддерживало Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании, основанное в 1881 году американским проповедником Чарльзом Тейзом Расселлом. В 1931 году в организации произошел раскол, в результате которого отделилась часть, назвавшая себя свидетелями Иеговы и ставшая впоследствии наиболее успешной. Главный административный центр общества находится в Бруклине, Нью-Йорк, однако организация активно действует по всему миру. Для нее характерно иерархическое устройство, называемое членами общества «теократическим правлением» и отражающее их представление о себе как о своего рода посольстве Бога на земле.

Из-за уверенности в своей прямой подотчетности всевышнему, у организации неоднократно возникали недопонимания с земными властями. Так, свидетели Иеговы воздерживаются от приветствия национального флага и пения гимна, расценивая это как способ поклонения, хотя могут пойти на уступки из уважения к государству. По правилам организации, каждый ее член обязан соблюдать законы страны, если они не противоречат вере; вопрос об оценке степени противоречия остается на усмотрение верующего. Один из первых конфликтов между «свидетелями» и властями произошел в 1943 году и вошел в историю как дело «Министерства образования штата Западная Вирджиния против Барнетта». В школе, которая спровоцировала разбирательство, учебный день начинался с обязательного приветствия американского флага. Но дети из семей свидетелей Иеговы отказывались следовать этому правилу. Администрация школы пригрозила отчислить непатриотичных учеников (дело было в разгар Второй мировой войны), тогда родители подали коллективный иск против существовавших установок. Верховный суд США решил дело в пользу свидетелей Иеговы, указывая на то, что их пассивное поведение не нарушало прав других учеников, приветствовавших флаг, и не создавало никакой угрозы, в то время как требования школы нарушали право учеников действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

В США организация свидетелей Иеговы чувствует себя вполне вольготно, из всех касающихся ее судебных исков она выигрывает по статистике около 2/3. Но в других странах к ней относятся более настороженно. В частности, правительства смущает активная пропагандистская деятельность членов религиозного общества, ходящих от двери к двери и пытающихся обратить в свою веру удивленных жильцов, которые, впрочем, быстро перестают удивляться и привыкают к этой распространенной практике.

В 2004 году Мосгорсуд запретил деятельность свидетелей Иеговы в столице. Однако организация обратилась в ЕСПЧ и смогла добиться признания нарушения своих прав и компенсации в размере 70 000 евро. Впрочем, отношения с российскими властями остались напряженными. В 2013 году Центральный районный суд Твери признал международный сайт свидетелей Иеговы экстремистским, однако в 2014 году облсуд отменил это решение.

С правительством Сингапура организации так и не удалось поладить. Местным властям крайне не понравился отказ членов религиозного общества приветствовать флаг, приносить присягу и нести военную службу. В 1972 году свидетелей Иеговы и распространяемую ими литературу запретили под угрозой штрафа в $1500 или даже лишения свободы сроком до года.

Воззрения организации не оценили и в Южной Корее. Йен Сен-Жин стал одним из тех, кто отправился за решетку из-за отказа пройти военную службу. В 2012 году его лишили свободы на 18 месяцев. В период с 2004 по 2012 год в Корее по этой причине в тюрьму сажали около 600 человек в год – больше, чем в любой стране мира, не говоря уже о том, что во многих государствах это и вовсе не считается преступлением. Эритрея – вторая по статистике, там в 2013 году по данному обвинению в тюрьму попали 50 «свидетелей».

Помимо тех элементов мировоззрения свидетелей Иеговы, из-за которых организация регулярно подвергается критике и участвует в судебных процессах, есть в хронике религиозного общества отдельные темные пятна. Одно из них – процесс против Джонатана Кендрика. В 2012 году Кэндэс Конти, бывший член «Общества свидетелей Иеговы», отсудила у организации компенсацию за сексуальные домогательства, которым она подвергалась в 1995–1996 годах со стороны члена общины – девушке тогда было всего девять лет. Из назначенных ей судом $28 млн, уплата 60% суммы легла на осужденного – Джонатана Кендрика, а 40% на саму организацию «Общество свидетелей Иеговы». Суд и присяжные пришли к выводу, что члены конгрегации в Фримонте, Калифорния, знали о том, что Кендрик в 1990-х был осужден за сексуальное домогательство по отношению к другому ребенку, но держали это в секрете. Сплоченность общины в данном случае плохо сказалась на ее репутации.

Свидетели Иеговы: в России нарушаются конституционные права верующих

В стране происходят массовые гонения в отношении последователей Свидетелей Иеговы

МОСКВА – В России складывается абсолютно неприемлемая ситуация с нарушением прав верующих, считает представитель Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы Ярослав Сивульский. По его убеждению, развернутая в стране кампания по преследованию поборников Свидетелей Иеговы приобретает все более массовый и последовательный характер, что стало возможным после решения Верховного Суда РФ о признании организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» «экстремистской».

Об этом Ярослав Сивульский рассказал в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Виктор Владимиров: Как вы, в целом, оцениваете ситуацию сегодня с положением последователей Свидетелей Иеговы в России?

Ярослав Сивульский: Мой отец в советский период отсидел за веру 7 лет в тюрьме. По сути, то время сейчас возвращается вспять. Ты дома со своими друзьями читаешь Библию, приходят полицейские, всех арестовывают, отвозят на допросы, проводят обыски на квартире, изымают электронные устройства, начинают следствие либо сразу берут под стражу. Это явление в современной России мне кажется абсолютно ненормальным и неприемлемым в принципе. Потому что страна все-таки декларирует демократический путь развития, не признает себя тоталитарным государством. Но все то, что происходит со Свидетелями Иеговы, указывает на обратное. В чем-то наше положение стало даже хуже, чем при СССР. Тогда нас, по крайней мере, никто не обвинял в экстремизме. Нас просто обвиняли за то, что мы не атеисты, как все, а верим в Бога.

В.В.: Как все происходит на практике?

Я.С.: В январе в Кемерове прошли веерные обыски в домах мирных граждан во время богослужения. По сути, это были встречи друзей, которые вместе читают Библию. Но их арестовали, отвезли на допрос. Все это было обставлено театрально — с применением спецсредств, масок и так далее с тем, чтобы запугать людей. Примерно то же самое в феврале произошло в Белгороде.

Там большие группы правоохранителей, состоящие из сотрудников полиции, Следственного управления МВД и вооруженных бойцов СОБРа, одновременно вторглись в ряд частных домов местных жителей. Граждан бесцеремонно валили на пол, ставили к стенке, затем всех принудительно доставили в полицию, в жилищах нередко в грубой форме производили обыски, сопровождавшиеся оскорбительными комментариями.

Изымались Библии, электронные устройства и носители информации, загранпаспорта, деньги, а иногда — даже висящие на стене фотографии. Мало того, в полицию была доставлена также группа глухих людей, которые собрались для дружеского общения. Некоторых людей допрашивали вплоть до утра, некоторых продержали еще дольше. Позже стало известно, что создана следственная группа, состоящая из следователей Следственного управления МВД.

Порою гражданам в ходе допросов задавали вопросы типа: «Правда ли вы верите, что во время Страшного суда все умрут, а вы останетесь?» и «Как вы относитесь к президенту страны Владимиру Путину?» При этом людям отказывали в возможности сделать телефонный звонок или пригласить адвоката, а отказ мотивировался тем, что «Мы не в Америке». Не удивительно, что задержанные, среди которых были женщин и пожилые люди, испытывали состояние близкое к шоку. У многих в связи с пережитым обострились хронические заболевания.

В.В.: Как это все соотносится с обещаниями Минюста, что запрет вашей организации никак не отразится на правах отдельных верующих?

Я.С.: Мы сразу поставили под сомнения эти слова. Потому что знаем, как работают российские правоохранители. И видим, что на практике так и происходит. Несмотря на то, что по закону даже после запрета юридических лиц Свидетелей Иеговы физические лица имею право собираться вместе и читать Библию. Причем, это не только наша точка зрения.

Так комментируют ситуацию правозащитники, юристы и адвокаты. Тем не менее, как только сотрудники правоохранительных органов узнают, что несколько человек из числа последователей Свидетелей Иеговы собрались вместе, они могут их арестовать и открыть уголовное дело. Мы рассматриваем это как начало массовых репрессий.

В.В.: Как известно, в Орле подданный Дании Деннис Кристенсен, имевший вид на жительство в Российской Федерации, с мая 2017 года содержится под стражей в связи с членством в общине Свидетелей Иеговы. Какие о нем последние новости?

Я.С.: Дело Денниса Кристенсена сейчас находится на стадии служебных слушаний. Ему уже несколько раз продлевали содержание под стражей как меру пресечения. Увы, на домашний арест Деннису не стоит рассчитывать. Очевидно, он будет находиться под стражей все время судебного разбирательства, которое приостановлено до 3 апреля. Скорее всего, это означает, что ему не приходится надеяться и на оправдательный приговор несмотря на то, что его дело приобрело большой международный резонанс, что правозащитники объявили Кристенсена политзаключенным.

В.В.: Чем вы объясняете действия властей в отношении вас?

Я.С.: Такие действия не объяснимы, в принципе. Мы уже долгое время теряемся в догадках, почему власти в лице правоохранительных органов, минюста выбрали курс на репрессии в отношении Свидетелей Иеговы. У нас нет однозначного ответа о причинах гонений и репрессий против нас. Потому что мы никогда не нарушали законы России. Наоборот, щепетильно относились к уплате налогов, вели себя честно, никому не давали взяток, стремились быть образцовыми гражданами своей страны. Но под надуманными предлогами Свидетелей Иеговы снова подвергаются массовым гонениям, как это было и во времена Советского Союза.

Свидетели Иеговы. Мифы и факты

Блог создан частным лицом и содержит результаты личных исследований автора. Главная цель блога: опровержение распространенных мифов о Свидетелях Иеговы, обмен опытом по преодолению проблем в религиозно разделенных семьях, помощь людям с эмоциональными и психологическими проблемами. Присоединяйтесь и оставляйте комментарии.

понедельник, 13 марта 2017 г.

Нарушают ли свидетели Иеговы права человека?

Говоря о правах нужно понимать, что человек может пользоваться ими, а может и добровольно отказаться от тех или иных прав. В религиозной жизни это происходит довольно часто. Например у каждого есть право вступить в брак, но некоторые религии запрещают вступление в брак священослужителей, например такая практика есть в католицизме. У человека есть право на развод, но некоторые религии его категорически запрещают. Тоже наблюдается и в других сферах жизни. У человека есть право хранить молчание и не свидетельствовать против себя в полиции, суде и т. д. Но человек может признаться в совершенном преступлении. Каждый гражданин пользуются одними правами, и добровольно отказывается от других. Не существует религий без ограничений, и принимая те или иные убеждения, становясь членом той или иной религиозной, социальной, политической, общественной группы, организации и т. д, человек принимает обязательства соответствовать определенным стандартам поведения. Эти стандарты могут включать в себя отказ от тех или иных вещей, которые совершенно законны, но для данной группы неприемлемы по этическим причинам.

Во время изучения Библии человек старается привести свою личную и семейную жизнь в соответствии с теми библейскими нормами которые он узнает. Если он согласен на это — он становится свидетелем Иеговы. Каждый свидетель Иеговы религиозный служитель, от которого ожидается соответствие определенным нормам, правилам поведения. Нарушение этих норм влечет за собой определенные последствия.

Каждый человек так или иначе вынужден разглашать те или иные подробности личной жизни — адвокатам, врачам, священослужителям и в таком случае этические профессиональные нормы этих групп должны гарантировать сохранение тайны личной жизни. Так же это гарантирует и закон страны. Поэтому все разговоры между возвещателем и старейшиной конфиденциальны. Нарушение конфиденциальности старейшиной ставит под сомнение его компетентность и ведет к смещению. Именно по этому все судебные комитеты тайные, причины наложения ограничений или исключения не разглашаются. И тут критики часто не последовательны — с одной стороны они обвиняют свидетелей Иеговы в нарушении прав,с другой — критикуют процедуру судебных комитетов, и требуют сделать их открытыми, а информацию о причинах исключения доступной всем. Но в таком случае было бы явное нарушение закона, поскольку большинство грехов которые ведут к судебному комитету касаются личной жизни человека и разглашение таких сведений может нанести урон его репутации, семье и т. д.

Вопросы касающиеся управления общиной, взаимоотношений верующих, требования к руководству, наложение санкций и взысканий регламентируются внутренним каноническим правом общины, вмешиваться в которое государство не может, поскольку религиозные организации отделены от государства.

Установленный в Библии принцип требует сообщать о грехе советующего старейшинам. Но перед тем как сообщать, желательно изучить как правильно вести в таком случае. В первую очередь надо сообщить человеку, что вы были очевидцем ситуации которая по вашему мнению свидетельствует о совершении греха. Вполне возможно вы просто что-то не так поняли. Если грех действительно имел место — следует побудить человека самому сообщить старейшинам о его проступке. И только если человек этого не сделал следует обратится к старейшинам собрания.

Грех может быть совершен человеком во время общения с вами — оскорбление, богохульные или отступнические высказывания, злословие, клевета и т. д. Не имеет значение каким образом происходило общение — лично, по-телефону, в переписке в соц. сетях. Передав содержание личного разговора старейшинам человек не нарушает закон и не нарушает тайну личной жизни. Распространение сведений кому-то кроме старейшин может быть нарушением и государственного закона и однозначно является нарушением библейских принципов. Если речь идет о вашей личной переписке, то вы так же являетесь ее собственником и имеете право сообщить о грехе старейшинам. В светском законодательстве так же предусмотрено необходимость сообщения властям о преступлении, или намерении его совершить. Так же личная переписка в соц.сетях, по электронной почте, СМС может быть доказательством в суде

Сложнее обстоит дело если вы увидели случайно чужую переписку. Допустим взяли у друга телефон поиграть, а там случайно обнаружили обмен очень интимными сообщениями. В этом случае следует поступить так как написано выше — поговорить с человеком и постараться его убедить признаться самому, не получится — сообщить старейшинам. Телефон вам дали добровольно, информацию вы обнаружили случайно. Другое дело если вы взяли телефон без разрешения. Ни в коем случае, никто не должен без ведома другого человека взламывать его аккаунты, проверять без разрешения его електронные устройства, переписку, историю броузера и т. д. Исключение только для родителей несовершеннолетних детей.

Еще сложнее обстоит ситуация с записью телефонного разговора, диктофонной записи беседы и т. д. Нормы, запрещающей запись разговора без согласия собеседника, в законодательстве нет, особенно если речь идет о самом говорящем. Запрещено только прослушивание разговоров третьих лиц, даже если вы случайно стали свидетелем разговора по громкой связи и решили его обнародовать Стоит отметить что сама организация свидетелей Иеговы не рекомендует и не обсуждает такие способы сбора доказательств. Как правило это инициатива самих возвещателей, и принимать или нет данные доказательства зависит от обстоятельств и решения старейшин. Так что в таких случаях, когда доказательством выступает личная переписка, записи разговоров, информация полученная с личных электронных устройств ответственность несут возвещатели. Поговорив с обвиняемым лично, вы можете избежать обвинений в нарушении закона. нарушение данного права может быть совершено только третьей стороной, поскольку для участников разговора собственный диалог не является тайной. Так что если вы передали содержание разговора, его запись старейшине, вы закон не нарушите, но старейшина не будет иметь законного права разглашать эту информацию третьим лицам. Поскольку старейшины обязаны хранить конфиденциальность, и это четко прописанно во внутренних инструкциях, организация свидетелей Иеговы не нарушает права последователей на тайну личной жизни.

Судебные комитеты свидетелей Иеговы, являются внутренним каноническим установлением для рассмотрения случаев поведения которые противоречат богословским и моральным убеждениям и требованиям организации. Свою судебную систему основанную на внутреннем каноническом праве имеют практически все религиозные общины, и свидетели Иеговы мало чем от них отличаются в этом отношении. Никто не заставляет человека присутствовать на судебном комитете, его туда могут только пригласить. Если человек откажется, это его право. В таком случае дело будет рассмотрено без него на основании имеющихся фактов и свидетельских показаний.

Интересны по своей абсурдности и нелогичности обвинения свидетелей Иеговы в нарушении права на свободу совести и вероисповедания. Вот что пишет один из критиков: » находится в том, что по «светским законам» человек МОЖЕТ САМ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СВОБОДНО, а вот по учениям организаций типа «свидетелей Иеговы» — НЕ МОЖЕТ, ЭТО БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ «НАЗНАЧЕННЫЕ СТАРЕЙШИНЫ», то есть — сама организация. Это — фундаментальное противоречие: у кого из них больше прав? У отдельного человека или у религиозной структуры?» Здесь автор смешал в одну кучу права человека и права религиозной организации. Религиозные организации могут устанавливать правила и требования для членства. Это например следует из параграфа 118 решения ЕСПЧ по делу «Религиозная община Свидетели Иеговы г. Москвы против Российской Федерации»: » 118. Европейский суд подчеркивает, что многие религии имеют одну общую особенность ― они определяют религиозные каноны поведения, которым их последователи должны следовать в своей частной жизни» Да человек может определять свои убеждения как угодно и называть себя кем угодно. У других есть право с этим не согласится и не считать его членом своей группы. Допустим человек называет себя православным, прекрасно разбирается в богословии, ведет богобоязненный образ жизни, но не крещен в канонической православной церкви. Он не будет считаться православным пока не будет крещен.

Каждый человек может свободно посещать все собрания свидетелей Иеговы и принимать в них участие — давать комментарии, например. Но для допуска к участию в Школе проповеднического служения, проповеди, для того что бы стать полноправным членом общины — возвещателем, человеку нужны определенные усилия. Право — это только возможность, его реализация требует определенных усилий от человека. Приведу примеры — у каждого есть право получить образование, но для того что бы стать студентом, нужно пройти определенные тесты, показать свою пригодность для обучения — интеллектуальную, физическую, психологическую, творческую. Есть право вступить в брак, но что бы его реализовать нужно приложить определенные усилия. Тоже самое с членством в религиозной общине — для того что бы стать членом выбранной религиозной группы надо, 1)получить знания об этой религии 2) привести образ жизни в соответствии с этими знаниями 3) пройти определенные обряды, которые будут публичным свидетельством о присоединении к данной общине, Не всегда последовательность именно такая, этапы могут быть различными по продолжительности, но общая картина такова.

Р елигиозные организации так же имеют право выставлять определенные требования к тому, кто может является священослужителем — членом общины с особыми религиозными обязанностями и функциями. У свидетелей Иеговы есть одна особенность, а именно всеобщее священство, то есть нет разделения на клир и мирян, а все члены общины являются священослужителями, различаясь только по уровню духовного развития и функциям которые выполняют в собрании. Это дополнительно потверждает право религиозной общины свидетелей Иеговы устанавливать критерии членства.

Второй частый аргумент в обвинениях свидетелей Иеговы это исключение из собраний людей, которые имеют другие этические нормы и убеждения чем у большинства свидетелей Иеговы, что свидетельствует об их недемократичности. Раз у свидетелей Иеговы нет демократии, то государство имеет право их запретить, а апеллирование к нормам демократического общества это уже двойные стандарты. Но так ли это? Всегда в случае обвинения в двойных стандартах надо первым делом рассмотреть определение ключевых понятий. В нашем случае достаточно рассмотреть что такое р елигиозное объединение — это добровольное объединение лиц с одинаковыми религиозными убеждениями. Если у человека религиозные убеждения другие, он уже не может быть членом этого религиозного объединения. Тоже самое касается норм поведения, морали и этики. Да иногда бывает, когда в религиозных организациях терпимо относится к тем чьи убеждения и поведение противоречит основным положениям веры. Как правило это заканчивается расколом в религиозной организации, или же она оказывается в плачевном состоянии. Это хорошо видно по протестантским церквям Европы допустившим либеральное отношение к вопросам морали. Демократия — термин из области политологии и политики, и его совершенно не уместно применять к совершенно другому измерению — религии. Демократическое государство обеспечивает сосуществование групп с разными взглядами на ключевые вопросы политической и общественной жизни. Религиозная организация не может быть демократичной по определению, так как основные положения вероучения всеми членами религиозной этой религиозной организации.

В свете сказанного становится очевидным абсурдность заявления критика, что «процедура и само «лишение общения» — подпадает по «ограничение или иные формы дискриминации в зависимости от отношения к религии». Норма о запрете дискриминации людей в зависимости от их религиозных убеждений и отношения к религии касается сфер где пересекаются люди разных религиозных взглядов. Например нельзя обосновывать отказ в приеме на работу, отказ в обслуживании, получении образования, мед. помощи религиозными взглядами человека. В религиозной организации дискриминация по признаку отношения к религии не возможно поскольку у всех ее членов схожие взгляды, а если не у кого-то они меняются, то данный человек перестает быть членом данной группы по определению . Очевидно, что ч еловек не может одновременно принадлежать к двум разным религиозным организациям с разными взглядами. Судебный комитет просто фиксирует в соответствии с внутренним каноническим правом тот факт, что взгляды и поведение человека не сосуществуют нормам, принятыми в религиозной организации и что человек не собирается в этом раскаиваться и что-то менять. На основании этого делается объявление что данный человек больше не является свидетелем Иеговы. При это никто не запрещает человеку посещать собрания, получать религиозную литературу, и при изменении своего поведения и взглядов вернуться в общину. Если человек совершает аморальный поступок, преступление, предательство то другие люди, включая членов его семьи, друзей, родственников могут ограничить, или прекратить общение с ним. Свидетели Иеговы передерживаются убеждения, что общение с нераскаянным грешником не возможно и это их право выбора, с кем общаться а с кем нет. На данный аргумент часто отвечают, что не общаться с грешниками это требование Организации, и верующие не знают какой грех был совершен. Если человек становится членом религиозной общины, то он добровольно принимает ее религиозные взгляды и верит в них, а так же может эти взгляды объяснить и обосновать. Таким образом можно утверждать что религиозные взгляды общины, становятся собственными религиозными убеждениями человека. Грехи часто носят глубоко личный характер, и поэтому разглашать подробности не этично и не законно. Взаимоотношения в религиозной организации основаны не только на вере, но и на доверии к соверующим, в частности к тем кто уполномочен принимать правовые решения. Все же, в определенных случаях, старейшины могут делать предупреждающие речи, которые касаются проблем которые привели к вынесению порицания или исключения кого-то. Но естественно при этом не будут разглашаться какие-либо подробности.

Последнее обвинение которое стоит упомянуть это претензии по поводу права на свободное получение и распространение информации, например критической. На самом деле в любой религиозной организации не приветствуют распространения критики, тем более такой, что является огульной, некорректной а очень часто и просто откровенной клеветой. Мнение свидетелей Иеговы на этот счет изложено во многих публикациях, и тут я процитирую одну из них:» « Никто не оспаривает их право на свободу убеждений. Но если человек публично или в частном порядке пропагандирует взгляды, противоречащие изложенным в изданиях какой-либо организации, и при этом заявляет, что представляет эту организацию, то он вызывает разделения. Как поступали Свидетели Иеговы в подобных ситуациях?

Они не устраивали гонений на таких людей (хотя отступники часто поносили бывших духовных братьев) и не стремились причинить им физический вред (как поступала Католическая церковь, действуя с помощью инквизиции). Свидетели Иеговы следовали боговдохновенным словам апостола Павла, который писал: «Следите за теми, кто производит разделения и дает повод для преткновения, вопреки учению, которое вы узнали, и сторонитесь их. Ибо такие люди — рабы не Господа нашего Христа. вкрадчивыми и льстивыми речами они соблазняют сердца простодушных» (Рим. 16:17, 18)» («Возвещатели Царства Бога», стр.628). Действительно, свидетели Иеговы официально не обращают внимание на критику отступников, не опровергают их обвинения через суды, не преследуют отступников в судебном порядке за ущерб нанесенный репутации религиозной организации. Более детально взгляды свидетелей Иеговы на право выражать свое личное мнение по религиозным вопросам расмотренны в статье «Свидетели Иеговы и их право на личное мнение».

Итак, рассмотрение выдвинутых критиками обвинений в нарушении свидетелями Иеговы права на личную жизнь и свободу советсти показало, что критики демонстрируют невежество даже в элементарных юридических вопросах, не понимая фундаментальных вещей касательно свободы совести, деятельности религиозных организаций, самого понятия прав человека. К сожалению уровень правовой грамотности в России очень низкий, и подобные абсурдные обвинения легко схватываются не разборчивой публикой. Сталкиваясь с подобными обвинениями, следует не только читать статьи соответствующих законов, но и обращать внимание на трактовку норм права. Очень хорошим подспорьем в опровержении подобных обвинений являются решения ЕСПЧ, а так же простой анализ определений понятий которыми манипулируют критики.

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Российские «Свидетели Иеговы» скрываются от религиозных гонений в Финляндии

Коннунсуо (Финляндия) — По четвергам и воскресеньям к зданию старой тюрьмы подъезжает фургон — отвезти «Свидетелей Иеговы» (экстремистская организация, запрещенная в России — прим. ред.) на службу в Зал Царства, который находится в десяти километрах отсюда. Оцените иронию судьбы: финская тюрьма и бывшие казармы охраны приютили людей, которым светят преследование и неволя дома в России.

Фургон катится по живописной проселочной дороге, ведущей в городок Йоутсено, мимо мыз землепашцев и летних дач — в озерный край южной Финляндии каждое лето слетаются туристы со всего света.

С прошлого года в церкви Йоутсено проводят службы на русском — для удобства искателей убежища, которых становится все больше. «Свидетели Иеговы», христианское течение, зародившееся в США в 19 веке, в современной России попали под запрет.

«Когда мы впервые переступили порог Зала Царства, мы плакали от счастья, потому что наконец-то можем беспрепятственно молиться и петь псалмы», — рассказывает 35-летняя Алина. В мае они с мужем приехали сюда из Оренбурга, уральского города в 1 200 километрах от Москвы, на границе с Казахстаном. Они попросили не называть их фамилии из страха за родственников, оставшихся в России.

«Если вы — «свидетель», то в России это равносильно преступлению — объясняет она, — вас будут считать чуть ли не террористом».

За почти полтора года, прошедшие с тех пор, как Верховный суд России признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской группировкой наравне с «Исламским Государством» (ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), против организации, насчитывающей в России до 175 000 членов, участились аресты и полицейские рейды. Суд признал религиозные практики иеговистов противозаконными и постановил о закрытии 395 общин. Членам организации грозит наказание и за миссионерскую работу, считающуюся неотъемлемой частью их религии.

На настоящий момент убежища в Финляндии попросили примерно 250 российских «свидетелей». Решения властей они дожидаются в ряде центров для беженцев, раскиданных по всей стране. Один из них — центр для беженцев в Йоутсено близ города Лаппеэнранта в юго-восточной Финляндии.

В Йоутсено живут примерно 80 российских семей Свидетелей Иеговы.

Алина и ее муж Даниил разместились в одной из комнат ярко окрашенного деревянного дома, в котором некогда жили охранники из расположенной неподалеку тюрьмы Коннунсуо. Свое обиталище они делят с еще одной семьей иеговистов из России — Алином и Юлией Товмасянами и их сыном Давидом.

Дети коротают долгие дни финского лета, гоняя на великах по округе, а взрослые прогуливаются по пустым улочкам живописной провинции. Иногда приезжает автобус — отвезти беженцев купаться на соседние озера.

Поблизости есть одно единственное кафе, до него от домиков можно дойти пешком. Вечерами семьи вместе готовят ужин или читают Библию. Кто-то помогает на кухне или отдыхает в общей гостиной.

Кирпичное здание тюрьмы было выстроено в 1920-х. Сейчас там живут несколько сот беженцев из Африки и с Ближнего Востока. Среди них затесалось несколько иеговистов из России.

Пока беженцы дожидаются решения — а этот процесс подчас занимает больше года — они могут записаться на курсы финского языка.

Презумпция невиновности — пустые слова в России

В Свидетелях Иеговы мне промывали мозги

Россия против свидетелей Иеговы

Преследование «Свидетелей Иеговы» — нехороший знак

«К тому, что ты — беженец, привыкнуть невозможно», — признается Алин Товмасян. Ему тридцать пять, и он приехал в Финляндию в прошлом году из маленького городка в преимущественно мусульманской части Северного Кавказа. «Но главное — то, что мы в безопасности», — добавляет он.

В настоящий момент в российских местах заключения находится более 20 иеговистов — многие из которых преклонного возраста. Кроме того, ожидаются решения суда по примерно 40 делам, в которых «свидетелей» обвиняют в создании экстремистской организации или участии в ней. А эта статья грозит тюремным заключением сроком до 10 лет.

Российское государство конфисковало имущество церкви, включая их штаб-квартиру в Санкт-Петербурге — где «свидетели» обжили ветхие здания заброшенного летнего лагеря советских времен, превратив его в полноценное общежитие. Роскомнадзор, российское ведомство, контролирующее интернет, заблокировал сайт организации.

Джеральдин Фейган (Geraldine Fagan), более 10 лет изучавшая роль религии в России, назвала происходящее со «Свидетелями Иеговы» «вне всяких сомнений, жесточайшим наступлением на свободу вероисповедания со времен падения Советского Союза». Фейган — автор книги «Верить в России: религиозная политика после коммунизма».

Алина и Даниил покинули Россию 18 мая этого года. За два дня на их дом в Оренбурге совершила налет полиция. Паре удалось спрятаться на чердаке, пока тяжело вооруженные полицейские в масках обшаривали дом, хватая компьютеры, мобильные телефоны, паспорта, банковские карты и другие ценные предметы.

«Они приходили отнюдь не расследовать, это была форменная охота», — вспоминает Алина.

Алин и Юлия Товмасяны жалуются, что их изводил угрозами агрессивный сосед. По их словам, однажды он даже напал на Алина с ножом. Пара вызвала полицию, но те не нашли следов преступления, вспоминает Юлия Товмасян.

«Судя по тому, как идут дела, даже если нас когда-нибудь снова разрешат, атмосфера все равно останется прежней, — сетует Юлия, — простые люди ненавидят «Свидетелей Иеговы», потому что это отношение насаждается сверху.

«Свидетели Иеговы» существуют в России более века. В советское время они подвергались гонениям со стороны коммунистического режима: их либо швыряли в тюрьмы как иностранных шпионов либо пускали под трибунал за отказ служить в армии. «Свидетели Иеговы» не берут в руки оружие, не голосуют, не участвуют в патриотических мероприятиях и не носят флагов.

Недавняя волна репрессивных мер «совпала с возрождением традиционных ценностей в российской политике, а также реставрацией направляющей роли русской православной церкви в российском обществе», считает Рейчел Денбер (Rachel Denber), заместитель директора правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» по Европе и Средней Азии.

Российская конституция гарантирует свободу вероисповедания, но особое положение отводит четырем традиционным религиям России — христианству, иудаизму, исламу и буддизму. Примерно 70% населения России придерживается православия, и за русской православной церковью закреплен особый статус.

За последние 19 лет, что он провел на посту президента или премьер-министра России, Владимир Путин публично оказывал внимание русской православной церкви, подчеркивая ее стержневое значение для формирования национального характера. Эксперты считают, что РПЦ рассматривает «Свидетелей Иеговы» с их надомной агитацией как соперников.

Гонениям подвергся и ряд других конфессий, включая Пятидесятников, Адвентистов Седьмого Дня, кришнаитов и других. Согласно последнему отчету госдепа о свободе вероисповедания по всему миру, дискриминации в России подвергаются даже мусульмане — несмотря на то, что их статус закреплен конституцией.

В 2016 году Россия приняла закон о борьбе с экстремизмом, получивший названия закон Яровой. Его нечеткие формулировки и легки в основу запрета «Свидетелей».

«Правовое обоснование запрета зиждется на том, то «Свидетели Иеговы» утверждают сугубую правоту своей трактовки Библии и превосходство своей религии над остальными, — говорит Денбер. — Но покажите мне религию, которая бы поступала по-другому».

«Свидетели Иеговы» опротестовали запрет в Европейском суде по правам человека.

31-летний Сергей Котельников бежал с русского севера вместе с женой Аней полтора года назад. Сидя на кухне у Товмасянов, Котельников вспоминает, как его соседи в России науськивали на него полицию и ФСБ, преемницу КГБ, всякий раз, когда местная община собиралась на сход. 28-летняя Аня тогда ходила беременная, и они решили уехать в соседнюю Финляндию.

«Мы понимали, что угодим в лагерь для беженцев, но других вариантов у нас попросту не было», — вспоминает он. Их дочь Эмилия родилась спустя пять месяцев после переезда.

Международное сообщество усиливает давление на Россию, чтобы та отменила запрет. Хотя президент Трамп на саммите в Хельсинки этот вопрос обошел стороной, его затронул вице-президент Майк Пенс (Mike Pence) на встрече по содействию свободы вероисповедания, организованной Белым домом в июне.

Кремль от решения суда дистанцировался, заявив, что не вправе вмешиваться в независимое судопроизводство.

«Мы бы хотели, чтобы в России воцарилась свобода вероисповедания в полном смысле этого слова, — заключает Юлия Товмасян. — У нас есть конституция, но в расчет она почему-то не принимается».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.