Классный час по теме правонарушения и преступления

Классный час «Правонарушения – дорога в пропасть»

Цель классного часа:

  • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”.
  • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”
  • Оборудование: мультимедийный проектор.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Ничто мы так плохо не знаем, как то,
    что каждый должен знать, – закон.

    Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

    Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

    По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

    Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

    Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

    Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

    А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

    Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)

    В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

    Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)

    Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)

    Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)

    Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)

    Из уголовного кодекса Российской Федерации.
    Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

      Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:

    а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  • То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
  • К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

    Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

    Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)

    Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…
  • Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

    – Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на

    А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)

    Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

    Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

    Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)

    Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

    Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

    Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

    Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

    Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)

    • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
    • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
    • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

    Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

    Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

    Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

    “Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

    Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

    Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?

    Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.

    Познай людей и самого себя (Слайд № 23)

    Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

    • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
    • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
    • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
    • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
    • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

    Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

    Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).

    Классный час по теме правонарушения и преступления

    Классный час «Правонарушение, преступление и подросток»

    Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

    Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
    Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
    Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

    1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
    Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
    2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
    3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
    4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

    Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками в нашем городе, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
    Задания для учащихся.

    1 Разбор ситуации:
    №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
    №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
    №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
    №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
    №5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
    В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» — это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
    Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
    Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
    И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

    2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

    Виды ответственности:
    А- административная ответственность.
    Г – гражданско – правовая.
    У- уголовная.
    Д — дисциплинарная

    Виды нарушений:
    1. Порвал учебник одноклассника(Г)
    2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
    3. Избил одноклассника (У)
    4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
    5. Совершил прогул в школе (Д)
    6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
    7. Разбил мячом окно. (Г)
    8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

    Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
    Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
    А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

    Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, не говорить неправду.

    Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
    А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
    «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»
    Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

    Во-первых, это преступление! Вы согласны?

    Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
    1.Скорее позвони по телефону «02»
    2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
    3.Сообщи приметы хулиганов
    4.Поставь в известность родителей.

    А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
    1.Нарушение правил дорожного движения
    2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
    3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
    4.Незаконная продажа.
    5.Злостное неповиновение.

    А теперь поговорим о ваших правах.
    1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).
    2 Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
    Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

    Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
    А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

    Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

    Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

    Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
    Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
    Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
    Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
    Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

    Викторина «Закон и я».
    1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
    Согласно УК РБ – с 16 лет.
    2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
    Нет.
    3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
    Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
    4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
    Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.
    5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
    Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.
    6. Какие бывают виды задержаний?
    Административное – не более чем на 3 часа по подозрению в совершении административных нарушений.
    Уголовно-процессуальное – до 72ч. по подозрению в совершении преступления.
    7. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
    Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
    8. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
    Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.
    9. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
    Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
    10. Вас задержали и доставили для допроса в отделение полиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних?
    Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей лицея, родственников или других взрослых.
    11. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
    Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.
    12. Подросток, находясь на дискотеке, приобрел для себя наркотик. Подлежит ли наказанию его поступок?
    Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших количествах наказывается штрафом до 5 мин. зарплат.
    13. Какие наказания Предусмотрены за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте?
    Подкладывание на ж.д. пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов – штраф до 5 мин. зарплат. Переход по железнодорожным путям в неустановленном месте – штраф от 0,1 до 0,5 мин. зарплат.
    Повреждение железнодорожных путей, путевых объектов и сооружений, устранение сигнализации – штраф от 2 до 5 мин. зарплат.
    14. 16-летний подросток повредил или уничтожил телефон-автомат. Какое наказание ему грозит?
    Штраф на родителей или лиц, их замещающих, 5-10 мин. зарплат.
    15. С какого возраста наступает административная ответственность?
    Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
    17. За совершение каких преступлений подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет?
    Убийство, посягательство на жизнь работника милиции, дружинника, военнослужащего и их родственников, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, грабеж, хищение имущества в особо крупных размерах, вымогательство, кража; злостное хулиганство и др.

    Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

    Классный час (7 класс) по теме:
    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Классный час

    по профилактике правонарушений

    среди несовершеннолетних

    « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

    Предварительный просмотр:

    Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 горда Балашова Саратовской области»

    по профилактике правонарушений

    « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

    Разработала классный руководитель

    7-А класса МОУ СОШ № 16

    * профилактика правонарушений несовершеннолетних;

    *пропаганда правовых знаний;

    * формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

    * формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

    * формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

    * развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

    Ход классного часа

    1. Классный руководитель : Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»

    Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):

    «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

    Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям.Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

    Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

    Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

    (Определения написаны на доске)

    ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

    запрещенное законом и влекущее наказание.

    ЗАКОН — это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

    «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

    Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководит.-ль поправляет и дополняет примеры)

    плохо учатся, а потом бросают школу;

    курят и выпивают;

    грубят и сверстникам и взрослым;

    унижают маленьких и слабых;

    лгут даже без причины;

    стараются выяснить отношения только с помощью силы;

    портят школьное имущество и многое другое.

    Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

    Почему такое происходит?

    Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

    Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.

    3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

    1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

    За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

    наступает с 14 лет

    2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

    4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

    Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)

    «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

    «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

    «Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

    «Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

    В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

    Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

    (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

    « Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

    — арестом на срок до 2-х лет;
    — до 5 лет;

    С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

    — тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

    А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

    говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

    «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:

    1. штрафом,
    2. обязательными работами,
    3. исправительными работами».
      Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

    На скамейке сидят две девочки.

    1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

    2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

    1-я девочка: А где же ты их взяла?

    2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

    1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны.

    Лена оценивающе смотрит на Катю.

    2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница. Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

    1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

    1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

    2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался. И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

    1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

    На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

    1-я девочка: Да ты что? Украли?

    2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали.

    1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?

    2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.

    3-я девочка: А что случилось?

    1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

    3-я девочка: Дорогие?

    2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

    3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

    1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама. А может ты и украла.

    3-я девочка: Да вы что, девочки!

    2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе.

    Девочка снимает сережку

    1-я девочка: Похожа?

    2-я девочка: Вроде похожа.

    1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

    2-я девочка: Ты что , с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

    3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

    2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

    1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

    2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…

    3-я девочка: Хорошо , хорошо, я вас здесь буду ждать.

    Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

    На сцене Катя и Лена.

    2-я девочка: Вот видишь, как просто.

    1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.

    2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.

    1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

    2-я девочка: И никто ничего не узнает…

    (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

    «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, — наказывается:

    1. штрафом,
    2. обязательными работами,
    3. исправительными работами».
      Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

    3 мальчика сидят на скамейке.

    1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда.

    2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

    3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку.

    1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

    2-й мальчик: А отдавать чем будем?

    1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

    3-й мальчик: как это? .

    1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем.

    1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

    4-й мальчик: Нету.

    2-й мальчик: А не врешь?

    4-й мальчик: Честно, нету денег.

    1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

    4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

    2-й мальчик: А по репе.

    Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном — несколько монет.

    1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

    4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

    2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

    4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

    3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

    4-й мальчик: Не принесу!

    1-й мальчик: Не принесешь — в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

    2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

    (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

    «Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество . под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества. наказывается:

    1. ограничением свободы;
    2. арестом;
    3. лишением свободы».

    4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

    1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

    Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

    Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.

    У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека

    Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

    2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.

    Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)

    Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка

    О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.

    5.Задания для учащихся в группах — разбор ситуаций

    № 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

    № 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

    № 3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

    № 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

    Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

    6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

    пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

    стремление к примитивному времяпровождению.

    преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

    резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

    неуверенность в завтрашнем дне.

    стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

    Низкий материальный уровень жизни населения.

    Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания

    Ответственное отношение к учебе, знаниям.

    Обладание внутренним миром

    Общение и искусством, природой

    Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

    Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

    Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

    Как же формируется бездуховность?

    Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может

    давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

    Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

    Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

    Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

    У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

    Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

    Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных.

    В ходе российских реформ — государственного, политического и хозяйственного переустройства России — выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов.

    Планработы совета по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних по МКОУ « Возрождение»на 2015 -2016 учебный год.

    Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

    Классный час проводится в рамках воспитательной прораммы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков.Цель классного часа:расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар«Улуг-Хемскийкожуун Республики Тыва» .

    Цели проведения: *профилактика правонарушений несовершеннолетних; *пропаганда правовых знаний; *формиров.