Конституционное право научные статьи

МОНОГРАФИИ И НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовые основы). М., 1996.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России / Учебное пособие. В 2-х томах. 2-е изд. — М., 2006.

4. Авдеенкова М. П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право, 2005, № 7, с. 85-89.

5. Автономов А. С. Ценность Конституции // Государство и право. 2009. № 3. С.5

6. Алжеев И. А., Барциц И. Н., Биктагиров Р. Т. Конституционное право России / учебник. – М.: РАГС Издательство, 2011.

7. Андреева О.А. Некоторые вопросы становления правовой модели гражданского общества // Философия права, 2004, № 1 (9).

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009.

9. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // «Журнал российского права», № 11, ноябрь 2003 г.

10.Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ // Государство и право, 2006, № 1, с. 5-11.

11.Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — М.: «Проспект», 2010.

12.Боброва Н.А. Конституционный строй, гражданское общество, правовое государство // Советское государство и право: проблемы развития. Самара. 1992.

13.Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // «Журнал российского права», № 11, ноябрь 2003

14.Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. – М.: Норма. 2011.

15.Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник Московского ун-та. сер. 11, право. 2003. № 6.

16.Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // «Журнал российского права», № 6, июнь 2003 г.

17.Вишняков В. Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права 2004 № 8 стр. 11-22.

18.Гаджиев Х. Пределы толкования норм Конституции Конституционным Судом // Право и политика. 2000. № 12.- С.31 -38.

19.Дорошенко Е.Н. Конституционное право и экономика: к вопросу о пределах регулирования // Закон и право. № 7. 2004.

20.Еременко В.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996.

21.Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ // Российская юстиция . 1998. № 9-10.

22.Жилин Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция, 2000, № 4.

23.Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // «Журнал российского права», № 11, ноябрь 2003 г.

24.Зорькин В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права 2004 № 6 стр. 3-17.

25.Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права 2004 № 12 стр.3-9.

26.Иванова Ю., Грудцына Л. Конституция России: история принятия // «Адвокат», № 12, декабрь 2003 г.

27.Кажлаев С. А. О нормотворчестве Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права 2004 № 9 стр.26-33.

28.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во «Проспект», 2010.

29.Колосова Н. М. Конституционная ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2.

30.Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран/Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2001.

31.Конституционное право Российской Федерации: учебник / Колесников Е.В. – М.: Высшее образование, 2009.

32.Конституция общенародного государства. Вопросы теории. М., 1979 (Сборник статей под общ. ред. Л.Ф. Ильичева и Д.А. Керимова).

33.Котляревский С. Юридические предпосылки русских основных законов. — М., 1912.

34.Коток В.Ф. О предмете и источниках конституционного права социалистических стран. — В кн.: Конституционное право социалистических стран. М., 1963.

35.Коток В.Ф. Содержание конституционного права // Советское государство и право. 1971. № 2.

36.Краснов М. Конституция России: заповедная территория или среда обитания? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. — М., Чикаго. — 1999.- № 4. — С. 138-144.

37.Кутафин О.Е. Предмет конституционного права.- М.: Юристъ, 2001.

38.Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Изд-во «НОРМА», 2008.

39.Лавринович Ю. Итоги российской конституции. СПб, 1907.

40.Лассаль Ф. О сущности Конституции. Одесса, 1906.

41.Лебедев В.М. Прямое действие Конституции РФ и роль судов // Государство и право. 1995. № 4.- С.3-10.

42.Левчук К. Конституционные проекты Временного Правительства России в межреволюционный период 1917 г. // Право и жизнь. — М., 1996.- № 10.- С.142-159.

43.Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. т.1. М., 1961.

44.Лепешкин А.И. Соотношение государственного права и норм советской Конституции // Советское государство и право. 1971. № 2

45.Лукашук И.И. Международное право и конституции государств // Журнал российского права. — М., 1998.- № 1.- С.45-56.

46.Лучин В.О. Конституция России: анализ нормативного состава. — Конституционный строй России. Вып.3 / Отв. ред. А.Е.Козлов; Ин-т государства и права РАН.- М., 1996.- С.11-31.

47.Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996.

48.Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. Учебное пособие. М., 1997.

49.Лучин В.О. О типологии конституционных норм // Труды Московской государственной юридической академии. — М., 1997.

50.Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М.: Юрид. лит., 1976.

51.Лучин В.О., Мазуров А.В. Толкование Конституции Российской Федерации (Обзор практики Конституционного Суда) // Право и власть. — М., 2001, № 1, С.84-104.

52.Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. № 5.

53.Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. 1998. № 4.- С.5-9.

54.Михалева Н.А. Конституционные реформы в российских республиках // Конституции республик в составе Российской Федерации / Под ред. и со вступит. ст. проф. Н.А.Михалевой. — М.: Манускрипт, 1995.- С.3-29.

55.Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»/Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. — Издательство НОРМА, 2003 г.

56.Овсепян Ж.И. Правовая защита Конституции. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов н/Д: Литера – Д, 1992.

57.Овсепян Ж.И. Соотношение конституционного и обычного права в Российской Федерации // Обычное право и его роль в формировании правовой культуры. – Ростов н/Д, 1999.- С.281-291.

58.Овсепян Ж.И. О понятии и сущности Конституции // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2000. — № 1. – С.3-29.

59.Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000.

60.Овсепян Ж.И. Формально-юридические признаки Конституции // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2001. — № 2.

61.Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2002. № 4. С. 3-20.

62.Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение. Ростов н/Д Изд-во « Эверест». 2005.

63.Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России ( диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI вв.) Ростов-на- Дону. Изд-во Ростовского ун-та. 2006

64.Орландо В. Принципы конституционного права. М., 1907.

65.Основин В.С., Глебов А.П. Преамбула Конституции СССР (природа и особенности). — Правоведение,1980, № 2.

66.Основин В.С. Нормы советского государственного права. М.,1976.

67.Основы теории политической системы. М. 1985.

68.Палиенко Н.И. Суверенитет. СПб. 1903.

69.Палиенко Н.И. Основной Закон и форма правления в России. Юридическое исследование. — Ярославль, 1910.

70.Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право, 2009, № 11, с. 11-17

71.Пертцик В.А., Шмайлова Л.П. Реализация конституционных норм // Советское государство и право, 1979, № 5.

72.Пономарева И. П. Проблемы методологии науки конституционного права // Журнал российского права 2004 № 3 стр.82-86.

73.Проблемы российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998.

74.Пушкарев Е.А. Некоторые теоретические аспекты становления и развития гражданского общества в российской политической действительности // Философия права, 2005, № 2 (14) Ростовский юридический институт МВД России

75.Ржевский В. А. Проблемы развития Конституции Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997 г. № 4.

76.Ржевский В.А. Конституция СССР — ядро правовой основы государственной и общественной жизни. — В сб.: Проблемы укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. Ростов-на-Дону, 1983.

77.Ржевский В.А. Особенности конституционных норм. — Правоведение,1977,№ 6

78.Ржевский В.А. Советская Конституция: сущность и регулирование важнейших отношений развитого социалистического общества (статьи первая и вторая). — Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки, 1977, № 1, 2.

79.Ржевский В.А. Некоторые вопросы понятия политических основ Советского государства и общества. — Правоведение. 1966, № 2.

80.Ржевский В.А. Общественный отрой развитого социализма: Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983.

81.Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Конституционные основы правового государства // Правоведение, 1990, № 1.

82.Ромашов Р.А. Конституционное государство (история, современность, перспективы развития). Красноярск, 1997.

83.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя РФ: понятие, содержание, вопросы становления. М.: Юристъ, 1994.

84.Советское государственное право. Под ред. проф. И.Е. Фарбера. Изд-во СГУ, 1979.

85.Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: Очерк-эссе. М.: Манускрипт, 1996.

86.Страшун Б.А. Конституционное право России: его источники и структура // Журнал российского права. 1997. № 4.

87.Страшун Б.А. Конституция России – среда обитания, требующая рационального использования // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М.; Чикаго, 1999, № 4.- С.145-148.

88.Теоретические основы Советской Конституции. М.,1981 (Отв. ред. Б.Н. Топорнин).

89.Титов В. Право собственности в конституциях государств ближнего зарубежья // «Право и экономика», № 8, август 2004 г.

90.Толстой Ю.К. Конституция СССР и право собственности. — Советское государство и право, 1978, № 7.

91.Усанов В. Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право, 2005, № 12, с. 13-22.

92.Фарбер И.В., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967, главы V — VIII.

93.Фарбер И.Е. Общественно-политический строй — категория государственного права // Правоведение, 1975, № 4.

94.Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1995.

95.Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: Теория и практика. М., 1998.

96.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005.

97.Чиркин В. Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право, 2005, № 4, с. 5-8.

98.Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002.

99.Чиркин В.Е. О стратегии и тактике конституционной реформы в России // Власть. М., 1999, № 12.- С.14-19.

100. Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. М., 2000, № 5.- С.52-61.

101. Чиркин В.Е. Российская Конституция и международный опыт // Государство и право. М., 1998, № 12.- С.5-14.

102. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2003

103. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2004

104. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб., 1906.

105. Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.- С. 116-125.

106. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969.

107. Шульженко Ю.Л. Самоохрана Конституции Российской Федерации. М., 1997.

108. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

109. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ (некоторые методологические аспекты) // Известия вузов. Правоведение. СПб, 1996, № 1 (212).- С.5-15.

110. Эбзеев Б.С. Толкование Конституции за Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы // Государство и право. 1998. № 5.

111. Яковлев А.М. Конституционный строй: Социальный и правовой аспект // Вопросы философии. М., 1995, № 10. – С. 3-13.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

научная статья по теме КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

АБДУЛЛАБЕКОВА АНЖЕЛА ЭЛЬМИРЗАЕВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ»

Абдуллабекова А. Э.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

в статье рассмотрены понятие, структура, основные понятия конституционного права россии, как отрасли российского права, которая представляет систему правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения.

Ключевые слова: Конституция российской федерации, общественные отношения, конституционное право, микромодель общества.

Abdullabekova A. E.

CONSTITUTIONAL LAW OF RUSSIA: COMMON QUESTIONS

In the article the concept, structure, basic concepts of constitutional law as a branch of Russian law, which represents a system of legal norms regulating certain social are revealed.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, public relations,constitutional law, a microcosm of society.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом.

Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, нравственной.

Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения.

Отметим, что регулирование отношений человека и государства происходит путем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права, принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новую характеристику — они защищаются силой государства. Кроме того, существование государства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всего политических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют. Регулирование отношений человека и государства находит отражение в таких институтах конституционного права, как основы конституционного строя и основы правового статуса человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации и конституционное право — это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Абдуллабекова А. Э.

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом, оказывают формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Термин «конституция» происходит от латинского «со^ШиИо» (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.

В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европей-

Евразийский юридический журнал

ские государства. В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков.

Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неоктроирован-ные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).

По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США, ФРГ, Индии, России, унитарными — конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином «фактическая конституция» или «материальная конституция» обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система социально-экономических и общественно-политических отношений. Юридическая конституция — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, её содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и об опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической.

Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систем

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Конституционное право научные статьи

    Портал научных журналов / Рубрикатор /
  • Статьи рубрики

Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Судебный конституционный контроль деятельности политических партий

Аннотация: государства, освободившиеся от тоталитарных режимов, насажденных политической партией и/или ее лидером, стремятся к достижению баланса между провозглашением демократических ценностей и допустимыми мерами защиты учреждаемого ими конституционного строя. Этому должны способствовать, в том числе, конституционные суды, на которые возлагаются функции по контролю соблюдения конституции политическими партиями при осуществлении ими своей деятельности. К числу посттоталитарных государств относятся, в том числе постсоциалистические страны Восточной Европы, ряд которых рассматривается в настоящей статье. При проведении анализа законодательства и судебной практики стран исследуемого региона автором преимущественно используются формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Непосредственному контролю со стороны конституционного суда подлежат не только учредительные документы политической партии, но и действия как членов, так и сторонников партии. Косвенное влияние на деятельность политической партии оказывается конституционным судом при разрешении избирательных споров и осуществлении конституционного нормоконтроля актов, регламентирующих статус партий и иных объединений граждан, в том числе порядок финансирования их деятельности. Эти тезисы подтверждаются анализом современного законодательства и практики конституционных судов государств, расположенных на территории бывшей Югославии, результаты которого отражены в статье. Автор приходит к заключению, что в России возможности конституционного суда в части контроля конституционности деятельности политических партий намного слабее, чем у конституционных судов в странах бывшей Югославии.

Автор: Мильчакова О.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Юридическая фикция как прием законодательства РФ о свободе собраний и практики его применения

Аннотация: В статье через призму категории юридической фикции исследуется обновленное в июне 2012 года законодательство РФ о свободе собраний и практика его применения судами общей юрисдикции. Автор обосновывает существование фикции отнесения мероприятий с непублично-правовой природой к публичным мероприятиям (отнесение к публичным акциям массового одновременного пребывания (передвижения) граждан, религиозных мероприятий, флеш-мобов и иных форм активности); фикции признания совокупности актов одиночных пикетирований единой акцией; фикции приоритета специально отведенных для публичных мероприятий мест над иными местами (прослеживается в практике привлечения граждан к ответственности за организацию акций вне специальных мест и в практике отказа в согласовании проведения мероприятий на обычных территориях). В заключении отмечено негативное влияние юридико-фиктивных приемов на содержание права граждан на проведение публичных мероприятий и, в частности, на беспрепятственную реализацию правомочий выбора формы и места проведения акций.

Автор: Симонова С.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Модель централизованного оказания юридических услуг (канадские уроки для России)

Аннотация: Статья посвящена особенностям организации и функционирования Министерства юстиции Канады. Рассматриваются его функции, стандарты качества оказания юридических услуг и консультаций, механизмы управления правовыми рисками в правительстве Канады. Выявляются преимущества такой модели, доказавшей свою эффективность на протяжении более 50 лет, для системы государственного управления в Канаде. Анализируется опыт проведения в 2006 — 2013 гг. в администрации Липецкой области эксперимента по адаптации в его деятельности канадской модели централизованного предоставления юридических услуг. На основе проведенного автором социологического исследования и статистических данных деятельности правового управления администрации Липецкой области делается вывод об успешности данного эксперимента. По мнению автора целесообразно изучить возможность введения подобной модели в других субъектах Российской Федерациии и в деятельности Правительства Российской Федерации. Для этого необходимо разработать индикаторы(показатели) качества юридических услуг и консультаций в системе государственного управления Российской Федерации, создать механизмы измерения эффективности работы юристов-государственных служащих.

Автор: Кабышев С.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере обеспечения экономической стабильности Российского государства

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «экономическая стабильность государства» в контексте его роли в обеспечении стабильности конституционного строя России. Рассматриваются два важнейших аспекта экономической стабильности Российского государства: единство экономического пространства и налоговая централизация. Указывается на значительную роль государства, его органов в обеспечении экономической стабильности. Гарантами стабильности российской экономики выступают как глава государства, так и органы законодательной, исполнительной и судебной власти, деятельность которых призвана обеспечить незыблемость принципов, по которым ведется экономическая деятельность. Отмечается важность правового регулирования экономической стабильности как одного из государственных регуляторов рыночной экономики, роль судебной практики рассмотрения дел в данной сфере . Подчеркивается, что деятельность Конституционного Суда Российской Федерации способствует эффективной защите основных элементов экономической стабильности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Однако при рассмотрении ряда решения Конституционного Суда РФ в экономической сфере отмечается ряд противоречий, не позволяющих в полной мере говорить о неизменности его позиций по ключевым вопросам развития экономики в стране.

Автор: Комкова Г.Н.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Принцип пропорциональности в судебных решениях по избирательным спорам как адекватная форма защиты активного и пассивного избирательного права

Аннотация: В статье на основе анализа решений Европейского суда по правам человека и российских судебных органов рассматривается процесс применения при разрешении избирательных споров принципа пропорциональности, который можно рассматривать в качестве одного из правовых средств, позволяющих гарантировать реализацию публичного интереса в условиях демократического государства, отразить в процессе правоприменения баланс интересов различных его участников. Использование принципа пропорциональности позволяет понять логику правоприменителя, которая находит отражение в принятом им решении. В ходе исследования соотносятся позиции Европейского суда по правам человека с решениями Конституционного Суда Российской Федерации, проводится анализ решений иных судебных органов Российской Федерации, при принятии которых, по мнению автора, нашел реализацию принцип пропорциональности. Автором предлагается закрепить в нормативных правовых актах, регулирующих избирательные правоотношения, цели их принятия. Это предоставит правоприменителю возможность правильно определить для себя цель правового регулирования, на основе которой будет осуществляться толкование нормативных положений. Данное требование должно найти отражение в актах, определяющих порядок принятия и содержания нормативных правовых актов как федеральных, так и региональных и местных уровней.

Автор: Макарцев А.А.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Российский конституционно-политические контр-реформы 2012-2013 годов: реализация в законодательстве и перспективы правпоримиения

Безруков А.В., Кондрашев А.А.

Аннотация: В статье исследуются изменения российского законодательства в части порядка формирования палат российского парламента, порядка замещения должности главы субъекта Российской Федерации, а также конституционно-политические преобразования в сфере реализации конституционных прав граждан. Авторы, на основе обобщения действующего законодательства и практики, современных примеров и основных направлений федеративных преобразований и избирательной системы, проводят системный анализ законодательных ограничений прав граждан на свободу манифестаций, мысли и слова, пассивного избирательного права. Исследовательская работа построена на применении методов анализа и синтеза, историко-правового, формально-юридического, сравнительно-правового, научного абстрагирования, а также законов формальной логики. Используемые методы позволили определить поставленные в работе задачи и предложить конструктивные пути их решения авторское решение. С учетом анализа основных направления конституционно-политических преобразований авторы формулируют предложения по совершенствованию законодательства и практики, прогнозируют возможные пути развития современной политической системы России, обращают внимание на проведение политических преобразований в рамках Конституции РФ и при условии обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Автор: Безруков А.В., Кондрашев А.А.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Государственный совет Франции как орган конституционного контроля

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи является место Государственного совета в системе французского конституционного контроля и его компетенция в данной сфере. Показано значение Государственного совета для формирования современной системы конституционного контроля, предполагающей осуществление названного контроля параллельно несколькими органами, наделенными различным объемом полномочий. Очерчена история появления и развития Государственного совета, влияние на его назначение и компетенцию доктринальных представлений различных периодов истории Франции, связанных с пониманием принципа разделения властей. Автор основывается на диалектическом подходе. В качестве специальных методов исследования права применяются институциональный, историко-правовой и формально-юридический методы познания. Делается вывод о том, что учреждение Государственного совета задолго до появления во Франции конституционного контроля и создания Конституционного совета, ставшее следствием широкого распространения доктрины парламентского суверенитета, предопределило создание во Франции современной системы, при которой конституционной контроль законов и актов органов исполнительной власти осуществляется разными органами. Этот пример демонстрирует влияние, оказываемое на практику государства даже тех идей, от которых уже отказалась доктрина.

Автор: Кокотова М.А.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

О некоторых вопросах теории гарантий избирательных прав граждан

Аннотация: В статье приводится характеристика структуры научного знания в свете идеи гарантирования избирательных прав граждан. Поскольку наиболее развитыми формами организации научного знания являются научные теории, автор акцентирует внимание на данных сущностных образованиях в системе науки. Анализируя строение научных теорий, исследователь приходит к выводу о формировании в избирательном праве теорий гарантий избирательных прав, гарантирования указанных прав, гарантийного избирательного права, находящихся в стадии перехода от феноменологического к нефеноменологическому уровню знания. Причем универсальный характер присущ только первой теории. Обращение к моделям гарантий избирательных прав граждан, выступающих объектами законов науки, позволяет показать действие законов (закономерностей) в процессе возникновения, функционирования и развития одноименных гарантий. При этом основной закономерностью автор объявляет реализацию избирательных прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами избирательного права.

Автор: Вискулова В.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

О проверке конституционности в целом Федерального закона от 8 июня 2012 года №65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования

Гаврилова Л.В., Игнатенко В.В., Петров А.А., Подшивалов В.Е., Суркова И.С.

Аннотация: Представленный материал подготовлен на основании экспертного заключения научных сотрудников Иркутского областного государственного научно-исследовательского казенного учреждения «Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского», написанного 8 октября 2012 г. по вопросам, поставленным в письме судьи Конституционного Суда Российской Федерации С.Д. Князева. 14 февраля 2013 года было оглашено решение по данному делу — Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П.

Автор: Гаврилова Л.В., Игнатенко В.В., Петров А.А., Подшивалов В.Е., Суркова И.С.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

О проверке конституционности правил организации и проведения публичных мероприятий

Аннотация: В производстве Конституционного Суда РФ находилось дело по проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”» и его отдельных положений, принятого в июне 2012 г. При подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде РФ судья-докладчик сформулировал ряд вопросов, ответы на которые имеют значение для правильного разрешения дела. Ниже представлены эти вопросы и ответы на них в том виде, как они вошли в текст заключения, подготовленного автором 7 августа 2012 г. для Конституционного Суда РФ. В феврале 2013 г. было вынесено итоговое решение по данному делу (Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П).

Автор: Шугрина Е.С.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Особые территориальные единицы субъектов Российской Федерации

Аннотация: В статье анализируются особенности регулирования некоторых территорий субъектов РФ, отличающие их от обычных административно-территориальных единиц. К таким территориям автор относит, во-первых, административно-территориальные единицы с особым статусом (территории бывших субъектов РФ, утративших статус таковых при объединении с другим субъектом РФ; столицы республик (административные центры иных субъектов РФ и др.); во-вторых, территории с особым статусом, которые не являются административнотерриториальными единицами (особо охраняемые территории; зоны чрезвычайных ситуаций; туристические территории и др.). Анализ уставов пяти новых (объединенных) субъектов федерации (краев и областей) свидетельствует о наделении вошедших в их состав шести автономных округов, сохранивших свое территориальное единство, но утративших статус субъекта федерации, статусом административно-территориальных единиц с особым статусом. Автор анализирует сходства и отличия в уставно-правовом регулировании отношений между субъектом федерации и административно-территориальной единицей с особым статусом. Отмечается недостаточность правового регулирования на федеральном и региональном уровнях, особенно в сфере защиты прав коренных малочисленных народов. Ставится под сомнение законность преобразования административно-территориальной единицы с особым статусом в единое муниципальное образование. В статье рассматриваются также столицы (административные центры) субъектов РФ как их особые территориальные единицы, имеющие важное функциональное предназначение. Рассматривается вопрос о специфике территориального устройства столиц, наименования и др. Автор обращает внимание на определение законодательством субъектов РФ статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, выделяет особенности регулирования в различных субъектах. К территориям с особым статусом субъекты РФ могут относить национальные административно-территориальные образования, региональные зоны (районов) чрезвычайных санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, фитосанитарной и экологической ситуаций, территории, имеющие историко-культурное, религиозное значение, зоны экономического развития.

Автор: Нарутто С.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Конституционный принцип состязательности как способ аргументированного обоснования правовой позиции сторон в российском судопроизводстве

Аннотация: В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Указанная конституционная норма ставит в равное положение все стороны процесса. Это означает, что в гражданском процессе обладает равенством в защите своих прав и законных интересов истец и ответчик; в уголовном — подсудимый, прокурор и защитник; в конституционном — орган или гражданин, оспаривающий конститу- ционность нормативного правового акта, и орган, издавший этот акт; в административном — орган или должностное лицо, обладающие правом применения мер административного воздействия, и правонарушитель, совершивший административный поступок. Закрепление в законодательстве прав и обязанностей указанных сторон в российском судопроизводстве является правовой основой разрешения любых конфликтов между ними. Однако в реальной действительности осуществление сторонами своих прав зачастую не обеспечивает установления истины по делу, что порождает необходимость переноса разрешения спора в вышестоящие судебные инстанции. Анализ законодательства, судебной практики и научных источников позволяет сделать некоторые выводы о содержании принципов состязательности и равенства сторон, о способах и условиях их реализации, о полномочиях суда и его роли в обеспечении состязательности и равенства сторон в российском судопроизводстве, а также внести предложения по совершенствованию отдельных процессуальных норм.

Автор: Жамборов М.С.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Некоторые проблемы реализации внесудебных механизмов защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации

Аннотация: В статье проводится исследование действующего законодательства, регулирующего правовые отношения, связанные с реализацией внесудебных механизмов защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации, а также проводится анализ практики их реализации. Автором разграничиваются полномочия председателей судов субъектов РФ и председателей районных (городских) судов, а также дается характеристика надзорных и иных полномочий органов прокуратуры применительно к сфере защиты конституционного права на доступ к информации о деятельности судов в Российской Федерации. В статье также содержатся выводы автора об отсутствии в настоящее время конкретных механизмов контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов как на уровне федерального законодательства, так и на уровне внутриведомственных актов, о неэффективности использования полномочий органов прокуратуры для защиты нарушенного права пользователя информацией, а также определяются важнейшие направления совершенствования законодательства и правоприменительной практики в области доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

Автор: Коновалов А.О.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Источники стандартов прав и свобод РФ и ФРГ: сравнительно-правовой анализ

Аннотация: В настоящее время объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью взаимодействия международного сообщества. Учитывая возникшую необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов в области прав человека, сравнительно-правовые исследования в данной сфере, несомненно, представляют практический интерес. Правовые системы Российской Федерации и Федеральной Республики Германия представляются достаточно схожими. В результате проведенного исследования автором делается вывод о том, что к источникам стандартов прав и свобод в обоих государствах в равной степени относятся нормы международного права, высшие нормативно-правовые акты: Конституция РФ и Основной закон ФРГ, акты Европейского Суда по правам человека, а также «мягкое право»: рекомендации органов международных организаций и акты международных конференций. Отмечается различие, существующее в понимании юридической силы решений разноуровневых судов и их соотношении с национальными судами в России и Германии.

Автор: Приходько Т.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Структура конституционного права на информацию

Аннотация: Статья посвящена исследованию структуры конституционного права на информацию через ее элементы: права на свободный поиск, получение, хранение, передачу, использование информации, которые детально раскрыты через нормы российского законодательства. Для конкретизации конституционного права на информацию обозначена классификация исследуемого права через право на доступ к источникам информации и право на получение информации.

Автор: Вахрамеев Р.Г

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Особенности правового закрепления народовластия в конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации

Аннотация: Уроки из второго по катастрофичности (после Чернобыля) ядерного происшествия еще только предстоит уяснить и осмыслить. Тем не менее, некоторые выводы, имеющие значение для развития международно-правовых механизмов ответственности за ядерный ущерб, из этого события, хотя и не имевшего значительных трансграничных последствий и произошедшего в стране, не участвующей ни в одном международном соглашении о компенсации ядерного ущерба, уже могут быть сделаны.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Толкование права на судебную защиту в контексте избирательного законодательства: последнее слово за Конституционным Судом

Аннотация: 14 марта 2013 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Заявители, среди которых были Уполномоченный по правам человека, региональное отделение партии «Справедливая Россия», член участковой избирательной комиссии, наблюдатель и рядовой избиратель, обжаловали официальные результаты голосования в судебном порядке, однако их заявления не были приняты к рассмотрению. Гражданин Белов О.Б. обратился с жалобой на нарушение его конституционных прав применением в его деле п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в ее взаимосвязи со ст. 220 ГПК РФ и ч. 1 ст. 259 ГПК РФ. Заявитель просил Конституционный Суд признать неконституционной сложившуюся правоприменительную практику толкования п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220, ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, а также п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в той части, в какой применение данных норм судами общей юрисдикции препятствует индивидуальным избирателям обжаловать в суды процессуальные нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями при оформлении протоколов и подсчете голосов, поскольку подобная практика противоречит ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Представленный ниже материал подготовлен на основе выступления автора в Конституционном Суде РФ в качестве представителя стороны по данному делу.

Автор: Соболева А.К.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Модель клерикализма в Иорданском Хашимитском Королевстве: историческая эволюция и конституционное оформление

Аннотация: В статье исследован процесс исламизации региона, а также историческая динамика правового положения религиозных организаций в стране. Проблема клерикализации Иордании рассмотрена через призму особенностей ее исторического пути.

Автор: Новиков М.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Принципы оказания бесплатной юридической помощи

Остапенко (Плетень) А.С.

Аннотация: Принятый 21 ноября 2011 г. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» впервые за всю историю существования института бесплатной юридической помощи закрепил принципы ее оказания. Настоящая статья посвящена характеристике содержания каждого из девяти закрепленных в федеральном законе принципов. Среди данных принципов — принцип доступности бесплатной юридической помощи для граждан, принцип социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи, принцип равенства доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании, принцип контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи, а также иные принципы. Настоящая статья изложена в доступной форме и может быть использована специалистами, занимающимися вопросами оказания юридической помощи населению, государственными и муниципальными служащими, а также преподавателями и студентами юридических вузов.

Автор: Остапенко (Плетень) А.С.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран

Основы конституционного строя Российской Федерации и ее субъектов в решениях Конституционного Суда РФ

Аннотация: В статье раскрываются основы конституционного строя России сквозь призму правовых позиций Конституционного Суда РФ. На примерах судебной практики иллюстрируются содержательные аспекты политических, социально-экономических и духовных основ конституционного строя. Особое внимание уделяется анализу таких основ конституционного строя, как демократическое государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; республиканская форма правления; разделение властей; единство государственной власти; государственный суверенитет; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; федеративное государство; самостоятельность местного самоуправления; правовое государство.К социальноэкономическим основам конституционного строя, наиболее исследованным в конституционном судопроизводстве, относятся: свобода экономической деятельности; единство экономического пространства; поддержка конкуренции; признание многообразия форм собственности и их равной защиты; социальный характер государства. Духовные основы конституционного строя Конституционный Суд раскрывает чаще всего через анализ содержания светского характера государства. Практически по всем из основ конституционного строя сформулированы правовые позиции Конституционного Суда, которые обогащают лаконичные положения российской Конституции, служат ориентиром для законодателя и правоприменителя, а также иных, включая негосударственных, участников публичных правоотношений.

Автор: Нарутто С.В.

Рубрика: Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран