Лекция конституционное право украины

Опорный конспект лекций Конституционное право Украины

§ 1. Конституционное право — ведущая отрасль права Украины.

В системе национального права Украины ведущей отраслью является конституционное право Украины. Этой отрасли присущи черты, характерные для всей системы права: нормативность, формальная определенность, направленность на достижение определенного правового результата, возможность защиты правовых предписаний средствами государственного влияния и т.п.

Ей присущи и специфические качественные признаки, которые отличают ее от других подразделений национального права Украины. Наиболее полно эти признаки проявляются в особенностях таких характеристик, как предмет и метод правового регулирования, социальное назначение и роль конституционного права, принципы конституционного регулирования, задачи и функции конституционного права, наличие конституционной (конституционно-правовой) ответственности.

Это — квалификационные признаки отрасли конституционного права, которые в совокупности дают возможность выделить данную отрасль права как таковую, отделить ее от других подразделений системы права, определить ее “лицо”.

Только учет всех этих характеристик может дать обобщенную характеристику конституционного права как отрасли права.

Следовательно, ведущая роль конституционного права предопределяется объективными факторами, которые определяются характером предмета его регулирования. Прежде всего конституционное право регулирует сердцевину политических отношений, которые возникают непосредственно в процессе осуществления народовластия в Украине, которая выступает в двух основных формах — непосредственной и представительной демократии.

Закрепляя полновластие народа Украины, конституционное право тем самым отвечает минимум на два вопроса: кому принадлежит власть в обществе и каким образом она осуществляется, то есть каков механизм ее реализации. На эти вопросы исчерпывающий ответ дает важнейший закон украинского общества — Конституция Украины.

Конституционное право Украины как отрасль права

Министерство образования Украины

Национальная Юридическая Академия Украины им. Ярослава Мудрого

кафедра Конституционного права

Курсовая работа

«Конституционное право Украины как отрасль права»

студент 2-ого курса

Харьков – 2002 г.

Понятие отрасли Конституционного права.

Предмет Конституционного права Украины, метод правового регулирования.

Конституционно-правовые нормы и институты.

Источники Конституционного права Украины.

Список использованной литературы.

Понятие отрасли Конституционного права.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституции, законах, указах президента и т. д. Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права. Как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа – Конституции, которую официально называют Основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения в трудовом), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Конституционное право – ведущая отрасль права Украины. Она, как и другие, с одной стороны, представляет собой совокупность правовых норм, которые имеют внутреннее единство, общие признаки, а с другой – отличается от других отраслей права. Большая Советская Энциклопедия определяет конституционное право как термин, используемый в юридической и политической литературе для обозначения отрасли права, регулирующей отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами в её исполнение. Так же распространен термин государственное право. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. Назначение: конституционное право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей — административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса государственного права.

Предмет Конституционного права Украины, метод правового регулирования.

Предметом его правового регулирования являются важнейшие общественные отношения. Конституционное право Украины имеет свой предмет правового регулирования – это отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Оно регулирует базовые отношения в этих сферах. Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, которые определяют устройство государства и общества. В них устанавливаются качественные характеристики государства – суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти народу, политическая, экономическая, субъекты государственной власти, символы государства. В первом разделе Конституции Украины «Общие положения» содержатся нормы, которые регулируют основополагающие общественные отношения, которые определяют устройство государства и общества. Предметом правового регулирования государственного права являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми. Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права. Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов правового влияния на общественные отношения. Главными методами конституционно-правового регулирования являются методы уполномачивания, установления и принуждения. В ст. 24 Конституции Украины содержатся также запрещающие нормы: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных или других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, по языковым или другим признакам.».

В целом для конституционно-правового регулирования общественных отношений характерным является властно-императивный метод, поскольку нормы конституционного права Украины регламентируют большой блок отношений, которые базируются на власти и подчинении. Применяя все методы правового регулирования, конституционное право Украины обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие, функционирование гражданского общества в консенсуальном режиме. С помощью методов правового регулирования гарантируются права и свободы граждан, демократическое развитие государства и общества. В отличие от отраслей частного права, где используется как правило частноправовой метод регулирования, в конституционном праве доминирует ИМПЕРАТИВНЫЙ (повелительный) метод регулирования.

Конституционно-правовые нормы и институты.

Познание отрасли права невозможно без выяснения особенностей правовых норм, которые её составляют. Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют общественные отношения и составляют однородную группу. В сравнении с нормами других отраслей права нормы конституционного права отличаются:

своим содержанием, сферой общественных отношений, которые они регулируют;

источниками, в которых они содержатся;

устанавливающим характером своих предписаний, поскольку конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и публикации, компетенцию государственных органов;

особенностями внутренней структуры.

В отличии от других отраслей права в нормах конституционного права содержится гораздо больше норм обще регулирующего характера. К таким прежде всего относятся нормы-принципы, нормы-понятия, нормы-задания, которых достаточно много в первом разделе Конституции Украины.

Конституционно-правовые нормы также отличаются составом самой нормы, т.е. не всегда содержат все три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Существуют нормы с одним, двумя или со всеми элементами. Например в ст. 102 Конституции Украины содержится норма, в которой нет ни гипотезы, ни санкции: «Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства.».

Нормы конституционного права классифицируются по следующим признакам:

по содержанию, т.е. кругом общественных отношений, которые регулируются, одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых устанавливаются основы конституционного строя, другие – с закреплением правового статуса граждан, третьи – с территориальным устройством, и т.д.;

по юридической силе; это зависит от нормативного акта, содержащего норму. Важнейшие нормы права содержатся в Конституции и конституционных законах. Далее по важности следуют постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины;

по назначению в механизме правового регулирования нормы конституционного права делятся на материальные («Верховная Рада работает сессионно» — ст. 82 Конституции Украины) и процессуальные: «Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении избирательного бюллетеня запрещается присутствие других лиц» ( ч.9 ст. 40 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины»). В отличии от уголовного, гражданского, административного права конституционное право не имеет специальной процессуальной отрасли, нормы которой устанавливали бы общий, одинаковый порядок реализации материальных конституционно-правовых норм. Процессуально-процедурные нормы содержатся в конституционном законодательстве, например в законе о выборах;

по сроку действия нормы конституционного права делятся на постоянные, временные и разовые. Большинство норм – постоянные, срок их действия четко не обозначен. Временные нормы чаще всего содержатся в переходных положениях нормативных актов;

по территории действия нормы конституционного права делятся на общеукраинские; которые действуют на территории Автономной Республики Крым; действующие на территории отдельных административно-территориальных единиц.

по характеру предписаний, которые содержатся в конституционно-правовых нормах, нормы делятся на:

уполномочивающие нормы закрепляют право субъектов государственно-правовых отношений выполнят соответствующие действия, определяют границы их полномочий;

обязывающие нормы обязывают субъектов конституционно-правовых отношений действовать в пределах нормы. В Конституции Украины такие предписания содержатся в нормах, которые предусматривают обязанности граждан: «Каждый обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей» (ст. 68 Конституции Украины);

по характеру воплощенных предписаний нормы делятся на императивные, которые не дают субъектам государственно-правовых отношений свободу выбора своего поведения, а определяют его сами; и диспозитивные, дающие субъектам государственно-правовых отношений право выбора своего поведения, при наличии определённых условий и обстоятельств;

по функциональной направленности нормы конституционного права делятся на регулятивные и охранительные. Большая часть норм является регулятивной. Охранительные представляют собой запрет.

Для достижения правового результата недостаточно одной правовой нормы. Необходима их совокупность для регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Поэтому требует рассмотрения правовой институт.

Конституционно-правовой институт – это соответствующая система норм конституционного права, которые регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения, которые составляют относительно самостоятельную группу. К конституционно-правовым относятся такие институты как основы конституционного строя Украины, основы правового статуса человека и гражданина, избирательное право, народное представительство, государственно-территориальное устройство и др.

Существуют сложные и простые институты. Например, институт избирательного права содержит в себе такие институты как избирательное право и избирательный процесс. Последний содержит в себе ряд стадий. К институту основ прав и свобод человека и гражданина принадлежат простые институты: институт гражданства Украины, институт основных прав и свобод граждан Украины, иностранцев и другие.

К простым можно отнести институт импичмента Президента.

На современном этапе происходит процесс формирования института конституционного строя, который объединяет нормы, обеспечивающие суверенитет Украинского народа, систему разделения властей и взаимодействия её ветвей, приоритет прав человека над государством, политическую, экономическую и идеологическую многообразность.

Конституционно-правовые институты объединяют нормы как Конституции Украины, так и поточного законодательства. Нормы конституционных институтов различаются между собой по территории действия, степени определенности и чёткости правовых предписаний, назначением в механизме правового регулирования а также по другим признакам.

Конституционно-правовые институты существенно отличаются друг от друга. Специфическим является институт конституционного строя Украины, который объединяет нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя. Его нормы влияют на общественные отношения путем закрепления основ устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретных правоотношений, но определяют главные политко-правовые принципы, сущность правового влияния на сферы общественной жизни.

Нормы конституционно-правового института, которые определяют систему, структуру, формы и методы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Украине, в основном являются нормами прямого действия и реализуются в конкретных правоотношениях. Субъектами этих правоотношений являются органы государства, связь между которыми основывается на власти и подчинении, чёткой определенности компетенции разных ветвей власти.

Институт, который объединяет нормы, связанные с территориальным устройством Украины, имеет особенности, которые обуславливаются спецификой правового статуса субъектов этих государственно-правовых отношений. Это конституционные нормы, которые содержат положения про единство, целостность, нераздельность, неприкосновенность территории Украины.

В пределах конституционного права, как ведущей отрасли права Украины, со временем становится возможным формирования таких важных подотраслей права, как парламентское, муниципальное право.

Источники Конституционного права Украины.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем государства. С точки зрения формы, конституции принято подразделять на писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый либо совокупность конституционных законов. Неписаные конституции состоят из большого количества законов, конституционных обычаев и прецедентов. Порядок внесения поправок и дополнений в конституцию обычно устанавливается в ней самой.

Система правовых актов, которые являются источниками конституционного права Украины, достаточно широкая: Конституция Украины, Конституция Автономной Республики Крым, законы, постановления Верховной Рады, декларации, нормативные акты Президента и т.д.

Основным источником конституционного права Украины является Конституция Украины.

Ст. 8 Конституции Украины гласит: «Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей.».

В ней закрепляются наиболее принципиальные нормы общего характера. Они имеют учредительный характер и высшую юридическую силу и касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. В самой Конституции Украины содержатся также и другие источники конституционного права.

Также источником конституционного права являются международные договоры. Ст. 9 Конституции Украины гласит: «Действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства.».

Виды источников отрасли конституционного права достаточно стабильные и четко обозначенные в Конституции Украины, в других нормативно-правовых актах. Но на данном этапе конституционно-правовые нормы часто меняются, обновляются, отменяются и являются нестабильными. Эта нестабильность конституционного законодательства обуславливается сложностями переходного процесса формирования украинской государственности.

Список использованной литературы:

Конституция Украины – 1996 г..

Конституционное право Украины, В.Я. Таций, Ю.М. Тодыка – К., 1999 г.

Большая Советская Энциклопедия, Т. 13.

Конституционное право Украины, лекционный курс и учебные методические материалы – Нежин, 2001 г.

Правоведение

ТЕМА 3. Основы конституционного права Украины.

1. Предмет и метод конституционного права.

2. Конституция Украины – Основной Закон государства и общества. Юридические свойства конституции.

3. Понятие гражданства, основания его приобретения и прекращения.

4. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности человека и гражданина, их классификация.

5. Органы государственной власти в Украине:

а) Верховная Рада Украины;

б) Президент Украины;

в) Органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, министерства, ведомства и государственные комитеты, местные государственные администрации).

6. Местное самоуправление в Украине.

7. Судебная система Украины.

8. Правоохранительные органы:

б) Министерство юстиции и адвокатура;

в) МВД и милиция;

1. Предметом регулирования конституционного права являются наиболее важные государственно-правовые и политико-правовые отношения, которые связаны с вопросами государственного строительства и организации государственной власти в стране.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения, которые в зависимости от своего характера можно разделить на отдельные группы:

1) отношения, которые раскрывают основополагающие основы конституционного строя. В них, прежде всего, воплощается суверенитет народа. Также это отношения, которые касаются главных объектов права собственности Украинского народа, статуса государственного языка, принципов общественной жизни в Украине, основ внешнеполитической деятельности, принципов правового порядка, а также отношения, которые возникают в связи с использованием государственных символов Украины;

2) отношения, которые определяют характер основных связей между государством и конкретным лицом. Это отношения, которые касаются гражданства, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине, реализации гарантий правового статуса человека и гражданина;

3) отношения, которые раскрывают главные формы осуществления народовластия путем непосредственного участия граждан в решении государственных и общественных вопросов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

4) отношения, которые определяют систему, структуру, основы функционирования государственных органов. Они регулируют статус Верховной Рады Украины, Президента, органов исполнительной власти, правосудия и прокуратуры;

5) отношения, связанные с организацией и функционированием местного самоуправления в Украине.

Основным методом конституционного права является императивный метод (метод власти и подчинения), однако используется также и метод диспозитивный.

Конституционное право является основополагающей отраслью права, поскольку она регулирует основные положения, касающиеся организации государства и общества, основы конституционного строя Украины, основы правового статуса человека и гражданина, организацию, порядок и принципы функционирования, а также полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственную символику.

2. Конституция в материальном смысле – это Основной Закон государства, в котором закреплены основы конституционного строя Украины, ее политической и экономической системы, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форма правления, основные принципы организации и функционирования, система и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, территориальное устройство и государственные символы (т.е. основные объекты конституционного регулирования ).

Конституция в формальном смысле – это писаный акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государства или непосредственно народом в ходе референдума и обладает высшей юридической силой. Конституция в Украине – это учредительный документ, который юридически закрепляет независимость, самостоятельность государственной власти, суверенитет Украины.

Юридические свойства Конституции:

1. учредительный характер. Это означает, что в функции Конституции входит образование основных институтов государства и общества. Своими нормами она закрепляет систему органов государственной власти, местного самоуправления, основные права и свободы человека и гражданина;

2. программный характер. Конституция закрепляет не только достигнутое в обществе, но и отражает цели, задачи и перспективы развития основных институтов государства и права;

3. высшая юридическая сила, верховенство Конституции в правовой системе государства, что означает ее приоритетное положение в системе законодательства страны. Все акты, которые принимаются государством, должны соответствовать конституции и не противоречить ей;

4. нормы Конституции являются нормами прямого действия. Это означает, что нормы Конституции влияют на общественные отношения непосредственно;

5. стабильность предусматривает значительную длительность норм конституции без внесения в нее существенных изменений, когда для этого нет объективных политических и социально-экономических предпосылок;

6. должна соответствовать условиям развития общества;

7. особый порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституция Украины 1996 г. предусмотрела усложненный порядок изменения норм;

8. особый порядок охраны Конституции (существование Конституционного Суда Украины);

9. Конституция является базой для развития национальной правовой системы (различных отраслей права), поскольку основные положения конституции конкретизируются, детализируются и развиваются в действующем законодательстве.

3. Гражданство это постоянная правовая связь физического лица и Украинского государства, которая проявляется в их взаимных правах и обязанностях (Закон Украины «О гражданстве» в редакции от 18. 01. 2001 г.)

В Украине действует принцип единого гражданства. В соответствии с законодательством это означает, что исключается возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства (государств), то в правовых отношениях с Украиной признается только гражданином Украины.

Гражданство приобретается на основании двух принципов:

1. «Принцип почвы» — гражданство приобретается в зависимости от территории рождения и независимо от гражданства родителей.

2. «Принцип крови» — гражданство приобретается в зависимости от гражданства родителей и независимо от территории рождения.

Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Гражданин Украины не может быть лишен права на гражданство, т.е. он не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 25).

Документами, подтверждающими принадлежность к гражданству Украины, является:

1. Паспорт гражданина Украины.

2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу.

3. Временное удостоверение гражданина Украины.

4. Дипломатичный паспорт.

5. Служебный паспорт.

6. Удостоверение личности моряка.

7. Удостоверение члена экипажа.

8. Удостоверение личности на возвращение в Украину.

Основания приобретения гражданства:

2. По территориальному происхождению.

3. Вследствие восстановления в гражданстве Украины.

4. Вследствие принятия в гражданство Украины.

5. Вследствие усыновления.

6. Вследствие установления опеки или попечительства.

7. Вследствие установления над лицом, признанным судом недееспособным, опеки.

8. Вследствие пребывания в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка.

9. Вследствие установления отцовства.

10. По иным основаниям, предусмотренным международными договорами.

Приобретение гражданства Украины иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется по их ходатайству при наличии следующих условий:

1. признание и соблюдение Конституции и законов Украины;

2. обязательство прекратить иностранное гражданство или непребывание в иностранном гражданстве;

3. непрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4. наличие законных источников существования;

5. получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

6. владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения.

В гражданство Украины не принимаются лица, которые:

1. совершили преступления против человечества или осуществляли геноцид;

2. осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяжкого преступления до погашения или снятия судимости;

3. совершили на территории другого государства деяние, которое признано законодательством Украины тяжким преступлением.

Законодательство также предусматривает основания прекращения гражданства:

1) выход из гражданства Украины (осуществляется по ходатайству гражданина Украины в случае выезда на постоянное проживание за границу);

2) утрата гражданства (например, в случае добровольного приобретения гражданином Украины иностранного гражданства и др.);

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами.

3.Основные права (свободы) – это вид и мера возможного поведения, которое устанавливается Конституцией Украины и гарантируется принудительной силой государства; т.е. это закрепленные в Конституции возможности субъекта конституционно-правовых отношений удовлетворять свои законные интересы и потребности, которые отвечают уровню развития общества.

Классификация прав и свобод:

1. Личные (гражданские) – человек может существовать как биологически живое существо (право на жизнь, право на защиту чести и достоинства и т.д.)

2. Политические (право избирать и быть избранным и др.).

3. Экономические (право собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью и др.).

4. Социальные (право на отдых, медицинское обеспечение и др.).

5. Культурные (право на образование, свобода литературного творчества и др.).

6. Экологические (право на безопасную окружающую среду).

Основные обязанности – это вид и мера должного (необходимого) поведения, установленного Конституцией, за неисполнение которых лицо может быть привлечено к ответственности и которое предполагает необходимость выполнения определенной социальной обязанности.

Конституция Украины предусматривает следующие обязанности:

1. защищать Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, уважение ее государственных символов;

2. платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом;

3. соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свобод, честь и достоинство других людей;

4. не причинять вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный ущерб.

Под гарантиями понимают правовые средства, которые обеспечивают реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право может быть реализовано, если ему отвечает чья-то обязанность его обеспечить. Существенное место занимают среди гарантий предусмотренные ст. ст. 55-64 Конституции Украины юридические гарантии.

1. Верховная Рада Украины является единственным законодательным органом. Формируется на основании общего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Конституционный состав – 450 народных депутатов. Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий на территории Украины в течение последних 5 лет. Не может быть избранным в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 76 Конституции Украины).

Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата, быть на государственной службе, занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли (ст. 78 Конституции Украины).

Формы работы Верховной Рады:

  1. сессии (пленарные заседания):

· очередные сессии начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года;

· внеочередные сессии, с указанием распорядка дня, созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее чем одной трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины или по требованию Президента Украины (ст. 83 Конституции Украины);

  1. заседания комитетов, где осуществляется законопроектная работа, готовятся и предварительно рассматриваются вопросы, отнесенные к полномочиям Верховной Рады Украины;
  2. Верховная Рада Украины для проведения расследований по вопросам, которые представляют общественный интерес, создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от конституционного состава Верховной Рады Украины;
  3. Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Структура Верховной Рады Украины включает:

1. общий количественный состав;

2. комитеты Верховной Рады Украины;

3. депутатские фракции;

4. временные специальные и следственные комиссии;

5. должностные лица парламента (Председатель Верховной Рады Украины, первый заместитель и заместитель Председателя);

6. аппарат Верховной Рады Украины.

Функции Верховной Рады Украины:

  1. законодательная (принимает законы, вносит в них изменения и дополнения, признает их утратившими юридическую силу, отменяет или приостанавливает их действие).
  2. учредительная (организационная) проявляется в формировании или участии в формировании органов исполнительной или судебной власти; формировании собственных парламентских структур; назначении или избрании на должности, увольнении с должности, предоставлении согласия на назначение и увольнение с должности иных органов государственной власти и государственных организаций; решении вопросов территориального устройства, Вооруженных Сил Украины; обеспечении формирования органов местного самоуправления;
  3. функция парламентского контроля (контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защита; бюджетно-финансовый контроль; направление запросов Президенту Украины; реализация права запроса народного депутата Украины на сессии Верховной Рады Украины; парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; осуществление контроля по отдельным вопросам непосредственно или через временные специальные и следственные комиссии).

Президент Украины – глава государства и выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины избирается гражданами Украины на основе общего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Президентом может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий в Украине в течение последних 10 перед днем выборов лет и владеющий государственным языком.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд.

Президент Украины не может иметь иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, имеющего цель получение прибыли.

Полномочия Президента Украины:

1. по представительству государства внутри страны и в международных отношениях (обращение с посланиями к народу и с ежегодным посланием к Верховной Раде Украины; представительство государства в международных отношениях, ведение переговоров и заключение международных договоров Украины; принятие решений о признании иностранных государств, назначение и освобождение глав дипломатических представительств Украины в других государствах);

2. в отношении парламента (прекращение полномочий Верховной Рады, право законодательной инициативы, право вето);

3. учредительные полномочия по формированию органов исполнительной власти (Кабинета Министров Украины, министерств, иных центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и др.);

4. относительно порядка формирования органов судебной власти и контрольно-надзорных органов (назначение 1 /3 состава Конституционного Суда Украины, назначение на должность профессионального судьи на первые 5 лет, назначение с согласия Верховной Рады на должность Генерального прокурора Украины и освобождение его от должности; осуществление помилования и др.);

5. как гаранта конституционного строя, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и других конституционных институтов (как Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, осуществление руководства в сфере национальной безопасности и обороны, внесение в Верховную Раду представления об объявлении состояния войны и принятие решения об использовании Вооруженных Сил в случае вооруженной агрессии против Украины, присвоение высших воинских званий, высших дипломатических рангов и иных высших специальных званий и классных чинов);

6. решение вопросов гражданства (о принятии в гражданство, о прекращении гражданства, о предоставлении убежища в Украине);

7. награждает государственными наградами, устанавливает президентские отличия и награждает ими;

8. принимает указы и распоряжения и осуществляет иные установленные Конституцией полномочия.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Правоведение — лекции, шпаргалки, рефераты, конспекты

Конституционное право Украины

Конституционное право Украины представляет собой систему правовых норм

, регулирующих отношения властвования, суть которых заключается в организации государственной власти и местного самоуправления. Эти нормы определяют объект конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина, устанавливающие систему политико-правовых гарантий реализации этих прав и свобод.

Поскольку человек признается высшей ценностью в государстве, нормами конституционного права регулируются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением базового уровня основ правового статуса личности (раздел II Конституции Украины — «Права, свободы и оба вязки человека и гражданина»). Содержание основ правового положения личности составляют те правовые институты, которые фиксируют отношения, существующие между лицом, с одной стороны, и обществом, государством, с другой. Конституционно-правовое содержание отношений, возникающих между лицом и государством, определяется институтом гражданства или конституционно-правовым статусом личности как иностранца (беженца, иммигранта) или апатрида (лица без гражданства).

Итак, гражданство является составной частью основ правового положения личности в государстве, оно является юридическим основанием для распространения на лицо власти государства — как внутри страны, так и за ее пределами. Наличие у человека гражданства Украины обусловливает распространение на нее прав и обязанностей, закрепленных законодательством нашего государства. Права и обязанности занимают центральное место в характеристике правового положения граждан. Причем, определяются они всеми отраслями национальной системы права:

? гражданским,
? административным,
? трудовым,
? финансовым и др..
В зарубежной юридической литературе наряду с термином «Конституционное право» используется также термин «государственное право». Как правило, применение того или иного термина связывается с наличием или отсутствием конституционного строя.

Основой конституционного права является конституция. Как и многие другие юридических терминов, это слово пришло к нам из Древнего Рима. Происходит оно от лат. слова сопаиииииио, что означает «устройство» «,» установление «.

В Средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности, постановления сейма Речи Посполитой. Полагают, что первыми писаными конституциями — основными законами были Конституция США (1787р.), которая действует и на сегодняшний день, и Конституция Франции (1791р.).
Конституция — это основной учредительный юридический акт государства. Преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Колена отрасль украинского законодательства масс свой виток в том или ином положении Конституции Украины. Конституция регулирует важнейшие общественные отношения в стране.

Среди всей совокупности прав и обязанностей наших граждан особое значение имеют конституционные права и обязанности (право на жизнь — ст. 27Конституции Украины, на свободу и личную неприкосновенность — ст. 29 Конституции, право на собственность, предпринимательскую деятельность — ст. 41 и 42 Конституции, право на труд — ст. 43 Конституции, право на социальную защиту — ст. 46, право на жилье — ст. 47 Конституции и проч.). Они фиксируют наиболее жизненные связи и отношения между обществом, государством и отдельной личностью. Конституционные права и обязанности записаны не в обычном законе, а в Конституции Основном Законе Украины. Они выражают основное содержание правового положения личности в нашем обществе, т.е. закрепляют его основания. Поэтому называются они основными правами и обязанностями граждан. Собственно, нормами конституционного права закрепляются не все права и обязанности человека, гражданина Украины, которые воплощаются во всех отраслях нацио ¬ нальной системы права, а лишь основные права и основные обязанности, т.е. конституционные права и обязанности. Кстати, в Основном Законе (абзаце ст. 22) указывается, что права, свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими.

Итак, общественные отношения, составляющие основы правового статуса личности в Украину, составляют первую группу отношений, которая входит в предмет конституционного права.
Любому государству свойственна определенная территориальная или национально-территориальная организация, наиболее полно обеспечивает народовластия. Конституционное право устанавливает организацию территории, есть вопросы определения ее границ, изменения этих границ, форму государства, адми ¬ нистративно-территориальное деление ее (ст.ст. 2, 5, 85 п.29; 92 п.13; 132; 133; ^ 34-139; 140 Конституции Украины). Отсюда следует, что второй группой общественных отношений, которые являются предметом конституционного правового регулирования ¬ ния, являются отношения, которые представляют государственно-территориальное устройство Украины, то есть определяют пространственную сферу ее властвования, форму государства, ее структуру, взаимоотношения государства с его составными частями , правовое положение последних, административно-территориальное деление.

Конституционное право регулирует отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления (главы ПИ-УИП, XI, XII Конституции Украины). Основными формами осуществления народовластия в Украине является представительная система и непосредственная демократия. Общественные отношения, возникающие в связи с выполнением этих форм в жизни, является по своей сути конституционно-правовыми. Они, в частности, возникающие в процессе формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления на основе демократических принципов избирательной системы, а также в процессе многогранной деятельности избранных народом представительных учреждений:
? Верховной Рады Украины;
? Президента Украины;
? областной, районной, городской, районной в городе, поселкового и сельского советов;
? сельских, поселковых, городских голов.
Подытоживая, можем констатировать, что конституционное право Украины — это основная отрасль права, нормы которой закрепляют основы правового статуса человека и гражданина Украины, ее государственно-териториапьний устройство, устанавливают систему, основные принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, формы непосредственной демократы .
Наука конституционного права, как отраслевая юридическая наука, которая представляет собой систему знаний о конституционно-правовые нормы, имеет своей задачей изучать конституционно-правовые нормы в действии, т.е. в процессе их реализации, предусматривать пути их изменения, дополнения адекватно жизненных требований и таким образом, служить интересам практики.

Кроме того, наука конституционного права имеет дело не только с действующим правом, но и с его прошлым историческим развитием, то есть, учитывает при формулировании действующих конституционно-правовых норм национально-государственные традиции Украины. Кстати, не случайными являются во вступительном разделе Конституции Украины слова, что, принимая Основной Закон государства, Верховная Рада Украины опиралась на многовековую историю украинского государства.

На базе обобщения опыта, прошлого и настоящего, наука обязана формулировать закономерности роз витку конституционного права, перспективы становления и развития национальной украинской государственности.
Итак, предметом науки конституционного права Украины является действующее конституционное право в процессе его возникновения, осуществления развития.