Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в рф

Лицензирование отдельных видов деятельности

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности — очень частый вопрос, возникающих при организации бизнеса, так как некоторые виды деятельности ограничены законодательно.

Конституция РФ закрепляя, особую форму охраны прав и свобод человека и гражданина, тем не менее, в ряде случаев допускает их ограничение. Данные ограничения, согласно п. 3 ст. 55 Конституции должны устанавливаться лишь федеральным законом только и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная конституционная норма продублирована и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Одним из подобных ограничений и является лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

Статья 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами предпринимательской деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Сама процедура лицензирования применяется именно к отдельным видам деятельности, осуществляемой как коммерческими, так и некоммерческими организациями. При этом право на соответствующую деятельность возникает именно с момента получения лицензии или в указанный в ней срок. Прекращается это право по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривает:

  1. единый порядок лицензирования для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории России;
  2. принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий;
  3. значительное расширение полномочий Правительства РФ в области лицензирования. Также предусматривается, что осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных законодательством;
  4. изменение порядка осуществления лицензионного контроля;
  5. установление исчерпывающего перечня прав и обязанностей должностных лиц лицензирующих органов и др.

Следует отметить, что основной тенденцией российского законодательства в сфере лицензирования является снижение лицензируемых видов деятельности Так в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности подлежащей лицензированию. Данный перечень включает 49 наименований видов деятельности, что более чем в два раза меньше, чем в перечне установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.

Предлагаем вашему вниманию несколько статей на тему «Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности». Раздел регулярно пополняется.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 27.03.2016

Под объектом лицензирования медицинской деятельности следует понимать публичные общественные отношения, складывающиеся между уполномоченными органами исполнительной власти, их должностными лицами, с одной стороны, и заявителями (соискателями лицензий; лицензиатами; физическими и юридическими лицами, обратившимися за предоставлением сведений о конкретной лицензии на осуществление медицинской деятельности), с другой стороны, на всех этапах осуществления процедурных мероприятий по поводу предоставления государственной услуги.

Дата размещения статьи: 11.11.2015

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе медицинской, проводится в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.

Дата размещения статьи: 06.09.2015

Если УК не получила лицензию с первого раза, при повторном обращении лицензирующий орган настаивает, чтобы заявка была подана без указания домов, находящих в управлении потенциального лицензиата в соответствии с ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Правомерно ли это? По мнению автора, поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в ч. 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ об обязанности УК, не получивших лицензию, управлять домами вплоть до наступления событий, поименованных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, фактически означают, что повторное заявление УК на выдачу лицензии не может (и не должно) рассматриваться на тех же условиях, что и заявление, поданное впервые.

Дата размещения статьи: 12.03.2015

Некоторые виды деятельности требуют специального разрешения государства. На это указывает п. 1 ст. 49 ГК РФ, в котором сказано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу того что индивидуальный предприниматель является участником гражданско-правовых отношений наравне с коммерческими организациями, данное правило справедливо и для коммерсантов. Причем, как и у коммерческих компаний, право бизнесмена вести лицензируемую деятельность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Дата размещения статьи: 11.01.2015

Одним из существенных условий удовлетворения заявления на выдачу алкогольной лицензии является отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет на дату подачи такого заявления. Это положение прописано в подп. 3 п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ. Но оно является определяющим исключительно для получения лицензии. Никаких ограничений образование задолженности уже в процессе осуществления лицензируемой деятельности не несет.

Дата размещения статьи: 06.01.2015

По мнению исследователей, лицензироваться должна деятельность, которая вовлекает в свою среду неограниченный круг участников (включая их имущество); является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю. В целом предпосылки для введения разрешительного режима осуществления конкретной широко распространенной деятельности создает обусловленная ее спецификой необходимость квалифицированного и профессионального ведения в определенных формах и определенными способами и способность наступления общественной опасности при невыполнении названных условий.

Дата размещения статьи: 20.12.2014

Если у заявителя на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в выдаче лицензии (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Анализ российского законодательства, актов ВТО и Таможенного союза позволяет говорить о том, что разрешительный режим осуществления деятельности имеет свою специфику, проявляющуюся, в том числе, при лицензировании предпринимательской и иной экономической деятельности; лицензировании оборота товаров при ведении субъектами внешнеэкономической деятельности; выдаче лицензий на пользование недрами; заключении лицензионных договоров при предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Дата размещения статьи: 15.03.2014

Лицензия представляет собой документ, разрешающий осуществление какого-либо конкретного вида деятельности с четким исполнением определенных требований и условий, который имеет право выдать лицензирующий орган юридическому лицу или частному предпринимателю.

Дата размещения статьи: 15.10.2012

В марте 2011 г. лицензирующим органом была предпринята попытка самостоятельно урегулировать порядок предоставления лицензий в виде принятия Временного порядка предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по лицензированию телевизионного вещания и радиовещания, которым были зафиксированы соответствующие административные процедуры.

Навигация по разделу: [1] [2]

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности: порядок и суть мероприятия

Законодательство РФ и многих других стран регламентирует обязательное лицензирование ряда видов предпринимательской деятельности. Законы также устанавливают перечень необходимых к получению лицензии предпринимательских сфер. Организация какого-либо «дела» с игнорированием данного аспекта законодательства является серьезным нарушением, за которое предусмотрены различные типы наказаний.

Основные принципы лицензирования и его суть

Лицензия как официальный документ

Лицензирование – комплекс мероприятий, направленный на получение лицензионных документов на определенный аспект жизнедеятельности. Также к данному процессу можно отнести:

  • контроль над лицензиями;
  • предоставление документов для подтверждения наличия у лица лицензий;
  • проверка за правильностью соблюдения всех лицензионных требований;
  • аннулирование полученных документов и разрешений;
  • введение лицензионных реестров и так далее.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ПД) – очень важный процесс, введенный правительством РФ для обеспечения безопасности нашей страны и граждан от несанкционируемых видов предпринимательства.

Государство проводит контроль соблюдения всех лицензионных пунктов каждого вида предпринимательской деятельности, которые могут быть опасны для жителей России и требуют специализированных навыков для осуществления своего функционирования.

Таким образом, можно выделить общий принцип формирования необходимости лицензирования ПД: к лицензируемым видам предпринимательства относят все сферы организации каких-либо действий, которые могут ущемлять права граждан, наносить ущерб государству, нарушать законы, быть опасны для здоровья жителей страны и нести опасность безопасности России в целом. Все виды ПД с подобной характеристикой не могут быть организованы без мероприятия лицензирования.

Цели (общие принципы) лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности включают в себя:

  1. организация единого, равного для всех экономического поля на территории страны;
  2. формирование единых перечня и порядка получения лицензий на определённые сферы предпринимательства;
  3. установление ряда требований и положений по лицензированию;
  4. соблюдения всех фундаментальных принципов законодательства РФ.

В зависимости от процесса осуществления лицензирования его могут подразделить на два вида: общий (соблюдение правил основного закона) и специальный (получение лицензии по специальному законодательству). Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление какого-либо «дела» и одобренное законом его существование.

Определяет данный итог выдача лицензии, которая представляет собой специальный документ, разрешающий заниматься юридическому лицу или ИП предпринимательством и выдаваемый на определенный срок или бессрочно.

Необходимые к лицензированию виды предпринимательской деятельности

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Весь процесс лицензирования ПД основывается на соблюдение всех аспектов действующего законодательства РФ. В большинстве своем он опирается на Федеральный закон от 22 апреля 2011 года (№ 99-Ф3). Лицензионные обязательства наложены на органы власти РФ, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Также закон № 99-Ф3, а точнее его 12-ая статья, регламентирует практически весь перечень видов предпринимательства, которые требуют обязательного лицензирования. Основные положения статьи гласят, что лицензия необходима на следующие сферы ПД:

  1. образовательная;
  2. медицинская;
  3. фармацевтическая;
  4. охранная;
  5. коммуникативная (телевизионная и радиовещание);
  6. перевозка более 8 лиц в транспортном средстве (частный извоз);
  7. деятельность по техническому обслуживанию сооружений в плане пожарной безопасности;
  8. оказание услуг связи и другие.

С точки зрения актуальности на сегодняшний день указанные выше виды ПД наиболее востребованы и чаще регистрируются. Однако стоит понимать, что перечень всех видов достаточно большой и более подробно с ним можно ознакомиться в самом законе.

Кроме всего изложенного, важно выделить момент наличия различных корректирующих и уточняющих подзаконных актов, которые также учитываются в общем процессе лицензирования. Законодательство РФ регламентирует 11 видов предпринимательства, лицензию на которые можно получить только по правилам специального федерального закона. К ним относятся сферы:

  • атомной энергетики;
  • производства спиртосодержащих товаров;
  • защиты государственной информации;
  • кредитования;
  • организационных торгов;
  • профессиональная купля/продажа ценных бумаг;
  • формирование инвестиционных и пенсионных фондов, а также многие другие аспекты данной сферы;
  • клиринговая и страховая ПД.

Для успешного проведения лицензирования необходимо подробно ознакомиться с законодательство РФ или доверить данное мероприятие профессиональному юристу.

Требования к соискателю лицензии и порядок получения

Лицензию получить непросто

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательства, правила получения могут различаться. В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т.д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т.д.;
  • иметь сформированный капитал.

Более полный перечень требований к соискателю также можно рассмотреть в некоторых положениях Федерального закона. Для получения лицензии необходимо проделать целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

  1. Проверку соответствия вида ПД и статуса предпринимателя на предмет возможности получения лицензии.
  2. Составление заявления о предоставлении лицензионных документов. Оно составляется по установленной законодательством форме и включает в себя информацию об опознавательных знаках/названиях компании, о предпринимателе, номер налогоплательщика (а также прочие данные, необходимые для постановки соискателя на учет в налоговый орган), вид предпринимательства, на который ориентировано получение лицензии, квитанции/реквизиты об уплате государственных пошлин.
  3. К составленному заявлению необходимо приложить некоторые, заранее собранные документы: учредительные (нотариально заверенные), необходимые бумаги, наличие которых регламентируется законом при лицензировании определённого вида ПД, опись всего предоставленного в лицензирующий орган.
  4. После подачи заявления со всеми документами соискателю необходимо подождать от 45 до 60 дней. Документы будут рассмотрены специальным органом, который либо утвердит выдачу лицензии на занятие определенным видом ПД, либо откажет. Неудовлетворительный результат комиссии может быть обжалован соискателем в суде.

Представленные выше мероприятия имеют обязательный характер, однако в некоторых ситуациях процесс получения лицензии может быть упрощён или же наоборот – ужесточен.

Срок и правила действия лицензии

Лицензия имеет сроки

Для более четкого понятия о лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности стоит рассмотреть сроки действия полученной лицензии. Федеральный закон гласит, что все документы и разрешения выдаются на неопределённый срок (бессрочно). Однако некоторые ситуации предполагают выдачу временной лицензии, оформленной в соответствии со всеми предписаниями законодательства РФ.

Индивидуальный предприниматель и прочее юридическое лицо имеет право начать организацию своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. ПД может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

В основном, лицензирование предпринимательства производится на федеральном уровне, однако на некоторые виды ПД лицензии выдаются и на региональном уровне. Но в любом случае, действия лицензионного разрешения распространяется на всю территорию нашей страны.

Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия. В противном случае будут проблемы с законом и некоторыми государственными органами.

Как видите, в общих чертах получение лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельность – достаточно несложное мероприятие. В процессе лицензионного оформления своего «дела» необходимо соблюдать соответствие со всеми пунктами действующего законодательства и консультироваться с профессиональными юристами. Не забывайте, что незаконная ПД наказывается со стороны государства путем привлечения лица к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ или административной — в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.

Кроме этого, еще важно добиться от законодателей разработки качественных законов. С этим далеко не все в порядке. Нестабильность и низкое качество законодательства в этой сфере приводит к конфликтам власти и бизнеса. Несколько лет назад государство решило использовать зарубежный опыт в этой сфере. Речь идет о саморегулируемых организациях. Вместо процедуры лицензирования, в определенных видах деятельности требуется членство в такой организации.

Предполагается, что эти организации будут устанавливать свои правила и регламенты профессиональной деятельности, требования которых их члены должны выполнять. Однако, при таком подходе появилось много мнимых организаций, которые принимают в свои организации предпринимателей просто за внушительный взнос. А другие требования при их членстве отходят на второй план. Такое решение проблемы кажется не совсем удачным и преждевременным.

Малое и среднее предпринимательство в России — об этом в видеосюжете:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

6.3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Лицензирование, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия ее осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур. Особое значение в этой связи приобретает совершенствование нормативно-правовой базы лицензирования.

Впервые упоминание о лицензировании встречается в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., где предусматривалась лишь возможность государственного регулирования предпринимательской деятельности путем лицензирования ее отдельных видов, перечень которых, впрочем, не был зафиксирован.

Складывавшаяся практика лицензирования отдельных видов деятельности имела ряд серьезных недостатков, требовавших введения единых норм правового обеспечения.

Принимавшиеся по инициативе федеральных министерств и ведомств правительственные постановления о введении лицензирования отдельных видов деятельности часто не содержали правовых норм, детально регламентирующих процесс лицензирования, что позволяло применять эти нормативные акты в ведомственных интересах. Это касается, прежде всего, лицензионных требований, условий прекращения или приостановления действия лицензии, размера и порядка взимания лицензионного сбора и использования поступающих средств, сроков действия лицензии и ответственности органа, выдавшего лицензию.

Неупорядоченность и необоснованность размеров платы, взимаемой за выдачу лицензии, а также содержание органов, ведущих лицензионную деятельность за счет средств, полученных от выдачи лицензий, — все это приводило к тому, что лицензионная деятельность стала использоваться как источник дополнительного извлечения доходов и пополнения региональных и ведомственных бюджетов. Порядок взимания платы за лицензию, вводимый федеральными министерствами и ведомствами, а вслед за ними субъектами Российской Федерации, в итоге оказывался запутанным. Размеры платы часто были столь велики, что получение лицензии становилось проблематичным, особенно для субъектов малого предпринимательства.

Особое место среди нормативных актов занимало Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований и городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности». В Постановлении были лишь одобрены принципиальные положений примерного порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории субъектов РФ и примерного перечня этих видов деятельности. Также поручалось Минэкономики России совместно с федеральными и местными органами исполнительной власти подготовить соответствующее постановление по данному вопросу Именно на основании упомянутого постановления стала проводиться активная лицензионная работа. Расширялся перечень видов деятельности, на осуществление которых различные ведомства и региональные органы власти требовали получения лицензии, правда, контроль за этой работой велся крайне слабо. В результате порядок лицензирования одних и тех же видов деятельности в различных регионах России стал разным. Разумеется, эти проблемы во многом были обусловлены отсутствием единого федерального законодательного акта.

12 декабря 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Постановление содержало следующие основные положения:

• введение лицензирования конкретных видов деятельности и порядка лицензирования является исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации без передачи права определения основных процедурных вопросов на места, а также министерствам и ведомствам;

• предусматривалось наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по лицензированию деятельности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации;

• был сокращен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, исходя из того, что должен быть осуществлен переход от лицензирования отдельных видов деятельности к системе сертификации, независимой потребительской экспертизы, а также усиления функций надзорных органов;

вводился единый порядок лицензирования, предусматривающий регулирование лицензионной деятельности органов исполнительной власти регионов, министерств и ведомств;

• был установлен нижний предел срока действия лицензии — три года;

• вводился единый порядок взимания платы за лицензию. Было определено, что плата за лицензию поступает в бюджет соответствующего уровня, за счет средств которого содержится лицензионный орган.

Указанное постановление носило всеобъемлющий характер, тем не менее не распространялось на виды деятельности, особый порядок лицензирования которых предполагалось осуществлять путем принятия дополнительных нормативно-правовых актов, а также если такой порядок ранее уже был определен действующими законами РФ или указами Президента Российской Федерации. К таким видам деятельности, например, относятся: банковская, телерадиовещание, нотариат, торговля акцизными товарами, использование недр и природных ресурсов, страховая (кроме медицинской страховой деятельности), частная, сыскная, охранная, таможенная и др.

Таким образом, ограничения в виде «единого порядка» лицензирования касаются прежде всего решений, принимаемых субъектами Российской Федерации, что не является новацией, поскольку и ранее эти решения принимались на основе федеральных правовых актов. Причем далеко не всегда именно субъекты Российской Федерации принимали решения, ужесточающие или дополняющие правовые акты, утвержденные федеральными органами. Так, столичными законодателями был принят Закон «Об основах малого предпринимательства в Москве», содержащий ст. 8, направленную на упорядочение системы лицензирования отдельных видов деятельности для субъектов малого предпринимательства и .предусматривающую для них перечень конкретных льгот, в том числе по уплате лицензионного сбора. К сожалению, федеральные органы власти, несмотря на столь полезную инициативу, ничего не сделали для ее развития.

Отмеченные выше противоречия были разрешены в рамках Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование отдельных видов деятельности и ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Вопросы, связанные с лицензированием деятельности индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании).

Индивидуальному предпринимателю на осуществление конкретного вида деятельности лицензирующим органом выдается специальное разрешение, то есть лицензия, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Закона о лицензировании. В соответствии с Законом о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

К таким видам деятельности, в частности, относятся:

— разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

— разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой;

— производство и торговля оружием, его основными частями и патронами к нему;

— разработка, производство и утилизация боеприпасов;

— деятельность по эксплуатации электрических, газовых и тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя);

— инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с госстандартом;

— производство лекарственных средств;

— производство и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— перевозки морским, внутренним водным, воздушным транспортом пассажиров и грузов;

— перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

— погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также на железнодорожном транспорте;

— деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, воздушных судов, а также по ремонту воздушных судов;

— деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

— организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

— туроператорская и турагентская деятельность;

— негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

— производство табачных изделий;

— ряд других видов деятельности.

Следует отметить, что в настоящий момент список лицензируемых видов деятельности подвергся значительному сокращению в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Федеральный закон №80-ФЗ).

Федеральный закон №80-ФЗ значительно сократил количество видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение, ввел процедуру упрощенного лицензирования, кроме того, изменил подход к процедуре приостановления лицензии. Так, например, с 1 января 2007 года статья 17 Закона о лицензировании не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к сфере строительства. Поскольку лицензирование строительной деятельности с 1 января 2007 года отменено, с указанной даты предпринимателям, занятым в сфере строительства, получать лицензию не нужно.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о лицензировании Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);

3) космическая деятельность;

4) медицинская деятельность;

5) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

6) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

7) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым установлен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Более подробно с вопросами лицензирования медицинской деятельности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR–ИНТЕРКОМ–АУДИТ» «Услуги в области здравоохранения».

Согласно статье 7 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в статье 17 Закона о лицензировании. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии согласно статье 8 Закона о лицензировании не может быть менее чем пять лет, но по его окончании срок может быть продлен по заявлению лицензиата.

В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации. Перечень документов, которые представляет соискатель лицензии, в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии приведен в статье 9 Закона о лицензировании.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за представление лицензий согласно статье 15 Закона о лицензировании уплачивается государственная пошлина. Размер госпошлины с 1 января 2005 года установлен главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Помимо Закона о лицензировании существуют и специализированные Законы, предусматривающие особый порядок и условия лицензирования. Например, Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи). Рассмотрим проблемы лицензирования индивидуальных предпринимателей по такому специализированному Закону.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а также по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (статья 31 Закона о связи).

Для получения лицензии заявитель обязан подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:

— фамилия, имя, отчество;

— данные документа, удостоверяющего личность;

— наименование услуги связи;

— территория, на которой будет оказываться услуга связи, и создаваться сеть связи;

— категория сети связи;

— срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.

К заявлению прилагаются документы необходимые для получения лицензии:

· копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия указанного документа;

· нотариально заверенная копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

· схема построения сети связи и описание услуги связи;

· документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности относятся: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований предусмотрены и специальные требования. Так, что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Решение о выдачи лицензии или об отказе ее выдачи лицензирующий орган принимает в сроки, установленные статьей 32 Закона о связи. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании, к причинам, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, относятся:

«наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям».

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 рублей.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения уведомления о выдаче лицензии заявитель обязан в срок оплатить лицензионный сбор, который установлен в размере:

— 15 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых, согласно этой лицензии, будут оказываться услуги связи, (в случаях, указанных в пункте 3 статьи 30 Закона о связи);

— определенном условиями торгов (аукциона, конкурса), — в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);

— 1 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территориях (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги связи, — в иных случаях.

Суммы лицензионного сбора и сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет. Если соискатель лицензии не оплатит лицензионный сбор в течение трех месяцев, то лицензирующий орган имеет право аннулировать лицензию.

Срок действия лицензии на оказание услуг связи установлен от трех до двадцати пяти лет, но лицензия может выдаваться на срок и менее трех лет по заявлению соискателя лицензии.

В лицензии лицензирующим органом указывается территория, на которой в соответствии с лицензией, разрешается оказывать услуги связи. Лицензия или любые предоставляемые ею права, не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.

Лицензия, по заявлению ее владельца, может быть переоформлена на правопреемника. Переоформление осуществляется в течение 30 дней со дня подачи заявления, за переоформление взимается лицензионный сбор в размере 1 000 рублей (пункт 5, 6 статьи 35 Закона о связи). Также в лицензию могут быть внесены изменения и дополнения (статья 36 Закона о связи).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

За нарушение предпринимателями действующего законодательства о лицензировании законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность.

И в заключении отметим, что в случае получения лицензии на осуществляемую предпринимателем деятельность, он не обязан сообщать в регистрирующий орган о получении лицензии. Ведь именно на лицензирующий орган возложена обязанность по предоставлению сведений о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Сведения представляются в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании (пункт 20 Правил ведения ЕГРИП).

Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

При осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 МРОТ.

А в статье 171 УК РФ предусмотрена уголовно-правовая ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Более подробно с вопросами, касающимися различных видов систем налогообложения с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство, порядка регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и лицензирования, порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и порядка применения контрольно-кассовой техники, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».