Личные неимущественные права автора сохраняются за автором

Статья 15. Личные неимущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

См. комментарий к статье 15 настоящего Закона

Личные неимущественные права автора сохраняются за автором

Авторы, заключая договор, в первую очередь обращают внимание на объём имущественных прав: исключительные они или неисключительные; на какой срок или тираж передаются; каково вознаграждение и механизм его выплаты и т.д. Это понятно, так как материальная, экономическая часть договора – его основа. В сущности, для того и создаются многие произведения, чтобы приносить прибыль – как финансовую, так и моральную.

Но, как показывает практика, личные неимущественные права автора, хотя и называются неимущественными, вряд ли однозначно могут быть выведены за пределы экономической сферы, так как за их нарушение полагается по закону реальная компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей.

В соответствии со статьёй 15 ЗоАП «автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора)».

Иногда путают право авторства и право на имя. Право авторства предполагает, что данное физическое лицо, и только оно является автором данного произведения. Право на имя значит, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплёте издания, в выходных данных, в титрах и т.д. – полностью (фамилия, имя, отчество), в сокращённом варианте (имя, фамилия), с инициалами. По желанию автора может быть использован его псевдоним, который издатель не имеет права раскрывать без согласия автора. Произведение может быть по желанию автора издано без указания имени. В любом случае эти условия должны быть зафиксированы в договоре.

Если автор при жизни не раскрыл свой псевдоним, под которым было опубликовано произведение, то наследники не вправе после смерти автора публиковать произведение не под этим псевдонимом.

Нарушение права на имя – одно из распространённых. Ранее уже говорилось о некоторых судебных процессах. В частности, издательство «ЭКСМО» нарушило право на имя писательницы Виктории Платовой; «ОРТ» – право на имя композитора Г., автора песен «Королева красоты» и «Солнцем опьянённый»; Народная партия РФ под руководством Г. Райкова – право на имя В. Генде-Роте при публикации в рекламной листовке «НародникЪ» фотографии «Рапорт Гагарина»; журнал «Наш малыш» – право на имя фотохудожника Н. Логиновой при публикации портрета телеведущего Андрея Максимова; её же право на имя нарушил канал «ТВ Центр», показав фотографии музыкальных деятелей, и т.д.

Каждый из пострадавших получил значительную компенсацию (по искам или в досудебном порядке).

Некоторые пользователи считают, что правоотношения презюмируются договором, забывая о том, что если положения договора противоречат закону, то такой договор объявляется ничтожным (недействительным) с момента его подписания. Это имеет непосредственное отношение к праву автора на имя, которое от автора неотторжимо. Следовательно, нельзя требовать, чтобы автор, передавая права на использование произведения, передал и право на использование имени вне произведения.

В некоторых произведениях (например, рекламных) невозможно указать имена всех авторов и исполнителей. Чтобы не нарушать закон, правопользователь должен предусмотреть эту особенность в договоре и заручиться разрешением авторов на использование их произведений без указания имени, то есть анонимно.

К неимущественным правам относится также право на обнародование. Правомерно обнародованным (т.е. сделанным доступным для всеобщего сведения) произведение считается только тогда, когда это совершено с разрешения автора. Любое иное использование произведения считается «пиратским». В данном случае мы имеем дело с нарушением прав как неимущественных (на обнародование), так и имущественных (на воспроизведение и распространение).

Право на отзыв позволяет автору отказаться от зафиксированного в договоре разрешения воспроизводить и распространять произведение. Но надо помнить о том, что правообладатель уже понёс определённые расходы и потому автор должен их возместить. А если произведение было уже опубликовано, то автор обязан публично оповестить общественность о своём решении и возместить убытки, понесённые не только самим правообладателем, но и третьими лицами.

Основанием для конфликтов и судебных исков столь же часто, как нарушение права на имя, служит и любое искажение произведения. Автору дано право на защиту произведения от любого посягательства: это может быть сокращение, переделка, дополнение, снабжение некорректными сносками, комментариями, вступительными статьями и т.д. Особенно часто нарушаются права на целостность произведений фотографов и художников. В своё время перед судом пришлось отвечать издательству «Республика», которое использовало коллаж, созданный на основе рисунков известного художника. С иском к издателю газеты «Мегаполис-экспресс» обратился А. Синицын, чей снимок был переделан; к тому же было нарушено и право на имя – фамилия автора отсутствовала.

Наконец, закон констатирует, что «личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения». Иными словами, по договору они не передаются.

Личные неимущественные права действуют бессрочно. Поэтому даже если иссякнет срок действия авторского права (70 лет после смерти автора), это значит, что произведение перешло в общенародное достояние, но не значит, что его можно искажать.

Личные неимущественные права автора сохраняются за автором

Личные неимущественные права принадлежат только автору, к ним относятся:

Личные неимущественные права принадлежат автору с момента создания программы или базы данных и охраняются бессрочно. Они принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных. Эти права принадлежат исключительно автору и не могут быть отчуждены от него, а также передаваться по наследству.

Однако за наследниками сохраняется право после смерти автора осуществлять распоряжение его личными правами в случае, если имеют место действия со стороны третьих лиц, нарушающие их.

§ 6.1. Личные неимущественные права авторов

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных авторских прав.

Таким образом, исторически авторские права имеют дуалистическую природу, поскольку включают в себя как личные неимущественные, так и имущественные права. Подобная дуалистическая природа характерна не только для авторского права. Так, исполнители тоже обладают личными неимущественными и имущественными правами. Объекты промышленной собственности также имеют своего автора, который обладает личными неимущественными и имущественными правами.

Важно подчеркнуть, что в отличие от личных неимущественных прав, которые в большинстве стран признаны за создателем объекта интеллектуальной собственности, имущественные права могут ему и не принадлежать.

Дуалистический характер авторского права закреплен Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Несмотря на это, в ряде стран авторское право не разделяется на категории личного и имущественного характера и допускается передача любого авторского права другому лицу (физическому или

юридическому). Следуя духу Бернской конвенции, законодательство стран СНГ признает личные неимущественные и имущественные права как различные категории авторского права с разными свойствами, сроком действия и возможностью их передачи иным лицам.

Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их различное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым (п. 3 ст. 982 Гражданского кодекса Республики Беларусь), т.е. не может быть передано иным лицам, то имущественные права могут быть переданы другим лицам. Кроме того, личные неимущественные права действуют бессрочно, тогда как имущественные права имеют ограниченный срок действия.

Особенностью личных неимущественных прав является то, что они принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после передачи исключительных имущественных прав на использование произведения. Согласно сложившейся практике гражданские кодексы устанавливают аналогичную норму, в соответствии с которой личные неимущественные права сохраняются за автором даже в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к иному лицу. Такая норма закреплена и в Гражданском кодексе Республики Беларусь (п. 1 ст. 982). Это естественно, поскольку все действительно личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

Личные неимущественные права исторически были первой категорией авторского права. Содержание этой категории постоянно изменялось и ее устоявшееся содержание отражено в Бернской конвенции. В соответствии с ней «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению это-

Права авторов 249

го произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора»1 (п.

Право авторства, т.е. право требовать признания своего авторства на свое произведение. •

Право на защиту репутации, т.е. право противодей ствовать любому извращению, искажению, изменению и любому иному посягательству на .свое произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

В 1928 году Бернская конвенция признала личные не-имущественые права авторов. Впервые на международном уровне было признано, что кроме имущественных прав автору принадлежат и личные неимущественные гтрава. Эти права возникают потому, что произведение является отражением личности его автора, тогда как имущественные права отражают материальные потребности или интересы автора.

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которое является обязательным для выполнения членами Всемирной торговой организации (ВТО), обязывает их соблюдать положения ст. 1—21 Бернской конвенции, однако страны не имеют обязательств в отношении прав, предоставляемых или вытекающих из ст. 6bis Бернской конвенции. Национальное законодательство любого члена ВТО может не соответствовать ст. 6bis Бернской конвенции. Следовательно, Соглашение ТРИПС допускает как расширение содержания, уровня и объема охраны личных имущественных прав в национальном законодательстве, так и их сужение.

Возможность сужения личных неимущественных авторских прав по Соглашению ТРИПС рассматривается как его существенный недостаток, тогда как расширение содержания личных неимущественных прав — как совершенство

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, No. 287(R). 1990. С. 14.

национального законодательства. В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» воплощена концепция расширения личных неимущественных прав авторов, хотя в некоторых отношениях она не безупречна.

Законодательство об авторском праве и смежных правах стран СНГ наделяет автора в отношении своего произведения следующими личными неимущественными правами: •

право признаваться автором своего произведения (право авторства); •

право использовать или разрешать использовать свое произведение под своим подлинным именем, под псев донимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); •

право на защиту своего произведения (включая его название) от любого искажения или иного посягатель ства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); •

право обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение в любой форме (право на обнародование).

Рассмотрим каждое из личных неимущественных авторских прав подробнее.

90 Личные неимущественные права автора, их защита.

ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА — перечень прав, которые принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются им и в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Закон РФ «Об авт. праве и смежных правах» включает в число этих прав: 1) право авторства — право признаваться автором произведения; 2) право на имя — право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным своим именем, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно; 3) право на обнародование — право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, в т. ч. право отозвать произведение, которое автор ранее разрешил обнародовать; 4) право на защиту репутации автора — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора; 5) право на отзыв — право отказаться от ранее принятого автором решения обнародовать произведение при условии, что он возмещает пользователю причиненные таким решением убытки, включая упущенную выгоду, а в случае если произведение уже обнародовано, публично оповещает об отзыве, получая право изъять из обращения за свой счет ранее изготовленные экземпляры произведения (это право не распространяется на служебные произведения).

Статья 499. Защита личных неимущественных прав автора

В случаях использования чужого произведения без договора с автором или правопреемниками (статья 488), несоблюдения условий использования произведения без согласия автора (статья 492 и 495), а также в случае нарушения неприкосновенности произведения (статья 480) или других личных неимущественных прав автора автор, а после его смерти правопреемники и другие лица, указанные в статье 481 настоящего Кодекса, вправе требовать восстановления нарушенного права (внесение соответствующих исправлений, публикации в печати или иным способом о допущенном нарушении), либо запрещения выпуска произведения в свет, либо прекращения его распространения.

Патентной лицензией или лицензионным договором называется договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя использовать принадлежащее ему изобретение (полезную модель, промышленный образец) другому лицу. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объёме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

При исключительной лицензии лицензиату передаётся право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Под изобретением понимается новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое техническое решение задачи в любой отрасли общественно полезной деятельности.

Условия патентоспособности изобретения, т.е. предоставления ему правовой охраны, определены в Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1. С 1 января 2008 г. вступает в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, отменяющая Патентный закон. Теперь положения патентного права будут содержаться в главе 72 «Патентное право» (ст. 1345 — 1407).

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно имеющимся в мире техническим решениям на дату поступления заявки. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно не известно специалисту из уровня техники.

При этом уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели.

Изобретение промышленно применимо, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации.

В настоящее время — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных.

Не признаются изобретениями: открытия, научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для электронных вычислительных машин; решения, заключающиеся только в представлении информации.

Условия патентоспособности полезных моделей и промышленных образцов определены в Патентном законе РФ.

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой.

Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из имеющегося уровня техники. При этом уровень техники включает ставшие общедоступными до даты приоритета полезной модели опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, а также сведения об их применении в РФ. В уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в Российской Федерации изобретения и полезные модели.

Полезная модель промышленно применима, если может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется: решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей; топологиям интегральных микросхем; решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали (ст. 5 Патентного закона РФ).

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.

При установлении новизны промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в Российской Федерации промышленные образцы.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения: обусловленные исключительно технической функцией изделия; объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (ст. 6 Патентного закона РФ).

Защита прав авторов и патентообладателей осуществляется как в судебном, так и в административном порядке. В судебном порядке рассматриваются, в частности, споры: об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца; об установлении патентообладателя; о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец; о заключении и об исполнении договоров о передаче исключительного права (уступке патента) и лицензионных договоров на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца; о праве преждепользования; о праве послепользования; о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения автору изобретения, полезной модели, промышленного образца; о размере, сроке и порядке выплаты компенсаций; другие споры, связанные с охраной прав, удостоверяемых патентом (ст. 31 Патентного закона РФ).

Личные неимущественные и имущественные права автора. Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

1. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). 2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются. 3. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Имущественные права 1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. 2. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). 2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. 3. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. 4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.