Мальцева 52 вологда жилищная инспекция

Мальцева 52 вологда жилищная инспекция

Северное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Адрес: 160000, Вологодская область, г. Вологда, ул. Ударников, д.17

Телефон: (8172) 72-35-22

Факс: (8172) 72-35-92

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Государственная жилищная инспекция по Вологодской области

Адрес: г. Вологда, ул. Мальцева д. 52

Режим работы: с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00

Выходной: суббота, воскресенье.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области

Адрес: г. Вологда, ул. Яшина, д. 1А

Режим работы: с 8.30 до 17.30, обед с 12.30 до 13.30

Выходной: суббота, воскресенье

Прокуратура города Вологды

Адрес: г. Вологда, ул. Зосимовская, д.60

Режим работы: с 8.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00

Инспекции в Вологде

Вологда — Мальцева, 52

Вологда — Карла Маркса, 127

Вологда — Предтеченская, 19

Вологда — Герцена, 16

Инспекции в Вологде

Вологодский отдел инспекции за радиационно-опасными объектами

Инспекции
Герцена, 16 / 8(8172)753815

Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Вологодской области

Инспекции
Карла Маркса, 127 / 8(8172)271750, 8(8172)271751

Государственная жилищная инспекция Вологодской области

Инспекции
Мальцева, 52 / 8(8172)725528

Государственная инспекция труда в Вологодской области

Инспекции
Предтеченская, 19 / 8(8172)728039, 8(8172)721073

Отзыв: Честный бетон, производственно-торговая компания

Не в первый год покупаем в этой компании бетон разных марок. Преимущество компании «Честный бетон» — то что могут.

Вячеслав — 2018-09-27 06:36:44

Отзыв: Честный бетон, производственно-торговая компания

Сравнил цены на популярные марки бетона в Вологде и при равных условиях все-таки в Честном бетоне условия покупки.

Антон — 2018-09-24 19:40:18

Отзыв: Честный бетон, производственно-торговая компания

Не в первый год покупаем в этой компании бетон разных марок. Преимущество компании «Честный бетон» — то что могут.

Леонтьев Вячеслав — 2018-09-19 22:32:21

Отзыв: Транспортная компания, ИП Ниткин М.В.

Пользуюсь этой компанией часто высокие машины подходят для переезда квартирного.

Игорь — 2018-01-26 12:42:45

Отзыв: Центр Правовой Защиты

Помогли мне безболезненно оформить развод, без участия в судах и прочей волокиты. Очень удобно, заплатил деньги, через.

Владислав — 2017-06-17 17:13:32

Мальцева 52 вологда жилищная инспекция

09 декабря 2014 года город Вологда Дело А13-12797/2014

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завалиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» о признании недействительным предписания от 14.08.2014 № 1982-30/1, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Суставова Евгения Георгиевича,

при участии: от заявителя — Новоселовой Л.С. по доверенности от 01.02.2014, от Инспекции — Некрасовой Н.Ф. по доверенности от 09.01.2014,

у с т а н о в и л:


общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (далее — ООО «Дом-Сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее — ГЖИ Вологодской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 14.08.2014 № 1982-30/1.
В обоснование указало, что условия договора управления многоквартирным жилым домом полностью соответствуют требованиям действующего законодательства, необходимость внесения в него изменений не предусмотрена действующим законодательством.

В дополнении к заявлению общество указало на отсутствие у Инспекции полномочий на проверку соответствия законодательству содержания договора, необоснованность доводов Инспекции, изложенных в отзыве на заявление, соответствие всех условий договора требованиям действующего законодательства.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме.
Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Определением суда от 15.10.2014 по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Суставов Евгений Георгиевич.
Суставов Е.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, отзыв на заявление не представил, в судебное заседание не явился, вследствие чего дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей заявителя и Инспекции, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 11.08.2014 по 14.08.2014 должностным лицом ГЖИ Вологодской области на основании распоряжения от 23.07.2014 № 1982 с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя квартиры № 29 дома № 3 по Некрасовскому переулку города Вологды, проведена внеплановая документарная проверка ООО «Дом-Сервис» по вопросам утверждения условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
— в нарушение пункта 1 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), подпункта «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) в договоре управления многоквартирным домом от 30.10.2013, заключенного ООО «Дом Сервис» с собственником квартиры № 29 дома № 3 по Некрасовскому переулку города Вологды (далее — Договор от 30.10.2013), не указан перечень общего имущества многоквартирного дома, утвержденный собственниками помещений дома, в отношении которого будет осуществляться управление;
— в нарушение пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ, пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, пункта 17 Правил № 491, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), в Договоре отсутствует порядок изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также указан не полный перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (в части ОДН);
— в нарушение пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК, части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 14, 44, 56, 58, 59, 60 Правил № 354, пунктов 6, 10, 11, 16 Правил изменения размера платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее — Правила изменения размера платы), не утвержден порядок определения (изменения) цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги;
— в нарушение пункта 4 части 3 статьи 162 ЖК РФ, части 5 и части 8 статьи 161.1 ЖК РФ, подпунктов «д» и «р» пункта 31, подпункта «в» пункта 33 Правил № 354 пунктов 17, 18, 21 Стандарта раскрытия информации, при утверждении порядка осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, не учтены функции Совета многоквартирного дома и его Председателя, права собственников на получение информации о выполненных работах и услугах, в сроки, установленные законом.
По результатам проверки составлен акт от 14.08.2014 и государственным жилищным инспектором обществу выдано предписание от 14.08.2014 № 1982-30/1, в котором заявителю предписано выполнить мероприятия по приведению договора управления многоквартирным домом № 3 по Некрасовскому переулку города Вологды, заключенного на условиях, утвержденных решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома — протокол №1/2012 от 24.02.2012, в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства, в срок до 14.09.2014.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в суд с заявленными требованиями.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В порядке статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор (пункты 5, 6, 8).
В части 1 статьи 20 ЖК РФ определено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 № 592 (далее — Положение № 592), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основной задачей деятельности Инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (раздел II Положения № 592).
На основании пункта 3.2 Положения № 592 Инспекция проводит мероприятия по надзору и контролю в установленной сфере деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных Инспекции полномочий.
Доводы заявителя об отсутствии у Инспекции полномочий на проверку соответствия законодательству содержания договора, судом отклоняются поскольку не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 части 6 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.
Данное положение предусматривает возможность проверки инспекцией не только порядка принятия общим собранием собственников решений о выборе управляющей компании, порядка утверждения договора с управляющей компанией, но и наличие полномочий по проверке непосредственно условий такого договора на предмет его соответствия требованиям жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома.
Подпунктом «а» пункта 1 Правил № 491 предусмотрено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений) — в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В силу пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, действующим законодательством прямо определено, что состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме, и он должен быть отражен в договоре управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что в тексте Договора управления многоквартирным домом от 30.10.2013 отсутствует состав общего имущества, в отношении которого осуществляется управление, вследствие чего выводы Инспекции о не соответствии Договора требованиям пункта 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункту «а» пункта 1 и пункту 2 Правил № 491 являются верными.
Предписание в указанной части является законным и обоснованным.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Пунктом 17 Правил № 491 предусмотрено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 — 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из содержания приведенных нормативных правовых актов определение перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции собственников помещений, при этом сам перечень и порядок его изменения, также в силу закона, обязан быть отражен в договоре управления.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Договора управления от 30.10.2013 Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в Многоквартирном доме с указанием периодичности выполнения работ и оказания услуг содержится в Приложении № 1 к настоящему договору.
Изменения в данный перечень вносятся путем заключения Сторонами дополнительного соглашения к настоящему договору на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если в результате действий собственника (нанимателя) исполнение Управляющей компанией указанных в приложении № 1 работ и услуг становится невозможным либо нецелесообразным, Управляющая компания обязана выполнить те работы и услуги, осуществление которых возможно в сложившихся условиях, предъявляя собственнику счета по оплате фактически оказанных услуг и выполненных работ.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный настоящим Договором, должен быть изменен пропорционально объемам и количеству фактически выполненных работ и фактически оказанных услуг.
В случае возникновения необходимости проведения не установленных настоящим Договором работ и услуг собственники на общем собрании принимают решение об оплате дополнительных работ с учетом предложений Управляющей компании о сроке начала проведения дополнительных работ (услуг), необходимых объеме и стоимости работ (услуг), порядке их оплаты.
Перечень коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, приведен в Приложении № 2 к настоящему Договору. Изменения в данный перечень услуг вносятся путем заключения Сторонами дополнительного соглашения.
Таким образом, Договором управления и Приложениями к нему предусмотрен не только перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, но также и порядок изменения такого перечня.
Инспекция вменяет в вину обществу отсутствие раскрытия порядка внесения изменения в перечень работ и услуг, то есть отсутствие последовательности действий для изменения, условия для изменения и возможные последствия, а именно: информации об инициаторе общего собрания, отсутствие оснований для внесения таких изменений, отсутствие формы и периодичности предложений о внесении соответствующих изменений, а также отсутствие перечисления возможных последствий изменения перечня услуг и работ, в том числе возможного изменения размера платы за содержание и текущий ремонт в результате таких изменений.
Вместе с тем, суд считает, данные условия являются диспозитивными с точки зрения необходимости их внесения в текст договора управления, поскольку они относятся не к взаимоотношениям непосредственно управляющей организации и собственниками дома, а деятельности собственников и их общего собрания. Кроме того, в законодательстве не содержится императивного условия о необходимости такой детализации порядка изменения перечня работ и услуг и обязательного указания последствий такого изменения.
Кроме того, поскольку в действующем законодательстве указанные процедуры подробно описаны, обязательны для всех участников данных правоотношений, текст договора не противоречит указным положениям, вследствие чего их отсутствие не является нарушением действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании изложенного предписание № 14.08.2014 № 1982-30/1 в части выводов о нарушении обществом пункта 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ, пункта 2.3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, пункта 17 Правил № 491, пункта 44 Правил №354 по факту отсутствия в Договоре порядка изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указания не полного перечня коммунальных услуг, которые предоставляются управляющей организацией (в части ОДН), не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным, а требования заявителя в указанной части — удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Правилами № 354 и Правилами № 491 определены порядок и сроки внесения платы за коммунальные услуги и за управление и содержание общего имущества многоквартирного дома.
В договоре управления предусмотрено, что цена настоящего договора устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, определенной на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации, и составляет 15 руб. 52 коп. с 1 кв.м ежемесячно; капитальный ремонт — 3,52 руб. с 1 кв.м ежемесячно; 1,72 руб. с 1 кв.м — вывоз мусора (пункт 4.1 Договора). (Итого: содержание и текущий ремонт в 2012 году утвержден в размере 17,24 руб/кВ.м. и кап.ремонт — 3,52 руб./кВ.м.). Собственники оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, перечень которых установлен в Приложении № 1 к договору (п. 4.2.2 абзац 2). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается решением общего собрания собственников МКД (п.4.2.2 последний абзац).
Инспекция полагает, что отсутствие в договоре порядка (способа) утверждения платы является нарушением действующего законодательства: а именно отсутствие указания на срок, на который общим собранием утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт, отсутствие обязательного условия о том, что размер платы за содержание и текущий ремонт не может быть установлен менее чем на год, отсутствие основания для пересмотра размера платы, отсутствие указания на возможность изменения размера платы за содержание и текущий ремонт в том случае, если собственник через год не принял такое решение, отсутствие информации о праве собственников помещений на общем собрании принять решение, и вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, отсутствие информации о порядке начисления платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя индивидуальных приборов учета, либо в случае отсутствия данных о показаниях ИПУ.
Исходя из положений пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы относятся к существенным условиям договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что Договор управления содержит только общие положения о цене договора о его утверждении на общем собрании.
Вместе с тем, отсутствие в Договоре указания на срок, на который общим собранием утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт, отсутствие обязательного условия о том, что размер платы за содержание и текущий ремонт не может быть установлен менее чем на год, отсутствие указания на основания для пересмотра размера платы, отсутствие указания на возможность изменения размера платы за содержание и текущий ремонт в том случае, если собственник через год не принял такое решение, отсутствие информации о праве собственников помещений на общем собрании принять решение, и вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, отсутствие информации о порядке начисления платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя индивидуальных приборов учета, либо в случае отсутствия данных о показаниях ИПУ, свидетельствует о том, что стороны договора не оговорили данные условия, не пришли к взаимному соглашению по ним. Отсутствие данных условий в Договоре управления снижает уровень информированности потребителей услуг и фактически ограничивает права собственников помещений в многоквартирных домах на их реализацию.
Отсутствие существенных условий в тексте договора, свидетельствует о его не соответствии требованиям действующего законодательства, что позволяет сделать вывод о законности и обоснованности предписания Инспекции в указанной части.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Частью 5 статьи 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе.
Частью 8 указанной статьи ЖК РФ предусмотрено, что председатель совета многоквартирного дома:
1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;
3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;
5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.
В силу подпунктов «д» и «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан:
— производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (подпункт «д»);
— предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт «р»).
Подпунктом «в» пункта 33 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель имеет право требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее — Стандарт).
В соответствии с пунктом 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Согласно пункту 18 указанного Стандарта информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней — товариществом и кооперативом.
В силу пункта 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Пунктом 3.4.1 Договора управления определено, что собственник имеет право осуществлять контроль над выполнением Управляющей компанией ее обязательств по настоящему Договору, в том числе участвовать в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества в многоквартирном доме, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг Управляющей компании, связанных с выполнением ею обязанностей по настоящему договору.
Инспекция полагает, что нарушение законодательства заключается в том, что в Договоре не прописан порядок (способ) выполнения данного условия: кто, в каких пределах вправе составлять акты; требовать, запрашивать информацию и документы, инициировать процедуры, и какие меры, необходимо принимать к управляющей организации по результатам осмотров. Отсутствие такого порядка не позволяет собственникам осуществлять надлежащий контроль за исполнением управляющей компанией обязанностей по договору управления.
Суд считает, что выводы инспекции о несоответствии условий договора в указанной части действующему законодательству являются правомерными.
В Договоре закреплено только право собственника на осуществление контроля без указания конкретного порядка (способа) реализации данного права, в том числе без указаний полномочий Совета многоквартирного дома и его председателя на осуществление контроля, без указания права на получение информации и другие необходимые условия для осуществления контроля.
Указание в Договоре права собственника только на участие в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества в многоквартирном доме, и присутствие при выполнении работ и оказании услуг, фактически ограничивает собственника на иные формы и способы осуществления контроля за деятельностью управляющей организации.
В то время, как в силу пункта 4 части 3 статьи 162 ЖК РФ изложение конкретного порядка (способа) осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязанностей относится к существенным условиям договора управления многоквартирным домом, которые обязательно должны содержаться в тексте договора управления.
На основании изложенного в указанной части предписание также является законным и обоснованным, а требования заявителя — не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, предписание инспекции от 14.08.2014 №1982-30/1 в части выводов об отсутствии в Договоре управления многоквартирным домом от 30.10.2013 порядка изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам № 354, Правилам № 491 и подлежит признанию недействительным, а требования заявителя в данной части — удовлетворению.
В остальной части требования общества удовлетворению не подлежат.
При подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина платежным поручением № 10520 от 05.09.2014 в сумме 2000 рублей.
В соответствии статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как указано пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Таким образом, при признании оспариваемого предписания частично недействительным, понесенные обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежит взысканию с инспекции в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 167 — 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

признать не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 14.08.2014 №1982-30/1 в части выводов об отсутствии в Договоре управления многоквартирным домом от 30.10.2013 порядка изменения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также указания не полного перечня коммунальных услуг, которые предоставляются управляющей организацией (в части ОДН).
В удовлетворении остальной части заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Дом Сервис» отказать.
Государственной жилищной инспекции Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дом Сервис» (ИНН 3525219366, ОГРН 1093525002262).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538, адрес: Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 52) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дом Сервис» (ИНН 3525219366, ОГРН 1093525002262, адрес: Вологодская область, город Вологда, улица Чехова, дом 4) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
В части признания недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 14.08.2014 № 1982-30/1 решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.