Меры пресечения в россии

Путин подписал закон о новой мере пресечения — запрете на определенные действия

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении новой меры пресечения — запрета на определенные действия. Документ, принятый Госдумой 5 апреля и одобренный Советом Федерации 11 апреля, опубликован в среду на официальном портале правовой информации.

Согласно тексту, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ вводится новая статья 105.1 «Запрет определенных действий». В ней прописывается, что «суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может запретить подозреваемому или обвиняемому: выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них, общаться с определенными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, использовать средства связи и информационно- телекоммуникационную сеть Интернет, управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением ПДД и эксплуатации ТС».

Законом оговариваются предельные сроки применения новой меры пресечения. Так, по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести он составит 12 месяцев, тяжких преступлениях — 24 месяца, в случае особо тяжких преступлений — 36 месяцев. При этом время применения запрета по общему правилу в срок содержания под стражей включаться не будет, предусматривается соотношение срока применения данной меры и срока содержания под стражей при запрете выхода из жилого помещения — 2 дня к 1 дню.

Законом также прописывается возможность суда при избрании меры пресечения в виде залога или в виде домашнего ареста «возлагать на подозреваемого или обвиняемого обязанность по соблюдению одного или нескольких запретов». Особо оговаривается, что «домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля».

Госдума одобрила введение в России новой меры пресечения

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о введении новой меры пресечения — запрета на определенные действия, сообщает РАПСИ.

Уголовно-процессуальный кодекс дополняется статьей 105.1 «Запрет определенных действий». Подозреваемому или обвиняемому, по решению суда, может быть запрещено выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает.

Кроме того, ему может быть запрещено находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них.

Под запрет попадает и общение с определенными лицами, а также отправление и получение почтово-телеграфных сообщений и использование средств связи и интернета.

При этом отмечается, что подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефона для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком звонке он информирует контролирующий орган.

Могут запретить управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Суд может применять как отдельные запреты из этого списка, так и все сразу. Запрет определенных действий сможет применяться вместе с другими мерами пресечения — домашним арестом или залогом. В случае нарушения запретов подозреваемому или обвиняемому мера пресечения может быть заменена на более строгую.

Законопроект о новой мере пресечения внесла группа депутатов от «Единой России» в октябре 2015 года.

7.3. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Целью применения мер пресечения является предупреждение попыток обвиняемого, подозреваемого:

а) скрыться от органов предварительного расследования и суда;

Отредактировал и опубликовал на сайте ? PRESSI ( HERSON )

б) воспрепятствовать установлению ими объективной истины по уголовному делу;

в) продолжать преступную деятельность;

г) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Меры пресечения составляют особую группу в системе мер уголовно-процессуального принуждения, потому что: 1)

они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; 2)

специфичны цели их применения, заключающиеся в пресечении действий (бездействия), препятствующих нормальному, обычному, поступательному производству по уголовному делу; 3)

они обладают особыми, предусмотренными угшовно-процессуальным законом условиями, основаниями и уголовно-процессуальным порядком их применения; 4)

они имеют личный характер, т.е. ограничивают личные права, свободы и законные интересы обвиняемого или подозреваемого.

К мерам пресечения действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 98 УПК РФ) относит: 1)

подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2)

личное поручительство; 3)

наблюдение командования воинской части; 4)

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; 5)

домашний арест; 7)

заключение под стражу.

Настоящие меры уголовно-процессуального пресечения классифицируются в теории уголовного процесса по различным основаниям.

В зависимости от распространенности действия мер пресечения они подразделяются на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) домашний арест;

д) заключение под стражу.

Специальными мерами пресечения считаются:

а) наблюдение командования воинской части, применяемое только к военнослужащим или лицам, проходящим военные сборы;

б) присмотр за поведением несовершеннолетних лиц (в возрасте до 18 лет) гражданами и должностными лицами, указанными в уго- ловно-процессуальном законодательстве.

В зависимости от места нахождения (содержания) обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения выделяют меры

пресечения, связанные с помещением этих лиц в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением их в специальные учреждения.

В первой группе мер пресечения находится лишь заключение под стражу.

Вторую группу мер пресечения составляют:

а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) домашний арест;

д) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

По степени нарастания строгости правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу94.

По общему правилу, меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу государственным органом или должностным лицом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, т.е. лиц, в отношении которых вынесены постановление о привлечении их в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях тогда, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений или показаний.

При этом обвинение (ознакомление с уголовно-процессуальным документом, в котором сформулировано обвинение) должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения государственным органом или должностным лицом меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Данное положение является общим правилом, из которого имеется исключение.

Исключением является подозрение государственных органов или должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в отношении определенного гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных:

а) ст. 205 УК РФ (террористический акт);

б) ст. 205.1 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению);

в) ст. 206 УК РФ (захват заложников);

г) ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем);

д) ст. 209 УК РФ (бандитизм);

е) ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);

ж) ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти);

з) ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж);

и) ст. 281 УК РФ (диверсия);

к) ст. 360 УК РФ (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

В этом случае уголовно-процессуальный закон допускает предъявление обвинения не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

При непредъявлении подозреваемому обвинения в указанные сроки мера пресечения отменяется немедленно.

В уголовно-процессуальном законе предусмотрены как общие основания применения мер пресечения, так и специфические условия, характерные для применения отдельных видов мер пресечения.

Общие основания избрания и применения мер пресечения сформулированы в ст. 97 УПК РФ.

Дознаватель, следователь и суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, при наличии достаточных данных (оснований) полагать, что они:

а) скроются от дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства;

б) могут продолжать заниматься преступной деятельностью;

в) могут угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может быть также избрана для обеспечения исполнения обвинительного приговора.

Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего.

Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, т.е. прогностически (предположительно).

Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий для уголовного судопроизводства должен базироваться на конкретных, достоверных фактических данных, а не на «голых», необоснованных догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении должностных лиц, применяющих меры пресечения.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны быть учтены также:

а) тяжесть совершенного преступления;

б) данные, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий подозреваемого или обвиняемого;

в) другие обстоятельства, имеющие отношение к разрешению вопроса о применении меры пресечения (ст. 99 УПК РФ).

Перечисленные обстоятельства играют роль объективных и субъективных факторов, индивидуализирующих возможность применения различных видов мер пресечения.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносят мотивированное постановление, а суд в качестве коллегиального органа — определение.

В этих документах отражаются данные о преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо, основания для избрания этой меры пресечения и учтенные при принятии решения соответствующие объективные обстоятельства и субъективные характеристики личности.

Как и любое другое постановление, оно состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.

Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный уголовно-процессуальным законом (ст. 123—127 УПК РФ).

Кроме того, при применении мер пресечения в зависимости от их вида в соответствии с требованиями уголовно-процессуального зако- на дополнительно к постановлению об избрании меры пресечения составляются подписки, письменные обязательства или протоколы.

Мера пресечения в отношении конкретного подозреваемого, обвиняемого отменяется тогда, когда в ее применении отпадает необходимость.

Она изменяется на более строгую или более мягкую в сравнении с ранее избранной мерой пресечения тогда, когда изменяются:

а) основания ее применения (ст. 97 УПК РФ);

б) фактические обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения (например, возникновение природных или техногенных катастроф, кончина одного из совершеннолетних членов семьи, увеличение количества иждивенцев и т.п.).

Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц (ст. 110 УПК РФ).

Специфические условия избрания мер пресечения обусловлены сущностью, характером и содержанием конкретных видов мер пресечения, которые будут рассмотрены ниже.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) — принятие лично подозреваемым или обвиняемым письменного обязательства: 1)

не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2)

являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3)

иным путем (способами, средствами) не препятствовать производству по уголовному делу.

Думается, что данное обязательство должно содержать также обязанности этих лиц по:

а) соблюдению условий избранной меры пресечения (по надлежащему правомерному поведению), если она не связана с помещением лица в специализированное учреждение;

б) сообщению о перемене места жительства.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ) — принятие на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязанностей, предусмотренных п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ95.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия обвиняемого, в отношении которого дается поручительство.

Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением принятых на себя обязательств.

Поручители должны иметь в виду, что в случае невыполнения ими соответствующих обязанностей они могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, т.е. в размере до 10 ООО руб., в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Представляется, что законодателю следовало бы сформулировать четкие требования, предъявляемые к личности поручителя, так как понятие «заслуживающий доверия» носит слишком расплывчатый и неопределенный характер и дает слишком большой простор усмотрению должностных лиц, избирающих меру пресечения.

В частности, вряд ли можно допускать в уголовное судопроизводство в качестве поручителей лиц:

а) имеющих судимость;

б) не имеющих постоянного места жительства;

в) состоящих на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

г) не достигших совершеннолетия;

д) имеющих иностранное гражданство или подданство в отношении российских граждан, если они не являются их родственниками, и т.п.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ) —

принятие командованием соответствующего воинского подразделения мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, к подозреваемому или обвиняемому, являющимися военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, для того, чтобы обеспечить выполнение этими лицами обязанностей (обязательств), предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ.

Избрание рассматриваемой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

При отсутствии такого согласия к этим лицам применяются общие правила избрания мер пресечения, за исключением применения рассматриваемой меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части направляется соответствующему командованию, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Командование воинской части обязано немедленно сообщать в государственный орган или должностному лицу, избравшему эту меру пресечения, обо всех случаях совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения.

Присмотр за несовершеннолетними подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) — принятие на себя родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия физическими лицами, должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, письменного обязательства о том, что они обеспечат надлежащее поведение несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст. 102 УПК РФ.

При избрании данной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому (по всей вероятности, и к подсудимому, ибо уголовно- процессуальный закон указывает на суд) дознаватель, следователь или суд разъясняют перечисленным лицам (поручителям) существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

В случае невыполнения этими лицами принятого на себя обязательства на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тысяч рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Залог (ст. 106 УПК РФ) — внесение подозреваемым или обвиняемым либо другими физическими или юридическими лицами на депозитный счет государственного органа, избравшего данную меру пресечения, денежных средств, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения:

а) явки к дознавателю, следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

б) надлежащего поведения этих лиц;

в) предупреждения совершения ими новых преступлений.

Вид и размер залога определяются государственным органом или должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого или подсудимого и имущественного положения залогодателя.

Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остаются под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняется существо подозрения или обвинения, в связи с которыми избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за них залогом, залог в виде денежных средств, ценных бумаг или иных ценностей обращается в доход государства по судебному решению, которое принимается в соответствии со ст. 118 УПК РФ.

Невыполнение или нарушение этими лицами принятых на себя обязательств фиксируется в протоколе, составляемом следователем или дознавателем.

В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении соответствующего залога физическим или юридическим лицам — залогодателям.

При прекращении уголовного дела следователем или дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается обязательно в постановлении о прекращении уголовного дела.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) — наложение правоограничений на подозреваемого, обвиняемого, связанных со свободой их передвижения, и запретов им:

а) общаться с определенными лицами;

б) получать и отправлять корреспонденцию;

в) вести переговоры с использованием любых средств современной связи.

Думается, что перечисленные ограничения и запреты носят исчерпывающий характер, что не позволяет толковать их расширительно.

В то же время суд вправе в своем решении об избрании данной меры пресечения указать на применение нескольких запретов.

Домашний арест избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены ст. 108 УПК РФ для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом их возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В постановлении судьи или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные правоограничения, которым подвергаются подозреваемый или обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за их соблюдением.

Настоящая мера пресечения с трудом внедряется в практику государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В частности, она была избрана в первой половине 2004 г. в отношении лишь 358 обвиняемых.

В связи с грядущими изменениями уголовного законодательства и обсуждением вопроса о внедрении в правоохранительную сферу электронных наручников (браслетов) следует ожидать серьезных изменений в применении к подозреваемому, обвиняемому мер пре-‘ сечения, не связанных с помещением в специализированное учреж- / : дение96.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) — ограничение личной свободы подозреваемого или обвиняемого с помещением их в специальное учреждение, именуемое следственным изолятором (СИ, СИЗО).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При избрании данной меры пресечения в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Разумеется, соответствующие данные должны быть представлены прежде всего стороной обвинения.

В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, указанная мера пресечения может быть применена к совершеннолетним подозреваемому или обвиняемому при наличии одного из следующих обстоятельств: 1)

они не имеют постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2)

не установлены их личности; 3)

они нарушили ранее избранную меру пресечения, не связанную с помещением в специализированное учреждение;

4) они скрылись от органов предварительного расследования, а обвиняемый или подсудимый — от суда.

Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим (закрытым).

В связи с этим следует считать правомерным вывод о том, что при отсутствии указанных обстоятельств законодатель запрещает (не допускает, не разрешает) применять в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления небольшой тяжести.

К несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, заключение под стражу может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления средней тяжести.

Из рассматриваемого положения следует, что к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления небольшой тяжести, вообще недопустимо применять меру пресечения в виде заключения под стражу даже при наличии оснований, указанных в п. 1—4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Между тем законодатель не раскрыл понятие «исключительных случаев» применения данной меры пресечения к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений средней тяжести.

Думается, что в этом случае правоприменителю необходимо ориентироваться на обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, используя аналогию уголовно-процессуального закона.

При этом возможно рассматривать обстоятельства, указанные в п. 1—4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, в качестве примерного перечня, т.е. допустимо их расширительное толкование.

Например, исключительным случаем можно считать совершение несовершеннолетним в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства уголовного дела нового преступления, независимо от степени его тяжести (общественной опасности).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу путем составления постановления.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания необходимости избрания этой меры пресечения и сведения о невозможности применения иной, менее строгой, меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства.

В частности, к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу надлежит прилагать копии постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, протокола задержания, допроса подозреваемого или обвиняемого, иные документы, указывающие на необходимость избрания данной меры пресечения.

При отсутствии защитника в судебном заседании в представленных документах должен находиться письменный отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника97.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения предельного срока задержания (до истечения 48 часов).

При этом лицо, подозреваемое в совершении преступления, обязательно доставляется в судебное заседание.

При недоставлении подозреваемого в судебное учреждение судья принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении его под стражу, если истек 48-часовой срок задержания98.

Разумеется, с представленными документами обязательно должны быть ознакомлены представители стороны защиты.

Постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежат рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего звена (гарнизонного военного суда).

Ходатайство рассматривается судьей суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В рассмотрении ходатайства принимают участие подозреваемый или обвиняемый, прокурор и защитник, если он участвует в уголовном деле.

В судебном заседании вправе также участвовать следователь, дознаватель и законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является пре- пятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого.

Принятие решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск.

Данное положение свидетельствует о том, что уголовно-процессуальный закон запретил практически заочное рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Тем не менее, из данного положения трудно усвоить, каким образом действовать без нарушения уголовно-процессуального закона в отношении лица, находящегося в федеральном розыске.

Думается, что в данном случае также должен действовать заочный порядок заключения под стражу99.

Наконец, справедливость такого подхода к правовому регулированию заключения под стражу осознали руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации100.

В начале судебного заседания судья открывает заседание, объявляет о подлежащем рассмотрению ходатайстве, разъясняет участникам уголовного процесса их права и обязанности, разрешает заявленные ходатайства.

Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство о заключении лица под стражу, обосновывают необходимость принятия данного решения, после чего заслушиваются мнения по данному вопросу других явившихся в судебное заседание участников уголовного процесса101.

Судья по результатам обсуждения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и суждений против принятия этого решения выносит одно из следующих решений: 1)

об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; 3)

о продлении срока задержания подозреваемого.

Принятие последнего решения допускается при условии признания судом задержания подозреваемого законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления стороной дополни- тельных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания подозреваемого судья должен указать дату и время, до наступления которых продлеваются срок задержания и представление дополнительных доказательств.

При непоступлении в установленный срок дополнительных доказательств судья проводит повторное заседание и принимает решение на основе ранее представленных доказательств102.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии указанных в законе условий, оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 106 и 107 УПК РФ, применить к ним меру пресечения в виде:

б) домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (следователю, дознавателю), прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении (обнаружении, установлении) новых обстоятельств, обосновывающих необходимость применения к данному лицу этой меры пресечения.

Если вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возникает в судебном разбирательстве, то решение по этому вопросу принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем он выносит постановление или определение.

Постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства об этом могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня их вынесения.

Суд кассационной инстанции принимает соответствующее решение не позднее чем через трое суток со дня поступления к нему жалобы или представления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению.

Решение данного суда может быть обжаловано в порядке судебного надзора по правилам, установленным главой 48 УПК РФ.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого, обвиняемого, а при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Закон не допускает возложение уголовно-процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, на одного и того же судью на постоянной основе.

Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципам распределения уголовных дел для их рассмотрения по существу.

На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК РФ, т.е. требования, связанные с порядком общения обвиняемого с сотрудником органа дознания, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Одним из важных и принципиальных институтов уголовно- процессуального законодательства являются нормы, регулирующие продление срока содержания обвиняемого под стражей.

В соответствии со ст. 109 УПК РФ содержание обвиняемого под стражей при предварительном расследовании преступлений не может продолжаться, по общему правилу, более двух месяцев.

Данное положение соответствует требованию ст. 162 УПК РФ, в соответствии с которым предварительное следствие должно быть завершено в течение двух месяцев.

Сроки предварительного следствия по уголовному делу и, следовательно, содержания обвиняемого под стражей подлежат продлению в соответствии с правилами, установленными уголовно- процессуальным законом.

Буквальное толкование содержания ст. 109 УПК РФ свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел три уровня и порядка продления сроков содержания под стражей.

Первый уровень предполагает продление срока содержания обвиняемого под стражей до шести месяцев судьей районного или гарнизонного военного суда в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ. Оно допускается в случаях невозможности окончания предварительного следствия в срок до двух месяцев и при отсутствии осно- ваний для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу.

Этот уровень предполагает содержание под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести.

Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей направляется в суд с согласия руководителя следственного органа, а ходатайство дознавателя — с согласия прокурора, надзирающего за соблюдением законов органами дознания.

Второй уровень допускает продление срока содержания обвиняемого под стражей до 12 месяцев: 1)

по ходатайству следователя, внесенному в указанный выше суд с согласия:

а) руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации;

б) иного приравненного к нему руководителя следственного органа; 2)

по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора.

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей возможно:

а) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

б) лишь в случаях особой сложности уголовного дела;

в) при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Третий уровень позволяет продлевать срок содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью:

а) председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

б) либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем органе исполнительной власти).

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей до- . пускается:

а) в исключительных случаях, связанных с особой сложностью уголовного дела (наличием в нем многих преступных эпизодов или большим количеством обвиняемых и т.п.);

б) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, т.е. преступлений, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.

Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей не допускается, и он подлежит немедленному освобождению.

Данное положение обладает значительным положительным потенциалом, на котором отечественному законодателю следовало бы, по нашему мнению, остановиться.

Однако это позитивное (положительное) положение дезавуировано законодателем последующими правилами ст. 109 УПК РФ, заключающимися в следующем.

Материалы оконченного предварительным следствием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока нахождения под стражей, определенного уголовно-процессуальным законом в зависимости от степени тяжести преступления в 6, 12 или 18 месяцев.

Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

В случае, если после окончания предварительного следствия 30- суточный срок предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления соблюден, но этот срок для ознакомления им с материалами дела оказался недостаточным, то следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее, чем за семь суток до истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда.

Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним меры пресечения в виде заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

Судья суда областного звена или окружного (флотского) военного суда не позднее, чем через пять суток со дня получения ходатай-

ства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК РФ, одно из следующих решений: 1)

о продлении срока содержания обвиняемого (или обвиняемых) под стражей до момента окончания ознакомления его (или их) и защитника (или защитников) с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая несвоевременного предъявления обвиняемому и его защитнику материалов уголовного дела для ознакомления; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей и освобождении обвиняемого (или обвиняемых) из-под стражи103.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы в срок содержания обвиняемого под стражей, который имеет уголовно-правовое значение, включалось также время: 1)

на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого в порядке ст. 91 и 100 УПК РФ; 2)

нахождения подозреваемого или обвиняемого под домашним арестом в качестве меры пресечения; 3)

принудительного нахождения подозреваемого или обвиняемого в судебно-медицинском или судебно-психиатрическом стационаре по решению суда; 4)

содержания лица под стражей на территории иностранного государства в связи с запросом Российской Федерации об оказании правовой помощи или о выдаче его России в порядке экстрадиции (ст. 13 УК РФ и ст. 460 УПК РФ).

В последнем случае по истечении предельного срока содержания лица под стражей на территории иностранного государства и при необходимости производства предварительного расследования на отечественной территории суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ, но не более чем на шесть месяцев.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного ими под стражей.

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной су- дебно-психиатрической экспертизе и наличия иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

«Иными обстоятельствами» могут быть болезнь обвиняемого, стихийное бедствие, плохие метеоусловия для доставления в суд обвиняемого, карантин в месте содержания под стражей и т.п.104

При этом участие в судебном заседании защитника прав, свобод и законных интересов этого обвиняемого обязательно.

В перечисленных случаях судья выносит постановление о рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием на причины, по которым присутствие обвиняемого в суде (в судебном заседании) невозможно105.