Международная защита прав человека в рамках оон

Международная защита прав человека как отрасль международного права

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

  1. Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
  3. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
  7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
  8. другие соглашения.

§ 7. ООН и охрана прав человека

Одной из целей ООН является достижение международного сотруд­ничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Пра­вовой основой деятельности ООН является Устав — международный до­говор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занима­ются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет.

В частности, согласно ст. 13 Устава ООН одной из функций Гене­ральной Ассамблеи является организация исследований и вынесение ре­комендаций в целях содействия международному сотрудничеству в об­ласти экономической, социальной, культуры, образования, здравоохра­нения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Большинство вопросов о правах человека, стоящих в повестке дня Генеральной Ассамблеи, берут свое начало в разделах доклада Экономи­ческого и Социального совета, касающихся прав человека, или в приня­тых Генеральной Ассамблеей на ее предыдущих сессиях решениях о рас­смотрении конкретных вопросов.

Пункты повестки дня, касающиеся прав человека, передаются Гене­ральной Ассамблеей в ее Третий комитет, который занимается социаль­ными, гуманитарными вопросами и вопросами культуры. Однако неко­торые пункты рассматриваются Генеральной Ассамблеей без передачи в какой-либо главный комитет. Принятые Третьим комитетом проекты резолюций и решений выносятся на рассмотрение пленарного заседания

Глава /ХМеждународное право прав человека

Генеральной Ассамблеи и принимаются простым большинством голо­сов. Такие резолюции Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный характер, но обладают определенного рода морально-политическим эф­фектом и являются неким отражением мирового общественного мнения.

Экономический и Социальный совет ООН. Пункты, касающиеся прав человека, обычно передаются на рассмотрение в Социальный ко­митет ЭКОСОС, в котором представлены все его 54 члена. В то же время некоторые пункты рассматриваются на пленарных заседаниях без пере­дачи их в Социальный комитет. В соответствии со ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС может делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Также он мо­жет созывать международные конференции и составлять для представле­ния Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, касаю­щимся прав человека. Согласно ст. 68 Устава ООН Совет создает комис­сии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека.

В целях оказания содействия при рассмотрении пунктов, касающих­ся прав человека, ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека, в свою очередь, создала Подкомиссию по предупреждению дискримина­ции и защите меньшинств.

Комиссия ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. Она была создана ЭКОСОС в 1946 г. и с тех пор проводит ежегодные сессии. В 1947 г., когда Комиссия начала свою работу, ее единственной задачей была разработка Всеобщей декларации прав человека, принятой год спустя 10 декабря 1948 г. В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947—1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе со Всеоб­щей декларацией прав человека образуют так называемый Международ­ный билль о правах человека. В этот период времени Комиссия не зани­малась вопросами, связанными с рассмотрением сообщений о наруше­ниях прав человека. Однако в 1967 г. ЭКОСОС принял резолюцию № 1235, которая наделила Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в лю­бой точке земного шара (Процедура 1235).

Комиссия по правам человека состоит из представителей 54 госу­дарств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. Сессии Комиссии проходят ежегодно в течение шести недель (март — апрель) в Женеве. Комиссия готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов; выполняет специ­альные поручения Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, в том числе рас­сматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека, и занима­ется разбором сообщений относительно этих нарушений; осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию

§ 7. ООН и охрана прав человека

которых входят вопросы прав человека. Комиссия подготовила значи­тельную часть конвенций и деклараций ООН в области прав человека, принятых ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеей. Кроме того, Комиссия играет центральную роль в процессе контроля за соблюдением прав че­ловека во всем мире. Именно в рамках Комиссии отдельные государства или неправительственные организации могут поднять любые вопросы, касающиеся прав человека. Ежегодно Комиссия принимает около 100 резолюций и решений. Комиссия уполномочена назначать специальных докладчиков, докладчиков, представителей, экспертов, а также создавать рабочие группы.

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшин­ств — вспомогательный орган Комиссии ООН по правам человека. Она состоит из 26 экспертов, избираемых Комиссией на трехлетний срок и работающих в личном качестве, а не как представители государств. В круг ведения Подкомиссии входят действия, связанные с проведением исследований, предоставлением рекомендаций Комиссии по правам че­ловека в отношении предупреждения любого рода дискриминации в об­ласти прав человека и основных свобод и защиты расовых, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, которые могут быть ей предписаны ЭКОСОС или Комиссией по правам человека. Подкомиссия ежегодно проводит сессии, на которых она при­нимает значительное число резолюций по вопросам прав человека. На сессиях присутствуют члены Подкомиссии или их заместители, наблю­датели, назначаемые правительствами, а также представители специали­зированных учреждений и органов ООН, межправительственных и не­правительственных организаций.

Комиссия ООНпо положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на 4 года.

Комиссия по положению женщин подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образо­вания, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным про­блемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по пре­творению в жизнь таких рекомендаций.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН (рез. 48/141) учреди­ла пост Верховного комиссара ООНпо правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей дея­тельности в области прав человека в рамках ООН. О значимости данного института говорит тот факт, что каждый год в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поступает почти 200 000 просьб о помощи со всего мира. Главной задачей Верховного комиссара являет­ся содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руко­водящими органами ООН, а также привлечение внимания правительств к существующим проблемам, стремление предотвращения нарушений и расследование нарушений прав человека в конкретных странах.

Глава IX. Международное право прав человека

Верховный комиссар ООН по правам человека назначается на долж­ность Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ас­самблеей ООН сроком на четыре года (с возможностью продления еще на четыре года) из числа лиц, характеризующихся высокими моральны­ми устоями, честностью и обладающих опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека.

Также в рамках ООН постоянно действуют экспертные органы, соз­данные на основе универсальных международных договоров в области прав человека: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации ра­совой дискриминации; Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам; Комитет по правам ребенка; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин.

Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Междуна­родным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., состоит из 18 членов, избираемых государствами — участниками Пакта тайным го­лосованием. Комитет по правам человека изучает доклады о принятых государствами — участниками Пакта мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и направляет эти доклады со своими заме­чаниями и предложениями в ЭКОСОС; выполняет некоторые функции с целью урегулирования споров между государствами-участниками по вопросам применения Пакта при условии, что эти участники признали компетенцию Комитета в этом отношении. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту Комитет по правам человека мо­жет рассматривать сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюде­нии следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Ко­митет по правам человека, является участником Пакта и Протокола № 1; лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует в тех случаях, когда при­менение таких средств неоправданно затягивается); этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Комитет поликвидациирасовой дискриминации, созданный в соответ­ствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., состоит из 18 экспертов, избираемых тайным го­лосованием государствами — участниками Конвенции. Комитет рас­сматривает доклады о принятых государствами — участниками Конвен­ции законодательных, судебных, административных или иных мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения Конвенции; делает предложения и общие рекомендации, основанные на изучении этих док­ладов; оказывает помощь в урегулировании споров между государства­ми-участниками относительно применения Конвенции; получает и рас­сматривает сообщения от отдельных лиц или группы лиц, подпадающих

§ 7. ООН и охрана прав человека

под юрисдикцию государств-членов, которые признали компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации в этом отношении.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, соз­данный в соответствии с Международным пактом об экономических, со­циальных и культурных правах 1966 г., также состоит из 18 экспертов.

Он был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Пакта.

Комитет по правам ребенка, образованный согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г., состоит из 10 экспертов, выступающих в лич­ном качестве и избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с правом переизбрания, с учетом справедливого геогра­фического распределения и главных правовых систем. Комитет по пра­вам ребенка может запрашивать у государств — участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о поло­жении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие реко­мендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Ге­неральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендация­ми.

Комитет против пыток, созданный в рамках Конвенции против пы­ток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания человека 1984 г., состоит из 10 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 2 года с правом переизбрания, с учетом справедливого географического рас­пределения из числа лиц, имеющих юридический опыт. Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом примене­нии пыток на территории государства — участника Конвенции и при­знающего компетенцию Комитета, вправе предложить государству-уча­стнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; назна­чить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования (включая посещение территории этого государства с его согласия) и срочно представить по завершении расследования доклад Комитету против пыток и государству-участнику с результатами расследования. Краткий отчет о проведении расследова­ния Комитет против пыток включает в свой ежегодный доклад, пред­ставляемый государствам — участникам Конвенции и Генеральной Ас­самблее ООН.

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин, созданный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., состоит из 23 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с учетом справедливого географического распределения, представительства раз­личных форм цивилизации и основных правовых систем. Он рассматри­вает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами — участниками Конвенции в раз­решении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ас­самблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендация­ми общего характера на основе изучения докладов, информации, полу­чаемой от государств.

Глава /^Международное право прав человека

Следует отметить, что помимо перечисленных ряд органов ООН вре­мя от времени и в различной степени занимается вопросами прав чело­века. Они включают в себя Совет Безопасности, Секретариат, Междуна­родный суд, Комиссию международного права.

В частности, Совет Безопасности ООН, уполномоченный Уставом ООН определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случае нарушения прав челове­ка в крупных масштабах может квалифицировать такие действия в каче­стве угрозы миру.

Комиссия международного права ООН провела большую работу в области прав человека по подготовке нескольких международных кон­венций, относящихся к проблемам гражданства и безгражданства.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев осуществляет под эги­дой ООН защиту беженцев путем содействия заключению международ­ных соглашений о защите беженцев, наблюдения за выполнением поло­жений этих документов, разработки предложений о необходимых по­правках к ним, содействием облегченному допуску беженцев на территории государств и др.

Международный суд с момента своего создания рассматривал не­сколько споров между государствами, связанных с такими правами чело­века, как право убежища, права иностранцев, права ребенка. Кроме того, Международный суд давал консультативные заключения по таким вопросам прав человека, как последствия оговорок к Конвенции о гено­циде.

Следует отметить также и деятельность международных трибуналов, которые были учреждены ООН для судебного преследования лиц, ви­новных в совершении преступлений против человечности в бывшей Югославии и Руанде. Кроме того, по инициативе ООН создан Междуна­родный уголовный суд, который призван рассматривать преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности и агрессии (подробнее см. главу XXV).

Вопрос 2. Система прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические (свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, социальное обеспечение и др.), политические (право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.), гражданские (право на свободное передвижение и выбор места жительства, свободу и личную неприкосновенность, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.), культурные (свобода творчества и т.д.) и личные (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу совести, свободу мысли и слова и т.д.).

В современной юридической литературе международная защита прав человека определяется как форма сотрудничества государств в сфере создания универсальных и региональных международно – правовых норм в области прав человека, а также в сфере создания и действия специальных механизмов контроля за соблюдением указанных прав.

Руководствуясь данным определением, можно выделить два вида международных механизмов защиты прав человека:

  • механизмы универсального сотрудничества и контроля в области прав человека;
  • механизмы регионального сотрудничества и контроля в области прав человека.

Универсальное сотрудничество и контроль в области прав человека, прежде всего, связано с деятельностью ООН в сфере защиты прав человека.

Вопросами прав человека в рамках ООН в различной степени занимаются все главные органы Организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея, а также Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по положению женщин, Совет Безопасности ООН, Международный суд ООН, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), конвенционные органы ООН (профильные комитеты ООН).

В целях повышения эффективности защиты прав человека в рамках крупнейших региональных организаций также осуществляется сотрудничество и контроль в области прав человека.

Региональное сотрудничество и контроль в области прав человека осуществляются в рамках таких региональных организаций, как, прежде всего, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество независимых государств (СНГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

Защита прав человека в рамках Совета Европы осуществляется Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) и Комитетом министров Совета Европы.

Функционируя на постоянной основе, ЕСПЧ в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод признаётся главенствующей инстанцией, осуществляющей защиту прав и свобод человека в рамках Совета Европы.

При подаче жалобы о нарушении прав человека в ЕСПЧ важно учитывать следующее: предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. или Протоколами к ней; жалоба может быть подана лишь в случае исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты; жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

Билет № 8

Дата добавления: 2016-12-08 ; просмотров: 321 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Международная защита прав человека в рамках оон

Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


ГЛАВА V. СООТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ СИСТЕМАМИ ЗАЩИТЫ

Анализ созданной в рамках Европейской конвенции системы защиты прав и свобод человека был бы неполным без ее сравнительного анализа с другими системами защиты прав человека — универсальной в рамках Организации Объединенных Наций и двумя региональными системами: африканской в рамках Организации Африканского Единства (ОАЕ) и межамериканской в рамках Организации Американских Государств (ОАГ).

Интерес к данной проблеме очевиден. Во-первых, государства–участники Европейской конвенции являются также и участниками Международного пакта о гражданских и политических правах, т. е. они вынуждены соотносить свое правозащитное поведение с нормами и требованиями этих двух международных договоров. Иными словами, они существуют одновременно в рамках двух систем защиты прав человека — универсальной и региональной.

Во-вторых, общепризнано, что созданная в рамках Европейской конвенции система оказала значительное влияние на развитие других региональных правозащитных систем. Оказалось ли такое воздействие европейской системы положительным или негативным фактором, какая система более эффективна по сравнению с другой и почему — ответы на данные вопросы можно получить, только проведя сравнительный анализ региональных систем.


1. Универсальная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций

1.1. Общие вопросы

Согласно ст. 52 и 53 Устава Организации Объединенных Наций, создание региональных организаций должно преследовать цели мирного разрешения «местных споров», а также применение принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Почти сразу после принятия Устава ООН стали образовываться организации, целью которых стала защита прав человека на региональном уровне. Подобные организации на сегодняшний день существуют во всех частях света, за исключением Азии. Как справедливо отмечает В. А. Карташкин, «региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека» 605.

Ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод привела к ситуации, когда Российская Федерация «живет» одновременно в рамках двух систем защиты прав человека: универсальной (как правопреемник и продолжатель Советского Союза Россия — участник ряда межгосударственных соглашений в области прав человека в рамках ООН, и прежде всего Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах) и региональной в рамках Совета Европы. Поэтому неизбежно возникают вопросы, связанные с параллельным сосуществованием для нашей страны двух указанных систем. В связи с тем, что в Европейской конвенции получило закрепление только так называемое первое поколение прав человека 606, представляется целесообразным ограничить круг анализируемых документов Европейской конвенцией и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Из двух указанных международных договоров по правам человека исторически первой «появилась на свет» Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Сразу, что бросается в глаза при анализе двух документов, — отличие по кругу участников. В то время как Международный пакт о гражданских и политических правах «открыт для подписания любым государством–членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством–участником Статута Международного Суда и любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию в. Пакте» 607 (ст. 48 Международного пакта), участниками Европейской конвенции могут быть только государства–члены Совета Европы (ст. 59 Конвенции). Таким образом, по кругу участников речь идет о многостороннем международном договоре универсального характера (Международный пакт) и многостороннем международном договоре с ограниченным числом участников (Европейская конвенция). Выдвигаемая рядом авторов 608 идея о возможном присоединении к Конвенции Европейского Союза представляется весьма маловероятной, так как подобный шаг неизбежно потребовал бы коренной ломки Конвенции и ее приспособления к такому шагу. Таким образом, в обоих договорах участниками могут быть только государства.

Даже при беглом анализе тех прав и свобод, которые закреплены в тексте Европейской конвенции и Международного пакта, становится очевидным, что их круг в первом документе значительно уже. Как указывается в Преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель «сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека». В докладе Комитета экспертов по правам человека Комитету Министров Совета Европы 609, посвященном некоторым проблемам, связанным с сосуществованием Пактов ООН по правам человека и Европейской конвенции, был проведен сравнительный анализ прав и свобод, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах и Европейской конвенции. Вывод экспертов был однозначен: целый ряд прав и свобод, закрепленных в Пакте, накладывает дополнительные обязательства на государства–участников Европейской конвенции (в случае подписания и ратификации последними Пакта). В Европейской конвенции, в отличие от Пакта, не были закреплены такие права и свободы, как право всех народов на самоопределение (ст. 1 Пакта), обращения с лицами, лишенными свободы (ст. 10), ограничения на высылку иностранцев, законно находящихся на территории государства–участника Пакта (ст. 13), право на пересмотр вышестоящей судебной инстанцией осуждения или приговора (п. 5 ст. 14), недопустимость вторичного осуждения или наказания ( non bis in idem ) (п. 7 ст. 14), запрещение пропаганды войны, а также выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20), права меньшинств (ст. 27) и др.

Подобная ограниченность в круге подлежащих защите прав и свобод по Европейской конвенции по сравнению с Пактом объясняется как раз тем, что авторы Конвенции при ее подготовке руководствовались сугубо прагматическим подходом. По словам Пьера-Анри Тейтжана, докладчика Комитета по правовым вопросам Консультативной Ассамблеи Совета Европы (позже — Парламентской Ассамблеи Совета Европы), Комитет «посчитал, что на данный момент предпочтительно ограничить предоставление коллективной гарантии теми правами и основными свободами, которые на протяжении длительного времени практикуются во всех демократических странах». В то же время «они являются необходимыми условиями функционирования этих стран» 610. Связано это было также с тем, что страны Совета Европы не захотели идти по пути формального декларирования того, что они в тот исторический момент не смогли бы гарантировать. Их целью была выработка полновесного юридически обязывающего документа, по которому, кроме всего прочего, создавался бы и эффективный контрольный механизм.

Следует также иметь в виду, что Европейская конвенция изначально задумывалась как подвижный, постоянно развивающийся документ. За время, прошедшее с 1950 г., было принято 11 Протоколов к Конвенции, имевших целью как дополнение перечня закрепленных в ней прав и свобод, так и внесение изменений в функционирование созданного по договору контрольного механизма. «Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права» 611. Постоянно развивающееся прецедентное право Европейской конвенции также привело к существенному обогащению того багажа прав и свобод, который изначально закладывался создателями системы.

При анализе двух документов (Пакта и Конвенции) следует также учитывать, что круг их авторов весьма сильно отличается один от другого. Если Европейскую конвенцию разрабатывали 10 государств–членов Совета Европы, разделяющих общие политические, экономические и духовные ценности, то борьба вокруг Международного пакта о гражданских и политических правах была весьма противоречивой и велась между государствами, имеющими различное, порой взаимоисключающее, представление как о самом понятии прав человека, так и о концепции межгосударственного сотрудничества в этой области 612.

Как уже отмечалось, созданный на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод контрольный механизм — уникальное явление в области межгосударственного сотрудничества в этой области. Именно в создании механизма имплементации закрепленных в Конвенции прав состоит ценность этого документа. «Учрежденный на основе Конвенции Европейский Суд по правам человека — уникальное явление в международных отношениях. Судебное решение, принятое органом, состоящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективность рассмотрения и решения дела, свободную от каких-либо политических властей и пристрастий. Такая объективность не всегда присутствует среди представителей универсальных и региональных органов» 613. Уникальность этого механизма контроля состоит и в том, что он является, по мнению многих исследователей, по сути, наднациональной властью 614. В свою очередь, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических правах контрольный механизм не может похвастаться такими достижениями.

В общем плане контроль за соблюдением государствами-участниками своих обязательств по двум рассматриваемым договорам осуществляется по сходным схемам. Во-первых, доклады государств. Во-вторых, сообщение одного государства о предполагаемом нарушении другим своих обязательств по договору. В-третьих, сообщения частных лиц о предполагаемом нарушении государством своих обязательств. Несмотря на внешнее сходство общего формата, каждая из указанных функций выполняется двумя контрольными механизмами по-разному.

59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека закрепляет: равенство людей — все люди рождаются свободными и равными в правах; не­дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам; право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения; право каждого на правосубъектность; равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов; презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона; право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство; право на вступление в брак; право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания; право на участие в управлении общест­венными и государственными делами; право на труд и другие права и свободы человека.

Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. — Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. — пакты о правах человека и др.

Центральное место в системе обеспечения и защиты прав челове­ка занимают пакты о правах человека. Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 г. и ратифицированы СССР в 1973 г. К Международному пакту о граж­данских и политических правах 1966 г. имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол ратифицирован СССР 5 июля 1991 г., и на сегодняшний день в нем участвуют около пятидесяти государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) РФ пока не ратифицирован.

В ст. 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопреде­ление, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и полити­ческое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен при­надлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имуще­ственного положения, рождения или иного обстоятельства.

Следует подчеркнуть, что положения пактов различаются по сте­пени юридической обязательности. Если в соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодатель­ные, для осуществления прав человека, указанных в этом междуна­родном договоре, то согласно ст. 2 Пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах государства должны принять в максималь­ных пределов имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные ус­ловия труда, право на отдых и т.д.; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах, по­мимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение; право на свободное передвижение и свободу выбора места жительст­ва; равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мне­ний; право на мирные собрания и т.д.

Во время официально объявленного чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах в той степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не явля­ются несовместимыми с другими обязательствами государств по меж­дународному праву и не влекут за собой дискриминации исключи­тельно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или соци­ального происхождения.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся:

запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказа­ния;

запрет рабства и работорговли;

запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства;

запрет придания уголовному закону обратной силы;

право на правосубъектность;

право на свободу мысли, совести и религии.

Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека.

В Пакте регламентируются также порядок создания и деятельнос­ти Комитета по правам человека (см. также § 10 настоящей главы).

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. (ратифицирована СССР в 1969 г.) государства осудили расовую дискриминацию и обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, ис­ключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического проис­хождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществле­ния на равных началах прав человека и основных свобод. Запреща­ются всякая пропаганда и все организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением рас­пространение идей, основанных на расовом превосходстве или нена­висти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (рати­фицирована СССР в 1987 г.) запрещает пытки.

Пытка это любое действие, которым лицу умышленно причиня­ется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным лицом, вы­ступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия (ст. 1). В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, неотделимы от них. Применение пытки объявля­ется преступлением, и никакие обстоятельства (состояние войны, внутренняя нестабильность, чрезвычайное положение) не могут слу­жить оправданием применения пыток.

Государства-участники не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция СНГ о правах и свободах и основных свободах чело­века была подписана в 1995 г. (РФ ратифицирована). Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами — участниками СНГ.

Договаривающиеся стороны обязались (ст. 1) обеспечивать каж­дому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции.

Статья 2 охраняет право каждого человека на жизнь. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, и смертный приго­вор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смерт­ный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совер­шенное им до достижения 18-летнего возраста.

Конвенция предусматривает запрет пыток (ст. 3), рабства, прину­дительного труда (ст. 4), право на свободу и личную неприкосновен­ность (ст. 5), равенство перед судом (ст. 6), запрет обратной силы уголовного закона (ст. 7), право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст. 9), право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст. 10) и др. демократические права.

Помимо гражданских и политических, Конвенция предусматри­вает экономические и социальные права. Так, ст. 14 гарантируется право на труд и на защиту от безработицы, ст. 15 — право на охрану здоровья, ст. 16 — право на социальное обеспечение и т.д.

Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т.д.).

Конвенция (ст. 35) устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод, который, правда, несколько уже предусматриваемого Пактом о гражданских и политических правах.

Наблюдение за выполнением Конвенции поручено Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, Положение о которой является составной частью Конвенции.

МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.). Не следует отождествлять международные контрольные механизмы и процедуры. В отличие от международных контрольных механизмов, процедуры представляют собой порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.

В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.

Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.

Лица, которые входят в состав того или иного контрольного механизма, чаще всего действуют в личном качестве, т. е. не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них никаких указаний. Они действуют в составе этих механизмов самостоятельно в качестве экспертов, судей и т. д.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами – комитеты, группы и т. д. А также могут быть органами единоличными – специальные докладчики.

Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен контрольный орган.

Международные механизмы в области защиты прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними обязанностями. Они порой дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию не всегда объективных решений. Однако их создание и увеличение их количества – отражение объективных тенденций международной жизни. Поэтому на данном этапе на первый план выступает необходимость их совершенствования и рационализации.

Иногда наблюдается сочетание в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно пакту об экономических, социальных и культурных правах доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой контроль стал возможен только после согласия ЭКОСОС принять на себя контрольные функции, так как ЭКОСОС – орган ООН, а не орган, созданный Пактом.

Сходная правовая ситуация возникла при учреждении группы трехконтрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. Группа трех назначается ежегодно председателем Комиссии по правам человека из числа членов Комиссии, которые являются также представителями государств – участников Конвенции.

Международная защита прав человека как отрасль международного права

Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.

Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.

К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относится:

1) Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;

3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

7) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;