Муниципальное жилье общежития

Муниципальное жилье общежития

Проблема снятия со специализированных жилых помещений статусов общежитий или служебных квартир, обсуждалась еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Практика судов тех лет свидетельствовала, что в отсутствие надлежащего законодательного регулирования, отсутствовала реальная возможность помочь гражданам решить их жилищные проблемы путем приватизации жилых помещений, имеющих статусы общежитий или служебных помещений. Единственным слабым основанием для обращения в суд было несоответствие общежитий или служебных квартир требованиям, предъявляемым к специализированному жилью (отсутствие необходимой мебели, пропускной системы и т.п.). Однако, суды, в своем большинстве, критически относились к этим доводам, принимая во внимание наличие ранее установленного на бумаге статуса специализированного жилья.

И вот, видимо в связи с окончанием права граждан на приватизацию, законодатель сжалился над гражданами, а вернее над большей частью граждан, бессрочно, как показало время, проживающих в общежитиях и служебных квартирах.

Вводным законом было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Не смотря на то, что в статье 7 Вводного закона говорится об общежитиях, это положение может быть применено и к служебным квартирам. Это, во всяком случае, следует из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года». В п. 21 этого Обзора говорится, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Давайте теперь, с учетом разъяснений Верховного Суда РФ по применению данного положения Вводного закона разберемся, в каких случаях можно признать, что граждане занимают жилое помещение, имевшее статус общежития или служебного жилья, по договорам социального найма, а в каких случаях, общежития или служебные квартиры не утратили своего статуса с введением в действие Жилищного кодекса РФ.

  1. 1.Вариант №1: Общежития или служебные квартиры находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Такие жилые помещения можно признать занимаемыми гражданами по договорам социального найма только при условии, что государственные или муниципальные предприятия или учреждения добровольно передали жилой фонд в ведение органов местного самоуправления. Это правило относится к государственным и муниципальным предприятиям или учреждениям, которые являются таковыми и не приватизировались, не акционировались, не реорганизовались в иные частные формы собственности. Если государственное предприятие продолжает существовать, жилой фонд этого предприятия не передан в муниципальную собственность, общежитие сохраняет свой статус. При этом не имеет значения, что после введения в действие, указанные предприятия или учреждения не подтвердили статус жилого фонда в качестве общежитий или служебных квартир. Не имеет значения, что после разграничения собственности еще в 1991 году и после введения в действие Жилищного кодекса РФ предприятия не оформили свои права хозяйственного ведения или оперативного управления на общежития или служебные квартиры в порядке, установленном Постановлением Правительством РФ от 26.01.2006 №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Подтверждением передачи общежития или служебного жилья в ведение органов местного самоуправления является соответствующее распоряжение (акт) главы (руководителя) органа местного самоуправления. В Москве этот вопрос находится в ведении как Префектов округов Москвы, так и Правительства Москвы, и решается на основании их распоряжений (постановлений) о передаче общежитий или служебных квартир в муниципальную собственность.

Не имеет никакого значения, когда были переданы общежития или служебные квартиры в муниципальную собственность от государственных предприятий или учреждений до введения в действие Жилищного кодекса РФ или после. Это обстоятельство не влияет на права граждан занимать жилые помещения по договорам социального найма. Передача общежитий или служебных квартир от государственных или муниципальных предприятий или учреждений в ведение органов местного самоуправления с сохранением статусов общежитий или служебных квартир является нарушением закона и прав граждан, проживающих в общежитиях или служебных квартирах. Суды должны признать за такими гражданами права пользования этими жилыми помещениями по договорам социального найма.

  1. 2.Другая ситуация возникает, когда общежития или служебные квартиры «зависли» на балансе давно приватизированных, акционированных или иным образом реорганизованных в коммерческие организации бывших колхозов, совхозов, заводов, фабрик и т.п. По закону весь жилой фонд при приватизации (акционировании, реорганизации в коммерческие организации) подлежит передаче в муниципальную собственность. Это следует из ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Также, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.

Однако, в большинстве своем, органы местного самоуправления всячески препятствовали принятию в свою собственность недвижимости, требующей при передаче, по меньшей мере, проведения хорошего ремонта и расселения жителей, проживающих по несколько семей в одной комнате на «койко-местах». Законодательная возможность муниципальным властям не обременять себя нерентабельной недвижимостью всегда была. Суды стояли на том, что принятие имущества в муниципальную собственность, есть дело добровольное и никто не вправе принудить органы местного самоуправления принять эту недвижимость в свою собственность. Так тянулось до принятия нового Жилищного кодекса РФ, а вернее до разъяснений Верховного Суда РФ, который указал, что нежелание местных органов власти принимать в свою собственность жилой фонд, не включенный в состав приватизированного имущества предприятия, не может ограничивать права граждан на заключение с ними договоров социального найма и приватизации этих жилых помещений. В отличии от владения общежитиями и служебными квартирами государственными или муниципальными предприятиями, при нахождении жилого фонда на балансе коммерческих предприятий, факт передачи этого фонда в муниципальную собственность, не обязателен для признания за проживающими в нем гражданами прав пользования по договорам социального найма. Суды исходят из того, что общежития (служебные квартиры) приватизированных предприятий уже в силу закона находятся в муниципальной собственности.

В этой связи следует прибавить ситуации, когда предприятия, реорганизованные из совхозов, колхозов, фабрик и заводов, оформляли при приватизации в собственность акционированного предприятия общежития или служебные квартиры. Безусловно, что такие сделки осуществлялись с нарушением закона и, по сути, являются недействительными. Судебная практика свидетельствует, что это обстоятельство, также, не является основанием для ограничения прав граждан, проживающих в незаконно приватизированных юридическим лицом жилых помещениях. Суды обязывают органы местного самоуправления, не смотря, на отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности, заключать с гражданами договоры социального найма. Имеются такие положительные решения судов по делам, в которых даже не заявлялись требования о признании недействительной сделки (плана приватизации, договора купли-продажи государственного имущества и т.п.), на основании которой у акционированного колхоза (совхоза, завода и т.п.) возникло право собственности на общежитие или служебное жилье.

Более того, имеются решения судов об удовлетворении исков об обязании муниципальных органов заключить договоры социального найма, при том, что по ранее рассмотренным делам было отказано в удовлетворении требований о признании недействительными сделок по приватизации юридическим лицом общежитий в связи с пропуском сроков исковой давности. Все равно суды признавали за гражданами права пользования жилыми помещениями в бывших общежитиях по договорам социального найма.

Очень часто муниципальные органы, выступавшие в судах в качестве ответчиков по делам об обязании заключить с гражданами договоры социального найма на жилые помещения, использовавших в качестве общежитий, находящихся из-за бездействия органом местного самоуправлении на балансе коммерческих организаций, в возражениях указывали, что статья 7 Вводного закона применяется только к ситуациям, когда общежития переданы от государственных или муниципальных предприятий в ведение органов местного самоуправления. Если предприятие коммерческое, общежитие в ведение муниципальных властей не передавалось, то, соответственно, нельзя на органы местного самоуправления по указанной статье возложить обязанность заключить с гражданами договоры социального найма или, тому хуже признавать за гражданами право на приватизацию занимаемых ими помещений. Этот довод судами, как показывает практика, не принимался, в большинстве своем, даже без комментариев в своих решениях.

Еще раз обращаю внимание, что правом на заключение договоров социального найма обладают граждане, проживающие в жилых помещениях, принадлежавших предприятиям, реорганизованным в коммерческие предприятия, путем передачи имущества в частную собственность, к примеру, в собственность работников этого предприятия. Если государственное предприятие после акционирования осталось в государственной собственности, к примеру это относится ОАО «РЖД», где учредителем является Российская Федерация, то граждане не вправе требовать снятия статуса общежития или служебного жилья.

  1. 3.За гражданами не может быть признано право пользования жилыми помещениями по договорам социального найма, если общежитие или служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организацией за счет собственных средств. Также, положения статьи 7 Вводного закона не применяются, если при приватизации совхоза и т.п. недвижимое имущество являлось нежилым и, в этой связи вошло в план приватизации предприятия, после чего коммерческая организация (бывший совхоз и т.п.) перевел это нежилое помещение в жилой фонд и заселил его своими работниками, обозвав свой жилой фонд «общежитие» или «служебное жилье». Такое жилье не может иметь статус общежития в силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ, поскольку, общежития и служебные квартиры должны находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. А к отношениям по пользованию жилой площадью в «общежитиях и служебных квартирах», принадлежащих коммерческим организациям должны применяться положения о коммерческом найме, т.е. через пять лет, а может и раньше, таких работников можно выселить без всяких проблем и без предоставления другого жилья.
  2. 4.Нет шансов на заключение договоров социального найма или приватизацию у граждан, проживающих в общежитиях, которые изначально, с разграничением государственной собственности в 1991 году, являлись муниципальными общежитиями (Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»).
  3. 5.Рассмотрев вопросы в чьем ведении или собственности находится жилой фонд, перейдем к другим проблемам, связанным с характеристиками жилых помещений в общежитиях. Начнем с самого страшного слова «койко-место». В свое время я пыталась найти хоть где-то в законодательных актах хоть что-нибудь о «койко-местах». Тщетно. Между тем, «койко-место» стало камнем преткновения в спорах о правах граждан на заключение с ними договоров социального найма. Длительное время суды отказывали, руководствуясь исключительно принципами разумности, в признании за гражданами права пользования жилым помещением по договорам социального найма, если у них в ордерах на общежития значилось «койко-место». Исходили суды из того, что предметом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение (ст. 62 ЖК РФ). Все это длилось до тех пор, пока Верховный Суд РФ не снизошел до «койко-место». Он разъяснил, что если гражданин занимает все изолированное жилое помещение один, хотя по документам значится, что ему предоставлено «койко-место», то с ним должен быть заключен договор социального найма на всю комнату, если, конечно, еще кто-то не обладает правом пользования «койко-местом» в этой комнате в общежитии. Если имеется гражданин, который, также, обладает правом пользования «койко-местом» в этой же комнате, то решить проблему заключения договора социального найма на комнату можно двумя способами. В первую очередь проживающий гражданин вправе требовать признания не проживающего на «койко-месте» гражданина утратившим право пользования жилым помещением, если он выехал на другое постоянное место жительства, признать его неприобретшим права пользования спорным жилым помещением, если он не вселялся в эту комнату (это случается чаще всего в общежитиях, где ордер выдают на одну комнату, а фактически вселяют в другую), признавать умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 ГК РФ). Если в судебном порядке избавиться от «сокоечника» нельзя, то Верховный Суд РФ рекомендует судам принимать решения о передаче гражданам, проживающим в жилом помещении на условиях «койко-места», в пользование изолированное жилое помещение в целом, с заключением с ними («сокоечниками») одного договора социального найма как с сонанимателями.

Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность (Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 №77-В09-5).

Следует полагать, что при таком варианте, требовать заключения договора социального найма или передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации должны все лица, проживающие в комнате на «койко-местах». Если кто-то из жильцов комнаты будет не согласен с этим, а в случаях с приватизацией, это особо актуально, их нельзя обязать заключить договор социального найма или договор передачи жилья в собственность.

Другим распространенным доводом ответчиков — бывших балансодержателей общежития и органов местного самоуправления — является невозможность идентифицировать номер спорной комнаты или определить, какое помещение предоставлялось гражданину, требующему в судебном порядке заключения с ним договора социального найма. В таких случаях, суды устанавливают, какую комнату фактически занимает истец, не придавая никакого значения тому, какое помещение истцу предоставлялось изначально. Проблема с отсутствием нумерации комнат в общежитии, решается судами путем истребования технических паспортов на жилые помещения. В решении о заключении договоров социального найма суды указывают данные помещений так, как они обозначены в технических паспортах.

  1. 6.Как свидетельствует судебная практика, заключения договоров социального найма или приватизации жилых помещений вправе требовать граждане, вселившиеся в жилые помещения, являвшиеся общежитиями или служебными квартирами, как до их передачи в муниципальную собственность, так и после передачи в муниципальную собственность. Вне зависимости от того, кем было предоставлено это помещение, государственным предприятием, предприятием до приватизации, этим же предприятием после приватизации, органами местного самоуправления после принятия жилого фонда в муниципальную собственность. Вне зависимости от того, когда гражданин вселился в общежитие (служебную квартиру) до введения в действие Жилищного кодекса РФ или после.

Однако, если жилое помещение будет предоставлено гражданину предприятием после официальной передачи жилого фонда в муниципальную собственность, такое вселение может быть правомерно оспорено органами местного самоуправления и гражданин признан неприобретшим права пользования жилым помещением с выселением без предоставления другого жилого помещения, поскольку, после принятия жилого фонда в муниципальную собственность, предприятия, на балансе которых или в хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находилось общежитие, не вправе распоряжаться таким жилым фондом.

Социальное жилье — временное решение для малообеспеченных

Кто может получить жилье от государства

Закон №3334-IV «О жилищном фонде социального назначения» вступил в силу 1 января 2007 года. Именно в этом документе появилось и прочно вошло в обиход понятие социального жилья. В то же время, к социальной графе относят квартиры, которые бесплатно получают от государства люди, стоящие на очереди по улучшению жилищных условий.

Согласно действующему Жилищному кодексу (принятому 25 лет назад), квартиру можно получить в порядке очереди, а главным критерием постановки на учет служат нормы жилой площади (необходима также регистрация в населенном пункте не менее пяти лет).

Сегодня на квартирной очереди, по данным МинЖКХ, в Украине находятся 1,3 млн. человек. При этом за год строится 87 тыс. квартир, из которых только 20 тыс. – для очередников. Длина очереди в столице превышает 120 тыс. семей. За последние два года, по данным КГГА, жилье получили порядка 5 тыс. человек и еще минимум 3 тыс. администрация обещает выдать в текущем году.

Социальное жилье (это может быть общежитие, квартира или одноквартирный жилой дом), согласно закону №3334-IV, передается на основании договора найма на определенный срок именно социально незащищенным и малоимущим гражданам. Оно не подлежит поднайму, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу.

Как рассказал Александр Попов, аналитик интернет-издания «Правовой аспект», чтобы претендовать на такое жилье, нужно соответствовать двум требованиям. Во-первых, не иметь квартиры в том городе или селе, где человек постоянно проживает (вне зависимости от прописки), или же нуждаться в улучшении жилищных условий.

Во-вторых, в Законе предусматривается также учет материального положения претендента. Пользоваться временным жильем смогут лишь те люди, чей среднемесячный совокупный доход за предыдущий год не превышает прожиточный минимум или среднюю цену аренды на жилье в данном населенном пункте, если она ниже (порядок ее определения утверждается Кабмином). При этом учитываться будут не только зарплата, но и стоимость всего имущества семьи.

Предполагается, что кроме коммунальных услуг, нужно будет оплачивать аренду социального жилья, ставка которой в каждом конкретном случае будет установлена местным советом.

Органы местного самоуправления создадут специальные службы, которые будут ежегодно проверять, кто действительно проживает в квартире и как изменились заработки семьи. Как только будет установлено, что доход стал превышать установленные ограничения, временное жилье в течение трех месяцев нужно будет освободить для следующих очередников.

Как и в «обычной» квартирной очереди, среди претендентов на социальное жилье выделяются льготные категории. Согласно Закону, 11 категорий граждан имеют право на внеочередное получение такого жилья и 19 – на первоочередное. Во вторую категорию, кроме героев Украины и СССР, участников боевых действий, офицеров в отставке и других, попали также — одинокие родители троих и более детей или близнецов, беременные женщины, семьи с несовершеннолетними детьми, а также пенсионеры и молодежь до 35 лет.

По словам Олега Кононенко, юриста компании Шмаров и Партнеры, временное жилье не лишает права претендовать на постоянную квартиру от государства. Курировать очередников по двум «статьям» будет одна и та же структура при местном совете, в Киеве этим занимается Главное управление жилищного обеспечения города.

Однако никто не берется сказать точно, будет ли сформирована отдельная очередь на получение социального жилья, или же после определенных законодательных доработок жилье для нынешних очередников в Киеве будет предоставляться без возможности приватизации. Не ясно также, как будет вычисляться средняя стоимость аренды в населенном пункте и определяться «порог» попадания в очередь. Ни порядка исполнения Закона, ни самого жилья «для бедных» пока нет. При этом, как сообщили в КГГА, в городском бюджете на 2008 год деньги на социальное жилье уже выделены.

На сегодня же существует единственная возможность получения «квадратов» от государства – постановка на квартирную очередь. Квартиры на общих основаниях получают сегодня те, кто стал на учет еще в 1975 году. При этом никаких изменений на практике пока не произошло — они получают ордера с правом приватизации. В то же время, в КГГА уточнили, что плана распределения на этот год пока еще нет, и квартиры выдаются из прошлогоднего лимита.

Сегодня активно разрабатывается проект нового Жилищного кодекса, который уже дважды был представлен на общественное обсуждение. Планируется, что он будет вынесен на рассмотрение Верховной Рады в I полугодии. Положения Закона о социальном жилье практически без изменений включены в этот документ.

Кроме того, как сообщил Александр Попов, 19 марта Кабинет Министров утвердил временные нормы по предоставлению этого вида жилья. В социальных общежитиях для проживания семей и одиноких граждан на каждого человека выделяется 6 кв. м жилой площади, а в квартирах и домах – 22 кв. м на семью из двух человек и плюс по 9,3 кв. м общей площади на каждого следующего члена семьи. Таким образом, семья из трех человек сможет претендовать на квартиру 31,3 кв. м. Ранее в Киеве действовали нормы, установленные горсоветом (12 кв. м на одного человека и по 6 кв. м на каждого следующего).

Назревает и ревизия квартирной очереди по всей Украине, о чем недавно заявил первый замминистра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Орест Лотоцкий. Пересмотр очередей на местном уровне предусматривается новым Жилищным кодексом и планируется начать сразу после его принятия. Как известно, после инвентаризация квартирной очереди 2006-го года, проведенной столичными властями, в Киеве она сократилась почти на 19 тыс. семей.
Отмечены также инициативы со стороны строителей. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2206 «Про внесение изменений в некоторые законы Украины относительно мероприятий по стимулированию строительства социального жилья», в котором авторы пытаются сделать для застройщиков строительство социального жилья более привлекательным, в частности обязать компенсировать затраты, понесенные за строительство распределительных сетей.

Каждый жилец желает знать… Как правильно приватизировать комнату в общежитии?

Коммунальные общежития станут частной собственностью жильцов

Возможность приватизировать свою комнату жильцов общежития и радует, и пугает: куда нужно обращаться? Какие документы придётся собирать? И во сколько обойдётся процедура приватизации? Ответы на все эти вопросы искали «Бердянские ведомости».

Как рассказала нам главный специалист отдела содержания, капремонта и распределения жилищного фонда управления жилищного хозяйства Марина Чеботарёва, приватизировать комнату в общежитии имеют право не все, даже если в действительности человек проживает там постоянно. Такого права у него нет, если: человек уже является собственником какого‑либо жилья или ранее участвовал в приватизации жилплощади; если он болен активным туберкулёзом; если проживает в общежитии меньше пяти лет; если проживает не в коммунальном общежитии, а в частном, ведомственном или в общежитии учебного заведения.

Частное общежитие в нашем городе одно — на ул. Пионерской, 59, ведомственных несколько: на ул. Горького, 7, на Мелитопольском шоссе, 75, плюс общежития «Бердянскстроя». А в собственности громады сейчас насчитывается 26 общежитий, в их числе — принятые на прошлой неделе на баланс города общежития по ул. Котляревского, 43‑а и по ул. Свободы, 98 и 98‑а.

Некоторые справки жильцам нужно будет получать в обслуживающей дом организации. Начиная с 15 октября, семь общежитий города: на ул. Верещагина, 10, ул. Коцюбинского, 57, ул. Комарова, 10, ул. Потийской, 10‑а, ул. Шаумяна, 10‑а, 12 и 22 — будет обслуживать «КомЭнерго». Именно в «Управляющую компанию «КомЭнерго» жильцам этих общежитий придётся обращаться за получением таких справок, а всем остальным — прямая дорога в «Жилсервис-2а».

Сколько стоит?

При приватизации своей комнаты оплачивать придётся только административный штраф, в размере 17 – 51 грн., и услуги КПТИ. Документ, подтверждающий, что жилец не использовал жилищные чеки при приватизации государственного жилищного фонда, и справка о том, что человек не является собственником какой‑либо недвижимости, стоят по 35,20 грн. Оформление техпаспорта обойдётся в 159,40 грн., а бланк выписки о регистрации — в 72,25 грн. (эта сумма перечисляется на расчётный счёт Информационного центра Минюста). 66 грн. придётся заплатить за оформление свидетельства о праве собственности, а за регистрацию этого свидетельства — ещё около 70 грн. В Центре муниципальных услуг потребуется за свой счёт сделать ксерокопию одного листа заявления. Услуги управления жилищного хозяйства, жилсервиса, противотуберкулёзного диспансера — бесплатные.

Куда и когда обращаться

Если у вас возникли вопросы по поводу подготовки пакета документов для БТИ, то проконсультироваться можно в управлении жилищного хозяйства (горисполком, 1 этаж, каб. 10). Обращаться с понедельника по четверг с 8.00 до 12.00. Тел. для справок: 4‑70‑23.

Если вам требуется получить разрешение исполкома на проведение переоборудования и перепланировок комнаты в общежитии, обращайтесь в Центр муниципальных услуг (горисполком, 1 этаж, направо), по будним дням с 9.00 до 15.00 (в пятницу — до 14.00), перерыв на обед с 12.00 до 13.00. Тел. для справок: 4‑74‑42.

Для составления протокола по перепланировке можно пригласить главного специалиста админотдела: 4 этаж, каб. 72 горисполкома. Тел. для справок: 3‑54‑37.

Чтобы получить справку из противотуберкулёзного диспансера, нужно обратиться в его регистратуру по адресу: ул. Кирова, 96, с 8.00 до 16.00 (кроме выходных). Тел. для справок: 2‑31‑40. Для прохождения флюорографии обращаться к своему участковому врачу.

Справку о составе семьи «Жилсервис-2а» выдаёт по «территориальному признаку»: жильцы общежитий, которые раньше обслуживал ЖЭК-7, должны обращаться в офис на ул. Димитрова, 64, а тех общежитий, которые обслуживал ЖЭК-2а — в офис по ул. Свободы, 129. Эти справки выдают паспортистки: в понедельник, вторник и четверг — с 8.00 до 16.00 (перерыв с 12.00 до 13.00), в среду и пятницу — с 15.00 до 16.00 Согласие на перепланировку можно получить у юриста «Жилсервиса-2а» по адресу: ул Свободы, 129, по будним дням с 8.00 до 16.00 (перерыв с 12.00 до 13.00).

Тел. для справок «Жилсервиса-2а»: 3‑66‑14 (диспетчерская), 64‑9‑21 (приёмная).

Тел. для справок «КомЭнерго»: 3‑34‑40 (приёмная).

В коммунальном предприятии по технической инвентаризации (ул. Мазина, 21) необходимые справки можно заказать со вторника по четверг с 8.00 до 16.00 (перерыв с 12.00 до 13.30) и в пятницу с 8.00 до 15.45 (перерыв с 12.00 до 13.30). Тел. для справок: 4‑19‑25.

Документы, необходимые при приватизации комнаты в общежитии

Если перепланировки не было

Если человек не выполнял незаконную перепланировку, то ему надлежит собрать такой пакет документов:

1. Справка о составе семьи, площади занимаемых помещений и о сроке, который человек проживает в общежитии. Выдаётся жилсервисом или «КомЭнерго».

2. Копия ордера (если её нет, то можно предоставить копию договора о предоставлении услуг ЖЭКом или «КомЭнерго»). И. о. директора «Жилсервис-2а» Антонина Титенкова поясняет, что в ряде случаев ордеров просто нет, а в других случаях — ордера стали недостоверны.

3. Документ, который подтверждает, что гражданин не использовал жилищные чеки в приватизации государственного жилищного фонда, и справка о том, что в собственности человека нет другой недвижимости. Выдаются коммунальным предприятием по технической инвентаризации (КПТИ) — раньше это учреждение именовалось БТИ. Для того чтобы заказать оформление этих документов, при себе нужно иметь паспорт и, если есть дети, свидетельство об их рождении. Внимание! По словам заведующего юридическим отделом КПТИ Виктора Бокаринова, если человек зарегистрирован в Бердянске не позднее 1 января 1993 года, то эти «бумаги» он получит в нашем городе. Если жилец общежития зарегистрировался в Бердянске после этого срока, то данные документы придётся получать в БТИ того населённого пункта, где он жил раньше.

4. Заявление-согласие на приватизацию временно отсутствующих членов семьи нанимателя. Это заявление пишется в том случае, если кто‑то из родственников временно не проживает в общежитии, например, учится в другом городе, проходит службу в армии или находится в местах лишения свободы. Форма написания заявления — произвольная: «Я, Ф. И. О., даю согласие на приватизацию жилого помещения (указать какого) …»

5. Копия документа, подтверждающего право на льготные условия приватизации жилой площади. Согласно этим условиям, люди могут бесплатно приватизировать «излишки» жилплощади, превышающие «нормативные» 21 кв. м на одного человека плюс 10 кв. м на семью.

Правом на льготные условия приватизации обладают: ветераны войны, чернобыльцы, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, ветераны ВОВ, воины-интернационалисты (в частности, «афганцы»), инвалиды І и ІІ групп, инвалиды детства, ветераны вооружённых сил, реабилитированные, многодетные семьи, а также семьи погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей или на производстве.

Внимание! Льготные условия приватизации не подразумевают бесплатное оформление документов.

6. Справка с места работы.

7. Справка из противотуберкулёзного диспансера. Как поясняет главврач Бердянского межрайонного противотуберкулёзного диспансера Зоя Хуторянская, согласно ст. 1 Закона Украины «О приватизации общежитий», жильцам общежитий при приватизации своей жилплощади необходимо получить справку о том, что человек не нуждается в медицинской помощи в связи с заболеванием туберкулёзом. Если человек болен активным туберкулёзом, с бацилловыделением, то такую справку ему никто не выдаст — до тех пор, пока он не пройдёт курс лечения и не выздоровеет. Лечение займёт от 6 до 8 месяцев. При этом человека никто из общежития не выселяет, просто процесс приватизации для него приостанавливается. По словам Зои Яковлевны, противотуберкулёзный диспансер выдал уже около 1 000 подобных справок, и при этом ни одного жильца, больного активным туберкулёзом, выявлено не было.

Что нужно для того, чтобы получить справку? Всего-навсего обратиться в диспансер с результатами обследования, где указаны фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес. Эти результаты выдаются человеку на второй день после прохождения флюорографии. Если по каким‑то причинам на руках их нет, то получить их можно в городской поликлинике. Внимание! Жетончик с порядковым номером, который выдают при прохождении флюорографии, результаты обследования заменить не может. Специально для приватизации рентгенографию проходить не нужно — требуются результаты обследования, которое проводилось в течение года. Что касается детей, то им также не более, чем год назад, должна была проводиться реакция Манту. Если родители категорически отказываются от этой пробы, то, в виде исключения, ребёнку могут сделать рентгенографию, хотя вообще, как отмечает Зоя Хуторянская, детям до 14 лет флюорографию делать нельзя.

8. Копия паспорта (страницы с фото плюс страница с регистрацией).

9. Копия свидетельства о рождении детей (если есть дети).

10. Копия идентификационного кода.

Весь этот пакет документов нужно предоставить в КПТИ. После этого — взять оформленные свидетельство о праве собственности и техпаспорт в управлении жилищного хозяйства. Свидетельство о праве собственности обязательно требуется регистрировать! Только после этой процедуры вы становитесь полноценным собственником своего жилья. Сейчас регистрацию производит КПТИ, но с 2013 года, возможно, этим займутся другие организации. Кстати, недавно КПТИ приостанавливало приём документов на приватизацию, но теперь вновь его возобновило.

Если перепланировка была

Если вы произвели самовольную перепланировку своей комнаты, то прежде всего вам придётся озаботиться тем, чтобы узаконить всё перестроенное. Для этого нужно получить разрешение исполкома на проведённую перепланировку. Как это можно сделать? В Центре муниципальных услуг есть перечень документов, необходимых для процедуры узаконивания:

1. Заявление на предоставление разрешения исполкома на проведение переобустройств и перепланировок в комнате общежития по форме УМА-012. Бланк заявления выдаётся в Центре муниципальных услуг.

2. Копия правоустанавливающего документа на объект недвижимого имущества.

3. Согласие владельцев и совладельцев на перепланировку.

4. Согласие на перепланировку ЖЭКа или «КомЭнерго». «Жилсервис-2а» никому не отказывает в получении такого согласия.

5. Копия паспорта.

6. Копия техпаспорта на общежитие. Выдаётся в КПТИ.

7. Справка об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

8. Проект на переобустройство или перепланировку комнаты, изготовленный проектной организацией. Список таких проектных организаций Бердянска можно получить в Центре муниципальных услуг.

9. Согласование соответствующих учреждений (в случае переобустройства индивидуального отопления и другого инженерного оборудования, перенесения нагревательных, сантехнических и газовых приборов, а также обустройства и переобустройства туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов).

10. Копия квитанции об оплате административного штрафа за самовольную перепланировку.

Главный специалист административного отдела Леонид Олейников поясняет, что штраф этот налагает админкомиссия горисполкома, после рассмотрения протокола по перепланировке. Такой протокол может быть составлен как представителем жилсервиса или «КомЭнерго», так и главным специалистом админотдела исполкома — их может вызвать на дом сам жилец. Человеку такая схема выгодна: заплатив небольшой штраф, он сможет узаконить перепланировку своей комнаты.

Все собранные документы жилец должен передать в Центр муниципальных услуг. Если у сотрудников Центра замечаний к подготовленным документам не возникнет, то они передадут «бумаги» в управление архитектуры и градостроительства. В течение месяца будет рассматриваться заявление жильца и выноситься соответствующее решение исполкома. После этого срока назначается дата, когда жильцу следует подойти в Центр за получением «разрешительного» решения исполкома — всё, перепланировка стала законной. После этого можно приватизировать свою комнату.

Койку ставили на место

Сейчас большинство таких зданий переданы муниципалитетам, а бывшие хозяева общаг — заводы, колхозы, научные учреждения попросту прекратили свое существование. Но люди в этих общагах остались. Мало того, ряды их значительно пополнились. Общежития стали единственным кровом для сотен тысяч семей, которые после распада СССР переехали в Россию. Да и по сей день продолжают переезжать. Проблемы, с которыми сталкиваются граждане, прописанные в общежитиях, без преувеличения касаются миллионов. Более того, к старым проблемам у них добавились новые. В советское время нашу страну можно было смело называть страной общежитий — большинство семей в те годы совместную жизнь начинало именно там. И в наши дни огромное число граждан рождается, растет в общежитиях и идет во взрослую жизнь по общим коридорам таких домов.

Спорная ситуация, которую рассматривал Верховный суд, произошла в Волгограде. Там в районный суд пришел гражданин с иском и попросил признать утратившими право пользования жилым помещением семью из трех человек — отца, мать и их дочь.

В суде гражданин пояснил, что проживает в комнате общежития, которую ему дали как рабочему завода в 1999 году. С тех пор мужчина в ней живет, платит за коммуналку. Теперь общежитие стало городским жильем, и недавно он обратился к местной власти с просьбой о приватизации комнаты, а там ему объяснили, что есть проблемы. Оказалось, что в ордере на его вселение написано, что гражданин получил в этой комнате лишь койко-место. И плюс к этому в той же комнате кроме него зарегистрирована еще и семья из трех человек. Вот истец и просит признать этих соседей по комнате утратившими право на комнату, так как они в ней не живут и раньше не жили.

Эта семья в ответ на подобный иск к ним ответила встречным и попросила вселить их в спорную комнату. По словам этих людей, они вынужденно не живут там, так как у них с соседом конфликтные отношения.

Право пользования у главы этой семьи появилось в 2004 году, когда в общежитии ему так же предоставили койко-место. А жену и дочь он прописал позже, но в общежитии они действительно не жили, а были лишь прописаны.

Районный суд Волгограда принял «половинчатое» решение: жену и дочь соседа он признал не приобретшими право на комнату. Их отца и мужа, которого так же вселили когда-то на койко-место, райсуд вселил в комнату и истцу велел дать соседу дубликат ключей.

Областной суд Волгоградской области это решение районных коллег отменил и принял новое решение — в иске живущему в общежитии гражданину отказать полностью.

Верховный суд РФ пересмотрел это дело и высказал свою точку зрения, отличную от решения областного суда.

Вот что сказал Верховный суд. Судя по материалам дела, в далеком 1999 году истцу дали «койко-место» в общежитии завода, где он начал работать. В 2004 году администрация района второе койко-место в этой комнате отдала еще одному мужчине. На каждого из них были открыты отдельные лицевые счета, куда начисляются коммунальные платежи.

В 2011 году администрация Волгограда приняла постановление «Об изменении вида жилищного фонда» и заводская общага, утратив свой прежний статус, стала муниципальной собственностью. А значит — жилье в бывшем общежитии стало возможным приватизировать.

Районный суд, отказывая во встречном иске семье из трех человек, сказал, что жена и дочь второго жильца комнаты в нее никогда не вселялись, хотя и были в ней прописаны. А вот их глава семьи может там жить, потому как вселялся в комнату законно, а не живет в ней, так как конфликтует с соседом.

Областной суд заявил, что заявитель вообще не надлежащий истец. Он и его сосед вселялись на койко-места и имеют право пользоваться лишь этими местами, а не всей комнатой. Так что у него договора о соцнайме на руках нет, значит — и требовать он ничего не может.

Верховный суд разъяснил: Жилищный кодекс (статья 62) говорит, что предметом договора социального найма жилого помещения должны быть дом, квартира, часть дома или квартиры. Самостоятельным предметом договора соцнайма не может быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования и общее имущество многоквартирного дома.

В Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» есть 7-я статья. В ней сказано, что к общежитиям, которые были переданы в муниципальную собственность, применяется правовой режим жилых помещений, предоставляемых по договорам соцнайма. А тем гражданам, которые жили на момент вступления в силу этой седьмой статьи на условиях койко-места, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними надо заключать договор соцнайма.

В нашем случае оба мужчины получили койко-места. Значит, когда общежитие передали городу, к ним стал применим правовой режим договора соцнайма. Значит, оба они являются сонанимателями.

Верховный суд сказал, что областной суд, когда принимал новое решение и отказывал гражданину в иске, не учел, что отсутствие у него на руках письменного договора соцнайма на комнату в общежитии не препятствует истцу быть сонанимателем комнаты по договору соцнайма. Верховный суд подчеркнул — реализация прав жильца комнаты не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления такого документа.

Вывод областного суда об отсутствии у истца прав нанимателя по договору соцнайма, в том числе и права требовать признания ответчиков утратившими право на жилье, не соответствует нормам материального права.

Верховный суд велел областному суду пересмотреть принятое им неправильное решение.