Надзор и контроль за охраной труда реферат

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Постановка данной цели требует реализации ряда задач:

— дать определение федеральной службе по труду и занятости;

— рассмотреть полномочия трудовой инспекции;

— рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;

— рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;

— рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

1. Государственный надзор и контроль

Федеральная служба по труду и занятости

В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 № 134ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» (далее Закон № 134ФЗ), которым установлены особые правила при проведении проверок, о которых будет сказано ниже.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ, помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (статьи 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Например, Ростехнадзор призван применять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях и на объектах промышленной сферы, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может применять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях и объектах промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

В связи с этим государственный надзор в сфере промышленной безопасности осуществляется при взаимодействии с органами Государственной инспекции труда.

Заметим, что данные органы действуют от имени государства в целях соблюдения трудового законодательства и в своей деятельности не зависят от работодателей.

Итак, органами государственной власти, призванными осуществлять контроль и надзор за исполнением всех существующих норм трудового законодательства, являются Роструд и его территориальные инспекции.

Функции контроля и надзора указанного органа состоят в обеспечении соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, условий труда; обеспечении соблюдения работодателями трудового законодательства и иных норм закона, содержащих нормы трудового права; обеспечении работодателей и работников информацией о средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; доведении до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий, бездействия или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Напомню: ранее, до издания Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда (Рострудинспекции) (утверждено Указом Президента РФ, от 20.07.1994 № 1504), на смену которой в 2004 г. пришел Роструд, функцию государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда выполняли профсоюзы. [1]

Полномочия трудовой инспекции

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. № 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

— анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования, а также полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ, отнесены:

— в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать для проведения инспекции организации, работодателей физических лиц;

— запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

— при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т. д.;

— запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Стоит отметить, что согласно части первой ст. 23.12 КоАП РФ, Роструд и подведомственные ему территориальные инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст. 5.27, статьями 5.285.34 и 5.44 КоАП РФ.

Правом рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности наделены Главный государственный инспектор труда РФ, его заместители, руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители и другие лица, указанные в части второй ст. 23.12 КоАП РФ.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона № 134ФЗ, плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

Согласно той же ст. 7 Закона № 134ФЗ, в отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона № 134ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор — это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль — проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов. В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.

В Республике Беларусь надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют различные органы. Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию. Предметом деятельности Департамента является контроль за соблюдением трудового законодательства во всех его аспектах, включая нормы и правила по охране труда.

Должностные лица Департамента по инспекции труда вправе беспрепятственно проходить на территорию, объекты и помещения нанимателя, требовать ознакомления с любыми документами для проверки соответствия их законодательству, осуществлять любые проверки, контроль и расследования и выдавать нанимателю, должностному лицу обязательные для исполнения ими предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, приостанавливать работу цехов, производственных участков, станков, оборудования, в случае выявления нарушений правил охраны труда, угрожающих здоровью и жизни работников, налагать на нанимателей и должностных лиц штрафы за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.

Департамент по инспекции труда не является органом по рассмотрению трудовых споров. В функции государственных инспекторов труда не входит выступление в качестве посредников или арбитров при разрешении трудовых споров. Их основная функция — проверка соблюдения трудового законодательства.

Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др.

Органом государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в сфере безопасности труда в промышленности является Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Государственный энергетический надзор в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией осуществляет Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору при Совете Министров Республики Беларусь.

Государственный санитарный надзор за соблюдением нанимателем гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется органами санитарно – эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Органы санитарного надзора применяют меры административного принуждения: приостанавливают до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращают работу по проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов, а также эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, рассматривают дела о санитарных правонарушениях, налагают административные взыскания, передают материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представляют предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др.

Органы государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел осуществляют государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Государственный пожарный надзор проводится в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей.

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом

“О Прокуратуре Республики Беларусь”.

Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Кроме того, прокуратура проводит плановые надзорные проверки.

В процессе проверки прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и других актов, необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, а также совершения других действий.

При установлении нарушений закона прокурор вносит представления и предписания с требованием об их устранении, а также об устранении причин нарушений и способствующих им условий, официально предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушений ими требований закона; в установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства.

Прокуратура может в установленном порядке приносить протесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона. Вопрос о привлечении нарушителей закона к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности решается в установленном порядке.

Статья 463 Трудового кодекса закрепляет право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для его осуществления профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов. Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица. В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) профсоюзы вправе требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта).

Профсоюзы имеют право проверять соблюдение нанимателями независимо от форм собственности

(их объединениями и обособленными подразделениями), законодательства о труде, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения. Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде подтверждаются документом. оформленным и выданным соответствующим профсоюзом, либо удостоверением территориального или отраслевого выборного органа профсоюза.

Представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде имеют право: осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде по вопросам заключения. изменения и прекращения трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда, выполнения коллективных договоров, соглашений, прав профсоюзов, а также по другим вопросам социально – трудовой сферы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников. а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующим органом государственного управления; выдавать представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; и др.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль посредством проверок, получения от нанимателя информации, а в необходимых случаях — объяснений должностных лиц и других работников нанимателя по вопросам, относящимся к предмету контроля, оформления представлений, вносимых нанимателю, в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы, ведения коллективных переговоров с нанимателями и государственными органами, рассмотрения предложений, заявлений и жалоб членов профсоюзов по вопросам, относящимся к предмету контроля, других действий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде, профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. В случае несоответствия трудового договора законодательству о труде, коллективному договору, соглашению, представители профсоюза вправе требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменений условий трудового договора (контракта).

Профсоюзы вправе ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и письменно в месячный срок уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в

5-дневный срок со дня его получения.

Профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган.

При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления в сфере труда.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность несут как наниматель, то есть предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель, как юридическое лицо, несет материальную ответственность. Другие виды ответственности — дисциплинарную, административную, уголовную, могут нести только физические лица — должностные лица нанимателя. Должностные лица, нарушившие законодательство при решении вопросов об увольнении, переводе, изменении существенных условий труда, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности могут быть привлечены к ответственности в зависимости от степени, характера и мотивов нарушения трудового законодательства.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном законодательством. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия — замечания, выговора или увольнения (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42 ТК). Кроме того руководители организаций и их заместители (в том числе обособленного подразделения), а также главные бухгалтеры и их заместители могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по пункту 1 статьи 47 ТК. К должностным лицам нанимателя, допустившим нарушение законодательства о труде, применение и наложение дисциплинарных взысканий производится в порядке, установленном статьями 197—204 ТК Республики Беларусь.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со статьей 41 КоАП и иными статьями, устанавливающими ответственность за нарушение специальных норм и правил по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа. Объектом правонарушения является право на труд, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица нанимателя, а также лица, на которых в силу их служебного положения возложена обязанность по охране труда. Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное должностное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание. Правом привлечения к административной ответственности обладают органы Комитета по инспекции труда, органы Госпроматомнадзора, органы, осуществляющие санитарный надзор, органы государственного пожарного надзора. Порядок наложения административного взыскания регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. О каждом нарушении трудового законодательства составляется протокол. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня обнаружения. Декретом Президента Республики Беларусь № 29 от 26 июля 1999 г. установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена статьями 194, 199, 301— 308. 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, статьей 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина. Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшем причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона. Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла. За совершение действий, предусмотренных статьей 199 УК, виновное лицо наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами. на срок до двух лет.

Статья 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение. В понятие правил охраны труда включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (напр. правила охраны труда отдельных категорий работников — инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т.д.), правила охраны труда в отдельных отраслях производства. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нарушения правил охраны труда: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ; выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.

Материальная ответственность должностных лиц наступает в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб. В соответствии со статьей 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы были произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда. В этом случае должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Статья 260. Государственный надзор за охраной труда

Сторінки матеріалу:

  • Статья 260. Государственный надзор за охраной труда
  • Сторінка 2

Государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляют:

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;

Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Ми­нистерства внутренних дел Украины;

органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины.

  1. В соответствии со ст. 38 Закона Украины «Об охране труда» [236] государ­ственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют: 1) специально уполномоченный центральный орган ис­полнительной власти по надзору за охраной труда; 2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности; 3) специально уполно­моченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности; 4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
  2. Кабинетом Министров Украины 23 ноября 2006 года утверждено Положение о Государственном комитете Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору [434]. В соответствии с п. 1 указанного Положения [434] Государ­ственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзор) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности, охране труда, госу­дарственному горному надзору и государственного регулирования в сфере безопасного обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
  3. Контрольные полномочия этого органа определяются комментируемой статьей, Законом «Об охране труда» [236] и Положением [434] о нем. В соответствии с ука­занным Положением [434] одной из основных задач Госгорпромнадзора признано осуществление государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно­правовых актов об охране труда в части безопасного ведения работ и промышленной безопасности.

Госгорпромнадзор, в частности, осуществляет государственный надзор, в том чис­ле по вопросам: строительства, реконструкции и эксплуатации объектов повышенной опасности, потенциально опасных объектов и производств; применения технологий, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и дру­гих средств производства, а также обеспечения работников спецодеждой и другими средствами коллективной и индивидуальной защиты; изготовления, монтажа, ремонта, реконструкции, наладки и безопасной эксплуатации машин, механизмов, оборудова­ния, транспортных и других средств производства; изготовления, транспортировки, хранения и использования взрывчатых материалов и изделий на их основе.

Кроме этого, Госгорпромнадзор осуществляет государственный надзор за деятель­ностью Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний Украины в части проведения им мероприятий профилак­тики производственного травматизма, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных лиц, вызванных условиями труда, подготовки, финансирования и выполнения Обще­государственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопас­ности, гигиены труда и производственной среды.

  1. На основании ст. 39 Закона «Об охране труда» [236] должностные лица государ­ственного органа по надзору за охраной труда имеют право, в частности: 1) беспрепят­ственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства об охране труда; 2) получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим во­просам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причины нарушений законодательства и принятых мерах по их устранению; 3) выдавать в установленном порядке руководителям и должностным лицам юридических и физических лиц, орга­нов исполнительной власти и местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда; 4) запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию пред­приятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и ли­цензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих; 5) привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодатель­ства об охране труда; 6) направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения их к ответственности.
  2. Госгорпромнадзор осуществляет свои полномочия непосредственно и через терри­ториальные органы, созданные по согласованию с министром по вопросам чрезвычай­ных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы в рамках предельной численности работников Департамента.
  3. В комментируемой статье предусмотрено, что государственный контроль за соб­людением законодательства об охране труда должен осуществлять также Государ­ственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности. Однако этот орган был ликвидирован Указом Президента «О создании Министерства охраны окру­жающей природной среды и ядерной безопасности Украины», которое было создано в том числе и на базе указанного Государственного комитета. В Положении об этом Министерстве одной из основных задач Министерства было определено осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ядерной и радиационной безопасности. При этом в Положении предусматривалось, что с целью организации и осуществления такого государственного контроля в Министерстве действует Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью. В свою очередь, на базе Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины в соответствии с Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» [310] было создано Министерство эко­логии и природных ресурсов Украины, ставшее его правопреемником.

Указом Президента «О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности» [316] с целью усовершенствования государственного регулирования в этой сфере и в связи с принятием Украиной обязательств по выполнению требова­ний Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами был создан Государственный комитет ядерного регулирования Украины как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом на базе Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью и Департамента ядерного регулирования Министерства экологии и природных ресурсов.

Положение о Государственном комитете ядерного регулирования Украины утверж­дено Указом Президента Украины [319]. Указанным Положением [319] предусмотре­но, в частности, что Комитет осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, норм, правил и стандартов по использованию ядерной энергии, требований ядерной и радиационной безопасности.

  1. В соответствии со ст. 25 Закона «Об использовании ядерной энергии и радиаци­онной безопасности» [145] государственные инспекторы, в частности, имеют право:
  1. беспрепятственно в любое время посещать предприятия, учреждения и организации для проверки соблюдения законодательства об использовании ядерной энергии, по­лучая при этом все необходимые объяснения, материалы и информацию; 2) посылать предприятиям, а также их должностным лицам, руководителям структурных подраз­делений центральных органов исполнительной власти и местных советов обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии; 3) ограничивать, останавливать или приостанавливать эксплуатацию предприятий и объектов в случае нарушения требований в отношении ядерной и радиационной безопасности; 4) привлекать к от­ветственности лиц, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов в отношении ядерной и радиационной безопасности.
  1. Государственная пожарная охрана, действующая на основании ст. 16 Закона Украины «О пожарной безопасности» [135] и Положения о Государственной пожарной охране, также имеет полномочия надзора в рассматриваемой сфере.
  2. Государственный пожарный надзор осуществляют Государственный департамент пожарной безопасности МЧС, являющийся правительственным органом государствен­ного управления в сфере государственного пожарного надзора; территориальные орга­ны госпожнадзора — управления (отделы) по вопросам надзорно-профилактической деятельности главных управлений (управлений) Министерства чрезвычайных ситуаций Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на которых возложено осуществление госпожнадзора; местные органы госпожнадзо­ра — отделения, отделы, управления и т. п. по вопросам надзорно-профилактической деятельности, подчиненные территориальным органам госпожнадзора, на которых возложено его осуществление, или Государственному департаменту пожарной безопас­ности.
  3. Основными задачами государственного пожарного контроля являются установ­ление и контроль за обеспечением единства требований государственных стандартов, норм и правил в сфере пожарной безопасности; осуществление контроля за соблю­дением требований пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений и других объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, разра­ботки и изготовления пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов; выявление и контроль за устранением причин и условий, спо­собствующих возникновению и распространению пожара, созданию в случае пожара угрозы жизни и здоровью людей, уничтожению или повреждению имущества, а также созданию препятствий для своевременной ликвидации пожаров и спасения людей; разработка мер профилактики пожаров.

Для выполнения этих задач государственные инспекторы по пожарному надзору пользуются «классическим» набором прав должностного лица контролирующего ор­гана. Они могут, в частности: проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки подконтрольных объектов и получать необходимые пояснения, материалы и информацию; давать (на­правлять) руководителям органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям и должностным лицам предприятий, а также