Налог на имущество физических лиц налоговая декларация

Татьяна Соловьева: налоговая декларация о доходах. Что, когда, кому?

В этом году украинцы до 2 мая должны подать декларацию о доходах по итогам 2017 года.

Мы можем получать доход в виде заработной платы, вознаграждения за услуги, инвестиций, подарков или наследства.

При этом каждый из нас постоянно задействован в различных финансовых потоках: можем выступать как получателем дохода, так и предоставлять его. А можем быть и вовсе посредниками в получении-предоставлении дохода.

Но не все знают, в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах (далее – налоговая декларация) и с каких доходов платить налог.

В разгар кампании по декларированию доходов физических лиц важно учесть такие моменты.

Кто обязан подавать налоговую декларацию?

Сначала стоит определить, обязывает ли вас закон подавать налоговую декларацию.

Отчитываться о доходах должны как резиденты Украины, так и нерезиденты.

Отличие заключается в том, что эти две категории декларантов показывают разные типы дохода: украинцы должны отобразить как доход, полученный в Украине, так и за границей. Иностранцы же декларируют доход, полученный только в Украине.

Кому посчастливилось не подавать декларацию?

Обязанность по подаче налоговой декларации не распространяется на физических лиц, которые получали доходы:

  • От налоговых агентов, если такой доход не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход согласно норм Налогового кодекса Украины.
  • Исключительно от налоговых агентов, независимо от вида и размера дохода.
  • При продаже (обмене) имущества, дарения, при нотариальном удостоверении договоров, по которым был уплачен налог до нотариального удостоверения.
  • В виде объектов наследства, которые облагаются налогом по нулевой ставке и/или с которых уплачен налог до нотариального оформления наследства.
  • Например, на протяжении года вы получали доход только в виде заработной платы.

Значит необходимости подавать налоговую декларацию у вас нет, так как ваш работодатель является налоговым агентом по отношению к вашему доходу. Соответственно, он отчитался и уплатил налог вместо вас.

Получили подарок или наследство – ждите письмо из налоговой

Интересная ситуация складывается при уплате налогов и подаче декларации, если человек получил наследство или подарок.

Если вы получили наследство или подарок от родственника первой или второй степени родства, Налоговый кодекс Украины освобождает вас от повинности подавать налоговую декларацию.

При этом такое наследство/дар будет облагаться налогом на доходы по ставке 0%.

Нотариус ежеквартально подает в налоговую информацию о выдаче свидетельств о праве на наследство и информацию об удостоверении договоров дарения.

Но нотариус отправляет в налоговую не все данные, связанные с оформлением наследства/дарения. Поэтому не удивляйтесь, если после проведения сделки вам придет запрос от налоговой с просьбой подать декларацию или предоставить пояснения и документы, подтверждающие правильность налогообложения соответствующей операции, так как налоговая «не понимает», правильно ли вы применили ставку в 0%, ввиду той информации, которая у нее есть.

Та же история сложилась на практике, если вам дарит подарок юридическое лицо. Например, вы выиграли в акции новенький телевизор, а может, вам улыбнулась фортуна и вы выиграли несколько призов.

Предприятие-организатор акции обязано подавать отчет по форме 1 ДФ, в котором нужно указать размер начисленного вам дохода (стоимость подарка). Но налоговая опять-таки не видит всю суть операции, поэтому получение запроса от налоговой обладателем приза в данном случае также не исключено.

Что считается доходом с целью декларирования?

Важно определить, получали ли вы в отчетном году доходы, которые подлежат декларированию. Итак, что Налоговый кодекс Украины относит к доходу?

Это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами Украины, от любых видов деятельности на территории Украины, в том числе, но не исключительно, доходы в виде:

— процентов, дивидендов, роялти и любых других пассивных (инвестиционных) доходов;
— доходов от сдачи имущества в аренду;
— доходов от продажи движимого и недвижимого имущества, доходов от отчуждения корпоративных прав, ценных бумаг, в том числе акций украинских эмитентов;
— наследства, подарков, выигрышей, призов;
— заработной платы, других выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора;
— доходов от занятия предпринимательской и независимой профессиональной деятельностью и другие доходы.

Также украинцам придется задекларировать доход, полученный за рубежом.

Когда подавать декларацию и уплачивать налог?

Законодательство устанавливает срок подачи декларации до 1 мая 2018 г. Но если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной день, то последним днем срока считается рабочий день, следующий за таким выходным днем.

То есть в 2018 г. нужно успеть подать налоговую декларацию в отношении доходов, полученных в 2017 г., до 2 мая 2018 г., а до 1 августа 2018 г. уплатить налог на доходы физических лиц ( НДФЛ ) и военный сбор (ВС).

Как подать налоговую декларацию?

Подать декларацию можно несколькими способами:

— лично или уполномоченным налогоплательщиком на это лицом;
— по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
— в электронной форме, подписав налоговую декларацию электронной цифровой подписью.

Ответственность за неподачу декларации

Наверное, самым волнующим вопросом для декларантов является: а что же будет, если не подал декларацию или не подал вовремя?

Нарушения, связанные с неподачей декларации, можно рассматривать в двух плоскостях: за неподачу декларации и за неуплату налогов.

Финансовая ответственность, предусмотренная НК Украины

1. За просрочку подачи налоговой декларации или за неподачу ее вовсе предусмотрен штраф в размере 170 гривен (п. 120.1 НК Украины). Если к вам уже в течение года был применен штраф за такие нарушения, это может повлечь за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.

2. В случае, если налоговая самостоятельно выявит сумму неуплаченного налога, предусмотрен штраф в размере 25% суммы неуплаченного НДФЛ и ВС (п. 123.1. НК Украины). Если вы позже предусмотренного срока самостоятельно уплачиваете налог, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы не вовремя уплаченного налога.

3. За несвоевременную уплату налогов предусмотрено начислении пени.

Уголовная ответственность. Что с криптотрейдерами?

В случае неуплаты налогов на сумму в размере 881 000 гривен и больше, налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности. То есть, это обозначает, что вам нужно получить дохода на сумму 4,5 млн гривен и более и не уплатить с него налог.

Сейчас многие украинцы ведут криптовалютный бизнес, в том числе на бирже. Торговцы криптовалютой на банковские карты могут получать довольно внушительные суммы.

Учитывая правовой вакуум, который сложился в сфере налогообложения операций с криптовалютой, криптотрейдеры могут находиться в зоне риска по привлечению к уголовной ответственности.

К сожалению, наше текущее законодательство не совсем удачно регулирует вопрос налогообложения операций, связанных с криптовалютой.
Сейчас разрабатывают проект закона (в том числе при участии экспертов адвокатского объединения Juscutum), который касается определения статуса криптовалюты, а также изменений в Налоговой кодекс Украины.

Что делать, если не успел вовремя подать декларацию или указал неправильные сведения в ней?

Если декларация не подана в срок – это не конец света, отчитаться о доходах можно и позже. Правда, придется уплатить штраф в размере 170 гривен, если налоговая вынесет соответствующее решение об уплате штрафа.

Если декларация подана, но с ошибками, в пределах отчетного периода такую декларацию можно переподать без последствий. Если предельный срок подачи декларации, в которой обнаружены ошибки, уже прошел, то налогоплательщик может подать уточняющую декларацию.

Стоит учитывать, что, если в результате ошибки была занижена сумма НДФЛ или военного сбора, подлежащего уплате в бюджет, придется заплатить штраф в размере 3% суммы недоплаты.

Формировать свою персональную налоговую историю рекомендую правильно и взвешенно. Международное сообщество диктует правила, которые направлены на прозрачность и открытость информации об активах и доходах. Украина, хоть и медленно, но уверенно следует таким правилам, поэтому все тайное рано или поздно станет явным.

Изменения в НК Украины направлены на определение порядка налогообложения дохода от продажи криптовалюты как инвестиционного дохода.

В Украине декларирование доходов – пока не пользуется популярностью, но у него есть преимущества:

  • Заблаговременное декларирование доходов позволит избежать ответственности, связанной с неподачей декларации или неуплатой налогов.
  • Декларирование доходов и наличие документации, которая подтверждает источник происхождения доходов, позволит вам приобрести дорогостоящую недвижимость или авто без лишних вопросов со стороны контролирующих или правоохранительных органов.
  • Подача налоговой декларации и наличие документов о легальном происхождении денежных средств – прекрасный повод, доказать, что вы благосостоятельный человек на случай, если вы решите поменять свое постоянное место жительства на уютный и богатый Люксембург или благополучную Норвегию. Ведь при открытии бизнеса за рубежом или получении ВНЖ иногда требуется подтвердить наличие официально полученных денег и показать красивую налоговую историю. Декларация о доходах физического лица – это ваша визитная карточка в европейском сообществе.

Татьяна Соловьева, старший юрист Практики налогообложения и бизнес-эффективности Juscutum

Налог на доходы физических лиц (вопросы — ответы)

По какой форме и какой порядок представления уточняющего налогового расчета по ф. № 1ДФ за периоды до 01.01.2011 г. и после 01.01.2011 г.?

В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые согласно этому Кодексу имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные указанным Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога в орган государственной налоговой службы по месту своего расположения. Такой расчет представляется только при начислении сумм указанных доходов плательщику налога налоговым агентом в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Форма налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) и Порядок ее заполнения и представления налоговыми агентами в орган государственной налоговой службы утверждены приказом № 1020.

Согласно п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

При этом п. 46.1 ст. 46 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация, расчет — документ, представляемый налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.

В соответствии с п. 4.3 Порядка № 1020 уточняющий налоговый расчет представляется при необходимости проведения корректировки налогового расчета по истечении срока его представления. Уточняющий налоговый расчет может представляться как за отчетный период, так и за предыдущие периоды.

При этом согласно пп. 3.1.2 п. 3.1 этого Порядка в случае представления уточняющего налогового расчета в клеточке «Уточнюючий» проставляется отметка.

Согласно п. 4.4 Порядка № 1020 уточняющий налоговый расчет представляется на основании информации по предварительно представленному налоговому расчету и содержит информацию только по уточняемым строкам и реквизитам. Для заполнения также используется информация из уведомлений о выявленных ошибках, которые направляются органами ГНС налоговому агенту.

Для изъятия одной ошибочной строки из предыдущей введенной информации необходимо повторить все графы такой строки и в графе 9 указать «1» — на изъятие строки.

Для ввода новой или пропущенной строки необходимо полностью заполнить все ее графы и в графе 9 указать «0» — на ввод строки.

Для замены одной ошибочной строки другой необходимо изъять ошибочную информацию и ввести правильную, то есть полностью заполнить две строки, одна из которых изымает предварительно внесенную информацию, а вторая вносит правильную информацию. В таком случае в первой строке в графе 9 указывается «1» — строка на изъятие, а во второй — «0» — строка на ввод.

В случае проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ за отчетные налоговые периоды с 01.01.2011 г. такой расчет заполняется и представляется по форме и согласно Порядку № 1020.

При необходимости проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ, представленного за отчетный период до 01.01.2011 г., такой расчет заполняется и представляется по форме и согласно Порядку заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом № 451.

Какая ответственность предусмотрена для налогового агента при самостоятельном выявлении и исправлении ошибки в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога?

В соответствии со ст. 168 Налогового кодекса налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 этого Кодекса.

Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) плательщику налога, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные Налоговым кодексом для месячного налогового периода.

В случае если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличностью из кассы налогового агента, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления).

Согласно пп. «ґ» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса налоговые агенты несут ответственность в случаях, определенных Кодексом.

В соответствии с п. 119.2 ст. 119 этого Кодекса непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога влекут наложение штрафа в размере 510 грн.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн.

Вместе с тем с применением финансовых санкций предусмотрено применение административной ответственности.

В соответствии со ст. 163 4 КоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от двух до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При самостоятельном выявлении ошибки относительно начисленной и перечисленной в бюджет суммы налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан доначислить налог и перечислить его в бюджет.

При этом если выявленная ошибка не влияет на показатели, указанные в налоговом расчете по ф. № 1ДФ, то к налоговому агенту применяется ответственность в виде пени в размере, определенном ст. 129 Налогового кодекса.

Согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 предусмотрено, что по истечении установленных Налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.

В соответствии с п. 129.4 вышеуказанной статьи пеня, определенная пп. 129.1.1 п. 129.1 этой статьи, начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате.

При необходимости проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ, представленного за отчетный период до 01.01.2011 г., такой налоговый расчет представляется по форме и заполняется согласно Порядку заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденному приказом № 451.

Учитывая вышеизложенное, при самостоятельном выявлении ошибки в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога к налоговым агентам применяется ответственность в виде штрафа и пени.

Как представлять налоговый расчет по ф. № 1ДФ за неуполномоченное обособленное подразделение и каков порядок представления копий налоговых расчетов в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в случае, если налоговый агент представляет налоговый расчет в бумажном виде?

В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые согласно этому Кодексу имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные указанным Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога в орган ГНС по месту своего расположения. Введение других форм отчетности по таким вопросам не допускается.

В случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, налоговый расчет в виде отдельной выписки за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган ГНС по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в установленном порядке.

Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога утвержден приказом № 1020.

Отдельный порядок представления копий расчета по ф. № 1ДФ этим Порядком не установлен.

При этом налоговая отчетность представляется плательщиком налога в орган ГНС согласно ст. 49 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 49.3 этой статьи налоговая декларация представляется по выбору плательщика налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, одним из следующих способов:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, то налоговый расчет в виде отдельной выписки за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган ГНС по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в порядке, установленном п. 49.3 ст. 49 Налогового кодекса.

То есть юридическое лицо, представляющее налоговый расчет по ф. № 1ДФ на бумажных носителях, направляет копию расчета в орган ГНС по местонахождению неуполномоченного обособленного подразделения по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

При этом копия налогового расчета по ф. № 1ДФ должна дублировать данные, указанные в этом расчете в налоговый орган по местонахождению юридического лица. Другие условия о представлении копии налогового расчета по ф. № 1ДФ не установлены.

Заполнение Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

Декларация по налогу на доходы физических лиц (по тексту — Декларация) подается в налоговый орган на бланке установленной формы, утвержденной приказом ГНА Украины от 31.01.2011 г. № 58 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц».

Заполнение и представление Декларации распространяется на юридических лиц (их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения), самозанятых лиц, представительства нерезидентов, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц в госбюджет от имени и за счет физического лица с доходов, начисляемых (выплачиваемых) такому лицу, и являются налоговыми агентами в соответствии с пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Общие требования к представлению Налоговой декларации

В Декларации указываются все предусмотренные показатели. В каждой строке и соответствующих ее графах проставляется только один показатель. При отсутствии каких-либо показателей, предусмотренных Декларацией, в этой строке проставляется прочерк.

Декларация заполняется чернилами, синей или черной пастой шариковых ручек, с помощью печатных машинок, принтеров, средств механизации или других средств, обеспечивающих хранение записей в течение установленного срока хранения отчетности. Заполнять декларацию карандашом не разрешается.

В Декларации не должно быть подчисток, помарок, малозаметных исправлений, дописок и зачеркиваний (кроме предусмотренных формой Декларации) текста или цифр, которые невозможно прочитать вследствие повреждения листов, их потертости, залития чернилами или по другим причинам.

Представление налоговыми агентами Декларации за период, в котором проводилась ликвидация (прекращение деятельности) налогового агента, осуществляется до оформления его ликвидации (прекращения деятельности).

Основания для отказа принятия Налоговой декларации

Орган ГНС не принимает на рассмотрение Декларацию, не соответствующую установленным требованиям либо:

  • содержащую текст или цифры, которые невозможно прочитать вследствие повреждения листов, их потертости, залития чернилами или по другим причинам;
  • не утвержденную подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера и не заверенную печатью плательщика налога, подписью самозанятого лица.

Срок представления Налоговой декларации

Декларация представляется отдельно за каждый месяц (налоговый период) в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.

Отдельная Декларация за календарный год не представляется.

При начислении дохода его отражение в графе 01 обязательно независимо от того, выплачены такие доходы или нет.

При отсутствии начисления доходов Декларация представляется без отражения показателей.

Если последний день срока представления Декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

Если до окончания срока представления Декларации налоговый агент выявляет ошибки в ранее представленной за текущий отчетный период Декларации, он обязан представить новую Декларацию. При этом штрафные санкции и административные штрафы не применяются, а ранее представленная Декларация отменяется.

Место и форма представления

Налоговой декларации

Декларация подается в орган ГНС по месту регистрации налогового агента, уполномоченного — юридического лица или его обособленных подразделений, которые уполномочены начислять и перечислять налог на доходы физических лиц.

На неповрежденном бумажном носителе формата А4 Декларация заполняется машинописным текстом или печатными буквами без замазываний, зачеркиваний, исправлений и уточнений. Если в информационной строке есть незаполненные поля, в них проставляются прочерки. Представление ксерокопии Декларации не допускается.

Декларацию можно представить в орган ГНС по добровольному решению налогового агента в электронной форме при условии соблюдения действующего законодательства, регулирующего эти вопросы.

Декларация подготавливается в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется в орган ГНС, второй — с подписью лица, ответственного за прием Декларации, штампом, полученным при обязательной регистрации Декларации в органе ГНС, — возвращается налоговому агенту.

Проведение корректировок

Корректировка представленной и принятой Декларации проводится на основании самостоятельно выявленных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, выявленных органом ГНС.

При необходимости проведения корректировок Декларации до окончания срока приема (в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца) представляется новая отчетная Декларация.

Уточняющая Декларация представляется при необходимости проведения корректировок после окончания срока приема. Уточняющая Декларация может представляться как за отчетный период, так и за предыдущие периоды в соответствии со ст. 50 Налогового кодекса.

Заполнение отчетной и уточняющей Декларации одинаковое и отличается только заполнением соответствующих клеточек: «звітна» или «уточнююча».

Отчетная и уточняющая Декларация представляются на основании информации с копии предварительно представленной Декларации. Для заполнения также используется информация из уведомлений о выявленных ошибках, которые направляются органом ГНС налоговому агенту.

Заполнение Расчета налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц за отчетный (налоговый) период, в котором выявлена ошибка, аналогично заполнению строк 9 — 13 Декларации. При заполнении расчетов за несколько отчетных (налоговых) периодов в строках 9 — 13 Декларации заполняются общие суммы по всем расчетам и Декларации.

Если филиалам, отделениям, прочим обособленным подразделениям юридического лица (далее — уполномоченное подразделение) предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в госбюджет налога, то Декларация относительно граждан, которым начисляются (выплачиваются) доходы этим подразделением, представляется уполномоченным подразделением в орган ГНС по местонахождению. В реквизитах Декларации указываются данные о таком уполномоченном подразделении как налоговом агенте.

Если филиалу, отделению, другому обособленному подразделению юридического лица не предоставлены полномочия по начислению, удержанию и уплате (перечислению) в госбюджет налога, то все обязанности налогового агента по представлению Декларации исполняет юридическое лицо. Декларация с показателями данного неуполномоченного обособленного подразделения представляется в орган ГНС по местонахождению каждого такого неуполномоченного обособленного подразделения (отделения, филиала), где юридическое лицо (налоговый агент) становится на учет.

В реквизитах Декларации указываются данные юридического лица, состоящего на учете, о таком неуполномоченном подразделении.

Декларация или печатная копия данных файла на последнем листе заверяются:

  • для юридического лица — подписями руководителя юридического лица и главного бухгалтера и удостоверяются печатью;
  • для самозанятого лица (налогового агента) — подписью лица, представляющего Декларацию, а при наличии печати — заверяются ею.

Декларация, полученная налоговым органом от налогового агента, заполненная вопреки правилам, а именно: если в Декларации не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не удостоверена (при наличии) печатью налогового агента, — она может быть не признана налоговым органом как Налоговая декларация. При обращении органа ГНС к налоговому агенту с письменным предложением предоставить новую Декларацию налоговый агент может представить уточняющую Декларацию или обжаловать решение налогового органа в административном или судебном порядке.

Порядок заполнения Налоговой декларации

Реквизиты Декларации, которые следует заполнять:

В строке «1» проставляется отметка в соответствующей клеточке «звітна», «звітна за неуповноважений відокремлений підрозділ» или «уточнююча», «уточнююча за неуповноважений відокремлений підрозділ», «звітна нова», «звітна нова за неуповноважений відокремлений підрозділ» — в зависимости от того, какая Декларация представляется. При наличии нескольких отметок Декларация считается неправильно заполненной. При отметках «уточнююча» или «уточнююча за неуповноважений відокремлений підрозділ» строки 1 — 8 Декларации не заполняются.

В строке «2» указывается номер месяца и отчетный год или отметка «звітний (податковий) період, що уточнюється».

В строке «3» указывается полное название налогового агента юридического лица, самозанятого лица и физического лица, осуществляющих независимую деятельность, и ставится отметка в соответствующей клеточке «юридична особа» или «самозайнята особа».

В строке «4» указывается код плательщика налога согласно ЕГРПОУ юридического лица — налогового агента, представляющего Декларацию. Заполнение клеточек осуществляется слева направо (дополняется слева нулями до восьми цифр, если значимых цифр меньше восьми).

Указывается десятиразрядный регистрационный номер учетной карточки плательщика налога (из ГРФЛ) — самозанятого лица — налогового агента либо лиц, осуществляющих независимую деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты), который подает Декларацию, и/или серия и номер паспорта — для самозанятых лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налога и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте. Заполнение клеточек проводится слева направо.

В строке «5» указывается местонахождение налогового агента, электронный адрес, почтовый индекс, междугородный код, телефон, факс.

В строке «6» указывается местонахождение неуполномоченного обособленного подразделения, за которое представляется Декларация и почтовый индекс, междугородный код, телефон, факс, электронный адрес юридического лица, представляющего Декларацию за такое неуполномоченное подразделение.

В строке «7» указывается дата выплаты дохода за отчетный период с учетом норм Закона Украины от 23.09.2010 г. № 2559-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сроках выплаты заработной платы» (дата выплаты заработной платы за вторую половину месяца).

При неоднократной выплате доходов в отчетном месяце уплата налога осуществляется с соблюдением требований пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 Налогового кодекса.

В строке «8» указывается название и код согласно ЕГРПОУ органа ГНС, в который представляется Декларация.

В строке «9» указывается общее количество представленных отдельных Деклараций за неуполномоченные обособленные подразделения (отделения). Заполнение клеточек осуществляется слева направо (дополняется слева нулями до трех цифр, если значимых цифр меньше четырех).

В строке «10» указывается количество лиц, работавших согласно штатному расписанию (кроме находящихся в отпуске по уходу за ребенком), и количество лиц, работавших по гражданско-правовым договорам. Заполнение клеточек проводится слева направо (дополняется слева нулями).

Блок «Показники»

В графе «3» указываются суммы в гривнях и отдельно через запятую — копейки.

Показатели заполняются без учета доходов и налогов, начисленных (перечисленных) работникам неуполномоченных обособленных подразделений (отделений).

В строке «01» указывается общая сумма доходов за отчетный период, начисленная в пользу физических лиц (кроме доходов, не подлежащих налогообложению; не включаются признаки доходов, с которых налог не удерживается согласно законодательству).

В строке «02» указывается общая сумма доходов за отчетный период, которая (за вычетом взносов и налогов) выплачена (предоставлена) в пользу физических лиц, в том числе за предыдущие периоды (кроме доходов, не подлежащих налогообложению; не включаются признаки доходов, из которых налог на доходы физических лиц не удерживается согласно законодательству).

В строке «03» указывается общая сумма начисленного (удержанного) налога на доходы физических лиц за отчетный период, удержанная из доходов за отчетный период.

В строке «04» указывается общая сумма фактически перечисленного в отчетном периоде в госбюджет налога на доходы физических лиц, в том числе за предыдущие периоды.

В строке «05» указывается сумма налога на доходы физических лиц, начисленная в предыдущих налоговых периодах, но перечисленная в текущем отчетном периоде.

В строке «06» указывается сумма налога на доходы физических лиц, начисленная (удержанная) из доходов в отчетном (налоговом) периоде, но не перечисленная в госбюджет в связи с невыплатой (непредоставлением) доходов полностью или частично в срок, определенный в строке 7 Декларации. При полной выплате доходов и перечисленном налоге за отчетный месяц строки 14 и 06 равны нулю.

В строке «07» указывается сумма налога на доходы физических лиц, которая подлежит уплате за отчетный период (с. 03 + с. 05 – с. 06).

В строке «08» указывается сумма удержанного налога к уплате за все обособленные подразделения, не уполномоченные начислять и перечислять налог на доходы физических лиц.

Блок «Показники розрахунків податкових зобов’язань»

При представлении Декларации с отметкой «уточнююча», «уточнююча за неуповноважений відокремлений підрозділ» строки 01 — 08 не заполняются.

В строке «09» указывается сумма к уплате налога на доходы физических лиц по данным ранее представленной Декларации, которая уточняется (уточняемый показатель с. 07 или сумма строк 01 приложений к Декларации).

В строке «10» указывается уточняющая сумма налоговых обязательств за отчетный (налоговый) период, в котором выявлена ошибка, или сумма строк 02 приложений к Декларации.

В строке «11.1» указывается сумма недоплаты (занижение налогового обязательства), увеличивающая налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки (ошибок) (с. 10 – с. 09), если с. 10 > с. 09, или сумма строк 03.1 приложений к Декларации.

В строке «11.2» указывается сумма недоплаты (занижение налогового обязательства), уменьшающая налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки (ошибок) (с. 10 – с. 09), если с. 10 < с. 09, или сумма строк 03.2 приложений к Декларации.

В строке «12» указывается сумма штрафа, начисляемая плательщиком налога самостоятельно в соответствии с п. 50.1 ст. 50 раздела II Налогового кодекса.

В строке «13» указывается сумма пени, начисляемая плательщиком налога самостоятельно в соответствии с пп. 129.1.2 п. 129.1 ст. 129 раздела II этого Кодекса.

Блок «Інші показники»

В строке «14» указывается сумма невыплаченных доходов за отчетный месяц, сумма налога из которой отражается в с. 06 Декларации.

В строке «15» указывается сумма налога на доходы физических лиц, начисленная, но не уплаченная налоговым агентом в госбюджет (по состоянию на 01.01.2011 г.) вопреки порядку, действовавшему до вступления в силу Налогового кодекса, кроме текущей задолженности за декабрь (переходная на январь).

Начисленный доход в Декларации отражается полностью — без вычета налога на доходы физических лиц, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налоговой социальной льготы.

Сумма начисленных доходов, сумма начисленного налога на доходы физических лиц и сумма перечисленного в госбюджет налога, сумма начисленного налога за предыдущие налоговые периоды и сумма излишне уплаченного налога на доходы физичеъских лиц за предыдущие налоговые периоды, суммы начисленной пени и штрафа отражаются в денежной форме, выраженной в национальной валюте (в гривнях и копейках), независимо от того, в какой форме или в какой валюте осуществлялись начисление и выплата дохода.

В строке «Дата подання податкової декларації» — налоговым агентом указывается дата.

В конце Декларации указываются регистрационный номер учетной карточки плательщика налога, инициалы и фамилия руководителя и главного бухгалтера предприятия, самозанятого лица и проставляется печать (при наличии).

В конце Декларации проставляются отметки служебных лиц органа ГНС о внесении данных из Декларации в электронную базу налоговой отчетности (дата, подпись, фамилия, служебные отметки) и результаты проведения камеральной проверки, номер и дата составления акта.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 2014

НДФЛ — основной налог на прибыль физических лиц Украине. Плательщиками НДФЛ являются физические лица независимо от возраста, гражданства и других признаков, имеющие источники доходов, которые превышают необлагаемый минимум. У нас вы можете скачать декларацию НДФЛ и образец для ее заполнения, узнать сроки уплаты налога на доходы физических лиц и формулы расчета.

Обьект налогообложения НДФЛ

1. Объект налогообложения составляют доходы, полученные плательщиком налога на доходы физических лиц. Согласно подпункту 14.1.56 пункта 14.1 статьи 14 НК доходом признается общая сумма дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе в исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами.

2. В зависимости от статуса плательщика налога на доходы физических лиц различают следующие объекты налогообложения:

1) объект налогообложения резидента;

2) объект налогообложения нерезидента.

Исходя из периода налогообложения и видов дохода, подлежащих налогообложению, различают:

— Общий месячный налогооблагаемый доход;

— Общий годовой налогооблагаемый доход.

3. При налогообложении резидента (определение понятия «резидент») объект налогообложения формируется с учетом доходов, с источником происхождения в Украине, и иностранных доходов (доходы, полученные из источников за пределами Украины).

Резидент, в течение года получил иностранные доходы, обязан подать годовую налоговую декларацию (согласно подпункту 170.11.1 пункта 170.1 ст. 170 НК).

4. При налогообложении нерезидента, объект налогообложения формируется лишь из доходов с источником происхождения из Украины.

Доход с источником их происхождения в Украине, в соответствии с подпунктом 14.1.54 пункта 14.1 статьи 14 НК, — любой доход, полученный налогоплательщиком в том числе от любых видов деятельности на территории Украины, ее континентальном шельфе, в исключительной (морской ) экономической зоне, в том числе, но не исключительно, доходы в виде:

процентов, дивидендов, роялти и любых других пассивных (инвестиционных) доходов, уплаченных резидентами Украины (согласно п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» норма относительно налогообложения процентов вступает в силу с 1 января 2015 года);

доходов от продажи движимого и недвижимого имущества;

наследства, подарков, выигрышей, призов;

заработной платы, других выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора;

доходов от занятия предпринимательской и независимой профессиональной деятельностью, другие доходы.

Доходом, полученным из источников за пределами Украины, в соответствии с подпунктом 14.1.55 пункта 14.1 статьи 14, является любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, наследство, подарки, выигрыши, призы, доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым и трудовым договорам, от предоставления резидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного за пределами Украины, доходы от продажи имущества, расположенного за пределами Украины, другие доходы от любых видов деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных таможенным органам.

База налогообложения НДФЛ

1. Базой налогообложения является стоимостное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и используеться для определения размера налогового обязательства налогоплательщика.

Базой налогообложения для налога с доходов физических лиц является чистый годовой налогооблагаемый доход. Чистый годовой налогооблагаемый доход определяется как разница между общим налогооблагаемым доходом и налоговой скидкой (налоговая скидка рассчитывается по правилам ст. 166 НК), полученной налогоплательщиком по итогам налогового отчетного года.

2. В статье 164 НК определены принципы формирования:

1) общего налогооблагаемого дохода,

2) общего месячного налогооблагаемого дохода

3) общего годового налогооблагаемого дохода.

Общий налогооблагаемый доход — это любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

Совокупность налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) налогоплательщику в течение отчетного налогового месяца составляет общий месячный налогооблагаемый доход.

Согласно пп. 164.1.3 п. 164.1 ст. 164 общий годовой налогооблагаемый доход включает:

общий месячный налогооблагаемый доход;

доходы, полученные физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности (согласно статье 177 НК);

доход, полученный физическим лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность (согласно статье 178 НК).

В ст. 164 ПК законодатель не называет в составе общего годового налогооблагаемого дохода доход, полученный налогоплательщиком в результате принятия им наследства или подарка. Однако анализ положений ст. 174 ПК, которой урегулирован порядком налогообложения указанных доходов, дает основания утверждать, что доход, полученный налогоплательщиком в результате принятия им наследства или подарка включается наследниками в состав общего годового дохода налогоплательщика и отмечается в годовой налоговой декларации (п. 174.3 ст. 174 ПК ).

Общий годовой налогооблагаемый доход определяется в первую очередь для лиц, которые подают по итогам отчетного налогового года годовую налоговую декларацию.

3. При формировании общего налогооблагаемого дохода следует исходить из требований не только статьи 164, а и 165 ПК. Если в пункте 164.2 статьи 164 НК закреплен перечень доходов, подлежащих налогообложению в составе общего месячного или годового налогооблагаемого дохода, то ст. 165 содержит перечень доходов, которые не будут включаться в налогооблагаемый доход.

Перечень доходов, закрепленный в ст. 164 ПК, не является исчерпывающим, о чем оговорено в подпункте 164.2.18 пункта 164.2 статьи 164 ПК «в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются другие доходы, кроме указанных в статье 165 настоящего Кодекса». Данное утверждение дает основания вывести следующее правило. Доход, не нашедший подтверждения в статьи 165, как таковой исключается из налогооблагаемого дохода, потенциально рассматривается как составная базы налогообложения налогом на доходы физических лиц.

4.Основним видом дохода, который рассматривается в составе как общего месячного, так и годового налогооблагаемого дохода является доход в виде заработной платы, начисленной (выплаченной) налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта) (пп. 164.2.1 п. 164.1 ст . 164). В целях налогообложения в соответствии с пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 ПК под понятием «заработная плата» понимают — основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

При формировании базы налогообложения учитывается не вся сумма начисленной заработной платы. Согласно правилу, изложенному в п. 164.6 ст. 164 ПК:

5. В пп. 164.2.8 п. 164.2 ст. 164 предусмотрено в составе налогооблагаемого дохода доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов. Согласно п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» этот подпункт в части включения в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход доходов в виде процентов на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет, вклад (депозитный) в небанковские финансовые учреждения по закону или на депозитный (сберегательный) сертификат, вступит в силу с 1 января 2015 года.

6. В базу налогообложения включаются и доходы, полученные в неденежной форме. Для определения базы налогообложения, стоимость такого дохода вычисляется,

1) исходя из обычных цен,

2) с учетом коэффициента

где К-коэффициент, а Сп — ставка налога.

Согласно пп. 14.1.71 п. 14.1 ст. 14 ПК обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено ПК. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Обычная цена должна быть рассчитана по правилам, изложенным в ст. 39 ПК. Однако следует учитывать, что указанная норма вступит в силу с 1 января 2013 года (согласно п. 1 раздела XIX «Заключительные положения»).

Плательщики налога НДФЛ (Кто платит НДФЛ?)

В статье содержится перечень лиц, подпадающих под статус плательщика налога на доходы физических лиц. По сравнению с законодательством, действовавшим до 1 января 2011 года этот перечень несколько расширен — в него включены, кроме физических лиц, получающих доходы, и налоговых агентов (т.е. лиц, которые уполномочены осуществлять начисление, удержание и перечисление в бюджет налога).

При налогообложении доходов физических лиц необходимо, в первую очередь, учитывать критерий резиденства, а не гражданства. Во-вторых, выяснить источник происхождения полученного дохода (или доход получен с источником происхождения в Украине, это иностранные доходы).

Опираясь на указанные выше положения, в комментируемой статье сформулирован следующий перечень налогоплательщиков.

1. В состав плательщиков относятся физические лица — резиденты.

С целью налогообложения физическим лицом — резидентом может быть признано как гражданина Украины, иностранного гражданина. так и лицо без гражданства.

Требования, которым должен соответствовать плательщик-резидент, изложенные в пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 ПК. При определении резидентства украинским законодателем применены принципы, которые используются и другими странами, и которые отражают принципы, заложенные в типовых конвенциях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Резидент — это лицо, которое, во-первых, имеет место проживания в Украине. Статьей 29 Гражданского кодекса Украины регламентировано, что местом проживания физического лица является жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно. Если лицо имеет место жительства и в других странах, то применяется дополнительный критерий — место жительства данного лица должно находиться в Украине.

Если кроме Украины, лицо имеет постоянное место жительства и в других странах, она, во-вторых, считается резидентом того государства, где находится центр его жизненных интересов. Центр жизненных интересов лица определяется, исходя из таких критериев, как место постоянного проживания членов семьи такого лица, место регистрации лица как субъекта предпринимательской деятельности. Если лицо не имеет постоянного места жительства в одном государстве, а также невозможно определить страну-центр его жизненных интересов, то, в-третьих, лицо является резидентом Украины при условии, что оно проживало в Украине не менее 183 дней в течение налогового года включая день приезда и отъезда.

Если не возможно установить резидентский статус лица за предыдущими тремя основаниями, то физическое лицо с целью налогообложения в Украине будет определяться как резидент, при условии, что он является гражданином Украины.

Достаточным основанием для определения лица резидентом является его регистрация в Украине как самозанятого лица.

Если физическое лицо — гражданин Украины, в нарушение ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» имеет гражданство другой страны, оно лишается права пользоваться определенными преференциями, применяемые при налогообложении доходов резидентов. А именно, не имеет права на зачет налогов, уплаченных за границей, как это предусмотрено или нормами ПК, или соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Иностранные граждане, которые считают, что в целях налогообложения они принадлежат к резидентам Украины:

1) должны подать в орган налоговой службы по месту жительства заявление с просьбой считать их резидентами;

2) должны документально подтвердить факт местожительства в Украине (например, предоставить вид на жительство в Украине, договор купли-продажи дома или квартиры, или договор аренды жилья).

Физическое лицо, признанное в целях налогообложения резидентом, уплачивает налог с доходов, полученных как:

а) доходы из источника происхождения в Украине;

б) иностранные доходы.

2. В составе плательщиков названо и физическое лицо — нерезидент. Нерезидентом определяется лицо, которое не подпадает под вышеперечисленные признаки, присущие резиденту.

Физическое лицо, признанное в целях налогообложения нерезидентом, уплачивает налог с доходов, полученных как:

— Доходы из источника происхождения в Украине.

3. Нерезидент, имеющий дипломатические привилегии и иммунитет, не признается налогоплательщиком в отношении доходов, полученных с источником происхождения в Украине от осуществления дипломатической или приравненной к ней деятельности в соответствии с международными договорами Украины.

4. К плательщикам налога отнесен налоговый агент. Налоговый агент — это юридическое лицо (его обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами обязано:

• начислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог с доходов физических лиц от имени и за счет плательщика этого налога;

• вести налоговый учет по налогу на доходы физических лиц и представлять налоговым органам соответствующую отчетность;

• нести ответственность за нарушение норм НК.

Действия налогового агента по начислению и выплате доходов в пользу налогоплательщика регламентированы в пункте 176.2 статьи 176 ПК. При начислении (выплате) доходов налоговый агент обязан удержать налог с доходов физических лиц с суммы такого дохода за его счет по ставкам, приведенным в статье 167 НК. Перечисление налога в бюджет осуществляется налоговым агентом при выплате налогооблагаемого дохода.

5. В комментируемой статье определено понятие «последнего налогового периода». Оно применяется при налогообложении доходов лиц, которые:

— Объявлены судом умершими;

— Признаны безвестно отсутствующими;

— Потеряли статус резидента.

Последним налоговым периодом считается период, заканчивающийся днем, на который приходится смерть плательщика или соответствующее решение суда, потеря плательщиком статуса резидента.

Важно знать в 2014 году:

Временно приостановлено налогообложения дивидендов по новым правилам. Налогообложение дивидендов путем включения их налогоплательщиком в общий годовой налогооблагаемый доход с применением ставок от 15 до 25 процентов приостановлено Законом Украины от 10.04.2014 № 1200 « О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» , который вступил в силу 19.04.2014 г.

Согласно указанного закона норма о налогообложении дивидендов по новым правилам начнет применяться начиная с 1 января 2015 .

Итак, С 1 января 2015 года вводится НАЛОГ НА ПРОЦЕНТЫ ПО ДЕПОЗИТУ.

Проценты по депозиту будут учитываться в общем показателе, который называется «пассивный доход». В этот показатель еще включают дивиденды, которые получены физическими лицами по акциям и инвестиционным сертификатам, проценты по облигациям, инвестиционную прибыль, это, как правило, разница от покупки-продажи ценных бумаг, доходы от операций с фьючерсами и опционами и роялти.

К процентам по депозиту относят все проценты, которые получают физические лица в гривне и валюте. При этом валютные депозиты пересчитывают в гривну по официальному курсу НБУ на дату начисления процентов. Депозиты могут быть, как в банке, так и в кредитном союзе. И в том, и в другом случае, нужно платить налоги с дохода.

Но, есть льгота. Если проценты по депозиту за календарный год не превышают семнадцать прожиточных минимумов, а это 19 992 грн, то с этой суммы налог платить не нужно. Но это касается только процентов по депозитам, если это дивиденды или доход от операций с ценными бумагами, то льгота по депозитам не работает.

Существует четкое разделение: доход физлица, как просто физлица и физлица, как предпринимателя. Это предполагает две разные декларации и сумма доходов и налогов по ним уплачивается по-разному. Доход с депозитов, как физлица не включается в декларацию СПД и доход по СПД не включается в декларацию физлица.

Если физлицо получает проценты по депозиту, то самостоятельно оформляет декларацию и подает ее в налоговую. Банки отдельно отчитываются перед налоговой о сумме начисленных процентов по депозитам физлиц. При этом банки никакие налоги не удерживают и за физлиц не платят.

Изменили и шкалу налогообложения процентов по депозитам

Если сумма дохода по депозитам от семнадцати прожиточных минимумов (19 992 грн) и до 204 прожиточных минимумов (239 904 грн) налог 15%.

Если сумма дохода по депозитам от 204 прожиточных минимумов (239 904 грн) до 396 прожиточных минимумов (465 696 грн) налог 20%.

Если сумма дохода по депозитам больше 396 прожиточных минимумов (465 696 грн) налог 25%.

Стоит учесть, что если физлицо получает дивиденды или получает доход от покупки-продажи ценных бумаг, то эта сумма включается в сумму пассивного дохода и в этом случае шкала налогов учитывает всю сумму дохода.