Наложение административного взыскания закон

§ 3. Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административ­ную ответственность и, следовательно, наложение административ­ных взысканий.

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым за­коном интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устране­на иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона – причинение административным пра­вонарушением вреда посягающему на государственный или обще­ственный порядок, собственность, права и свободы граждан, уста­новленный порядок управления, совершенное в состоянии необхо­димой обороны (ст. 19 КоАП).

Невменяемость так же, как и названные два условия исклю­чает применение к физическим лицам административных взыс­каний.

Административное взыскание – результат признания всту­пившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Никто не может быть подвергнут административному взыска­нию иначе как на основании и в порядке, установленными зако­ном. Применение взысканий должно быть осуществлено в преде­лах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

Закон, смягчающий или отменяющий административную от­ветственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отяг­чающий ответственность закон обратной силы не имеет.

Административное взыскание должно быть справедливым, со­ответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его со­вершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонару­шения, личность правонарушителя, степень его вины, имущест­венное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридичес­кое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

Установлено, что никто не может нести ответственность дваж­ды за одно и то же правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совер­шение правонарушения в состоянии алкогольного или наркоти­ческого опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонаруше­ния и т.п. (ст. 36 КоАП).

При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в от­дельности.

Лицо, на которое наложено административное взыскание, счи­тается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

Установлена давность привлечения к административной ответ­ственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного пра­вонарушения.

Глава 4. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ.

Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины.
При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) чистосердечное раскаяние виновного;
2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной, женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Законами Украины могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
4) совершение правонарушения группой лиц;
5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагавший административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений.
При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Статья 37. Исчисление сроков административного взыскания.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — месяцами или днями, лишение специального права — годами, месяцами или днями.

Статья 38. Сроки наложения административного взыскания.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 39. Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Статья 40. Возложение обязанности возместить причиненный ущерб.
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а судья районного, районного в городе, городского или горрайонного суда — независимо от размера ущерба, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.
В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства. (В ред. от 15.11.94 г., 07.02.97 г., 05.04.2001 г.)

Наложение административного взыскания закон

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административ­ную ответственность и, следовательно, наложение административ­ных взысканий.

Крайняя необходимость – причинение вреда охраняемым за­коном интересам, когда опасность, непосредственно угрожающая личности и правам данного лица или других лиц, охраняемым законом интересам общества и государства, не могла быть устране­на иными средствами и если причиненный правонарушением вред менее значителен, чем предотвращенный вред (ст. 18 КоАП).

Необходимая оборона – причинение административным пра­вонарушением вреда посягающему на государственный или обще­ственный порядок, собственность, права и свободы граждан, уста­новленный порядок управления, совершенное в состоянии необхо­димой обороны (ст. 19 КоАП).

Невменяемость так же, как и названные два условия исклю­чает применение к физическим лицам административных взыс­каний.

Административное взыскание – результат признания всту­пившего в законную силу постановления полномочного органа (должностного лица), установившего виновность данного лица. До того действует презумпция невиновности. Административная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Никто не может быть подвергнут административному взыска­нию иначе как на основании и в порядке, установленными зако­ном. Применение взысканий должно быть осуществлено в преде­лах компетенции уполномоченных органов (лиц) и в точном соответствии с законом.

Закон, смягчающий или отменяющий административную от­ветственность, имеет обратную силу. Устанавливающий или отяг­чающий ответственность закон обратной силы не имеет.

Административное взыскание должно быть справедливым, со­ответствовать характеру правонарушения, обстоятельствам его со­вершения и личности виновного. При наложении взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного правонару­шения, личность правонарушителя, степень его вины, имущест­венное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Наложение взыскания на юридичес­кое лицо предполагает учет в принципе таких же моментов (кроме личности).

Установлено, что никто не может нести ответственность дваж­ды за одно и то же правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, что влияет на выбор конкретного административного взыскания, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, – совер­шение правонарушения в состоянии алкогольного или наркоти­ческого опьянения; группой лиц; в условиях стихийного бедствия; повторное в течение года совершение однородного правонаруше­ния и т.п. (ст. 36 КоАП).

При совершении одним лицом двух или более правонарушений административное взыскание налагается за каждое из них в от­дельности.

Лицо, на которое наложено административное взыскание, счи­тается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении взыскания. Естественно, что наложение административного взыскания не тождественно судимости.

Установлена давность привлечения к административной ответ­ственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного пра­вонарушения.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.99 N 210-ФЗ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 06.12.1999, N 49, ст. 5906,
  • «Парламентская газета», N 233, 08.12.1999,
  • «Российская газета», N 243, 08.12.1999,
  • «Вестник Центризберкома РФ», N 2, 2000

Статья 20. Сроки наложения административного взыскания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом

Административное взыскание за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Виды административных взысканий в Украине и порядок их применения

За совершение административного проступка виновный может быть привлечен к административной ответственности с применением одного или даже двух (основного и дополнительного) видов административных взысканий. Какие виды административных взысканий применяются в Украине, выяснял Prostopravo.com.ua

Виды административных взысканий

За совершение административного правонарушения Кодексом про административные правонарушения предусмотрены такие виды административных взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • платное изъятие предмета, который стал предметом совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
  • конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;
  • лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты);
  • общественные работы;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (ст.30) предусмотрен такой вид административного взыскания как выдворение иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины.

К несовершеннолетним правонарушителям, совершившим административный проступок в возрасте от 16 до 18 лет могут быть применены следующие меры воздействия:

  • обязательство публично или в иной форме извиниться перед потерпевшим;
  • предупреждение;
  • выговор или строгий выговор;
  • передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как основные, так и дополнительные административные взыскания, другие административные взыскания, могут применяться только как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законом случаях предупреждение фиксируется иным установленным способом.

Штраф представляет собой денежное взыскание, налагаемое на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных законом. Именно штраф является самым распространенным видом наказания за административный проступок.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства по решению суда. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в частной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законами Украины.

Конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права. Лишение права охоты применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение этого права не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение права управления транспортными средствами применяется сроком до трех лет за грубое или повторное нарушение порядка пользования этим правом или на срок до десяти лет за систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также в случае невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение требований установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно пребывания под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции.

Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Общественные работы назначаются судом на срок от двадцати до шестидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Общественные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судом.

Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается также только судом. Этот вид взыскания не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Порядок наложения административного взыскания

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение относятся:

  • чистосердечное раскаяние виновного;
  • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.

В свою очередь, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
  • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  • совершение правонарушения группой лиц;
  • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Вместе с тем, орган или должностное лицо, который накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в подведомственны суду. В таком случае, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения. Административное взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 164 — 14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства), может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Привлечение виновного к административной ответственности и наложение на него административного взыскания, не освобождает его от обязанности возместить ущерб, если таковой был причинен его проступком. Административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух необлагаемых минимумов доходов граждан, а суд — независимо от размера ущерба.

Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.

В остальных случаях вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

§ 3. Административные взыскания и порядок их наложения

Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы; административный арест. Как видим, система («лестница») административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 321 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из страны.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном ее законодательством.

* C3 РФ. 1995. №14. Ст. 1212.

Иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

При определении размера административного штрафа следует руководствоваться Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РСФСР»*.

КоАП (ст. 33 — 40) содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица).

Прежде всего следует учитывать, что не подлежат административной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости при совершении административного правонарушения.

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное административное правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, — совершение правонарушения группой лиц; в условиях стихийного бедствия; в состоянии опьянения; повторное в течение года совершение однородного правонарушения и т. п. (ст. 35 КоАП).

Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Исключение составляют случаи, когда дела о совершенных правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом).

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение тем же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного. Давностные сроки необходимо учитывать при решении вопроса о наложении административного взыскания при повторном, неоднократном, систематическом совершении административного правонарушения.

Статья 247 Таможенного кодекса предусматривает, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.