Нарушение скрылся с места дтп

Оглавление:

Скрылся с места ДТП — ответственность и последствия

Не все водители знают, что на некоторые аварии с участием автотранспорта можно не вызывать инспекторов ГИБДД. Участники происшествия могут оформить европротокол или договориться между собой о порядке возмещения ущерба.

В правилах прописано (пункт 2.6.1 ПДД РФ), что если нет пострадавших и повреждены только автомобили, если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий, водители не обязаны сообщать о случившемся в полицию. Они могут оставить место ДТП и:

  • оформить документы о ДТП в ближайшем подразделении полиции (предварительно зафиксировав обстоятельства на фото или видео);
  • оформить документы по европротоколу – заполнить бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования (ОСАГО);
  • не оформлять документы о ДТП, если необходимость этого у водителей отсутствует.

При этом важно понимать, что не каждая авария считается ДТП. Если в результате не погибли и не ранены люди, не причинен какой-либо материальный ущерб (кроме имущества самого виновника аварии), такое событие не будет считаться дорожно-транспортным происшествием.

Однако, незнание вышеуказанного часто приводит к привлечению водителя к административному наказанию за «оставление места ДТП» и свою невиновность водителю приходится отстаивать в Верховном Суде РФ.

Так, Верховный Суд РФ в своем постановлении от 29.06.2017 (№ 92-АД17-2) встал на сторону автовладельца, не признав дорожно-транспортным происшествием утрату колеса автомобиля.

ВС РФ указал, что для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие движущегося по дороге транспортного средства, само событие должно быть связано с этим транспортным средством, а возникшие последствия события должны соответствовать перечисленным в понятии «дорожно-транспортного происшествия»: погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Когда не считается, что водитель скрылся с ДТП

  • Происшествие не требовало документального оформления со стороны ГИБДД;
  • Водитель уехал с ДТП, но вернулся.

Ниже перечислим распространенные ситуации, связанные с повреждением автотранспорта, которые не требуется оформлять как ДТП:

  1. На стоянке супермаркета дверь вашей машины распахнуло ветром и вы поцарапали соседний авто. Не является ДТП, так как автомобили стояли на месте, а не двигались по дороге. От возмещения причиненного ущерба это, тем не менее, не освобождает.
  2. При заезде (выезде) в собственный гараж вы повредили свой авто и створки ворот. Если не ранены люди, а ущерб причинен только самому себе — это не является ДТП. Ситуация не требует вмешательства органов ГИБДД.
  3. Вы съехали на машине с дороги, при этом не были повреждены ни другие авто, ни столбы, ни ограждения, ни деревья и т.д., а поврежден только ваш авто, – такое происшествие не нужно оформлять с привлечением сотрудников ГИБДД. Если автомобиль врезался в забор, столб, дорожное ограждение или дерево, то сообщать об этом в ГИБДД необходимо, так как это имущество кому-то принадлежит, а значит, их владельцу причинен ущерб.

Если водитель оставил подобное место происшествия, привлекать его за это к административной ответственности ошибочно.

Если вернулся на место ДТП

В 2016 году интересное решение вынес Верховный Суд РФ (постановление от 24.10.2016 № 127-АД16-5), а именно – отменил постановления нижестоящих судов, которые признали, что водитель покинул место ДТП, не смотря на то, что к моменту приезда сотрудников ДПС водитель вернулся и принимал участие в оформлении происшествия.

Из материалов следовало, что водитель на момент приезда сотрудников полиции находился на месте ДТП, обстоятельства происшествия были установлены с его участием, в протоколе об административном правонарушении им была сделана отметка о том, что место ДТП он не покидал, приезда сотрудников ДПС дождался, схема к протоколу осмотра подписана обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Суд сделал вывод, что при таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Ответственность за оставление ДТП водителем

Если водитель действительно попал в ДТП и скрылся с места происшествия, ему грозит административная ответственность по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Что еще нельзя делать после ДТП

Запрещается употреблять алкогольные напитки. Если вы прошли медицинское освидетельствование после ДТП и у вас на руках есть копия соответствующего протокола, то данный запрет на вас не распространяется. В любом другом случае водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ – за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием:

Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Дата публикации статьи: 12 сентября 2017 года
Последнее изменение: 07 марта 2018 года

Штраф за оставление места ДТП – возможно ли?

Авария – стрессовая ситуация, которая может подтолкнуть водителя на совершение необдуманных действий.

И это часто приводит к тому, что оставление места происшествия становится самым логичным и простым решением, тогда как обдумывание совершенных действий происходит только через определенный промежуток времени. Чем грозит скрытие с места ДТП?

По букве закона

  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
  • Сначала выберите марку

Моментальный расчет
и сравнение цен

Всё зависит от ситуации, так как штраф за скрытие после аварии может быть различным, что напрямую зависит от статьи 12.27 КоАП РФ и Правил Дорожного Движения, где указаны актуальные сведения.

Отдельно стоит отметить тот факт, что далеко не всегда можно ограничиться лишь одним полисом ОСАГО, так как допускается и такой вариант событий, когда приходится выплачивать сумму сверх страховой, если это необходимо.

Разумеется, в данном случае учитывается причиненный ущерб – чем сильнее пострадали участники ДТП, тем больше придется заплатить виновнику.

Какой будет штраф, если приходится констатировать уезд с места происшествия? В ряде случаев это рассчитывается индивидуально, только если случай не попадает под один из пунктов ПДД с зафиксированной суммой.

К чему может привести скрытие с места аварии

Штраф – во многих случаях наиболее эффективное наказание за нарушение правил, позволяющее также восполнить ущерб пострадавшим.

Однако, о каких именно наказаниях можно говорить в том случае, если водитель уехал с места ДТП?

Всё зависит от особенностей аварии. Оставление злополучного участка дороги из-за боязни ответственности компетентные органы не считают серьезной причиной, оправдывающей действия водителя, но многое будет зависеть и от подхода во время защиты, и от сложившейся ситуации.

Перечисленные выше наказания – основные, если речь идет об аварии, однако существует ряд дополнительных условий, вносящих свои коррективы, и многие из них лишь способствуют более строгому рассмотрению дела.

Наиболее тяжелые последствия ожидают тех водителей, которые попали в ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – никакой ответственности. Что грозит в этом случае?

Наказание будет максимально строгим, поэтому можно лишиться прав на срок, превышающий полтора года, получив штраф в тридцать тысяч рублей – ощутимый удар по семейному бюджету. И это не считая того, что о поездках придется забыть на продолжительное время.

Но далеко не каждое оставление места аварии приводит к тому, что водителю выписывается штраф – главное, чтобы не было противоречий ПДД, поэтому не должны исключаться пострадавшие или нанесение серьезного ущерба другому участнику ДТП.

Что делать, если водитель скрылся, не дожидаясь решения ситуации?

Отметим, что случившееся следует воспринимать без неоправданного нагнетания ситуации, ведь слишком серьезные переживания могут привести к проблемам со здоровьем.

Впрочем, и назвать происходящее рядовым событием нельзя ни в коем случае, ведь это касается не только пострадавших – страховая компания, ГИБДД и суд всегда готовы разобраться с дорожно-транспортным происшествием, чтобы пролить свет на сложившуюся ситуацию.

Впрочем, за оставление места аварии ничего положительного не предусмотрено, поэтому до изнуряющих судебных разбирательств дело лучше не доводить.

Да, уезд после аварии не всегда можно назвать правильным решением, но в ряде случаев владельцу не остается другого выбора – важный рейс, срочное служебное поручение или необходимость доставить близкого человека в медицинское учреждение.

Освобождает ли это водителя от ответственности, если он скрылся после случившегося ДТП? Ни в коем случае, однако, оставление в этом случае можно объяснить действительно неотложными делами, что помогает при урегулировании ситуации с другим водителем или пешеходом.

Чтобы штраф за оставление места, где произошло ДТП, не стал серьезной проблемой, следует знать ПДД, где подробно описаны все ситуации и меры наказания, если аварии избежать не удалось. Знания – бесценный инструмент во время происшествий на дороге, играющий не менее важную роль, чем действующая страховка.

Что будет, если скрыться с места ДТП?

Авария на дороге – это всегда стрессовая ситуация для ее участников. А все люди реагируют на стресс по разному. Одни остаются хладнокровными, и сразу же начинают действовать в своих интересах, другие просто выпадают из реальности на какое-то время, не осознавая сути происходящего. А есть и такие, кто начинает паниковать, и тут уже трудно ожидать от человека логичных и обдуманных поступков. Среди тех, кто стал виновником ДТП, есть много людей, у которых первой мыслью было скрыться с места ДТП, убежать и спрятаться. Кто-то сумел взять себя в руки и остаться, кто-то все-таки последовал своим эмоциям и уехал.

Почему нужно остаться на месте аварии?

Самыми распространенными ситуациями, когда виновник аварии сбегает с места происшествия, является наезд на пешехода. Это можно объяснить тем, что водитель очень сильно боится последствий, ведь автомобиль способен причинить человеку значительный вред. К тому же у самого автомобиля практически не остается повреждений, и он точно на ходу, что позволяет ему скрыться с места преступления.

Но моральные и нравственные принципы должны превозмочь страх перед ответственностью. Главное в такой ситуации — это помочь потерпевшему. Может оказаться так, что сделать это больше некому. И если водитель останется, он сможет спасти чью-то жизнь. С юридической точки зрения оказание помощи тоже скажется положительно при вынесении решения. А вот если скрыться с места ДТП, то даже если водитель не был виновен в нарушении ПДД, то его ожидает наказание.

Еще одним доводом в пользу того, чтобы остаться и помочь, является возможность смягчить наказание при помощи того факта, вовремя оказанная помощь не допустила ухудшения состояния потерпевшего. Если пешеход или человек, находящийся в другом автомобиле выжил, то при квалификации преступления будет проходить нанесение повреждений средней тяжести или тяжких увечий, но не смерть потерпевшего .

Ответственность за оставление места столкновения

В настоящее время за оставление места аварии законодательством предусматривается только админ. ответственность. Ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ утверждены такие правовые последствия за подобный проступок:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение прав на срок от 1 года до 1.5 лет.

Если последствия ДТП требуют применения уголовной ответственности, то оставление места ДТП будет выступать в качестве повода для ужесточения наказания.

Кому административный арест не положен?

Существует категории граждан, в отношении которых никогда не применяется такое административное наказание, как арест. К ним относятся:

  • беременные;
  • женщины с несовершеннолетними детьми до 14 лет;
  • инвалиды 1-2 групп;
  • сотрудники спецотделов и полиции;
  • военнослужащие;
  • юноши, призванные на сборы.

Если человек, входящий в одну из таких категорий, скрылся с места ДТП, он заплатит административный штраф 1000 рублей и лишится водительского удостоверения на 1,5 года.

Что будет со страховкой, если скрылся с места ДТП

Если автолюбитель скрылся с места ДТП – наказание последует не только от органов правопорядка, но и страховщика. Согласно п. 76 Правил ОСАГО, страховая компания вправе предъявить виновнику ДТП, который покинул место ДТП, регрессный иск и потребовать с него компенсации всей денежной суммы, выплаченной пострадавшему лицу.

Когда можно покинуть место ДТП?

1. Автомобили-участники ДТП препятствуют передвижению легкового и грузового транспорта. В этом случае их разрешается передвинуть на более безопасный участок дороги, предварительно сфотографировав их первоначальное положение с помощью фотоаппарата или мобильного телефона, и заручившись показаниями свидетелей.

2. Схема ДТП составлена и согласована всеми участниками ДТП. Тогда можно добраться до ближайшего поста ДПС или отделения ГИБДД для оформления всей нужной документации, не опасаясь получения обвинения – «скрытие с места ДТП».

3. В аварию попали люди, им требуется оказать срочную медицинскую помощь. Согласно п. 2.6 ПДД РФ, водитель может доставить пострадавших на собственном автомобиле в ближайшую больницу, если нет возможности вызвать скорую помощь или воспользоваться попутным транспортом.

Покидая место происшествия, водителю следует подстраховаться, по возможности сделать четкие фотографии места происшествия, разбитых элементов автомобилей, внешнего вида обоих машин со всех сторон и с номерами, следов торможения, осыпей и обломков деталей.

Что будет если уехал с места ДТП в больницу, и не вернулся?

Любой участник ДТП может доставить раненого человека в больницу, сообщить сотрудникам учреждения свою фамилию и имя, номер транспортного средства, а затем вернуться на место происшествия. Если он этого не сделал, то нарушил закон и правоохранительные органы вправе предъявить ему обвинение – «скрытие с места преступления», и инициировать судебное разбирательство.

Кому грозит ответственность за оставление места ДТП?

Не всегда водители, уехавшие с места аварии, нарушают закон. На вопрос: что будет, если скрыться с места ДТП, в результате которого есть пострадавшие, ответ однозначный – наказание, предусмотренное законом. Но если пострадавших в результате аварии, нет, стороны претензий друг к другу не имеют, то никто не будет наказывать водителей, за то, что они разъехались. Однако в таком случае претензий к страховой тоже быть не может. Если все же водитель хочет получить компенсацию за повреждение автомобиля, договорившись с виновником аварии, они могут подписать Европейский протокол без вызова сотрудников ГИБДД, и разъехаться. Также не считается правонарушение съезд с места аварии для доставления пострадавших в больницу.

Правила европротокола

Если водитель покинул место ДТП, оформив еропротокол с другой стороной, то это не считается правонарушением. Единственный нюанс – Европейский протокол должен составляться при соблюдении ряда условий:

  • В аварии должны участвовать только два автомобиля.
  • У обоих водителей должен быть оформлен страховой полис.
  • Во время происшествия не должны пострадать люди – водители, пассажиры, пешеходы.
  • Общая сумма ущерба не должна превышать 50 тысяч рублей.
  • Участники аварий не должны иметь разногласий по обстоятельствам происшествия.

В течение 15 дней каждый участник ДТП должен обратиться в свою страховую компанию с извещением о ДТП, заполненным в соответствии правилами ОСАГО. Поскольку в последнее время участились случаи мошенничества с европротоколом, некоторые страховые компании отказывают его принимать, ссылаясь на ошибки в оформлении. Тогда документ следует отправить заказным письмом, дождаться официального отказа, и на его основании обращаться в суд.

С 01.10.2016 года ущерб по ОСАГО в некоторых регионах увеличен до 400 тысяч рублей – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Однако и здесь существуют ограничения при составлении европротокола – автомобиль должен быть оснащен спутниковой системой, чтобы страховая компания могла точно установить место происшествия.

Ответственность и наказание за оставление места ДТП

Согласно правилам дорожного движения участники ДТП должны ожидать инспектора ГИБДД (за исключением случаев, которые позволяют оформить случившееся по европротоколу).

Если автомобилист покидает место аварии, ему может грозить серьезное наказание.

В каких случаях нельзя оставлять место аварии, а когда можно оформить ДТП без сотрудников ГИБДД? Какие действия инспекторов считаются неправомерными?

Что грозит водителю в 2018 году, если он скрылся с места ДТП? На сколько лишают водительских прав?

Обязанности участника аварии

Правила дорожного движения регламентируют следующий порядок действий при ДТП:

  • водитель должен остановить свой автомобиль, его место положения менять не следует;
  • включить «аварийку», установить на дороге аварийный знак;
  • не передвигать предметы, которые имеют отношение к ДТП;
  • определить наличие пострадавших.

Если водитель обнаружил пострадавших или погибших, он должен:

  • оказать первую помощь;
  • вызвать скорую помощь и ГИБДД;
  • зафиксировать ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправить пострадавших на попутном автомобиле в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу возможно только на машине участника ДТП, необходимо сделать это, предварительно зафиксировав место аварии на видео, затем показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине или на пост ДПС.

Если из-за ДТП поток машин встал, участник должен:

  • зафиксировать место аварии, положение машины, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записать данные очевидцев, если они есть;
  • убрать машину с проезжей части;
  • дождаться сотрудников ГИБДД.

Оставление места означает: водителя можно считать нарушителем, если к прибытию инспектора ГИБДД и оформлению протокола автомобилист отсутствует на месте ДТП.

Что будет, если уехать с места ДТП необходимо, чтобы отвезти пострадавшего в больницу? Ничего, если водитель предварительно зафиксируют место происшествия на камеру или сделает фотографии, а позже оставит сотрудникам больницы свои контакты, ФИО и направится на пост ДПС, чтобы оформить аварию.

Обычно водитель покидает место ДТП по следующим причинам:

  1. Алкогольное опьянение. Пьяные водители ошибочно полагают, что смогут избежать административной ответственности, если сбегут с места происшествия.
  2. Из-за аварии были причинены травмы людям, повлекшие гибель или тяжкий вред здоровью. Автомобилисты могут скрываться из-за страха перед уголовной ответственностью.
  3. Водитель повредил другой автомобиль при движении. Нередко бывает, что при выезде с парковки автомобилист может не заметить, что слегка задел соседнюю припаркованную машину. Подобные случаи одни из самых спорных в судебной практике, так как наличие умысла обычно не всегда удается установить.
  4. Скрываются те автомобилисты, которые рассчитывают на истечение срока давности привлечения к ответственности, который составляет три месяца.
  5. Также уезжают из-за нежелания ожидания инспектора: назначена важная рабочая встреча, необходимо попасть к врачу, по другим причинам.

При помощи многочисленных камер видеонаблюдения разыскать сбежавшего участника ДТП нетрудно. Какое же грозит наказание, если водитель уехал с места ДТП, каковы последствия данного действия?

В Государственную Думу были внесены предложения об изменениях законодательства и тяжести ответственности за оставление места ДТП.

Было предложено ввести новую статью в Уголовный Кодекс за оставление места ДТП, по которой нарушителя лишат свободы на срок 2-5 лет. Подобные действия могут квалифицироваться как оставление человека в опасности.

Также предлагают ввести штрафы до 30000 рублей, так как в КоАП пока не содержится статей о штрафных санкций за оставление места аварии.

Каждый автомобилист должен быть осведомлен о том, что будет, если скрылся с места ДТП. Покидая место аварии, участник нарушает ПДД, и ему грозит административное наказание: лишение прав на срок 1-1,5 года или административный арест на 15 суток (КОАП РФ, статья 12.27).

Но грубым нарушением не считается тот факт, когда автомобилист недалеко отъезжает, потом отходит от стресса, возвращается и успевает к месту аварии до приезда ГИБДД или до подписания протокола.

Некоторое отступление от правил имело место, но наказанием будет штраф в размере одной тысячи рублей (Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).

Строгое наказание предусматривается для водителей, которые намеренно покинули место происшествие или совершили это из-за незнания законов.

На практике судья иногда не видит состава нарушения, и дело закрывают (например, если автомобилист не заметил, как задел чужую машину).

Но нарушитель должен подкрепить свои заверения в невиновности неоспоримыми доказательствами. Голословное утверждение того, что «не увидел», не имеет юридического веса.

Если случай спорный, некоторые судьи индивидуально подходят в рассмотрению.

Опьянение в момент аварии — обстоятельство, которое значительно отягчает вину. А раскаяние, стремление возместить ущерб, состояние аффекта смягчают ее.

По этой причине некоторые нетрезвые автомобилисты скрываются, а через несколько дней приходят в ГИБДД и признаются в содеянном, чтобы избежать максимально строгого наказания за оставление места ДТП без пострадавших.

Все участники покинули место аварии

Но что будет, если оба участника ДТП уехали с места ДТП? Кто тогда виноват?

Юридически не имеет значения, кто покинул место случившегося, виновник или пострадавший. Статьи КоАП РФ трактуются для всех одинаково, и каждый из нарушителей должен понести ответственность.

Как водителю доказать свою невиновность, если ситуация развивается по следующему сценарию? Участники решили, что не имеют друг к другу претензий, а после разъезжаются. Но затем один из них приезжает обратно, вызывает сотрудников ДПС и оформляет аварию по закону.

При этом ссылается на факт, что другой участник покинул место ДТП. Пусть такой водитель и поступает отвратительно с моральной точки зрения, но к нему не придраться юридически, если другой автомобилист не сможет доказать, что место аварии покинули абсолютно все.

Как второму водителю доказать свою невиновность? ДТП следует оформлять по всем правилам или фиксировать на видео обоюдную договоренность, отсутствие претензий, решение разъехаться «мирно».

Также можно взять друг у друга расписку с подписью и датой, а также описанием всех подробностей.

С пострадавшими

Если водитель скрылся осознанно и бросил людей, которые нуждаются в медицинской помощи, такое деяние может быть квалифицировано в качестве «оставления в опасности» (статья 125 УК РФ).

В таком случае грозит одно из следующих наказаний:

  • штраф от 80 000 рублей до полугодового дохода ответчика:
  • до 360 часов общественных работ или принудительные работы до года;
  • арест на 3 месяца;
  • лишение свободы до года.

Также страховые компании могут потребовать от сбежавшего виновника выплаченную сумму, которая была предварительно выплачена пострадавшему.

У такого нарушения также есть трехмесячный срок давности. Если скрывшегося нарушителя не нашли и не вынесли постановления, по истечению срока его более не могут привлечь к ответственности.

Но в больших городах с огромным количеством камер слежения на подобный срок спрятаться очень сложно.

Назначение наказания

Если одного из участников нет, сотрудником ГИБДД выносится определение о возбуждении административного дела в отношении водителя и начале проведения расследования.

Инспекция должна принять меры, чтобы установить личность уехавшего водителя.

Автомобилист в добровольном или принудительном порядке прибывает в отделение. Здесь, на основании собранных материалов, сотрудники оформляют протокол. На разбор нарушитель имеет право привести адвоката.

О дате и месте рассмотрения дела в суде автомобилист извещается письмом или смс-сообщением, если в протоколе водитель указал контактный номер. Далее выносят постановление.

Наказание в виде ареста приводят в исполнение немедленно. При решении лишить водительского удостоверения нарушитель сдает свой документ в отделение ГИБДД в течение трех дней (но у него есть 10 дней, чтобы подать заявление на обжалование судебного решения).

Оформление ДТП без ГИБДД

Оформить аварию можно без сотрудников инспекции, т.е. по европротоколу, бланку извещения об аварии. Участники своими силами оформляют случившееся и разъезжаются, не создавая помех на дороге для других участников движения.

Условия для европротокола:

  • участников ДТП (ТС) только двое, у обоих имеется действующий полис ОСАГО;
  • отсутствие разногласий между сторонами по вопросам вины и повреждений автомобилей (если конфликт есть, придется вызывать ГИБДД);
  • размер ущерба не более 50 000 рублей (при наличии конфликта также придется вызывать сотрудников инспекции);
  • среди людей нет пострадавших, а пострадали только транспортные средства или прицепы к ним;
  • не причинен вред другому имуществу.

Участники вместе оформляют бланк европротокола, который выдается еще при оформлении страховок ОСАГО или КАСКО, затем предоставляют их в страховые компании с пакетом документов.

Насколько быстро находят сбежавших нарушителей?

Одному участнику ДТП не стоит преследовать того, кто пытается скрыться. Следует постараться запомнить приметы автомобиля — цвет, марку, модель, регистрационный номер, которые значительно облегчат сотрудникам ГИБДД процесс обнаружения виновника.

Если приметы машины зафиксирует регистратор, половину дела можно считать выполненной. База данных ГАИ без труда справится с поиском обидчика.

Также сотрудники ГИБДД опрашивают очевидцев происшедшего. Дополнительным и весомым доказательством являются материалы камер наблюдения. Безвозвратно скрыться в больших городах крайне сложно.

Неумышленное покидание

Неумышленное оставление — покидание места происшествия, если случившееся просто не было замечено.

К таким причинам относят:

  • плохую видимость при погодных условиях;
  • прослушивание громкой музыки в автомобиле, которая мешает расслышать посторонние звуки;
  • ДТП было незначительным, не сопровождалось скрежетом и другими посторонними звуками.

К сожалению, понятие «неумышленное оставление» не предусматривается законом, поэтому ответственность будет аналогичной умышленному правонарушению.

Но если доказать, что отъезд не был умышленным, или самому прибыть в отделение с повинной, есть шанс отделаться штрафом в тысячу рублей. Но правомерность деяния и свою невиновность нарушителю придется доказать в судебном порядке.

Другой способ избежать серьезной ответственности — доказать, что ДТП было незначительным и без пострадавших, а автомобилю нанесли минимальный вред. Независимая экспертиза оценит ущерб.

Если есть пострадавшие, доказать неумышленность действий практически невозможно. Смягчить приговор суда смогут своевременное оказание виновником ДТП первой медицинской помощи, своевременное раскаяние в содеянном, возвращение на место аварии (когда еще не прибыли сотрудники ГИБДД), помощь в расследовании, добровольное возмещение вреда на стадии расследования, состояние аффекта водителя, совершение нарушения беременной женщиной или женщиной с малолетним ребенком.

Полностью нарушитель избежать ответственности не сможет.

Если пострадавший погиб, водитель не может оговорить о неумышленном оставлении, так как к летальному исходу обычно приводят только серьезные аварии. Органы расценят оставление места ДТП как попытку сбежать. Этот факт способствует увеличению срока ограничения свободы.

Если Вы стали виновником аварии, самые верные действия — остаться на месте, вызвать машину скорой помощи или оказать помощь самому, вызвать сотрудников ГИБДД, а если позволяют обстоятельства случившегося, оформить ДТП по европротоколу.

Видео: Что делать, если покинул место ДТП? Как не лишиться водительских прав?

Вас заинтересует:

2 Comments

Здраствуйте хочу спросить .если человек без прав .з бил столб и ушел где прошло дтп.что ему грозит

Что будет хозяину машины который дол машину человеку без прав

Скрылся с места ДТП — наказание (правовые последствия)

Скрылся с места ДТП — наказание неминуемо. Об этом многие водители знают, но почему-то не придают этому большого значения. А напрасно, так как уезд с места ДТП может повлечь за собой достаточно серьезные правовые последствия. О том, как ответит водитель за то, что уехал с места ДТП, поговорим ниже.

Уезд с места ДТП

Если водитель уехал с места ДТП и об этом стало известно сотрудникам полиции, то в отношении него могут быть применены санкции в виде:

  • лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 1,5 лет;
  • ареста на 15 суток.

Мера ответственности за оставление места ДТП при этом определяется судом на основании составленного работниками ГИБДД протокола и зависит от тяжести аварии, характеристики водителя, наличия пострадавших и т. п.

Если скрылся с места ДТП (покинул место ДТП), что грозит?

Скрытие с места ДТП (самовольный уезд) является серьезным правонарушением. При этом важно отметить, что даже если оба водителя согласны с причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия, объемом причиненного ущерба и стоимостью восстановления, то до приезда сотрудников ГИБДД им необходимо оставаться на месте аварии. Им надлежит принять все возможные разумные меры к тому, чтобы сохранить место ДТП в том виде, в котором оно было на момент происшествия. При этом должно быть организовано объездное движение других автомобилей.

Перемещение столкнувшихся автомобилей возможно, но для этого должна быть очень веская причина — например, если объехать место аварии иным способом просто невозможно.

Однако перемещать столкнувшиеся автомобили можно только в том случае, если стороны имеют свидетелей произошедшего, которые могут предоставить полную картину случившегося, а владельцы столкнувшихся автомобилей не имеют разногласий относительно произошедших событий и причиненного ущерба. При этом обязательно составление подробной схемы дорожно-транспортного происшествия, заверенной подписями свидетелей и владельцев транспортных средств.

Также нужно помнить, что если не будут оформлены документы, то в дополнение к административной ответственности возможны проблемы с возмещением ущерба. Даже если в аварии виноват другой участник, доказать ущерб в суде и взыскать возмещение может оказаться невозможным.

Когда можно покинуть место ДТП, избежав ответственности за это?

Закон определяет несколько случаев, когда можно покинуть место дорожно-транспортного происшествия:

  1. Если в результате ДТП имеется пострадавший, которому необходима медицинская помощь, водитель имеет право покинуть место аварии с целью доставить его в медицинское учреждение. За оставление места ДТП наказание в этом случае не назначается. Но после этого водитель обязан вернуться на место аварии. Кроме того, он обязан зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, доказательства, следы и иные предметы, которые могут понадобиться для восстановления картины произошедшего, и принять меры по организации объезда места аварии.
  2. В случае если у обоих водителей (а разъехаться без ожидания сотрудников ГИБДД возможно, только если в аварии участвовало не более 2 транспортных средств) в наличии полисы ОСАГО, они не имеют разногласий по вопросам произошедшего ДТП, в аварии нет пострадавших и повреждено только имущество (чуть далее об этом будет рассказано подробнее).
  3. Уехать с места ДТП можно также для того, чтобы самостоятельно добраться до ближайшего поста ГИБДД с целью дальнейшего оформления документов. При этом водители, как и в прошлом случае, должны иметь общее мнение по поводу того, каким образом произошла авария и какие повреждения при этом получили автомобили, а также составить схему и засвидетельствовать ее правильность своими подписями. Кроме того, в данной ситуации не должно быть потерпевших. В противном случае придется действовать либо таким образом, как указано в пункте 1, либо ждать приезда сотрудников полиции и скорой помощи.

Оставление места ДТП при оформлении европротокола

Закон допускает ситуацию, когда можно оформить документы на месте и уехать с места ДТП, не дожидаясь инспектора. Эта процедура получила название европротокола. Она применяется, если участников ДТП только двое, они договорились между собой и никто из людей не пострадал. В этом случае водители обязаны заполнить бланк извещения о ДТП, предусмотренный законом об ОСАГО, — именно этот документ и называется еще европротоколом (подробнее см. Как оформить ДТП без ГИБДД? Процедура оформления ДТП по европротоколу ).

Важно сказать, что выплаты по нему ограничены: с августа 2015 г. сумма выплат составляет не более 50 тысяч рублей (только для водителей, заключивших договор ОСАГО после 2 августа 2014 г.).

Несмотря на то что закон предусматривает исключения из общего правила, лучше потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД, чтобы потом не столкнуться с проблемами серьезнее. Исключение, пожалуй, составляет только европротокол, но, с другой стороны, никто не дает гарантию, что потом вам не придется тратить время, если страховая компания решит провести экспертизу вашего авто.

Скрылся с места ДТП

Началась эта история 21 апреля сего года н.э. Ко мне зашел товарищ по работе, назовем его Николаем, и показал два постановления. Первое – за нарушение очередности проезда на перекрестке (не уступил дорогу маршрутке на главной дороге), второе – за оставление места ДТП. За первое правонарушение – штраф, за второе – лишение права управления сроком на один год.

После изучения документов я выслушал его историю.

При выезде со второстепенной дороги он не успел среагировать на непредсказуемые маневры ошарапученного водителя маршрутки. С учетом того, что новый автомобиль был приобретен всего три дня назад, стало понятно, что за такой короткий срок привыкнуть к его габаритам сложно.

Собственно, ДТП заключалось в том, что на бампере нового автомобиля образовалась потертость. Установить нанесение ущерба на видавшей виды проржавелой маршрутке, больше похожей на измятое корыто, возможности не представлялось. Ее водитель из ближайшего солнечного зарубежья никаких претензий по возмещению ущерба не выразил, и водители без тени сомнения разъехались: один спешил увезти пассажиров и зарабатывать деньги дальше, у товарища в автомобиле были жена с маленьким ребенком.

Доставив семью по адресу, Николай еще раз осмотрел новый автомобиль. Цвет автомобиля – белый, цвет грунтовки – белый. Как выяснилось, царапины на бампере до грунтовки не достали. Для очистки совести он вернулся на перекресток, но никого на нем не обнаружил и спокойно уехал по свои делам.

Получив через месяц повестку в ГАИ на какой-то осмотр автомобиля, у него и в мыслях не было, что вызов связан с данным инцидентом. Диалог с должностным лицом был примерно следующий:

– Подпиши, что было, и поехали!

Николай подписал постановление о нарушении правил проезда перекрестка и протокол за оставление места ДТП, сделав запись, что изначально претензий с обеих сторон друг к другу не было. Автомобиль инспекторы осмотреть не удосужились. Так как за второе правонарушение возможное наказание – арест, то дали повестку явиться к мировому судье через три часа.

Товарищ рассказал судье, как было дело. Что после ДТП он останавливался, что покидать место и в мыслях не было, что претензий со стороны южной республики в его адрес не поступало, и что он возвращался на место ДТП через 20 минут, но там никого не было.

Вердикт судьи: год пешком!

Вопрос Николая: можно ли что-то сделать?

Николай в данной ситуации допустил три ошибки:

1. Если водители решают разъехаться с места ДТП без обращения в органы, им следует заполнить «Извещение о ДТП», которое выдают вместе со страховым полисом. Это – броня как для пострадавшего, так и для виновника со стороны ГАИ именно с точки зрения оставления места ДТП. Заполнить бланк можно левой ногой, лежа в постели. Главное – подписи участников ДТП.

2. Судья выносит постановление по фактическим бумагам. Слова лица, привлекаемого к административной ответственности, к делу не подошьешь. Пускай ты трижды Пушкин, но изволь выразить свои мысли на бумаге. Не имеет права судья сказать: «Товарищ, садитесь и пишите ваши объяснения, иначе я вас засужу!» Аналогично судья не может сказать: «Напиши ходатайство о ведении протокола заседания, чтобы твои слова были зафиксированы на бумаге».

Итого в деле были только протоколы, постановление, справка о ДТП и все! Решение судьи было предсказуемо: без отягчающих обстоятельств, коих в деле нет, – минимальное наказание – год фитнеса.

3. «Уж сколько раз твердили миру». Если вас вызывают в ГАИ по невнятному поводу, нечего туда переться самому – посылайте адвоката. Сейчас сказать, какие именно бумаги были в деле до появления Николая в ГАИ, невозможно. С большой долей вероятности, ни полного номера автомобиля, ни точного места ДТП и т. д. в бумагах не было.

Ставлю товарищу первую задачу: съездить в суд и переснять дело. Ходатайство тут же напечатал, благо, что бланков на все случаи жизни хватает.

Из полученных фотокопий обнаруживаются удивительные подробности. В справке о ДТП указано, что у маршрутного ПАЗа повреждены бампер, фара, дверь водителя, и железяки вокруг. Составление схемы ДТП началось через 20 минут (. ) после ДТП. И т.д. и т.п.

Вечерком дома я написал жалобу. Основной упор был сделан на отсутствие в постановлении упоминания формы вины (в случае оставления места ДТП – только умысел), а также на сомнения на счет наличия ущерба – основного признака ДТП. Бампер на автомобиле по определению выполняет роль предохранителя при незначительных ДТП. На то он и бампер, чтобы предохранить автомобиль от повреждений.

Понимая, что подобное постановление просто так не отменят, просил о переквалификации на штраф.

К жалобе прилагалось три ходатайства:

  1. Очень хотелось поставить возле суда рядом автобус и легковушку и вместе с судьей посмотреть, как легковушка смяла левый бок автобуса при ударе сзади вперед слева, оставив на себе потертость на бампере, которая не дошла даже до грунтовки.
  2. Очень хотелось спросить водителя маршрутки, куда он действительно влетел после расставания с Николаем? И еще пяток занимательных вопросов.
  3. Очень хотелось спросить работника ГАИ, как он через 20 минут оказался на месте ДТП и уже начал составлять схему? И еще три вопроса викторины в формате: «Как так?»

«Встать! Суд идет!»

Стандартная процедура опроса лица, привлекаемого к административной ответственности, зачитка его прав, заполнение расписки. «Ходатайства есть?» «Ходатайствую о привлечении к участию в деле представителя». Мне как представителю зачитывают права, заполняю расписку.

Пока мы пишем, судья знакомится с ходатайствами. На начало заседания автобуса нет, водителя маршрутки нет, работника ГАИ нет. На горизонте ни один из троих свое присутствие не обозначивает.

Идем к автомобилю? Идем!

Спускаемся вниз, подходим к автомобилю, которому исполнилось два месяца после продажи. Судья смотрит, и ничего понять не может:

– Сейчас тряпочкой протру!

Николай хватает тряпку из салона и протирает бампер с правой стороны. Мы пытались сделать фотографию потертости, чтобы приложить к материалам дела, но на фотографии ничего не было видно! Никогда не забуду угрюмую фразу судьи:

– И этим вы разворотили половину автобуса.

Судья был, видимо, опытный в данных делах. Он сравнил обе фары, зазоры капота справа и слева, его прилегание к крыльям. Конечно, вопрос о возможном ремонте был, но ответ на него очевиден. Я первый и последний раз подал голос, заикнувшись, что можно провести экспертизу на предмет ремонта. Возвращаясь обратно, я видел, что судья задавал какие-то вопросы Николаю, но волнения с моей стороны не было. Предчувствие?

Вернулись в зал. Судья ушел переодеваться – в мантии по лестнице и улице ходить неудобно. Николай готовился читать свою речь – его слегка колотило. Подобная бумага обязательно должна быть, чтобы после прочтения ходатайствовать о приложении слов к делу.

Вошел судья, сел, задумался:

– Вы постановление о том, что не уступили дорогу, оспаривали?

– Нет! Признаю, нарушил…

Судья еще раз внимательно ознакомился с доводами жалобы. Слушать нас он не стал.

Решение принято. Оно – в нашу пользу, постановление о лишении на один год отменено.

Через полчасика получаем две копии: Николаю и мне. Одну копию Николаю настоятельно советую возить с собой, свою копию отдаю ему, чтобы хранил дома на всякий случай.

База данных ГАИ больше напоминает порванное в клочья решето. Информация, собираемая из иных, чем ГАИ источников, носит случайный характер. Кто его знает, дойдет ли решение суда до ГАИ или нет? Потому бумагу лучше возить с собой от греха подальше. А то нарвешься на инспектора, который сначала делает, потом думает, и будут проблемы.

Данной неприятной истории, которая закончилась благополучно, могло просто не быть. Повторюсь, что при решении разъехаться после ДТП, если претензий друг к другу нет, либо виновник оплатил ущерб на месте, необходимо заполнить «Извещение о ДТП».

История эта получила свое продолжение через четыре дня. Возле Чебаркуля я получаю скользящий удар сзади слева. Бампер поцарапан и сорван с креплений. Водитель Audi А8L очень спешит, а я, помня всю историю с Николаем, настаиваю на вызове ГАИ.

Что делать? Мой оппонент расписывается в «Извещении о ДТП» – броня от претензий ГАИ, оставляет залог, и мы расстаемся, договорившись о встрече через 1,5 часа в Челябинске. Я на всякий случай заснял все на видео. Виновник ДТП после встречи препроводил меня в солидный автосервис, где провели диагностику повреждений под руководством менеджера Ильдара. Втроем мы договорились о стоимости ремонта, и виновник оплатил ее авансом.

Через 2,5 суток я получил автомобиль в первозданном состоянии без обращения в надоевшие всем страховые компании и без боязни вызова в ГАИ из-за оставления места ДТП.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.