Нормативная денежная оценка земли

Нормативная денежная оценка земельного участка

Нормативная денежная оценка земли используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земли, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Часто землепользователь или собственник участка задаются вопросом, почему после утверждения новой нормативной оценки плата за землю выросла в несколько раз, и это на фоне развития кризисных явлений в экономике?

С привлечением наших специалистов Вы можете провести аналитическое исследование соответствия разработки нормативной денежной оценки земельного участка за пределами населённого пункта или нормативной денежной оценки населённого пункта и земельного участка в его границах требованиям нормативной базы.

Анализ выполняется в землеустроительной и юридической плоскостях, и в результате Вы получите ответы на следующие вопросы: были ли допущены ошибки, каково их влияние на формирование значения нормативной оценки, возможны ли пути к достижению адекватной платы за землю.

Ассоциация «Земельный союз Украины» предоставляет услуги на территории всей Украины. Чтобы узнать стоимость услуги и подробную информацию, звоните +38 044 384 08 66 или +38 044 384 08 68.

Разработано Компанией ШЕЛС . Создание картографических и геодезических программ, веб-сайтов и приложений

Автор идеи «Земельный союз Украины» . Полный комплекс землеустроительных работ и юридических услуг

Нормативная денежная оценка земли

С 01.01.2017 изменился порядок нормативной денежной оценки земли (№ 489 от 25.11.2016). И на сегодняшний день Госгеокадастр повально выдает справки с применением коэффициента функционального использования Кф = 2 по причине отсутствия в кадастре кода Классификации видов целевого назначения земель.

Вопрос 1: обязано ли предприятие, представляя декларацию на 2017 год, рассчитывать налог на землю на основании новой справки о денежной оценке земли (п. 286.2 НКУ)?

Вопрос 2: при внесении изменений в земельный кадастр и получении новой справки о денежной оценке предприятие должно исправить налог с 1 января или с момента получения новой справки?

Действительно, с 1 января 2017 года вступил в силу новый Порядок № 489, в приложении 1 к которому содержится злополучное примечание: если в Государственном земельном кадастре для земельного участка отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель, то коэффициент функционального использования (Кф) принимается равным 2. В старом Порядке № 18/15/21/11 такой нормы не было.

Возникает закономерный вопрос: является ли изменение подзаконного акта, определяющего процедуру проведения нормативной денежной оценки, основанием для автоматического изменения базы налогообложения земельным налогом? И почему из-за недостатков в ведении Государственного земельного кадастра должны страдать интересы налогоплательщиков?

В п. 286.1 НКУ черным по белому написано:

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

При этом согласно пп. 14.1.42 НКУ данные государственного земельного кадастра – это совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении между владельцами земли и землепользователями, подготовленных в соответствии с законом.

Статьей 15 Закона о земельном кадастре также определено, что в него включаются, в том числе, сведения о нормативной денежной оценке земельного участка. Основанием для проведения нормативной денежной оценки земель является решение органа исполнительной власти или местного самоуправления. При этом нормативная оценка земельных участков в пределах населенных пунктов проводится не реже чем один раз в 5 – 7 лет (ст. ст. 15, 18 Закона об оценке земли).

Теперь выясним, как формируются данные о нормативной оценке земельного участка в Государственном земельном кадастре. В пп. 14 п. 24 Порядка № 1051 сказано, что в него вносится, в частности:

– нормативная денежная оценка;

– дата проведения нормативной денежной оценки земель.

При этом значение нормативной денежной оценки земельного участка, которое рассчитывается при помощи программного обеспечения Государственного земельного кадастра на основании:

– сведений о земельном участке, определенных в этом пункте (в т. ч. о целевом назначении и виде использования согласно пп. 10 п. 24 Порядка № 1051);

– сведений о нормативной денежной оценке земель в пределах территории административно-территориальной единицы (согласно пп. 8 п. 22 Порядка № 1051).

Однако в Порядке № 1051 не сказано, что это происходит автоматически.

Более того, в п. 118 Порядка № 1051 сказано, что внесение в Поземельную книгу сведений (изменений к ним) о зарегистрированном земельном участке (кроме случаев, указанных в пункте 119 этого Порядка) осуществляется по заявлению собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности в соответствии с документацией, являющейся основанием для внесения соответствующих сведений (изменений к ним) (кроме случаев внесения сведений об изменении вида использования). В п. 119 Порядка № 1051 перечислены основания для внесения изменений в кадастр без заявления, но ни одно из них не подходит для нашего случая.

И действительно, как нам разъяснили в Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, формирование данных о нормативной денежной оценке с учетом всех предусмотренных Порядком № 489 коэффициентов происходит по заявлению землевладельца (землепользователя) о предоставлении Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка.

А теперь снова обратимся к НКУ, в котором сказано, что плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога за землю ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют налоговую декларацию соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка (п. 286.2 НКУ).

В случае же изменения в течение года объекта и/или базы налогообложения (а нормативная денежная оценка как раз и является базой налогообложения согласно ст. 271 НКУ) плательщик представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения (абз. 2 п. 286.4 НКУ).

Таким образом, поскольку по состоянию на 01.01.2017 г. в Государственном земельном кадастре содержались сведения о нормативной денежной оценке без учета нового Порядка № 489, то именно они (с учетом индексации с применением индекса потребительских цен 106 % за 2016 год на основании п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ) являются основанием для расчета земельного налога на 2017 год.

Если же по заявлению плательщика сформировано новое Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, и, соответственно, обновлены данные кадастра, то плательщик на основании абз. 2 п. 286.4 НКУ представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата формирования Извлечения (она указана в самом документе).

Конечно, кое-где на местах представители ГФС утверждают, что декларацию за 2017 год нужно представлять уже на основании новой оценки, для чего нужно заказать новое Извлечение (сообщение об этом даже появлялось на сайте ГУ ГФС во Львовской обл.). Однако нормативно это ничем не предусмотрено, и у плательщика, который в 2017 г. не подавал заявление о предоставлении нового извлечения, есть все формальные основания начислять земельный налог на основании имеющегося у него старого извлечения из кадастра.

4. Порядок № 1051 – Порядок ведения Государственного земельного кадастра, утвержденный постановлением Кабмина от 17.10.2012 г. № 1051.

5. Порядок № 489 – Порядок нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденный приказом Минагрополитики от 25.11.2016 г. № 489.

Проведение денежной оценки земли: разъяснение от Минюста

Минюст Украины вместе с Онлайн-домом юстиции при поддержке Международного фонда «Возрождение» в рамках проекта «Я ИМЕЮ ПРАВО!» презентовало пятый видеоролик из серии информационно-учебных роликов «Знай свое право на землю». Новый выпуск посвящен денежной оценке земельных участков.

В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной. В видеоролике особое внимание уделяется нормативной, поскольку именно к ней применяется индексация.

Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, стоимости земельных участков площадью более 50 га для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

В видеоролике наши специалисты дадут ответы на вопросы:

  • на каком основании может проводиться денежная оценка земельных участков;
  • для чего используется коэффициент индексации и каков порядок его определения;
  • в каких формах может уплачиваться арендная плата;
  • какие последствия имеет несвоевременная уплата арендной платы;
  • что является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды земли, а также для признания договора недействительным.

Минюст напоминает, что в соответствии с частью второй ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды земли (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Украины). При этом размер земельной платы должен быть не ниже 3 % стоимости земли в год.

Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов

Вступил в силу с 16.04.2006
Утвержден приказом Госкомзема, Минагрополитики, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук от 27.01.2006 г. №18/15/21/11 Зарегистрирован в Минюсте Украины 05.04.2006 г. под №388/12262

По сути. Утвержден механизм денежной оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, который используется для определения размера земельного налога, госпошлины при обмене, арендной платы за земли государственной собственности.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Земельным кодексом Украины, Законом Украины «Об оценке земель», Методикой нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 23.03.95 г. №213.

1.2. Порядок регламентирует механизм нормативной денежной оценки земельных участков сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов.

1.3. Нормативная денежная оценка земель используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков по закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

1.4. Информационной базой для нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения являются материалы государственного земельного кадастра (количественная и качественная характеристика земель, бонитировки почв, экономическая оценка земель), материалы внутрихозяйственного землеустройства, а земель населенных пунктов — их генеральные планы и проекты планировки и застройки населенных пунктов, материалы экономической оценки территории, материалы инвентаризации земель населенных пунктов, проекты застройки и деления территории населенных пунктов, местные правила застройки.

1.5. Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, на которые отсутствуют материалы экономической оценки, определяется по аналогичным агропроизводственным группам прилегающих к ним почв. На относительно худших землях, на которых не создается дифференцированный рентный доход (с нулевым или отрицательным показателем оценки), нормативная денежная оценка земель определяется величиной абсолютного рентного дохода — 1,6 ц зерна с гектара.

Нормативная денежная оценка несельскохозяйственных угодий, находящихся под дорогами, сооружениями, лесополосами, водоемами, болотами, кустарниками, оврагами и другими не пригодными для сельскохозяйственного производства земельными участками, определяется по их фактическому использованию в соответствии с Порядком нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов).

Земли под кустарниками оцениваются в размере 25 процентов от средней оценки земель под лесными насаждениями соответствующего административного района.

1.6. Нормативная денежная оценка земельных участков под производственными зданиями и сооружениями сельскохозяйственных предприятий, расположенных за пределами населенных пунктов, определяется на основании нормативной денежной оценки агропроизводственных групп прилегающих к ним почв.

Нормативная денежная оценка земельных участков под производственными зданиями и сооружениями сельскохозяйственных предприятий, расположенных за пределами населенных пунктов и используемых для осуществления экономической деятельности согласно Классификации видов экономической деятельности, определяется в соответствии с Порядком нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов).

1.7. Нормативная денежная оценка земельных участков проводится субъектами оценочной деятельности, получившими лицензии на проведение работ по землеустройству.

2. Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения

В основу определения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения (далее — земли) положен рентный доход, который создается при производстве зерновых культур и определяется по данным экономической оценки земель, проведенной в 1988 году.

В условиях инфляции рентный доход исчисляется в натуральных единицах (в центнерах зерна), который при определении денежной оценки переводится в стоимостное выражение по текущим ценам на дату оценки.

Величина нормативной денежной оценки является произведением годового рентного дохода и срока его капитализации. Срок капитализации устанавливается в 33 года.

Нормативная денежная оценка осуществляется отдельно по пахотным землям, землям под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами последовательно в Украине, Автономной Республике Крым и областях, административных районах, сельскохозяйственных предприятиях, отдельных земельных участков.

Нормативная денежная оценка пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях, созданных на базе реформированных коллективных сельскохозяйственных предприятий и других предприятий, исчисляется после уточнения границ и площадей земель.

2.1. Нормативная денежная оценка земель в Украине

2.1.1. Для определения нормативной денежной оценки земель в Украине рассчитывается дифференциальный рентный доход с пахотных земель по экономической оценке производства зерновых культур (в центнерах зерна) по формуле:

Рдн = (У х Ц — З — З х Кнр) : Ц, (1)

где Рдн — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель (в центнерах);

У — урожайность зерновых с гектара (в центнерах);

Ц — цена реализации центнера зерна в гривнях;

З — производственные затраты на гектар;

Кнр — коэффициент нормы рентабельности.

Кроме дифференциального рентного дохода (Рдн) в сельском хозяйстве, при условии использования худших земель создается абсолютный рентный доход (Ран), который прибавляется к дифференциальному рентному доходу, и таким образом исчисляется общий рентный доход (Рздн).

2.1.2. Дифференциальный рентный доход с гектара земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами рассчитывается на основе соотношений дифференциальных рентных доходов этих угодий и рентного дохода на пахотных землях по экономической оценке производства зерновых культур по формуле:

где Рдн(б)(с)(п) — дифференциальный рентный доход с гектара земель под многолетними насаждениями (б), природными сенокосными угодьями (с) и пастбищами (п) (в центнерах);

Рдн — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель (в центнерах);

Рд(б)(с)(п) — дифференциальный рентный доход с гектара земель под многолетними насаждениями (б), природными сенокосными угодьями (с) и пастбищами (п) по экономической оценке земель (в гривнях);

Рд — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель по экономической оценке производства зерновых культур (в гривнях).

2.1.3. Нормативная денежная оценка пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами определяется как произведение годового рентного дохода по экономической оценке производства зерновых культур, цены на зерно и срока его капитализации по формуле:

Гоз = Рздн х Ц х Тк, (3)

где Гоз — нормативная денежная оценка гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Украине (в гривнях);

Рздн — общий рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Украине (в центнерах);

Ц — цена центнера зерна (в гривнях);

Тк — срок капитализации рентного дохода (в годах), который устанавливается на уровне 33 лет.

2.2. Нормативная денежная оценка земель в Автономной Республике Крым, областях и административных районах

2.2.1. На основании материалов экономической оценки земель вычисляется дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Автономной Республике Крым, областях и их административных районах по формуле:

где Рдн(р) — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в регионе (Автономной Республике Крым, областях и административных районах) (в центнерах);

Рдн(У) — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Украине (У) (в центнерах);

Рд(р) — дифференциальный рентный доход по экономической оценке производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами по оценке этих угодий в регионе (Автономной Республике Крым, областях и их административных районах) (в гривнях);

Рд(У) — дифференциальный рентный доход по экономической оценке производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами по оценке этих угодий в Украине (У) (в гривнях).

В случае отсутствия экономической оценки пахотных земель под зерновыми культурами в расчетах используются показатели экономической оценки пашни в целом.

В регионах, где проведена экономическая оценка отдельно мелиорированных и немелиорированных земель, в расчетах используются сводные показатели оценки земель под зерновыми культурами в целом.

2.2.2. К дифференциальному рентному доходу Рдн (р) в Автономной Республике Крым, областях и административных районах с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами, определенному по формуле 4, прибавляется абсолютный рентный доход (постоянная величина, установленная в Украине на 1 га угодий, — 1,6 ц), который составит общий рентный доход (Рздн).

На худших землях, на которых не создается дифференциальный рентный доход (с нулевым или отрицательным показателем оценки), нормативная денежная оценка земель определяется величиной абсолютного рентного дохода — 1,6 ц зерна с гектара.

2.2.3. Нормативная денежная оценка гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в Автономной Республике Крым, областях и административных районах определяется по формуле 3.

2.3. Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий

2.3.1. Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий исчисляется по формуле 3.

2.3.2. Дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях исчисляется по формуле:

где Рдн(п) — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственном предприятии (п) (в центнерах);

Рдн(р) — дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в административном районе (р) (в центнерах);

Рд(п) — дифференциальный рентный доход по экономической оценке производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями (определяется по шкалам экономической оценки многолетних насаждений в целом в земельно-оцениваемом районе), природными сенокосными угодьями и пастбищами по оценке этих угодий в сельскохозяйственном предприятии (п) (в гривнях);

Рд(р) — дифференциальный рентный доход по экономической оценке производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами по оценке в административном районе (р) (в гривнях).

В случае отсутствия экономической оценки пахотных земель под зерновыми культурами в расчетах используются показатели экономической оценки пашни в целом.

В сельскохозяйственных предприятиях, где проведена экономическая оценка отдельно мелиорированных и немелиорированных земель в расчетах используются сводные показатели оценки земель под зерновыми культурами в целом.

2.3.3. Дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях после уточнения границ и площадей земель, переданных в коллективную собственность, исчисляется на основании экспликации агропроизводственных групп почв предприятия с помощью шкал экономической оценки земель по формуле:

где Рд (п) — дифференциальный рентный доход по экономической оценке производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами по оценке этих угодий в сельскохозяйственном предприятии (п) (в гривнях);

Рд агр — дифференциальный рентный доход по шкалам экономической оценки производства зерновых культур на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами по агропроизводственным группам почв (в гривнях);

Пагр — площадь агропроизводственных групп почв по соответствующим угодьям (в гектарах).

2.3.4. К дифференциальному рентному доходу с гектара пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами, исчисленному в сельскохозяйственных предприятиях, прибавляется абсолютный рентный доход (постоянная величина, установленная в Украине на гектар угодий, — 1,6 ц).

На худших землях, на которых не создается дифференциальный рентный доход (с нулевым или отрицательным показателем оценки), нормативная денежная оценка земель определяется величиной абсолютного рентного дохода — 1,6 ц зерна с гектара.

2.3.5. Общая нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного предприятия исчисляется исходя из денежной оценки одного гектара соответствующих угодий и их площадей в пределах его землепользования.

2.4. Нормативная денежная оценка отдельного земельного участка

Нормативная денежная оценка отдельного земельного участка (территории сельскохозяйственных угодий, которые находятся в собственности или пользовании юридических и физических лиц, в том числе земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота) на основе шкал денежной оценки агропроизводственных групп почв.

Шкалы нормативной денежной оценки агропроизводственных групп почв рассчитываются по формуле:

где Гагр — нормативная денежная оценка гектара агропроизводственной группы почв (в гривнях);

Г — нормативная денежная оценка гектара соответствующих угодий в сельскохозяйственном предприятии (в гривнях);

Багр — балл бонитета агропроизводственной группы почв;

Б — балл бонитета гектара соответствующих угодий в сельскохозяйственном предприятии.

Общая нормативная денежная оценка отдельного земельного участка определяется суммой произведений площадей агропроизводственных групп почв на их нормативные денежные оценки.

3. Нормативная денежная оценка земель населенных пунктов

3.1. В основе нормативной денежной оценки земель населенных пунктов лежит капитализация рентного дохода, получаемого в зависимости от места расположения населенного пункта в общегосударственной, региональной и местной системах производства и расселения, обустройства его территории и качества земель с учетом природно-климатических и инженерно-геологических условий, архитектурно-ландшафтной и историко-культурной ценности, экологического состояния, функционального использования земель.

3.2. Населенные пункты включают земли всех категорий по основному целевому назначению, которые находятся в их административных границах.

Нормативная денежная оценка населенных пунктов для всех категорий земель и земельных участков (за исключением сельскохозяйственных угодий) определяется по формуле 8.

3.3. Нормативная денежная оценка одного квадратного метра земельного участка населенных пунктов определяется по формуле:

где Цн — нормативная денежная оценка квадратного метра земельного участка (в гривнях);

В — расходы на освоение и обустройство территории в расчете на квадратный метр (в гривнях);

Нп — норма прибыли (6%);

Нк — норма капитализации (3%);

Кф — коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (под жилищную и общественную застройку, для промышленности, транспорта и т. п.);

Км — коэффициент, характеризующий место расположения земельного участка.

Нормативная денежная оценка земельного участка подлежит индексации в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2000 г. №783 «О проведении индексации денежной оценки земель».

3.4. Расходы на освоение и обустройство территории (В) включают восстановительную стоимость как первоначальную стоимость, которая изменяется после переоценки, инженерной подготовки главных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения (в том числе внешнее освещение), слаботочных устройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитарной очистки, зеленых насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, городского транспорта по состоянию на начало года проведения оценки.

Индексация расходов производится по индексам стоимости основных фондов в соответствии с действующим законодательством Украины. Расходы на освоение и обустройство территории определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным статистической отчетности соответствующих органов государственной статистики.

3.5. Коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка (Кф) (приложение 1, табл. 1.1), учитывает относительную прибыльность видов экономической деятельности.

Отнесение земель к категории земель по функциональному использованию осуществляется согласно Инструкции по заполнению государственной статистической отчетности по количественному учету земель (формы №№6-зем, 6а-зем, 6б-зем, 2-зем), утвержденной приказом Госкомстата Украины от 05.11.98 г. №377, зарегистрированной в Минюсте Украины 14.12.98 г. под №788/3228, в соответствии с видами экономической деятельности, указанными в справках, предоставляемых юридическим лицам органами государственной статистики.

Коэффициент функционального использования для земельных участков смешанного использования определяется как средневзвешенное (по площади) значение коэффициентов функционального использования отдельных частей земельного участка смешанного использования. Основанием для выдела частей земельного участка различного функционального использования служат исключительно утвержденные данные инвентаризации земельного участка и землеустройства.

3.6. Коэффициент, характеризующий местоположение земельного участка (Км), обусловливается тремя группами рентообразующих факторов регионального, зонального и локального характера и исчисляется по формуле:

Км = Км1 х Км2 х Км3, (9)

где Км1 — региональный коэффициент, характеризующий зависимость рентного дохода от местоположения населенного пункта в общегосударственной, региональной и местной системах производства и расселения;

Км2 — зональный коэффициент, характеризующий градостроительную ценность территории в пределах населенного пункта (экономико-планировочной зоны);

Км3 — локальный коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка в пределах экономико-планировочной зоны.

Исходными данными для исчисления Км являются генеральные планы и проекты планировки и застройки населенных пунктов, планы их земельно-хозяйственного устройства, материалы экономической оценки их территорий.

Значения коэффициентов устанавливаются по результатам пофакторных оценок каждой группы с учетом удельного веса рентообразующих факторов в формировании общего рентного дохода в пределах населенного пункта и его экономико-планировочных зон.

Нормативная денежная оценка земель населенных пунктов выполняется в последовательности в соответствии с пунктами 3.6 — 3.9.

3.7. Средняя стоимость одного квадратного метра земель населенного пункта в зависимости от региональных факторов места расположения (Цнм) определяется по формуле:

Новый порядок нормативной денежной оценки земель населенных пунктов: скрытая угроза

10 февраля, 2017 Информационные письма

Приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 489 от 25.11.2016 г. был утвержден новый «Порядок нормативной денежной оценки земель населенных пунктов». С 1 января 2017 года новый порядок оценки вступил в силу и начал активно применяться.

Важным нововведением порядка оценки земель является унификация категорий «функционального использования» (по которым определяют ключевой коэффициент в расчете нормативной денежной оценки (далее – «НДО») земельного участка) с видами целевого назначения и категориями земель согласно Земельному кодексу. В результате этого была отменена категория функционального использования «земли коммерческого назначения» (с максимальным коэффициентом 2.5). Ранее к этой категории, кроме земель торговли и финансовых услуг, автоматически относили участки с недвижимостью, сдаваемой в аренду. Более того, к землям коммерческого назначения могли причислить почти любой земельный участок, который использовался компанией «с целью получения прибыли».

Теперь сетка коэффициентов функционального использования привязана к Классификации видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам № 548 от 23.07.2010 г. Максимальный коэффициент функционального использования 2.5 предусмотрен только для земель с отдельными видами целевого назначения, а именно: для строительства и обслуживания зданий торговли, туристической инфраструктуры и заведений общественного питания, зданий кредитно-финансовых учреждений, зданий рыночной инфраструктуры, зданий учреждений бытового обслуживания. Для всех других видов целевого назначения применяются существенно более низкие коэффициенты. Например, для большинства видов земель промышленности это 1.2, для земель транспорта – 1.0, для земель рекреационного назначения – 0.5.

Скрытая угроза нового порядка касается земель, информация о которых не была внесена в сведения Государственного земельного кадастра, и земель, по которым в сведениях Государственного земельного кадастра по земельному участку отсутствует код Классификации видов целевого назначения земель (2010 год). Для таких земель при расчете НДО применяется коэффициент функционального использования (Кф) 2.0. Для большинства видов земель, кроме тех, которые ранее учитывались с коэффициентом 2.5, этот коэффициент существенно выше того, что соответствует целевому назначению участка.

Насколько нам известно, с нового года налоговые органы особенно настаивают на получении новых выдержек из НДО земельных участков. Для того, чтобы избежать «сюрприза» в виде применения коэффициента 2.0, необходимо заранее проверить полноту информации о земельном участке в сведениях Государственного земельного кадастра, и в случае необходимости дополнить информацию в кадастре о земельном участке.

Если компания ранее получала извлечение из Государственного земельного кадастра, то нужно обратить внимание на поле «целевое назначение» на первой странице извлечения – оно должно содержать цифровой код в формате ХХ.ХХ, а формулировка целевого назначения должна совпадать с предусмотренной Классификацией видов целевого назначения земель 2010 года. Отсутствие любого цифрового кода или наличие кода в другом формате (например, Х.Х или Х.ХХ.Х, что характерно для Украинского классификатора целевого использования земли 1998 года) – означает высокий риск применения коэффициента 2.0 при получении новой выдержки из НДО.

Если извлечение из Государственного земельного кадастра не получали или получали давно, то стоит проверить информацию о земельном участке на публичной кадастровой карте. Если поиск земельного участка по кадастровому номеру не дает никаких результатов, или если в информации о земельном участке не указан код целевого назначения в формате классификации 2010 года, то это также означает высокий риск применения коэффициента 2.0.

В указанных случаях до получения новой НДО земельного участка рекомендуется дополнить сведения Государственного земельного кадастра о земельном участке. Для этого нужно обратиться в местные органы Госгеокадастра, которые определят код целевого назначения по новому классификатору. Обычно от заявителя требуется предоставить копию существующей землеустроительной документации.

Также обращаем внимание, что существуют основания обжаловать извлечение по НДО, выданную на основании нового порядка. Пока еще не существует новых технических документаций с НДО земель населенных пунктов, которые были бы утверждены на основании нового порядка. Актуальные решения местных советов об утверждении НДО земель принимались еще по старому порядку оценки 2006 года. Законодательством предусмотрена периодичность обновления таких решений – раз в 5-7 лет. Однако новые извлечения уже сегодня выдают с «гибридным» применением нового порядка оценки: к базовым показателям, предусмотренных технической документацией, составленной по старому порядку оценки, применяются новые коэффициенты по новому порядку. Практика выдачи извлечений НДО с применением нового порядка 2016 года еще более сомнительна ввиду того, что параллельно не был отменен и сохраняет силу старый порядок НДО от 2006 года.

Более того, применение нового порядка оценки земель нарушает принцип стабильности налогового законодательства, согласно которому изменения в любые элементы налогов и сборов могут вноситься не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Измененные подходы к определению коэффициентов функционального назначения, которые прямо вливают на размер НДО земельного участка, что является базой налогообложения земельным налогом, начали применяться чуть больше чем через месяц после утверждения нового порядка оценки, а значит, принцип стабильности налогового законодательства не был соблюден.

Дополнительно следует отметить, что НДО земель сельскохозяйственного назначения (даже тех, что расположены в пределах населенного пункта) новым порядком НДО земель населенных пунктов не регулируется. Для сельскохозяйственных земель с 28.02.2017 г. вводиться в действие новая «Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины № 813 от 16.11.2016 г. Методика не предусматривает применения коэффициентов функционального назначения, вместо этого нормативная денежная оценка будет определяться на базе нормативов капитализированного рентного дохода на землях сельскохозяйственного назначения. Сетка новых нормативов дифференцирована в зависимости от вида сельскохозяйственных угодий и природно-сельскохозяйственного района в пределах области.

* 17.02.2017 г. вступил в силу приказ от 30.12.2016 г. № 592/341/428 «О признании утратившим силу приказа Госкомзема Украины, Минагрополитики Украины, Минстройархитектуры Украины, Украинской академии аграрных наук от 27.01.2006 г. № 18/15/21/11». Таким образом, старый порядок оценки от 2006 года, который оставался действующим параллельно с новым порядком оценки 2016 года, был все же отменен.

Интересным является то, что отменённый межминистерский приказ утверждал также порядок НДО земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому, НДО земель сельскохозяйственного назначения теперь регулируется исключительно на уровне методики, утвержденной Кабинетом Министров Украины. До 28.02.2017 г. касательно сельскохозяйственных земель еще действуют положения старой Методики НДО земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (Постановление КМУ № 213 от 23.03.1995 г.), а уже с этой даты вступает в силу новая Методика НДО земель сельскохозяйственного назначения (Постановление КМУ № 831 от 16.11.2016 г.).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

По этим и и другим вопросам нормативно денежной оценки земли состоялся семинар 23 февраля 2017 года . Ознакомиться с деталями семинара можно по ссылке.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты 26 сентября, 2018 306

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на земельный участок – при условии наличия данных в Государственном земельном кадастре 29 января, 2018 3886

Касательно положений проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (№ 7000 от 15.09.2017 г.) относительно нормативной денежной оценки земель (обновлено 26.01.2018 г.) 16 ноября, 2017 11992

Изменения Классификации видов целевого назначения земель (КВЦНЗ) и их значение в контексте земельного и налогового законодательства 20 октября, 2017 3281

Исправить оценку 18 октября, 2017 725

Нормативная денежная оценка земли – на стыке земельного и налогового права 10 июля, 2017 3754

[Незаконные] внушительные размеры платы за землю не по Налоговому кодексу 07 июля, 2017 1180

Изменение разрешительных процедур в строительстве 13 июня, 2017 1157

Как выжить в условиях применения новой нормативной денежной оценки земли в 2017 году? (означает радикально больший или меньший земельный налог или арендную плату) 04 апреля, 2017 990

Презентация «Нормативная денежная оценка земель в 2017 году» 06 марта, 2017 578

Относиться ли в состав расходов уценка земельных участков? 08 ноября, 2016 959

В поисках справедливости. Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности 22 сентября, 2016 2020

Прокомментировать Отменить ответ

Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь пожалуйста