Новый коап рф законопроект

Кодекс РФ об административных правонарушениях:
когда и что нас ждет с новым КоАП?

Проект новой редакции КоАП РФ (1,6 тысячи страниц текста) внесен в Госдуму в декабре 2015 года. Необходимость принятия нового КоАП объясняют тем, что за последние годы возникли новые правовые институты. Когда и что нас ждет с новым Кодексом об административных правонарушениях?

Рассмотрение проекта КоАП отложено до следующего созыва ГД

Рассматривать проект новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях в первом чтении будет Госдума нового, седьмого созыва. К такому решению пришла рабочая группа по тексту нового кодекса. Об этом сообщил во вторник, 29 марта, соавтор проекта и руководитель группы Владимир Плигин. По словам депутата, работа над документом продолжится и будет готова ко второму чтению приблизительно в мае. При этом принимать документ во всех трех чтениях будет Госдума седьмого созыва, выборы которой пройдут 18 сентября 2016 года. От идеи принять проект хотя бы в первом чтении в ближайшее время авторы кодекса отказались.

16МАР

Официальный отзыв Правительства на проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Со времени принятия в 2001 году Кодекс РФ об административных правонарушениях, являясь комплексным законом, кодифицирующим охранительные нормы различных отраслей российского законодательства, многократно подвергался изменениям и дополнениям. Законопроект представляет собой текст нового КоАП РФ.
Правительство Российской Федерации рассмотрело представленный проект федерального закона
Идея авторов законопроекта о необходимости разработки нового КоАП в целях обеспечения единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности, заслуживает внимания.
Концептуально Правительство РФ поддержало законопроект и направило в ГД замечания на него.

Власти рекомендовали разработчикам документа обратить внимание и на то, что, согласно статьям 3.2 и 4.7 законопроекта, административные правонарушения делятся на грубые, значительные и менее значительные в зависимости от вида и размера наказания. Однако в кабмине считают, что определить категорию некоторых административных правонарушений, закрепленных в Особенной части законопроекта, не представляется возможным.
Отмечены и другие неточности новой редакции КоАП, в общей сложности замечания заняли 20 листов.

Текст отзыва и замечания к проекту федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» размещены на сайте Правительства РФ

Риски новой версии КоАП

В Госдуме готовятся рассмотреть в первом чтении новый проект Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и назвали плюсы и минусы новой версии закона. Принимать его необходимо, однако его реализация не должна лечь непосильным бременем на федеральный бюджет.
Председатель ГД РФ Сергей Нарышкин напомнил, что действующей редакции КоАП в этом году исполнится 15 лет, и за «полтора десятилетия были приняты сотни законов с поправками, которые практически не оставили живого места от первоначального текста». Нужно вернуть отрасли административного права «и логику, и гармоничность».
Зампред Верховного суда РФ Татьяна Петрова перечислила основные новеллы нового проекта. По ее словам, впервые определены принципы административной ответственности, которые обеспечивают единство толкования закона. Наконец-то будет раскрыто понятие должностного лица, а также определена административная ответственность индивидуальных предпринимателей. Важным она назвала и определение обстоятельств, исключающих вину привлекаемого к ответственности лица. Новый подход закреплен и к сроку давности по правонарушениям.
И Верховный суд, и кабмин решили «концептуально» поддержать новый КоАП. Но замечаний к нему немало.
Примеры роста расходов привел замглавы МВД России Игорь Зубов. Он предсказал, что ведомству потребуются крупные финансовые средства для реализации новых функций. В частности, законопроект содержит нормы, которые «предполагают существенное увеличение административной ответственности в виде административного ареста», сказал замминистра. «Если мы принимаем данную норму, нам потребуется еще 3 млрд рублей как минимум», — заключил замглавы МВД. Затратной он назвал и новеллу об обязательном участии в процессе должностных лиц — представителей органа, от имени которого было возбуждено дело. «Для обеспечения присутствия сотрудников МВД в судах потребуется увеличить нашу штатную численность не менее чем на 7,6 тысячи единиц, а также выделить дополнительное ежегодное финансирование в размере порядка 4 млрд рублей», — предупредил Зубов.

Российская газета — Федеральный выпуск №6913 (45)

Новый КоАП РФ: каким он может быть

Изменения в КоАП РФ вносятся часто, случается, что по несколько раз в месяц. Всего за прошедшие с его вступления в силу 12,5 лет 1 в текст документа было внесено более 2,5 тыс. изменений. Депутаты Госдумы посчитали, что из-за этого многие нормы кодекса стали сложными для восприятия и предложили разработать и принять новый КоАП РФ. Проект Общей части кодекса 2 (далее – Законопроект), один из авторов которого – председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 20 января. В документе содержится много интересных предложений – от изменения понятия «административное правонарушение» до введения новых видов наказаний. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В Законопроекте даны определения таких видов правонарушений, как длящееся, продолжаемое, неоднократное, повторное, малозначительное, а также однородные правонарушения, и указано, какие деяния под ними понимаются. В действующем КоАП РФ некоторые из этих понятий уже встречаются – например, при малозначительности правонарушения предусмотрена возможность освобождения от наказания (ст. 2.9 КоАП РФ), для длящегося правонарушения установлены специальные сроки привлечения к ответственности (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ) – однако определения им не даны.

Предполагается корректировка и самого понятия административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) – за счет включения в него такой характеристики, как причинение вреда общественным интересам. Также в зависимости от характера деяния предлагается подразделить правонарушения на три категории:

  • грубые – влекут или могут повлечь существенные вредные последствия;
  • значительные – причиняют значительный вред охраняемым общественным отношениям;
  • менее значительные – не причиняют значительного вреда.

Для каждой категории предусматриваются различные суммы штрафов (см. таблицу).

Таблица. Размеры штрафов за различные виды административных правонарушений согласно Законопроекту

10 тыс. – 1 млн руб.

Минимальную же сумму штрафа предлагается увеличить с нынешних 100 руб. (ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ) до 500 руб. Напомним, что такой размер штрафа в настоящее время является минимальным за правонарушения в области дорожного движения .

Помимо этого, Законопроектом устанавливаются лимиты штрафов, выраженных не в рублях (п. 1-9 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Так, например, штраф, исчисляемый исходя из суммы, кратной размеру ставки рефинансирования Банка России, не может превышать 1/150 ее часть за каждый день просрочки зачисления денежных средств. Размер штрафа, исчисляемого из суммы выручки правонарушителя от реализации товара, не должен превышать 1/25 суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, в котором было совершено административное правонарушение.

Новые виды наказаний

Перечень видов административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ) может стать более разнообразным. Предлагается включить в него следующие меры.

Лишение лицензии на осуществление определенной деятельности. Предполагается, что лицензия может быть ликвидирована за однократное грубое или систематическое нарушение порядка осуществления разрешенного ею вида деятельности.

Исправительные работы на срок от 15 дней до двух месяцев. Назначать их предлагается только за грубые правонарушения. Суть наказания – в удержании от 5% до 20% дохода правонарушителя по месту основной работы при условии, что эта сумма – не менее минимального размера штрафа за значительное административное правонарушение.

Запрет на посещение публичных мероприятий, определенных общественных мест и на пользование услугами авиаперевозчиков. Эта мера аналогична введенному с 20 января прошлого года запрету на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (п. 11 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Запрет на посещение публичных мероприятий предполагается устанавливать за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, и заключаться он будет во временном отказе в допуске к участию гражданина в этих мероприятиях (на единоличное пикетирование такой запрет распространяться не будет). Запрещать посещение общественных мест предлагается за распитие алкогольных напитков или потребление наркотиков в этих местах либо появление в них в состоянии опьянения, а также за мелкое хулиганство. Запрет на пользование услугами авиаперевозчиков предполагается применять к так называемым авиадебоширам, то есть к тем, кто нарушает правила поведения на борту самолета.

Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Это, бесспорно, самое серьезное наказание предполагается назначать за ведение деятельности без надлежащего лицензии или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации (СРО) либо необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО. В проекте Особенной части планируется определить случаи, когда это наказание будет применяться за грубые, неоднократные или повторные правонарушения. При этом обязательное условие его назначения – невозможность достичь целей наказания менее строгим его видом.

Раcширение перечней смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств

В Законопроекте закреплено больше смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, чем в действующем кодексе (ст. 4.2 и ст. 4.3 КоАП РФ соответственно). Так, помимо уже существующих, к смягчающим обстоятельствам предлагается отнести:

  • неисполнение лицом, совершившим правонарушение, принятого им незаконного правового акта либо заключенного незаконного соглашения;
  • участие в соглашении или в совершении согласованных действий лицом, которое не является организатором этих соглашений либо согласованных действий;
  • совершение деяния одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости правонарушителя от иных лиц.

Отягчающими обстоятельствами могут стать принуждение правонарушителем иных лиц к совершению деяния, совершение правонарушения длительностью более года и причинение ущерба в размере более 1 млн руб. или получение в результате совершения правонарушения более 5 млн руб. дохода.

Важно, что возраст привлечения к административной ответственности предлагается снизить до 14 лет для исключительных случаев. Какие это случаи, будет определено, вероятно, в проекте Особенной части кодекса. В настоящее время, напомним, административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Введение формул для расчета размера штрафов

Еще одно интересное нововведение, предлагаемое Законопроектом, – формулы для расчета штрафов. Так, размер штрафа за грубое правонарушение без отягчающих и смягчающих обстоятельств будет вычисляться по следующей формуле:

где Ршг – размер штрафа за грубое правонарушение, Рmin – минимальный размер штрафа, предусмотренного за совершение данного деяния, Рmax – максимальный размер штрафа за его совершение.

В случае если правонарушитель предотвратил вредные последствия правонарушения или добровольно возместил причиненный им ущерб, предлагается назначать ему минимальный штраф, предусмотренный за совершение данного деяния. При наличии других смягчающих обстоятельств размер штрафа планируется уменьшать на 1/8 разности максимального и минимального размера штрафов за данное правонарушение за каждое такое обстоятельство. За каждое отягчающее обстоятельство, наоборот, на столько же увеличивать.

По мнению руководителя группы «Административно-правовая защита бизнеса» юридической компании «Пепеляев Групп» Елены Овчаровой, такой подход позволит обеспечить соразмерность применяемой санкции совершенному правонарушению и недопущение произвола при назначении наказания, что особенно актуально при рассмотрении дел о грубых правонарушениях, за которые в КоАП РФ предусмотрены самые строгие санкции.

При этом Законопроект устанавливает возможность рассрочки уплаты штрафа на срок до трех лет и отсрочки его единовременной выплаты до года. Согласно действующему кодексу уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

И еще несколько новшеств

Следующее интересное нововведение, предлагаемое Законопроектом, – освобождение лица, впервые совершившего административное правонарушение, от уплаты штрафа в связи с нецелесообразностью исполнения этого вида наказания. Речь идет о двух случаях:

  • когда уплата штрафа может привести к невозможности исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности, или возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Вероятно, речь идет о штрафах за такие правонарушения, как, например, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Основная причина этих нарушений – отсутствие необходимых денежных средств, поэтому назначение штрафа поставит правонарушителя в еще более тяжелое положение;
  • если исполнение такого наказания может причинить больший вред общественным отношениям, чем само правонарушение. Можно предположить, что имеется в виду ситуация, когда уплата штрафа может привести, к примеру, к закрытию социально значимого учреждения.

Также в Законопроекте нашла закрепление действующая норма о возможности назначения в исключительных случаях юридическому лицу штрафа размером ниже минимального его предела, предусмотренного за конкретное правонарушение 3 . При этом наказание за грубое правонарушение уменьшаться не будет. Однако в документе ничего не сказано о том, насколько сильно можно снижать штрафы, тогда как в настоящее время установлено, что размер уменьшенного штрафа должен составлять не менее половины минимального наказания, предусмотренного конкретной статьей (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ), и снижать можно только штрафы размером не менее 100 тыс. руб. (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Кроме того, Законопроектом предполагается увеличение общего срока привлечения к административной ответственности (периода времени со дня совершения правонарушения, в течение которого может быть вынесено постановление по делу) до одного года. Сегодня он составляет два месяца, а в случае, когда дело об административном правонарушении рассматривается судьей, – три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Предлагается изменить и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административной ответственности. Так, согласно документу, этот срок составит год со дня окончания исполнения постановления по делу о менее значительном административном правонарушении, два года, если правонарушение значительное, и три года, если грубое. В настоящее время такой срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Елена Овчарова, руководитель группы «Административно-правовая защита бизнеса» юридической компании «Пепеляев Групп»:

«Действующий КоАП РФ не соответствует современному уровню развития института административной ответственности и напоминает на данном этапе, скорее, лоскутное одеяло из ведомственных и региональных интересов. Это выхолащивает институциональный подход к правовому регулированию административной ответственности, которое должно быть основано на базовых принципах административной ответственности. Этим принципам в новом кодексе должна быть посвящена отдельная глава Общей части с учетом того, что нормам-принципам не могут противоречить нормы–правила поведения. Только такой подход поможет избежать необоснованных поправок, которые постоянно вносятся в кодекс».

***
Дата рассмотрения Законопроекта в первом чтении пока не известна, однако на официальном сайте Госдумы указано, что он включен в примерную программу рассмотрения законопроектов на март текущего года. Также неизвестно пока и то, будут ли ждать депутаты подготовки и внесения проекта Особенной части кодекса или же две части будут приниматься как самостоятельные документы.

Проект нового Кодекса РФ об административных нарушениях

В Госдуму внесен проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях

В проекте Кодекса нашли отражение в том числе:

общие положения законодательства об административных правонарушениях;

правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

принципы административной ответственности;

перечень видов административного наказания и правила его назначения, перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;

правила производства по делам об административных правонарушениях.

В перечень видов административного наказания дополнительно включаются административный запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Устанавливается упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы за счет удержаний из заработной платы, стипендии, пенсии и иных периодических платежей, выплачиваемых физическому лицу, привлеченному к административной ответственности. В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа разработчиками предусмотрено дополнение Кодекса такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как обеспечительный арест имущества.

Также предлагается ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции. Для этого предусматриваются следующие механизмы, в том числе:

освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;

освобождение от ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещение вреда пострадавшим и др.

30 октября 2015 года по инициативе депутата А.А. Агеева в Госдуму был также внесен проект Федерального закона N 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности».

Где еще недозакрутили депутаты.

Список скандальных законов, из-за поспешной штамповки которых Госдуму в прошлом году прозвали взбесившимся принтером, хорошо известен. Между тем сомнительных инициатив могло быть гораздо больше. Ведь, уловив новый тренд, депутаты разных уровней завалили Думу десятками законопроектов с предложениями что-нибудь запретить, ужесточить или на худой конец ограничить. Но к ним думское большинство пока относится с куда меньшим энтузиазмом. Openspace отобрал семь наиболее интересных запретительных инициатив, внесенных в Госдуму в течение одной лишь осенней сессии 2012 года.

Законопроект: «О внесении изменений в статьи 213 и 282 Уголовного кодекса РФ и в статью 5.26 Кодекса об административных правонарушениях»

Автор: Алексей Журавлев («Единая Россия»)

Суть: В КоАП вводится новый пункт «Святотатство». Таковым предложено считать «неуважительное отношение к религиозным чувствам граждан, высказанное путем оскорбления их религиозных взглядов или осквернения почитаемых ими мест, культовых сооружений, предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». Наказание — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 40 часов.

Статус: предварительное рассмотрение

Законопроект: «О внесении изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»»

Авторы: Евгений Федоров, Антон Романов, Магомет Селимханов (все — «Единая Россия»)

Суть: Все средства массовой информации, получающие свыше 50% доходов из иностранных источников и «участвующие в освещении политической деятельности, осуществляемой на территории РФ», признаются иностранными агентами. Они должны регистрироваться в специальном реестре, отчитываться перед властями в расходовании зарубежных средств и помечать свою продукцию логотипом «иностранный агент».

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении

Законопроект: «О мегаполисах»

Авторы: Михаил Дегтярев (ЛДПР), Роберт Шлегель («Единая Россия»)

Суть: Всем городам с численностью населения более 1 млн человек придается статус мегаполиса. Местное самоуправление на этих территориях осуществляется только на уровне внутригородских районов (как в Москве и Санкт-Петербурге), а вместо избранных мэров мегаполисами руководят чиновники, назначенные по решению глав соответствующих регионов.

Статус: проект возвращен авторам «в связи с несоблюдением требований части третьей статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствует заключение Правительства РФ)»

Законопроект: «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»»

Авторы: Игорь Лебедев, Ярослав Нилов (ЛДПР)

Суть: Вся торговля алкогольной продукцией и табачными изделиями должна осуществляться исключительно в стационарных специализированных магазинах.

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении

Законопроект: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу запрета продажи табачных изделий несовершеннолетним»

Автор: Законодательное собрание Санкт-Петербурга

Суть: Продавцам табачных изделий разрешается требовать с покупателей документ, подтверждающий достижение ими 18-летнего возраста. Кроме того, устанавливается ответственность руководителей магазина за несоблюдение их подчиненными запрета на продажу табака несовершеннолетним: штраф от 20 до 40 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от полугода до года.

Статус: предварительное рассмотрение

Законопроект: «О внесении изменения в статью 12.36.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях»

Автор: Законодательное собрание Новосибирской области

Суть: Штрафы за разговор по мобильному телефону за рулем без использования гарнитуры hands-free повышаются с 300 до 3 тыс. руб. За повторное нарушение водитель наказывается штрафом в 5 тыс. руб. или лишением водительских прав на срок от одного до трех месяцев.

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении

Законопроект: «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части ограничения посещения спортивно-массовых мероприятий отдельными лицами»

Авторы: Игорь Лебедев, Ярослав Нилов (ЛДПР)

Суть: Нарушение общественного порядка во время спортивно-массовых мероприятий наказывается обязательными работами на срок от 100 до 200 часов. Причем к таким работам нарушители привлекаются «во время проведения соответствующих спортивно-массовых мероприятий». То есть, скажем, футбольные и хоккейные фанаты должны отбывать назначенное им наказание именно в те часы, когда их команда проводит очередной матч.

Статус: готовится к рассмотрению в первом чтении

Готовится новая редакция КоАП РФ

В Государственной думе продолжается обсуждение в первом чтении введение нового Кодекса об Административных правонарушениях. Законопроект № 957581-6 был внесен 18 декабря 2015 года. Это полностью измененный документ регламентирующий административное производство. Новый КоАП РФ содержит 51 главу и более 1500 страниц текста.

Пояснительная записка к новому Кодексу об Административных правонарушениях

Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сохраняет и развивает традиционные для отечественного законодательства подходы к правовому регулированию отношений, составляющих институт административной ответственности.

Необходимость принятия нового Кодекса обусловлена в первую очередь происшедшими после 1 июля 2002 года (дата введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года) изменениями в организации общественной жизни и деятельности государства, изменениями в экономике.
Эти изменения повлияли и на правовую систему: возникли новые правовые институты, менялся облик целых отраслей российского права – например, появились институты государственных закупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля (надзора).

Разработчики проекта нового Кодекса стремились к тому, чтобы отразить в его тексте изменившееся состояние системы общественных отношений, правовой системы, судебной и иной правоприменительной практики, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изменений в законодательстве, в организации органов государственной власти, в системе федеративных отношений.

При подготовке полного текста проекта Кодекса использованы наработки ранее внесенной группой депутатов Государственной Думы Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (законопроект № 703192-6), а также результаты обсуждения указанного законопроекта на самых разнообразных площадках, включая круглый стол в Государственной Думе, проведенный Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству.

В проекте осуществлена полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях в Кодексе, при этом проект предусматривает также кодификацию законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одной из основных задач проекта стало обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности.

В проекте Кодекса объединены нормы, устанавливающие:

  • общие положения законодательства об административных правонарушениях;
  • правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принципы административной ответственности;
  • перечень видов административного наказания и правила назначения административного наказания;
  • перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;
  • административную ответственность за нарушение федерального законодательства;
  • правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, включая правила применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечни органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, правила рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также правила исполнения административных наказаний.

При этом особое внимание уделено вопросам подсудности дел об административных правонарушениях и правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. В частности, обособлена процедура судебного рассмотрения дел и жалоб. При этом рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами будет осуществляться по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в проекте оформлена со всеми специфическими чертами, включая вынесение судебных решений именем Российской Федерации, специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях.

Среди принципиальных новелл проекта следует отметить также выделение категорий грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений.

Для каждой из названных категорий административных правонарушений установлены особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории.
Перечень видов административного наказания расширен за счет включения в него исправительных работ, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Такое расширение перечня видов административного наказания позволит повысить точность и эффективность реагирования государства на конкретные противоправные деяния.

Особенная часть проекта нового Кодекса, устанавливающая административную ответственность за конкретные административные правонарушения, состоит из 32 глав (в действующей редакции содержится 17 глав). Однако значительное увеличение числа глав Особенной части не означает, что в Кодексе стало почти в два раза больше составов административных правонарушений. Увеличение числа глав в первую очередь обусловлено тем, что некоторые наиболее крупные главы разделены на части.

Так, нормы, содержащиеся в главе 5 действующего Кодекса, в проекте объединены в 3 главах, устанавливающих административную ответственность соответственно за:

  • административные правонарушения, посягающие на основные права и свободы граждан (глава 7);
  • административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме (глава 8);
  • административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, права в области социального обеспечения и права социальной защиты граждан, а также на права инвалидов (глава 9).

Из главы 15 действующего Кодекса в проекте выделены две самостоятельные главы, посвященные соответственно административным правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, а также страховых взносов (глава 29), а также административным правонарушениям в области финансового рынка (глава 30).

В ряде случаев объединены в рамках одной главы нормы, предусматривающие административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на один и тот же родовой объект.

Так, выделены самостоятельные главы об административных правонарушениях посягающих:

  • на семью и права несовершеннолетних (глава 10);
  • на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций и политических партий (глава 11);
  • на объекты исторического и культурного наследия (глава 14)
  • административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилых домов (глава 16);
  • административные правонарушения в области технического регулирования (глава 24);
  • административные правонарушения в области торговли, а также административные правонарушения, посягающие на права потребителей (глава 25);
  • административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей (глава 26);
  • административные правонарушения, посягающие на конкуренцию (глава 27);
  • административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также государственного оборонного заказа (глава 28);
  • административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (глава 34);
  • административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 36);
  • административные правонарушения в области воинской обязанности, военно-транспортной обязанности и гражданской обороны (глава 38).

В большинстве из указанных глав сохранена преемственность по отношению к действующему Кодексу. В то же время, в главах 14, 16, 30, 38 проекта имеются значительные новеллы.

При этом авторы взвешенно подходили к установлению санкций.

В целом в проекте сохраняются тенденции к расширению круга урегулированных различными федеральными законами общественных отношений, а также к более детальному и точному определению составов административных правонарушений.

Еще одна задача проекта Кодекса – повышение эффективности института административной ответственности.
Так, в проекте усилена принудительная составляющая процедуры исполнения административного наказания, включая расширение перечня применяемых мер, направленных на исполнение административного наказания, а также усиление ответственности за уклонение от исполнения административного наказания.

Вместе с тем, наряду с традиционным способом принудительного исполнения постановления о назначении административного штрафа предложен упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы (до десяти тысяч рублей) путем направления для удержания по месту работы, получения периодических платежей (из заработной платы, стипендии, пенсии и пр.).

В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа Кодекс впервые дополнен такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении как обеспечительный арест имущества. Данное нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания, которое производится судебными приставами-исполнителями в рамках принудительного погашения суммы административного штрафа.
Одновременно Кодекс предусматривает ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции.

Для этого в проекте Кодекса предусмотрен целый ряд механизмов, включая, в частности:

  • освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее не привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;
  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещения вреда потерпевшим;
  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения в области конкуренции лица, исполнившего предписание федерального антимонопольного органа о перечислении в доход государства незаконного дохода от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции;
  • уменьшение размера административного штрафа в случае его добровольной уплаты — проект предоставляет «преференцию» лицу, привлеченному к административной ответственности за значительное или менее значительное административное правонарушение, в виде возможности уплатить не полную сумму назначенного штрафа, а ее половину, в случае если такую уплату штрафа он произведет в сокращенный (20-дневный) срок.

Представляется, что эти и другие подобные меры придадут институту административной ответственности необходимую для эффективной защиты общественных отношений гибкость, а также снизят количество случаев уклонения от участия в производстве по делам об административных правонарушениях и от исполнения административного наказания.
В ходе подготовки к внесению в Государственную Думу проект Кодекса был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Текст проекта и его основные положения широко освещались в средствах массовой информации.

Состоялось публичное обсуждение проекта, в том числе на заседании Ученого совета Института государства и права РАН, секции «Публичное право» Ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, на площадке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите предпринимателей.

По результатам изучения поступивших отзывов и предложений в текст проекта Кодекса было внесено свыше 100 изменений, в том числе направленных на:

  • уточнение содержания ряда ключевых для проекта понятий, в том числе понятия административного правонарушения, а также категорий административных правонарушений;
  • гармонизация санкций норм Особенной части проекта, в том числе расширение сферы применения административного наказания в виде предупреждения и установления более взвешенных санкций в виде административного штрафа;
  • уточнение подведомственности и подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях арбитражным судам;
  • уточнение порядка производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в части определения процессуального положения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите предпринимателей, а также уточнения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.

Принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит обеспечить более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, большую прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения, что в конечном итоге должно положительно сказаться на уровне защиты прав граждан и на деловом климате в стране.

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.