Новый план счетов для бюджетных учреждений в 2018 году

Внесены изменения в Единый план счетов и План счетов бюджетного учета

Минфин России передал на регистрацию в Минюст России приказы о внесении изменений в Инструкции № 157н и № 162н. Поправки обусловлены вступлением в силу первых пяти федеральных стандартов бухучета в госсекторе. Обратите внимание на следующие новшества (приказ Минфина России от 31 марта 2018 г. № 64н и приказ Минфина России от 31 марта 2018 г. № 65н (размещены на сайте Минфина России)).

Об особенностях учета у арендатора по стандарту «Аренда» (для госсектора) узнайте из одноименного материала в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

  1. Счет 101 07 теперь называется «Биологические ресурсы». Объекты библиотечного фонда, которые учитывались на нем раньше, надо перенести на счет 101 08 «Прочие основные средства».
  2. Все нежилые помещения теперь подлежат учету на едином счете 101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Так что сооружения, учтенные раньше на счете 101 03, надо перенести на счет 101 02.
  3. Счет 101 13 теперь называется «Инвестиционная недвижимость». Какие объекты учесть на этом счете, смотрите в нашей Памятке.
  4. Появились счета для учета объектов операционной аренды: 111 00 «Права пользования активами», 104 40 «Амортизация прав пользования активами». По этим счетам надо сформировать входящие остатки на 1 января 2018 года согласно стандарту «Аренда».
  5. Исключены специальные счета для учета предметов лизинга. Теперь полученное в лизинг имущество надо учитывать по общим правилам, установленным стандартом «Аренда».

Новый план счетов для бюджетных учреждений в 2018 году

Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

Готовим приказ

Мы уже писали о последних изменениях в Инструкции о порядке применения Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), их действительно много, но самое важное изменение – откорректирован Единый план счетов. В соответствии с уже упомянутым приказом от 31.03.2018 № 64н новый план счетов применяется с 1 января 2018 года, хотя сам приказ вступил в силу 8 мая 2018 года. Начиная с этой даты субъектам учета необходимо осуществить переход по мере своей технической готовности.
Самое первое действие по переходу – подготовка приказа о внесении изменений в учетную политику учреждения, в раздел «Рабочий план счетов». Напомним, что в данном разделе должны быть перечислены не все счета инструкций по учету, а тот перечень синтетических и аналитических счетов, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета и действительно применяются в учреждении, а также те, применение которых планируется в ближайшем будущем.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

План счетов бухгалтерского учета 2018 в бюджетных организациях

Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.

Увидеть типовые проводки с пояснениями для бюджетного учета на 2018 год можно в данной статье.

Где ведется бюджетный учет

К бюджетным организациям относятся:

  • внебюджетные фонды;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения, и т. д.

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.

Номер счета бюджетного ПС состоит из 26 разрядов, структура счета описана в таблице:

Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.

Состав бюджетного ПС

  1. Нефинансовые активы;
  2. Финансовые активы;
  3. Обязательства;
  4. Финансовый результат;
  5. Санкционирование расходов.

К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

В состав финансовых активов входят ДС (на счетах, в кассе и пр.), ценные бумаги, дебиторская задолженность других контрагентов, вложения в фин. активы и др.

3-й раздел, обязательства, включает в себя кредиторскую задолженность контрагентов и все платежи, включая расчеты между контрагентами.

В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов.

Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете. Отличается состав счетов и методы учета.

5-й раздел представляет собой список счетов, на которых отражаются движения по:

  • ассигнованиям из бюджета;
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • запланированных доходов(расходов).

Большинство счетов нового бюджетного ПС представляют из себя субсчета первого, второго и третьего порядка к ранее существовавшим аналитическим счетам.

Каждый отдельный счет бюджетного ПС может быть активным или пассивным, третьего варианта не существует.

Кредитовое сальдо по активному счету отражается по Дт счета суммой со знаком «минус». Аналогично, дебетовое сальдо на пассивном счете — отрицательной суммой по кредиту.

При отсутствии в утвержденной Инструкции типовой корреспонденции счетов, организация вправе сформировать свою собственную, при условии ненарушения законодательства.

Забалансовые счета

Кроме балансовых, ПС содержит и забалансовые счета. Они кодируются двумя цифрами. На счетах забаланса отражается движение в стоимостной оценке активов, не принадлежащих организации, например, ОС в аренде или ТМЦ на ответственном хранении.

Как и в хозрасчетном плане счетов, счета этой группы могут не иметь корреспондирующего счета. И, разумеется, данные, отраженные на этих счетах, не участвуют в формировании баланса.

План счетов

Любая хозяйственная операция в жизнедеятельности предприятия должна найти соответствующее отражение в бухгалтерском учете. Для этого бухгалтеры организации составляют специальные бухгалтерские записи — проводки, которые, в свою очередь, формируются из действующих счетов бухучета. В статье расскажем, какой план счетов использовать в зависимости от типа организации.

Общие положения

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.

Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в бухучете компании на основании Единых планов счетов бухучета (ЕПСБУ). Однако для каждого типа организаций действуют свои правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухучет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

Действующий план счетов бухгалтерского учета 2018, таблица по типам экономических субъектов:

Рабочий план счетов бюджетного учета на 2018 год

План счетов бюджетного учета на 2018 год был несколько изменен. В данной статье мы расскажем о действующих нормах по применению плана счетов (ПС) бюджетными структурами.

Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Единый план счетов (далее — ПС) и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, регулируют бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях, которые согласно п. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

Для каждой из них есть и свой частный ПС:

  • для автономных организаций он утвержден приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
  • бюджетных — приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
  • казенных — приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Словосочетание «бюджетный учет» может быть использовано по отношению к определенным государственным организациям, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет согласно соответствующим ПС (приказы № 174н и 183н), поэтому в данной статье мы оперируем требованиями Единого ПС (приказ № 157н) и ПС бюджетного учета (приказ № 162н).

План счетов бюджетного учета — 2018

Государственные (муниципальные) учреждения формируют рабочий ПС на основе разработанных законодателем. В него входят только те счета, которые используются организацией. Также разрешается применять дополнительную аналитику для целей, например, управленческого учета или усиления контроля за каким-либо активом.

ПС состоит из 5 разделов:

  1. Нефинансовые активы.
  2. Финансовые активы.
  3. Обязательства.
  4. Финансовый результат.
  5. Санкционирование расходов.

В нефинансовые активы входят:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • материалы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • наценка;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • нефинансовые активы в пути;
  • нефинансовые активы имущества казны;
  • расходы.

Особую группу составляют непроизведенные активы, включающие в себя землю и ресурсы недр, которые могут отражаться по первоначальной стоимости только с момента их участия в экономическом обороте. Еще одним отличием от учета в коммерческих организациях является наличие счета для вложений в нефинансовые активы. Он предназначен для отражения фактической стоимости нефинансовых активов при изготовлении или приобретении, в том числе материально-производственных запасов.

Финансовые активы включают в себя:

  • денежные средства в различных местах хранения;
  • финансовые вложения в виде различных ценных бумаг и участия в других организациях;
  • дебиторскую задолженность различных контрагентов, работников, налоговых органов и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Раздел 3 «Обязательства» содержит привычные виды кредиторской задолженности, включая платежи по налогам и взносам, расчеты между участниками бюджетной системы и пр.

В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются и отличия как в составе счетов, так и в их учете.

Подробности можно найти в инструкции к Единому ПС, перечень проводок — в ПС бюджетного учета.

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования:

  • ассигнований из бюджета;
  • лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов;
  • плановых доходов и расходов.

То есть при получении уведомления от вышестоящих инстанций на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов учреждение отражает это на счетах учета. Также отражение находит и использование этих лимитов. Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 131–151 ПС бюджетного учета. Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

В разделе 6 отражен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Кроме этого, ПС бюджетного учета предусмотрен забалансовый счет 31. Они используются так же, как в учете коммерческих организаций, то есть приход отражается только по дебету, а выбытие — только по кредиту, без корреспонденций. За балансом учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Состав и структура счета бюджетного учета

Бюджетная классификация была разработана законодателем для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. Она является основой бюджетного учета и базой для разработки счетов бюджетного учета. В ПС бюджетного учета приводится структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, расшифровывающая его состав. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому ПС, а также таблице ПС бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

План счетов бухгалтерского учета 2018

Статті за темою

2017 был решающим в приближении системы бухгалтерского учета к требованиям международных стандартов. И основным инструментом модернизации этой системы стал план счетов бухгалтерского учета, который практически обеспечивает ее реализацию, позволяет формировать достоверную и прозрачную отчетность. О нем и пойдет речь в статье.

Содержание статьи:

Все процессы, операции в деятельности бюджетных учреждений, других юридических лиц, кодирует бухгалтерия двойной записью синтетических или аналитических счетов, чтобы отразить их суммовое выражение в бухгалтерском учете. Аналитические счета учреждение может вводить в отдельные синтетические субсчета, а вот синтетические субсчета — это постоянные величины. Их определяет План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержден приказом Минфина от 31.12.2013 № 1203.

Учреждения — это распорядители средств государственного или местного бюджета. Они выбирают только те синтетические субсчета, третья цифра которых равна единице (1). Синтетические субсчета, третья цифра которых равна двойке (2), выбирают фонды: ФСС, ПФУ и тому подобные. Этот новый план счетов бухгалтерского учета применяют с 2017 года все бюджетные учреждения без исключения.

Как внедрить план счетов 2018

Чтобы бухгалтер отражал хозяйственные операции в бухгалтерском учете по аналитическим счетам к синтетическим субсчетам, сначала их следует утвердить. Как правило, их перечень по кодам и названиям утверждают отдельным приложением к приказу об организации бухгалтерского учета. После этого план счетов бухгалтерского учета будет содержать синтетические счета и субсчета и аналитические счета к этим субсчетам.

Например, к субсчету 6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» целесообразно ввести аналитические счета в разрезе каждого налога, который платит организация:

  • 63111 «НДС»;
  • 63112 «НДФЛ»;
  • 63113 «Военный сбор» и другие.

Подробно о налогах:

Классы плана счетов

План счетов бухгалтерского учета 2018 содержит 10 классов. Учреждения — распорядители средств государственного или местного бюджета используют только 9 из них:

Класс 1. Нефинансовые активы

Класс 2: Финансовые активы

Класс 3. Средства бюджетов и распорядителей бюджетных средств

Класс 4. Расчеты

Класс 5. Капитал и финансовый результат

Класс 6. Обязательства

Класс 8. Расходы

Класс 9. Внебалансовые и управленческие счета бюджетов и государственных целевых фондов

Класс 0. Внебалансовые счета распорядителей бюджетных средств и государственных целевых фондов

Рабочий план счетов

После утверждения приложением к приказу об организации бухгалтерского учета перечня аналитических счетов к синтетическим субсчетам, учреждение может пользоваться рабочим планом счетов.

Просто скачать новый план счетов бухгалтерского учета мало. Нужно на его основе разработать рабочий, который будет учитывать всю специфику деятельности учреждения, его организационную структуру. Ведь в одном учреждении аналитические счета будут принадлежать к одним субсчетам, а в другой — к другим.

Например, госорган, который имеет структурные подразделения в разных районах области, будет учитывать основные средства, НМА, нематериальные активы, запасы и т. д. в разрезе аналитических счетов — наименований структурных подразделений. Госорган, в котором таких подразделений нет, эти аналитические счета составлять не будет.

Стоит почитать:

План счетов бюджетных учреждений индивидуальный для каждого учреждения еще и потому, что зависит от выбранных им вариантов метода учета, оценки активов учреждения, указанных в положении об учетной политике.

Так, учитывать запасы учреждение может по наименованию или однородной группой или их видом. Транспортно-заготовительные расходы могут обобщаться на отдельном субсчете или в разрезе аналитических счетов по отдельным группам запасов.

Новации 2018 года

План счетов 2018 года не изменился, а вот порядок его применения был обновлен по таким синтетическим субсчетам:

  • 1017 «Животные и многолетние насаждения»;
  • 1711 «Долгосрочные биологические активы растениеводства»;
  • 1713 «Текущие биологические активы растениеводства».

На субсчете 1017 в 2018 году учитываем плодоносящие растения, связанные с сельскохозяйственной деятельностью учреждения, а на субсчетах 1711 и 1713 — другие плодовые растения.

Корреспонденция субсчетов

Приложением к положению об учетной политике утверждают корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета на основе счетов, субсчетов, которые содержит рабочий план бухгалтерских счетов. Ее составляют на основе типовой корреспонденции. Если в ней нет хозяйственных операций, которые учреждение проводит в процессе своей деятельности, это учреждение дополняет собственную корреспонденцию субсчетов новыми записями.

Отражение в учете

Все операции, имеющие суммовое выражение, бухгалтер учреждения отражает методом двойной записи с применением счетов, которые содержит утвержденный план счетов в приложении к приказу об организации бухгалтерского учета. Эти записи отражают в мемориальных ордерах № 1-17, формы которых утверждены приказом Минфина от 08.09.2017 № 755, а обобщают их в книге «Журнал главная». Именно благодаря плану счетов возможно отобразить ту или иную хозяйственную операцию в бухгалтерских книгах.

Также читайте:

Составление финансовой и бюджетной отчетности

План счетов 2018 важный документ. С помощью субсчетов, которые в нем содержатся, можно не только отразить в учете ту или иную операцию, но и составить финансовую отчетность:

С помощью субсчетов, которые содержит план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, бухгалтер составляет мемориальные ордера, книгу «Журнал главная», которые являются основанием для составления финансовой отчетности. Более того, с помощью субсчетов или аналитических счетов в примечаниях к финансовой отчетности удастся раскрыть сведения о доходе от предоставления услуг, необменных операций и т. п.

План счетов бухгалтерского учета 2018 является документом учреждения, согласно которому она отражает хозяйственные операции в бухучете. Мемориальные ордера и книга «Журнал главная» является основанием не только для составления финансовой отчетности, но и бюджетной.

Ответственность

За ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 164-2 КУоАП). Если учреждение не утвердило новый план счетов в качестве приложения к приказу об организации бухгалтерского учета, пользуется аналитическими счетами к синтетическим счетам, которые ни одним документом не утверждены, по результатам ревизии органы контроля наложат на руководителя учреждения и главного бухгалтера штраф в размере 136-255 грн.