Обеспечение права граждан на доступ к информации

Оглавление:

Реализация права на доступ к публичной информации и права на обращения граждан

Мы живем в информационном обществе, в котором доступ к информационным ресурсам является определяющим, а сама информация стала продуктом общественного производства.

Законодательное урегулирование

Законодательное урегулирование права на доступ к публичной информации и права на обращение граждан базируется прежде всего на соответствующих конституционных принципах. Действующая Конституция Украины содержит ряд норм по обеспечению открытости органов государственной власти и права граждан на доступ к информации об их деятельности. Так, ст. 3 Конституции Украины определено, что государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным ст. 34 Конституции Украины, а именно: право каждого на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом по своему выбору.

Право на обращение в органы государственной власти предоставляется гражданам Украины ст. 40 Конституции Украины, согласно которой все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, обязанным рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

Законодательная активность последних лет по созданию условий для развития гражданского общества и повышения уровня активности граждан позволяет говорить об определенном прогрессе в этой сфере.

Упрощение доступа к информации

С учетом развития стратегических приоритетов государственной политики, для обеспечения прозрачности работы и открытости субъектов властных полномочий, создания механизмов реализации права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, а также информации, представляющей общественный интерес, Верховной Радой Украины принят Закон № 2939.

Указанный Закон повысил эффективность государственного управления благодаря свободному и максимально упрощенному доступу к информации и удостоверил начало нового этапа правовой институализации открытости и прозрачности органов государственной власти и их подотчетности гражданам. Этот Закон создает эффективные правовые механизмы реализации закрепленного в ст. 34 Конституции Украины права каждого на доступ к информации, публичной информации — находящейся во владении субъектов властных полномочий и информации, представляющей общественный интерес.

Закон № 2939 в целом имеет процедурный характер — предусматривает механизм права на доступ к информации способом подачи запросов на информацию, а также выполнения обязанности распорядителями информации обнародовать информацию о своей деятельности.

Указанный закон дает возможность для широкого ознакомления с инфраструктурой государственных процессов и содержит ряд новых важных юридических новелл по сравнению с действующими ранее нормами Закона № 2657. В нем впервые дано определение термина «публичная информация», сформулированы гарантии и принципы обеспечения доступа к ней.

Статьей 5 Закона № 2939 предусмотрены два основных способа обеспечения распорядителем доступа к информации, которые с точки зрения получателя информации можно определить как пассивный и активный. Пассивный способ предусматривает возможность ознакомиться со сведениями, которые уже были обнародованы распорядителем, а активный способ предусматривает потребность запрашивающего совершать активные действия для доступа к информации путем подачи запроса на ее получение к распорядителю. Доступ к информации пассивным способом обеспечивается благодаря ее систематическому и оперативному обнародованию в официальных печатных изданиях, на официальных веб-сайтах в сети Интернет, на информационных стендах и любым другим способом, а активнымпредоставлению информации по запросам.

Наличие доступа к публичной информации в Украине имеет очень важное значение для гармоничного развития гражданского общества и государственных учреждений. Умение граждан использовать свободное обращение публичной государственной информации обеспечивает повышенные возможности решения гражданами социальных проблем и контроля власти, а также способствует увеличению социальной ответственности в работе государственных органов.

Поскольку деятельность Миндоходов Украины касается практически каждого гражданина нашей страны, ведомство будет оставаться стратегическим партнером для них и бизнеса.

Для достижения таких задач приоритетными направлениями работы ведомства будут оставаться: улучшение отношений между обществом и властью, обеспечение соблюдения партнерских отношений с гражданами путем предоставления им европейских сервисов обслуживания, а также проведение работы в сфере обеспечения конституционного права лиц по реализации социально-экономических, личных прав и законных интересов.

Предоставление информации по запросам

С целью реализации права каждого на доступ к публичной информации, находящейся во владении Миндоходов Украины, и максимального упрощения процедуры представления запроса на получение публичной информации приказом № 681 утверждены Порядок составления и подачи запросов на получение публичной информации, находящейся во владении органов доходов и сборов Украины, и форма подачи запроса на получение публичной информации, находящейся во владении органов доходов и сборов Украины, размещенных в рубрике «Публичная информация» на официальном веб-портале Миндоходов Украины (www.minrd.gov.ua).

С целью реализации права каждого запрашивающего на доступ к публичной информации в соответствии с требованиями Закона № 2939 путем предоставления информации по запросам в Миндоходов Украины за 2013 г. поступило по почте, электронной почте, факсу 1489 документов с просьбой предоставить публичную информацию, из них: от физических лиц — 971 (или 65%), юридических лиц — 386 (26%), объединений граждан — 35 (2%) и представителей средств массовой информации — 97 (7%).

По данным проведенного анализа, наиболее интересной для запрашивающих является информация, касающаяся отдельных вопросов деятельности Министерства, регистрационных данных налогоплательщиков, состояния поступления налогов, сборов и таможенных платежей в соответствующие бюджеты, статистические данные по экспорту-импорту товаров и т. п.

Кроме того, в Миндоходов Украины за 2013 г. поступило 576 обращений со ссылкой на Закон № 2939 (266 — по электронной почте и факсу, 310 — по почте), которые по мнению запрашивающих являются запросами на получение публичной информации.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что по результатам предварительной обработки таких обращений, по смыслу они являются просьбой предоставить разъяснение отдельных норм Налогового и Таможенного кодексов, других нормативно-правовых актов или обращениями граждан в соответствии с Законом № 393.

Право граждан на обращения

Одной из самых важных мер по обеспечению законности и дисциплины в государственном управлении является право граждан на обращения в государственные органы власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации разных форм собственности, общественные объединения.

Гарантированное Конституцией Украины право нашло дальнейшее нормативное регулирование в Законе № 393, Указе № 109 и Инструкции № 348. Они регулируют вопрос практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статусом предложения об улучшении их деятельности, разоблачать недостатки в работе, подавать жалобу на действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

Обеспечивая гражданам Украины право на обращения, Закон № 393 детализирует и развивает конституционные положения, предоставляя гражданам право обращаться не только в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и в объединения граждан, учреждения, организации, независимо от форм собственности, к предприятиям, средствам массовой информации, должностным лицам согласно их функциональных обязанностей относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов или их нарушения.

Анализ динамики поступлений обращений граждан в 2013 г. в Миндоходов Украины и его территориальные органы свидетельствует об уменьшении их количества по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Так, в 2013 г. в Миндоходов Украины поступило 41 511 обращений граждан, что на 13 827 меньше, чем за 2012 г. (55 338). Из них 24 990 — письменные обращения, 16 521 — поданы на личном приеме.

По характеру затронутых в обращениях вопросов большинство из них касается информирования об уклонении от уплаты налогов — 6092 (15,3%), по налогу на доходы физических лиц — 5558 (14,0%) и контрольно-проверочной работе — 3554 (8,9%).

Вместе с тем с момента вступления в силу Закона № 2939 определены основные аспекты реализации этого Закона, заслуживающие внимания читателей:

  • запрашивающие информацию отождествляют такие понятия, как запрос на получение публичной информации, обращение, предоставление налоговой консультации, а также консультации по вопросам практического применения отдельных норм законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, при этом данные категории обращений являются разными по следующим признакам: правовым основаниям, определениям понятий, формам, срокам рассмотрения, содержанию, требованиям оформления, оплатности и т. п.;
  • запрос на получение публичной информации должен соответствовать требованиям статей 1 и 19 Закона № 2939;
  • согласно части второй ст. 2 Закона № 2939 этот Закон не распространяется на отношения в сфере обращений граждан, регулируемые специальным законом, а именно Законом № 393;
  • письма, которые по содержанию являются обращениями граждан (предложения, заявления, жалобы и т. п.), должны быть оформлены с соблюдением требований Закона № 393.

Для удобства оформления запросов на получение публичной информации и других обращений предлагаем следующую памятку.

15 апреля 2014 Теория Какими способами обеспечивается доступ граждан к информации?

Органы власти обязаны давать гражданам доступ к официальной информации. Это регулируется федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Там фигурирует шесть способов донесения властями информации до граждан:

  • в СМИ
  • в интернете
  • в помещениях органов власти (или в иных местах, которые отведены для этих целей_
  • в библиотеках и архивах
  • в ходе заседаний коллегиальных органов власти
  • по запросу

Публикация данных в СМИ

Некоторую информацию власти обязаны публиковать в СМИ. В частности:

  • тексты принятых законов и нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов;
  • информация об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • информация о государственных (муниципальных) закупках или продаже/приватизации государственного (муниципального) имущества;
  • решения Конституционного Суда;
  • судебные решения о признании недействующими нормативных правовых актов (или сообщения о таких решениях).

Этот перечень не является исчерпывающим. В законах и иных нормативных правовых актах, а также в муниципальных нормативных актах в качестве необходимой для публикации в СМИ может быть закреплена иная информация.

Размещение информации в сети Интернет

У органов власти должны быть свои официальные сайты в интернете (ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Исключение составляют лишь органы местного самоуправления, которые могут размещать информацию о своей деятельности на сайте муниципального образования или сайте субъекта РФ (например, на сайте регионального правительства или законодательного собрания).

Аналогичная обязанность установлена для судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ в ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Информация о деятельности органов власти, размещаемая в сети Интернет

Государственные органы и органы местного самоуправления в обязательном порядке должны размещать на своих сайтах следующую информацию о своей деятельности (ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»):

  • общая информация;
  • информация о нормотворческой деятельности;
  • информация об участии в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, о проводимых мероприятиях;
  • информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о том, насколько защищено население и территории от чрезвычайных ситуаций на данный момент, какие приняты меры по обеспечению их безопасности;
  • информация о результатах проверок;
  • тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей;
  • статистическая информация;
  • информация о кадрах;
  • информация о работе с обращениями граждан;
  • информация о государственном (муниципальном) заказе;
  • иная информация, необходимость размещения которой установлена действующим законодательством.

На основании этого перечня органы власти самостоятельно утверждают более детализированные списки сведений, которые необходимо разместить на своих официальных сайтах (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Обязанность органов власти размещать информацию в интернете может быть установлена и другими нормативными правовыми актами. Например, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязывает налоговые органы публиковать сведения о юридических лицах. Закон «Об обращении лекарственных средств» регулирует размещение сведений о государственной регистрации лекарственных средств. Согласно «Положению об учете федерального имущества» в интернете публикуется реестр федерального имущества.

Законодательством также установлены требования к тому, каким образом должен обеспечиваться доступ к информации, размещенной на официальном сайте. Для федеральных органов исполнительной власти такие требования установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 16.11.2009 г. № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти».

Вот лишь некоторые из требований, зафиксированных в этом документе:

  • просмотр информации должен быть доступен без регистрации пользователя и предоставления персональных данных, без внесения платы и без необходимости скачивания платного программного обеспечения,
  • формат текстовой информации должен обеспечивать возможность поиска, копирования фрагментов текста средствами браузера («гипертекстовый формат»),
  • пользователю должна быть обеспечена возможность поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте и т. п.

Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

Суды размещают в интернете следующую информацию (ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»):

  • общая информация (наименование суда, территория, на которую распространяется юрисдикция суда, контакты, организационная структура, полномочия и т. п.);
  • информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования к форме и содержанию документов для обращении в суд и (или) образцы этих документов; порядок представления документов; сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера, наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, сведения о вынесении судебных актов (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено и т. д.); тексты судебных актов; сведения об их обжаловании и о результатах обжалования; порядок обжалования; порядок ознакомления с материалами дела; номера телефонов для справок);
  • тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные органы власти (для судов, обладающих правом законодательной инициативы — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ);
  • данные судебной статистики;
  • информация о кадровом обеспечении суда;
  • информация о порядке и времени приема граждан и представителей организаций, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона для справок;
  • информация о государственном заказе.

Судебный департамент размещает в интернете общую информацию о своей деятельности и информацию об органах судейского сообщества.

К общей информации о Судебном департаменте, публикуемой в интернете, относятся:

  • полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить справочную информацию;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;
  • перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб этих органов;
  • фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его заместителей и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;
  • федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);
  • перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента.

Информация об органах судейского сообщества, обязательная для размещения в интернете:

  • перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;
  • перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность;
  • решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

Судебный департамент наряду с информацией, указанной выше, также размещает в интернете:

  • годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ о деятельности Судебного департамента;
  • обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации;
  • сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции.

Орган Судебного департамента размещает в интернете следующую информацию:

  • общая информация об органе Судебного департамента (наименование, полномочия и структура, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы; перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента; фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента и его заместителей, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них);
  • информация об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (перечень органов судейского сообщества и их полномочия; перечень нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность; а также решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий).

Конституционный Суд РФ, помимо этого списка, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию РФ о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ дополнительно размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

Тексты судебных актов судов общей юрисдикции часто публикуют в интернете не полностью: в целях безопасности из них исключают персональные данные, кроме фамилий и инициалов участников судебного процесса:

  • истца, ответчика, третьего лица;
  • гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного;
  • лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • секретаря судебного заседания;
  • судей, рассматривавших дело;
  • прокурора;
  • адвоката и представителя.

Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

Без изъятия персональных данных публикуются следующие судебные акты:

  • решения Конституционного Суда РФ (ст. 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
  • решения судов о признании недействующими нормативных правовых актов (ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ);
  • судебные акты конституционных (уставных) субъектов РФ;
  • судебные акты арбитражных судов.

Если в тексте судебного акта есть сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, при размещении актов в интернете эти сведения тоже исключаются.

НЕ размещаются в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:

  • затрагивающим безопасность государства;
  • возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
  • о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции (факт родственных отношений; факт нахождения на иждивении; факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; факт признания отцовства и т. д.);
  • тексты судебных приказов (ст. 126 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Несмотря на то, что эта информация не размещается в интернете, заинтересованные лица имеют право получить акты по запросу. При этом запрошенные акты будут предоставлены лишь в той части, которая не содержит охраняемой законом тайны. Практически это означает, что в полученном документе будут изъяты все «секретные» фрагменты текста (например, зачеркнуты темным маркером).

Размещение информации в помещениях органов власти и в иных отведенных для этого местах

Органы власти, в том числе суды, размещают в своих помещениях стенды, электронные табло, информационные киоски и прочее, чтобы граждане могли ознакомиться с текущей информацией об их деятельности (ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст. 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). В помещениях госорганов размещают информацию:

  • о порядке работы органа власти и порядке приема физических и юридических лиц;
  • об условиях и порядке получения информации от органа власти;
  • о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;
  • о порядке присутствия в судебном заседании и мерах, принимаемых к его нарушителям, порядке пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными правовыми актами, может быть установлена иная информация, которую следует размещать в помещениях органов власти.

Ознакомление пользователей с информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды

На усмотрение органа власти или муниципалитета гражданам может быть предоставлена возможность ознакомиться с информацией об их деятельности в помещениях, занимаемых государственным органом или органом местного самоуправления. Порядок ознакомления также определяет орган власти. Однако если речь идет об органе местного самоуправления, у которого нет возможности размещать информацию о своей деятельности в интернете, то такой орган обязан обеспечить возможность ознакомиться с этой информацией в занимаемом им помещении (ст. 17 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Некоторая информация о деятельности госорганов хранится в библиотечных и архивных фондах. Ознакомление с такой информацией осуществляется в порядке, установленном законодательством об архивном и библиотечном деле, в частности:

Пользователь архива вправе:

  • обращаться к справочно-поисковым средствам (путеводителям по архивам, справочникам и т. д.) и получать информацию об этих средствах;
  • бесплатно получать оформленные в установленном порядке архивные справки и копии архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций;
  • свободно получать для изучения архивные документы, за исключением установленных законом случаев ограничения доступа к архивным документам (ст. 24, 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).

Помимо общих оснований для ограничения права на доступ к информации, архивное законодательство устанавливает и другие ограничения на доступ к архивным документам (ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»):

  • запрет на доступ к подлинникам особо ценных документов и к архивным документам, находящимся в неудовлетворительном физическом состоянии;
  • запрет на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, сведения, создающие угрозу для его безопасности, без письменного разрешения гражданина (его родственников, наследников) в течение 75 лет со дня создания документов.

Пользователь библиотеки вправе (ст. 7 Федерального закона «О библиотечном деле»):

  • бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  • бесплатно получать в общедоступных библиотеках во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
  • получать в общедоступных библиотеках документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.

Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти и в судебных заседаниях

Присутствие на заседаниях коллегиальных органов власти

На заседаниях коллегиальных органов вправе присутствовать любые интересующиеся лица, в том числе обычные граждане, представители СМИ, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления (ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Это право дает возможность присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти (например, Правительство, Государственная Дума, Законодательное собрание, счетная палата, ревизионная комиссия и т. п.) и коллегиальных органов, образованных в составе органов власти (например, совещательных органов, президиумов, коллегий, рабочих групп и т. п.).

При этом присутствие заинтересованных лиц на заседаниях органов власти осуществляется в соответствии с регламентами этих органов или иными нормативными правовыми актами, а также муниципальными правовыми актами.

В частности, орган власти может принять решение о проведении закрытого заседания в порядке, предусмотренном регламентом государственного органа, органа местного самоуправления. Например, Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом Российской Федерации, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Государственной Думы, принявших участие в голосовании (ст. 37 Регламента Государственной Думы).

Присутствие в судебных заседаниях

В открытых судебных заседаниях вправе присутствовать любые интересующиеся лица, включая представителей СМИ, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Закрытые судебные заседания проводятся только на основании мотивированного определения суда:

  • по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления ребенка,
  • при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела, либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина,
  • а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ).

Лица, присутствующие на открытом судебном заседании, вправе делать рукописные заметки и вести аудиозапись, а также с разрешения суда вести фотосъемку, видеозапись и трансляцию судебного заседания по радио и телевидению (ч. 4 ст. 158 ГПК РФ, ч. 3 ст. 154 АПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ, ст. 54 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Порядок доступа в залы судебных заседаний и занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов (чаще всего такие акты размещены на сайте суда).

Обеспечение права граждан на доступ к информации

22 октября 2018

Местные, дистантные и русский

17 октября 2018

Конкурс эссе «Русское поле экспериментов»

16 октября 2018

Вне зоны помощи

Обеспечение права на доступ граждан к информации как антикоррупционный механизм в Российской Федерации

Комментарий содержит анализ проекта Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», а также предлагает ряд рекомендаций для обеспечения его соответствия международным стандартам относительно права на свободу информации.

Книга раскрывает противоречивую взаимосвязь развития сообществ с их социально-политической открытостью и доступом граждан к официальной информации. Авторская гипотеза состоит в том, что необходимым условием устойчивого развития нации является институциональный синтез политической открытости и государственного авторитета. В связи с этим критически пересматривается теория «открытого общества» Карла Поппера. Специальный, сравнительный и системный анализ концепций, норм и практик доступа к информации, транспарентности и подотчетности – нового качества социально-политической открытости – служит основой для теоретического осмысления противоречий и рисков политического развития развитых наций в условиях «постсовременности».

Контроль правоприменения рассматривается как необходимая часть предмета регулирования законодательства о доступе к информации и залог его действенности. Исследуется передовой зарубежный опыт в этой области.

Это исследование о свободе информации в тех странах, в которых были приняты законы, регулирующие эту сферу. Настоящая версия обзора была распространена в сентябре 2003 г., а исправлена и дополнена в апреле-мае 2004 г. еще четырьмя странами, в которых были приняты подобные законы. Заявка на проведение обзоров в 2002 и 2003 гг. была получена от freedominfo.org (http://www.freedominfo.org.) и выполнена при финансовой поддержке Организации «Правовая инициативна Открытого Общества» (Open Society Justice Initiative), а также при поддержке Правительственной школы Кеннеди в рамках Программы Гарвардской информационной инфраструктуры в 2001-2002 гг.

Данная статья — попытка ответить на вопрос, следует ли признать интернет-сайты средствами массовой информации и регистрировать в качестве таковых. Нынешняя неопределенность их правового статуса порождает проблемы, обусловленные спецификой российской правовой системы, в принципе не допускающей «пробелов» в праве. Рассматриваемые проблемы проиллюстрированы актуальными примерами из российского законодательства, судебной и правоприменительной практики.

Известно, что простота и легкость получения гражданами страны необходимой и интересующей их общественно значимой информации является самым надежным индикатором цивилизованности и открытости государственного устройства страны. Как же обстоит дело в России с реализацией права на информацию? Проводимые различными независимыми организациями исследования показывают, что сегодня в России нет ни одного региона, в котором был бы создан благоприятный режим для всех стадий создания и распространения информационного продукта. Анализ статистических данных подводит к пониманию необходимости разработки и реализации гражданской Программы содействия свободному доступу граждан к информации

В статьях сборника рассматриваются вопросы развития конституционного государства в постиндустриальную эпоху. Анализируются правовые аспекты формирования электронного государства, прежде всего оказания электронных государственных услуг. Исследование касается не только электронного правительства, но и других ветвей власти. Отдельное внимание уделяется проблемам, связанным с реализацией прав человека, в том числе права на доступ к информации.

Ряд статей выполнен на основе выступлений на международной конференции «Право в цифровую эпоху», проведенной научно-учебной лабораторией факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Для юристов, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами электронного государства и электронной демократии.

В статье анализируется законодательство США о доступе к информации органов исполнительной власти, в частности, акт «О свободе информации» (The Freedom of Information Act), в частности, права СМИ на доступ к информации, плата за информацию, порядок доступа к персональным данным, доступ к коллегиальным заседаниям государственных органов, ограничения на доступ к информации

в настоящей статье рассматривается конституционное право доступа к информации судов, органов государственной власти и местного самоуправления в интернете в свете принятых федеральных законов, регламентирующих доступ к официальной информации. Понятие «право доступа к информации» анализируется в сравнении с понятием «информация, являющаяся общественным достоянием», принятым ЮНЕСКО. Показана взаимосвязь конституционного права доступа к информации в интернете со свободой слова и рядом других конституционных прав.

Право на доступ к информации и его охрана.

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

• нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

• информации о состоянии окружающей среды;

• информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

• информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

• иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации — понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, — это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.