Общественное объединение может быть ликвидировано по решению

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Глава II.Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация

Статья 18. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Статья 20. Устав общественного объединения

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.

Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 22. Утратила силу

Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 24. Символика общественных объединений

Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика общественных объединений не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика общественного объединения подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Реорганизация общественного объединения

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, определяется Президентом Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения, создаваемого путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 23 настоящего Федерального закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 26. Ликвидация общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения,- на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений в связи с ликвидацией определяется Президентом Российской Федерации.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Ликвидация общественного объединения

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Ликвидация общественного объединения» в других словарях:

ЛИКВИДАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ — принудительное прекращение по решению суда деятельности объединения по основаниям, определенным в законе. К таким основаниям согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. Об общественных объединениях (с изм. и доп.) относятся: 1) деятельность… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Объединения Общественные — добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные отношения, возникающие в … Словарь бизнес-терминов

Ликвидация Верховного Совета РФ (1993) — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Общественные объединения — Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование[1], созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения ст. 5… … Википедия

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В… … Энциклопедия юриста

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — 1) позитивная ответственность возложение на субъектов конституционно правовых отношений обязанности выполнять определенные задачи в интересах рационального развития указанных отношений и отвечать перед другим субъектом за свою деятельность… … Энциклопедия юриста

Общественное объединение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное объединение добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирова … Википедия

Общественное объединение — Общественное объединение добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5… … Бухгалтерская энциклопедия

Политические партии России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Профессиональные Союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально трудовых прав и интересов. Как общественная… … Словарь бизнес-терминов

Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2001 о ликвидации «Санкт-Петербургской Вузовской Ассоциации по изучению Принципа (Философии Единения)»

Определение Верховного Суда РФ N 78-Г01-21 от 24.05.2001 о ликвидации общественного объединения «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» по по заявлению прокурора Санкт-Петербурга и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и по заявлению того же объединения о признании отказа в перерегистрации незаконным и обязании произвести регистрацию по кассационному протесту прокурора г. Санкт-Петербурга и кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2001 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований, заявление общественного объединения удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 мая 2001 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 мая 2001 года гражданское дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о ликвидации общественного объединения «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» и по заявлению того же объединения о признании отказа в перерегистрации незаконным и обязании произвести регистрацию по кассационному протесту прокурора г. Санкт-Петербурга и кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2001 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований, заявление общественного объединения удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Четвериковой О.С. и Майгельдинова В.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, и представителя общественного объединения «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» адвоката Крыловой Г.С., возражавшей против доводов кассационного протеста и кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей кассационный протест и кассационную жалобу, Судебная коллегия

в 1996 году прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту государственных и общественных интересов с заявлением о ликвидации регионального общественного объединения «Вузовская ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» (далее — ВАИП), устав которого зарегистрирован Управлением юстиции мэрии Санкт-Петербурга 9 декабря 1991 г. (регистрационный N 327), по основанию нарушения закона и иных правовых актов, а именно, своего устава (раздела 3 «Членство в Ассоциации», раздела 5 «Средства Ассоциации», раздела 6 «Органы управления и контроля») и ст. ст. 19, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В 1999 году Управление юстиции г. Санкт-Петербурга, правопреемником которого является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, также обратилось с требованием о ликвидации данного общественного объединения в связи с тем, что оно не прошло перерегистрацию в установленные законом сроки. ВАИП обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа регистрирующего органа в перерегистрации.

Санкт-Петербургским городским судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном протесте прокурора г. Санкт-Петербурга и кассационной жалобе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставится вопрос об отмене решения по мотиву неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Обсудив доводы кассационного протеста и кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и обоснованным в части отказа в удовлетворении заявления прокурора, в остальной части — подлежащим отмене.

В соответствии с абзацем 4 части первой ст. 44 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ, в редакции от 19.07.98, «Об общественных объединениях», вступившего в силу 22.05.95, со дня опубликования (СЗ РФ, 22.05.95, N 21, ст. 1930) общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В качестве основания для ликвидации ВАИП в заявлении прокурора и в его кассационном протесте указывается на то, что данное общественное объединение в период с 1994 г. до 18 марта 1996 г., то есть до дня обращения с заявлением в суд, в нарушение разделов 3, 5, 6 собственного устава не решало вопросы о приеме в члены объединения и исключении из него на общих собраниях, не обеспечивало фиксированное членство, названные в уставе органы управления фактически не руководили объединением, общее собрание не созывалось в установленные сроки, правление, руководитель и его заместитель не избирались, ревизионная комиссия не функционировала, члены ВАИП не знали о средствах объединения и на какие цели они расходовались.

Также, по мнению прокурора, в указанный период допущены нарушения ст. ст. 19, 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», что выразилось в участии в деятельности ВАИП несовершеннолетних лиц, осуществлении этим общественным объединением религиозной деятельности.

Как установлено судом первой инстанции, действительно в период до 1996 года ВАИП был допущен ряд нарушений, связанных с ненадлежащим оформлением протоколов общих собраний, правления, отчетов контрольно-ревизионной комиссии, сметы доходов и расходов, бухгалтерских балансов.

Оценив выявленные нарушения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что недостатки в ведении делопроизводства и деятельности органов управления ВАИП не могут являться основанием для ликвидации этого объединения.

После последовавших предупреждений общественное объединение самостоятельно устранило нарушения, связанные с оформлением членства в общественном объединении, на настоящее время руководитель объединения избран в установленном порядке. Устранены и элементы осуществления религиозной деятельности, не предусмотренной уставом ВАИП.

Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных и оцененных в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РСФСР, и соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для иной оценки доказательств, к чему сводятся доводы кассационного протеста, не имеется. Доказательств, свидетельствующих о религиозной деятельности ВАИП после последовавших предупреждений, что позволило бы сделать вывод о систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, не соответствующей его уставным целям и задачам, суду не представлено, в кассационном протесте конкретные факты осуществления подобной деятельности, как и доказательства, их подтверждающие, не приводятся.

При таких данных правильно отказано в ликвидации ВАИП по мотиву неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

В то же время нельзя согласиться с решением суда в части отказа в ликвидации ВАИП по основанию, предусмотренному ч. 3 ст. 52 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным общественным объединениям не применяется положение части шестой статьи 21 настоящего Федерального закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. По истечении указанного срока перерегистрации общественные объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.

В установленный срок общественное объединение «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» перерегистрацию не прошло, в связи с чем подлежит ликвидации.

Сами по себе факты обращения с заявлениями о перерегистрации в рамках установленного срока не свидетельствуют об исполнении обязанности, предусмотренной приведенной нормой закона.

ВАИП не лишена была возможности обратиться за судебной защитой и оспорить в сроки, определенные в ст. 239.5 ГПК РСФСР, отказы в перерегистрации, если бы считала их незаконными. До настоящего времени отказы регистрирующего органа в перерегистрации общественного объединения в суд не обжалованы, за исключением отказа от 07.10.99, данного по заявлению ВАИП от 23.06.99.

Между тем обращение ВАИП 23.06.99 с заявлением в регистрирующий орган не является доказательством исполнения обязанности общественного объединения по перерегистрации независимо от обоснованности данного отказа по существу. Закон определяет срок, до истечения которого общественные объединения обязаны пройти перерегистрацию, а не подать заявление об этом.

До 01.07.99 решение о перерегистрации ВАИП по заявлению от 23.06.99 не было принято, что нельзя признать незаконным, поскольку в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об общественных объединениях» регистрирующему органу предоставляется месячный срок для рассмотрения заявления общественного объединения и принятия решения. На дату окончания периода, установленного для перерегистрации общественных объединений, месячный срок для рассмотрения указанного заявления ВАИП не истек. Обязанность по перерегистрации до определенной даты законом возложена не на регистрирующий орган, а на общественные объединения, поэтому ВАИП должна была заблаговременно, с учетом установленного для рассмотрения заявления и принятия решения срока совершить соответствующие действия и представить необходимые для регистрации документы.

Следовательно, ВАИП не исполнила требование закона о перерегистрации до 01.07.99, и заявленное требование о возложении на регистрирующий орган обязанности по перерегистрации судом удовлетворено без законных оснований.

Не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда по существу отказа регистрирующего органа в перерегистрации.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего Федерального закона и законам об отдельных видах общественных объединений.

Частью 1 ст. 19 указанного Федерального закона установлено, что учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Представленный на перерегистрацию устав региональной общественной организации «Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» не содержит указания на то, что данная организация является молодежной (т. 6 л.д. 135 — 136). В противном случае регистрирующему органу подлежали бы представлению данные, свидетельствующие о выполнении требования ч. 11 ст. 21 Федерального закона об избрании в руководящие органы этой организации граждан, достигших 18 лет.

Поскольку ВАИП не является молодежным общественным объединением, то ее учредителями, членами и участниками могут быть лишь граждане, достигшие 18 лет.

В соответствии с п. 3.1 представленного на регистрацию устава членами ассоциации могут быть граждане РФ, обучающиеся в высших и средних учебных заведениях, преподаватели и руководители этих учебных заведений.

Оценивая аналогичные положения, содержащиеся в п. 3.1 устава Санкт-Петербургской Вузовской Ассоциации по изучению Принципа (Философии Единения), суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что подобная формулировка предполагает возможность членства в ВАИП несовершеннолетних лиц.

Таким образом, п. 3.1 представленного на перерегистрацию устава допускает в нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона возможность членства несовершеннолетних в общественной организации, не являющейся молодежной. В этой связи отказ регистрирующего органа в перерегистрации по данному основанию является законным.

В силу ч. 6 ст. 21 Федерального закона для регистрации общественного объединения в числе других должен быть подан документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению.

ВАИП не подан документ, подтверждающий право организации распоряжаться помещением, указанным в гарантийном письме о предоставлении юридического адреса, без чего такое письмо не может свидетельствовать о правомочности предоставления адреса. Данное обстоятельство также послужило основанием к отказу в перерегистрации. Однако в решении суда отказ по этому основанию оставлен без оценки.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие подачу названного документа, в связи с чем отказ не может быть признан незаконным.

Неопределенность отдельных положений устава и редакционные неточности, указанные в заключении регистрирующего органа, в совокупности с вышеприведенными нарушениями также препятствовали перерегистрации ВАИП, которая обязана была привести свой устав в соответствие с Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании (ч. 2 ст. 52 Федерального закона).

С учетом изложенного решение суда в указанной части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части, так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, с которыми стороны ознакомлены.

Руководствуясь п. 3 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

решение Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2001 года в части отказа в удовлетворении заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о ликвидации общественного объединения «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)» и в части удовлетворения заявления этого общественного объединения о признании отказа в перерегистрации незаконным и обязании произвести перерегистрацию отменить.

Вынести новое решение в этой части, которым заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области удовлетворить, ликвидировать общественное объединение «Санкт-Петербургская Вузовская Ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)»; в удовлетворении заявления этого общественного объединения о признании незаконным отказа в перерегистрации и обязании произвести перерегистрацию отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационный протест прокурора г. Санкт-Петербурга — без удовлетворения.