Охрана ук рф

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 143 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТрК).

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда и повлекшего общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами).

3. Учитывая, что диспозиция комментируемой статьи бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.

По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК.

Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.

4. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Если нарушение правил охраны труда не повлекло последствий, указанных в комментируемой статье, ответственность за нарушение должна наступать по ст. 5.27 КоАП.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

6. Субъект преступления — специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В иных случаях лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

Однако если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в комментируемой статье, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.

В отличие от комментируемой статьи ответственность по ст. ст. 216 и 217 УК могут нести как лица, на которых возложена обязанность по выполнению правил и норм охраны труда, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.

Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда

Новая редакция Ст. 143 УК РФ

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 143 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 Трудового кодекса).

Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих основной и квалифицированный составы преступления. Деяния, предусмотренные ч. 1 статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие по поводу соблюдения правил охраны труда. Дополнительным объектом выступает жизнь и здоровье человека.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

2.1. Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (см. ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса).

2.2. Правила охраны труда направлены на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правила охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (см. ч. 1, 2 ст. 211 Трудового кодекса).

2.3. Правила охраны труда устанавливаются федеральными законами (основы охраны труда устанавливаются ст. 209 — 231 Трудового кодекса; ст. 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 22.08.2004) ), иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, закрепляющих правила охраны труда, устанавливается Правительством РФ (см. ч. 1, 3 ст. 211 Трудового кодекса). Отдельные правила охраны труда могут устанавливаться в локальных нормативных актах, принимаемых работодателем (см. ст. 8 Трудового кодекса).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; 2004. N 35. Ст. 3607.

2.4. Под техникой безопасности понимаются правила охраны труда, непосредственно обеспечивающие безопасные условия труда, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

2.5. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда может выражаться как в форме действия, так и бездействия.

2.6. Составы преступления по конструкции материальные. Преступление окончено (составами) в момент причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или смерти человека (ч. 2). О критериях и правилах определения тяжкого вреда здоровью см. коммент. к ст. 111.

3. С субъективной стороны составы преступления характеризуются виной в форме неосторожности.

4. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Указанные обязанности могут вытекать из прямого указания закона, подзаконного акта, условий соглашения, коллективного или трудового договора, занимаемой должности и др.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицирующий признак — причинение смерти по неосторожности (см. коммент. к ст. 109 УК).

Другой комментарий к Ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим может являться только наемный работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), где были нарушены правила охраны. Причинение вреда здоровью иным лицам вследствие нарушения правил охраны труда должно квалифицироваться по ст. ст. 109, 118 или 293 УК РФ.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме действия или бездействия, образующим нарушение действующих правил техники безопасности либо иных правил охраны труда (правил промышленной санитарии и гигиены, специальных правил безопасности относительно несовершеннолетних, беременных и т.д.).

Ответственность по ст. 143 УК РФ наступает также в случае бездействия руководителя организации, работодателя — индивидуального предпринимателя по созданию в установленных законом случаях службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда или назначению уполномоченного в области охраны труда работника либо бездействия в разработке соответствующих инструкций или обеспечения надлежащего контроля за исполнением правил техники безопасности, иных правил охраны труда.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Умышленное нарушение соответствующих правил следует квалифицировать по статьям гл. 16 УК, предусматривающим ответственность за совершение умышленного преступления против жизни и здоровья.

5. Субъект специальный: работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), на которого в установленном порядке были возложены обязанности по соблюдению соответствующих правил, руководитель организации либо работодатель — физическое лицо.

Действия иных лиц, нарушивших соответствующие правила, в случае наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо гибели потерпевшего следует квалифицировать по ст. ст. 109, 118 УК РФ.

Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (действующая редакция)

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 143 УК РФ

1. Потерпевшим может являться только работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), где были нарушены правила охраны труда. При этом не имеет значения документальное оформление трудовых отношений; потерпевшим может являться и лицо, находящееся в фактических трудовых отношениях с работодателем. Если пострадали другие лица, то содеянное является преступлением против жизни или здоровья личности (ст. ст. 109, 118 УК) либо халатностью (ст. 293 УК).

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил техники безопасности (условий труда, при которых исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов) либо иных правил охраны труда (правил промышленной санитарии и гигиены; специальных правил безопасности относительно несовершеннолетних, беременных и т.д.).

3. Состав преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143) или смерти потерпевшего (ч. 2 ст. 143).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, на которое в силу служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдения тех же правил (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»).

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

СТ 143 УК РФ.

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены
обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью человека, —
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на
срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух
лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы
на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются
государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых
актах субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 143 Уголовного кодекса

1. Потерпевшим может являться только наемный работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), где были нарушены требования охраны труда. Причинение вреда здоровью иным лицам вследствие нарушения требований охраны труда должно квалифицироваться по ст. 109, 118 или 293 УК.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме действия или бездействия, образующим нарушение действующих требований охраны труда, в том числе правил промышленной санитарии и гигиены, специальных правил безопасности относительно несовершеннолетних, беременных и т.д.

Ответственность по ст. 143 УК наступает также в случае бездействия руководителя организации, работодателя — индивидуального предпринимателя по созданию в установленных законом случаях службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда или назначению уполномоченного в области охраны труда работника либо бездействия в разработке соответствующих инструкций или обеспечения надлежащего контроля за исполнением правил техники безопасности, иных правил охраны труда.

Согласно примечанию требования охраны труда представляют собой государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Уголовный закон умалчивает о требованиях охраны труда, установленных локальными нормативными актами, однако ст. 209 Трудового кодекса РФ относит локальные акты к числу источников требований охраны труда. Таким образом, через действие ст. 209 Трудового кодекса РФ нарушение этих требований также является уголовно наказуемым.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Умышленное нарушение соответствующих требований следует квалифицировать по статьям гл. 16 УК, предусматривающим ответственность за совершение умышленного преступления против жизни и здоровья.

5. Субъект специальный: работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (юридическим лицом (организацией) или физическим лицом), на которого в установленном порядке были возложены обязанности по соблюдению соответствующих требований, руководитель организации либо работодатель — физическое лицо.

Действия иных лиц, нарушивших соответствующие требования, в случае наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью либо гибели потерпевшего следует квалифицирован по ст. 109, 118 УК.

Уголовный кодекс РФ Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Статья 246 УК РФ:

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246 УК РФ:

1. В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется множество нормативных актов. К наиболее важным из них относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Водный кодекс Российской Федерации N 74-ФЗ; Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закон РФ N 2395-1 «О недрах»; Федеральный закон N 52-ФЗ «О животном мире»; Федеральный закон N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Земельный кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ (ЗК РФ); Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Природа (природная среда) — бесценное общечеловеческое благо. Природные богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Охрана окружающей природной среды — одна из основных функций Российского государства, приоритетная задача не только экологического, но и других отраслей российского права. В частности, ст. 2 УК РФ к основным задачам российского уголовного законодательства впервые относит «охрану окружающей среды от преступных посягательств», подчеркивая тем самым исключительную важность и ценность данного объекта уголовно-правовой защиты. Реализация охранительной функции уголовного законодательства призвана в данном случае обеспечить формирование и укрепление экологического правопорядка и экологической безопасности на территории Российской Федерации, под которой (безопасностью) понимается состояние защищенности жизненно важных экологических прав и интересов человека, прежде всего права на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду. УК РФ содержит развернутую систему природоохранительных норм, которые создают достаточную правовую основу эффективной борьбы с экологической преступностью. Исходя из однородности и важности объекта правовой охраны, в российском уголовном законодательстве в системе Особенной части нового УК РФ выделена самостоятельная глава, в которой сгруппированы все основные природоохранительные нормы, закрепляющие составы соответствующих экологических преступлений.

3. Родовым объектом экологических преступлений является специфическая группа однородных общественных отношений, сложившихся в сфере взаимодействия общества и природы, которые охватывают отношения по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, являются общественные отношения по охране окружающей среды и экологическая безопасность как такое состояние в сфере взаимодействия общества и природы, которое гарантирует обеспечение жизненно важных интересов и неотъемлемых личных благ человека (жизни, здоровья) от неблагоприятного воздействия загрязненной среды. Факультативным объектом может быть здоровье человека.

4. Предметом данного преступления в зависимости от обстоятельств конкретного дела могут выступать любые компоненты окружающей природной среды, которым причинен вред в результате нарушения субъектом соответствующих правил ее охраны. Это могут быть естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы и даже памятники природы. В качестве потерпевшего от преступления может выступать человек, здоровью которого причиняется вред в результате нарушения надлежащих правил охраны окружающей среды на той или иной стадии подготовки объекта к эксплуатации.

5. Объективная сторона преступления выражается в деянии в виде действия или бездействия — нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов (например, объектов коммунально-бытового хозяйства, полигонов, стрельбищ, пусковых комплексов ракет и т.д.). Диспозиция ст. 246 УК РФ является бланкетной. Она отсылает правоприменителя к нормам других отраслей права и подзаконных актов.

6. По своей конструкции нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — материальный состав преступления. В качестве общественно опасных последствий закон называет: 1) существенное изменение радиоактивного фона; 2) причинение вреда здоровью человека; 3) массовую гибель животных; 4) иные тяжкие последствия.

Учитывая положения Закона «Об охране окружающей среды», а также рекомендации, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений. При этом следует учитывать существующие нормы радиационной безопасности.
Причинение вреда здоровью человека как следствие нарушения правил охраны окружающей среды может выразиться в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, признаки которых даны соответственно в ст. ст. 111, 112 и 115 УК. При неосторожном отношении виновного к данному виду последствий содеянное всегда охватывается признаками состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК. Однако при установлении умышленной вины в отношении таких последствий, как тяжкий вред здоровью, содеянное требует квалификации по совокупности со ст. 111 УК, так как предусмотренное ею деяние является более опасным и потому ни при каких условиях не может быть признаком рассматриваемого преступления.
Массовая гибель животных — это уничтожение большого количества их разнообразных видов на определенной территории или водном объекте.

Иные тяжкие последствия, о которых говорит закон, — это оценочный признак, устанавливаемый органами следствия и судом с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного уголовного дела. В качестве таковых может, например, быть признана гибель урожая зерновых культур на относительно большой площади. Пункт 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ рекомендует понимать под иными тяжкими последствиями такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.
Между нарушениями правил охраны окружающей среды и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена необходимая причинная связь.

7. Субъективная сторона рассматриваемого преступления по отношению к последствиям характеризуется как неосторожной (что наиболее типично), так и умышленной формой вины (в исключительных случаях). Чаще всего виновный, нарушая правила охраны окружающей среды, не предвидит вредных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (небрежность), либо предвидит возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить (легкомыслие).

8. Рассматриваемое преступление может быть совершено только специальным субъектом, достигшим 16-летнего возраста, — лицом, ответственным за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации различных объектов. Круг этих лиц в зависимости от этапов подготовки объектов к эксплуатации весьма широк, начиная от разработчиков проекта до директора и главного инженера действующего объекта.

Административная ответственность
Уголовная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Назад | | Вверх

Статья 255. УК РФ

Нарушение правил охраны и использования недр

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Комментарии к статье 255 УК РФ

Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливов морей.

Законодательство о недрах состоит из Федеральных законов от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с послед. изм.), от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с послед. изм.), от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с послед. изм.); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (с послед. изм.); Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. , и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены также в Градостроительном кодексе РФ.

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

СЗ РФ. 1992. N 50. Ст. 823.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

СЗ РФ. 2005. N 20. Ст. 1885.

Предмет преступления — содержимое недр (полезные ископаемые, добыча и использование которых природопользователями требует специального разрешения, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни).

Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).

На практике зачастую сложность вызывает определение драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений).

Драгоценными камнями Закон признает природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также жемчуг. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ювелирной промышленности и торговле используется классификация с учетом рыночной стоимости драгоценных камней, применения их в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Согласно этой классификации к драгоценным камням относятся: алмаз, рубин, изумруд, сапфиры (синий, зеленый, оранжевый и фиолетовый), александрит, благородный опал (белый и огненный), благородный жадеит, демантоид, шпинель, аквамарин, топаз, родолит, циркон, турмалин, альмандин, лунный и солнечный камни, хризолит, цитрин .

См.: Корнилов Н.И., Солодов Ю.П. Ювелирные камни. М., 1987. С. 32 — 33.

Классификация, выработанная геолого-минералогической наукой (академиком А.Е. Ферсманом и М. Бауэром), к драгоценным камням относит более 60 минералов, которые, в свою очередь, делятся на три порядка.

От драгоценных камней следует отличать поделочные цветные камни, которые представлены примерно 40 минералами и горными породами. Они делятся также на три категории:

1 — нефрит, лазурит, главколит, лабрадор, орлец, малахит, кварцит, яшма, везувиан, розовый кварц и др.;

2 — лепидолит, стеатит, селинит, флюорит, агальмагодит, серпектин и др.;

3 — мрамор, порфиры и частью декоративный материал — брекчии, сливные кварциты и др.

Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие «полезные ископаемые недр Земли» и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК РФ.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; наличии последствий в виде причинения значительного ущерба; причинной связи между последствиями и деянием.

Как правило, такое нарушение может быть совершено путем действия. Однако при эксплуатации объекта — и путем бездействия.

Понятие «охрана недр» аналогично понятию «охрана природных ресурсов». Оно предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра хозяйственной и иной деятельности человека.

Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для:

а) регионального геологического изучения, включающего геолого-геофизические работы, изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

б) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

в) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

г) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное значение;

д) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Закона «О недрах»).

Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).

Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа, гравия и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами власти субъектов РФ.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 Закона «О недрах», устанавливается федеральным органом управления фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; порчу месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, выборочную отработку месторождений, приводящую к необоснованным потерям запаса полезных ископаемых.

Действия по нарушению правил охраны недр также могут выражаться в затоплении, загрязнении недр, в частности при хранении нефти, газа, размещении отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении .

См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. М., 1998. С. 248.

К нарушениям правил использования недр относятся: их использование при строительстве либо в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разработка недр за пределами горного отвода; добыча полезных ископаемых сверх установленного объема; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям полезных ископаемых.

Горнодобывающее предприятие — это предприятие по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом (карьерный) или из-под земли (шахтный).

Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, включают сооружения (тоннели, шахты, колодцы, штреки, скважины и т.п.), не предназначенные для добычи полезных ископаемых, а необходимые для осуществления иной деятельности: археологических, палеонтологических работ, научно-исследовательских изысканий, прогнозирования землетрясений.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых подразумевает возведение сооружений без получения соответствующего разрешения специально уполномоченных органов в области охраны и использования недр, если получение такового обязательно.

При этом проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов разрешается только после проведения экологической экспертизы и получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах площадей, подлежащих застройке. Застройка площадей при наличии в их недрах полезных ископаемых допускается только с разрешения указанных органов, при условии что полезные ископаемые можно будет извлечь, либо доказана экономическая целесообразность застройки (ст. 25 Федерального закона «О недрах»).

Понятие значительного ущерба является оценочной категорией и в Законе или иных нормативных правовых актах не раскрывается. Не определяется оно и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» . Нет единства по этому вопросу и в юридической литературе. Зачастую при комментировании ст. 255 УК РФ он просто замалчивается.

БВС РФ. 1999. N 1.

На наш взгляд, при определении размера ущерба следует принимать во внимание определение существенного вреда природной среде, изложенное в п. 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда (см. комментарий к ст. ст. 246 и 247 УК РФ), и сходные определения последствий в составах преступлений, предусмотренных ст. ст. 246, 247, 248, 249, 250, 254 УК РФ. Применительно к ст. 255 УК РФ вопрос следует решать с учетом ценности используемого участка земли; вида добываемого природного ресурса; количества добытого; количества уничтоженных или поврежденных ресурсов (например, земли, растительности, лесных угодий); их экологической значимости и стоимости потерь запасов полезных ископаемых; возможности дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр; расходов на восстановление прежнего состояния земли, упущенной выгоды; площади выведенных из сельхозоборота земель; вреда, причиненного животному миру, и т.п. Например, следует считать значительным ущерб, причиненный проектированием и размещением крупного гидроузла с затоплением в районе площади залегания месторождения полезных ископаемых, имеющего промышленное значение.

Между названными в диспозиции нарушениями правил охраны и использования недр и причиненным значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным, когда причинен значительный ущерб.

С субъективной стороны возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления значительного ущерба, не желает, но сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления такого ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на его предотвращение (преступное легкомыслие).

Мотивы и цели находятся за пределами состава и для квалификации преступления значения не имеют.

Субъект преступления специальный — вменяемое, достигшее возраста 16 лет лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объекта.

Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии состава преступления против службы содеянное квалифицируется по ст. 255 и по ст. 201 или ст. 285 УК РФ по совокупности.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию.

Нарушение при незаконном использовании недр режима особо охраняемых геологических объектов при наличии признаков состава преступления влечет ответственность по ст. ст. 255 и 262 УК РФ по совокупности.

Драгоценные металлы и драгоценные камни согласно указанным Закону РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Закону РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с послед. изм.) более не являются валютными ценностями. Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства. Договоры заключаются в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, аналогичных государственных фондов субъектов РФ (ст. 6 Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Лицо, незаконно добывающее эти полезные ископаемые с целью последующего совершения сделок с ними в нарушение действующего законодательства РФ, помимо ст. 255 УК РФ, подлежит ответственности за приготовление к совершению незаконного оборота драгоценных металлов или природных драгоценных камней (ст. ст. 30, 191 УК РФ), а при совершении таких сделок либо хранении, перевозке, пересылке драгоценных металлов или драгоценных камней — по ст. 191 УК РФ.

ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.

Нарушение правил безопасности горных работ, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб, влечет ответственность по ст. 216 УК РФ.