Ооо тендеры оао ржд

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

РЖД заплатили миллиарды подставным частным компаниям

МОСКВА — В самой большой стране мира на железной дороге все еще можно разбогатеть. Государственная компания РЖД с годовым оборотом почти миллиард пассажиров и 42 миллиарда долларов открывает бескрайние возможности для коммерческой инициативы.

Во главе её стоит Владимир Якунин, старый друг и соратник президента России Владимира Путина. Он курирует компанию, которая заключает международные сделки, продает облигации крупным инвесторам и проектирует невероятно дорогие новые высокоскоростные железнодорожные ветки. По многим параметрам РЖД — это стандартная гигантская корпорация.

Однако расследование Рейтер раскрыло другую сторону работы принадлежащей государству компании: при Якунине она заплатила миллиарды долларов частным подрядчикам, которые скрывают своих конечных владельцев и редко или вообще не появляются по адресу регистрации.

Проведенное Рейтер исследование тендеров, объявленных РЖД, также обнаружило контракты стоимостью в сотни миллионов долларов, которые были отданы компаниям, которые с виду боролись за госзаказы как конкуренты, но на деле, похоже, оказывались тесно связаны друг с другом.

Например, с 2010 по 2013 год в 43-х тендерах на более чем 340 миллионов долларов принимали участие только две компании. Как выяснилось, эти две фирмы были зарегистрированы в один день одним и тем же лицом, действовавшим от имени владельцев, информация о которых не раскрывается. Обе фирмы отрыли счета в один и тот же день в одном и том же банке и два года подряд отчитывались об одинаковом количестве сотрудников. Однажды они подали заявки на участие в объявленном РЖД тендере с разницей в одну минуту. В прошлом октябре, после того как Рейтер впервые обратился с вопросом о компаниях, обе зарегистрировали в интернете по сайту в один и тот же день.

Российский эксперт Сергей Лесничий сказал, что обнаруженные Рейтер факты говорят о попытке манипулирования тендерами на право заключения государственных контрактов, повлекшей за собой увеличение расходов в ущерб РЖД.

Лесничий, возглавляющий экспертную госорганизацию Центр финансовых исследований, сказал, что если будет подтверждено, что кто-то в РЖД зарабатывал таким образом, это может быть квалифицировано российским законодательством как мошенничество. Однако, по его словам, само по себе участие связанных между собой компаний в тендере на получение государственных контрактов по российским законам не является правонарушением.

Проведенный Рейтер последующий анализ банковских переводов, имеющих отношение к работе одного из крупных частных подрядчиков РЖД, обнаружил признаки того, что ряд американских и российских финансовых следователей и аналитиков сочли сомнительной банковской деятельностью.

Анализ позволил предположить, что уплаченные РЖД миллионы долларов достались компаниями, которые не имели никакого отношения к железным дорогам. Некоторые из этих компаний были признаны российскими властями фиктивными и не проводившими никаких реальных операций.

Эти денежные переводы проводились через небольшой банк, совладельцем которого с 2007-го по 2009 год был бизнесмен Андрей Крапивин. Глава РЖД Якунин, как писала российская газета «Ведомости», однажды охарактеризовал Крапивина как старого знакомого и «советника на общественных началах», хорошо разбирающегося в банковском деле.

Крапивин и несколько его деловых партнеров были или остаются директорами крупных компаний-подрядчиков, работающих с РЖД.

Представитель РЖД сказал, что Крапивин «не является советником» Якунина, но не ответил на вопрос о том, был ли он им раньше.

На кону огромные деньги: в 2012 году РЖД распределила среди частных подрядчиков контракты более чем на $22,5 миллиарда долларов и более 19,7 миллиарда долларов она заплатила своим сотрудникам.

В марте, после того как Россия аннексировала Крым, Якунин в числе других высокопоставленных россиян и представителей ближнего круга Путина попал под санкции, введенные США. Американское министерство финансов охарактеризовало его как «наперсника Путина» (confidant), который «регулярно консультируется с Путиным по вопросам, относящимся к компании РЖД».

Он знаком с Путиным с 1990-х годов, когда оба жили в Санкт-Петербурге. Путин назначил его главой РЖД в начале своего второго президентского срока в 2005 году.

Якунин не ответил на запросы Рейтер, касающиеся этой статьи, но от его пресс-секретаря в ОАО РЖД пришли письменные комментарии.

«Закупочная деятельность ОАО РЖД осуществляется в строгом соответствии с профильным действующим законодательством», — написал Александр Пирков.

Тендеры были организованы «максимально прозрачно», а закупочная деятельность, по его словам, «многократно проверялась компетентными государственными органами, включая Счётную палату РФ».

РЖД сообщило, что все упомянутые Рейтер компании работали в соответствии с законом, что они честно получили контракты и исполнили их надлежащим образом.

Крапивин не ответил на письмо Рейтер с просьбой прокомментировать это. Вместо этого позвонил его сын. Алексей Крапивин сказал, что его отец не имеет никакого отношения к подрядчикам железных дорог и трансакциям, о которых идет речь в этой статье. Он сказал, что любое предположение об обратном будет «бредом собачьим». От подробных комментариев он отказался.

АУКЦИОНЫ

В восточной части Москвы, утопающей в зелени, стоит дом с красной крышей и детской площадкой во дворе. Прошлым летом там собирались покурить молодые мужчины в джинсах и футболках.

Этот дом таит в себе больше, чем кажется на первый взгляд. Здесь зарегистрирована штаб-квартира компании, начиная с 2010 года выигравшей контракты РЖД и ее дочерних фирм на 9 миллиардов рублей (270 миллионов долларов). В документации указано, что в ней работает более 100 человек.

Когда репортер наводил справки в этом доме, к нему вышел мужчина с бритой головой и татуировками на руках, которому на вид было за 40. На вопрос, где находится компания «МПЦентр ЖАТ», подрядчик РЖД, он послал за человеком помоложе, чьи волосы были выстрижены по бокам, а на затылке собраны в хвост.

«Они здесь сидят. У них офис на втором этаже, но они приходят только раз в неделю», — сказал мужчина с хвостом.

МПЦентр вошел в выборку из 10 компаний, деятельность которых изучил Рейтер. Вместе, с 2007 года, как свидетельствуют тендеры и другие документы, они получили от Российских железных дорог больше 2,5 миллиардов долларов.

Рейтер выбрал эти фирмы, поскольку они претендовали на контракты по одним и тем же видам работ, в основном модернизации систем сигнализации и систем управления движением поездов. Они были отобраны из длинного списка железнодорожных подрядчиков, предоставленного живущим в Великобритании российским банкиром Германом Горбунцовым, который выжил после покушения на него, произошедшего в 2012 году в деловом районе Лондона Кэнари Уорф.

Перед тем, как покинуть Россию, Горбунцов в доле с Крапивиным владел Столичным торговым банком, известным также как СТБ. Все 10 железнодорожных подрядчиков, деятельность которых была изучена Рейтер, имели счета в этом банке.

На первый взгляд, РЖД предлагает контракты частным подрядчикам через открытые тендеры, где действуют законы рынка. Однако несколько человек, знакомых с процессом распределения контрактов, заявили, что некоторые подрядчики действовали сообща для того, чтобы выиграть тендеры. Как они говорят, это делается либо компаниями, которые остаются единственными участниками конкурса, либо с помощью переговоров с конкурентами о том, чтобы заранее выбрать победителя или завысить цены. Рейтер не смог проверить эти обвинения.

Проведенный Рейтер анализ тендеров, в которых участвовали эти 10 компаний, показал, что они не предпринимали особых усилий для того, чтобы выигрывать контракты за счет снижения цены. Из 185 случаев, где был указан победитель, 79 были заключены по цене всего на 0,5%— до последней копейки — ниже максимальной, которая была установлена РЖД. Следующие 35 победителей получили контракты по цене на 1% ниже стартовой.

Установить происхождение и проследить за деятельностью этих 10 железнодорожных подрядчиков было трудно. Двумя крупнейшими бенефициарами, исходя из стоимости полученных от РЖД контрактов, были МПЦентр ЖАТ и компания под названием Транссервисавтоматика ТСА). С 2010 по 2013 годы они были единственными конкурентами в борьбе за контракты на сумму более 340 миллионов долларов. МПЦ и ТСА выступали как соперники и на первый взгляд казались самостоятельными юридическими лицами.

Чтобы узнать о них больше, Рейтер решил посмотреть на их головные офисы. Согласно российскому реестру юридических лиц, штаб-квартира МПЦ находилась в том самом доме с детской площадкой во дворе, где наш корреспондент никого не застал. Головной офис ТСА по документам должен был располагаться в 15-этиажном здании сразу за Московской кольцевой автодорогой. Там находились бизнес-центр, автомобильный дилерский центр, фитнес-клуб, салон красоты, отделения двух банков, цветочный и продуктовый магазины, но не было ни одного признака присутствия ТСА. Охранник нашел упоминание о ней в компьютере, но сказал, что её офиса там нет.

Помимо неуловимости у МПЦ и ТСА есть другие разительные сходства, в том числе, тот факт, что они были зарегистрированы в один и тот же день в 2005 году одним и тем же лицом и что однажды в один и тот же день они открыли счета в банке СТБ.

Эти пересечения не были простыми совпадениями, сказал бывший менеджер, работавший в обеих компаниях в разное время в середине 2000-х годов. Эти две компании фактически были частью одной группы и вместе участвовали в тендерах на контракты РЖД, «для уверенности» в победе владельца группы.

В документах МПЦ и ТСА указывают в качестве своих руководителей двух разных людей. Никто их них не ответил на неоднократные просьбы прокомментировать ситуацию.

В отношении этих двух компаний пресс-секретарь Якунина Пирков написал: «Они являются благонадежными поставщиками и полноценно функционирующими предприятиями».

«Поставки в рамках заключенных контрактов осуществлялись в срок, продукция была надлежащего качества. Никаких фактов неблагонадежности выявлено не было».

Из 10 проверенных компаний только одна — «Желтрансавтоматика» — находилась по зарегистрированному юридическому адресу и Рейтер обнаружил там работающих людей. Менеджер компании не ответил на письменные вопросы.

Четыре из этих 10 компаний указали юридические адреса, где никто и не слышал о них. Вместо их штаб-квартир там находились склад по соседству с автомагистралью, автосервис и дорогой магазин детских товаров в центре Москвы.

Кому принадлежат эти компании? Форма собственности МПЦ не обязывает юридическое лицо раскрывать имена своих акционеров. Формальные владельцы остальных девяти подрядчиков РЖД представляют из себя пеструю компанию. По уставным документам, каждая фирма принадлежала одному или двум физическим лицам, в общей сложности, ими владели 10 женщин и трое мужчин.

Те владельцы, которых удалось найти, живут в скромных московских многоквартирных домах. В одном из потрепанных зданий человек, указанный в официальных документах в качестве единственного собственника одного из подрядчиков, подтвердил, что был формальным владельцем фирмы до последнего времени. Однако на самом деле, сказал он, они никогда реально не контролировали деятельность компании, а действовали как подставные владельцы, скрывая настоящих собственников компании.

Фиктивный учредитель знал, что бизнес компании связан с контрактами РЖД, но не имел другой информации о ее операциях. Он предположил, что подрядчика контролировал Андрей Крапивин, тот самый, кого Якунин однажды назвал своим «советником на общественных началах».

«Я знаю Алексея Крапивина», — сказал формальный учредитель фирмы о сыне Андрея Крапивина. По его словам, именно сын организовал бизнес компании с РЖД. Как говорит учредитель, Крапивин-старший был «главным человеком», стоящим за этим бизнесом, в то время как его сын решал практические вопросы.

В телефонном разговоре сын Крапивина Алексей сказал, что СТБ принадлежал Горбунцову, а не его отцу, и что его отец не стоял за железнодорожными подрядчиками. На дальнейшие вопросы он не ответил. В письменном заявлении, подписанном Андреем Крапивиным говорится, что он был акционером СТБ с 2007 по 2009 годы. В открытой документации банка также указывается, что в 2008 году ему принадлежала доля в проекте.

Пресс-секретарь Якунина не стал отвечать на вопрос, имеет ли Крапивин отношение к какому-либо из 10 подрядчиков, но исключил возможность каких-либо нарушений.

ТРАНСАКЦИИ

От паровых локомотивов времен революции и «Доктора Живаго» до двухэтажных экспрессов, с грохотом мчащихся к местам соревнований зимней Олимпиады в Сочи, железные дороги помогали строить Россию, став связующим звеном в географии страны и сквозным мотивом ее культуры.

Когда в апреле 1917 году Владимир Ленин вернулся из ссылки, чтобы встать во главе революционного движения, он ехал из Финляндии в Санкт-Петербург, при царях игравший роль столицы, на паровозе. К 21-му веку РЖД надеялась модернизировать историческую железнодорожную ветку и пустить по ней электропоезда, развивающие скорость в 220 километров в час.

Одним из крупнейших бенефициаров этого проекта стал частный подрядчик под названием Сетьстройэнерго. В общей сложности, РЖД заплатило Сетьстройэнерго за период между 2007 и 2013 годами почти 1 миллиард долларов, что следует из открытой информации об итогах тендеров и базы данных банковских операций, предоставленной Горбунцовым.

Когда, порвав с деловыми партнерами, в том числе с Крапивиным, Горбунцов покинул Россию, он взял с собой ноутбук. В нем помимо других баз данных банка содержались записи о миллионах трансакций, проведенных через СТБ с начала 2007-го по конец 2009 года. Деньги крутились через водоворот счетов, что, по словам Горбунцова, осложняло задачу внешних аудиторов или налоговых проверяющих проследить их путь.

Чтобы понять, что случилось со средствами РЖД, Рейтер изучил финансовые потоки, лившиеся в Сетьстройэнерго и из нее, по записям базы данных Горбунцова. Подлинность архива была проверена по выборке трансакций через независимые источники.

В период с 2007 по 2009 год РЖД, согласно базе данных, перечислили 772 миллиона долларов на счет Сетьстройэнерго в СТБ. Эти платежи и последовавшие трансакции выглядели похожими на схему, описанную Горбунцовым.

Например, РЖД сделало в адрес Сетьстройэнерго 98 платежей общим размером в 211 миллионов долларов, но деньги практически мгновенно уходили на другие банковские счета. В каждой из этих трансакций Сетьстройэнерго получало от РЖД сумму денег и в тот же день или на следующий рабочий день платило точно такую же сумму компании, называвшейся Строймонтаж.

Деньги уходили на счет Строймонтажа в Банк Индустриальный кредит (Инкредбанк). Этим банком тоже управлял Горбунцов, Крапивин не был его совладельцем.

Кто контролировал Строймонтаж и его счет в Инкредбанке, неясно, так же как и то, почему компания получала платежи от Сетьстройэнерго. Строймонтаж был ликвидирован в 2010 году, а его владельцы и менеджмент не оставили за собой никаких следов. Сетьстройэнерго отказалось от комментариев.

База данных Горбунцова содержит информацию о трансакциях обоих банков: Инкредбанка и СТБ. По этим данным, Строймонтаж быстро отправлял полученные деньги другим юридическим лицам. Часть денег уходила на счета за пределами Инкредбанка и СТБ, но большинство циркулировало по множеству счетов в этих двух банках.

За 30 месяцев, начиная с 2007 года, Строймонтаж перевел немногим больше трети средств, которые он получил, на счета за пределами СТБ и Инкредбанка. Похоже, если исходить из открытых данных и разговоров с местными железнодорожными чиновниками, эти деньги шли железнодорожным подрядчикам за такие работы, как прокладка новых железнодорожных путей и установка сигнального оборудования.

Однако почти две трети средств, которые получал Строймонтаж, быстро уходили на счета других компаний, открытых в СТБ или Инкредбанке. Поиск по корпоративной и тендерной документации, решениям судов, справочникам и сообщениям в прессе не обнаружил связи между этими компаниями с выполнением работ на железных дорогах. Найти представителей этих фирм и обратиться к ним с просьбой о комментарии было невозможно.

Одним из получателей средств была компания Легатта, чьи счета обслуживались в СТБ. По опубликованным данным, доход Легатты за год к концу 2007 года составил лишь 3800 долларов. Однако в тот же период банковская база данных показала, что Строймонтаж заплатил этой компании 115 миллионов долларов. Рейтер не удалось связаться с Легаттой.

Компания под названием Юниволд тоже была получателем средств Строймонтажа. С мая 2007 года по октябрь 2007 года, согласно базе данных, ей было перечислено 67 миллионов долларов. Рейтер не смог найти данных о Юниволде. В 2010 году компания упоминалась в одном из решений московского суда, которое не имело отношения к РЖД. В нем говорилось, что налоговые власти потребовали закрыть счет Юниволда в Инкредбанке, поскольку подозревали, что компания реально не занимается бизнесом.

В некоторых компаниях, получавших деньги от Строймонтажа, люди, зарегистрированные как формальные владельцы, говорили, что ничего не знали о фирмах, которыми они предположительно владели.

Еще одним получателем средств была компания с названием Трастком со счетами в СТБ. Её владелец Надежда Коростылёва по документам была зарегистрирована на юге Москвы. Дверь открыла ее дочь Василиса, которая сказала, что её мать там больше не живет. По ее словам, компаниями ее мамы приходили интересоваться многие.

«Несколько лет назад знакомый ее знакомого попросил ее учредить компанию», — сказала дочь Коростылёвой. Этот человек снял копию с ее паспорта и попросил ее подписать несколько бумаг.

«Фирмы все еще зарегистрированы на ее имя».

Вдобавок к 772 миллионам долларов, которые Сетьстройэнерго получила от РЖД с 2007 по 2009 год, с 2010 по 2013 годы подрядчик также выиграл тендеры РЖД более чем на 223 миллиона долларов, что видно из открытых данных.

Сетьстройэнерго отказалась давать комментарии для статьи. Публичная информация об этой компании ограничена, поскольку она является закрытым акционерным обществом и может не разглашать имена своих владельцев.

Формально ее головной офис состоит из единственной комнаты и находится в неприглядном офисном центре в блочном доме в районе Тушино на северо-западе Москвы. Корреспондент Рейтер приехал по этому адресу в рабочее время, но там никого не было.

* Примечание редактора: эта статья частично основана на базе банковских трансакций, предоставленных бывшим российским банкиром Германом Горбунцовым, который сейчас живет в эмиграции. Рейтер подтвердил подлинность фрагментов архива, показав образцы номеров счетов и имена держателей корпоративных счетов сотрудникам российских налоговых органов. Они сказали, что данные соответствуют их информации. Бывший сотрудник одного из подрядчиков РЖД, не имеющий связи с Германом Горбунцовым, также раскрыл внутренние данные о сделках его компании с РЖД. Эти детали совпали с банковскими трансакциями, записи о которых сохранились в базе Горбунцова. Некоторые денежные переводы из России в зарубежные банки, отраженные в базе данных, были также сличены с банковскими данными, раскрытыми в Нью-Йорке по не связанному с РЖД поводу. Они также подтвердили подлинность базы Горбунцова.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

все тоже ОАО «РЖД»

Nadya » 22 сен 2006, 16:01

Кирилл Кузнецов » 23 сен 2006, 02:29

Nadya » 25 сен 2006, 10:55

Кирилл Кузнецов » 25 сен 2006, 16:35

Nadya » 26 сен 2006, 14:41

Кирилл Кузнецов » 26 сен 2006, 22:15

Forbes » 17 сен 2008, 15:34

Gusik » 18 сен 2008, 08:05

Идрис » 18 сен 2008, 08:07

KKK » 03 мар 2009, 17:24

Евгений Антропов » 28 апр 2009, 22:12

Тендеры: РЖД (ПАО / ОАО)

Государственными тендерами на сайте РосТендер называют все закупки, попадающие под действие федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Т.к. информация о государственных тендерах четко структурирована, и порядок ее публикации регулируется законодательством, РосТендер публикуют данную информацию по следующим правилам:

  • Все изменения к тендеру добавляются к первоначальной записи тендера, краткая информация о тендере при этом обновляется. Дата каждого изменения фиксируется. В случае появления изменения к тендеру, сообщение об этом включается в рассылку о новом тендере.
  • Для государственных тендеров доступен просмотр их результатов. Для того, чтобы получить результат тендера, необходимо добавить тендер в Избранное.

Коммерческими тендерами на сайте РосТендер называются все закупки, которые проводят организации, не попадающие под федеральный закон 44-ФЗ . Из-за отсутствия законодательства, обязывающего заказчиков публиковать информацию о результатах тендеров и изменения к ним, сайт РосТендер реализует следующие правила публикации данных тендеров:

  • Изменения к тендерам публикуются на сайте РосТендер в виде нового тендера с измененной документацией и сроками приема заявок (в случае их изменения). Отличить такой тендер от нового можно по пометке «Тендер с изменением» в рассылке и названиям вложенных документов.
  • Результаты коммерческих тендеров на сайте РосТендер не публикуются.

«Укрзалізниця» заказала в России медали «Почетный железнодорожник»

По данным системы электронных закупок ProZorro, филиал «Укрзалізниці» заключил договор на поставку из РФ 96 наградных знаков «Почетный железнодорожник» и удостоверений к ним. Сумма заказа составила 77,4 тыс. грн. Руководство компании начало расследование.

Филиал компании «Укрзалізниця» «Центр обеспечения производства» по результатам тендера, проведенного через систему электронных государственных закупок ProZorro, заключил договор с филиалом Российской железной дороги (РЖД) на поставку 96 наградных знаков «Почетный железнодорожник». На сайте ProZorro отмечается, что договор заключен 26 июля.

Медали из медно-никелевого сплава должны обойтись «Укрзалізниці» в 181 927 российских рублей (примерно 77 367 грн) с учетом НДС. В комплект также входит удостоверение из кожи с вклейкой на самоклеящейся бумаге.

Договор купли-продажи подписали и.о. директора Центра обеспечения производства Евгений Никитин и директор административно-хозяйственного управления РЖД Владимир Скубак.

Срок поставки товара – до 31 декабря 2018 года.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян написал в Facebook, что после появления этой информации в «Укрзалізниці» начато расследование.

«[И.о. главы правления «Укрзалізниці»] Евгений Кравцов уже разбирается, кому этот значок на лоб повесить», – сообщил Омелян.

Как воровали в РЖД: расследование Радио Свобода

В распоряжении Радио Свобода оказались документы о хищениях в РЖД при экс-президенте Владимире Якунине. Они касаются закупочной деятельности РЖД: выбора единственного поставщика, а также того, как монополия отдавала контракты на аутсорс, при том, что они выполнялись ее собственными сотрудниками

Документы, которые оказались в распоряжении Радио Свобода, относятся к периоду президентства в монополии друга Владимира Путина Владимира Якунина, отправленного в отставку в октябре 2015 года. Однако, по по словам источников в компании, все действующие схемы со сменой руководства не изменились. Многие руководители филиалов РЖД сохранили свои посты и продолжают действовать в тесной связке с представителями прокуратуры и транспортной полиции, покрывающими массовые хищения.

1) «Единственный поставщик»

Закупочная деятельность РЖД регулируется ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон требует от монополии информационной открытости закупок, их конкурентности, целевого и эффективного расходования средств. Однако в отличие от ФЗ-44, регулирующего закупки госорганов, ФЗ-223 допускает для естественных монополий, производителей уникальной продукции, при закупках в чрезвычайных ситуациях и при некоторых других условиях наличие так называемого «единственного поставщика», – когда тендер проводить не обязательно.

Руководство РЖД в «Положении о закупках» в частности разрешило не проводить тендеры «в исключительных случаях» по решению президента, вице-президентов, руководителей филиалов, структурных подразделений ОАО РЖД – то есть, чуть не любого железнодорожного начальника.

На основании таких распоряжений только в 2015 году было заключено 53 483 договора на общую сумму в 88,7 млрд рублей. За восемь месяцев 2016-го года – 30 689 договоров на 79,5 млрд рублей. Для сравнения: примерно те же 160 млрд. рублей Россия тратит в год на новые нацпроекты.

В списке договоров, которые были заключены без конкурса — многомиллиардные контракты на капитальный ремонт объектов «РЖД»,, строительство пересадочных узлов, а также многомиллионные контракты на подготовку внутренней документации.

Документация

Так, в 2014 году ОАО «НИИАС» за 11 млн рублей выполняло «работы при подготовке к правлению ОАО «РЖД», а ЗАО «ЭРТА-КОНСАЛТ» в 2013-м за 11,8 млн рублей подготовило «документы для представления в Минэнерго». ОАО «НИИАС» на 75% принадлежит РЖД, а на 25% – физическим лицам, а бенифициары «ЭРТА-КОНСАЛТ» скрываются в офшорах: компания на 50% принадлежит гражданину РФ, а другие 50% разделены поровну между двумя кипрскими фирмами.

Еще один пример – ЗАО «МКД Партнёр», которая в июле 2014 года разрабатывало «процессную модель ЦДИ» за 9 дней и за 29,7 млн рублей.

Источник Радио Свобода в «РЖД», пожелавший остаться неназванным пояснил: как правило, это договоры-ширмы с одним только генеральным директором и бухгалтером в штате, а работа по подобным контрактам в большинстве случаев не выполнялась вовсе.

Мебель

Руководство РЖД отдаёт на откуп единственным поставщикам и вполне бытовые заказы. В сентябре 2014 года был подписан контракт с ООО Холдинговая компания «Ростжелдортранс» на поставку мебели тогдашнему начальнику ЦДИ Владимиру Супруну на 12,8 млн рублей. Всего мебель для руководства ЦДИ от «Ростжелдортранса» обошлась РЖД в 2014 году в 41 млн рублей. Согласно системе СПАРК-Интерфакс, в штате фирмы – до пяти человек.

Кроме дорогой мебели руководству ЦДИ для работы необходимы и цветы. В 2013 году филиал заключил договор на поставку цветов на 1,1 млн рублей с ООО «Ремсервис», а в 2014-м уже на 1,5 млн с ЗАО «Профтех Компани».

Просто люди хорошие

«Положение о закупках» обязывает РЖД обосновывать выбор единственного поставщика. Однако обоснование чаще всего звучит следующим образом: «данные компании являлись победителями открытых конкурсов» на выполнение данных работ в 2012-2013 годах и «зарекомендовали себя как добросовестные исполнители».

На основании того, что компания хорошо себя зарекомендовала, подписывались договоры, например с ООО «Продюсерская компания «Аметист» на празднование Дня железнодорожника в 2013 году – на 8 млн рублей. Всего на проведение праздников с 2012 по 2014 годы ЦДИ потратила более 21 млн рублей, «Аметист» был основным контрагентом.

2) Масштабная «цепочка откатов»

Масштабы того, как работает «цепочка откатов» показывает лишь один случай. 22 октября 2013 года сотрудники Линейного управления МВД задержали на станции Москва-Курская четверых граждан, проводивших на этой станции ремонтные работы. Они были наняты «в частном порядке» ООО «Витано», которая работала по подряду с ЗАО «СетьСтройЭнерго» — контрагентом РЖД. При этом РЖД выплатило «СетьСтройЭнерго» 5,5 млн рублей, а «Витано» получило почти на миллион меньше. Сколько денег заплатили «в частном порядке» работникам, в документах не указано.

3) Как нанять самого себя?

Еще с конца 2000-х годов РЖД старалось избавиться от непрофильных бизнесов. Ремонт и содержание путей, строительство и ремонт переездов, ремонт объектов инфраструктуры, даже услуги проводников в поездах дальнего следования – все это сегодня передано сторонним компаниям. При этом персонал и оборудование эти компании нередко брали и продолжают брать в аренду у той же РЖД.

Кюветы

К примеру, с 2012 года РЖД отдало на аутсорсинг работы по очистке и нарезке кюветов. В 2012 году конкурсы выиграли две компании – ООО «ГарантСтрой» и ООО «РСП-М»: на 204 млн и 461,6 млн рублей соответственно. При этом РЖД снабжали контрагентов средствами производства: технику сдавали в аренду, на работу к контрагентам переводили и сотрудников РЖД.

Вырубка деревьев

Полностью на аутсорсинг с 2011 года переданы и работы по содержанию полосы отвода и борьбе с растительностью вдоль ж/д путей. Договоры были заключены с несколькими компаниями, в том числе с ЗАО «Группа компаний «Легион» – на 2,6 млрд рублей.

Как и в случае с кюветами, для выполнения этой работы необходимо специальное оборудование, а в удалённых районах и железнодорожная техника для доступа на участки дороги в тайге или в горах – все это предоставлялось РЖД.

Согласно одной из служебных записок, с которой ознакомилось Радио Свобода, стоимость работ «Легиона» оказалась в три-пять раз выше предельной стоимости на подобные работы, установленные РЖД при проведении тендеров. При этом до заключения контракта работы успешно выполнялись работниками РЖД или местными подрядчиками.

Но, несмотря на увеличение затрат, эффективность снизилась: вдоль железной дороги вырубали в три-пять раз меньше растительности, чем было необходимо.

4) Кто контролирует РЖД?

Помимо прокуратуры и полиции за расходами РЖД следит «Желдорконтроль» – внутренняя структура, которая подчиняется напрямую президенту компании.

В 2012 году «Желдоконтроль» проверил проект РЖД «Обновление и модернизация путевой техники». Аудиторы выяснили, что сотрудники РЖД подписывали недостоверные акты технической приёмки и товарные накладные на территории поставщиков: покупатель платил деньги, а техника оставалась у продавца. Таких недостоверных актов было подписано на 1,9 млрд рублей.

В том же документе указано, что поставщики отгрузили некомплектного и непригодного товара на 302 млн рублей – все накладные были также подписаны РЖД.

В 2013 году Росфиннадзор и Московская межрегиональная транспортная прокуратура одновременно провели аудит эффективности расходования бюджетных субсидий на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта. В 2012 году они составили более 23 млрд рублей. Обе проверки выявили масштабные нарушения:

  • нецелевое использование средств, когда за счёт федеральных субсидий ремонтируются подъездные пути,
  • завышение стоимости работ,
  • недостоверные сведения о затратах,
  • нежелание РЖД требовать неустойки со своих контрагентов при срыве сроков.

Всего по обоим документам нарушений почти на 782 млн рублей, и это, как говорят источники Радио Свобода в РЖД, – лишь малая часть реальных нарушений, обнаруженная для отвода глаз.

ОАО «РЖД» выбрало в качестве единого оператора электронной закупочной площадки ООО «РТС-Тендер»

Проводим обучение в любой точке России при наборе группы

ОАО «РЖД» выбрало в качестве единого оператора электронной закупочной площадки ООО «РТС-Тендер». Все закупки компании, размещаемые с 1 октября 2018 г., проводятся по адресу rzd.rts-tender.ru.
Необходимость выбора единого оператора связана с требованиями законодательства, вступившими в силу с 1 июля 2018 г. Так, правительством РФ утвержден перечень из восьми операторов электронных площадок, которые уполномочены проводить закупки в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ОАО «РЖД» провело анализ всех площадок. При этом полностью удовлетворяющей требованиям компании для проведения всех закупок было признана площадка ООО «РТС-Тендер».
Она является единственной, соответствующей наивысшему (первому) классу защищенности, установленному Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Кроме того, площадка внесена в Реестр отечественного программного обеспечения. Количество зарегистрированных поставщиков превышает 500 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей.
Помимо стандартных параметров, площадка представляет уникальные сервисы для заказчиков и поставщиков, включая систему аналитических сервисов на основе технологии BigData, позволяющую осуществлять мониторинг рынков по различным критериям в разрезе любых регионов, контрагентов, сегментов рынка. Имеется возможность обучения поставщиков в собственном обучающем центре, предоставляются индивидуальные рекомендации по участию в закупках в автоматизированном режиме на основе технологии искусственного интеллекта.
Существенным преимуществом электронной площадки ООО «РТС-Тендер» является наличие он-лайн сервиса мониторинга и контроля исполнения договоров, включая исполнение обязательств, ключевых событий с возможностью предоставления аналитической отчетности.

© 2018 АНО ИДПО «Госзаказ»
Все права защищены.

г. Новосибирск, ул. Кирова 86,
2 этаж, офис 202