Органы утверждающие тарифы на коммунальные услуги

Принципы тарифообразования и оплаты жилищно-коммунальных услуг

Закон о жилищно-коммунальных услугах

Раздел 7 – Основные принципы тарифообразования и оплаты жилищно-коммунальных услуг

Статья 30. Принципы государственного регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1. Государственное регулирование цен/тарифов базируется на таких основных принципах:

  1. доступности жилищно-коммунальных услуг для всех потребителей и равенства правовых гарантий;
  2. нормативного регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям по ценам/тарифам, утвержденным в установленном законом порядке;
  3. соответствия уровня цен/тарифов размера экономически обоснованных расходов на их производство;
  4. открытости, доступности и прозрачности структуры цен/тарифов для потребителей и общества;
  5. соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличию, количеству и качеству;
  6. ответственности исполнителей/производителей за несоблюдение требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил;
  7. гарантии социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги и опережения роста доходов населения над ростом цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
  8. создание условий для привлечения, использования по назначению и возврата вложенных инвестиций, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на сокращение себестоимости производства (предоставление) жилищно-коммунальных услуг, энергосбережения, модернизации производства и повышения качества услуг

Статья 31. Порядок формирования и утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги

1. Порядок формирования тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг второй группы (пункт 2 части первой статьи 14 настоящего Закона) определяет Кабинет Министров Украины.

2. Исполнители / производители осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг и подают их органам, уполномоченным осуществлять установления тарифов.

Порядок доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен / тарифов, изменение цен / тарифов с обоснованием его необходимости и об учете соответствующей позиции территориальных общин разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства..

В состав экономически обоснованных затрат на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг включается инвестиционная составляющая — расходы на возмещение инвестиционных ресурсов, привлеченных по инвестиционным программам, и их стоимость.

Порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ (комплекс мер для повышения уровня надежности и обеспечения эффективной работы / эксплуатации систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, конструктивных элементов жилых домов и общежитий, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления и ливневой канализации и технических устройств домов, который содержит обязательства исполнителя / производителя по строительству или реконструкции или модернизации объектов в этой сфере, улучшение качества услуг), реализуемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных предприятий, учреждений и организаций, а также за счет кредитов, предоставленных под государственные гарантии, порядок контроля за их реализацией, а также предельный уровень стоимости инвестиций, которые могут привлекаться по инвестиционным программам, которые включаются при расчете экономически обоснованных затрат, и предельный срок действия инвестиционных программ до момента полного погашения обязательств по ним утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Инвестиционная программа должна содержать перечень мероприятий, сроки и график их реализации с соответствующими расчетами и обоснованием, а также указанием источников финансирования.

Размер инвестиционной составляющей цены / тарифа утверждается органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов.

В случае уменьшения себестоимости производства (предоставление) жилищно-коммунальных услуг в результате реализации соответствующей инвестиционной программы полученные средства направляются на восстановление активов предприятия по перечню, определенным финансовым планом, по согласованию с органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов

3. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере не ниже экономически обоснованных затрат на их производство (предоставление).

При установлении цен / тарифов на услуги, которые производятся субъектами естественных монополий, деятельность которых регулируется национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством, полномочия органов местного самоуправления распространяются исключительно на тариф (составляющую тарифа), который (которая) не подлежит установлению этими национальными комиссиями.

4. В случае установления органом местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, что делает невозможным получение прибыли, орган, который их утвердил, обязан возместить из соответствующего местного бюджета исполнителям / производителям разницу между установленным размером цен / тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг.

7. Национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере несут ответственность за последствия установления или регулирования цен/тарифов, которые изменяются ими согласно их полномочий.
Установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается

8. В случае изменения цен/тарифов на услуги/товары национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере, которые ввели в непредвиденные расходы исполнителей/производителей, национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере обязаны возместить в полном объеме ущерб, обусловленный такими изменениями, на протяжении текущего финансового года и до утверждения нового бюджета.

9. Споры относительно формирования и установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги решаются в судебном порядке.

10. В случае изменения в течение срока действия цен/тарифов объема отдельных составляющих экономически обоснованных затрат по причинам, не зависящим от исполнителя / производителя, в частности, увеличение или уменьшение налогов и сборов, минимальной заработной платы, арендной платы и амортизационных отчислений, повышение или снижение цен на топливно-энергетические и другие материальные ресурсы, исполнители/производители проводят корректировку установленных цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и представляют на утверждение в орган, уполномоченный осуществлять установление таких цен/тарифов. При этом перерасчет цен/тарифов может производиться путем корректировки только тех составляющих структуры цен/тарифов, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения или уменьшения. При корректировке дополнительно учитывается компенсация потерь (или изъятие необоснованно полученных доходов) от применения не скорректированной на изменение стоимости отдельных расходов цены/тарифа в период до установления скорректированных цен/тарифов.
Порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в период рассмотрения расчетов тарифов, установление и их обнародования органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов

Орган, уполномоченный осуществлять установление цен/тарифов, обязан принять решение о корректировке тарифа не позднее чем через 10 дней со дня получения соответствующего представления

Статья 32. Плата за жилищно-коммунальные услуги

1. Плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется ежемесячно согласно условиям договора.

2. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке. При наличии средств учета оплата коммунальных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода в соответствии с условиями договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависимости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства.

4. В платежном документе должны быть предусмотрены графы для указания текущих и предыдущих показаний средств учета потребления коммунальных услуг, разности этих показаний или утвержденных норм, цены/тарифа на данный вид коммунальных услуг и суммы, которая подлежит к уплате за предоставленную услугу.

5. В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель/производитель не позднее чем за 30 дней сообщает об этом потребителям с определением причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований со ссылкой на согласование соответствующих органов.

Раздел 4. Жилищно-коммунальные услуги и их предоставление.

Статья 12. Классификация жилищно-коммунальных услуг.
1. Жилищно-коммунальные услуги разделяются по:
1) функциональному назначению;
2) порядку утверждения цен/тарифов.

Статья 13. Распределение жилищно-коммунальных услуг в зависимости от функционального назначения.
1. В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги разделяются на:
1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и тому подобное);
2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и тому подобное);
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и тому подобное);
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, возобновление несущей способности несущих элементов конструкций и тому подобное).
2. Примерные перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 14. Распределение жилищно-коммунальных услуг в порядке утверждения цен/тарифов.
1. В зависимости от порядка утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги они разделяются на три группы:
1) первая группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
2) вторая группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
3) третья группа – жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).
2. Цены/тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом.

Статья 15. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг.
1. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг устанавливаются с целью обеспечения санитарно-гигиенических требований проживания людей и их пребывания в помещениях, обеспечения технических требований к эксплуатации дома (сооружения), поддержки несущей способности конструкций и эксплуатационных характеристик внутридомовых сетей и систем.
2. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, которые определяют минимальный перечень, минимальные требования к количеству и качеству жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. В перечню минимально необходимых жилищно-коммунальных услуг не могут включаться услуги, цены и тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Статья 16. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг.
1. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.
2. Перечень жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения).
3. Коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:
1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем/производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и пользования, положениями о проведении текущего и капитального ремонтов и другими нормативными документами;
2) межотопительный период для систем отопления, решение о начале и окончании которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями, исходя из климатических условий, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и другими нормативными документами;
3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы.
4. В случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель/производитель обязан уведомить через средства массовой информации о таком перерыве потребителя не позже чем за 10 дней (за исключением перерыва, который возник в результате аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении необходимо отметить причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг.
5. В случае превышения нормативно установленных сроков, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств, исполнитель/производитель несет ответственность в соответствии с законом.
6. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, имеют право временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий.
7. Срок действия решения по ограничению других параметров и нормативов потребительских свойств, режимов предоставления жилищно-коммунальных услуг не может превышать один год.

Статья 17. Порядок доступа к жилью и другому владению для ликвидации аварий, проведения осмотров технического состояния, проверки показаний приборов учета.
1. Потребитель обязан обеспечить доступ к сети, арматуре, приборам учета, распределительным системам представителей исполнителя/ производителя при наличии у них соответствующего удостоверения:
1) для ликвидации аварий – круглосуточно;
2) для установки и замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических и профилактических осмотров, снятия контрольных показателей средств учета и тому подобное – в соответствии с существенными условиями договора;
2. Работники исполнителя/производителя должны уважать права потребителей, посещать и находиться (посещать) только в тех помещениях, где расположено оборудование, проверка, ремонт, осмотр которого происходит.
3. В безотлагательных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, может быть осуществлено проникновение в жилье и другое владение лица для проведения в них осмотра и ликвидации аварий без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ) в порядке, установленном этой статьей.
4. Если потребитель отсутствует и при этом нет возможности установить связь с ним с целью его информирования о необходимости немедленного прибытия в помещение или он отказывается допустить в занятые им помещения представителей исполнителя/производителя и при этом есть объективные основания считать, что авария, неполадки, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям, произошли именно в этих помещениях, – доступ в помещение происходит без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ).
5. Представитель исполнителя/производителя предупреждает потребителя, который присутствует, но отказывается допустить в жилье и другое владение, об осуществлении несанкционированного доступа.
6. Во время осуществления несанкционированного доступа и до полного завершения работ, определенных частью седьмой этой статьи должны присутствовать: представитель исполнителя/производителя, представитель балансодержателя/управителя, органов внутренних дел, аварийно-ремонтной бригады и потребитель из любого из смежных помещений.
7. Во время несанкционированного доступа на аварийно-ремонтную бригаду возлагаются такие обязанности:
1) обеспечение доступа в помещение путем нарушения конструктивной целостности входных дверей или окон в помещении после согласования своих действий с другими участниками несанкционированного доступа;
2) осуществление осмотра места аварии, неполадок, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям;
3) проведение ремонтных и восстановительных работ;
4) срочное возобновление конструктивной целостности входных дверей, окон помещения, которые были повреждены во время несанкционированного доступа, и проведения ремонтных и восстановительных работ, но не более чем на протяжении суток со времени проведения несанкционированного доступа;
5) соблюдение прав граждан, которые проживают в этих помещениях, минимизация негативных последствий несанкционированного доступа, в частности относительно их имущества и ограничения доступа лишь помещениями, необходимыми для проведения работ.
8. Представитель исполнителя/производителя составляет акты о проведении несанкционированного доступа и о проведении ремонтных и восстановительных работ, которые подписываются всеми участниками несанкционированного доступа. В актах обязательно отмечаются: основания для несанкционированного доступа, отметка о предупреждении потребителя с указанием времени и лиц, которые вели переговоры с потребителем, в случае, если они были проведены, причина и место возникновения аварии, неполадок, перечень выполненных работ, фамилия, имя, отчество и должности участников несанкционированного доступа. Оригиналы составленных актов сохраняются у исполнителя/производителя, другим участникам несанкционированного доступа выдаются копии, заверенные печатью исполнителя.
9. Представитель исполнителя/производителя опечатывает восстановленные двери, окна собственной печатью и ставит подпись, время и дату опечатывания.

Статья 18. Оформление претензий потребителей к исполнителям.
1. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызывать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное.
2. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позже срока, определенного договором.
3. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неявки представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее чем два потребителя.
4. Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о пересчете платежей или выдает в письменном виде потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
5. Споры по удовлетворению претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное решение спора путем удовлетворения предъявленной претензии.
6. В случае установления по результатам анализа факта ухудшения нормируемых показателей качества воды, расходы потребителя, которые он осуществил при оплате стоимости проведения анализа воды, подлежат компенсации за счет исполнителя/производителя.

Тарифы на коммунальные услуги будут расти еще 3 года – МЭРТ

Министерство экономического развития и торговли прогнозирует, что тарифы на коммунальные услуги в Украине на протяжении следующих трех лет будут только расти. Различные виды жилищно-коммунальных услуг будут дорожать ежегодно от 10 до 22%.

Такую информацию обнародовали в ежемесячном консенсус-прогнозе Министерства экономического развития и торговли.

Природный газ в течение следующих трех лет будет дорожать ежегодно на 20%. Горячая вода и отопление в 2019 году подорожают на 10%, в 2020 году – на 11%, а в 2021 году – на 20%. Электроэнергия подорожает на 22,5% в 2019 году, на 15% – в 2020 году и на 12,5% в 2021 году,
– отмечают в прогнозе Минэкономики.

Следует добавить, что прогноз индекса цен приводят в их сравнении (декабрь к декабрю предыдущего года).

Стоит также отметить, что в феврале 2018 года задолженность населения за коммунальные услуги выросла на 12% и теперь составляет почти 37 миллиардов гривен.

Напомним, по данным МЭРТ, в 2019 году минимальная заработная плата в Украине составит 4,6 тысячи гривен. В 2020 году она вырастет до 5,4 тысячи гривен. А в 2021 году достигнет отметки в 6,2 тысячи гривен.

Cлужба по тарифам Иркутской области

Часто задаваемые вопросы и ответы по услугам ЖКХ

Предлагаем Вам ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на жилищные и коммунальные услуги. Ответы подготовлены специалистами службы по тарифам Иркутской области и соответствуют законодательству на дату, указанную при размещении ответа. Если Вы не нашли интересующей информации, то Вы можете задать свой вопрос специалистам службы через соответствующую форму.

1. Что включается в состав платы за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:
1) холодное водоснабжение;
2) горячее водоснабжение;
3) водоотведение;
4) электроснабжение;
5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления).

2. Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из:
1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами);
2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке.
При расчете платы за коммунальные услуги применяются:
1) тариф на холодную воду (руб./м3);
2) тариф на горячую воду:
— в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения):
компонент на теплоноситель (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
— в закрытой системе горячего водоснабжения:
компонент на холодную воду (руб./м3),
компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);
3) тариф на водоотведение (руб./м3);
4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч);
5) тариф (цена) на газ (руб./м3);
6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).

3. Что подразумевается под нормативом потребления коммунальной услуги?
Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.


4. Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году?
Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – Основы формирования индексов).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 718-р для Иркутской области утверждены индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту в размере 4,1% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса в размере 2,1% или 6,2% по совокупности.
В соответствии с утвержденными Основами формирования индексов Правительством Иркутской области от представительных органов муниципальных образований получены согласования (инициативы) превышения индекса более чем на величину отклонения.
В этой связи, указом Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг внесены изменения в указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, касающиеся размера предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.
Указ Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг, а также обоснования величин установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размещены на официальном сайте Правительства Иркутской области portal.irkobl.ru и на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области www.sti.irkobl.ru

5. Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?
Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:
1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);
2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области.

6. Какими нормативными документами предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для граждан?

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

7. Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме?
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

8. Существуют ли особенности расчета платы за коммунальную услугу по отоплению?
В соответствии с правом, предоставленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Иркутской области применяется порядок расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
Кроме того, при осуществлении соответствующего расчета исполнитель коммунальных услуг обязан применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Иркутской области по состоянию на 30 июня 2012 года.

9. Какие сведения должны быть отражены в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (карточке лицевого счета), предъявляемой исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) гражданам?

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг предусмотрена Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденными приказом Минрегиона России от 19 сентября 2011 года № 454.
В платежном документе должны быть отражены сведения о плательщике и исполнителе услуг, информация для внесения платы получателю платежа, расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и справочная информация, включающая информацию об установленных нормативах потребления (потребление в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды) и показаниях индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных услуг.

10. Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?
Калькулятор коммунальных платежей – это программа, размещенная на интернет-сайтах ФСТ России (www.fstrf.ru) и службы по тарифам Иркутской области, предназначенная для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета.
Результаты расчета указанной программой размера платы носят информационный характер и не являются платежным документом.

11. Какой орган государственной власти осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг?
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, предусмотренным действующим законодательством, осуществляется службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, расположенной по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского,
д. 36а.

12. Какой орган государственной власти Иркутской области уполномочен давать разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг?
Указанные разъяснения уполномочено давать министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31.

13. Может ли управляющая организация требовать оплату за коммунальные услуги, потребленные в июне 2013 года по тарифам, которые изменились с 1 июля 2013 года?

Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления))рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указывается расчетный месяц и объем потребления коммунального ресурса.

Учитывая, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы, применение тарифов с 1 июля 2013 года осуществляется к объемам коммунальных ресурсов, потребление которых происходило в июле 2013 года, т.е. в указанный расчетный период.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

14. В многоквартирном доме отопление и приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества. Как в данном случае происходит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение?

Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

15. Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?

Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.

16. Почему стоимость коммунальных услуг в разных городах (населенных пунктах) области разная?

Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

17. Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1 человека или с 1 кв. м общей площади?

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а согласно пункту 28 данных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.

18. Входит ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь?

Согласно статье 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.

Таким образом, балкон и лоджия не входят в отапливаемую площадь жилого помещения.

19. Почему плата за отопление начисляется каждый месяц, включая летний период?

Порядок определения размера платы граждан за отопление с использованием приборов учета и при их отсутствии до 1 сентября 2012 года был определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила № 307), в соответствии с которыми расчет размера платы за отопление в жилых домах и в помещениях многоквартирного дома, не оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществлялся исходя из нормативов потребления услуг по отоплению, а в жилых домах, помещениях в многоквартирном доме, оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, расчет платы за отопление осуществлялся исходя из среднемесячного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), устанавливающие порядок определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающих продолжительность отопительного сезона (в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами № 307. При этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.

Плата за отопление при этом предъявляется гражданам в течение всего года, включая летние месяцы. Начисление платы за отопление в течение 12 месяцев обусловлено установлением среднегодовых нормативов потребления тепловой энергии на отопление для равномерного в течение года внесения населением платы за услугу, что соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

В случае расчета платы за отопление только в отопительный период, норматив потребления тепловой энергии на отопление был бы установлен в большем размере, соответствующем периоду предоставления услуги, и плата за отопление предъявлялась бы в большем размере.

20. Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Так, согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:

— коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;

— коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении № 2 к Правилам № 354 (формулы 11, 12, 13 и 14).

Обращаем внимание, что вопросы, касающиеся расчета объемов потребления коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, не входят в компетенцию службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии с пунктом 69 Правил № 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

21. Начисляется ли плата за водоотведение на общедомовые нужды?

С 27 апреля 2013 года абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, признан утратившим силу. Также исключено упоминание о единице измерения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды из подпункта «в» пункта 7 того же документа.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 внесены изменения в подпункт «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (в ред.), исключающие предоставление коммунальной услуги водоотведения из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения вступили в силу с 1 июня 2013 года.

Таким образом, с 1 июня 2013 года с потребителей не должна взиматься плата за водоотведение на общедомовые нужды.

Дата изменения: 15.01.2016 18:55