Отбывание наказания в медицинском учреждении

Статья 18 УИК РФ. Применение к осужденным мер медицинского характера

1. К осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

2. Если во время отбывания указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

3. Исключена. — Федеральный закон от 09.03.2001 N 25-ФЗ.

3. К осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

4. Осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в виде лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения. Основанием освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров является добровольное обращение такого осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание, или согласие такого осужденного. Администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана обеспечивать проведение освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров и применение к нему назначенных по результатам этого освидетельствования мер медицинского характера. Очередное освидетельствование осужденного проводится по инициативе лечащего врача, в том числе в случае, когда лечащий врач в процессе лечения приходит к выводу о необходимости изменения мер медицинского характера либо прекращения их применения. Лечение может быть прекращено администрацией учреждения, исполняющего наказание, на основании ходатайства осужденного, находящегося на лечении. Положения настоящей части не распространяются на осужденного, к которому по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера в связи с выявленным у него психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

Комментарии к ст. 18 УИК РФ

1 — 2. Под принудительными мерами медицинского характера понимается специфический вид медицинских мер, применяемых по решению суда к страдающему психическим расстройством лицу, совершившему преступление, без его согласия. Принудительные меры не являются уголовным наказанием и применяются в целях излечения или улучшения психического состояния указанных лиц, а также предупреждения совершения ими новых преступлений.

Основания и порядок применения принудительных мер регламентируются как международными нормативными правовыми актами, так и национальным законодательством. Среди них следует назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах , Конституцию РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон о психиатрической помощи, УК РФ, УИК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» и др.

БВС РФ. 1994. N 12.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным, можно подразделить в зависимости от органов или учреждений, их применяющих. В отношении осужденных, отбывающих три вида наказания — ограничение свободы, арест и лишение свободы, они должны исполняться исправительными центрами, арестными домами и исправительными учреждениями. Применительно к осужденным, отбывающим иные виды наказаний, — учреждениями и органами здравоохранения, оказывающими амбулаторную психиатрическую помощь.

Согласно ст. 47 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества в случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, представитель уголовно-исполнительной инспекции должен разъяснить осужденному его право на обращение в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, а при необходимости оказать ему помощь в подготовке такого ходатайства.

По общему правилу лечение осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, проводится после получения их письменного согласия. Однако в предусмотренных законом случаях лечение может проводиться без их согласия: 1) применение принудительных мер медицинского характера; 2) когда они представляют непосредственную опасность для себя или окружающих; 3) когда они беспомощны, т.е. не способны самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; 4) когда может быть причинен существенный вред их здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если осужденные будут оставлены без психиатрической помощи (ст. ст. 11, 29 Закона о психиатрической помощи). Поэтому в случае наступления оснований, указанных выше в п. п. 2, 3 и 4, администрация названных в ч. 1 комментируемой статьи учреждений направляет в суд представление о необходимости применения принудительных мер к осужденным, у которых было обнаружено психическое расстройство в период отбывания наказания. Психиатрическое освидетельствование проводится врачебной комиссией, состоящей из врачей учреждений уголовно-исполнительной системы. В составе комиссии должно быть не менее двух врачей-психиатров. По результатам составляется акт психиатрического освидетельствования осужденного. За такими осужденными осуществляется наблюдение и производится лечение в стационаре медицинской части или больнице, где они должны находиться до решения суда. В случае решения суда о применении принудительных мер медицинского характера осужденные этапируются в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В отличие от психиатрических стационаров общего или специализированного типа, стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы федерального подчинения, как правило, обслуживающие территорию нескольких субъектов РФ. В них помещаются лица, страдающие психическими расстройствами, которые по характеру совершенного преступления и своему психическому состоянию представляют повышенную опасность для общества. Поэтому особое внимание здесь уделяется именно обеспечению безопасных условий содержания. В структуре данных учреждений предусмотрены специальные отделы охраны, в функциональные обязанности которых входит не только наружная охрана стационара, но и постоянный надзор за поведением содержащихся в нем лиц. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК РФ). Освобождаемые, но не излечившиеся осужденные выписываются под наблюдение психоневрологического диспансера по месту жительства, а также под опеку или на попечение родственников и передаются им непосредственно в больнице.

3. В ч. 3 комментируемой статьи закреплен еще один вид мер медицинского характера — обязательное лечение. В отличие от принудительных мер, применяемых по решению суда, обязательное лечение назначается по решению медицинской комиссии. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в случае, если медицинская комиссия, состоящая из начальника медицинской части исправительного учреждения, двух врачей психиатров-наркологов или врачей-психиатров выявит у осужденного заболевание в виде хронического алкоголизма или наркомании, ему предлагается пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании в добровольном порядке. Добровольное лечение проводится по месту отбывания наказания при наличии в учреждении врачей-наркологов, а при их отсутствии — в учреждениях, имеющих необходимую базу. При отказе от добровольного лечения медицинской комиссией выносится заключение, на основании которого применяется обязательное лечение.

Осужденные, подлежащие обязательному лечению от алкоголизма и наркомании, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Решение о прекращении обязательного лечения также принимается комиссионно. Лицам, отбывшим наказание с незавершенным курсом лечения, дальнейшее лечение от алкоголизма и наркомании осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства с соответствующим их уведомлением.

Помимо осужденных, признанных больными алкоголизмом и наркоманией, к обязательному лечению по решению вышеуказанной комиссии могут быть привлечены также осужденные, больные токсикоманией, ВИЧ-инфицированные, а также осужденные с открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания.

Для лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, в структуре органов и учреждений уголовно-исполнительной системы предусмотрены туберкулезные больницы или лечебные исправительные учреждения. Аналогичные функции могут выполнять и исправительные учреждения, в которых созданы изолированные участки для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Больные иными инфекционными заболеваниями осужденные, представляющие угрозу заражения других лиц, в обязательном порядке изолируются, и в отношении их по решению комиссии учреждения проводится обязательное лечение.

Отбывание наказания в медицинском учреждении

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Порядок освобождения от дальнейшего отбывания наказания в связи тяжелой болезнью осужденного

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Осужденный, у которого наступило психическое расстройство или заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания. Освобождение от наказания по данному основанию распространяется на все категории осужденных. Болезнь осужденного должна содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» (в ред. от 30 декабря 2005 года). Этим же Постановлением утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. С ходатайством об освобождении может обратиться сам осужденный или его законный представитель, а при отсутствии такой возможности начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд соответствующее представление.

Начальник учреждения направляет осужденного на медицинскую комиссию (в учреждение медико-социальной экспертизы). Порядок направления осужденных к лишению свободы на обследование регламентируется Инструкцией «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной Приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. № 235. В соответствии с п. 25 Инструкции направление на обследование осужденных за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осуществляется только по персональным нарядам ФСИН России. Комиссия, установив, что заболевание осужденного соответствует Перечню, направляет мотивированное заключение начальнику учреждения. Начальник направляет в суд ходатайство осужденного об освобождении вместе с его личным делом и медицинским заключением.

Осужденный с психическим расстройством освобождается безусловно, независимо от других обстоятельств, но ему могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. В производстве о применении принудительных мер медицинского характера вправе участвовать осужденный. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П, только суд определяет фактическую способность (неспособность) осужденного лично участвовать в производстве по делу.

В отношении осужденных, заболевших иной тяжелой болезнью, суд при принятии решения, кроме характера заболевания, учитывает также поведение осужденного, отбытый срок, отношение к проводимому лечению, наличие родственников, согласных осуществлять уход за ним, и т.д.

Если заболевание возникло в результате намеренного причинения осужденным вреда своему здоровью (членовредительства), осужденный не подлежит досрочному освобождению (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 года).

Поскольку основанием освобождения является заболевание, то в случае выздоровления досрочно освобожденного он может быть вновь направлен для отбывания назначенного наказания, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 83 УК РФ. Если к освобожденному применялась принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, то время лечения засчитывается в срок наказания из расчета один день в стационаре за один день лишения свободы.

Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусмотрены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.

Несмотря на снижение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, отмечаются определенные позитивные результаты в ее развитии: улучшаются условия содержания осужденных лиц, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

В соответствии с указанной Концепцией совершенствуются нормативно-правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы. Вместе с тем, как было отмечено в указанной Концепции, несмотря на общее снижение численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проблема переполнения следственных изоляторов в настоящее время полностью не решена, что ведет в отдельных учреждениях к ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

Помимо этого, сложной остается ситуация с привлечением осужденных к труду. Большинство учреждений уголовно-исполнительной системы не имеют возможности обеспечить рабочими местами даже половину осужденных, в результате чего последние не могут приобретать необходимые им продукты и промышленные товары, а также возмещать потерпевшим вред, причиненный преступлением. Кроме того, недостаточно эффективно функционирует система ресоциализации осужденных.

Сохраняется проблема организации медико-психологической реабилитации осужденных. В связи с низкой оплатой труда отмечается дефицит медицинских работников, а также штатных психологов. Существующая нагрузка на психологов не позволяет проводить адресную индивидуальную работу, направленную на ресоциализацию и формирование у осужденных ответственности за свои поступки, что осложняет реализацию Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части сокращения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы.

По состоянию на 1 июня 2017 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось (включая следственные изоляторы): 48 385 женщин; 2 588 несовершеннолетних (в том числе осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных для дальнейшего отбывания наказания в воспитательных колониях, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет); 20 224 инвалида.

Отбывание наказания в местах лишения свободы осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами имеет ряд особенностей.

В первую очередь это касается возможности осужденных к лишению свободы женщин видеться с семьей, особенно с детьми. Определенные позитивные шаги в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы, предпринимаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 15 ноября 2016 года № 24-П признал отдельные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они исключают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в течение первых 10 лет отбывания наказания. Реализация указанного постановления должна послужить основой для совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в сфере обеспечения соблюдения прав осужденных на свидания с семьей.

Привлечение инвалидов к труду требует специального оснащения (оборудования) рабочих мест с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, что является одной из причин того, что занятость этой категории осужденных не обеспечивается в полной мере.

Серьезной проблемой остается постпенитенциарное сопровождение несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение в период осенней сессии 2017 года проекта федерального закона № 156203–7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (в части предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях либо на строгом режиме).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать проект федерального закона, направленного на установление возможности создания изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, не только при исправительных учреждениях, но также и в местах привлечения осужденных к труду в другой местности в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой расположено исправительное учреждение;

предусмотреть в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297, финансирование мероприятий по адаптации помещений в исправительных учреждениях для отбывающих наказание осужденных инвалидов.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:

подготовить предложения по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

подготовить с учетом практики применения части первой статьи 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, направленные на конкретизацию условий совместного проживания осужденных женщин с детьми, и внести их в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

изучить возможность увеличения возраста детей, содержащихся в домах ребенка исправительных учреждений, и внести предложения в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях перевода положительно характеризующихся осужденных из воспитательных колоний в колонии-поселения;

представить в Комиссию Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях законодательного закрепления предоставления несовершеннолетним и инвалидам, которые задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, улучшенных материально-бытовых условий.

5. Рекомендовать Федеральной службе исполнения наказаний:

принять меры по трудоустройству осужденных беременных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы (за исключением случаев наличия у них медицинских противопоказаний), в целях получения ими социальных пособий, связанных с беременностью и родами;

повысить эффективность работы психологических служб учреждений уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению материально-бытовых условий нахождения подозреваемых и обвиняемых женщин с детьми в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы;

принять меры по улучшению условий содержания в местах лишения свободы осужденных инвалидов с учетом имеющихся у них нарушений здоровья, приводящих к ограничению жизнедеятельности, в том числе по адаптации помещений для осужденных инвалидов;

подготовить предложения по повышению размера оплаты труда медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь осужденным в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до среднего по субъекту Российской Федерации;

обеспечить завершение строительства следственного изолятора «Кресты-2» в городе Санкт-Петербурге к 31 декабря 2017 года.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

реализовать меры, направленные на оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации в рамках выполнения Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 года № 410-р;

принять меры по выработке и проведению скоординированных действий всех учреждений и органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на недопущение распространения элементов криминальной идеологии в среде несовершеннолетних, на контроль за распространением информации в медиа-пространстве, в том числе по проведению мониторинга сайтов и публикаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обеспечить возможность получения инвалидами, освободившимися из мест лишения свободы, своевременной медицинской помощи, в том числе паллиативной медицинской помощи, в амбулаторных и стационарных условиях;

разработать и принять комплекс мер по стимулированию работодателей к обеспечению трудовой занятости осужденных, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;

оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в создании условий для трудовой адаптации осужденных женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2018 года о реализации настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
25 июля 2017 года
№ 343-СФ

Приложение. Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое, а также условно освобожденных из мест лишения свободы и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду на работу в другую местность

от 10 июля 1992 г. N 229

Инструкция
о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое, а также условно освобожденных из мест лишения свободы и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду на работу в другую местность

С изменениями и дополнениями от:

23 ноября 1992 г.

Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения утверждена приказом Минюста РФ от 30 марта 2004 г. N 71

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительно-трудового учреждения в другое, а также условно освобожденных из мест лишения свободы и условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду* на работу в другую местность в соответствии с исправительно-трудовым законодательством.

1.2. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, а также условно осужденных (освобожденных) к месту обязательной работы осуществляется на основании приговоров, вступивших в законную силу, и определений судов, в соответствии с приказами МВД России, указаниями (нарядами) и перечнями ГУИН, ГУЛИТУ МВД России, СИДиСР МВД республик, входящих в состав Российской Федерации**, ГУВД, УВД краев и областей, УЛИТУ.

1.3. Направление и перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания за пределы Российской Федерации, а также принятие такой категории лиц осуществляются на основании заключенных соглашений между правительствами независимых государств.

2. Направление осужденных из следственных изоляторов в исправительно-трудовые учреждения, а также условно осужденных (освобожденных) к месту обязательного привлечения к труду

2.1. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, и несовершеннолетние осужденные, не являющиеся постоянными жителями республики, края, области, где они были осуждены в период прохождения службы в рядах вооруженных сил, нахождения на учебе, лечении, в отпуске, командировке и т.п., направляются из следственных изоляторов в исправительно-трудовые учреждения тех республик, краев, областей, на территории которых они постоянно проживали. Направление данной категории осужденных производится только после установления наличия на территории области (края, республики) соответствующего вида ИТУ. В иных случаях они направляются для отбывания наказания в соответствии с перечнем, утвержденным в установленном МВД России порядке.

2.2. В исключительных случаях, при наличии обстоятельств, препятствующих содержанию осужденных в ИТК, определенных перечнем, в том числе медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в данной местности, они могут быть направлены в другое исправительно-трудовое учреждение.

2.3. Этапирование осужденных в тюрьмы из следственных изоляторов и ИТК МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей, УЛИТУ, где отсутствуют тюрьмы для содержания осужденных соответствующего вида режима ИТК, производится по указаниям ГУИН МВД России.

2.4. Осужденные, переведенные по достижении восемнадцатилетнего возраста из ВТК в ИТК, направляются для отбывания наказания по месту жительства родителей или лиц, их заменяющих. В случае отсутствия в республике, крае, области ИТК соответствующего вида такие осужденные направляются в ИТК близлежащего региона по наряду ГУИН МВД России.

Для получения наряда о направлении указанных осужденных в ГУИН МВД России высылается копия определения суда о переводе их в ИТК.

2.5. Указание о направлении осужденных из следственных изоляторов в иные, чем это определено перечнем, колонии на основании мотивированного заключения СИДиСР МВД, ГУВД, УВД, утвержденного руководством МВД, ГУВД, УВД, дает ГУИН МВД России. Направление осужденных в иную, чем определено перечнем, колонию по медицинским показаниям производится при наличии письменного согласия осужденного.

2.6. Условно осужденные (освобожденные) направляются, как правило, для трудового использования на объектах, расположенных в пределах республики, края, области по месту жительства. Лица, не имеющие постоянного места жительства отбывают наказание там, где они были осуждены (освобождены).

2.7. Женщины, условно осужденные (освобожденные), имеющие детей в возрасте до 16 лет, направляются для обязательного привлечения к труду на объекты, расположенные по месту жительства семьи.

При отсутствии в данной местности спецкомендатуры надзор за такими лицами осуществляется горрайорганами внутренних дел.

3. Порядок перевода осужденных из одного исправительно-трудового учреждения в другое, а также условно осужденных (освобожденных) на работу в другую местность

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 23 ноября 1992 г. N 421 в пункт 3.1 настоящей Инструкции внесены изменения (приказом МВД РФ от 28 июля 2004 г. N 469 названный приказ признан утратившим силу)

3.1. Перевод осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одной исправительно-трудовой, воспитательно-трудовой колонии в другую того же вида режима или из одной тюрьмы в другую допускается в случае их болезни либо при существенном изменении объема или характера выполняемой осужденными работы, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденных в данной колонии или тюрьме.

Иными исключительными обстоятельствами, в частности, являются:

3.1.1. Реорганизация, ликвидация исправительно-трудового учреждения или изменение его вида.

3.1.2. Необходимость разобщения осужденных, проходивших по одному делу в качестве подсудимых, свидетелей и потерпевших.

3.1.3. Ограждение лиц, оказавших помощь в борьбе с преступностью и в поддержании порядка в исправительно-трудовых учреждениях, от преступных посягательств со стороны других осужденных.

3.2. Условно осужденные (освобожденные) в случае ликвидации спецкомендатуры могут переводиться без их согласия на другую работу, в том числе и на работу в другую местность.

Переводы осуществляются также:

3.2.1. Для предотвращения конфликтных ситуаций между условно осужденными (освобожденными), если устранение таких ситуаций другим путем не представляется возможным.

3.2.2. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

3.2.3. По медицинским показаниям.

3.2.4. В связи с исключительными семейными обстоятельствами (наличие на иждивении детей в возрасте до 16 лет; у женщины — несовершеннолетнего ребенка либо беременности; отсутствие у несовершеннолетнего ребенка одного из родителей; тяжелая болезнь близких родственников, которым необходим посторонний уход; необходимость оказания помощи семье в связи со стихийным бедствием и др.).

3.3. Вопрос о переводе при наличии оснований, перечисленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции, рассматривается:

3.3.1. По инициативе органов внутренних дел.

3.3.2. По предложениям прокуроров (в пределах республик, краев, областей — соответственно прокурора республики, края, области).

3.3.3. По заявлениям осужденных или их родственников.

3.3.4. По ходатайствам народных депутатов, должностных лиц, трудовых коллективов.

Перевод на основании пунктов 3.3.3 и 3.3.4 производится только при наличии письменного согласия осужденного.

3.4. Перевод осужденных по основаниям, перечисленным в пункте 3.1 настоящей Инструкции, осуществляется:

3.4.1. В пределах республики, края, области, УЛИТУ — по указаниям соответствующих СИДиСР МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ или ГУИН, ГУЛИТУ МВД России.

3.4.2. Из одних республик, краев, областей, УЛИТУ в другие по согласованию между СИДиСР МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ.

В этом случае СИДиСР или УЛИТУ, внесшее предложение о переводе осужденного, составляет об этом мотивированное заключение, прилагает характеристику на осужденного и направляет материалы в СИДиСР, УЛИТУ, в распоряжение которого предлагается перевести осужденного, а последнее в случае согласия выдает наряд на перевод.

Если согласие не достигнуто, вопрос на основании тех же материалов решается ГУИН МВД России, когда перевод производится между республиками, краями и областями, и ГУЛИТУ МВД России, если перевод осуществляется между УЛИТУ.

3.4.3. Перевод из территориальных ИТУ в лесные учреждения производится с согласия ГУЛИТУ МВД России, а из лесных в территориальные — с согласия ГУИН МВД России.

3.4.4. При чрезвычайных обстоятельствах (массовые беспорядки, групповые неповиновения, обострение межнациональных отношений, стихийные бедствия и др.), проведении оперативно-режимных мероприятий, а также в случаях обращения в МВД России народных депутатов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, должностных лиц, трудовых коллективов, граждан и осужденных перевод осужденных из одной республики, края, области в другую осуществляется по указанию ГУИН МВД России, а из одного УЛИТУ в другое — ГУЛИТУ МВД России.

3.5. Перевод осужденных в связи с болезнью производится при наличии медицинских заключений, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, Медицинским управлением МВД России. Заключение дается с учетом Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях осужденными к лишению свободы, а также условно освобожденными и условно осужденными. Перевод производится только с письменного согласия осужденного.

3.6. Несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания в местах лишения свободы или нахождения в СИЗО, а также злостно нарушающие режим отбывания наказания, на основании приговора или по определению суда об изменении вида режима направляются в соответствующие воспитательно-трудовые колонии согласно перечню.

3.7. Осужденные, переведенные в порядке поощрения из ИТК особого режима в ИТК строгого режима, направляются для отбывания наказания в МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей по месту осуждения, а лица, возвращенные по определению суда в ИТК особого режима, направляются в колонию, в которой они ранее содержались.

3.8. Направление осужденных из тюрьмы в исправительно-трудовые колонии для отбывания оставшегося срока лишения свободы производится в следующем порядке:

3.8.1. Иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства — по указанию ГУИН МВД России.

3.8.2. Лица, осужденные к тюремному заключению, после отбытия этого наказания — в ИТК соответствующего вида, закрепленные по перечню за республикой, краем, областью, в которых они были осуждены.

3.8.3. Осужденные, находящиеся в тюрьме по определениям судов за злостное нарушение режима в ИТК — как правило, в распоряжение СИДиСР МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, из которых они были направлены в тюрьму.

3.9. Осужденные, прибывшие в тюрьму из следственных изоляторов и исправительно-трудовых колоний ГУВД г.Москвы и Московской области, постоянно проживавшие до осуждения в указанных местностях, по отбытии ими срока тюремного заключения для дальнейшего отбывания наказания направляются в ИТК по месту дислокации тюрем или по указанию ГУИН МВД России в ближайшую область, где имеется ИТК соответствующего вида режима.

3.10. Перевод условно осужденных (освобожденных) в случаях, предусмотренных пунктами 3.2.1 и 3.2.2 настоящей Инструкции, осуществляется по взаимной договоренности между МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей на основании мотивированного заключения спецкомендатуры, согласованного со службой и утвержденного руководством МВД, ГУВД, УВД, являющимся инициатором перевода.

3.11. Перевод в связи с болезнью или по медицинским показаниям согласно п.3.2.3 настоящей Инструкции осуществляется при наличии медицинского заключения органов здравоохранения по месту отбывания наказания условно осужденного (освобожденного) о невозможности его трудоиспользования и лечения в данной местности с рекомендацией региона, куда, по их мнению, следует перевести осужденного. Перевод по медицинским показаниям производится с письменного согласия условно осужденного (освобожденного). Заключение дается с учетом Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях.

Ходатайство о переводе, медицинское заключение, а также письменное согласие условно осужденного (освобожденного) направляются для принятия решения в ГУИН МВД России. Кроме того, к этим документам прилагается характеристика осужденного и выписка из приговора с обстоятельствами преступления.

3.12. Перевод в случае ликвидации спецкомендатуры за пределы республики, края, области осуществляется по указаниям (нарядам) ГУИН МВД России.

3.13. Вопрос о переводе условно осужденных (освобожденных) в связи с исключительными семейными обстоятельствами решается на основе взаимной договоренности между МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей. Перевод по этим основаниям осуществляется в следующем порядке.

При поступлении соответствующего заявления (ходатайства) СИДиСР МВД, ГУВД, УВД запрашивает из спецкомендатуры, где отбывает наказание условно осужденный (освобожденный), характеристику, в которой должно быть указано мнение администрации объекта, а также спецкомендатуры о целесообразности перевода, выписку из приговора с обстоятельствами преступления. Эти документы вместе с заявлением (ходатайством) докладываются руководству МВД, ГУВД, УВД и при положительном решении направляются в СИДиСР МВД, ГУВД, УВД по месту нахождения хозоргана, на объект которого предполагается перевести условно осужденного (освобожденного).

Получив эти документы, СИДиСР в десятидневный срок организует проверку и составляет мотивированное заключение, в котором должны быть отражены следующие вопросы:

— семейное положение (по результатам проверки по месту жительства);

— возможности трудового устройства;

— возможный отрицательный общественный резонанс либо наступление нежелательных последствий при трудоиспользовании условно осужденного (освобожденного) в данной местности с учетом характера совершенного преступления и т.д.;

— мнение МВД, ГУВД, УВД о возможности и целесообразности перевода;

— наименование спецкомендатуры, на учет которой в случае положительного решения вопроса он будет поставлен.

Заключение утверждается руководством МВД, ГУВД, УВД и направляется в СИДиСР МВД, ГУВД, УВД по месту отбывания наказания осужденного.

При положительном решении вопроса заинтересованными сторонами СИДиСР МВД, ГУВД, УВД в пределах своей компетенции дает соответствующей спецкомендатуре указание о снятии условно осужденного (освобожденного) с учета и направлении его в распоряжение СИДиСР МВД, ГУВД, УВД по новому месту отбывания наказания.

3.14. Указание о переводе условно осужденного (освобожденного) исполняется в течение 15 дней со дня увольнения с места работы. Ему выдается маршрутный лист, в котором указывается: кем дано указание о переводе и на каком основании, дата прибытия осужденного к месту назначения с учетом времени в пути.

Лица, прибывшие в порядке перевода к месту обязательной работы, ставятся на учет спецкомендатуры на основании маршрутного листа и указания о переводе в установленном порядке.

Спецкомендатура, под надзором которой находился условно осужденный (освобожденный), при получении подтверждения о его прибытии к новому месту работы, но не позднее трех дней, снимает это лицо с учета и высылает его личное дело в спецкомендатуру по месту постановки на учет. В случае неполучения данного подтверждения спецкомендатурой принимаются меры к розыску этого лица в установленном порядке.

3.15. Порядок перевода условно осужденных (освобожденных) из одной спецкомендатуры в другую в пределах республики, края, области устанавливается соответствующими МВД, ГУВД, УВД применительно к данной Инструкции.

3.16. Осужденные, переведенные по указаниям (нарядам) ГУИН МВД России, не могут быть в дальнейшем направлены в другие ИТУ и спецкомендатуры без его разрешения.

3.17. Возвращение осужденных к прежнему месту отбывания наказания в связи с нарушением указаний (нарядов) на перевод допускается только с разрешения ГУИН МВД России. За самовольное возвращение осужденных виновные должностные лица несут дисциплинарную и материальную ответственность в установленном порядке.

4. Порядок следования осужденных и условно осужденных (освобожденных) к месту отбывания наказания

4.1. Лица, условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, а также осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. После поступления из суда распоряжения об исполнении приговора орган внутренних дел вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания.

Условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, а также осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, находящиеся под стражей, освобождаются из следственного изолятора по вступлении приговора в законную силу. Администрация следственного изолятора вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания.

Не позднее трех суток со дня получения предписания осужденный обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в течение необходимого для проезда срока, указанного в предписании о выезде.

4.2. В таком же порядке по предписаниям исправительно-трудовых учреждений направляются к месту отбывания наказания и осужденные, переведенные в колонии-поселения для лиц, твердо вставших на путь исправления, а также лица, условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.

4.3. При уклонении осужденного от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания, невыезде в установленный срок или неявке к месту отбывания наказания осужденный задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок не более чем на тридцать суток для установления причин нарушения порядка самостоятельного следования к месту отбывания наказания. Орган внутренних дел направляет задержанного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы, либо, при наличии данных об уклонении от исполнения приговора, передает материал в суд по месту задержания осужденного для решения вопроса о направлении его в места лишения свободы в соответствии с приговором.