Ответственность за получение и дачу взятки

Статья 369. Дача взятки

1. Дача взяткинаказывается штрафом от двухсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Дача взятки, совершенная повторно, наказывается лишением свободы на срок от трех до

восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки или если после дачи взятки оно добровольно заявило о том, что произошло, до возбуждения

уголовного дела в отношении него в орган, наделенный

законом правом на возбуждение уголовного дела.

1. Признаки предмета взятки аналогичны признакам

предмета получения взятки, так как передается и принимается один и тот же предмет.

2. С объективной стороны дача взятки заключается в

передаче должностному лицу материальных ценностей,

права на имущество или совершения в его пользу действий имущественного характера за выполнение или невыполнение действий, которые оно должно было или могло

совершить с использованием должностного положения.

Передача взятки должностному лицу может осуществляться лично взяткодателем или через посредника. При

передаче взятки через посредника или кого-либо из соучастников взяткодатель может и не знать, какому конкретно должностному лицу предназначена взятка.

Дача взятки признается оконченной с момента получения должностным лицом хотя бы части взятки. В том

случае, если предложенная взятка не принята, то действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Таким образом, оценка действий взяткодателя зависит от действий лица, которому предлагается взятка.

Руководители предприятий, учреждений или организаций, предлагающие своим подчиненным по службе и

другим лицам добиваться путем дачи взятки желаемого

действия или бездействия, несут ответственность как взяткодатели. Те лица, которые выступают по указанию таких руководителей в сговор с должностными лицами о

выполнении за взятку тех или иных действий и вручают

эту взятку, должны нести ответственность как соучастники этого преступления.

В том случае, если дача взятки связана со склонением

должностного лица к совершению иного должностного преступления по службе, то взяткодатель несет ответственность по совокупности преступлений — за дачу взятки и

подстрекательство к тому преступлению, которое за взятку совершено.

выполнение или невыполнение им каких-либо действий

с использованием своего служебного положения.

4. Субъектом дачи взятки может быть как частное, так

и должностное лицо (например, должностное лицо выдает

в виде взятки незаконную премию или вверенные ему материальные ценности, принадлежащие предприятию, учреждению или организации).

Повторной признается дача взятки, совершенная лицом, которое ранее совершило какое-либо преступление,

предусмотренное статьями 368 или 369, и при этом не

истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за данные деяния.

Частью 3 ст. 369 предусмотрена поощрительная норма,

которая должна способствовать раскрытию фактов взяточничества и доказыванию вины взяточников. В ней говорится, что лицо, дающее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если относительно него имело место

вымогательство взятки или если после дачи взятки оно

добровольно заявило о том, что произошло.

Частью 3 ст. 369 предусмотрены два самостоятельных

основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если относительно него имело место вымогательство взятки; 2) если после дачи взятки он добровольно заявил о том, что произошло, для возбуждения уголовного дела.

Добровольное заявление о даче взятки представляет собой устное или письменное заявление в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, иной государственный орган по

каким бы то ни было мотивам, но не в связи с тем, что о

даче взятки стало известно правоохранительным органам.

Для признания заявления взяткодателя добровольным и

освобождения его на этом основании от уголовной ответственности также не имеет значения, совершено такое заявление до возбуждения уголовного дела о взяточничестве или после этого. Немаловажным здесь является то, что

заявление должно быть сделано не в связи с тем, что о

совершенной даче взятки стало известно компетентным

МО «Конаковский район»

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧУ ВЗЯТКИ И МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

При Иване III в Судебнике 1497 года впервые в Русском государстве ввели запрет брать посулы (взятки): «Ссудите суд бояром и околничим. А на суде бытии у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалования не имати; тако жи всякому судии посула от суда не имати никому. А судом не мсти, не дружити никому».

По мере развития Московского государства формировались и центральные органы власти, среди которых особое место занимали органы центрального управления – приказы. Столичные приказы буквально были завалены нерешенными судебными делами, их прохождение двигалось очень медленно, они «волочились», откуда и произошла знаменитое выражение «волокита». Благоприятно на развитии политической системы и на борьбе с коррупцией сказались реформы «Избранной рады».

Борис Годунов (1598-1605) старался уничтожить взяточничество с помощью штрафов, публичных сечек, тюрьмы. Одной из мер по усилению контроля за приказной системой при Алексее Михайловиче было создание Тайного приказа. «Для того, чтобы царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Соборное уложение 1649 года осуждало взяточничество и предусматривало многочисленные наказания: денежное взыскание, запрет на должность, битье кнутом или батогами, казни либо отсечение руки.

Распространение взяточничества и казнокрадства подрывало доверие к власти, принципам государственного управления, вызывало серьезные социальные потрясения. 17 век вошел в историю как «бунташный» непопулярные меры правительства в налоговой системе усугублялись лихоимством чиновников.

До 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось. А уже при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить «кормления». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.

Основная борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось,- писала Екатерина в своем указе, — когда Мы услышали, что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное преступление по справедливости должен быть лишен жизни». Императрица вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалось вовремя и было намного выше того, что было при Петре I.
Годовой средний оклад служащего в 1763 году составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек. Теперь она имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас. манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».

Во времена дворцовых переворотов, когда было уже не до чиновников, им отменили жалование и легализовали «кормления от дел». В это время честные служащие и вовсе исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но лишь беспомощно сотрясала воздух, не в силах что-либо изменить. «Ненасытная жажда корысти,- возмущалась императрица Елизавета Петровна,- дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам».

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И.И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».

В 1881 году Александр III учредил комитет для выработки проекта Уголовного Уложения. Было принято специальное решение, запрещавшее совмещение государственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. Однако чиновники нашли выход и стали «проталкивать» в эти организации своих родственников.

В 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, особенно при И.В. Сталине, что, повлияло на уменьшение коррупции.

КОРРУПЦИЯ — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

ПРЕДМЕТЫ — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
УСЛУГИ И ВЫГОДЫ — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ (ДАЧУ) ВЗЯТКИ? ВЗЯТКОДАТЕЛЬ ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЬ

ПОСРЕДНИК при получении (даче) взятки

ВНИМАНИЕ УЧАСТИЕ РОДСТВЕННИКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ВЗЯТКИ

Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных
со взяткой:

получение взятки;
дача взятки;
посредничество во взяточничестве;
коммерческий подкуп;
провокация взятки либо коммерческого подкупа.

Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).

Дача взятки — дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 291 УК РФ).

Посредничество во взяточничестве — непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (статья 291.1 УК РФ).

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 УК РФ).

Провокация взятки либо коммерческого подкупа попытка — передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (статья 304 УК РФ).

ПОКУШЕНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24)

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
(статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Получение взятки должностным лицом лично или через посредника
штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Получение взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) должностным лицом лично или через посредника
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
Совершение вышеуказанных преступлений лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;

либо лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.)

штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

Вымогательство взятки
— это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ

— Спорим на 10 рублей, что откажете?
— Спорим на 20, что не откажу?
(статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации)

НАКАЗАНИЕ
Дача взятки должностному лицу лично или через посредника
штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;
либо
принудительные работы на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до десятикратной
суммы взятки.

Дача взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) должностному лицу лично или через посредника

штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы взятки.

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Совершение преступления группой
лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.)
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
ВНИМАНИЕ

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:
установлен факт вымогательства;
гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТНИЧЕСТВЕ
(статья 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)

НАКАЗАНИЕ
Посредничество во взяточничестве в значительном размере (свыше
25 тыс. руб.)
штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
в крупном размере (свыше
150 тыс. руб.)
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.)
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
или
штраф в размере от 25 тыс. руб. до 500 млн. руб. и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Гражданин, являющийся посредником во взяточничестве, может быть освобожден от ответственности, если:
гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления

Не может быть признано добровольным заявление о посредничестве
во взяточничестве, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
(статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации)

НАКАЗАНИЕ
Незаконные передача денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера совершенные одним лицом
штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
либо
ограничение свободы на срок до двух лет;
либо
принудительные работы на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до трех лет.

Незаконные передача денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера совершенные группой лиц за заведомо незаконные действия (бездействия)
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до четырех лет;
либо
арест на срок от трех до шести месяцев;
либо
лишение свободы на срок до шести лет.
Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера совершенные одним лицом без вымогательства
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
либо
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера совершенные группой лиц по предварительному сговору с вымогательством за заведомо незаконные действия (бездействия)
штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Гражданин, совершивший незаконные передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказавший услуги имущественного характера освобождается от ответственности, если:
активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
в отношении гражданина имело место вымогательство;
гражданин добровольно сообщил о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА
(статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации)

НАКАЗАНИЕ
Передача должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа

штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
либо
принудительные работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
либо
лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

http://www.anekdot.ru
В рамках законодательства об административных правонарушениях существует административная ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействий), связанного с занимаемым ими служебным положением (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)
(статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Незаконная передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействий), связанного с занимаемым ими служебным положением
штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере (более 1 млн. рублей)

штраф на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере (более 20 млн. рублей)

штраф на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав

ТЕМЫ,
ОБСУЖДЕНИЕ КОТОРЫХ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАНАМИ, ЧЬЯ ВЫГОДА ЗАВИСИТ ОТ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ, МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ПРОСЬБА О ДАЧЕ ВЗЯТКИ

низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
отсутствие работы у родственников служащего, работника;
необходимость поступления детей служащего (работника) в образовательное учреждение и т.д.

СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ СЛУЖАЩЕГО (РАБОТНИКА), КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВОСПРИНЯТЫ КАК ПРОСЬБА (НАМЕК) О ДАЧЕ ВЗЯТКИ

«вопрос решить трудно, но можно»;
«спасибо на хлеб не намажешь»;
«дороворимся»;
«нужны более веские аргументы»;
«нужно обсудить параметры»;
«ну что делать будем?» и т.д.

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМИ КАК СОГЛАСИЕ ПРИНЯТЬ ВЗЯТКУ
переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника);
родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:
разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ?

Уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, в том числе предложение и вымогательства взятки (ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

При получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности представить в Департамент управления делами на имя представителя нанимателя уведомление о склонении к коррупционному правонарушению (далее — уведомление). (приказ Минтруда России от 16.08.2012 № 54н).

При получении работником организации, подведомственной Минтруду России, предложения о совершении коррупционного правонарушения он обязан незамедлительно, а если указанное предложение поступило вне рабочего времени, незамедлительно при первой возможности представить в структурное подразделение организации или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в организации уведомление о факте обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (приказ Минтруда России от 30.05.2013 № 231н).

Невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению о случаях предложения ему (вымогательства) взятки является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии

Прокуратура Республики Бурятия

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой – это получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).

Взяткой могут быть не только деньги, но и банковские чеки, ценные бумаги, объекты недвижимости, земель­ные участки, драгоценности, транспортные средства, бытовая техника и иное имущество.

Предметом преступления являются также выгоды имущественного ха­рактера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги иму­щественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, лечение и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости переда­ваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

Известны и так называемые «завуалированные» формы взятки – бан­ковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; по­купка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых дого­воров с выплатой заработной платы взяточнику или третьему лицу; проще­ние долга, преднамеренный проигрыш в карты.

В соответствии с уголовным законом, взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти, чиновник, кото­рый в силу своих должностных полномочий выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К представителям власти относятся государственные и муниципальные чиновники любого ранга – сотрудник республиканской, областной или го­родской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого госу­дарственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части, де­путат законодательного органа и т.д.

К лицам, выполняющим организационно-распорядительные или адми­нистративно-хозяйственные функции, относятся руководители финансовых и хозяйственных подразделений государственных и муниципальных органов, члены государственной экспертной, призывной или экзаменационной комис­сии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа, декан факультета, главный врач медицинского учреждения и т.д.

Вознаграждение имущественного характера, переданное лицу, выпол­няющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (директору коммерческой фирмы, государственного унитарного предпри­ятия, руководителю общественного или религиозного объединения и т.д.) яв­ляется коммерческим подкупом (ст. 204 Уголовного кодекса РФ).

Уголовное законодательство относит получение вятки к более общест­венно опасным преступлениям, чем дача взятки либо коммерческий подкуп. Максимальным предусмотренным законом наказанием за совершение этого преступления, является лишение свободы сроком до 15 лет.

Нередко, получение и дача взятки, коммерческий подкуп осуществля­ются через посредников, которыми могут выступать подчиненные сотрудни­ки, работники различных посреднических фирм. В таких случаях, посредник, если не признается соучастником преступления, является пособником пре­ступления и несет ответственность в соответствии со статьями 33 и 34 Уго­ловного кодекса РФ.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от уголовной ответственности в случае доброволь­ного сообщения о даче взятки правоохранительным органам, либо если будет установлен факт вымогательства.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий.

В случае вымогательства или провокации взятки (подкупа), любой гражданин исходя из своих нравственных принципов, совести и жизненного опыта, четко понимая необходимость борьбы с коррупцией, должен принять решение встать преградой на пути коррупционера.

Для этого необходимо обратиться с письменным или устным заявлени­ем в любой правоохранительный орган независимо от места совершения пре­ступления.

Вы вправе требовать от принявшего заявление сотрудника отметку в копии обращения о дате приема, его должности и фамилии. В случае отказа в принятии заявления (обращения) Вы имеете право обжаловать незаконные действия в вышестоящих инстанциях.

Принятое по результатам рассмотрения заявления (обращения) право­охранительным органом решение, может быть обжаловано вышестоящему органу либо в суд.

Помните, надежное противодействие коррупционным проявлениям со стороны государства возможно лишь при эффективном взаимодействии с ин­ститутами гражданского общества.

О всех известных фактах коррупции Вы можете сообщить в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Бурятия. Контактный телефон: 44-61-78.