П2 ч1 ст83 тк рф

Споры о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ)

Статья 83 ТК РФ предусматривает различные основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон. Отдельные основания (п. 6–9, 12 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) не вызывают на практике соответствующих трудовых споров, поэтому в настоящем параграфе будут рассмотрены особенности споров об увольнении работников по п. 1–5,10 и 11 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

1. Споры об увольнении в случае призыва работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 cm. 83 ТК РФ). Основанием для прекращения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ является решение призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу, принимаемое на основании указов Президента РФ и в соответствии с Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663.

По данному основанию подлежат увольнению работники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, в соответствии с решением призывной комиссии. Вызов в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы осуществляется на основе повесток военного комиссариата, исполнение которых обязательно как для работника, так и для работодателя.

Трудовое законодательство не содержит требований о сроке прекращения трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, так что трудовой договор по этому основанию может прекращаться не ранее представления работодателю повестки о явке работника в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, но не позднее указанного в ней срока (даты явки).

Если работодателем по тем или иным причинам не получена названная повестка или ее копия, следует обратиться с официальным письмом в военный комиссариат, проводивший призыв, для получения документальных оснований призыва работника на военную службу.

При увольнении работника в связи с призывом на военную службу ему предусмотрена выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка на основании ст. 178 ТК РФ.

Что касается трудоустройства уволенных военнослужащих, то законодатель не обязывает работодателей – коммерческие организации предоставлять работу бывшему работнику после увольнения его с военной службы. Уволенным с военной службы гражданам, работавшим до призыва на военную службу в государственных организациях, гарантируется сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права поступления на работу в ту же организацию на должность, не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

2. Споры об увольнении в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 cm. 83 ТК РФ). Восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, служит основанием для прекращения трудового договора с работником, принятым на его место, в случаях, если:

– работник был восстановлен на работе по решению государственной инспекции труда или суда;

– работник, освобожденный от выполнения данной работы в связи с незаконным осуждением или незаконным привлечением к уголовной ответственности, потребовал восстановления на прежней работе.

Такое требование должно быть заявлено в течение трех месяцев со дня вступления в силу оправдательного приговора либо вынесения постановления о прекращении уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия данного лица в совершении преступления.

Прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Можно привести пример из судебной практики.

Е. была принята на работу 15 декабря 2002 г. на должность главного бухгалтера администрации района после увольнения с данной должности X. Решением районного суда от 7 февраля 2003 г. X. восстановлена в должности главного бухгалтера администрации района (в ранее занимаемой должности), а Е. распоряжением главы администрации района от 24 марта 2003 г. уволена с этой должности в соответствии с п. 2 ст. 83 ТК РФ (в связи с восстановлением по решению суда на работе работника, ранее выполнявшего эту работу).

Не согласившись с увольнением, Е. обратилась в суд с иском о восстановлени на работе и взыскании заработной платы, сославшись на то, что уволена она незаконно, в период беременности.

Решением районного суда от 21 мая 2003 г., оставленным без изменения определением судебного коллегии по гражданским делам верховного суда республики, иск удовлетворен: Е. восстановлена на работе в прежней должности с 1 апреля 2003 г., с ответчика в ее пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила представление заместителя Генерального прокурора РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.

При удовлетворении иска Е. о восстановлении на работе судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается.

Однако при данных обстоятельствах с выводом о необходимости восстановления истицы на работе согласиться нельзя, так как он основан на неверном толковании норм материального права, которое привело к вынесению неправильного решения.

Согласно ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в числе которых прекращение договора в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению суда (п. 2). При этом прекращение трудового договора допускается при невозможности перевода на другую работу.

Как видно из материалов дела, с Е. трудовой договор был расторгнут в связи с восстановлением на работе работника, ранее занимавшего данную должность. Поскольку увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка судебных инстанций на ч. 1 ст. 261 ТК РФ, положения которой запрещают расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о невозможности перевода Е. на дату ее увольнения на другую работу.

3. Споры об увольнении в случае неизбрания на должность (п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Неизбрание на должность является основанием для прекращения трудового договора с работниками, занимающими выборные должности (например, должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения).

Срок действия трудового договора с такими работниками ограничивается периодом, который установлен нормативным правовым актом, регламентирующим порядок и периодичность проведения выборов, а также решением коллегиального органа, избравшего данного работника на должность.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор с выборным работником может быть прекращен в случаях либо досрочного проведения выборов, т.е. в период действия срочного трудового договора, либо переноса выборов на более позднюю дату после истечения срока действия трудового договора.

Суд при рассмотрении соответствующего иска проверяет соблюдение работодателем следующих условий правомерности увольнения:

1) проведение выборов, избрания, конкурса в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами;

2) соблюдение процедуры выборов, избрания, конкурса;

3) объективность и обоснованность выводов соответствующей комиссии по результатам выборов, избрания, конкурса;

4) отрицательные для работника результаты выборов, избрания, конкурса.

В основном трудовые споры об увольнении по указанному основанию возникают тогда, когда имело место досрочное проведение выборов, хотя такая возможность не была предусмотрена правилами, устанавливающими порядок избрания на должность.

4. Споры об увольнении в случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1 cm. 83 ТК РФ). К видам уголовных наказаний, исключающих продолжение работы, относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы и ограничение свободы. Следует учитывать, что до вступления приговора суда в законную силу расторжение трудового договора не допускается.

Применение данного основания прекращения трудового договора предполагает отсутствие возможности продолжить трудовые отношения с работником вследствие назначенной ему приговором суда меры наказания. Такая мера может быть связана с запретом заниматься определенной деятельностью, которая составляет трудовую функцию работника. В этом случае работодатель может предложить работнику работу, не запрещенную приговором суда.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании 24 июня 2004 г. кассационную жалобу осужденного Д. на постановление судьи Саратовского областного суда от 7 мая 2004 г., которым дано разъяснение органу, исполняющему наказание, об исполнении приговора Саратовского областного суда от 25 ноября 2002 г. и постановления Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 марта 2004 г. в отношении Д., осужденного по двум эпизодам получения взяток – по ч. 1 ст. 290 УК РФ к семи годам лишения свободы условно, в соответствии со ст. 73 УК РФ с испытательным сроком в три года и с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на три года.

Постановлено, что осужденный Д. подлежит освобождению от занимаемой им должности главного врача государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Заводскому району города Саратова» на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ, т.е. в связи с «осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу» в порядке, установленном действующим уголовно-исполнительным законодательством.

Судебная коллегия установила следующее: орган, исполняющий наказание в отношении осужденного Д., обратился в суд за разъяснением вопроса о том, может ли Д. в связи с назначенным ему дополнительным наказанием занимать должность главного врача государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Заводском районе города Саратова».

Осужденный Д. принес кассационную жалобу на постановление судьи, в которой просит постановление отменить как необоснованное и приводит доводы о том, что занимаемая им должность главного врача «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Заводскому району города Саратова» не является должностью на государственной службе.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что постановление судьи является законным и обоснованным.

Судья в постановлении обоснованно сослался на нормы действующего законодательства, в том числе на Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554, и правильно сделал вывод о том, что как ранее занимаемая осужденным Д. должность главного врача государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области», так и занимаемая им в настоящее время должность главного врача государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Заводском районе города Саратова» являются должностями на государственной службе.

С учетом изложенного в постановлении судьи дано обоснованное разъяснение о том, что осуждение Д. к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на три года исключает продолжение Д. работы в занимаемой им должности главного врача государственного учреждения «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Заводском районе города Саратова» и что трудовой договор с ним подлежит прекращению на основании ст. 83 (п. 4 ч. 1) ТК РФ, т.е. в связи с «осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу».

Оснований для отмены постановления судьи по доводам, изложенным в кассационной жалобе осужденного Д., Судебная коллегия не усматривает.

5. Споры об увольнении в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Наступление полной нетрудоспособности работника служит основанием для прекращения трудового договора при условии, если это удостоверено медицинским заключением.

Категория «полная нетрудоспособность» означает, что у данного работника наступила постоянная потеря способности к труду. Процедура установления этого факта проводится специализированными государственными органами, которые осуществляют медико-социальную экспертизу, – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в города и районах, являющимися филиалами главных бюро. На указанные учреждения возложены функции по определению группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах и формах социальной защиты и определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание.

6. Споры об увольнении в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 cm. 83 ТК РФ). В силу п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ работник подлежит увольнению в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.

Случаи, при которых допуск к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, организации, перечислены в ст. 23 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Ими являются:

1) однократное нарушение должностным лицом или гражданином взятых на себя в соответствии с трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

2) возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом и следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

– постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий офомляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, организации в случаях:

1) расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

2) однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

3) возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является основанием для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение работодателя о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.

Ограничения могут касаться:

1) права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

2) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

3) права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Показателен соответствующий пример из судебной практики. Приказом военного комиссара Магаданской области от 14 января 2003 г. № 5 3. лишена допуска к государственной тайне и уволена с должности помощника начальника 1-го отдела Магаданского областного военного комиссариата на основании п. 12 ст. 81 ТК РФ (в настоящее время соответствует п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Считая увольнение незаконным, 3. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. При этом она объяснила, что никаких действий, которые давали бы основание для лишения ее допуска к государственной тайне, она не совершала. Руководствоваться при исполнении своих должностных обязанностей приказом Министерства обороны РФ № 015-02, нарушение ст. 170 которого ей поставлено в вину, она не могла, так как с ним не была ознакомлена. Поводом к увольнению послужило ее обращение с жалобой к командующему войсками Дальневосточного округа на действия военного комиссара области.

В соответствии с п. 12 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае прекращения допуска работника к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне.

Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что выполняемая работа истицы требует допуска к государственной тайне. При заключении с ней контракта она была ознакомлена с требованиями, предъявляемыми по работе с секретными документами, и обязалась их выполнять.

Однако при проверке работы 1-го отдела комиссией военного комиссариата в период с 10 по 22 декабря 2002 г. были выявлены нарушения порядка и правил работы с секретными документами, допущенные истицей, что подтверждается заключением проверки.

Из указанного заключения усматривается, что 3. в карточках оповещения, содержащих секретные сведения, не проставляла гриф секретности, несмотря на то, что сведения в эти карточки вносила из нарядов с таким грифом, учет карточек осуществляла в журнале неустановленного образца, уничтожила 310 карточек оповещения без соблюдения требований, установленных при уничтожении документов, содержащих секретные сведения. Кроме того, была обнаружена неучтенная в секретной части 21 карточка оповещения с секретными данными.

Из материалов дела усматривается и не отрицается истицей, что она ежегодно знакомилась с положениями ст. 69, 90 НЗГС-90, согласно которым лица, допущенные к секретным работам, документам и изделиям, обязаны знать и строго выполнять требования указанного наставления, а также выполнять предусмотренные в нем ограничения. Ознакомлена была она и с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РФ № 317/5/094ш от 20 октября 2000 г. о необходимости изучать статьи НЗГС-90 и приказ министра обороны РФ от 10 августа 1996 г. № 055-96, касающийся сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РФ.

В силу условий контракта истица была обязана знать и надлежащим образом исполнять требования закона, ведомственных приказов и т.д., регламентирующих работу с секретными документами.

При таких обстоятельствах суд правильно признал несостоятельными доводы 3. о том, что она не была ознакомлена с приказами Министерства обороны РФ № 055-96 и № 015-02, а поэтому не знала о том, что сведения, вносимые в карточки оповещения, являются секретными.

7. Споры об увольнении в случае отмены решения суда или отмены (признания незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе (п. 11 ч. 1 cm. 83 ТК РФ). Достаточно часто работник, обратившийся в суд с иском о признании увольнения незаконным, восстанавливается на работе по решению этого суда, которое, как известно, подлежит немедленному исполнению. Впоследствии такое решение может быть отменено в апелляционном порядке. Иногда данное решение может быть отменено во внесудебном порядке государственной инспекцией труда, если оно было принято ею.

Однако в тех случаях, когда, например, государственной инспекцией труда отменено решение о восстановлении работника, а волеизъявление работника и работодателя направление на продолжение действия трудового договора, его прекращение необязательно.

Комментарий к ст. 83 Трудового кодекса РФ

Статьи по теме

канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

1. В рассматриваемой статье установлены основания прекращения трудовых отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон – работника и работодателя. Иными словами, стороны могут желать продолжения трудовых отношений, но этому препятствуют объективные причины, делающие невозможным их продолжение.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен в связи с призывом работника на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет:

состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане:

которые в соответствии с вышеуказанным федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу;

которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу;

не подлежащие призыву на военную службу.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.

Решение о призыве на военную службу может быть принято после достижения гражданином возраста 18 лет.

Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются упомянутым федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом РФ.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ за следующими исключениями:

граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня;

граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется в сроки, устанавливаемые Президентом РФ.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку:

на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождения в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает явку:

на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Законом о военной службе, Президентом РФ и Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 .

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее – призывная комиссия) принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Законом о военной службе:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

3. Приказ о прекращении трудового договора с работником, призванным на военную службу, издается по представлении им повестки военкомата о явке на призывной пункт для прохождения военной службы. При увольнении работника в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (см. ст. 178 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор с работником может быть прекращен только в случае, если он принят на место другого работника, ранее выполнявшего эту работу, при восстановлении последнего на работе по решению государственной инспекции труда или суда. В связи с этим невозможно увольнение работника при восстановлении на работе прежнего работника на основании приказа, изданного работодателем по собственной инициативе.

Неисполнение решения суда является уголовно-наказуемым деянием. Так, согласно ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

5. Прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, допускается при невозможности перевода работника с его согласия на другую работу.

При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (см. ст. 178 ТК РФ и комментарий к ней).

6. Пункт 3 ч. 1 ст. 83 ТК РФ предусматривает такое основание прекращения трудового договора как неизбрание на должность. По данному основанию могут быть уволены лица, занимавшие данную должность в результате проведения процедуры выборов. Это может быть выборная должность в общественной организации (например, освобожденный председатель выборного профсоюзного органа) в акционерном обществе (корпоративный секретарь), в научном учреждении (заведующий кафедрой) и пр.

7. Особо следует остановиться на прекращении трудового договора в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

Согласно ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной инстанции.

Вступивший в законную силу приговор суда обязателен для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических или юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение приговора суда влечет за собой уголовную ответственность (ст. 392 УПК РФ).

Вступление в законную силу приговора суда является основанием прекращения трудового договора лишь в том случае, если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

В тех случаях, когда работник хотя и совершил преступление, но к нему было применено судом наказание, не исключающее возможности продолжения данной работы (например, штраф), прекращение трудового договора в порядке п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не может иметь места.

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ может быть издан лишь после вступления приговора суда в законную силу. При этом если работник до вступления приговора суда в законную силу был заключен под стражу или в установленном порядке отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ), датой увольнения указывается последний рабочий день перед заключением под стражу или отстранением от работы.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный.

8. В соответствии с законодательством работодатель, с которым осужденный состоит в трудовых отношениях, обязан:

не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной трудовой деятельностью, направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об исполнении требований приговора;

представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

при увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься (ст. 34 УИК РФ).

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

В указанных случаях требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний (ст. 35 УИК РФ).

Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия. В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда в этих случаях осуществляется также независимо от вины причинителя.

9. В пункте 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в качестве основания прекращения трудового договора названо признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанном случае работодатель не только вправе, но и обязан издать приказ о прекращении трудового договора.

Прекращение трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возможно лишь в том случае, если заключением органов медико-социальной экспертизы констатируется полная утрата способности к труду и не сформулированы никакие трудовые рекомендации.

При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (см. ст. 178 ТК РФ и комментарий к ней).

10. Трудовой договор подлежит прекращению в случае смерти работника либо работодателя – физического лица, а также признания судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим.

Согласно гражданскому законодательству гражданин (в том числе работодатель – физическое лицо) может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ) и объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет и если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев (ст. 45 ГК РФ).

Совершенно очевидно, что работник, заключивший трудовой договор с работодателем – физическим лицом, не может столь длительные сроки ожидать прекращения трудового договора.

Однако процедура прекращения трудового договора с работодателем – физическим лицом в случае смерти последнего или признания его безвестно отсутствующим, представляется достаточно сложной. Как правило, такие лица сами ведут кадровое делопроизводство, издают и отменяют приказы и пр. При такой ситуации не вполне понятно, кто будет выдавать увольняемым работникам справки, признавать трудовые договоры расторгнутыми и пр.

Днем прекращения трудового договора по этому основанию является день смерти гражданина или день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или умершим.

11. В пункте 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ предусмотрено основание прекращения трудового договора, связанное с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» предусмотрено следующее: чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ (ст. 4), в котором, в частности, могут предусматриваться запрещение забастовок и иные способы приостановления или прекращения деятельности организации (п. «ж» ст. 11). В случае введения чрезвычайного положения при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. «б» ст. 3) допускаются отстранение от работы руководителей государственных и негосударственных организаций (пп. «г» и «д» ст. 13), а также мобилизация трудоспособного населения (п. «е» ст. 13).

12. Пункт 8 рассматриваемой статьи предусматривает такое основание прекращения трудового договора как дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Статья 3.11 КоАП РФ устанавливает в качестве меры административного наказания дисквалификацию. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В качестве иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником своих обязанностей можно назвать лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ).

13. Истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору является самостоятельным основанием для прекращения трудовых отношений с таким работником.

О категориях таких работников и порядке действий работодателя – см. ст. 76 ТК РФ и комментарий к ней.

В некоторых случаях на практике по данному основанию предлагается прекращать трудовые договоры с иностранными гражданами в случае истечения действия разрешения на работу или разрешения на временное пребывание. Полагаем, что данное мнение является ошибочным.

Так, пункт 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не может быть применен к данному случаю, поскольку, во-первых, разрешение на работу не является специальным правом, а во-вторых, порядок увольнения по данному основанию предполагает, что прекращение трудового договора допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При истечении действия (аннулировании) разрешения на работу или визы соблюдение установленного законом порядка увольнения невозможно.

14. Самостоятельным основанием прекращения трудового договора по независящим от воли сторон причинам является прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого доступа (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

В соответствии с законодательством работник, имеющий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, подписывает специальный договор и принимает на себя обязательство перед государством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну, и дает согласие на частичные временные ограничения своих прав.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне) допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения взятых на себя по трудовому договору (контракту) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся, согласно Закону о государственной тайне, основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение работодателя о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 22 Закона о государственной тайне определяет основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утверждаемому Минздравсоцразвития России;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Как видим, прекращение допуска работника к государственной тайне может быть обусловлено как виновными действиями работника, так и иными причинами, не связанными с исполнением работником своих должностных обязанностей.

В связи с этим представляется, что работник может быть уволен по данному основанию, если:

с ним в соответствии с законодательством был заключен договор о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну;

работник по роду своей деятельности имеет доступ к таким сведениям;

основания прекращения допуска соответствуют действующему законодательству.

15. Впервые в законодательство введено такое основание прекращения трудового договора с работником как отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении работника на работе подлежит немедленному исполнению. Это означает, что в случае удовлетворения судом исковых требований работника он может приступить к работе в день вынесения судом решения или на следующий день. Обязанность исполнить решение суда не лишает работодателя права обжаловать решение, с которым он не согласен, в кассационном порядке. В случае удовлетворения кассационной жалобы, работник может снова быть уволен. Аналогичная ситуация складывается и в связи с пересмотром решения, вступившего в законную силу. В связи с этим на практике нередко вставал вопрос о том, по какому основанию уволить работника, первоначально восстановленного судом.

Теперь для этих случаев законом предусмотрено специальное основание увольнения.

16. Возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности – основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Этот пункт внесен в ст. 83 ТК РФ Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации», вступившим в силу 7 января 2011 г.

Указанным законом ч. 1 ст. 65 ТК РФ, устанавливающая перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, была дополнена абзацем о необходимости предоставлять работодателю в определенных ситуациях справку о наличии (отсутствии) судимости.

Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости подробно изложен в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 (далее – Административный регламент). Там же представлены форма заявления для обращения за получением данной справки, а также форма самой справки.

Трудовым кодексом РФ предусмотрена определенная работа, связанная с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (ст. 351.1 ТК РФ).

17. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 2, 8, 9, 10 или 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Данная норма является гарантийной, и ее несоблюдение может привести к восстановлению на работе уволенного работника.