Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Оглавление:

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8 . Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

См. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу обеспечения осуществления мер, направленных на повышение готовности субъектов Российской Федерации к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары

См. Положение об эвакуационной комиссии Минтранса России, утвержденное приказом Минтранса России от 20 апреля 2011 г. N 120

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

См. Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;

определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации»

Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 14. Вопросы местного значения поселения

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Статья 16. Вопросы местного значения городского округа

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1настоящего Федерального закона;

л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

2.1. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны устанавливает Федеральный закон «О гражданской обороне»[68];

В качестве самостоятельного блока следует выделить полномочия местного самоуправления в сфере национальной обороны.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

— проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и осуществляют планы гражданской обороны и защиты населения;

— проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

— поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

— проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

— создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Федеральный закон[69] не разграничивает полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Согласно закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

— организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;

— руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

— обеспечивают исполнение данного Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

— разрабатывают мобилизационные планы;

— проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

— проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

— заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

— в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

— оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

а) организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

б) организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчётности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

в) организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов;

— вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.

В области использования атомной энергии органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 12 Федерального закона «Об использования атомной энергии»:

— участвуют в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

— принимают решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований.

К вопросам местного значения отнесено также информирование населения о радиационной обстановке через газеты, телевидение, журналы, радио, бюллетени и т.п., информирование о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях.

Помимо перечисленных, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по эвакуации и защите населения от ионизирующих излучений при авариях на объектах использования атомной энергии.

Особыми полномочиями наделяет закон муниципальные образования приграничных территорий.

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации:

— предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

— оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

— создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам[70].

Решение этих вопросов имен немаловажное значение для приграничных муниципальных образований Белгородской области. Практика показывает, что, несмотря на братские чувства, традиционно присущие народам России и Украины, лидеры Украины в течение последнего десятилетия настойчиво проводят линию на свёртывание экономических, политических, культурных и иных отношений между нашими странами, ужесточают пограничный режим.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в координации деятельности по обеспечению безопасности, обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в этой области.

В соответствии с этим и в целях решения комплекса вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности в муниципальных районах и городских округах создаются органы, обеспечивающие координацию действий всех структур, в том числе и государственных, функционирующих на территории муниципального образования. Как правило, такие органы именуют как Совет безопасности муниципального образования.

Так, Совет безопасности города Белгорода согласно утверждённому Положению[71] является коллегиальным органом, осуществляющим подготовку решений главы местного самоуправления по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов жителей города в соответствии с единой государственной политикой России в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности является надведомственным органом, обеспечивающим условия для реализации главой местного самоуправления его полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению антитеррористической, экономической, общественной, экологической и иных видов безопасности, прогнозированию чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий на территории областного центра.

В состав Совета входят по должности глава муниципального образования, который возглавляет Совет, его заместители, по согласованию – представители органов внутренних дел, прокуратуры, иных федеральных и региональных органов государственной власти в ранге их руководителей или заместителей руководителя.

В перечень задач Совета безопасности входит разработка предложений по координации деятельности территориальных федеральных и областных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления города в процессе реализации принятых решений по вопросам обеспечения безопасности и оценка их эффективности.

Недостаточно проработанными к настоящему времени остаются вопросы, связанные с определением круга полномочий, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления в сфере информационной безопасности, а также при введении чрезвычайного и военного положения. Данные вопросы, безусловно, требуют законодательного урегулирования. Необходимость такого урегулирования вытекает из отмечаемого многими аналитиками негативного воздействия вторжения «свободных» СМИ, Интернета в духовную сферу человека, ослабления нравственного иммунитета общества, особенно молодёжи, сохраняющихся внешних угроз суверенитету, безопасности и территориальной целостности государства. Между тем совершенно очевидно, что именно на плечи органов местного самоуправления ложится основная тяжесть задач по решению указанных вопросов, особенно в сфере духовной безопасности местных сообществ.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.02.98 N 28-ФЗ «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 799,
  • «Российская газета», N 32-33, 19.02.98

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.

научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

Размер санкции за создание аварийной ситуации должен быть значительно больше, чем размер штрафа за формальное нарушение правил дорожного движения. Это связано с тем, что критерий общественной опасности появляется в момент возникновения аварийной ситуации, поскольку возникает угроза безопасности другим участникам дорожного движения, нарушается безопасность процесса дорожного движения.

Следовательно, аварийная ситуация является последним административным и техническим «барьером» на пути совершения дорожно-транспортного происшествия, который должен быть подкреплен существенными санкциями и неотвратимостью наказания, как и любые другие нормы права.

Кроме того, представляется необходимым восстановление балльной системы штрафов, которая достаточно эффективно себя зарекомендовала в советское время и действует на данный момент в некоторых зарубежных государствах.

Повторность нарушений, особенно идентичных, является признаком неадекватного восприятия условий участником дорожного движения, что недопустимо, так как не происходит переоценки собственных действий, приводящих к возникновению угрозы безопасности дорожного движения.

Неоднократное привлечение участника дорожного движения к административной ответственности в определенный промежуток времени за нарушение

установленного порядка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения свидетельствует о пренебрежительном его отношении к другим участникам движения, к безопасности дорожного движения в целом.

Применительно к ответственности за создание аварийной ситуации признак рецидива в подобных нарушениях также будет выявлять недобросовестных участников дорожного движения, к которым необходимо применять дополнительные меры профилактики и правового воздействия.

1 Жулев В.И., Митин В.П. Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. М.: Транспорт, 1979. С. 5.

2 См.: Амбарцумян В.В. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения: Дисс. . д-ра технич. наук. Ереван, 1980; Игнатов Л.Н. Организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения. М., 1991; Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М., 1982; Ротенберг В.В. Основы надежности системы: водитель — автомобиль — дорога — среда. М., 1986; и др.

3 См.: Козлов Ю.М. Основы советского административного права. М., 1979; Бельских К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 76.

4 Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник: Часть общая. М., 1993. С. 280.

5 ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ // СПС «Гарант+».

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

И.С. МАРЧЕНКО, соискатель, Ставропольский госуниверситет

Аннотация. Рассматриваются вопросы недостаточно четкого закрепления в федеральном законодательстве полномочий органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

In the article questions of not enough accurate and thought over fastening in the federal legislation of Russia of authorities of local governments in the field of a civil defence are considered.

Ключевые слова и словосочетания: местное самоуправление, гражданская оборона, компетенция органов местного самоуправления (a local government, a civil defence, the competence of local governments).

Компетенция органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны определяется рядом федеральных и региональный законодательный актов, среди которых важ-

нейшими являются федеральный законы «О гражданской обороне» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ1 указывается, что органы местного

Закон и право 12 • 2009

самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

• проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовышают планы гражданской обороны и защиты населения;

• проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

• поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военный действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

• проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

• создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иныгх средств.

Указанные вопросы органы местного самоуправления должны решать в обязательном порядке. При этом, по нашему мнению, полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны необходимо рассматривать не как право, а как обязанность органов местного самоуправления.

Косвенным подтверждением сделанному выводу является и факт закрепления в ст. 14, 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (далее — ФЗ «Об общих принципах. ») вопросов местного значения, текстуально и по смыслу совпадающих с полномочиями органов местного самоуправления в области гражданской обороны, содержащимися в ФЗ «О гражданской обороне».

Рассматривая ФЗ «Об общих принципах.», отметим, что в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15, п. 28 ч. 1 ст. 16 этого Закона к вопросам местного самоуправления относятся: «организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района (городского округа) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственный, медицинских и иныгх средств.».

Далее. К компетенции органов местного самоуправления отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательныгх формирований на территории поселения, городского округа (п. 24 ч. 1 ст. 14, п. 29 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах.»).

Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления отнесено осуществление меро-

приятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 26 ч. 1 ст. 14, п. 34. ч. 1 ст. 15, п. 32 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах.»).

Интересно, что почти дословно такие же полномочия имеются и у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые сформулированы в п. 45, 50—51 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Нетрудно заметить, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и полномочия органов местного самоуправления в этой же сфере идентичны.

На наш взгляд, такой способ закрепления компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления нельзя признать удовлетворительным по следующим причинам:

• отсутствует четкое разграничение полномочий в области гражданской обороны между органами двух уровней публичной власти;

• возникает непонимание того, кто и в каком объеме должен исполнять возложенные законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления полномочия в области гражданской обороны;

• между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не разграничены полномочия в области гражданской обороны в зависимости от сложности задач, тогда как финансово-экономические возможности субъекта РФ и муниципального образования принципиально разные;

• полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны были закреплены сначала в законодательном акте, непосредственно регулирующем вопросы гражданской обороны — ФЗ «О гражданской обороне» 1998 г., а затем воспроизведены в ФЗ «Об общих принципах.» 2003 г.

Таким образом, современная тенденция формирования компетенции местного самоуправления путем наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями (помимо указанных в ФЗ «Об общих принципах.» 2003 г., а также переданных органам местного самоуправления органами государственной власти на основе института делегирования), дублирование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления привели к тому, что органы муниципальных образований зачастую неспособны выполнить полномочия, связанные с организацией гражданской обороны, в силу многочисленности последних и отсутствия материальных средств.

1 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 799.

Закон и право 12 • 2009

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
«О гражданской обороне»

Принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года
Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года

Глава III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;
осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;
организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны
1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.