Полномочия суда надзорной инстанции в арбитражном процессе

§ 3. Полномочия суда надзорной инстанции

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру дел в порядке надзора определены в ст. 187 АПК РФ. Рассмотрев дело в порядке надзора, Президиум вправе:

1) оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест — без удовлетворения;

2) отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Президиум оставляет решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения в том случае, если придет к выводу, что вынесенное судом решение или постановление является законным и обоснованным, а мотивы протеста несущественными для дела. Проверяя дело в полном объеме. Президиум может выявить отдельные процессуальные нарушения, не повлиявшие на правильность вынесенного решения, постановления. Не отменяя решения, Президиум в этом случае обязан указать в своем постановлении о выявленных недостатках. При оставлении протеста без удовлетворения в постановлении должны быть указаны мотивы, по которым доводы протеста признаны не правильными или не являющимися основанием к отмене решения арбитражного суда.

Президиум вправе отменить судебный акт полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение. Этим полномочием Президиум может воспользоваться в тех случаях, когда ошибки, допущенные судами при рассмотрении дела по существу, в апелляционной или кассационной инстанциях, не могут быть исправлены при рассмотрении дела в надзорной инстанции.

Президиум вправе по результатам рассмотрения дела в порядке надзора изменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Введение этого правила в АПК РФ обусловлено соображениями процессуальной экономии, стремлением ускорить рассмотрение дел и устранить ненужную волокиту. Жаль только, что это право Президиумом используется не часто.

Принять по делу новое решение, постановление или изменить его, суд надзорной инстанции вправе: 1) если обстоятельства дела установлены судом полностью и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права; 2) если Президиум не согласится с оценкой доказательств, данной арбитражным судом, и сочтет необходимым самому по-новому оценить их.

Действующее законодательство не запрещает Президиуму самостоятельно на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных участвующими в деле лицами доказательств устанавливать имеющие значение для дела обстоятельства и с учетом их вынести новое решение по делу или изменить его. Однако использовать данное полномочие в указанном случае надо весьма осторожно, учитывая, что судебно-надзорный орган в полной мере не приспособлен для выяснения обстоятельств дела в состязательной форме.

Новым называется такое решение, которое по своему содержанию противоположно содержанию решения, ранее вынесенному арбитражным судом. Например, суд первой инстанции удовлетворил требования ответчика. Президиум, рассмотрев протест, пришёл к выводу о необходимости отказать в иске. Решение об отказе в иске является новым, поскольку оно по своему содержанию противоположно решению суда первой инстанции.

Право вынести новое решение принадлежит Президиуму независимо от того, какая просьба должностного лица выражена в протесте. Не исключено, что новое решение, вынесенное Президиумом, не будет совпадать с просьбой, содержащейся в протесте.

Право изменить решение, постановление возникает у Президиума при тех же условиях, что и право на вынесение нового решения. К изменению решения, в частности, приходится прибегать в случае увеличения или снижения размера взыскиваемой суммы.

Судебный акт арбитражного суда — это единый по своему содержанию правовой документ, части которого взаимосвязаны и представляют единое целое. Поэтому изменение может касаться не только резолютивной, но и мотивировочной части.

Арбитражный процессуальный кодекс наделает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правом отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения (п.4 ч.1 ст.187).

Прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения могут иметь место только по основаниям, перечисленным в ст.85 и 87 АПК РФ. Совершение этих процессуальных действий осуществляется Президиумом в порядке, предусмотренном законом, и влечет процессуальные последствия, указанные в ст.86 и 88 АПК РФ. Например, Президиум обязан отменить решение и постановление и прекратить производство по делу, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Президиум может оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений. В этом случае в своем постановлении Президиум должен привести как мотивы, по которым он отменяет состоявшееся по делу решения, так и аргументы, по которым он пришел к выводу об оставлении в силе данного решения, постановления.

Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанций, суд надзорной инстанции может указать этому суду, какие процессуальные действия необходимо совершить по делу. Однако суд надзорной инстанции не вправе заранее предрешать выводы, которые могут быть сделаны при новом рассмотрении дела по существу.

В соответствии со ст. 188 АПК РФ основаниями к изменению или отмене решения, постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта.

Решение арбитражного суда является незаконным, если были нарушены нормы материального права: 1) суд не применил закон, подлежащий применению; 2) применил закон, не подлежащий применению; 3) неправильно истолковал закон.

Неприменение закона, подлежащего применению, не имеет место в тех случаях, когда суд не только указывает в решении подлежащую применению норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам действующего законодательства. С данным нарушением суд надзорной инстанции встречается и тогда, когда суд применил отмененный закон либо нормы подзаконного акта, противоречащие закону, или изданные с нарушением закона.

Суть применения ненадлежащего закона состоит в том, что при разрешении дела суд руководствовался не той нормой, которая регулирует спорные отношения. Подобное нарушение обусловлено, как правило, неправильной юридической квалификацией отношений сторон.

Неправильное истолкование закона представляет собой такую ситуацию, когда применяется закон, подлежащий применению, но содержание и смысл его понимаются неверно, вследствие чего в решении или постановлении суд делает неправильный вывод о правах и обязанностях сторон. Подобное нарушение может быть допущено, например, при расширительном толковании судом норм материального права.

Незаконным является решение, постановление, вынесенное с нарушением норм процессуального права.

Решение суда не соответствует арбитражному процессуальному законодательству, если нарушения процессуальных норм повлекли вынесение неправильного по существу решения или ставят под сомнение его правосудность: дело рассмотрено незаконным составом суда, нарушен принцип языка судопроизводства, в деле отсутствует протокол судебного заседания и т.п.

Подобные нарушения условно делятся на две группы. В первую входят такие нарушения, которые всегда влекут отмену решения, постановления. Их называют безусловными основаниями к отмене решения (ст. 176 АПК РФ).

Ко второй группе нарушений норм процессуального права относятся такие, которые не всегда влекут отмену судебного решения, постановления. Их принято называть условными основаниями к отмене решения. Они являются основанием к отмене решения, постановления, лишь при условии, что они привели или могли привести к неправильному вынесению судебного акта. При этом вопрос о том, привело ли или могло привести процессуальное нарушение к неправильному вынесению решения, а следовательно к его отмене, в каждом конкретном случае решает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Решение арбитражного суда является необоснованным, если в нем неправильно установлены фактические обстоятельства дела:

а) неполное выяснение арбитражным судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Это значит, что арбитражный суд не исследовал предусмотренных нормой материального права юридических либо доказательственных фактов, наличие или отсутствие которых влияет на исход дела. Пробел в установлении существенных для дела обстоятельств обусловлен чаще всего неправильным определением предмета доказывания либо круга доказательственных фактов;

б) недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считает установленными. Эти нарушения имеют место в тех случаях, когда существенные для дела обстоятельства не подтверждены в решении, постановлении указанными в законе доказательствами либо подтверждены недостоверными либо противоречивыми доказательствами. Причиной недосказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, нередко являются нарушения арбитражным судом правил оценки судебных доказательств;

в) несоответствие выводов суда, изложенных в решении, постановлении, обстоятельствам дела. Данное нарушение может иметь место в тех случаях, когда суд из установленных фактов сделал неправильный вывод о взаимоотношениях сторон. Это чаще всего бывает, когда норма материального права, регулирующая данные отношения, лишь в общей форме определяет обстановку, при которой наступают те или иные последствия.

При наличии изложенных оснований надзорная инстанция отменяет или изменяет решение, постановление арбитражного суда.

Под отменой решения, постановления следует понимать совершенное судом надзорной инстанции процессуальное действие, направленное на признание недействительным вынесенного арбитражным судом решения, постановления.

Изменение решения, постановления — это внесение в них поправок, которые не повлияли на конечные выводы суда о правах и обязанностях сторон.

Арбитражное процессуальное законодательство допускает опротестование и пересмотр вступивших в законную силу определений арбитражных судов. Последние могут быть опротестованы и пересмотрены в порядке надзора отдельно от решения в случаях, когда в законе (АПК РФ) предусмотрено их обжалование, а также, когда они препятствуют дальнейшему движению дела. К числу первых можно отнести, например, определение об обеспечении иска или отказе в обеспечении иска, определение об отмене обеспечения иска, определение о разъяснении решения и об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок и др.

К определениям, препятствующим продвижению дела, можно отнести определение об отказе в принятии искового заявления, определения о возвращении искового заявления, о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения и т.п.

Другие определения арбитражного суда не могут быть опротестованы отдельно от решения.

Закон устанавливает, что протесты на определения арбитражного суда рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения протестов на решения и постановления суда (ч. 2 СТ.191АПКРФ).

И, наконец, еще одно правило следует иметь в виду: не могут быть отменены правильные по существу решение, постановление арбитражного суда по одним лишь формальным основаниям (ч.2 ст.188 АПК РФ).

28. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора.

Полномочия суда надзорной инстанции

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:

1) надзорная жалоба или представление прокурора не отвечает требованиям к содержанию жалобы;

2) надзорная жалоба или представление прокурора поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления прокурора;

5) надзорная жалоба или представление прокурора поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отмене в порядке надзора судебных актов

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:

оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;

отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта (ст. 304 АПК РФ).

Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (п. 2 ст. 304 АПК РФ в ред. Федерального закона от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ).

Указанные в данной статье новые по сравнению с АПК РФ 1995 г. основания отмены судебных актов в порядке надзора в литературе оцениваются по-разному (Арбитражная практика. 2002. N 5. С. 51 — 62; Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессах // Законодательство. 2003. N 10. С. 56).

Применение ст. 304 АПК РФ будет вызывать затруднения, поскольку основания отмены судебных актов изложены нечетко и неконкретно.

При изучении содержания данной статьи возникает много вопросов и замечаний.

Правовые нормы о правомочиях суда надзорной инстанции и об основаниях пересмотра судебных актов в порядке надзора, как и правовые нормы о полномочиях суда апелляционной и кассационной инстанций, об основаниях пересмотра судебных актов в апелляционном и кассационном порядке, являются сердцевиной названных институтов, имеют большое значение для укрепления гарантий защиты прав организаций и граждан, для гарантий реализации принципов арбитражного судопроизводства и должны быть изложены четко, конкретно и понятно не только для судей, но и для лиц, участвующих в деле. В этом плане правовые нормы ст. 304 АПК РФ далеки от совершенства.

Перечисленные в ст. 304 АПК РФ основания к отмене или изменению судебных актов в порядке надзора в основном направлены на решение внутренних проблем системы арбитражных судов и не соответствуют задачам арбитражного судопроизводства, указанным в ст. 2 АПК РФ.

Положения рассматриваемой статьи не вписываются в систему арбитражного процессуального права и не увязаны со многими правовыми нормами АПК РФ. В частности, они не согласованы с ч. 3 ст. 15 АПК РФ, в силу которой принимаемые арбитражным судом решения, постановления и определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Основания к отмене любого судебного акта должны быть согласованы с требованиями, предъявляемыми к ним законом. Судебный акт можно отменить только в случае, если он не отвечает таким требованиям.

Вместе с тем приведенный в ст. 304 АПК РФ перечень оснований к отмене или изменению судебных актов довольно узок и не охватывает всех имевших место на практике случаев нарушения или неправильного применения норм материального права (например, неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению, и др.). Это ослабляет гарантии реализации принципа законности в арбитражном судопроизводстве, а на практике способно привести к расширенному толкованию судом надзорной инстанции закрепленных в ст. 304 АПК РФ правовых норм.

Проверкой судебных актов в арбитражном судопроизводстве занимается не только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, но и суды апелляционной, кассационной инстанций. Основания к отмене всех судебных актов во всех судебных инстанциях должны быть, по нашему мнению, согласованы между собой, что обеспечивает не только единообразное применение закона, но и гарантии защиты прав организаций и граждан.

С введением в Кодекс ст. 304 такой согласованности не стало. Это может негативно повлиять на деятельность судов апелляционной и кассационной инстанций, которые будут вынуждены ориентироваться в своей деятельности на ст. 304 АПК РФ, а не на ст. ст. 270, 288 Кодекса, предусматривающие основания для отмены или изменения судебных актов в апелляции или кассации. Статья 304 не согласована и с правовыми нормами гл. 36 АПК РФ, в частности с п. 3 ч. 2 ст. 294, ст. 297, ч. 3 ст. 299 АПК РФ.

17.3. Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отменев порядке надзора решений, определений и постановлений

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность решений арбитражных судов, вступивших в законную силу как в опротестованной, так и в не опротестованной части. Президиум не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определены в ст. 187 АПК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение, постановление арбитражного суда без изменения, а протест без удовлетворения;

2) отменить решение, постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) изменить или отменить решение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить решение, постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Постановления суда апелляционной инстанции и постановления кассационной инстанции могут быть отменены или изменены, если:

1) ими неосновательно оставлено без изменения, отменено или изменено решение суда первой инстанции;

2) при рассмотрении дела в суде апелляционной или кассационной инстанций были допущены нарушения закона, которые повлияли или могут повлиять на правильность вынесенного постановления

Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой, апелляционной или кассационной инстанций, суд надзорной инстанции может указать этому суду, какие процессуальные действия необходимо совершить по делу.

Вместе с тем, суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не вправе заранее предрешать выводы, которые могут быть сделаны при новом рассмотрении дела по существу.

Согласно ст. 188 АПК РФ основаниями к изменению или отмене решения, постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта.

Решение арбитражного суда является незаконным, если были нарушены нормы материального права:

1) суд не применил закон, подлежащий применению;

2) применил закон, не подлежащий применению;

3) неправильно истолковал закон.

Решение суда не соответствует арбитражному процессуальному законодательству, если нарушения процессуальных норм повлекли вынесение неправильного по существу решения или ставят под сомнение его правосудность: дело рассмотрено незаконным составом суда, нарушен принцип языка судопроизводства, в деле отсутствует протокол судебного заседания и др.

Решение арбитражного суда является необоснованным в случае:

1) неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. В чем отличие пересмотра вступивших в законную силу решений в порядке надзора от апелляционного и кассационного производства.

2. Какие должностные лица имеют право принести протест на вступившее в законную силу решение, определение, постановление арбитражного суда.

3. Кто имеет право приостановить исполнение решения, постановления арбитражного суда.

4. Каков порядок принесения и рассмотрения протестов.

5. Каковы полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.Решите следующие правовые ситуации

Крестьянское хозяйство «Х-в» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию по материально-техническому снабжению «Искра» доукомплектовать проданный трактор и взыскать пеню в размере трех процентов годовых за просрочку исполнения обязательств.

Арбитражный суд иск удовлетворил. Решение суда ни в апелляционной, но в кассационной инстанции не проверялось.

Спустя два месяца после вступления решения в законную силу, предприятие по материально-техническому снабжению «Искра» обратилось к заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с заявлением о принесении протеста на вступившее в законную силу решение арбитражного суда, считая его незаконным и необоснованным.

Заместить Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ приостановил исполнение решения и истребовал из арбитражного суда дело для проверки наличия оснований к принесению протеста.

Правильны ли действия должностного лица?

Предприятие «Вымпел» обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Плазма» о прекращении нарушения исключительного права на патент на изобретение и взыскания убытков в размере 21 000 000 рублей.

Арбитражный суд первой инстанции иск удовлетворил.

Апелляционная инстанция решение первой инстанции отменила и вынесла новое решение, которым в иске отказала.

Кассационная инстанция, рассмотрев дело по жалобе истца, вынесла постановление, которым отменила постановление суда первой и апелляционной инстанции и направило дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации внес в Президиум Высшего Арбитражного Суда протест, в котором просил отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.

Правильно ли в протесте сформулированы требования должностного лица?

Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе

Порядок подачи надзорной жалобы в Верховный суд РФ. Особенности пересмотра в порядке надзора судебных постановлений, проверка их законности. Основания для передачи дела на новое кассационное рассмотрение. Условия прекращения производства по делу.

Подобные документы

Особенности российского уголовного процесса в плане пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. Порядок принесения надзорной жалобы или представления и их рассмотрения судом надзорной инстанции.

контрольная работа, добавлен 07.05.2010

Анализ сущности и значения стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора. Характеристика процессуального порядка производства и полномочий суда, отмены и изменения судебных постановлений надзорной инстанции.

курсовая работа, добавлен 22.10.2009

Особенности обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке надзора. Основания возбуждения и рассмотрение дела в суде надзорной инстанции. Актуальность и вопросы совершенствования надзорного производства в гражданском процессе России.

контрольная работа, добавлен 10.02.2011

Право надзорного обжалования и порядок его реализации. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы. Теоретические и практические проблемы надзорного производства. Основания для изменения судебных постановлений в порядке надзора.

курсовая работа, добавлен 28.11.2017

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом надзорной инстанции. Проверка законности и обоснованности судебных постановлений. Определение сроков подачи заявления о пересмотре.

контрольная работа, добавлен 10.01.2016

Сущность и значение стадий пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; основания к опротестованию и пересмотру. Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения протестов.

контрольная работа, добавлен 23.01.2010

Оспаривание в порядке надзора судебного акта. Процедура подготовки заявления о принесении протеста. Изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе. Историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений.

дипломная работа, добавлен 29.09.2012

Практическое, прикладное значение рассматриваемых стадий обжалования: апелляция, кассация, надзор. Сущность и назначение института пересмотра в порядке надзора. Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отмене, изменению решений и постановлений.

курсовая работа, добавлен 12.12.2010

Кассационное производство в гражданском процессе. Право на обращение в суд кассационной инстанции. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалоб. Пересмотр судебных постановлений о порядке надзора. Содержание надзорных жалоб, срок их рассмотрение.

курсовая работа, добавлен 14.05.2015

Пересмотр вступивших в законную силу решений в порядке надзора как самостоятельная стадия гражданского процесса. Возбуждение надзорного производства. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Полномочия суда и основания к отмене решений и постановлени

Полномочия суда надзорной инстанции по пересмотру судебных актов

Необходимость проверки судебных актов в порядке надзора обусловлена тем, что рассмотрение дела судом апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает безошибочность решения. В связи с этим проверка вступивших в законную силу решений и постановлений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав организаций и граждан. Однако рядом специалистов высказано вполне обоснованное мнение о том, что сохранение надзорного производства вызвано необходимостью не столько исправления конкретных судебных актов, сколько создания эффективного механизма выработки единообразной судебной практики – судебного прецедента, т.е. судебных решений высшей инстанции. Надзорная инстанция, сохранив название, изменила функцию в полном соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека. Надзор перестал быть иерархическим органом, надзирающим за государственными судами в целях отмены их решений. Он превратился в специальную судебную инстанцию, призванную определять судебную политику для защиты прав и свобод человека, равно как и охранять эти свободы публичного порядка [1] .

Объектом пересмотра в порядке надзора является только вступившие в законную силу судебные решения и определения судов первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной, а также надзорной инстанций (для гражданского процесса), кроме судебных постановлений Президиумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Заметим, что после изменения надзорного производства в ГПК РФ Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353, вступившим в действие с 1 января 2012 г., судебные звенья и объекты пересмотра в порядке надзора ограничены лишь Президиумом Верховного Суда РФ в отношении дел, которые были рассмотрены в Верховном Суде РФ по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Перечень полномочий суда надзорной инстанции весьма широк. Надзорная инстанция вправе:

• оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

• оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

• отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Основаниями для оспаривания и изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются:

• нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, которое до рассмотрения конкретного дела в Президиуме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ могло быть выражено, например, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики или постановлениях Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принятых по результатам рассмотрения дел в порядке надзора, поскольку отсутствие единообразия существенно нарушает права заявителя;

• нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ (ст. 391.9 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 304 АПК РФ);

• нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, в частности когда решение суда не только устанавливает права и обязанности участвующих в деле лиц, но и затрагивает права многих лиц, не привлеченных в дело, например акционеров, вкладчиков и т.п. (ст. 391.9 ГПК РФ, ст. 304 АПК РФ).

Ограничение оснований пересмотра в порядке надзора лишь фундаментальной ошибкой (нарушение прав человека и прав неопределенного круга лиц) в целях создания единообразной судебной практики препятствует повторению таких фундаментальных ошибок арбитражными судами и является единственной задачей современного надзорного производства в Российской Федерации [2] . Хотя это было сказано относительно арбитражного процесса, но после аналогичных изменений в ГПК РФ подобное утверждение вполне справедливо в целом в отношении надзорного производства.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции, Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выносят постановление (ст. 388 ГПК РФ, ст. 305 АПК РФ).

Эти процессуальные акты, так же как и судебные решения, содержат четыре составляющие части и принципиально от судебных актов других инстанций не отличаются.

  • [1] См.: Нешатаева Т. Н. Обсуждаем постановления ЕСГТЧ // Вестник ВАС РФ. 2009. № 12. С. 157.
  • [2] См.: Нешатаева Т. Н. Указ. соч. С. 159.