Понятие брака и развода

Понятие развод. Причины и последствия развода.

Понятие развод. Конфессиональный и культурный генезис понятия

Для более детального изучения предмета исследования следует подробно рассмотреть понятие развода юридического и развода как социального явления, определить особенности бракоразводного процесса с нормативной точки зрения, а также с психологической и морально-нравственной сторон.

Следует отметить, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие развода в привычном для обывателя смысле. Для обозначения данного процесса используется такой термин, как расторжение брака. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. при жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращённым со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака. Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребёнком возраста трёх лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребёнком и осуществляет родительскую заботу о нём, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребёнку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребёнка исключены из записи акта о рождении ребёнка.

Расторжение брака производится судом в порядке искового производства. [3]

Развод — формальное окончание (расторжение) брака, кроме случаев, когда брак прекращается в случае кончины одного из супругов. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке. [15]

С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, — проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера). [13]

В Древнем Египте после воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Это означает, что стать инициатором разрыва супружеской связи мог стать и муж, могла стать также и супруга.[2, 6]

В Междуречье замужняя женщина могла иметь своё имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод. [2, 8]

В Древних Афинах девушек выдавали замуж строго по решению родителей, и мужа они видели непосредственно на церемонии. [2, 11]Соответственно, и права на развод женщина не имела.

Современный развод очень отличается от развода в средние века. Впрочем, как и брак. В те далекие времена любовь для заключения брака не имела никакого значения. Женить сына или выдать дочь замуж означало для родителей улучшить свое материальное состояние. А для «сильных мира его» — королей, лордов, знати — укрепить династию. Брачный договор составлялся за спиной молодых. А священность брачных уз всячески подчеркивалась христианской церковью. Особенно нетерпимо к разводам относились католики. До сих пор в некоторых католических странах, чтобы развестись, супругам надо обращаться в Ватикан. Не считалась и измена у католиков достаточным поводом к разводу. И все же церкви приходилось идти на уступки в виде аннулирования неудачных браков. Неудачными же в те времена считались те браки, когда супруги по независящим от них причинам не могли выполнить брачный договор — женщина была бесплодной, муж — психологически болен или импотент. Брак объявлялся недействительным, если супруги были кумом и кумою. [14]

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Отношение к разводу менялось не только с ходом времени, оно отлично и у представителей разных религий.

Например, ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство “лечения”. Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это — одна из причин, обусловивших Исламскую модель “устроенного” брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака.

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые «слова развода». Мужчина троекратно говорит «талак» и с этого момента считается свободным. Развод, который таким образом инициирует супруг так и называется — «талак».

Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустравиющих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин. Такое аннулирование брака через суд называется «фисх». А веские причины для расторжения семейного союза могут показаться европейскому человеку и не такими серьезными.

Например, поводом к разводу может послужить неспособность мужа материально обеспечить свою жену. На основании этого судья примет решение о том, что такая семья не имеет право на существование. Несмотря на внешне бесправное положение женщин в мусульманских семьях, на мужчине также лежит большая ответственность. В его обязанности входит материальная поддержка семьи. В противном случае семейные отношения расторгаются. Из прочих нетипичных для европейского мира причин расторжения брака — вероотступничество, совершенное каким-либо супругом. Прелюбодеяние супругов — одна из безусловных причин расторжения брака. Правда, для мусульман большее значение имеет именно неверность супруги.

Еще одной причиной для расторжения мусульманского брака могут стать физические недостатки или психические заболевания одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.

Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины — крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи. [19]

К вопросу распада брака в иудаизме относятся следующим образом: существует выражение: «Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи.» (Талмуд)

Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета — документа о разводе. Гет — это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо “оснований” для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в конце концов решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он — чтобы вручить гет, она — чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем. [17]

Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания.

Индуизм очень серьезно относится к браку. В Индии и сегодня женщина ограничена в выборе партнера. Браки заключаются родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости будущих супругов. Целью брака в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь несколько жен. Брак становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды. Ранее в Индии был широко распространен обряд «Сати» — добровольного самосожжения жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, пошедшая на это, считалась «Сати» (доброй, хорошей) и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд запрещался английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в 19 веке. Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или «нийогой», то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича. [19]

Развод в православии — это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: «Не прелюбодействуй». Первоверховный апостол Павел учил: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей». Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо » смерть духовная» одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться. По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой держат венцы, символизирующие небесные короны, то второе венчание — не торжественное, и молитвы при этом читаются покаянные, во искупление греха. И разрешение на него дается не иначе, как самим правящим архиереем. А если Владыка не благословит, то священник венчать не имеет права. Но все же, если человек не может совладать с плотью и она требует своего, то лучше совершить повторное венчание, чем жить в открытом блуде и продолжать грешить».

Католицизм учит: «Разводы недопустимы!» Католицизм считает, что против неверности нет лекарства и поэтому развод бессмыслен. Однако брак может быть аннулирован, то есть признан недействительным. Если развод допустим при нарушении одним из супругов каких-либо правил поведения в семье (хотя в наше время он часто происходит и без этого), то аннулирование возможно в случае нарушения правил вступления в брак, например, при слишком близком родстве между супругами, двоеженстве и т. д. Супруги-католики могут «вспомнить», что 10 лет тому назад они обвенчались не по правилам, и попросить аннулировать брак. Где бы они ни жили, вопрос решается только в Риме. В большинстве католических стран вопросы о разводе регулируются светским, а не церковным законодательством, но церковь не венчает разведенных. [18]

§1. Понятие брака. Заключение и прекращение брака

ВОПРОС: Каково понятие брака ?

ОТВЕТ: В российском законодательстве, в Семейном Кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 г., отсутствует определение брака. Закон указывает, что признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (загсе).

Учитывая вышеизложенное, в юридической литературе брак определяется как оформленный в законном порядке свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, в результате которого возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, после истечения месяца со дня подачи ими заявления. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключен в день подачи заявления.

ВОПРОС: Каковы условия заключения брака ?

ОТВЕТ: Закон устанавливает условия заключения брака. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста, который установлен в 18 лет. При наличии уважительных причин (рождения ребенка, беременность и др.) органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак с 16-летнего возраста.

В Законе указаны также и обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. За двоеженство и многомужество установлена уголовная ответственность. Этот запрет основан на принципе единобрачия.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными (имеющими общих отца и мать) и неполнородными (имеющими только одного общего родителя), братьями и сестрами. Этот запрет основан на моральных принципах, но вместе с тем он продиктован заботой о потомстве. Так как в силу биологических причин дети, рожденные в браке между близкими родственниками, имеют часто различные наследственные заболевания, что ведет к высокой детской смертности.

Не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными. Этот запрет установлен на том основании, что они приравнены в правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Не может быть заключен брак лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства, так как эти лица не в состоянии отдавать отчет в своих действиях и тем самым проявлять сознательную волю при вступлении в брак. Но такие лица должны быть признаны недееспособными только по решению суда еще до бракосочетания. В семейном кодексе данный перечень условий заключения брака является исчерпывающим и не может быть дополнен никаким другим условием.

ВОПРОС: Может ли брак быть признан недействительным ?

ОТВЕТ: Нарушение приведенных выше условий заключения брака дает основание признать его по суду недействительным, т.е. права и обязанности супругов аннулируются с момента его регистрации. Однако признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение 300 дней со дня признания брака недействительным. Кроме того, суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания (алименты), возмещения причиненного ему материального и морального вреда, а также сохранения фамилии, избранной им при регистрации брака и др.

От признания брака недействительным следует отличать расторжение брака (развод), который прекращает правоотношения между супругами на будущее время. Как правило, расторжение брака осуществляется в судебном порядке. В некоторых случаях расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Это возможно при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. По заявлению одного из супругов расторжение брака возможно в случаях, если другой супруг: —

признан судом недееспособным (вследствие душевной болезни либо слабоумия); —

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лег.

В случае развода брак прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу.

Если при разводе между супругами отсутствует соглашение о том, с кем будут проживать несовершеннолетние дети, об алиментах на содержание детей или нетрудоспособного нуждающегося супруга, о разделе общего имущества супругов, то эти вопросы разрешаются судом.

Понятие и виды развода

Прежде чем перерабатывать пример, обязательно нужно внимательно проверить приведенные в нем пункты статей закона. С течением времени они вполне могли утратить актуальность. Лишние деньги в общем радостны. Правильный образец поддержит в устранении незнания при составлении ответственного претензионного письма. Это приблизит способ сохранить деньги на найме специалиста.

Развод, с юридической точки зрения – это формальное прекращение действительного брака между живыми супругами. Если же смотреть с жизненной позиции, то это эмоционально сложный процесс расторжения брака между двумя людьми, прожившими вместе определенное количество времени. Именно поэтому развод рекомендуется осуществлять в присутствии помощи специалистов – адвокатов по семейным делам, особенно, если дело касается развода по суду.

В Российской Федерации развод выполняется двумя способами:

— развод через ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и есть обоюдное согласие обоих супругов. Развод через ЗАГС оформляется посредством выдачи свидетельства о расторжении брака, после истечения 1 месяца со дня подачи заявления обои супругами. При этом, стоит отметить, что развод через ЗАГС даже без наличия детей не может быть осуществлен, если один из супругов признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужден за совершение преступления к лишению свободы.

— развод через суд – наличие общих несовершеннолетних детей, отсутствие согласия одного из супругов на развод, уклонение одного из супругов от явки в органы ЗАГСа. Кроме того, споры о разделе общего имущества, о выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга или споры о детях всегда рассматриваются в судебном порядке независимо от развода через ЗАГС.

При решении расторгнуть брак через суд необходимо соблюсти целый ряд формальностей. В первую очередь, следует определить, в какой суд обращаться. По закону с исковым заявлением истцу нужно обращаться по месту жительству или регистрации ответчика.

Однако, основная проблема заключается в том, что как правило, место жительство ответчика – одного из супругов может быть неизвестным или супруг зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом. В этом случае, иск следует предъявлять по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества. Также, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для истца невозможен на основании определенных законных обстоятельств, то он может обратиться в суд по своему месту жительству.

В суд необходимо предъявить следующие документы:

— исковое заявление о расторжении брака в двух экземплярах;

— оригинал свидетельства о браке;

— свидетельство о рождении ребенка – копию;

— выписку из домовой книги, подтверждающей прописку ответчика;

— квитанцию об оплате государственной пошлины.

квитанцию об оплаченной госпошлине.

Помимо указанных документов, при параллельной подачи заявления о взыскании алиментов, потребуются еще некоторые справки и документы. Например, справку о доходах супруга, сведения о его месте работы и другое.

Расторжение брака в судебном порядке осуществляется только в том случае, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. Однако случаев, когда суд отказывал в расторжении брака, основываясь на том, что брак может быть сохранен ввиду возможности супругов проживать вместе, в практике случались крайне редко.

Понятие и виды брака

Понятие и формы брака. Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и же ны, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (d. 23. 2. 1). Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в тече ние года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах.

Заключение и расторжение брака

Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

1) путем совершения религиозного обряда;

2) путем покупки женихом невесты;

3) путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Приданое и предбрачный дар. С появлением и распространением брака sine manu возник обычай давать мужу особый дар при женитьбе — приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (если она была sui iuris), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное от отца называ лось «приспевшим» (dos profecticia), а полученное от других лиц со стороны dos adventicia. Приданое заключается во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было принудить отца дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

Приданое устанавливалось следующим образом:

— обещание приданого в форме стипуляции (promissio dotis). Лицо, дающее приданое, должно передать мужу соответствующее имущество в дальнейшем;

— также обещание приданого в форме вербального контракта, заключающегося в торжественной форме (dictio dotis). Отличается от стипуляции формой: если при стипуляции обязательно должен быть обмен фраза ми, звучит вопрос и ответ (Даешь? Даю!), то в форме вербального контракта говорит только тот, кто обещает приданое, — глава семьи, сама женщина или их должник, и обмена вопросом и ответом не требуется. Для выполнения обещания мог предъявляться иск, если речь шла о деньгах, или, с другой стороны, если в качестве приданого передавались вещи;

— не обещание, а непосредственная передача имущества (datio dotis): могло совершаться любым актом вхождения мужа во владение приданым (mancipatio, traditio).

Первоначально считалось, что муж может полностью распоряжаться приданым. Однако в классическом Риме во избежание фиктивных браков с целью получения приданого были приняты законы, ограничивающие мужа в его правах относительно полученного имущества. Теперь приданое не переходило под власть мужа. Так как целью приданого являлось облегчение несения тягот брака (sustinere onera marimonii), супруг имел право лишь пользоваться имуществом и получать с него плоды для удовлетворения семейных нужд. По закону мужу было запрещено без согласия жены отчуждать земельную собственность, обременять ее ипотекой (во времена Юстиниана запрещалось отчуждать земельную собственность в Италии даже с согласия жены).

Распоряжение движимым имуществом, входящим в состав приданого, было ограничено актом возврата приданого в случае возможного расторжения брака. Для этого при передаче приданого оценивалась стоимость, и если брак расторгался, именно эту сумму должен был вернуть бывший муж женщины.

С укреплением преторского права было издано постановление, что приданое (или его стоимость) возвращалось во всех случаях расторжения брака по вине мужа.

Правила возврата приданого в случае расторжения брака:

— в случае смерти жены «приспевшее» приданое возвращалось отцу женщины (с удержанием 1 / 5 части приданого на каждого рожденного в этом браке ребенка), а приданое, полученное от других лиц, оставалось у вдовца;

— в случае смерти мужа приданое возвращалось женщине или ее отцу. На случай своей смерти муж обычно оставлял приданое посредством «прелегат приданого» (praelegatum dotis);

— в случае развода по вине женщины возврат приданого ограничивался.

Муж имел право удержать 1 / 6 приданого на каждого ре бенка, но в целом не более 1 / 2 приданого. Если развод происходил вследствие неверности женщины, то удержива лась еще 1 / 6 приданого, а если вследствие других проступков, то 1 / 8 ;

— если брак расторгался по инициативе мужа или по его вине, то при даное им возвращалось.

Предбрачный дар (donatio ante nuptia) — это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял 1 / 2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды.

Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе.

При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.

Расторжение брака и его виды. Римский брак прекращался по нескольким основаниям.

1. Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими род ственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

5. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

6. Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формами развода являлись объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек), письменное соглашение, фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

— по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

— без вины супруга (repudium sine ulla causa), т. е. неправильное одно стороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санк циями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

— развод по взаимному согласию супру гов (divortium communi consensu);

— развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Понятие и виды развода

Раздел: Семейное право |

Развод, с юридической точки зрения – это формальное прекращение действительного брака между живыми супругами. Если же смотреть с жизненной позиции, то это эмоционально сложный процесс расторжения брака между двумя людьми, прожившими вместе определенное количество времени. Именно поэтому развод рекомендуется осуществлять в присутствии помощи специалистов – адвокатов по семейным делам, особенно, если дело касается развода по суду.

В Российской Федерации развод выполняется двумя способами:

— развод через ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и есть обоюдное согласие обоих супругов. Развод через ЗАГС оформляется посредством выдачи свидетельства о расторжении брака, после истечения 1 месяца со дня подачи заявления обои супругами. При этом, стоит отметить, что развод через ЗАГС даже без наличия детей не может быть осуществлен, если один из супругов признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужден за совершение преступления к лишению свободы.

— развод через суд – наличие общих несовершеннолетних детей, отсутствие согласия одного из супругов на развод, уклонение одного из супругов от явки в органы ЗАГСа. Кроме того, споры о разделе общего имущества, о выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга или споры о детях всегда рассматриваются в судебном порядке независимо от развода через ЗАГС.

При решении расторгнуть брак через суд необходимо соблюсти целый ряд формальностей. В первую очередь, следует определить, в какой суд обращаться. По закону с исковым заявлением истцу нужно обращаться по месту жительству или регистрации ответчика. Однако, основная проблема заключается в том, что как правило, место жительство ответчика – одного из супругов может быть неизвестным или супруг зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом. В этом случае, иск следует предъявлять по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества. Также, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для истца невозможен на основании определенных законных обстоятельств, то он может обратиться в суд по своему месту жительству.

В суд необходимо предъявить следующие документы:

— исковое заявление о расторжении брака в двух экземплярах;

— оригинал свидетельства о браке;

— свидетельство о рождении ребенка – копию;

— выписку из домовой книги, подтверждающей прописку ответчика;

— квитанцию об оплате государственной пошлины.

квитанцию об оплаченной госпошлине.

Помимо указанных документов, при параллельной подачи заявления о взыскании алиментов, потребуются еще некоторые справки и документы. Например, справку о доходах супруга, сведения о его месте работы и другое.

Расторжение брака в судебном порядке осуществляется только в том случае, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. Однако случаев, когда суд отказывал в расторжении брака, основываясь на том, что брак может быть сохранен ввиду возможности супругов проживать вместе, в практике случались крайне редко.

Понятие разводимости. Коэффициенты разводимости

Развод и разводимость

Нерегистрируемые браки, или сожительства

А.Б. Синельников разработал систему показателей потенциальной брачности, учитывающую взаимосвязь мужской и женской брачности. Эти показатели рассчитываются по отношению к максимальному числу браков, которое теоретически возможно заключить в тот или иной период (в годы, близкие к переписи населения).

Это число определяется на основе данных о численности и возрастной структуре мужского и женского населения, долей не состоящих в браке, наличного соотношения возрастов возможных женихов и невест. Важность этих показателей заключается в том, что они могут служить для первоначальной оценки роли брачного поведения в формировании статистически наблюдаемого уровня брачности:

1. Потенциальный общий коэффициент брачности — равен отношению максимально возможного числа браков к среднегодовому населению;

2. Степень реализации дополнительного потенциала брачности – равен частному от деления фактического коэффициента брачности на потенциальный.

По расчетам А.Б. Синельникова население России использует максимальный потенциал брачности лишь на 10%. Эти данные свидетельствуют о радикальных изменениях брачного поведения, о нарастающем «бегстве» увеличивающегося числа мужчин и женщин от брака. При этом, в отличие от стран Запада, в России не идет речь о «замещении» официально зарегистрированных браков сожительствами. Такая динамика реализации потенциала брачности говорит о нарастании в нашей стране кризиса семьи как социального института. По мнению В.А. Борисова, «альтернативные» формы семьи и брака «совершенно неспособны обеспечить ни воспроизводство населения, ни нормальное воспитание подрастающих поколений», т.е. решить те задачи, которые стоят перед таким социальным институтом как семья.

Как уже говорилось, демографа интересует не столько юридическая форма брака, сколько его реальность и эффективность, поэтому нерегистрируемая брачность занимает существенное место в демографическом анализе. Причина этого заключается в том, что реальный и эффективный брак независимо от его юридической формы связан с рождением детей, причем современная тенденция как в нашей стране, так и за рубежом состоит в увеличении уровня внебрачной рождаемости.

Сожительство – совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различны. Соответственно можно выделить следующие типы сожительств и сожительствующих:

· «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;

· собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;

· живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);

· рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку

Во второй половине XX века на распространенность сожительств сильное влияние стала оказывать семейная политика, а именно введение разного рода пособий и льгот в отношении женщин, воспитывающих детей без мужа. Выяснилось, что подобные меры стимулируют рост сожительств и внебрачной рождаемости.

Развод – это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных случаях законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного из супругов или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения бывших супругов после развода.

Демографию интересует массовый процесс расторжения браков в населении или когорте, т.е. разводимость. а также влияние разводимости на процесс воспроизводства населения, отдельные демографические процессы и на формирование брачно-семейной структуры населения. Особое внимание демография уделяет изучению воздействия разводимости на рождаемость и смертность.

Разводимость – процесс распада супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака (развода).

Брачность, овдовение и разводимость в совокупности составляют процесс воспроизводства брачной структуры населения.

Разводимость измеряют системой показателей, первым из которых является абсолютное число разводов за период, обычно за год. Зависимость этого показателя от численности населения и от числа существующих пар делает необходимым переход к относительным показателям (коэффициентам) разводимости.

Первым из относительных показателей является общий коэффициентразводимости . Он равен отношению общего числа разводов за период к среднему населению, или числу человеколет, прожитых населением за период:

где CDR –общий коэффициент разводимости; D – числа разводов за период; — среднегодовое население, Т – длина периода; — общее число человеколет, прожитых населением за период Т .

Для более точной оценки уровня разводимости рассчитывают специальные и частные коэффициенты.

Среди частных коэффициентов разводимости можно назвать коэффициенты для мужчин и женщин, для городского и сельского населения и т.д. Наиболее важную роль в демографическом анализе разводимости играют повозрастные коэффициенты разводимости, равные отношению числа разводов у женщин или мужчин за тот или иной период времени к их средней численности за тот же период. Показатель характеризует частоту разводов у лиц разных возрастов.

Например, повозрастной коэффициент разводимости для женщин определенного возраста рассчитывается по следующей формуле:

где — число разводов у женщин данного возраста; — среднегодовая численность женщин этого возраста.

Аналогично рассчитываются показатели для мужского населения.

Своего максимума повозрастные специальные коэффициенты достигают у мужчин в возрасте 25-29 лет, у женщин – 20-24 года.

Если просуммировать все повозрастные коэффициенты разводимости, то получим суммарный коэффициент разводимости . который показывает среднее число разводов на протяжении жизни когорты (реальной, условной) при условии сохранения повозрастных интенсивностей разводимости на уровне, свойственном периоду, для которого делался расчет.

Как повозрастные, так и суммарные коэффициенты разводимости зависят от брачной структуры населения, а суммарный коэффициент для условной когорты – также от динамики разводимости в прошлом и от сдвигов в распределении разводов по возрастам.

Особой популярностью пользуется так называемый индекс разводимости – это отношение годового числа разводов к годовому числу браков. Однако, он не пригоден для характеристики интенсивности разводимости, т.к. годовое число браков не равно тому числу браков, которые вообще могли быть расторгнуты. Последнее число равно всем существующим в данный период времени бракам и, как правило, не менее чем в 20 раз превышает число браков, заключаемых ежегодно.

Более точной характеристикой интенсивности разводимости являются ее специальные коэффициенты.

Специальные коэффициенты разводимости рассчитываются по отношению к численности мужчин или женщин, состоящих в браке, т.е. к числу брачных пар. Специальный коэффициент разводимости равен:

Главным недостатком этого показателя является то, что он может рассчитываться только в годы, близкое к переписи, т.к. только перепись дает сведения о брачной структуре населения. К тому же расчет специального коэффициента разводимости затрудняется несопоставимостью данных текущего статистического учета случаев развода (которые учитывает только распад зарегистрированных браков) и данных переписи населения, в которых брачных статус фиксируется со слов опрашиваемого.

В 2002 г. величина этого показателя была равна 20‰.