Понятие и виды юридической ответственности за хозяйственные правонарушения

6.1. Понятие и виды юридической ответственности субъектов хозяйственной деятельности

6.1. Понятие и виды юридической ответственности субъектов хозяйственной деятельности

Юридическая ответственность обычно рассматривается как мера государственного принуждения или отождествляется с наказанием за правонарушение. Однако в последнее время в теории права понятие «юридическая ответственность» трактуется более широко, как явление общесоциальное.

Категория «ответственность» означает осознание индивидом, социальной группой, народом своего долга перед обществом, человечеством; понимания в этом свете обязанности, сути и значения своих поступков, деятельности; согласование их с обязанностями и задачами, которые возникают в связи с потребностями общественного развития.

Выполнение субъектами отношений общественно значимых обязанностей согласно указанных предписаний контролируется обществом посредством специально создаваемых механизмов и институтов, а также самими субъектами по отношению друг к другу.

В случае нарушения разрешений или запретов, ненадлежащего исполнения субъектами хозяйствования обязанностей, возложенных на них обществом или приобретенных ими в соответствии с обязательствами по договору, они несут ответственность не только перед конкретным партнером с отношениями (другим субъектом), но и перед обществом в целом. То есть эта ответственность является социальной, поскольку невыполнение отдельным субъектом своей функции нарушает нормальное функционирование всего общества как целого [1] , его требований относительно поведения субъектов отношений, урегулированные установленными или санкционированными предписаниями.

Согласно теории права юридическая ответственность — это разновидность социальной ответственности. В юридической науке существует двоаспектном понимания юридической ответственности:

положительный аспект — предусматривает поощрение за выполнение полезных для общества вариантов поведения на уровне, превышающем общие требования.

негативный аспект — предусматривает наказание за правонарушение (юридическая характеристика последствий невыполнения обязанностей).

Итак, юридическая ответственность — предусмотренные законом вид и мера государственно-властного (принудительного) терпение лицом лишения благ личного, организационного и имущественного характера за совершенное правонарушение.

Общепризнанным является деление юридической ответственности по отраслевой структуре права на гражданско-правовую, уголовную, административную и дисциплинарную (предусмотренное нормами трудового права). Но спецификой юридической ответственности в сфере хозяйственной деятельности является разноплановый характер правонарушений. В этой связи возникает вопрос: какой субъект несет какую ответственность? Проблема заключается в особенностях статуса субъекта хозяйствования — юридического лица. В любом случае одни и те же действия определенного должностного лица могут иметь негативные последствия как для нее самой, так и для субъекта хозяйствования. Например, заключение соглашения без намерения выполнять его условия в будущем может привести к привлечении субъекта хозяйствования к гражданско-правовой (в отношениях с контрагентом по договору), финансовой (наложение штрафов за уклонение от уплаты налогов) ответственности, а должностное лицо, совершившее такие незаконные действия, может быть привлечена при наличии определенных признаков или к административной, или к уголовной и дисциплинарной ответственности.

В научной литературе и в кодексах ряда государств содержатся разные тезисы по поводу того, могут ли юридические лица наравне с физическими быть субъектами административной ответственности [2] . Некоторые авторы считают, что три вида юридической ответственности — уголовная, административная, дисциплинарная — наступают лишь за определенные действия и рассчитаны, по сути, только на физических лиц.

Анализ законов Украины, которые устанавливают ответственность юридических лиц за правонарушения в сфере валютных, налоговых и других правоотношений, осуществил Конституционный Суд Украины 2001 года [3] .

Так, нормы Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и налоговых законов, устанавливающие ответственность за нарушение их предписаний, направленных на обеспечение режима осуществления валютных операций, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. По смыслу этих норм предметом их регулирования являются отношения не гражданско-правового, а публично-правового характера, и предусмотренная ими ответственность также является публично-правовой.

Предмет и метод регулирования общественных отношений, субъект, привлекает к ответственности (как правило, орган исполнительной власти при осуществлении контрольно-надзорных функций, а в некоторых случаях — суд), отсутствие отношений непосредственного подчинения между контрольным органом и лицом, привлекаемого к ответственности, дали основания некоторое время даже юрисдикционным органам считать, что такая ответственность юридических лиц по своему характеру является административной.

Однако в многочисленных законодательных актах, которые устанавливают ответственность предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства в публичных сферах, в том числе валютного и налогового, не дается прямого указания на ее вид или характер правонарушений, а речь идет о «финансовых санкциях», «штрафы», «меры воздействия», «меры воздействия и санкции» и тому подобное. Более того, за установление в этих законодательных актах ответственности граждан и должностных лиц за правонарушения в указанных сферах прямо указывается на ее административный характер и порядок привлечения к ответственности именно таких лиц в соответствии с нормами Куоап.

Определенный период в юриспруденции и законодательстве субъектами административного проступка признавались как физические, так и юридические лица. Однако в условиях господства государственной формы собственности, наложения штрафов на юридических лиц теряло всякий смысл, поэтому правовая доктрина склонялась к нецелесообразности признания предприятий, учреждений и организаций субъектами административной ответственности, что было нормативно закріпленно в Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 21 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» и аналогичном Указе Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 15 декабря 1961 г. Этими нормативно-правовыми актами отменено наложение административных штрафов на предприятия, учреждения и организации. Именно эту концепцию было реализовано в принятом 7 декабря 1984 года. Ко-
дексі Украинской ССР об административных правонарушениях, по которым субъектом административной ответственности является только физическое лицо (ст. 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 27, 30, 31, 32 Общей части и Особенная часть Кодекса). Эта позиция законодателя осталась неизменной, свидетельством чего являются многочисленные дополнения, которые вносились в Коап в течение всего времени его действия, в том числе и Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях» от 5 апреля 2001 г., целью принятия которого было приведение Кодекса в соответствие с Конституцией и законами Украины. Законами о внесении изменений в Общей и Особой частей Кодекса, которыми, в частности, устанавливались новые составы административных правонарушений и административные взыскания за них, субъектом ответственности за эти правонарушения признавались только физические лица.

Поэтому предписание ч. 3 ст. 2 Куоап, согласно которому «положения настоящего Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в Кодекс», касается лишь законов, устанавливающих административную ответственность физических лиц. Отсюда следует, что органы государственной власти в случае применения санкций к предприятиям, учреждений и организаций за нарушения валютного, налогового законодательства, а также суды при рассмотрении таких споров не могут со ссылкой на ч. 3 ст. 2 Куоап применять нормы его ст. 38, которая определяет сроки наложения административных взысканий лишь на граждан и должностных лиц.

Основания юридической ответственности — совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной и обязательной. Отсутствие совокупности таких обстоятельств исключает ее.

[1] Спиридонов Л. Ы. Теория государства и права. — М., 1996. — С. 279.

[2] См., напр.: Демский Е. Относительно административной ответственности юридических лиц // Юридический вестник Украины. — 2002. — № 33. — С. 6-7; № 34. — С. 8-9.

[3] Решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционным обращением открытого акционерного общества «Всеукраинский Акционерный Банк» относительно официального толкования положений п. 22 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины; ч. 1, 3 ст. 2, ч. 1 ст. 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дело об ответственности юридических лиц) от 30 мая 2001 г. № 7-рп.

Тема 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность представляет собой обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия личностного, имущественного или организационного порядка, которые наступают для него в ответ на совершенное им виновное противоправное поведение — правонарушение. [13]

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований. [14]

В.В.Петров считает сформировавшейся и нетрадиционной эколого-правовой ответственности. [15]

Эколого-правовая ответственность является составной частью юридической ответственности в целом и обладает всеми чертами, которые ей присущи. В то же время она имеет и свои особенности, определяемые спецификой эколого-правового отношения.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассматривается (с известной мерой условности) в двух аспектах:

экономическом (материальном) и экологическом (не материальном). Но в ряде случаев в связи с тем, что в сфере охраны природы возместить вред в натуре и восстановить нарушенное положение довольно сложно, а в некоторых случаях невозможно, возмещается он в денежной форме. Поэтому имущественная ответственность в данной области отношений проявляется в материальной ответственности.

Во-вторых, есть свои особенности в порядке определения размера причиненного ущерба.

В-третьих, среди мер принуждения, применяемых к нарушителям экологического законодательства, есть такие (лишение, ограничение или приостановление права пользования), которые не вписываются в рамки традиционных видов ответственности.

В-четвертых, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, например, за незаконную охоту, незаконную порубку деревьев, самовольное занятие земель, по специальным статьям 1 .

Каждая отрасль права имеет свои специфические меры ответственности. Отраслевая ответственность соотносится с юридической ответственностью как отдельное с общим.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законом;

как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, то есть совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранительного и др.). 2

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, (поскольку включает нормы различных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного природоохранного и др. отраслей права) выполняющий четыре основные функции:

1. стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний;

2. компенсационную, направленную на возмещение потерь в окружающей среде и восстановление здоровья человека;

3. превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

4. карательную, заключающуюся в применении наказания к лицу, совершившему экологическое правонарушение

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

М.М. Бринчук считает, что объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Экологическое правонарушение в зависимости от состава может быть административным или дисциплинарным проступком, либо преступлением, за совершение которых наступает соответственно административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

К нарушителям в соответствии с КЗОТ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор расторжение индивидуального трудового договора.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которую предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Виды экологических правонарушений, порядок и основания привлечения к административной ответственности за правонарушения регулируются главой 19 Кодексом РК Об административных правонарушения

В статье 554 (КоАП РК) определены полномочия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и природных ресурсов

Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 122, 123, 240-249, 259-275, 291, 295-297, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой).

В соответствии со ст. 557 Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 323 (когда эти нарушения являются нарушением санитарногигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха,

В соответствии со ст. 559 Должностные лица уполномоченного органа в области ветеринарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 310 настоящего Кодекса.

Уполномоченный орган по карантину растений и его органы на местах рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 294, 307, 309 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по водным ресурсам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 127, 276, 277, 278 (частью второй), 279-281, 314 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 121, 125, 126, 282290, 292, 294-297, 298 (частью первой), 299 настоящего Кодекса.

Уполномоченные органы по управлению земельными ресурсами рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 121, 250-258 настоящего Кодекса.

Одним из важнейших видов ответственности на современном этапе развития общества является гражданскоправовая ответственность.

Для гражданско-правовой ответственности характерно не всякое государственное принуждение, а только принуждение к несению отрицательных имущественных последствий, возникающих в связи с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда.

Цель гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении нарушенного имущественного состояния лица за счет имущества правонарушителя или лица, ответственного за правонарушение другого. [16]

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданскоправовую ответственность подразделяют на договорную (за причинение вреда) и деликатную (неосновательное обогащение). [17]

Под таксой понимается заранее установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь. В области экологии часто таксовый метод — единственно возможный вариант исчисления убытков.

Здесь такса определяет в твердой сумме размер возмещения за каждый экземпляр незаконно добытой продукции того или иного вида. В эту сумму включается стоимость всех отрицательных последствий, возникающих в связи с незаконной добычей или уничтожением природного объекта:

— неполученной продукции (древесины, пушнины, мяса и т.д.);

— неиспользованных затрат, вложенных для улучшения природного объекта;

— расходов на восстановление прежнего состояния объекта и т.п.

Постановлением Правительства РК от 04.09.2001г. утверждены Размеры возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, исчисляемой по таксе за каждый особь (за один килограмм) в месячных расчетных показателях. Таксы определены на наземных млекопитающих, птиц, примыкающих земноводные, насекомые, паукообразные, рыбы, морские млекопитающие и водные беспозвоночные.

Например, за уничтожение снежного барса размер возмещения вреда определен 2000 расчетных показателей, сокола балабана 700 расчетных показателей, осетр, севрюга, гибриды осетровых, икровые (за один килограмм) 5 расчетных показателя и.т.д. Таксовая ответственность установлена и за нарушение лесного законодательства.

Пленум Верховного суда РК в постановлении от 22 декабря 2000г., «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» указал, что при рассмотрении гражданских дел, связанных с нарушением законодательства об охране окружающей среды, судам следует в обязательном порядке выяснять обстоятельства, свидетельствующие о наступлении вредных последствий, а также принимать меры к установлению причинителя вреда, наличия вины и причинной связи.

При невозможности установления причинителя вреда суды должны возлагать ответственность на собственника природного ресурса или иного титульного владельца, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по его охране (пункт 1 ст. 917 ГК), пункт 1. По общему правилу, вина является необходимым основанием привлечения к имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде, при этом в силу пункта 2 статьи 917 ГК истец освобождается от обязанности доказывания вины причинителя вреда.

Вместе с тем, судам следует иметь в виду, что в отдельных случаях допускается возложение ответственности за вред, причиненный окружающей среде, независимо от наличия или отсутствия вины причинителя.

В силу пункта 1 статьи 931 ГК, юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, возмещают причиненный ими вред независимо от наличия их вины.

Вопрос о том, представляет ли деятельность физического или юридического лица повышенную опасность для охраны окружающей среды, решается судом в каждом конкретном случае самостоятельно,

Обратить внимание судов, что в отдельных случаях законодательными актами прямо указано на повышенную опасность той или иной деятельности для окружающей среды.

Понятие и виды юридической ответственности за хозяйственные правонарушения

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ)

1. Понятие и система хозяйственного правонарушения

В юридической литературе в настоящее время не сформулировано понятие хозяйственного правонарушения. Это и понятно. Идет формирование нового хозяйственного механизма. Новую конструкцию понятия хозяйственного правонарушения, точнее преступления, делает Ю.В. Головлев: «… хозяйственные преступления – это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его введения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц».

Хозяйственные преступления, как впрочем, любые другие, могут быть систематизированы на основе самых различных признаков (форм вины, места совершения и т. д.). Однако при построении основной основополагающей системы различных групп преступлений следует использовать наиболее существенный и специфический для них классификационный признак. Таким является лишь объект преступления. Тем не менее, существующая на сегодняшний день система хозяйственных преступлений построено на иной основе. При ее построении используется не соответствующая достигнутому уровню развития учения об объекте преступления классификация, предложенная еще в самом начале 60-х годов. В основу построения этой системы положен не объект преступления, а существующая классификация отраслей народного хозяйства.

Группой ученых под руководством профессора Н.Ф. Кузнецовой и профессора А.В. Наумова был разработан проект уголовного кодекса Российской Федерации. Он содержит раздел III «Экономические преступления» состоящий из двух лав: глава 6 «Преступление против собственности» и глава 7 «Хозяйственные преступления».

К сожалению, в главе «Хозяйственные преступления» авторы не дали определения родового понятия хозяйственного преступления (впрочем, как и понятия экономического преступления и понятия преступления против собственности).

2. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Новый уголовный кодекс РФ не содержит понятие «Хозяйственные преступления», вместо него введено не удачное понятие «Преступления в сфере экономической деятельности».

Новый Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности:

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Статья171. Незаконное предпринимательство.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность.

Статья 173. Лжепредпринимательство.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.

Статья 179. принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака.

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

Статья 182. Заведомо ложная реклама.

Статья 183. незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

Статья 188. Контрабанда.

Статья 1 8 9. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.

Статья 196. Преднамеренное банкротство.

Статья 197. Фиктивное банкротство.

Статья 198. Уклонение гражданина от уплаты налога.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов с организаций.

Статья 200. Обман потребителей.

Преступление в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) логично бы было разделить на три основных группы:

а) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности;

б) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц;

в) преступления, которые могут причинить ущерб народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц.

3. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов

Не подлежит сомнению, что большинство норм кодекса РСФСР об административных правонарушениях является анахронизмом. Ситуацию не исправляют внесенные 1 июля 1993 года в Кодекс изменения в главу «Административные правонарушения в области торговли и финансов», а также последующие изменения. Назрела необходимость нового Кодекса об административных правонарушениях, причем нужна новая система хозяйственных правонарушений, так как это понятие гораздо шире по своему объему родового понятия административного правонарушения в области торговли и финансов (глава 12 Кодекса). Указанный закон от 1 июля 1993 года не только не устраняет проблемы, но и усугубляет их. Так, ст. 162 (4) УК РФ «Незаконное предпринимательство» применяется в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. К сожалению, законодатели не включили в Административный Кодекс норму, устанавливающую ответственность за незаконное предпринимательство.

Основание административной ответственности является совершение административного правонарушения. Составы административных проступков, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные взыскания и порядок их наложения, установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Приведем основные составы административных правонарушений, за которые граждане-предприниматели несут ответственность именно как предприниматели:

Статья 146. Нарушение правил торговли.

Статья 146.3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статья 146.4. Продажа товаров надлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Статья 146.5. Продажа товаров без документов.

Статья 146.6. Нарушение государственной дисциплины цен.

Статья 147. Нарушение правил торговли спиртными напитками.

Статья 150.3. Обман потребителей в небольшом размере.

Статья 153. Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами.

Статья 154. Незаконная продажа платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту.

Статья 156. Нарушение порядка занятий кустарно-ремесленными промыслами и другой ИТД.

Статья 156.1. Уклонение от подачи декларации о доходах (за это правонарушение ответственность несут все физические лица).

Статья 157. Занятие запрещенными видами ИТД.

Статья 157.1. Непредоставление сведений антимонопольному комитету РФ.

Статья 157.2. Неисполнение предписаний Антимонопольного комитета РФ.

Следует также отметить, что конкретные составы правонарушений, влекущие за собой применение мер административной ответственности, могут быть предусмотрены и в других законодательных актах. Так, например, нарушение пп. 5-10 ст. II Закона РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции» влечет за собой административную ответственность в виде взысканий штрафа установленного размера, или Таможенным кодексом РФ от 18 июля 1993 года гл.39.

4. Финансово-правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность за хозяйственные правонарушения, по существу, является разновидностью административно-правовой ответственности (см. ст. 156 (1) Кодекса).

Основными нормативными актами, регламентирующими применение мер финансовой ответственности к предпринимателю – налогоплательщику, являются:

Закон РСФСР от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РСФСР» (статья 13).

В соответствии со ст. 13 взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном.

Поскольку граждане-предприниматели не имеют обособленного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т. е. в судебном (п. 1 Письма Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.94 г. № С1-7/ОП-373).

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» административные штрафы налагаются на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях:

В сокрытии (занижении) прибыли (дохода)

Ответственность за данное правонарушение наступает при выявлении в ходе проверки, осуществляемой налоговыми организациями, с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, по результатам которой выявлено сокрытие (занижение) прибыли (дохода). Указанное нарушение отражается в акте проверки, и к налогоплательщику, допустившему сокрытие (занижение) прибыли, применяются финансовые санкции, предусмотренные п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. Таким образом, учитывая, что санкции, предусмотренные п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», носят более существенный характер, административный штраф следует рассматривать в качестве дополнительной меры ответственности, применяемой к должностным лицам предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика, виновных в рассматриваемом правонарушении.

В сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения

Рассматриваемый состав административного правонарушения аналогичен предыдущему, с той разницей, что ответственности подлежат должностные лица предприятий, учреждений, организаций-налогоплательщиков виновные в сокрытии (неучтении) иных (помимо прибыли (дохода)) объектов налогообложения, указанных в законодательных актах (либо решениях республиканских (местных) органов представительной власти в случаях, когда установление соответствующих налогов и сборов отнесено законодательством к их компетенции) по конкретным видам налогов.

В отсутствии бухгалтерского учета

Обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена п.1 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, в соответствии с которым предприятие, учреждение обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения. Аналогичная обязанность содержится и в ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет.

В ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка

Предприятие, учреждение, организация-налогоплательщик обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности, а также иными нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности, полномочия по разработке и изданию которых предоставлены Министерству финансов Российской Федерации.

В искажении бухгалтерских отчетов

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна соответствовать данным синтетического и аналитического учета, а данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного за период, предшествующий отчетному. Вместе с тем Положение о бухгалтерском учете предусматривает возможность внесения изменений в бухгалтерскую отчетность при обнаружении налогоплательщиком искажения ее данных, при этом изменения бухгалтерской отчетности относящейся как к текущему, так и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, а не за период, к которому относятся выявленные искажения. Исправления считаются надлежащими, если они подтверждены подписью лиц, пописавших соответствующий бухгалтерский отчетс указанием даты исправления. Также предусматривается обязанность внесения изменения в бухгалтерскую отчетность и налоговым законодательством. Так, в соответствии со ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогоплательщик обязан вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

В непредставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

Этот вид ответственности также можно считать дополнительным, поскольку за аналогичное правонарушение предусмотрена финансовая санкция, применяющаяся к налогоплательщику в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вместе с тем административная ответственность может применяться в большем числе случаев, нежели финансовая санкция. Это связано с тем, что конструкция состава административного правонарушения содержит более широкую формулировку видов документов, за непредставление которых должностные лица предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика могут привлекаться к административной ответственности, нежели конструкция состава, предусматривающего ответственность в виде финансовой санкции, а именно: в административном правонарушении «… документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет» и в правонарушении, за которое применяется финансовая санкция, «… документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога»… следует отметить, что законодательство не содержит перечней документов, как связанных с исчислением и уплатой, так и необходимых для исчисления, а также для уплаты налога.

Факт непредставления соответствующих документов должен быть подтвержден актом проверки предприятия, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, если указанное нарушение выявлено по результатам камеральной проверки.

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет

Срок уплаты очередного платежа по соотношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога.

Сроки представления бухгалтерской отчетности регламентированы Положением о бухгалтерском учете и отчетности (раздел «Порядок представления бухгалтерской отчетности»), а также иными нормативными актами, издаваемыми Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.

В предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет по неустановленной форме

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации.

Формы расчетов по налогам приведены в приложениях к инструкциям по каждому конкретному виду налога.

Представление документов, не соответствующих установленной форме, влечет за собой ответственность должностных лиц предприятия, учреждения, организации в виде административного штрафа.

5. Цели государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства

Сферы государственного регулирования народного хозяйства

Понятие юридической ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие юридической ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности

Юридическая ответственность — правовая связь государства (в лице управомоченных органов) и правонарушителя, находящая выражение в санкциях, применяемых к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных обязанностей и (или) лишения принадлежащего ему права.

Цели установления и применения государством мер ответственности в сфере предпринимательства заключаются в том, чтобы:

1) стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность;

2) иметь возможность наказывать за несоблюдение предпринимателями своих обязанностей;

3) обеспечивать восстановление нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом;

4) предотвращать нарушения установленных требований предпринимателями и иными лицами в будущем.

Можно выделить несколько общих существенных признаков понятия ответственности в предпринимательской сфере.

Применение мер ответственности всегда носит принудительный характер. Ответственность в предпринимательской сфере — это, прежде всего, форма государственного принуждения, применяемого государством по отношению к предпринимателям.

Такая форма принуждения выражается в основном в установленных государством нормах права, в отличие от норм морали, нравственности, обычно не представляющих собой «писаные» нормы.

Ответственность всегда сопровождается применением санкций имущественного характера.

Лишение права в основном носит имущественный характер и выражается в изъятии имущества в доход государства, уплате денежных средств в виде штрафа, убытков, неустойки, лишении права собственности на имущество и иных вещных прав. Однако возможно также применение мер ответственности в виде ограничения или лишения иных прав, которые ведут, в первую очередь, к ограничению или прекращению правосубъектности предпринимателя, хотя затрагивают и имущественные интересы предпринимателя, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, ответственностью в сфере предпринимательства является совокупность мер государственного принуждения, предусмотренных нормами права и влекущих для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Краткая характеристика основных видов юридической ответственности в сфере хозяйственной деятельности

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая наступает за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица. Условия и порядок реализации административной ответственности установлены федеральными законами или законами субъектов РФ, важнейшим среди которых является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Действующее законодательство предусматривает обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП) и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 КоАП).

Уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях судьи и органы исполнительной власти (ст. 22.1 КоАП), всего — 61 орган (ст. 23.1—23.61 КоАП).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания.

Административный штраф. Это наиболее распространенное административное взыскание, которому может быть подвергнут индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — МРОТ);

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого, исходя из МРОТ, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов (ст. 3.2 КоАП ).

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное приостановление деятельности.

Обжаловать наложение административного взыскания можно двумя способами — путем подачи жалобы вышестоящему органу (должностному лицу) либо путем подачи заявления в суд.

Рассмотрим более подробно порядок обжалования наложения административных взысканий в порядке подчиненности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.3 КоАП).

Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления (ст. 30.5 КоАП).

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений:

оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

отменяет постановление и прекращает дело;

изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Обжалование в судебном порядке приостанавливает исполнение административного взыскания до момента вынесения судебного решения.

Уголовно-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, наступающий вследствие виновно совершенного деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ).

Преступление (ст. 14 УК РФ) — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Перечень преступлений в сфере экономической деятельности определен в главе 22 (ст. 169—199):

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности;

регистрация незаконных сделок с землей;

производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;

незаконная банковская деятельность;

легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;

приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем;

незаконное получение кредита;

злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения;

незаконное использование товарного знака;

нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;

злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов; контрабанда; незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;

уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

неправомерные действия при банкротстве;

уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;

уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

неисполнение обязанностей налогового агента;

сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, которые определены в гл. 23:

злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами;

превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб;

Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда (ст. 43).

В сфере предпринимательства применимы следующие виды уголовных наказаний:

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок (до 15 лет)

УК РФ определяет ряд обстоятельств, которые являются смягчающими вину (ст. 61) и обстоятельства, которые отягчают вину (ст. 63) при совершении уголовного преступления.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановления положения, существовавшего до правонарушения.

Противоправным в данном случае является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и законные интересы третьего лица.

Виды гражданско-правовой ответственности

По основаниям возникновения ответственности:

При договорной ответственности стороны связаны гражданско-правовым отношением, возникшим из договора.

При внедоговорной ответственности ответственность наступает при неправомерных действиях лица (при причинении вреда гражданину или его имуществу) в условиях отсутствия предшествующих правовых отношений между причинителем вреда и потерпевшим.

По субъектному составу (если субъектов ответственности более одного):

а) долевая ответственность (каждый должник отвечает в размере своей доли);

б) солидарная ответственность, по которой каждый должник отвечает до тех пор, пока обязательство не будет выполнено в полном объеме;

в) субсидиарная (дополнительная) ответственность — кредитор в случае неисполнения обязанности основным должником имеет право предъявить требование к лицу, несущему ответственность дополнительно к ответственности должника (ст. 399 ГК).

б) денежная (ст. 1082 ГК).

Натуральная ответственность — это предоставление вещи того же рода и качества, исправление или ремонт поврежденной вещи и т.п.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Ответственность за неисполнение денежного обязательства является особой мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 395 ГК РФ. Она состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от момента нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, то есть убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Субсидиарная ответственность предполагает дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Субсидиарную ответственность несут:

члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;

члены полного товарищества по обязательствам товарищества;

собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;

в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.

Материальная ответственность — вид юридической ответственности, возникающий из трудовых отношений и заключающийся в обязанности стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

Руководитель организации, индивидуальный предприниматель могут привлечь работника к материальной ответственности при наличии трех условий:

1) поведение работника, причинившего ущерб, является противоправным (незаконным);

2) в действиях работника имеется вина;

3) существует причинная связь между виновными, противоправными действиями работника и наступившими результатами (ущерб имуществу предпринимателя) (ст. 233 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

1) общая, предусмотренная ТК РФ;

2) специальная, возлагаемая на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Список использованной литературы:

Гражданский кодекс РФ. Гл. 20, 22, 59, 60.

Гражданский процессуальный кодекс. ФЗ от 14.11.2002 г. Гл. 47.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. ФЗ от 30.12.2001 г. Гл. 14

Трудовой кодекс РФ. ФЗ от 30.12.2001 г. Разд. VIII, XI.

Уголовный кодекс РФ. ФЗ от 13.06.1996 г. (с изм. и доп. от 24.07. и 25.07.2002 г.). Разд. VIII.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп. по сост. на 26 июня 2007 г.).