Понятие пенсии по случаю потери кормильца и условия назначения

Пенсии по случаю потери кормильца

Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Основные условия ее назначения

В общем понятии данной пенсии присутствуют все основные признаки, характерные для данной социальной выплаты: пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная денежная выплата, производимая нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, по условиям и нормам, предусмотренным законом.

Общее определение этой пенсии может конкретизироваться с учетом того, к какой социальной категории относился кормилец и по какому закону назначается пенсия. В частности, в понятии пенсии может указываться ее целевое назначение.

Например, в понятии страховой пенсии по случаю потери кормильца указывается, что она предоставляется в случае смерти застрахованного лица членам его семьи в целях компенсации или минимизации последствий изменения их материального и (или) социального положения, наступившего вследствие потери кормильца. Необходимо обратить внимание на отличие пенсии по случаю потери кормильца от социальной пенсии, цель которой иная: предоставление источника средств существования, размер которого не соизмеряется с заработком кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца носит производный характер от пенсии по инвалидности. Это выражается в том, что семья, потерявшая кормильца, будет обеспечиваться данной пенсией на основании того закона, на основании которого кормилец мог бы получать пенсию по инвалидности в случае признания его инвалидом. Кроме того, производный характер пенсии по случаю потери кормильца заключается также в том, что механизм определения ее размера использует нормы, позволяющие соизмерять его с размером пенсии по инвалидности. Так, например, страховая пенсия по случаю потери кормильца воспроизводит структуру страховой пенсии по инвалидности. Кроме того, размер фиксированной выплаты на одного члена семьи равен соответствующему размеру, предусмотренному для инвалида III группы, а собственно страховая часть пенсии по случаю потери кормильца определяется путем деления индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца, с учетом которого исчислен размер страховой пенсии по инвалидности, на количество получателей данной пенсии.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются на основании следующих законов: Закона «О страховых пенсиях» — членам семьи, потерявшей кормильца, который подлежал обязательному пенсионному страхованию; Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» — членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, членам семей граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов; Закону РФ от 12 февраля 1993 г «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» — члены семей военнослужащих по контракту и других категорий служащих, перечисленных в названии указанного Закона.

Все названные выше законы предусматривают условия, необходимые для возникновения права на данный вид пенсии. Некоторые из этих условий являются общими для пенсии по случаю потери кормильца и не зависят от того, по какому именно закону она назначается, а некоторые отражают особенности данного вида пенсии, предусмотренные тем или иным законом.

Все юридические факты, необходимые для возникновения рассматриваемого пенсионного правоотношения, условно можно классифицировать на две группы: к первой группе следует отнести те из них, которые касаются самого кормильца, а ко второй — относящиеся к членам семьи, обратившимся за пенсией.

Юридические факты, относящиеся к кормильцу: 1) это события, которые привели к потере семьей кормильца; 2) статус кормильца, позволяющий определить соответствующий закон, на основании которого семье должна быть назначена пенсия.

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие.1 Это собственно юридический факт в юридическом составе, влекущем возникновение пенсионного правоотношения, независимо от того, по какому закону семье назначается пенсия.

Статус кормильца имеет принципиально важное значение, поскольку пенсия по случаю потери кормильца, как уже говорилось выше, производна от пенсии по инвалидности, которую мог бы получить сам кормилец в случае признания его инвалидом. Следовательно, пенсия членам семьи, потерявшей кормильца, может быть назначена только по тому пенсионному закону, по которому сам кормилец мог бы получить пенсию по инвалидности. По своему статусу кормилец мог относиться к застрахованным лицам; военнослужащим по призыву; лицам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф; космонавтам; военнослужащим по контракту; к лицам, не занимавшимся вообще никакой трудовой деятельностью.

Юридические факты, относящиеся к членам семьи, обратившимся за пенсией по случаю потери кормильца: 1) факт включения данного члена семьи в круг лиц, обеспечиваемых указанной пенсией, закрепленный в законе; 2) нетрудоспособность члена семьи; 3) нахождение на иждивении кормильца. Юридический состав будет полным только в том случае, когда все указанные выше юридические факты, относящиеся к членам семьи, обратившимся за пенсией, будут соответствующим образом доказаны.

Рассмотрим каждый из названных выше юридических фактов.

В учебной литературе при определении вхождения члена семьи, потерявшей кормильца, в круг лиц, имеющих право на указанную пенсию, предложена их классификация по такому критерию, как степень родства или свойства с кормильцем: 1) лица, находящиеся в брачных отношениях (супруг, супруга); 2) кровные родственники (родители, дети, внуки, братья и сестры, дед, бабушка); 3) некровные родственники (усыновители, усыновленные); 4) свойственники (пасынок, падчерица, мачеха, отчим)1.

Самый широкий круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотрен Законом «О страховых пенсиях» и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. К ним отнесены: дети, братья, сестры, внуки, родители, супруги, дед, бабушка, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, усыновители, усыновленные. При этом для братьев, сестер и внуков умершего кормильца установлено дополнительное условие — если они не имеют трудоспособных родителей, а для дедушек и бабушек, если отсутствуют лица, обязанные по закону их содержать. Для отчима и мачехи дополнительное условие заключается в том, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не включает в круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца -военнослужащего по призыву, отчима и мачеху, усыновителей и усыновленных, пасынка и падчерицу. К членам семьи космонавта, как и граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, отнесены только дети, родители и супруги.

В соответствии со ст. 138 Семейного кодекса РФ ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию, полагающуюся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Вторым юридическим фактом, относящимся к членам семьи, является факт нетрудоспособности лиц, обращающихся за назначением пенсии.

Факт нетрудоспособности обусловлен двумя критериями — либо определенным возрастом, указанным в законе, либо таким состоянием здоровья человека, которое дает основание для установления ему инвалидности I, II или III группы. Однако в отличие от первого юридического факта — включения в круг лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, который, как было сказано выше, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, в отношении нетрудоспособности пенсионные законы допускают исключения, предоставляя право на данную пенсию в определенных случаях и без требования этого юридического факта. Так, например, детям умершего кормильца, получающим образование по очной форме по основным образовательным программам, пенсия может быть назначена и после достижения 18-летнего возраста на весь период такого обучения, но не дольше чем до 23 лет. Исключение предусмотрено и для тех членов семьи кормильца из числа указанных в законе, которые ухаживают за детьми умершего, не достигшими 14 лет и не работают.

Третий юридический факт, который относится к членам семьи, — это факт нахождения на иждивении кормильца. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств существования. Указанное понятие иждивения, данное в ст. 10 Закона о страховых пенсиях, учитывается при назначении пенсии и по другим пенсионным законам. Рассмотрим его. В данном определении обозначены два возможных варианта получения от кормильца помощи, которая для члена семьи являлась источником средств существования. Первый вариант, когда член семьи получал от кормильца полное содержание. Можно предположить, что у данного члена семьи это содержание было единственным и никакого иного источника средств существования не было. Поскольку закон в данном случае не требует доказывать размер получаемого содержания, то для признания факта иждивения, очевидно, достаточно доказательства получения содержания от кормильца.

Второй вариант допускает, что у самого члена семьи был собственный источник средств существования, наряду с которым он получал также помощь и от кормильца. В этом случае для признания факта иждивения уже недостаточно доказательства факта получения помощи от кормильца, поскольку закон предусматривает еще два дополнительных условия: эта помощь должна была носить постоянный, а не разовый или эпизодический характер, а также, будучи постоянной, она являлась для данного члена семьи и основным источником средств существования. Другими словами, во втором варианте для признания факта иждивения требуется соизмерение собственного дохода члена семьи (пенсии, стипендии, заработной платы, иного дохода) с тем, который он на постоянной основе получал от кормильца. Данный вариант не исключает того, что супруг, родители, взрослые дети (например, студенты), работающие и имеющие свой доход, могут оказаться иждивенцами кормильца.

Как и в случае с таким юридическим фактом как нетрудоспособность, пенсионные законы также предусматривают ряд исключений из общего правила, когда пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от факта иждивения. Так, например, иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением тех детей, которые объявлены в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными (эмансипированными) или достигли возраста 18 лет. Нетрудоспособные родители и супруг, не состоявшие на иждивении кормильца, получат данную пенсию, если они утратили источник средств существования независимо от времени, прошедшего после его смерти. Исключение предусмотрено и для тех членов семьи, относящихся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца, которые ухаживают за детьми умершего, не достигшими 14 лет, и не работают, а также нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они не работают и заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств существования, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

К страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается фиксированная выплата в размере, предусмотренном для инвалида III группы. Детям, потерявшим обеих родителей, или детям умершей одинокой матери данная фиксированная выплата увеличивается на 100 %.

Фиксированная выплата к пенсии по случаю потери кормильца лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Данная пенсия назначается семьям военнослужащих, семьям граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. В соответствии со ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении гражданам, имеющим одновременно право на страховую и государственную пенсию по случаю потери кормильца, назначается одна из этих пенсий по их выбору.

Пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих.

По Закону о государственном пенсионном обеспечении (ст. 8) пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи военнослужащего, находившимся на его иждивении, в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы. Круг лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи военнослужащего, установленный указанным выше Законом, в основном совпадает с кругом лиц, имеющих право на эту пенсию по Закону о страховых пенсиях. Исключение установлено для родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы. Они признаются нетрудоспособными на 5 лет раньше, то есть не в 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины, а в 55 и 50 лет.

Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

В случае наступления гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления, нетрудоспособным членам его семьи назначается социальная пенсия.

Согласно ст. 15 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по случаю потери кормильца — военнослужащего по призыву устанавливается в процентном отношении к размеру социальной пенсии, назначаемой детям в возрасте 18 лет, потерявшим одного из родителей (подп. 1 п. 1 ст. 18):

  1. в случае потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 200 %;
  2. в случае потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего — 150 %.

Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, или военную службу по контракту назначается по Закону РФ от 12 февраля 1993г. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу, такие же, как и для назначения пенсии членам семьи военнослужащего по призыву.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

а) семьям военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, — 50 % сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери. При этом минимальный размер пенсии не может быть ниже 200 % размера социальной пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение;

б) семьям военнослужащих, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), — 40 % сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. При этом минимальный размер пенсии не может быть ниже 150 % размера социальной пенсии на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение.

К пенсии по инвалидности, установленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г., назначаются следующие надбавки:

а) членам семьи, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста — на уход за ними в размере 100 % размера социальной пенсии;

б) детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, — в размере 32 % размера социальной пенсии.

Расчет минимального размера пенсии по инвалидности и надбавок к ней осуществляется исходя из размера социальной пенсии, установленного для детей в возрасте 18 лет, потерявших одного из родителей Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (подп. 1 п. 1 ст. 18).

Пенсия по случаю потери кормильца семьям граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф назначается в соответствии со ст. 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Право на получение данной пенсии имеют нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или занятых работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. К нетрудоспособным членам семьи относятся:

  • нетрудоспособные родители независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
  • супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает он или нет;
  • супруг (жена, муж) независимо от нахождения на иждивении кормильца и независимо от времени, прошедшего со дня его гибели (смерти), по достижении возраста женой 50, а мужем 55-лет или установлением инвалидности;
  • дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Согласно ст. 17 Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, определяется в процентном отношении к размеру социальной пенсии, назначаемой детям в возрасте 18 лет, потерявшим одного из родителей:

  • детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери — 250 % (на каждого ребенка);
  • другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца — 125 % на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, размер пенсии повышается с учетом районного коэффициента, установленного Правительством РФ в зависимости района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

1.Понятие пенсии по случаю потери кормильца

Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с ГК РФ.

Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление степени родства осуществляется по нормам семейного законодательства. На равных основаниях с родными детьми право на пенсию имеют усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы.

Понятие «нетрудоспособность» охватывает такие разнородные явления, как: ограничение трудоспособности, т.е. инвалидность одной из трех степеней; невозможность заниматься трудовой деятельностью в связи с необходимостью ухода за детьми до 14 лет; презумпция нетрудоспособности по возрасту – до 18 лет (учащиеся до 23 лет) и после достижения мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет.

К категории учащихся относятся члены семьи моложе 23 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением учреждений дополнительного образования.

Образовательным считается учреждение, осуществляющее обучение по одной или нескольким образовательным программам и (или) обеспечивающее содержание и воспитание. Законодательством установлено 4 типа образовательных учреждений:

— общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

— специальные (коррекционные) для лиц с отклонениями в развитии;

— для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

В структуре указанных типов учреждений создаются различные виды образовательных учреждений. Например, к учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональное училище, профессиональный лицей, вечернее (сменное) профессиональное училище.

Учреждениями дополнительного образования являются: курсы повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, станции юных техников и натуралистов и т.п.

Тип и вид образовательного учреждения определяется на основании его Устава.

Студенты должны усвоить, что юридическое значение придается не типу или виду образовательного учреждения, а форме обучения, т.к. согласно ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ в круг нетрудоспособных членов семьи входят только учащиеся очной формы обучения. Получение образования по заочной или очно-заочной форме обучения права на пенсию не дает, даже если учащийся фактически не работает. Не считаются учащимися курсанты высших учебных заведений МВД РФ и Минобороны РФ, поскольку они являются военнослужащими.

Граждане РФ, не достигшие 18 лет, имеют право на пенсию и в случае обучения за границей независимо от регистрации по месту жительства. Граждане РФ старше 18 лет, обучающиеся в иностранных учебных заведениях (кроме государств – бывших республик СССР), имеют право на пенсию только при условии направления на учебу в соответствии с международным договором РФ.

Важно отметить, что братья, сестры и внуки умершего кормильца приобретают право на пенсию только в том случае, если не имеют трудоспособных родителей, обязанных по закону их содержать. Согласно Семейному кодексу РФ лишение родительских прав, а также отбывание наказания в местах лишения свободы, не освобождает родителей об обязанности содержать своих детей.

Нетрудоспособность должна наступить до смерти кормильца, либо до объявления его судом умершим или безвестно отсутствующим.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Оценка размеров фактической помощи умершего кормильца производится территориальными органами ПФР на основании имеющихся документов (например, справки жилищных органов или органов МСУ о совместном проживании, справки о доходах членов семьи, квитанции о почтовых переводах и др.). При отсутствии документов факт иждивения может устанавливаться судом.

Продолжительность иждивения, как правило, значения не имеет. Исключение предусмотрено для отчима и мачехи. Они приобретают право на пенсию, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Иждивение детей (в том числе усыновленных) предполагается и не требует доказательств. Например, для пенсионного обеспечения не имеет значения тот факт, что отец проживал отдельно от детей и фактически не оказывал им никакой помощи, что ребенок родился после смерти отца или что мать ребенка умерла при родах и др.

Но дети, объявленные полностью дееспособными, должны подтвердить факт иждивения.

Если смерть кормильца наступила в результате совершения им умышленного преступления или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (т.е.самоубийства), то права на трудовую пенсию у его нетрудоспособных иждивенцев не возникает. Они могут претендовать лишь на социальную пенсию. Трудно согласиться с позицией представителей ПФР, считающих, что данная норма обусловлена страховым характером пенсионной системы (Зурабов М.Ю. (общ.ред.). Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. М: Норма, 2007. С.451-453.). Вряд ли можно считать справедливым возникновение неблагоприятных имущественных последствий у лиц, не совершавших виновных действий. Кроме того, если умерший кормилец работал, и за него уплачивались взносы, служащие основой для расчета трудовой пенсии, то не ясно, почему законодатель лишил его иждивенцев права на трудовую пенсию, финансовые средства для выплаты которой уже сформированы.

Совершенно иная ситуация возникнет, если сами иждивенцы убьют кормильца. В этом случае лишение их трудовой пенсии будет социально оправданным.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования.

Студентам следует знать, кому из членов семьи и при каких условиях предоставляется право на пенсию независимо от факта иждивения, уметь раскрыть понятие «иждивения».

Понятие пенсии по случаю потери кормильца и условия назначения

§ 16.1. Понятие пенсий по случаю потери кормильца

В иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед наукой, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппара­та. Как справедливо отметил Алексеев С.С., «юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выраже­нии воли законодателя» 142 .

Нам думается, что понятия «пенсия», «пенсия по случаю поте­ри кормильца» целесообразно рассматривать в одной логической цепочке.

Среди видов социального обеспечения граждан республики основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio — платеж. Но это не всякий платеж, а пла­теж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением оп­ределенных обстоятельств в жизни — достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью 143 . Действительно, пенсия есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или при­знаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определя­ющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.

В юридической литературе высказано мнение о том, что пенсия — это ежемесячные выплаты алиментарного характера за счет средств Фонда социальной защиты населения 144 . Думается, что указанное по­нятие не содержит полный комплекс юридических признаков указан­ного правового института и не в полной мере отражает конструкцию состава права на пенсионное обеспечение. Среди элементов конст­рукции юридического состава права на пенсионное обеспечение в свя­зи с возникновением того или иного жизненного обстоятельства в дан­ном определении содержатся только следующие элементы: алимен­тарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пен­сионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат.

В свою очередь учёные Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. опреде­ляют пенсию как ежемесячную периодическую выплату, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца 145 . По­добной же позиции в определении понятия пенсии придерживаются Харин К.С. 146 и Беребина О.П. 147. В данном случае определение содержит указание на назначение пенсионных выплат (материаль­ное обеспечение определенных категорий граждан) и ежемесяч­ную периодичность пенсионных выплат.

Названные авторы, выделяя в качестве основания приобрете­ния права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как достижение пенсионного возраста, инвалидность при условии длительного времени занятия определенной профессиональной де­ятельностью, а также нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии — при отсутствии права на социальную пенсию.

Из сказанного можно заключить, что авторы не считают пенси­ями выплаты, право на которые не связано с осуществлением в течение определенного срока профессиональной деятельности ли­цом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица. Исходя из такой позиции, социальные пен­сии следует признать пособиями. Позиция названных авторов пред­ставляется тем более нелогичной, что они не отрицают существова­ния института социальной пенсии, определяя ее как пенсию, установленную для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не «заработали» трудовую пенсию. Таким об­разом, применение признака осуществления в течение длительного срока профессиональной деятельности лицом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица пред­ставляется целесообразным только при определении понятия «тру­довая пенсия».

Следовательно, одной из черт трудовой пенсии является её связь с прошлой общественно полезной деятельностью самого пен­сионера или кормильца. С данным обстоятельством тесно связан и общий порядок определения размера пенсий. Как правило, он со­измеряется с получаемым ранее заработком. Несомненно, призна­ком пенсии является и детальное регулирование в централизован­ном общегосударственном масштабе всех параметров такой вып­латы — условий обеспечения этого рода выплатами, уровня по отно­шению к прошлому заработку, минимальных и максимальных раз­меров и т.д. Именно данный признак превращает пенсию в право­вую категорию 148 .

В Законе «О пенсионном обеспечении» выделены два вида пен­сии по случаю потери кормильца: трудовая и социальная. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют члены се­мьи, чей кормилец в период работы или занятия иными видами де­ятельности подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. Не­трудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на социальную пенсию. В ст. 72 вышеназванного Закона четко определен круг лиц, имеющих право на социальную пенсию: инвалиды, в том числе инвалиды с дет­ства; лица, достигшие возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет; дети — в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет 149 . Социальная пенсия по случаю потери кормильца, в отличие от трудовой, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливает­ся дифференцированно в твердой сумме, но для каждой категории граждан, их получающих. Именно в этом и состоит характерная осо­бенность социальных пенсий по случаю потери кормильца 150 .

В Законе «О пенсионном обеспечении» исследуемый вид пен­сионного обеспечения именуется как «пенсии по случаю потери кормильца», тогда как Конституция Республики Беларусь гаранти­рует социальное обеспечение в случае потери кормильца 151 . Нам думается, что предлоги «в» и «по» несут различную смысловую нагрузку. В частности, предлог «в» в толковом словаре русского языка имеет значение как «обозначение момента времени», а пред­лог «по» как «указание на время после чего-нибудь» 152 . Более ло­гично, на наш взгляд, предлог «по» отражает временной этап, пос­ле наступления которого гражданину гарантируется пенсионное обеспечение (смерть кормильца — после ее наступления — пенсия), а не момент смерти — пенсия. Как видим, отметил профессор Бала-шенко С.А., качественный анализ законодательства указывает, что некоторые действующие нормы противоречат Конституции 153 . Следовательно, необходимо унифицировать данные нормы, чтобы в правоприменительной практике отсутствовало двойное толкование, что в конечном итоге скажется на качестве реализации права граж­дан на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца.

Профессор Гущин И.В. выделяет следующие характерные при­знаки трудовой пенсии по случаю потери кормильца: 1) ежеме­сячные денежные выплаты; 2) выплаты алиментарного характера; 3) выплаты из Фонда социальной защиты или государственного бюд­жета; 4) назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего; 5) выплаты лицам, состоящим на иждивении умершего; 6) выплаты в раз­мерах, зависящих от прошлого заработка кормильца 154 . Приведенные выше (п. 4-6) признаки различия понятий «пенсия» и «пенсия по случаю потери кормильца» правомерны. В то же время они тесно взаимосвя­заны с общими (п. 1-3) признаками понятия «пенсия». Аналогичное сущностное определение трудовой пенсии по случаю потери кормиль­ца закреплено и в российском пенсионном законодательстве 155 .

Определяющим признаком в понятии трудовые пенсии по слу­чаю потери кормильца является то, что потеря кормильца есть ос­нование для пенсионной алиментации граждан, конечно, в сочета­нии с трудовым и страховым стажем.

Понятием алиментарности пенсий по случаю потери кормиль­ца пользовались Андреев В.С., Ачаркан В.А. и другие авторы 156 . При этом большинство авторов к числу алиментарных относили все виды социального обеспечения, которыми граждане бывшего Союза ССР обеспечивались в установленных случаях за счет средств общественных фондов потребления. Однако стоит не согласиться с мнением Ачаркана В.А., который к числу алиментарных относил лишь немногие виды социального обеспечения, отрицая алиментарный характер большинства других. Он полагал, что чисто али­ментарным обеспечением являются лишь выплаты за счет средств социального обеспечения лицам, не имеющим права на государ­ственные пенсии, при отсутствии у них источников доходов и род­ственников, обязанных по закону их содержать 157 [46, с. 94]. Гово­ря о природе обеспечения граждан пенсиями по случаю потери кормильца за счет средств общественных фондов потребления, Александров Н.Г. 158 и Зайкин А.Д. 159 подчеркивали, что это обес­печение осуществляется на принципе социально-алиментарного обеспечения в случае смерти кормильца». Ученые Андреев 160 И.С.

и Пашерстник 161 А.Е. под алиментарностью пенсий по случаю поте­ри кормильца понимали материальное содержание кого-либо в силу обязанности, не обусловленной взаимностью. По мнению Пергамен­та А.И. 162 , алиментарность — это «щедрость» по отношению к род­ственникам или мера вспомоществования лицам, нуждающимся в средствах существования. Обобщая мнения ученых, можно прийти к выводу, что они все термин «алиментарность» справедливо отожде­ствляли с безэквивалентностью.

Принцип алиментарности как один из признаков пенсии по слу­чаю потери кормильца выражен и в законодательстве зарубежных стран. Так, в немецком Законе «О близких родственниках умерше­го», выплаты на содержание назначаются безэквивалентно близко­му родственнику или иному лицу, воспитывающему ребенка. Дан­ная выплата является именно пенсией, а не пособием, так как ее размер согласовывается с размером пенсии умершего и составля­ет 55 % от ее величины 163 . Применительно к исследуемому виду пенсионного обеспечения в Республике Беларусь алиментарный ха­рактер следует рассматривать как безэквивалентные (безвозмезд­ные) предоставления членам семьи денежных материальных благ (пенсии) государством в целях их обеспечения без совершения от­ветных действий со стороны обеспечиваемых. Их участие или неуча­стие в пополнении страховых фондов не имеет правового значения. Таким образом, алиментарность пенсий по случаю потери кормиль­ца более очевидна, чем в других видах пенсий.

Особенностью рассматриваемой пенсии является то, что право на эту пенсию членов семьи умершего кормильца производно от права на пенсию самого кормильца. Такой же точки зрения придер­живалась Тарасова В.А., которая отмечала, что право на матери­альное обеспечение членов семей умерших кормильцев носит про­изводный характер от права на обеспечение лиц, на иждивении ко­торых они находились 164 . Аналогичная норма закреплена и в польском пенсионном законе. В частности, семейное пособие (пенсия по слу­чаю потери кормильца) — это производная выплата от права кор­мильца на пособие по нетрудоспособности 165 .

С учетом этой особенности некоторые общие признаки трудо­вых пенсий применительно к рассматриваемому виду проявляются специфически. Так, размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца зависят не от заработка или другого дохода обративше­гося за пенсией (что типично для большинства трудовых пенсий), а от заработка умершего кормильца. Зависимость размера пенсии от заработка представляет собой лишь один из методов дифферен­циации пенсионного обеспечения, отмечал Я.М. Фогель 166 .

Как видно из приведенных примеров, в юридической литературе авторами раскрывается лишь понятие потери, понятие же кормильца не рассматривается. Согласно ст. 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию по случаю по­тери кормильца не возникает, пока человек не умер или не пропал без вести, если факт смерти (безвестного отсутствия) не установлен в судебном порядке 167 . Но вместе с тем речь идет не просто о факте смерти. Смерть лица, которое не может быть отнесено к числу кор­мильцев, не порождает и права на пенсионное обеспечение. Более того, для пенсионного обеспечения важно не то, что наступила смерть, а то, что не стало именно кормильца.

Фактически понятие «кормилец» является антонимом понятия «иждивенец». Понятие «иждивенец» дается законодателем в статье 36 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», со­гласно которой иждивенцами считаются члены семьи кормильца, «если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источ­ником средств к существованию».

В социально-экономическом аспекте кормилец — это лицо, за счет индивидуальных доходов которого содержатся другие лица — его иждивенцы. Социально-экономическое понимание категорий кор­мильца и иждивенца обусловливает и правовое регулирование отно­шений между ними. Признание отношений иждивения юридически значимыми находит отражение в разных отраслях права. Сравнитель­но-правовой метод исследования норм одних правовых отраслей для возможно более полного их учета в других представляется перспек­тивным, т.к. нацелен на усиление внутренней согласованности права в целом и позволяет отказаться от ненужных противоречий.

Теоретические исследования правового понятия кормильца не­возможны без обращения к нормам семейного права. В семейном законодательстве закладываются понятия: реального кормильца, имеющего и осуществляющего обязанности по содержанию лиц, с которыми он связан семейно-правовыми отношениями; бывшего кормильца, выполнявшего свои обязанности и освобожденного от таковых в дальнейшем; будущего кормильца, которому предстоит в дальнейшем принять на себя обязанности по содержанию нетру­доспособных иждивенцев 168 .

Наличие отношений «иждивенец-кормилец» отражены и в граж­данском законодательстве (при наследовании, а также при возме­щении вреда, причиненного смертью кормильца) 169 . Как правильно, на наш взгляд, отмечал Малеин Н.С., институты пенсионного обес­печения, алиментирования, наследования, также и институт возме­щения вреда, причиненного смертью кормильца, служат делу ма­териального обеспечения граждан 170 .

Проведенный анализ показывает, что имеются объективные предпосылки для большего согласования терминологии пенсионных норм с нормами других отраслей права при регулировании сходных правовых институтов. Нам думается, что кормилец — это лицо, за­работная плата или иной доход которого являлся, мог или должен был являться основным (либо одним из основных) и постоянным источником средств существования другого лица, связанного с кор­мильцем определенными семейно-правовыми или иными отношени­ями. Необходимость же пенсионного обеспечения при потере кор­мильца обусловлена существенным ухудшением жизненного уров­ня реального или потенциального иждивенца и невозможностью повышения этого уровня иным путем.

Представляется, что понятие трудовых пенсий по случаю поте­ри кормильца следует определять, исходя из функций и задач ука­занного института социальной защиты, а также элементов, отлича­ющих пенсии от иных выплат, связанных с потерей трудоспособнос­ти. В данном случае следует отметить, что нетрудоспособность может быть не только фактической, но презюмируемой. Фактичес­ки нетрудоспособными являются инвалиды первой и второй групп; нетрудоспособность лиц, достигших общеустановленного пенсион­ного возраста и детей до 18 лет презюмируется. Указанный термин в первую очередь характерен для приобретения права на пенсион­ное обеспечение по возрасту. Понятие приобретения прав на пенси­онное обеспечение по возрасту связано с предполагаемым ограни­чением трудоспособности, основанном на возрастных особеннос­тях человеческого организма. Однако достижение пенсионного воз­раста на практике не всегда соответствует снижению трудоспособ­ности. Как в свое время справедливо указывал Козлов А.Е., не­смотря на то, что «нетрудоспособность является одним из основных понятий, позволяющих раскрыть характер и содержание пенсии по возрасту», указанные пенсии «назначаются исходя из «презумпции» нетрудоспособности гражданина, независимо от проверки индивидуальной нетрудоспособности» 171 . По аналогии можно отметить, что нетрудоспособность лица, не достигшего 18-летнего возраста, яв­ляется не фактической, а презюмируемой. Так, в соответствии со ст. 272 ТК Республики Беларусь трудовой договор с гражданином может быть заключен при условии достижения им 16-летнего воз­раста, а в определенных случаях — 14-летнего возраста 172 . В дан­ном случае законодателем установлен возраст, который на основе учета психофизического развития подростков принято считать воз­растом приобретения ограниченной (от 14 до 16 лет), а затем и полной (старше 16 лет) трудоспособности.

Многогранность понятия «пенсия по случаю потери кормиль­ца» исходит из особой социальной значимости данного вида пенси­онного обеспечения, поскольку в качестве субъектов пенсионной алиментации выступает особый контингент граждан — дети, преста­релые, инвалиды.

Трудовая пенсия — это прежде всего государственная пенсия, ибо она устанавливается законом и выплачивается за счет средств, находящихся в распоряжении государства. Ее назначение — матери­альное обеспечение человека при наступлении определенных собы­тий — страховых случаев. Компенсация утраченного заработка или иного дохода — всего лишь способ определения размера пенсии, исчисление ее на основе прошлого заработка. Вместе с тем опре­деляя понятие трудовой пенсии по случаю потери кормильца, нельзя нивелировать новый правообразующий юридический факт в юриди­ческом составе, порождающем право на данный вид пенсии, такой как страховой стаж.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесяч­ная выплата алиментарного характера, которая предназначена для материального обеспечения презюмируемо или фактически нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца, связанных с ним отноше­ниями родства, свойства и фактического иждивения, не основанного на этих отношениях, обусловленная определенной продолжительнос­тью трудового стажа и уплаты кормильцем страховых взносов, назна­чаемая в размере, зависящем от прошлого заработка кормильца.

142 Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2 т. / С.С. Алексеев. — М.: Юрид. лит., 1982. — Т. 2. — 360 с.

143 Право социального обеспечения: учебник / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. — Минск: Амалфея, 2002. — 512 с.

144 Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. И.В. Гущина. — Новополоцк: ПГУ, 2000. — 344 с.

145 Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — М.: БЕК, 2001. — 576 с.

146 Харин, К.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие: в 2 ч. / К.С. Харин. — СПб.: ГУ АП, 2000. — Ч. 1. — 360 с.

147 Беребина, О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состоя ние и перспективы: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.05 / О.П. Беребина // МГЮА. — М., 1999. — 24 с.

148 Тучкова, Э.Г. Новое законодательство о социальном обеспечении / Э.Г. Тучкова, М.Л. Захаров. — М.: Знание, 1992. — 159 с.

149 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596- XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

150 Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. И.В. Гущина. — Новополоцк: ПГУ, 2000. — 344 с.

151 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 1 7 апр. 1 992 г., № 1596-XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

152 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Рос. Академия наук, Институт русск. яз. им. В.В. Виноградова; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. — 944 с.

153 Балашенко, С.А. Организационно-правовые проблемы государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе реформирования обще ства / С.А. Балашенко // Система права и законодательства Республики Бела русь: состояние, перспективы развития: материалы респ. науч.-практ. конф. — 26- 27 апр. 1999 г., Гродно / гл. ред. И.В. Гущин. — Гродно: ГрГУ, 1999. — С. 152-156.

154 Гущин, И.В. Право социального обеспечения Республики Беларусь: учеб. пособие / И.В. Гущин, С.В. Агиевец. — Гродно: ГрГУ, 2004. — 332 с.

155 Об трудовых пенсиях в Российской Федерации: Закон Российской Федера ции, 17 декабря 2001 г., № 173-ФЗ (в ред. от 14.02.2005 г., № 3-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4920.

156 Андреев, В.С. Социальное обеспечение в СССР (правовые вопросы) / В.С. Андреев. — М.: Юрид. лит., 1971. — 256 с.

157 Ачаркан, В.А. Государственные пенсии в СССР: автореф. дис. . д-ра юрид. наук: 12.00.05 / В.А. Ачаркан // Моск. гос. ун-т. — М., 1969. — 165 с.

158 Александров, Н.Г. Применение норм советского социалистического права / Н.Г. Александров. — М.: МГУ, 1958. — 384 с.

159 Зайкин, А.Д. Советское право социального обеспечения / А.Д. Зайкин. — М.: МГУ, 1982. — 263 с.

160 Андреев, В.С. Социальное обеспечение в СССР (Советское право соци ального обеспечения): курс лекций / В.С. Андреев. — М. : Наука, 1970. — 149 с.

161 Пашерстник, А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих / А.Е. Пашерстник. — М.: АН СССР, 1949. — 141 с.

162 Пергамент, А.И. Алиментные обязательства / А.И. Пергамент. — М. : Го сюриздат, 1951. — 24 с.

163 Социальная защита в странах запада. Франция, ФРГ, Италия: сборник обзо ров / отв. ред. С.Л. Зарецкая. — М.: Наука, 1994. — 148 с.

164 Тарасова, В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. — М.: МГУ, 1974. — 108 с.

165 Ustawa z dnia 13 pazdziernika 1998 r. o sisteme ubezpieczen spolecznych // Dz. U. — № 137, poz. 887 ze zm.

166 Фогель, Я.М. Пенсии по случаю потери кормильца — члена колхоза / Я.М. Фогель. — 2-е изд., доп. — М.: Россельхозиздат, 1968. — 48 с.

167 О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596- XII (в ред. от 05.07.2004 г., № 297-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела русь. — 2004. — № 107. — 2/1046.

168 Кодекс о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-3 (в ред. Закона от 09.12.2004 г., № 348-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 195. — 2/1097.

169 Гражданский кодекс Республики Беларусь // Нац. реестр прав. информа ции Респ. Беларусь. — Минск, 1999. — 512 с.

170 Малеин, Н.С. Ответственность за причинение смерти кормильцу / Н.С. Ма леин. — М.: Госюриздат, 1960. — 89 с.

171 Козлов, А.В. Социальное обеспечение в СССР / А.В. Козлов. — М.: Наука, 1981. — 184 с.

172 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июля 1999 года; одобр. Советом Республики 30 июня 1999 г. — 2-е изд. — Минск: Амалфея, 2000. — 240 с.