Поправки в трудовой кодекс ст 136

Статья 136 ТК РФ. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

Новая редакция Ст. 136 ТК РФ

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Комментарий к Статье 136 ТК РФ

Условия оплаты труда, такие как место и сроки выплаты заработной платы, являются существенными условиями трудового договора. Это следует из статьи 57 Трудового кодекса РФ.

Как уже было сказано, эти сведения могут не включаться в трудовой договор с конкретным работником в том случае, если они являются общеустановленными для большинства сотрудников предприятия и закреплены в коллективном договоре или другом локальном нормативном акте.

В этом случае в трудовом договоре достаточно сделать ссылку на такой документ.

Кроме того, пункт трудового договора, касающийся условий оплаты труда, должен обязательно содержать сведения о том, в какой форме производится оплата труда: в денежной или в сочетании денежной и неденежной форм. Обязательно должно быть оговорено и условие о том, в какой форме производится оплата — в наличной, то есть через кассу предприятия, или путем перечисления на счет работника в банке.

По общему правилу, установленному статьей 136 Трудового кодекса РФ, заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

Обязанность работодателя выплачивать заработную плату по месту выполнения работы особенно актуальна для сотрудников тех организаций, структурные подразделения которых территориально расположены в разных местах. Эта обязанность заключается в том, чтобы организовать выплату заработной платы каждому работнику в том месте, где он выполняет свои трудовые обязанности.

Законодательством также допускается возможность перечисления заработной платы на счет в банке. Для этого необходимо заявление работника с указанием счета в банке, на который будет перечисляться заработная плата.

Отметим, что такая форма расчетов является добровольной для работников. Перечисление заработной платы на банковский счет работника возможно после заключения договора банковского счета между работником и банком.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Следовательно, работодатель не может обязать работника заключить договор банковского счета для перечисления заработной платы.

И еще. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законодательством или трудовым договором. Скажем, в случае, когда работник находится в командировке, суммы заработной платы могут быть высланы ему почтовым или телеграфным переводом.

Трудовой кодекс устанавливает обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за определенный период. Форма расчетного листка утверждается работодателем самостоятельно с учетом мнения представительного органа работника.

Статьей 136 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Нередко работодатели не желают платить зарплату дважды в месяц, и для этого они собирают с работников (в добровольно-принудительном порядке) заявления, что те хотят получать заработную плату единовременно раз в месяц. Кроме того, такой порядок зачастую закрепляют в коллективных и трудовых договорах.

Однако даже в этом случае организации не застрахованы от того, что в случае проверки трудовая инспекция оштрафует организацию за нарушение законодательства о труде, ведь в Трудовом кодексе однозначно установлено, что зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца.

Даже в том случае, если работники согласны получать заработную плату один раз в месяц и представили в организацию соответствующие заявления, организация не вправе производить выплаты заработной платы реже чем каждые полмесяца.

Кроме того, в том случае, если условия о выплате заработной платы реже чем каждые полмесяца включены в трудовой или коллективный договор, такие условия будут считаться недействительными на том основании, что они ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

Обратите внимание: по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Причем нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Конкретные дни выплаты заработной платы должны быть установлены трудовым договором или коллективным договором и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

В том случае, если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала.

Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены только для отдельных категорий работников и только на основании федеральных законов.

Другой комментарий к Ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Положения ст. 136 ТК РФ соответствуют требованиям Конвенции МОТ N 95 «Об охране заработной платы».

2. Статья 136 ТК РФ вводит обязанность работодателя выдать работнику расчетный листок. В расчетном листке должна содержаться следующая информация:

— о структуре заработной платы (установленный должностной оклад, тарифная ставка, надбавки, доплаты, стимулирующие выплаты, выплаты за работу в особых условиях, премии);

— о размерах и основаниях произведенных удержаний (по налогу с физических лиц; по взысканию алиментов и иных сумм на основании судебных решений; по возмещению неотработанного аванса по заработной плате; по погашению неизрасходованного и невозвращенного аванса; по возврату излишне выплаченных сумм; по возмещению материального ущерба, причиненного работодателю; по возврату ссуды, выданной работодателем; по распоряжению работника и пр.);

— об общей сумме, подлежащей выплате.

3. Выдача работникам расчетных книжек была предусмотрена ст. 100 КЗоТ, однако на практике расчетные книжки были заменены расчетными листками. К расчетным листкам специальных требований не предъявлялось, и они существовали в той форме, которая была удобна для применения работодателем и содержала необходимую информацию для работников.

4. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О представительном органе работников см. ст. ст. 29 — 31 ТК РФ и комментарий к ним.

О порядке учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников, см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Местом выплаты заработной платы работнику, как правило, является место выполнения им работы. Оно определяется локальным нормативным актом организации (как правило, правилами внутреннего трудового распорядка) или коллективным договором.

Статья 13 Конвенции МОТ N 95 запрещает производить выплату заработной платы в тавернах или других подобных заведениях, а также, если необходимо предотвратить злоупотребления, в магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам.

6. Коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено перечисление заработной платы на указанный работником счет в банке. Заявление о перечислении заработной платы на счет в банке может быть сделано работником также в любое время после заключения трудового договора. Условия перечисления определяются в коллективном договоре или в трудовом договоре. Как правило, расходы по перечислению возлагаются на работодателя.

7. Если заработная плата выплачивается в неденежной форме, место и сроки ее выплаты специально устанавливаются в коллективном договоре или в трудовом договоре. В этом случае также действуют ограничения, установленные Конвенцией МОТ N 95. Наряду с этим необходимо установить в коллективном договоре или в трудовом договоре также и порядок таких выплат (например, доставка соответствующих товаров на дом работнику, предоставление ему транспорта либо самовывоз).

8. По общему правилу заработная плата выплачивается непосредственно работнику. Иной порядок может быть предусмотрен в трудовом договоре. Кроме того, работник может поручить получение его заработной платы другому лицу по доверенности (например, в связи с длительной командировкой или по иным причинам).

9. Статья 30 ГК РФ устанавливает, что, если гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение, суд может признать его ограниченно дееспособным.

Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным может быть возбуждено по заявлению членов его семьи, профсоюза, прокурора, органов опеки и попечительства.

Лицо, признанное судом ограниченно дееспособным, не может самостоятельно получать заработную плату и распоряжаться ею без согласия назначенного ему попечителя. В этом случае заработная плата выдается попечителю на основании его попечительского удостоверения или работнику на основании письменного согласия попечителя.

10. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Установление в коллективных договорах или локальных нормативных актах других сроков (например, раз в месяц) нарушает данное требование закона. Другие сроки выплаты заработной платы могут быть установлены только федеральным законом. За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП. См. также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 1 марта 2007 г. N 472-6-0.

11. Дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором либо трудовым договором. В организациях с большим числом работающих может устанавливаться несколько таких дней (обычно 2 — 3). Как правило, эти даты приходятся на начало и на середину месяца. При авансовой системе расчета заработной платы выплата аванса производится в середине месяца, а окончательный расчет — в начале следующего месяца.

Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата должна быть произведена накануне.

Если день выплаты заработной платы совпадает со вторым выходным днем при пятидневной рабочей неделе (например, с воскресеньем), заработная плата должна быть выплачена накануне первого выходного дня (в пятницу).

Если день выплаты заработной платы совпадает с нерабочим праздничным днем, следующим за выходным днем (выходными днями), заработная плата должна быть выплачена накануне выходного дня (выходных дней).

Новые сроки выплаты зарплаты и аванса в 2016 году. Федеральный закон от 03.07.16 №272-ФЗ. Ответственность за нарушение сроков

Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее Закон №272-ФЗ) было внесено много поправок в Трудовой Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти поправки предусматривают ужесточение наказания для руководителей и увеличение компенсационных выплат работникам за задержку зарплаты на срок более 15 дней со дня окончания календарного месяца. Поправки в порядок выплаты зарплаты вступят в силу через 90 дней после опубликования закона, то есть 03 октября 2016 года.

На данный момент в законодательстве не прописано четких указаний по определению дат, когда сотрудникам должна быть выплачена заработная палата. Единственным требованием, указанным в статье 136 Трудового Кодекса РФ является то, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Следует заметить, что норма статьи 136 Трудового Кодекса РФ устанавливает обязанность организации. Поэтому ни заявления работников, написанные по просьбе работодателя, о выплате заработной платы один раз в месяц, ни подобные условия, внесенные в трудовые договоры, не дают работодателю право для нарушения трудового законодательства. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Роструда от 01.03.2007 №472-6-0 и от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1. При этом не имеет значения, где работает работник: по основному месту или по совместительству. В любом случае выплачивать заработную плату работодатель обязан два раза в месяц. Единственный исключением является отсутствие работника на рабочем месте первые пол месяца, тогда аванс можно не платить. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660.

С четвертого квартала 2016 года сроки выплаты заработной платы нельзя будет устанавливать произвольно. Согласно изменениям, вступающим в силу с 03 октября 2016 года, выдавать работникам зарплату за истекший месяц надо будет не позднее 15-го числа следующего месяца. Если в компании установлены иные сроки, то их необходимо будет пересмотреть и внести изменения в соответствующие документы.

В Трудовом Кодексе упоминаются три документа, в которых работодатель устанавливает сроки выплаты (ч. 6 ст. 136 трудового кодекса РФ): правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор (при его наличии), трудовой договор. Для внесения изменений в трудовой договор необходимо подготовить и подписать с каждым работником дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 Трудового Кодекса РФ). Для того чтобы внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка, необходимо оформить приказ о внесении новых правил внутреннего трудового распорядка. Необходимо заключить дополнительное соглашение к коллективному договору.

В документах должна быть прописана четкая дата выплаты заработной платы. Указание диапазона дат (периода, в который выплачивается заработная плата) или выплаты заработной платы не позднее определенной даты (например, не позднее 5-го числа) не допускается (письмо Роструда от 20.06.2014 № ПГ/6310-6-1 и письмо Минтруда от 28.11.2013 №14-2/242). По мнению чиновников, такие формулировки не выполняют требования части 6 статьи 136 Трудового Кодекса о том, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

Компенсация работнику за задержку выплаты заработной платы

За задержку зарплаты работнику положена компенсация (ст. 236 Трудового Кодекса РФ). Рассчитывается по формуле:

Компенсация за задержку зарплаты

Задолженность по зарплате

1/300 ставки рефинансирования (или больший процент, установленный компанией)

Количество дней задержки

После внесения изменений Законом № 272-ФЗ, компенсацию в минимальном размере необходимо будет считать, применяя 1/150 ставку рефинансирования. Работодатель имеет право увеличить процент компенсации. Для этого необходимо прописать данное увеличение в положении об оплате труда, в коллективном или в трудовом договоре. Максимальным пределом процент не ограничен.

Просрочкой следует считать период, начиная со дня, следующего за сроком выплаты, и заканчивая днем погашения задолженности включительно (письмо Минфина России от 23.01.2013 №03-04-05/4-54). Если в период просрочки попадают выходные дни, их тоже необходимо включить в расчет.

При выплате заработной платы стоит также учесть то, что если день выплаты зарплаты попадает на выходной или праздник, то выплатить зарплату надо не позднее последнего рабочего дня перед этим выходным или праздником (ч. 8 ст. 136 Трудового Кодекса РФ).
Так же компания обязана установить конкретные сроки выплаты заработной платы (конкретные числа календарного месяца). В случае задержки выплаты заработной платы, работодатель должен будет выплатить работнику компенсацию.

Согласно статье 236 Трудового Кодекса РФ компания обязана уплатить компенсацию независимо от наличия вины работодателя. Это значит, что если банк зачислил платеж на карточки работников с опозданием, или в бухгалтерии отключили свет и сломались компьютеры, или деньги были доставлены в офис с опозданием, работодатель обязан компенсировать работникам задержку выплаты заработной платы.

С 1 января 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке Банка России. С 14 июня 2016 года ключевая ставка ЦБ РФ равна 10,5% годовых. Именно этот процент следует применять при расчете компенсации.

Срок выплаты заработной платы – 10 число. Заработная плата за июль должна была быть выплачена 10 августа. Деньги на карточку работникам пришли только 15 числа. Сумма к выдаче на руки – 150 000 рублей. Размер компенсации за пять дней (с 11 по 15 включительно) будет рассчитываться по следующей формуле: 150 000 * 10,5/(1/300)*5 = 263 рублей.

Если точно такую же сумму и на такой же срок работодатель не заплатит работнику после 03 октября 2016, то компенсация уже будет рассчитываться как: 150 000 * 10,5/(1/150)*5 = 525 рублей.

То есть размер компенсации увеличился в два раза.

Когда платить НДФЛ

По общему правилу моментом получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который получен такой доход (п.2 ст. 223 Налогового Кодекса РФ). Поэтому при выплате аванса обычно налог не исчисляется и не удерживается, так как налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п.6 ст. 226 Налогового Кодекса РФ). Досрочно уплачивать налог нельзя. Досрочно уплаченная сумма налогом не считается, так как получается, что компания не удерживает его из заработной платы, а перечисляет из собственных средств, а это делать запрещается (п.9 ст. 226 Налогового Кодекса РФ). Поэтому налог нужно платить точно в установленный срок, иначе придется уплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 Налогового Кодекса РФ).

Но из этого правила есть исключение. При выплате аванса в последний день месяца, работодатель должен уплатить в бюджет НДФЛ не только при окончательном расчете за месяц, но и за этот аванс. Такую позицию высказал Верховный суд в своем определении от 11.05.2016 №309-КГ 16-1804. Судебные ведомства аргументируют свою точку зрения тем, что в случае, когда аванс выплачивается в последний день месяца, дата выплаты совпадает с датой получения работниками дохода, который облагается НДФЛ, а следовательно налог должен быть уплачен, не дожидаясь финальной выплаты за месяц.

ИЗ вышесказанного следует вывод, чтобы избежать путаницы с выплатой НФДЛ, лучше не делать днем выплаты заработной платы 15-е число. Так как заработную плату необходимо выплачивать каждые полмесяца, выплата аванса в этом случае выпадает на 30-е число. Во многих месяцах это последний день, а это значит, что с такого аванса надо будет заплатить НДФЛ. В такие месяцы налог придется удерживать два раза, а в месяцы, в которых 31 день – один раз.

Административная ответственность за нарушение сроков

Помимо выплаты компенсации работникам при задержке заработной платы с работодателя будет взыскан штраф. На данный момент невыплата или задержка выплаты заработной платы влечет наложение штрафа на должностных лиц или индивидуальных предпринимателей в размере от 1 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)). При повторном аналогичном нарушении индивидуальные предприниматели и должностные лица заплатят от 10 000 до 20 000 рублей, при этом последние могут быть лишены права занимать руководящие должности на срок от 1 до 3 лет. На юридические лица будет наложен штраф от 50 000 до 70 000 рублей.

С 03 октября 2016 года согласно пока не вступившей в силу части 6 статьи 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 10 000 рублей до 20 000 рублей на директора или главного бухгалтера, от 30 000 рублей до 50 000 рублей – на компанию. Если правонарушение будет совершенно повторно, то штраф увеличится до 30 000 рублей или повлечет дисквалификацию для должностного лица, а с компании взыщут до 100 000 рублей (ч.7 ст.5.27 КоАП РФ).

Если при выплате заработной платы со сроками все понятно, то как не попасть на штраф при выплате других выплат работникам? Согласно части 9 статьи 136 Трудового Кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 года №255-ФЗ прописано, что выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы. В случае прекращения трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму (ч.1 ст. 140 Трудового Кодекса РФ).

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы

В настоящее время статья 145.1 Уголовного Кодекса предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в течение длительного времени. Субъектом преступления признается не только руководитель организации, но и руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
При этом не имеет значения, какому количеству сотрудников была задержана выплата (достаточно одного).

В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя, ему грозит (ч. 1 ст. 145.1 Уголовного Кодекса РФ):

— штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

— лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до одного года;

— принудительные работы на срок до двух лет;

— лишение свободы на срок до одного года.

Частичная невыплата согласно Примечанию к статье 145.1 Уголовного Кодекса РФ, означает осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате.

В случае полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплаты заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя, ему грозит (ч. 2 ст. 145.1 Уголовного Кодекса РФ):

— штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;

— принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Согласно вступающему в силу 01.07.2016 года Федеральному закону от 02.06.2016 №164-ФЗ “О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” с 01.07.2016 года минимальный размер оплаты труда в месяц устанавливается в сумме 7500 рублей.

Если частичная или полная невыплата заработной платы повлекли тяжкие последствия, руководитель организации может быть привлечен к ответственности в виде (ч. 3 ст. 145.1 Уголовного Кодекса РФ):

— штрафа в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового.

Следует отметить, что привлечение работодателя к уголовной ответственности возможно только при наличии у него корыстной или любой другой личной заинтересованности, которыми была вызвана задержка зарплаты. То есть вину руководителя необходимо доказать, что то достаточно проблематично, так как законодательство не содержит перечня тяжких последствий, возникших вследствие правонарушения. Это может быть самоубийство или ухудшение здоровья, вызванное, например, невозможностью купить дорогостоящее лекарство или оплатить ипотечный кредит. Но в любом случае, должно быть доказано, что тяжкие последствия наступили вследствие задержки выплаты заработной платы.

Ключевые изменения в трудовом законодательстве в 2017 году

Уважаемые коллеги, мы подготовили для вас обзор основных изменений в трудовом законодательстве, которые вступили в силу в конце 2016 – начале 2017 года.

МРОТ будет повышен до 7800 рублей

В 2017 году минимальный размер оплаты труда будет увеличен с 1 июля на 4% и составит 7800 рублей.

Упрощен кадровый учет для микропредприятий

С 01.01.17 микропредприятия имеют право не принимать полностью или частично локальные нормативные акты, содержащие следующие нормы:

· правила внутреннего трудового распорядка;

· положение об оплате труда;

· положение о премировании;

· другие кадровые локально-нормативные акты.

Но в данном случае работодатель должен включить эти условия в типовой трудовой договор, утвержденный Правительством РФ.

К микропредприятиям относятся юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям: годовой оборот не превышает 120 млн. руб., в компании работает не более 15 человек, включая директора или владельца бизнеса, доля иных частных, государственных или муниципальных компаний составляет не более 20% от уставного капитала. Если компания перестанет соответствовать статусу микропредприятия, то в четырехмесячный срок ей нужно будет оформить кадровые документы

Установлен порядок проведения независимой оценки квалификации работников

С 01.01.2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который регулирует отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, который проводится по инициативе соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя. По итогам прохождения экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации либо, в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена, заключение о его прохождении с рекомендациями для соискателя.

Работодатель направляет работника на прохождение независимой оценки квалификации с письменного согласия работника и за счет средств работодателя. При этом на период прохождения работником независимой оценки квалификации предусматривается сохранение за ним места работы и средней заработной платы, а также оплата командировочных расходов в связи с ее прохождением.

Зарплату главбухов и руководителей привязали к зарплатам рядовых сотрудников

Зарплата руководящего состава государственных и муниципальных организаций (директоров, главных бухгалтеров) будет зависеть от зарплаты рядовых сотрудников. Предельный уровень такого соотношения зарплат будет устанавливать федеральное правительство, региональные и муниципальные власти.

Также обращаем ваше внимание на изменения в трудовом законодательстве, вступившие в силу с 3 октября 2016 года:

Изменены сроки выплаты зарплаты

Вступили в силу поправки в ст. 136 Трудового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.16 № 272-ФЗ, согласно которым устанавливаются сроки выдачи зарплаты не позднее 15-го числа следующего месяца.

Увеличен размер компенсации за задержку выдачи зарплаты, отпускных и иных трудовых выплат

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ, вступивший в силу 3 октября 2016 года, ужесточил ответственность за задержку зарплаты. Теперь за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан будет выплатить работнику компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей на это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Расширен перечень оснований для проведения инспекцией труда внеплановой проверки

Согласно дополнениям, внесенным в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, поступление в федеральную инспекцию труда информации о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, является основанием для проведения внеплановой проверки инспекцией труда.

Разрешено не заверять круглой печатью записи в трудовых книжках

Приказ Минтруда от 31.10.2016 № 588н внес изменения в Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 октября 2003 г. № 69. Теперь работодатели получили официальное разрешение не заверять круглой печатью записи в трудовых книжках работников.

Планируемые законодательные инициативы:

Возможное изменение порядка выплаты больничного

Предлагается выплачивать больничный в размере 100% среднего заработка только сотрудникам со стажем работы 15 и более лет. При стаже от 8 до 15 лет пособие по болезни будет выплачиваться в размере 80% среднего заработка, при стаже до 8 лет — 60%. При этом увеличивать стаж Минтруд предлагает постепенно — с 2017 года и по 2028 год. Согласно новым правилам для получения полного больничного листа в следующем году понадобится стаж 9 лет.

Пресс-центр

(812) 407-80-77, 273-30-34 [email protected]

14 февраля 2018

29 декабря 2017

05 сентября 2017

Внесены изменения в ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации

Согласно новой редакции указанной статьи заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В действовавшей ранее редакции закон требовал, чтобы день выплаты заработной платы был единым для всех работников организации.

Таким образом, согласно новой редакции, работодатель вправе изменить условие трудового договора любого работника или нескольких работников о дате выплаты заработной платы, установив для них разные дни. Таким правом он может воспользоваться, если, к примеру, в организации много сотрудников и за один день заработную плату выдать невозможно, поскольку она предоставляется из кассы.

С 03.10.2016 вступает новая редакция части шестой ст. 136 ТК РФ. Может ли работодатель теперь установить дни выплаты заработной платы либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре, либо в трудовом договоре, а не во всех документах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Новая редакция части шестой ст. 136 ТК РФ предусматривает для работодателя по своему усмотрению установить дни выплаты заработной платы либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре, либо в трудовом договоре.

Обоснование вывода:

Действующая редакция части шестой ст. 136 ТК РФ изложена следующим образом: заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Документы перечислены в законе через запятую, без использования союза «или». В связи с чем в правоприменительной практике не сложилось однозначного толкования данной нормы: одни специалисты утверждают, что дни выплаты зарплаты необходимо указывать в каждом из поименованных документов, другие — настаивают на наличии у работодателя права включения данной информации в любой из них*(1).

Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ (далее — Закон N 272-ФЗ) в законодательство внесены значительные изменения, направленные на обеспечение права работника на своевременное получение заработной платы. Поправки вступят в силу 3 октября 2016 года. В частности, часть шестая ст. 136 ТК РФ будет изложена в следующей редакции: «Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена».

В данную редакцию законодатель внес союз «или», предполагающий альтернативный выбор. К сожалению, в пояснительной записке к Проекту федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» вопрос трактовки новой редакции части шестой ст. 136 ТК РФ не затрагивается*(2).

Поскольку рассматриваемая редакция нормы закона еще не вступила в силу, то судебная практика по ее применению, естественно, отсутствует, отсутствуют и разъяснения компетентных органов.

По нашему мнению, часть шестую ст. 136 ТК РФ, как в настоящей редакции, так и в редакции Закона N 272-ФЗ, следует трактовать в совокупности со ст.ст. 36, 41 и 57 ТК РФ. По смыслу положений части первой ст. 36 ТК РФ работники и работодатели свободны в проявлении инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора. Если ни одна из сторон не выступила с такой инициативой, коллективный договор будет отсутствовать, что не противоречит Трудовому кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Следовательно, наличие коллективного договора в организации не является обязательным. При заключении же коллективного договора его содержание определяется сторонами (ст. 41 ТК РФ). А из положений ст. 57 ТК РФ следует, что конкретные дни выплаты заработной платы не являются условиями, подлежащими обязательному включению в трудовой договор.

Грамматическое толкование ст. 136 ТК РФ в редакции Закона N 272-ФЗ, на наш взгляд, позволяет заключить, что законодатель исходит из альтернативной возможности, по выбору работодателя, установления дней выплаты заработной платы в любом из трех документов: в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре.

Вместе с тем мы обращаем Ваше внимание на то, что данная точка зрения является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением других специалистов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

2 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Более подробно об этом смотрите Энциклопедию решений. Фиксация сроков выплаты зарплаты.

*(2) Отметим, что недавно с инициативой о внесении поправок в ст. 136 ТК РФ выступали и представители фракции КПРФ. При этом в пояснительной записке к Проекту федерального закона N 1006209-6 «О внесении изменения в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации» сказано, что предлагается такая формулировка этой нормы, «из которой следовала бы возможность зафиксировать данную информацию в любом из перечисленных документов. Требование к работодателю указывать дату выплаты заработной платы одновременно и в коллективном договоре, и в трудовом договоре, и в правилах внутреннего трудового распорядка представляется избыточным».

Важные изменения трудового законодательства — 2014

Запрет заемного труда, отмена «зарплатного рабства», пределы для «золотых парашютов» и уточнение правил оплаты проезда работников к мес­ту отпуска — это, разумеется, не все, но одни из самых важных изменений, внесенных в трудовое законодательство в уходящем году. ­Специально для «ЭЖ» эти нововведения прокомментировал Руслан Конорев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Уходящий год оказался плодотворным в части совершествования трудового законодательства. Проекты, ставшие в этом году законами, обсуждались довольно давно (некоторые — с 2012 г., некоторые — с 2013 г.). Все внесенные этими законами поправки в ближайшем будущем или с небольшой отсрочкой нужно будет учитывать как работникам, так и работодателям. Мы выделили четыре значимых закона в сфере трудовых отношений, принятых в 2014 г.

1. Заемный труд

Федеральный закон от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ) значительно изменил правовое регулирование так называемого заемного труда. Изменения вступят в силу 1 января 2016 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 07 ).

Согласно ч. 1 ст. 56.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ заемный труд в России запрещен. За нарушение запрета на заемный труд компании будет грозить штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Принятый закон является компромиссом между потребностями работодателей в заемном труде, которые реально существуют и удовлетворяются в некоторых отраслях, и положениями действующего трудового законодательства, не предусматривающего третьей стороны во взаимоотношениях работника и работодателя.

В статье 56.1 ТК РФ впервые дано определение заемного труда как труда работника по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся для него работодателем.

Вместо аренды персонала Закон № 116-ФЗ предусмотрел новый вид деятельности — деятельность по предоставлению труда работников (персонала). Под такой деятельностью понимается направление компанией-работодателем (далее — направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическим или юридическим лицам для временного выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ в редакции Закона № 116-ФЗ). Несмотря на разность формулировок, деятельность по предоставлению персонала по сути значительно не отличается от существующего сегодня ­зай­ма персонала. Природа таких правоотношений останется той же — одно лицо временно предоставляет трудовые ресурсы другому лицу, причем направляющая сторона остается работодателем, выплачивающим работникам заработную плату и ведущим необходимую кадровую до­кумен­тацию. Изменения заключаются прежде всего в повышении требований к направляющей стороне, уменьшению случаев, когда предоставление персонала вообще возможно, а также в повышении уровня защищеннос­ти привлекаемых по таким договорам работников.

Прежде всего этому должно способствовать правило о том, что деятельностью по предоставлению персонала будут вправе заниматься не любые компании. Это будет разрешено лишь специализированным частным агентствам занятости и некоторым категориям компаний, в частности:

  • лицам, являющимся аффилированными по отношению к направляющей стороне;
  • лицам, являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (ч. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) в ред. Закона № 116-ФЗ).

Для частных агентств установлены специальные критерии соответствия, например наличие уставного капитала не менее 1 млн руб., отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты РФ, соответствие руководителя агентства определенным требованиям. Частным агентствам запрещено применять специальные налоговые режимы.

Законом № 116-ФЗ предусмотрено, что работодателем по договору о предоставлении труда работников может быть не только частное агентство, но и иное юридическое лицо, если такая возможность преду­смотрена законодательством о занятости. В подобных случаях особенности регулирования труда временных работников должны будут устанавливаться федеральным законом, однако на данный момент таких федеральных законов не ­принято.

Помимо ограничения субъектного состава, законопроект содержит исчерпывающий перечень случаев, когда направление работников на работу у принимающей стороны по договору о предоставлении труда не допускается (п. 12, 13 ст. 18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ). Например, к таким случаям относятся замена участвующих в забастовке работников принимающей стороны, выполнение отдельных видов работ на опасных производственных объектах и др.

Численность «арендованных» сотрудников не должна превышать 10% среднесписочной численности работников принимающей стороны. При необходимости привлечения большего числа работников компании заказчику нужно будет получить согласие профсою­за (п. 10 ст.18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ).

Таким образом, частные агентства занятости существенно ограничены по целям, а также срокам предоставления персонала, что может повлечь за собой невозможность использования подобной схемы в определенных отраслях.

Закон № 116-ФЗ призван согласовать баланс интересов всех трех сторон отношений по аренде персонала, повысив требования и уровень ответственности как у направляющей стороны, так и у принимающей в целях защиты прав работников. В частности, этому способствуют следующие правила:

  • принимающая сторона несет субсидиарную ответственность по обязательствам направляющей стороны перед предоставляемыми работниками, в том числе по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 341.5 ТК РФ в ред. Закона № 116-ФЗ);
  • сведения о работе по договору о предоставлении труда работников направляющая сторона обязана вносить в трудовую книжку работника (ч. 9 ст. 341.2 ТК РФ в ред. Закона № 116-ФЗ).

2. «Золотые парашюты»

Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Р оссийской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников» (далее — Закон № 56-ФЗ), установивший рамки выплат так называемых «золотых парашютов», вступил в силу 13 апреля 2014 г. (см. «ЭЖ», 2014, № 13, с. 02 ).

Необходимость таких изменений назрела давно. Законодатель не установил верхнего предела компенсационных выплат при увольнении сотрудников с руководящих должностей, и это повлекло за собой включение в трудовые договоры с такими лицами условий о выплате значительных сумм, размер которых вряд ли можно охарактеризовать как компенсационный. Порой выплаты в адрес уволенных руководителей ложились серьезным бременем на бюджет работодателя. Более того, до 2012 г. такие выплаты даже не облагались ­НДФЛ. Некоторые споры находили свое разрешение лишь в судебном порядке.

Отсутствие четкого законодательного регулирования порядка и размеров выплат при расторжении трудовых договоров с руководителями организаций, их заместителями и главными бухгалтерами (далее — руководители) приводило к тому, что компенсации предусматривались при любом основании увольнения, в том числе при увольнении по собственному желанию, по соглашению сторон и даже при наложении дисциплинарного взыскания.

Судебная практика немного восполнила этот пробел и в целом сформировала единый подход к рассмотрению споров о выплате компенсаций, не предусмотренных положениями ст. 181 «Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации» и 279 «Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора» ТК РФ. Так, отказывая истцам в удовлетворении требований о взыскании компенсаций при увольнении по собственному желанию, суды отмечали, что ч. 4 ст. 178 ТК РФ не предполагает предоставления права на компенсацию при увольнении произвольно, в любом случае и в неограниченном количестве, поскольку ч. 3 ст. 17, ст. 37 Конституции РФ, ст. 1—3, 9 ТК РФ предусмат­ривают обязанность как работодателя, так и работника придерживаться общеправовых принципов справедливости, добросовестности и недопустимости злоупотреб­ления правом.

Суды указывали, что выходное пособие при увольнении — это компенсация, установленная в целях защиты имущественных интересов работника при расторжении трудовых отношений. Эта выплата при увольнении по собственному желанию фактически не имеет компенсационного характера, что противоречит смыслу положений главы 27 ТК РФ. Она носит произвольный характер, не направлена на возмещение работнику издержек, связанных с прекращением трудовых отношений.

Изменения, внесенные в ТК РФ Законом № 56-ФЗ, частично ликвидировали указанные пробелы в регулировании выплат при увольнении руководителей и свелись к следующему.

Во-первых, введены ограничения на выплату выходных пособий при увольнении руководящим органам государственных компаний и корпораций, а также хозяйственных обществ, в которых доля учас­тия государства превышает 50%, государственных внебюджетных фондов РФ и иных лиц, указанных в ст. 349.3 ТК РФ. При этом размер выплат руководителям иных хозяйственных обществ в случае расторжения с ними трудовых договоров не регулируется Законом № 56-ФЗ и по-прежнему не ограничен. Отсутствие такого регулирования логично: коммерческие компании могут самостоятельно решать подобные вопросы на уровне своих внутренних до­кумен­тов, локальных актов и нести при этом риски формирования компенсационных пакетов своих топ-менеджеров. Основная задача закона — минимизация потерь бюджетов РФ в случае злоупотребления руководителями госкомпаний и корпораций и иных государственных учреждений и предприятий своими полномочиями.

Руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности и некоторые другие лица имеют право на компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка. Этот размер не может быть изменен в сторону увеличения.

Во-вторых, указанная выплата производится только при увольнении по двум основаниям: при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации (ст. 181 ТК РФ) или в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового догово­ра (п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ).

Выплата выходных пособий, компенсаций и (или) назначение каких-либо иных выплат в любой форме не может преду­сматриваться при увольнении работников в качестве меры дисциплинарного взыскания и по основаниям, установленным ТК РФ, другими федеральным законами, если это связано с совершением работником виновных действий или бездействия (ст. 181.1 ТК РФ). Отдельно отмечено, что такая выплата в вышеуказанных случаях увольнения не может быть установлена ни коллективным договором, ни соглашениями, ни локальными нормативными актами, а равно трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а также собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов).

В статье 2 Закона № 56-ФЗ содержится важное положение о том, что со дня его вступления в силу условия ранее заключенных трудовых договоров с руководителями прекращают свое действие в части, противоречащей новым требованиям к «золотым парашютам».

Нововведения внесут определенность во взаимоотношения между государством и наемными управленцами при их увольнении, что поможет минимизировать потери бюджетов всех уровней и больше не допустить ситуаций, когда прекращение трудовых отношений является способом обогащения руководителей организаций за счет казны.

3. «Зарплатное рабство»

Не так давно, 5 ноября 2014 г., вступили в силу изменения в ч. 3 ст. 136 ТК РФ, внесенные Федеральным законом от 04.11.2014 № 333-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов». Поправками подтверждено право работников выбирать любой банк для перечисления им зарплаты (см. «ЭЖ», 2014, № 44, с. 06).

Норма ч. 3 ст. 136 ТК РФ в новой редакции изложена следующим образом: «Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы».

Неформально эти изменения получили название «отмена зарплатного рабства». На наш взгляд, это не совсем верно. Дело в том, что и старая редакция ч. 3 ст. 136 ТК РФ не запрещала работнику самостоятельно менять кредитную организацию, на счет в которой работодателю необходимо перечислять его зарплату. Из ее содержания следовало, что зарплата перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным и (или) трудовым договором. Такими договорами определялись лишь сами условия перечисления, выбор же банка оставался за работником. Следовательно, для изменения реквизитов не требовалось внесения изменений в договоры, работнику достаточно было подать заявление.

Препятствия носили скорее технический характер и были обусловлены нежеланием бухгалтерии работодателя загружать себя дополнительной работой, внося даже небольшие изменения в сложившийся уклад в рамках зарплатного проекта. Таким образом, неоднозначное толкование положений старой редакции ч. 3 ст. 136 ТК РФ сторонами трудовых отношений не давало работнику права выбора кредитной организации при отсутствии одобрения со стороны работодателя.

В Определении КС РФ от 21.04.2005 № 143-О указано, что содержание норм ст. 136 ТК РФ представляет собой гарантии реализации закрепленного в ст. 2, 21, 22 и 56 ТК РФ права работника на своевременную и в полном размере выплату зарплаты; они направлены на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты зарплаты, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом. Это соответствует положениям Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женеве 1 июля 1949 г.). Эти нормы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Таким образом, если коллективным или трудовым договором было предусмотрено перечисление зарплаты на банковский счет, указанный работником, то работник еще при действии старой редакции ч. 3 ст. 136 ТК РФ имел право требовать перечисления этих средств на счет, открытый им в любом банке. Действующая редакция статьи лишь внесла большую ясность. В любом случае вступившие в силу изменения внесут правовую определенность во взаимоотношения сторон по вопросу выбора работником кредитной организации, хотя и повлекут небольшое увеличение объема работы для бухгалтерии работодателя. Это в целом не должно являться поводом для возникновения конфликтов.

4. Билеты в отпуск

Правила оплаты проезда к месту отдыха и обратно уточнены вступившим в силу 13 апреля 2014 г. Федеральным законом от 02.04.2014 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в райо­нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 50-ФЗ, см. также «ЭЖ», 2014, № 14, с. 08).

Ранее ст. 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» конкретизировала размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Теперь в ней лишь указано, что такая компенсация устанавливается ТК РФ. Периодичность предоставления компенсаций осталась прежней — не реже одного раза в два года.

Поправки внесены во исполнение постановления КС РФ от 09.02.2012 № 2-П (далее — постановление № 2-П), которым ч. 8 ст. 325 ТК РФ признана соответствующей Конституции РФ. КС РФ указал, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к мес­ту использования отпуска и обратно должны учитывать его целевое назначение (обес­печение выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны). Вместе с тем КС РФ отметил, что нужно принимать во внимание и реальные экономические возможности работодателя, которые при этом не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

В постановлении № 2-П также отмечено, что в правоприменительной практике ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работаю­щих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусмат­риваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объ­еме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Эта позиция также нашла свое отражение в Законе № 50-ФЗ.

В статье 2 Закона № 50-ФЗ отмечено, что размер и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к мес­ту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в госорганах субъектов РФ, гос­учреждениях субъектов РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Таким образом, законодатель допус­кает, что уровень компенсации указанных выше расходов может отличаться в зависимос­ти от источника финансирования работодателя. Вместе с тем этот уровень в любом случае должен гарантировать реальную компенсацию расходов работника безотносительно финансовых возможностей работодателя. Иначе данная норма будет носить декларативный характер, что само по себе недо­пустимо.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ в одном из недавно рассмотренных дел отметила, что законодатель, возлагая обязанность по уплате указанных компенсаций на всех работодателей (как финансируемых из бюджета, так и не относящихся к бюджетной сфере), исходил из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, включая равенство прав и обязанностей работодателей по обеспечению основополагающих прав работников в сфере труда, которыми являются право на отдых и право на охрану здоровья. Также судьи подчеркнули, что различия в объеме дополнительных гарантий для разных категорий работников должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям (Определение ВС РФ от 05.10.2012 № 53-КГ12-4). Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии реализации конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.