Порядок разбирательства дел в надзорной инстанции

Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции

Судебные постановления в порядке надзора пересматриваются в судебном заседании, но с различными особенностями:

1) составы судебных органов, рассматривающих надзорные жалобу, представление, значительно отличаются от обычных составов судов. Президиумы всех судов действуют в составе председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке;

2) во всех судах надзорной инстанции дело докладывается председателем, его заместителем либо по их поручению иным членом президиума или иным членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела;

3) в судебном заседании надзорной инстанции принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалованным судебным постановлением;

4) рассмотрение дела в заседании суда надзорной инстанции начинается с доклада судьи, который излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения судьи о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями надзорной инстанции. Если лица, участвующие в деле, и иные участники процесса явились в судебное заседание, то они вправе дать объяснение по делу после доклада. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу;

5) по результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. Все вопросы, возникающие при рассмотрении дела, решаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов «за» и «против» при пересмотре дела в президиумах судов надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. В судебных коллегиях Верховного Суда РФ такая ситуация исключается, так как в их составе нечетное число судей.

Определение суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем должны быть указаны:

  1. наименование и состав суда, вынесшего определение;
  2. дата и место вынесения определения;
  3. дело, по которому вынесено определение;
  4. наименование лица, подавшего жалобу или представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
  6. содержание обжалованных судебных постановлений нижестоящих судов;
  7. закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Кроме того, в определении должна быть изложена суть дела, по которому вынесены судебные постановления. Наряду с мотивированным изложением оснований для передачи дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу указанное определение должно содержать также предложения судьи, вынесшего определение.

После вынесения определения надзорная жалоба или представление прокурора вместе с материалами дела и определением судьи направляется им в суд надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем 1 месяц, а в Верховном Суде РФ – не более чем 2 месяца.

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

1. Надзорные жалоба и представление рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации — не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в статье 402 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 323-ФЗ часть 2 статьи 407 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

2. В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой и (или) представлением, а также с постановлением о возбуждении надзорного производства. Лицо, содержащееся под стражей, осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, или лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом. Вопрос о форме участия указанных лиц в судебном заседании решается судом. Такое ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, или лицом, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в надзорной жалобе либо в течение 10 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда надзорной инстанции. Участие в судебном заседании лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, возможно, если его психическое состояние позволяет ему лично участвовать в судебном заседании. При этом учитываются заключение экспертов, участвующих в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение психиатрического стационара.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 95-ФЗ статья 407 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. Председательствующий в порядке, установленном частями первой и второй статьи 377 настоящего Кодекса, открывает судебное заседание и выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств председательствующий предоставляет слово докладчику.

3. Дело докладывается членом президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиума Верховного Суда Российской Федерации или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела.

4. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

5. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 323-ФЗ в часть 6 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

7. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

8. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, Президиум Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации — определение.

9. Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, предусмотренных частью десятой настоящей статьи.

10. При рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, присутствующих на заседании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 95-ФЗ статья 407 настоящего Кодекса дополнена частью 11

11. Секретарь судебного заседания ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. На протокол судебного заседания стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

Порядок разбирательства дел в надзорной инстанции

19.3. Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

• Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

• должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, указанные в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу, причем первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Закон указывает, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Определение или постановление суда надзорной инстанции должно содержать:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 386 ГПК РФ.

Следует отметить, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

Статья 386. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

2. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

3. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

4. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

5. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

6. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение.

7. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

8. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

§ 3. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции 1. Суды надзорной инстанции

— президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; —

судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ; —

Президиум Верховного Суда РФ.

Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в

ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие: —

прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; —

Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ; —

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах.

Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции

1. Действующим гражданским процессуальным законодательством регламентирован порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции (ст. 445 ГПК).

При рассмотрении протеста в порядке надзора применяются правила ГПК, установленные для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ГПК, а также с учетом сущности надзорного производства в гражданском процессе.

2. Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.

Время рассмотрения дела назначается с таким расчетом, чтобы участники процесса имели возможность явиться в суд надзорной инстанции и представить свои письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Согласно ст. 445 ГПК, дело по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление рассматривается судом надзорной инстанции не позднее двадцати дней, в Верховном Суде Республики Беларусь — не позднее одного месяца, а в Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь — не позднее трех месяцев, со дня поступления дела с протестом.

3. Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить на три части:

рассмотрение протеста в порядке надзора;

вынесение и оглашение определения или постановления по делу.

4. В подготовительной части судебного заседания председательствующий объявляет состав суда; сообщает, кто участвует в деле в качестве прокурора; указывает, какое дело будет рассматриваться и кем принесен протест по делу. Председательствующий разъясняет участникам процесса их право заявлять отводы и выясняет, нет ли у них отводов, а также разъясняет их процессуальные права и обязанности.

Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. IV ст. 445 ГПК).

5. Вторая часть судебного заседания (рассмотрение протеста) начинается докладом по делу.

В Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь, Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного. Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей.

В Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь дело докладывается одним из членов суда, участвующим в его рассмотрении.

После доклада юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения.

В рассмотрении дела вправе принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту должностного лица суда.

6. После этого суд надзорной инстанции приступает к вынесению определения или постановления по делу (третья часть судебного заседания).

При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте (ч. П ст. 445 ГПК).

Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного. Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.

К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзора, предъявляются те же требования, что и к кассационным определениям. В частности, в них должны содержаться следующие сведения:

время и место рассмотрения дела;

наименование и состав суда, вынесшего постановление или определение;

краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда первой инстанции и всех последующих судебных актов по делу;

содержание протеста в порядке надзора и представленных в суд дополнительных материалов;

объяснения юридически заинтересованных в исходе дела лиц и мнение прокурора;

мотивы (обоснование) принятого постановления или определения;

закон, которым руководствовался суд надзорной инстанции.

Никто из судей не вправе воздержаться от участия в голосовании. Судья, не согласный с решением большинства судей, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.

Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим в заседании и секретарем Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумов областного. Минского городского судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь — тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.