Права женщины при разводе в исламе

Права супругов в Исламе

ПРАВА СУПРУГОВ В ИСЛАМЕ

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху – Господу миров, создавшему нас из небытия. Мир и благословение Его Посланнику, о котором было сказано: «Поистине, для вас в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример», а также членам его семьи и сподвижникам, усердствовавшим на пути возвеличивания слова Аллаха.

Как известно, путь к формированию благочестивого общества, лежит через воспитание благочестивой личности. Так как невозможно сформировать добропорядочное общество из недобропорядочных членов, добропорядочные люди воспитываются в кругу семьи, основанной на крепком фундаменте, соответствующем нормам Ислама, ведь воспитать здоровое с точки зрения нравственности поколение можно лишь при общем участии отца и матери и осознании ими своей ответственности. Кроме того, известно, что для сохранения общественной морали необходимо, чтобы отношения мужчины и женщины основывались на супружестве в соответствии с нормами Ислама. Поэтому мы хотели бы рассказать о правах мужа и жены по отношению друг к другу применительно к современным условиям. Несомненно, от нас старание, а успех – от Аллаха.

Акт бракосочетания – это соглашение, дающее каждому из супругов право получения пользы друг от друга в рамках, установленных Исламом, а также возлагающее на каждую из сторон определенные права и обязанности.

Помимо обязанности супругов любить друг друга, уважать и быть верными друг другу, существуют также и права, которые следуют из этого. Это исследование по большей мере опирается на работы современного правоведа Фатиха Календаря и состоит из трех частей: права жены, права мужа и общие права супругов. В этой статье мы рассмотрим права жены.

Наша религия поощряет бракосочетание и рекомендует облегчать процесс создания семьи и избегать расточительства во время проведения никяха и свадьбы. В аятах и хадисах определяются права и обязанности супругов в отношении друг друга. У каждой из сторон есть множество обязанностей друг перед другом. Однако, вследствие того, что рамки этой статьи узки, мы коснемся лишь самых главных из этих обязанностей. И прежде всего мы остановимся на таком праве женщины, как махр.

Махр:

Это имущество, права на обладание которым получает женщина при акте никяха. Выплата махра является для мужа ваджибом, что подтверждено Кораном, Сунной и иджма. В книгах по фикху махр также именуется терминами «садак», «садука», «нихля» и «фарида». Махр не является ни условием акта никяха, ни его элементом, он следствие этого акта. Поэтому, даже если во время никяха размер махра не будет обговорен, или о махре не будет упомянуто, или будут использованы выражения, указывающие на отказ от его выплаты или получения, эти слова никоим образом не повлияют на действительность акта и женщина все так же будет иметь право на получение махра. Иными словами, даже если махр не определен, это не наносит никакого вреда действительности бракосочетания. В соответствии с исламским правом махр выплачивается непосредственно невесте, а не ее родителям. Как женщина имеет право свободного распоряжения принадлежащим ей имуществом, точно так же она имеет полное право свободно распоряжаться полученным махром. Ни в коем случае нельзя думать, что махр, данный женщине во время бракосочетания, представляет собой стоимость покупки женщины. Однако если этот махр вместо невесты возьмет кто-либо из родственников, называя его «калым» или «право матери», то это будет похоже на продажу невесты, что в Исламе запрещено (харам). Поскольку махр – это личное право женщины, выходящей замуж, то, как было сказано выше, если она соответствует всем условиям дееспособности, она может по своему усмотрению распоряжаться махром. Поэтому, если она захочет, то может передать это право своему мужу до получения махра или после получения, а также может передать это право своей матери, отцу или кому-либо из родственников. Однако это распоряжение имуществом должно осуществляться не под давлением, а по доброй воле.

Очень много было сказано по поводу мудрости, содержащейся в выплате махра, главной из которых является предоставление женщине материальной силы. Ведь, если мужчина в плохих целях использует свое право на развод, женщина будет сильно нуждаться в материальных средствах.

Другим правом женщины является получение нафака (материального содержания).

Нафака:

В период брака все расходы по обеспечению женщины продуктами питания, одеждой и жильем ложатся на мужчину. Обязательность выплаты нафака подтверждена Кораном, Сунной и иджма. В то же время, с точки зрения разума, нафака есть плата за лишение женщины свободы. Если же женщина окажется «нашиза» (непокорная), то в этом случае она лишается права получения нафака. Нашиза – это женщина, не соблюдающая нормы семейного права и выходящая из дома без разрешения своего мужа, не имея для этого обоснованных Шариатом причин. До тех пор, пока женщина не прекратит проявлять непокорность своему мужу, она не будет иметь права на получение нафака. Женщина имеет право на получение нафака на протяжении всей совместной жизни с мужем, а в случае развода до истечения срока идда. Если разведенная женщина не проявляет непокорности, то расходы по ее содержанию до конца срока идда ложатся на ее бывшего мужа. Если акт никяха был недействительным, то в этом случае у женщины не будет права на получение нафака. После расторжения никяха с истечением срока идда женщина утрачивает право на получение нафака, то есть в соответствии с Исламом разведенная женщина не имеет права на получение нафака от бывшего мужа.

По мнению ханафитского мазхаба, судебное решение о выплате нафака важно не только с точки зрения ее размера, но и с точки зрения выплаты «долга». Если размер нафака не был установлен судьей, то в случае возникновения одной из ситуаций, отменяющей выплату нафака, как например, смерть одной из сторон, развод или непокорность, право на получение нафака аннулируется. Если же женщина, живущая в браке и не получающая нафака от мужа, обратится к судье и судья своим решением установит размер нафака, то вследствие этого решения нафака становится обязательным к выплате долгом. И, даже если возникнет одна из ситуаций, отменяющих нафака, женщина не утратит права на ее получение.

Для того чтобы взять на себя расходы по обеспечению жены, мужчина не обязан быть богатым, а женщина не обязательно должна быть бедной. Несмотря на то что уже стало традицией, что жена приносит в дом некоторые вещи в качестве приданого, в соответствии с ханафитским фикхом, обеспечение дома всем необходимым является обязанностью мужа.

В соответствии с мнением маликитского и ханбалитского мазхабов, при определении размера нафака необходимо учитывать материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов. Нельзя рассматривать только положение мужа или только положение жены. В книге «Мавсуа» передается, что мнение ханафитского мазхаба совпадает с вышеупомянутым мнением. В соответствии с этим мнением, если мужчина и женщина богаты, то устанавливается размер нафака как для богатых, если оба бедны, то как для бедных, а если один из супругов богат, а другой беден, то в этом случае устанавливается средний размер нафака и при его определении за основу берется обычай. Шафииты при определении размера нафака берут за основу материальное состояние мужа. В этом случае материальное благосостояние женщины не играет никакой роли. По выражению ханафитского факиха имама Сарахси, автора книги «Аль-Мабсут», в ханафитском мазхабе общепринятым мнением по этому вопросу является мнение имама Мухаммада, в соответствии с которым при определении нафака главным считается материальное благосостояние мужа.

Из вышесказанного видно, что в ханафитском мазхабе существуют разногласия по этому вопросу. Однако при изучении книг по ханафитскому фикху мы видим, что ханафитские ученые отдали предпочтение мнению маликитского и ханбалитского мазхабов, в соответствии с которым при определении нафака учитывается материальное благосостояние и социальное положение обоих супругов.

Другим правом женщины является справедливое отношение со стороны мужа.

Справедливость:

Если у мужчины несколько жен, то каждая из них имеет право на справедливое отношение. Необходимость справедливости в этом вопросе подтверждена аятами Корана и хадисами. В третьем аяте суры «Ан-Ниса» Всевышний Аллах говорит (смысл): «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». Разрешение на брак с несколькими женщинами, данное этим аятом, с незапамятных времен стало предметом критики со стороны немусульман, ведь ревность присуща людям с рождения. Однако это разрешение, данное Исламом, необходимо рассматривать в свете других предписаний и в свете того, что условия жизни меняются. В Исламе прелюбодеяние категорически запрещено, поэтому необходимо закрыть все пути, ведущие к этому. В том случае, если мужчина обладает силой и желанием, а женщина слаба, или лишена желания, или не способна рожать, а также в случае уменьшения количества мужчин вследствие войн, может возникнуть необходимость женитьбы на нескольких женщинах. В подобных ситуациях бракосочетание с несколькими женщинами не приказ для мужчины, а разрешение. Точно так же выход замуж в качестве второй или третьей жены для женщины не является обязанностью. Кроме того, это разрешение не безусловно, необходимым условием в этом случае является справедливость (со стороны мужа по отношению к женам). Тем же, кто боится, что не сможет выполнить это условие, приказано довольствоваться одной женщиной. Если рассматривать все эти ограничения и условия вместе, то станет совершенно понятно, что предписания Ислама в данном вопросе очень мудры, ведь условия жизни меняются.

Для мужа является ваджибом проявлять справедливость в обеспечении жен всем необходимым, выполнении супружеских обязанностей и в общении, то есть в том, что непосредственно зависит от него. В том же, что от него не зависит, например, в чувстве любви, справедливое разделение не является условием. Так, например, в одном из хадисов переданных Бухари и Муслимом от Аиши (радыяллаху анха), сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был справедлив в разделе между своими женами и, обращаясь к Аллаху, говорил: «О Аллах! Это раздел в том, чем я владею. Не возлагай на меня ответственность за то, чем я не владею».

Мы бы хотели порекомендовать мужчинам, имеющим нескольких жен, посоветоваться с обладающими знаниями хазратами, дабы узнать в самых мельчайших подробностях о справедливом отношении к женам. И, не затягивая более обсуждение этой темы, мы бы хотели поговорить о других правах женщины, а именно о праве посещения без разрешения мужа, своего отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятия их в качестве гостей.

Посещение женщиной отца и других родственников, являющихся махрамами, и принятие их в качестве гостей:

Во избежание прерывания родственных связей, женщина может без разрешения мужа посещать своего отца или других родственников являющихся махрамами. Однако оставаться у них на ночь без разрешения мужа запрещено. Среди факихов ханафитского мазхаба существуют разногласия по поводу того, как часто может женщина посещать своих родственников.

Некоторые ученые сказали, что женщина может посещать своего отца раз в неделю, а других родственников – раз в год. Другая часть ученых сказала, что раз в месяц. Однако в книгах по ханафитскому фикху мы видим, что предпочтение было отдано первому мнению. Некоторые из наших ученых говорили, что это определяется обычаями.

Таким же образом родственники женщины из числа махрамов могут приходить к ней без разрешения ее мужа в определенное время, исходя из вышеупомянутых разногласий. Однако в соответствии с одним из риваятов, переданном от имама Абу Юсуфа, родственникам женщины из числа махрамов запрещено посещать ее без разрешения ее мужа в том случае, если это посещение не сопряжено с трудностями. При рассмотрении этого вопроса нельзя пренебрегать таким моментом, как дальность расстояния, которое пришлось преодолеть этим родственникам, ведь женщина может посещать своих родственников без разрешения мужа в определенное время только в том случае, если они проживают недалеко и если путь до них безопасен. Если же родители женщины или ее другие родственники из числа махрамов проживают на расстоянии, которое считается путешествием, то отправляться к ним без сопровождения мужа или махрама будет запрещено.

Также одним из прав женщины является свободное распоряжение имуществом, являющимся ее собственностью.

Женщина свободно распоряжается принадлежащим ей имуществом:

Ислам предоставляет людям право владения частной собственностью. И право собственности на это имущество не может перейти к другому человеку без согласия собственника. Поэтому бракосочетание не требует от сторон совместного владения принадлежащим им частным имуществом. Так же, как муж не является собственником жены, жена не является собственником имущества мужа. В соответствии с нормами Ислама при разводе женщина не имеет никаких прав на имущество, которое было нажито ее мужем за время их совместной жизни. Точно так же и муж не имеет никакого права на использование и распоряжение имуществом жены без ее согласия, даже если речь идет о предметах первой необходимости, потому что, как уже было сказано ранее, обеспечение семьи и дома всем необходимым является обязанностью мужа.

Права женщины при разводе в исламе

Мухтасар ̒ильм халь

В сборнике «Мухтасар Ильмихаль» Мухаммада Юсуфа аль-Кок-Кози в главе о Нафака сказано об обеспечении жены следующее:

Если мусульманин женат, то он обязан обеспечивать свою жену средствами к существованию даже в том случае, если она имеет собственное богатство. И даже в том случае, если она — кафир (ахл-и Китаб). Нафака становится для мужчины фардом сразу после заключения Никаха. Размеры нафака должны соответствовать материальному состоянию супругов. Если супруги бедны, то муж должен обеспечить жену минимальным прожиточным минимумом. Если они богаты, то и обеспечение должно быть соответствующим. В этом случае муж должен нанять прислугу для помощи жене по ведению домашнего хозяйства. Если богат только один из супругов, то размер Нафака должен быть ориентирован на не менее чем средний уровень жизнеобеспечения. Из комментариев имама Ибн-и Абидина следует, что если муж беден, а жена богата, то муж выделяет Нафака по своим возможностям. Но должен помнить, что как только у него появится возможность (разбогатеет), он должен будет выплатить жене разницу (!) до надлежащего среднего обеспечения семьи до сего момента.

Жена имеет право возбудить жалобу на мужа, который, имея материальные возможности, не обеспечивает её (и детей, если они есть) должным образом. При подтверждении фактов, шариатский суд обяжет мужа выплатить жене сумму задолженности, которую жена не получила в виде Нафака. В случае неподчинения суду, мужа могут заключить под стражу, а часть его имущества может быть выставлена на продажу. Вырученные деньги будут использованы на обеспечение жены (семьи). Если имущество мужа отсутствует, то он будет находиться под стражей до выяснения обстоятельств (действительно ли он беден, или где-то прячет свои капиталы).

Если имущества у мужа нет, и муж не может обеспечить свою жену даже минимальными средствами к существованию, или он попросту исчез, то по мазхабу Ханафи суд не выносит решения ни об их разводе, ни о заключения его под стражу. По мазхабу Шафии в такой ситуации судья может принять решение об их разводе, но лишь по просьбе жены . В подобном положении у ханафитов, судья мазхаба Ханафи может назначить своим представителем судью мазхаба Шафии и передаст ему прошение женщины, требующей развода. Затем супруги приглашаются в суд на слушание дела. Жена должна предоставить двух свидетелей, подтверждающих несостоятельность мужа. И если муж не сможет доказать свою способность обеспечить жену минимальными средствами к существованию, то суд их разводит. Если муж отсутствует по какой-либо причине (или находится в бегах), то развод не объявляется из-за невозможности установления платёжеспособности мужа.

По мазхабу Ханбали в подобном случае развод могут разрешить, если жена представит достаточные доказательства о не получении от мужа Нафака .

По мазхабу Ханафи подобная ситуация разрешается следующим образом. Хаким (судья) определяет размер Нафака, достаточный на содержание жены в течение месяца или года, и предписывает женщине использовать эту сумму из собственных средств, чтобы впоследствии (когда муж объявится), заставить его возместить убытки жены. Если потерпевшая не имеет средств к существованию, то в этом случае к делу привлекаются ближайшие родственники (её и мужа), — потенциальные попечители её детей и её самой, как это было бы в случае смерти мужа. Суд обязывает родственников дать потерпевшей необходимую сумму в долг. А если денег нет, то суд обяжет продать или заложить что-либо из своего имущества кредитору. Уклонившихся от выполнения решения шариатского суда, хаким может заключить под стражу.

Таким образом, деньги выделенные родственниками или ею самой для Нафака, являются долгом хозяина семьи, который он обязан выплатить при первой возможности. Деньги для Нафака по шариату в виде кредита должны выделять следующие родственники: мать, отец, дядя (брат отца), брат потерпевшей (или она сама, если считается богатой), а также дядья её детей со стороны отца. В случае, когда нет кредиторов и состоятельных родственников, кредит выделяется из государственной казны (Байт-ул-мал). Если у государства нет такой программы, то женщине дозволяется поступить на работу, где нет посторонних мужчин. Например, ухаживать за больными женщинами; быть акушеркой или воспитательницей; преподавать на женских курсах и т. п. И тут, всё, что ею будет заработано и использовано на содержание её самой и её детей, должно быть ей впоследствии возвращено её мужем (если он, конечно, окажется в состоянии).

В книге «Бахр-ур-раик» имам Ибн-и Нуджайм Зайнал’абидин (ум. в 970/1562) пишет о том же: «Муж обязан вручить Нафака в руки жены, после чего Нафака становится собственностью жены. Если это вещи, то она может их продать, отдать в виде милостыни или подарить кому-либо. Если муж в состоянии обеспечивать жену (семью), но не делает этого, то судья выносит решение о продажи его имущества и выплаты Нафака. Не подлежит продаже лишь жильё.

В случае отсутствия имущества, мужа заключают под стражу. В годовую норму Нафака включаются: питание; две смены одежды, — летняя и зимняя; постельные принадлежности; кухонная утварь; мебель и другие необходимые домашние вещи. Муж обязан обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги. Или назначит кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит всё необходимое для неё. Муж не может заставить её пользоваться своими собственными вещами, а должен все предоставить ей сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей стоимость всех вещей. Категорически запрещено ( Харам ) заставлять жену идти работать вне дома.

Если случилось так, что жена сбежала от мужа (такую женщину называют Нашиза ), то с момента исчезновения Нафака для неё прекращается. (Естественно, тут надо смотреть по обстоятельствам). При возвращении жены — Нафака возобновляется. Муж обязан предоставить жене собственное жильё. Жильё может также быть снято или куплено в кредит. Муж обязан побеспокоиться, чтобы жильё находилось среди благочестивых мусульман. В противном случае, жильё не может считаться соответствующим нормам шариата».

В книге «Фатава-и хиндия« (сборнике по Фикху мазхаба Ханафи), говорится: «Если дом является собственностью жены, но она не хочет, чтобы муж жил у неё, то муж не обязан обеспечивать Нафака. Вот если жена согласна и хочет жить в доме мужа, но он не позволяет ей этого, то в этом случае муж обязан обеспечивать Нафака жены. Так же муж не может лишить её Нафака, если жена не согласна жить в доме мужа, который им присвоен незаконно. Жена не может подавать на развод только из-за того, что он не совершает молитву. Муж не имеет права лишить супругу права на Нафака, мотивируя свой отказ тем, что их брак состоялся без присутствия свидетелей. Жена не может требовать от мужа платы за приготовление пищи. А если она откажется от приготовления пищи, то муж всё равно обязан доставлять ей самые необходимые продукты (хлеб, сыр, маслины и т. п.). Жена, в свою очередь, должна стараться хорошо выглядеть перед мужем, содержать себя в чистоте.

В книге фетв «Баззазия« имама М. Кердери (ум. в 827/1424), говорится: «Жена может без разрешения мужа ходить к больному отцу, если отец остался без присмотра. В этом случае не важно, является её отец мусульманином или нет. За всё время ухаживания за своим отцом (если она остаётся в доме отца надолго по согласию мужа), жена имеет право на получение Нафака. Если отец состоятельный, то сын не обязан содержать отца. По Сунне, они должны лишь обмениваться подарками. Вести себя непочтительно по отношению к родителям — запрещено ( Харам ). Исламская женщина обязана одеваться по шариату. Одежда её должна соответствовать тому покрою, которая принята в той местности, где она проживает на данный момент, но не противоречит исламским канонам. (Для того, чтобы не выделяться среди других и не служить объектом пересудов).

Муж не обязан выделять Нафака для жены в следующих случаях: а) если жена заключена под стражу из-за долгов; б) если жена заболела до свадьбы (после Никаха); в) если жена совершает паломничество с посторонним человеком (не махрам).

Если жена совершает паломничество вместе с мужем, то она обеспечивается обычным Нафака. То есть, муж не обязан оплачивать её дорожные расходы. (Так как Хадж совершается на собственные средства).

В случае смерти жены, муж обязан выделить средства для похорон.

В случае, когда муж недостаточно или вовсе не обеспечивает жену средствами к существованию, жена имеет право обратиться в шариатский суд. Это возможно и тогда, когда муж находится в заключении или в бегах. Судья может привлечь к ответственности родственников (как уже говорилось выше), которые должны будут дать ей в долг. Этот долг записывается на мужа, который при первой возможности должен будет его вернуть.

В то же время, жена не может в этих случаях брать в долг без решения суда. А если и возьмёт, то муж не будет обязан выплачивать его. Муж не обязан выделять Нафака за прошлые месяцы, если не было предварительной договорённости или не было по ним решения шариатского суда.

Если мужем было выделены для жены некая сумма на её содержание вперёд (на месяц, год, и т.д.), то в случае смерти жены раньше этого срока, муж не может потребовать неиспользованные деньги обратно. Эта фетва по мазхабу Ханафи . По мазхабу Шафии сказано, что муж может потребовать от наследников жены вернуть ему неиспользованную часть Нафака.

Жена имеет право не принимать в каком либо качестве, каких бы то ни было родственников мужа. Лишь в случае согласия жены, муж может разрешить проживание в своём доме своего близкого родственника ( Махрам ).

Муж имеет право не допускать проживания в своём доме даже самых близких родственников жены. Однако он не может запретить им посещать её. Но, тут ему предоставлено право действовать выборочно. Наиболее благочестивым ( Салих ) близким родственникам, может разрешить посещение раз в неделю. Другим родственникам, не соблюдающим шариат ( не благочестивым — Фасык ), можно дозволить посещение жены раз в год.

[Мужу и самому весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены. Оказывать им всяческое уважение. В особенности к её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другого города, селения, то непременно предложить остаться на ночь, или на несколько дней. В общении с ними, ему необходимо показать самые лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы к Аллаху Тааля. Что касается родственников (и своих, и жены), которые могут отрицательно повлиять на жену своим беззастенчивым поведением и не уважением шариата, то они не достойны ни того, чтобы ходить к ним в гости, и ни того, чтобы быть приглашёнными. Однако, и с ними, и со всеми остальными, подобными им мусульманами, необходимо вести себя достойно, не устраивая споры, скандалы. Уважительное отношение ко всем людям без исключения, должно быть отличительной чертой мусульманина. Это вовсе не мешает дружить с благочестивыми ( Салих ) мусульманами и не брать себе в друзья людей нечестивых ( Фасык ) и неверующих ( Кафир , Гайримуслим ). Если среди фасыков и кафиров, есть и ваши родственники и знакомые, то необходимо разъяснять им основы религиозного права и основы Веры в Единого Создателя. В своих мольбах просите Аллаха субхана ва тааля наставить их на Путь Истины, ведь Милосердие Его безгранично.]

В книге «Укуд-уд-дюррия« имама Ибн-и Абидина говорится: «Если муж собирается в путешествие продолжительностью в месяц или более, то жена может потребовать гарантий на возможность получения Нафака за этот период. При её желании, эти гарантии предъявляются на рассмотрение шариатского суда (или судьи), который может подтвердить их действительность. Жена может потребовать гарантий о предоставлении ей средств к существованию и в том случае, когда муж не собирается куда-либо отлучаться. То есть, здесь речь идёт о постоянных гарантиях. В этом случае супруги могут заключить обоюдный договор и заверить в шариатском суде».

В книге «Бахджаталь-фатава» имама Абдуллаха Руми (ум. в 1156/1743) говорится: «Если некто, к примеру Зейд, выдаст свою дочь замуж, например за Амра, и Амр не пригласит свою жену для совместного проживания к себе в дом, то, сколько бы его жена не находилась в доме своего отца, он обязан обеспечивать её содержание — Нафака».

В книге «Файзия« говорится: «Женщина, имеющая обеспеченного мужа, не может требовать Нафака от своего сына. Совершеннолетнего сына, находящегося на обучении необходимым наукам и нуждающегося в содержании, должен обеспечивать его отец (если в состоянии обеспечить).

В книге «Бахр-уль-фатава» имама Кады-заде (М. Ариф; ум. в 1173/1759) говорится: «Если муж уехал в продолжительную поездку, не оставив Нафака, то жена не может требовать Нафака от человека, которому муж оставил на сохранение своё имущество». «Но, в таких случаях женщина может действовать через шариатский суд», уточняется в книге «Фатава-и хиндиййа».

Если человек не обеспечивает средствами к существованию своих животных, то, согласно иджтихаду Имама Абу Юсуфа, его принуждают к этому через шариатский суд.

В случае развода (предварительного или полного), женщина имеет право на содержание на весь период срока » Идда « (см. раздел «Талак»). Она будет лишена этого права, если развод произошёл из-за её отступничества от Веры ( М у ртад ), или из-за проявления неверности по отношению к мужу. Если женщина стала вдовой, то она не может требовать Нафака от наследников мужа.

Права женщины при разводе в исламе

Права женщины в Исламе. Часть IV. Развод и судьба детей

Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей. Поэтому, несмотря на свою занятость, я решил продолжить публикацию заметок на эту тему.

Конечно, ваш покорный слуга внимательно отслеживал все ваши комментарии, обращая внимание на вопросы, которые вы, уважаемые читатели, мне задаете. И, конечно же, один из главных, звучащих не только в моем блоге, — кому достаются дети при разводе? Неужели это правда, что в Иране отлучают детей от матери? Что при любом раскладе ребенок остается с отцом? Я знаю, что многим людям в России это кажется жестоким. Ведь, насколько мне известно, в России при разводе дети в большинстве случаев остаются с матерью.

Прежде всего, я хотел бы повторить: в исламской религии развод считается самым ненавистным для Всевышнего из дозволенного. Поэтому в Иране суд всегда пытается сначала помирить супругов, отговорить от этого шага — особенно, если у пары есть дети. Несчастные, они так страдают и не понимают, почему мама и папа разрушают свою семью! Все причины, представляющиеся взрослым серьезными, кажутся им непонятными и надуманными, а шаг родителей — катастрофическим.

Но, тем не менее, исламское право дозволяет развод. Иногда в жизни возникают такие ситуации, когда он неизбежен, а продолжение семейной жизни невозможно. Кроме того, оговариваются случаи, когда та или иная сторона имеет право на развод. Эти случаи описаны в книгах по исламской юриспруденции. Например, женщина может обратиться в суд с прошением о разводе, если муж не обеспечивает ее, или если он пропал без вести на срок более, чем полгода, или если он не вступает с ней в интимные отношения дольше четырех месяцев, или если занимается деятельностью, предосудительной с исламской точки зрения и способной нанести ущерб репутации семьи, или если жестоко с ней обращается. В таком случае это считается разводом по вине мужчины, и он обязан выплатить ей всю сумму мехрие (брачного дара), прописанную в агд-наме — договоре о браке.

Но бывает и так, что муж выполняет все свои обязательства по отношению к жене и детям, но чувства с ее стороны угасли настолько, что он вызывает лишь отвращение. В таком случае жена может подать на развод по собственной инициативе (это называется развод-хул), но уже она должна вернуть мужу мехрие.

Есть и иные случаи, в которых обе стороны имеют право на развод — например, если один из супругов скрыл что-либо важное, и это выяснилось уже после заключения брака. Например, если до свадьбы жених знал, что невеста не девственна, и согласился жениться на ней, он уже не имеет права расторгать брак по этой причине, но если это стало для него неожиданностью, у него есть полномочия аннулировать брак без выплаты мехрие. Конечно, на практике это касается молодых девушек. Если достоверно известно, что невеста — разведенная или вдова, никакой предвзятости в Иране по отношению к этому нет. Такие женщины без проблем выходят замуж, и мужья заботятся о них и любят так же, как и не бывавших замужем: в конце концов, мало ли какие ситуации бывают в жизни. Наоборот, согласно нашим религиозным текстам, жениться на женщине, лишившейся супруга, — благое, рекомендуемое дело.

Точно так же, если один из супругов узнал, что другой еще до брака был заражен опасной болезнью (например, СПИДом), уже в процессе семейной жизни, за ним сохраняется такое же право на развод. И если женщина поняла, что ее муж страдает импотенцией, ему дается год на излечение, в противном случае она также может потребовать расторжения супружеских уз. И даже если он скрыл от нее наличие детей от предыдущего брака, и она узнала об этом после свадьбы, она может подать на развод. Под «правом жены подать на развод» подразумевается, что муж должен будет выплатить ей мехрие. Но если человек до вступления в брак знал, что суженый или суженая страдает тяжелой болезнью, или же был осведомлен о прошлой семейной жизни «второй половинки» и о наличии детей, права на безоговорочный развод у него нет. И тогда на супруге, инициирующем развод вопреки отсутствию прямых к нему показаний, лежит обязанность по возврату мехрие.

В разных исламских правовых школах, впрочем, могут по-разному трактоваться допустимые поводы к безоговорочному разводу, но то, что я описал — это общая схема. В Иране официальным мазхабом (правовым толком) является шиитский джафаритский, но суннитские школы права — ханафитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская — пользуются уважением и признанием. Этот их статус закреплен в Конституции, и все браки и разводы, заключенные и растогнутые по нормам этих мазхабов, а не джафаритского, в Иране имеют законную силу.

В любом случае, согласно всем исламским мазхабам, люди не могут разводиться до бесконечности. Процедуру развода можно проводить трехкратно. После того, как была проведена процедура развода (в разных исламских школах она регламентируется по-разному) для женщины начинается период идды — в течение трех менструальных циклов она не может выйти замуж за другого мужчину. В течение этого срока муж и жена могут помириться и вернуться к супружеской жизни. Но если время идды истечет, развод считается вступившим в силу, и для возобновления отношений надо заключать новый брак. Во время идды супругам дается два шанса на восстановление брака. То есть если они развелись и помирились, потом снова развелись и снова воссоединились, третий развод уже будет окончательным и бесповоротным.

После трехкратного развода уже нельзя ни возобновить отношения во время идды, ни даже заключить новый брак. Женщина должна будет выйти замуж за другого, и только если и этот новый брак (при условии, что он постоянный!) закончится разводом — тогда она может вновь попытать счастья с предыдущим мужем. Если они опять пройдут эту троекратную процедуру, она снова станет для него запретной, покуда не выйдет за другого и не разведется с ним! И если и третий их «заход» тоже потерпит фиаско, и снова они трижды разведутся, тогда на их браке исламский закон ставит жирный крест. Им больше нельзя будет заключать брак, никогда и ни при каких обстоятельствах. Они становятся навечно запретными друг для друга, словно кровные брат и сестра.

Я очень надеюсь, что не запутал вас. 🙂 Но я хочу продемонстрировать вам на этом примере, как исламская религия ценит брак и сколько шансов она предоставляет супругам. С другой стороны, она и не дает им возможности относиться к разводу как к развлечению. Исламский закон, если вы не сбились и все верно подсчитали, разрешает одним и тем же супругам разводиться девять раз. После девятого развода — все. Невозможно сходиться и расходиться до бесконечности, это просто несерьезно. Очевидно, что такой брак не имеет перспектив. А представьте себе, какой это стресс для несчастных детей! Они живут в постоянной «зоне турбулентности». Разве может маленький человечек гармонично сформироваться, когда супружескую лодку так трясет и переворачивает?

Несчастные дети не понимают, почему родители мирятся и ссорятся, расходятся и вновь женятся. Какова же их судьба при разводе, спросите вы, дорогие читатели? Я много слышал о том, в некоторых мусульманских странах отцы отбирают детей и даже не дают бедным матерям видеться с ними. Это — жестоко и бессердечно. Но это — обычаи, основанные на неправильном понимании исламского закона.

Я не берусь судить о нюансах юриспруденции наших суннитских братьев и сестер. У них — своя богатейшая правовая традиция, и, возможно, в ней не все совпадает с тем, что я излагаю в этом посте. В Иране сунниты обладают полным правом обращаться в свои суды, которые выносят решения сообразно правовым нормам четырех мазхабов людей Сунны. Но большинство мусульман Ирана являются шиитами, поэтому буду говорить о нашем правовом толке — джафаритском.

В исламском праве есть понятие попечительства. Это значит, что ответственность за содержание и воспитание ребенка в любом случае лежит на отце. И если он умирает — она ложится на плечи деда по отцовской линии. Если и он уходит из жизни — на деда по материнской линии. И только после его смерти — на мать.

Какой кошмар, скажут некоторые «горячие головы», не разобравшись в сути этого закона! На самом деле эти гуманные нормы освобождают одинокую женщину от того, чтобы, забыв о себе и своих нуждах, работать не покладая рук, чтобы прокормить детей. Даже если она разведена, или если она родила ребенка от временного брака, и ничто не связывает ее с бывшим мужем, кроме общего чада, он обязан полноценно заботиться об этом ребенке, который — плоть от его плоти, его кровиночка, его полноправный наследник. Бесчеловечно водружать эту обязанность на хрупкие плечи матери.

Но вот то, с кем ребенок будет жить после развода — это совершенно иной вопрос, который также решается в суде. И уже здесь права на ребенка изначально есть как у отца, так и у матери. Исламский суд выносит вердикт в зависимости от обстоятельств. Он принимает во внимание личность обоих родителей: их образ жизни, репутацию, уровень благочестия, профессию. Бывает и так, что мать гораздо более праведна и образованна, чем отец, и серьезнее подходит к воспитанию. Поэтому бывает и так, что суд оставляет ребенка в доме матери.

Но если она снова выходит замуж, она обязана передать ребенка в дом отца. Естественно, это не отменяет ее права на то, чтобы видеться со своим чадом. Но, каким бы жестким вам ни показался этот закон, у него есть своя железная логика. И эта логика продиктована заботой о ребенке. Случаи, когда мужчины плохо относятся к падчерицам и пасынкам — не редкость. Увы, часто мужчинам не нужны чужие дети. Они дарят любовь и нежность своим, но холодно и с раздражением воспринимают детей супруги от предыдущего брака. Эти дети — жертвы обстоятельств — невольно напоминают мужчине об их отце, предыдущем муже его благоверной. Это продиктовано инстинктом мужчины оставить свои гены в последующих поколениях, а также духом соперничества, присущим мужскому роду.

Сейчас мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Конечно, человек, взявший на воспитание не своего ребенка (усыновление в нашей религии запрещено, но забота о сиорте — в высшей степени одобряемо), и относившийся к нему с добротой и лаской, достиг вершин нравственности. Но мы говорим об обычных людях, и большинству из них присущи свои, свойственные их полу слабости. Что до новой жены отца, взявшего к себе в дом детей от бывшей жены, то здесь исламская религия чрезвычайно высоко ценит женщину. Согласно исламскому взгляду, сердце женщины настолько исполнено милости и сострадания, что она в гораздо большей степени, чем мужчина, способна принять чужого ребенка и полюбить его как своего. Недавно я видел в Интернете удивительные фотографии, как кошка выкармливает своим молоком маленьких ежат, чья мама умерла. Если даже в животном мире матери проявляют такие чудеса сострадания, что уж говорить о венце Божьего творения — человеке!

Каково бы ни было решение суда о судьбе ребенка в каждом индивидуальном случае, есть и некоторые фиксированные правила. Например, до 2 лет ребенок остается с матерью, если ему от 7 до 9, в это время он должен жить в доме отца. После 9 лет ребенок считается уже достаточно разумным, и ему предоставляется право самостоятельного выбора, с кем из родителей от хочет жить. Подчеркну, что, в любом случае, это не снимает с отца обязательств по его содержанию. Вспомните фильм «Развод Надера и Симин»! В конце фильма одиннадцатилетняя девочка должна дать ответ, будет ли она жить с мамой или с папой. И вспомните, какой это мучительный выбор и для нее, и с каким невероятным напряжением родители ждут ее решения. Они стоят в коридоре понурые, испуганные, напряженные, словно один из них ожидает оглашения смертного приговора! Поистине, это большая трагедия — гибель семьи. Я желаю всем моим читателям семейного благополучия, чтобы их счастливый дом никогда не был разрушен разводом.

Ислам для всех!

Есть ли в Исламе у женщины право на развод и повторный брак?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Позвольте разделить Ваш вопрос на две части:

1. Право женщины требовать развод.

Женщина, которая не выносит своего мужа, вправе освободиться от уз брака посредством возвращения своему мужу махра и тех его подарков, по поводу которых они договорятся между собой. Но он не может взять больше того, что он ей подарил. Всевышний Аллах говорит:

«. а если же вы (т.е. мусульмане) опасаетесь, что муж и жена нарушат законы, установленные Аллахом, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод [за счет оговоренного при замужестве махра]» (Коран, 2:229).

Жена Сабита Ибн Кайса пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О, Посланник Аллаха, я не порицаю Сабита Ибн Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, но я не хочу прогневать его» (Сабит был неприятен жене, и она не хотела жить с ним, притворяясь, так как опасалась впасть в грех).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил ее, что она получила от него (из махра). Она ответила: «Сад». Он спросил:

«Вернешь ли ты ему его сад?»

«Да», — сказала она. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Сабиту:

«Прими (от нее свой) сад и дай ей (первый) развод» (Аль-Бухари).

Жена не может требовать развод без причины, так как недопустимо по легкомыслию расходится супругам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Если женщина просит у мужчины развода без причины, она не вкусит аромата рая» (Абу Дауд).

2. Право женщины на повторный брак.

После истечения периода идда ни бывший муж разведенной женщины, ни ее опекун, ни кто-либо другой не имеют права удерживать ее от вступления в брак с новым избранником. Если мужчина предлагает ей заключить законный брак, никто не имеет права запрещать его.

Случается, что некоторые мужчины пытаются удержать своих бывших жен от повторного брака, запугивая их и их семьи. Это не что иное, как пережитки невежественного периода джахилийи. Также случается, что некоторые родственники или опекуны разведенной женщины препятствуют ей вернуться к своему прежнему мужу, несмотря на то, что они пришли к взаимному согласию продолжить свое супружество. Как сказано в Коране,

«… мирное решение — лучше» (4:128).

Всевышний Аллах говорит:

«Когда вы принимаете развод ваших родственниц, то по прошествии установленного срока не препятствуйте им вступать в брак с [прежними] мужьями, согласно обычаю, если между ними установилось согласие. Это наставление тому из вас, кто верует в Аллаха и в Судный день. Так [будет] благороднее и чище для вас. Аллах ведает [о том], а вы не ведаете» (Коран, 2:232).