Право частной собственности на природные объекты

Экологическое право

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В статье 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы. Этот процесс идет в острейшей политической борьбе сторонников и противников введения частной земельной собственности. Сторонники права частной собственности на землю полагают, что именно она будет способствовать изменению к лучшему ситуации в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности, призваны стать альтернативой малоэффективным коллективным формам хозяйства. Противники же полагают, что введение частной собственности на землю будет чревато негативными для общества последствиями, связанными со спекуляцией землей, разорением определенной части крестьянства, которая вынуждена будет превратиться в батраков*.

* Иконицкая И.А. Право собственности на землю в Российской Федерации. М., 1993. С. 3.

Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным является Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г . Цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность, а также право граждан на их продажу регулируются Законом РФ от 23 декабря 1992 г . «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»*. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г . «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»** предусмотрел некоторые особенности права частной собственности на сельскохозяйственные земли, касающиеся, в частности, приватизации земель при организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

* ВСНД РФ И ВС РФ. 1993. №1. Ст. 26.

** ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5.

Значительная роль в регулировании отношений частной собственности на землю принадлежит указам Президента РФ, восполнившим пробелы в регламентации этих отношений. Так, Указом от 27 декабря 1991 г . «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусмотрен механизм приватизации земель при реорганизации колхозов и совхозов, а также право граждан на распоряжение земельными участками. Отношения платы за земельные участки урегулированы Указами от 2 марта 1992 г . «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»; от 14 июня 1992 г . О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

Указ от 23 апреля 1993 г . «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установил порядок оформления прав на вновь предоставленные земельные участки, а также порядок перерегистрации прав на земельные участки, ранее предоставленные гражданам в пользование.

В целях упорядочения приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, был принят Указ от 14 февраля 1996 г . «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». В соответствии с ним граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения (далее именуются – объекты недвижимости), вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно. Органам местного самоуправления было рекомендовано предоставить земельные участки по объектами недвижимости в собственность гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получивших объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, – бесплатно, а другим гражданам и юридическим лицам – по нормативной цене земли.

В связи с нерешенностью в законодательстве многих вопросов правового регулирования земельных отношений для обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса РФ был принят Указ от 1 марта 1996 г . «О реализации конституционных прав граждан на землю». Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г . и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещено обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Собственнику земельной доли без согласия других участников долевой собственности предоставлен широкий круг прав, включая право:

• передавать земельную долю по наследству;

• использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

• продать земельную долю;

• подарить земельную долю;

• обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;

• передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

• передавать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

• внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Наряду с земельным законодательством право собственности и другие вещные права на землю регулируются в гл. 17 ГК РФ, которая будет введена в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли-продажи, залога, дарения, наследования).

Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится уполномоченным на то органом, в ведении которого находится земельный участок, на конкурсной основе. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд*.

* Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита. М., 1995.

По имеющимся данным, с начала 1991 г . в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан России получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев).

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. При этом реализуется главное качество земли – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Український юридичний портал

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

Право частной собственности на природные объекты

Собственность на природные ресурсы имеет главное значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды

Право собственности на природные ресурсы установлено в. Конституции Украины (ст. ст 13, 14, 142),. Гражданском кодексе Украины (в 9, 10, 324), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим ок кремами видов природных ресурсесів.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы. Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по субъектах, в качестве которых могут выступать государство (Украина и ее субъектов. Объект), органы местного самоуправления, территориальные общины сел, поселков, городов, районов в городах (в 16. П. С»О местном самоуправлении в Украине»от 250597 р), граждане и юридические лицособи.

Объектами права исключительной собственности народа Украины есть земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской *) экономической зоны являются (в 9. За. Аконе Украины»О собственности»).

Народ Украины осуществляя право исключительной собственности на природные ресурсы имеет право путем референдума решать вопросы о правовом состоянии природных объектов, их использования и охраны

Вообще народ Украины осуществляет право собственности на объекты исключительной собственности на природные ресурсы через местные. Советы народных депутатов

Каждый гражданин Украины лично и через общественные организации, трудовые коллективы, органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в рассмотрении. Советами народных депутатов пит тай, связанных с использованием и охраной природных ресурсов, и требовать от других граждан и организаций соблюдения правил природопользования и экологической безопасности, а также требовать наложения с абороны на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан, причиняющих вред окружающей сред.

Каждый гражданин имеет право в соответствии с законодательством Украины пользоваться природными объектами для удовлетворения собственных потребностей

Каждый гражданин обязан охранять землю, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, способствовать их восстановлению как первоосновы своей жизни и жизни общества. Крупнейшим держателем природных богатств нашей страны является государство соответствии с законодательством ей принадлежат: большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в частной собственности), лесной фонд, водный фонд, на дра, дикий животный мир, природные территории, особо охраняемых (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения), (ст 10. Закона Украины»О собственности»ь»).

Крупнейшим держателем природных богатств нашей страны государство

К природным ресурсам общегосударственного значения относятся:

а) территориальные и внутренние морские воды;

б) природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;

в) атмосферный воздух;

г) подземные воды;

д) поверхностные воды, которые находятся или используются на территории более одной области;

е) лесные ресурсы государственного значения;

ж) природные ресурсы в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;

к) дикие животные, которые находятся в состоянии естественной свободы в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, другие объекты животного мира, на которые распространяется ся действие. Закона Украины»О животном мире»и находящиеся в государственной собственности, а также объекты животного мира, в установленном законодательством порядке приобретенные в коммунальную или частную власнис ть и признаны объектами общегосударственного значения, с) полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.

Законодательством Украины могут быть отнесены к природным ресурсам общегосударственного значения и другие природные ресурсы

К природным ресурсам местного значения относятся природные ресурсы, не отнесенные законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения (в 39. Закона Украины»Об охране окружающей ого природной среды»от 25 июня 1991 г.)

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнут нути водохранилища), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоема, а также дерево-чагарны-кову растительность — деревья и кустарники, находящихся на дачных, садовых, приусадебных участ ках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и ин.

Право собственности на природные ресурсы. К содержанию права собственности на природные ресурсы входит правомерность владения, пользования и распоряжения

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического владения природным объектом, хозяйственного господства над ним

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, его полезные свойства, т.е. возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью ю удовлетворения определенных потребности.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом,

передает природные ресурсы для использования. А правомерность распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных х ресурсов, их предоставлением и изъятием, контролем за использованием и охраной окружающей среды и ин.

Особенности реализации юридическими лицами правомерности отношении владения, пользования и распоряжения природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правозд датности, определенной в уставах и других учредительных документа.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Право частной собственности на природные ресурсы и комплексы

Право частной собственности на природные ресурсы и комплексы представляет собой правовой институт, закрепляющий собственность граждан и юридических лиц. Субъектами права частной собственности на природные ресурсы могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, в том числе иностранные, иностранные государства. Не могут быть субъектами права частной собственности на природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации государственной или коммунальной формы собственности.

Объектом права частной собственности являются земельные участки, части земной поверхности с установленными целью использования, размеру, границами, определенным местом расположения, с определенными относительно нее правами.

Право частной собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (грунтовой) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, которые на ней находятся и распространяются на пространство над и под поверхностью участка на высоту и на глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений. Таким образом, экологическое законодательство устанавливает право частной собственности не только на земельные участки, но и на леса, водные объекты, животный мир, объекты природно-заповедного фонда.

Объектом права частной собственности юридических лиц (основанных гражданами Украины или юридическими лицами Украины) выступают природные ресурсы, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности или для удовлетворения личных и социальных потребностей.

Например, это земельные участки, предоставленные для жилищно-строительных кооперативов или сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Объектом права частной собственности иностранных юридических лиц столько земельные участки несельскохозяйственного назначения, в случае приобретения объектов недвижимого имущества и земельные участки для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине, в первую очередь, в пределах населенного пункта.

Земельные участки как об‘объекты права собственности граждан Украины имеют строго определенные размеры и различаются по цели использования. Например, объектом права собственности граждан Украины выступают земельные участки для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая); для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 га; для ведения садоводства — не более 0,12 га; для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не больше 0,25 га, в поселках — не больше 0,15 га, в городах — не более 0,10 га; для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га; для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

Объектом права частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства имеются земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

В земельном законодательстве нет ограничений на количество земельных участков, которые может приобрести в собственность одно лицо. Однако это не влечет за собой объединение нескольких земельных участков в единый объект права собственности, даже при совпадении их целевого назначения и цели использования. Каждая из этих земельных участков остается самостоятельным объектом права частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам Украины могут принадлежать на праве частной собственности небольшие замкнутые земельные лесные участки (общей площадью до 5 га) и естественные водоемы (общей площадью до 3 га) в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Этот размер может быть увеличен в случае получения лесов и водоемов в наследство. Кроме этого, граждане и юридические лица могут самостоятельно создавать леса на принадлежащих им деградированных и малопродуктивных землях. Это положение нашло закрепление в статьях 10,12 ЛК Украины. В этом случае размер лесных угодий законодательно не нормированный. Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы.

Объектом права частной собственности на животный мир могут выступать отдельные объекты животного мира. Это дикие животные и другие объекты животного мира, изъятые из состояния естественной свободы или природной среды, разведенные (полученные) в неволе или полусвободных условиях или полученные другим разрешенным законодательством путем, например, приобретены в собственность за пределами Украины.

Основаниями возникновения права частной собственности являются:

— приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, другими гражданско-правовыми соглашениями;

— безвозмездной передачи из государственной или коммунальной собственности;

— приватизации земельных участков, ранее предоставленных в пользование;

— выделения в натуре (на местности) земельной доли (пая);

— искусственное создание (разведение, выращивание, построение и др.).

Основным способом возникновения права частной собственности граждан Украины на природные ресурсы выступает приватизация. Граждане Украины имеют право получить безвозмездно в частную собственность ранее предоставленные им в пользование земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности, в соответствии с размерами, которые установлены в действующем ЗК. Это основание возникновения права частной собственности граждан имеет разовый характер, потому что право собственности на условиях приватизации может возникнуть только один раз, о чем гражданину Украины делается отметка в паспорте или другом документе, удостоверяющем личность.

Предоставление природных ресурсов в собственность путем приватизации осуществляется на основании заявления или ходатайства лица, в котором оно указывает желаемый размер, месторасположение и цель использования.

Приватизация представляет собой акт распоряжения природным объектом. Поэтому природные объекты предоставляются в частную собственность только по решению органов, к компетенции которых относится право распоряжения ими. Например, земельные участки предоставляются в собственность на основании решений местных советов, на территории которых они расположены. В решении о предоставлении земельного участка определяются цель, для которой она предоставляется, размеры и основные условия использования.

При приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа с определением каждому его земельной доли (пая). Каждый работник этого предприятия, учреждения и организации, а также пенсионеры из их числа имеют гарантированное право получить свою земельную долю (пай), выделенную в натуре (на местности), после выделения в натуре (на местности) приобретает статус земельного участка соответствующего целевого назначения.

Право частной собственности на землю хозяйственных обществ, например сельскохозяйственных акционерных обществ, может возникать путем внесения в уставный фонд земельных участков их учредителями.

Земельное законодательство предусматривает некоторые ограничения в отношении оснований и порядка возникновения права частной собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные лица могут приобрести в собственность земельные участки только на основании гражданско-правовых сделок. Земельные участки могут быть только несельскохозяйственного назначения в пределах населенного пункта, и, как правило, те, на которых расположены или будут строиться объекты недвижимого имущества. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства в порядке наследования получит земельный участок сельскохозяйственного назначения, то они должны в течение года произвести ее отчуждение, то есть продать, обменять или подарить лицу, обладает надлежащей право — и дееспособностью (например, гражданину Украины).

Обязательным условием для приобретения иностранным юридическим лицом права собственности на земельный участок является регистрация постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Для заключения сделок на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, иностранными юридическими лицами требуется согласие Верховной Рады Украины, а для приобретения земельных участков, которые находятся в коммунальной собственности, — Кабинета Министров Украины.

Основания и порядок возникновения права частной собственности на другие природные ресурсы определяется соответствующими поресурсними кодексами и законами Украины. Например, основанием возникновения права частной собственности на животный мир, является разведение в неволе или полувольных условиях диких животных, добыча объектов животного мира путем охоты и рыболовства. Кроме этого, граждане и юридические лица могут самостоятельно создавать леса на принадлежащих им деградированных и малопродуктивных землях. Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозионные и другие искусственные водоемы.

Основанием возникновения права частной собственности граждан на природные объекты выступает получение доли в общем имуществе супругов. У лиц, состоящих в браке, возникает право общей собственности на все приобретенное имущество, в том числе и на природные объекты.

Право собственности на природные ресурсы может возникнуть и в случае приобретения имущественных прав на имущество, неразрывно связано с природным объектом. Так, согласно ЗК Украины в случае перехода права собственности на дом и постройки, к новому собственнику переходит и право собственности на земельный участок, если иное не установлено законом или договором отчуждения.

Прекращение права частной собственности на природные ресурсы осуществляется путем их изъятия или выкупа на основании и в порядке, предусмотренном в законе. Экологическое законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права частной собственности и устанавливает порядок такого прекращения. Право собственности прекращается: в случае добровольного отказа владельца; отчуждения (продажи) природного объекта; выкупа для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости; установление законодательными актами запрета по нахождению в частной собственности отдельных объектов природы.

Прекращение права собственности на природные объекты в случае добровольного отказа владельца осуществляется на основании решения соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления.

Прекращение права собственности на природные объекты путем изъятия происходит в судебном порядке по иску местных советов, прокурора или органов контроля за использованием и охраной природных ресурсов. Выкуп природных ресурсов из частной собственности происходит по согласию владельца. При несогласии собственника на выкуп прекращение права собственности осуществляется в судебном порядке.

В круг оснований прекращения права собственности на природные ресурсы (хотя они прямо и не предусмотрены действующим экологическим законодательством) следует отнести случаи, когда право собственности прекращается при ликвидации предприятия, организации или учреждения, смерти лица или уничтожении самого объекта собственности.

Право частной собственности на природные ресурсы может прекращаться в связи с конфискацией природного объекта при нарушении владельцем соответствующих условий или совершения правонарушения, например, жестокого обращения с дикими животными.

Право собственности на природные ресурсы прекращается и вследствие юридических фактов, которые нельзя отнести к актам распоряжения самым естественным объектом. Земельным законодательством Украины предусмотрен переход права собственности на земельный участок в случае перехода права собственности на дом и постройки, находящиеся на нем.

Таким образом, юридическая судьба земельного участка наследует юридическую судьбу здания или сооружения, и право собственности на земельный участок прекращается или изменяется на основании прекращения или изменения права собственности на имущество, если иное не предусмотрено договором отчуждения и при этом не изменяется целевое назначение земельного участка.

Право частной собственности на природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности за­креплено в КРФ (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ. Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда до­статочно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственнос­ти на недра фактически был обойден, то в ФЗ от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О не­драх» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископае­мые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицен­зии могут находиться в федеральной государственной собственности, собствен­ности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных фор­мах собственности.

Действующее законодательство, исходя из специфики данно­го природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащи­еся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом РФ, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные вод­ные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса РФ 1997 года. Статьей 30 Кодекса установ­лено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено ФЗ. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собствен­ником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодатель­ства РФ о растительном мире. Частная собственность может быть индивидуальнойиобщей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущест­во, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей — совместной собственностью.

№36 Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

* обращения взыскания на имущество по обязательствам;

* изъятия для государственных нужд путем выкупа;

* изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

* перехода наследства государству;

* реквизиции. Реквизиция — это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

* конфискации. Конфискация — это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;

* национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.

Общие основания прекращения права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

* обращение взыскания на имущество по обязательствам;

* отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

* отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 235).

Согласно ст. 278 ГК РФ, обращение взыскания на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда.

Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279). Решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию.

37 Методы экономического регулирования в области охраны ОС. Общие положения.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

-разработка государственных прогнозов социально – экономического развития на основе экологических прогнозов;

-разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно — антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .