Предоставление жилья работникам севера

Оглавление:

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

С изменениями и дополнениями от:

17 июля 2011 г., 7 июня 2017 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ преамбула настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

25 октября 2002 года

Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Размер жилищных субсидий определяется исходя из состава семьи, социальной нормы площади жилья, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в регионе вселения и норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С 1 января 2003 г. утрачивает силу Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 октября 2002 г. N 207, в «Российской газете» от 31 октября 2002 г. N 207, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4188

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Жилищный сертификат для северян. Получение жилищного сертификата жителями Дальнего Севера.

Жилищный сертификат (сертификат на улучшение жилищных условий) — это именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, реализуется в рамках программы «Государственные жилищные сертификаты» с 1998 года. Иными словами, жилищный сертификат — один из видов субсидии на приобретение жилья.

Жилищный сертификат для северян.

Право на получение жилищного сертификата северянам предоставляется после 15-ти летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Чтобы получить сертификат на улучшение жилищных условий на Севере, надо подать в учреждение органов исполнительной власти (федеральной или местной) заявление об участии в программе «Государственный жилищный сертификат» и справку о том, что Вы нуждаетесь в улучшение жилищных условий, или вовсе не имеете собственного жилья.

Также для получения субсидии на приобретение жилья на Дальнем Севере необходимо представить в органы иные документы на жилое помещение, а в случае, если Вы просите получить жилищный сертификат и на членов своей семьи — документы, подтверждающие Ваше родство.

ВАЖНО! Сертификат на улучшение жилищных условий имеет срок годности!

Реализация жилищного сертификата должна произойти в течении 9 месяцев со дня его получения. В случае, если Вы по тем или иным причинам пропустили срок, Вам придется заново соб и рать все документы, вста вать на очередь и снова ждать.
Необходимо отме тить , что все несовершеннолетние члены семьи также имеют право на получение жилищного сертификата и должны стать собственниками доли, соразмерной дол е , указанной в сертификате.

Сумма субсидии на приобретение жилья формируется из среднероссийской стоимости квадратного метра жилья. На руки получить сумму, указанную в сертификате нельзя.

Жилищный сертификат для северян может быть нескольких видов:
1. Сертификат, в котором указана только сумма. Соответственно, покупаемая квартира должна стоить не менее суммы, указанной в сертификате.
2. Сертификат , имеющий конкретную сумму и конкретную жилую площадь. В этом случае, площадь покупаемой квартиры должна быть не менее той, которая указана в сертификате.

Сертификат на улучшение жилищных условий — как способ купить квартиру в Балашихе.

Жилищный сертификат для северян — хороший способ улучшить свои жилищные условия и перебраться ближе к центру.
Но получение жилищного сертификата не гарантирует Вам приобретение квартиры в любом доме и городе России. Сумма, указанная в субсидии на приобретение жилья, значительно меньше средней рыночной стоимости квартиры в Москве, а вот на покупку квартиры в отдаленном от центра городе жилищного сертификата должно хватить .

Купить квартиру в Балашихе с помощью жилищного сертификата вполне реально. Но бывает, что денег, указанных в сертификате для покупки квартиры в Балашихе, будет недостаточно — в этом случае, Вы можете добавить собственные личные накопления или воспользоваться дополнительным займом в банке: ипотечным или потребительским кредитом. Жилищный сертификат можно также использовать в качестве первоначального взноса по ипотеке.

Вместе со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья Вам будет дан список банков, с которыми Вы можете сотрудничать. Банк предоставляет пакет документов, необходимых для перевода денежных средств по сертификату. Вы, в свою очередь, собираете пакет документов по квартире, предоставляете его в банк, и после регистрации в течении, как правило, 14 дней деньги будут переведены на счет продавца, и вы становитесь обладателем квартиры в Балашихе.

На самом деле, это теория. На практике, в вопросах субсидии на приобретение жилья существует множество подводных камней: общие требования по дому (он не должен быть аварийным), по квартире (без обременения, без опеки), также в зависимости от региона может меняться норма жилой площади на каждого члена семьи, соответственно меняется норматив общей площади. Следовательно, сертификат на улучшение жилищных условий может быть задействован с меньшей жилой площадью по нормативам того региона, в котором приобретается жилье. В любом случае, в таком ответственном вопросе, как покупка квартиры в Балашихе, лучше довериться профессионалам.

Специалисты ООО «Региональное агентство недвижимости» неоднократно помогали северянам приобрести недвижимость в Балашихинском районе и отлично знают все нюансы реализации жилищного сертификата. Мы поможет Вам купить квартиру в Балашихе с помощью жилищного сертификата с наименьшими для Вас затратами и наиболее выгодными условиями. Все консультации БЕСПЛАТНО!

Льготы, привилегии и субсидии работникам Крайнего Севера в 2018-2019 году

После распада СССР северные регионы страны постепенно становятся экономически невыгодными. Предприниматели не желают развивать там производства или предпочитают привлекать вахтовиков. Для казны содержать поселения слишком дорого. Население возвращается в более теплые регионы. Государство помогает им, предоставляя субсидии работникам Севера. Это помощь на приобретение собственного жилья с целью организации жизни на новом месте.

Нормативная база

Меры поддержки северян регулируются законами № 125-ФЗ от 25.10.02 и № 211-ФЗ от 17.07.11. Первый описывает выплаты лицам, покидающим КС по собственному желанию, второй — вынужденно, ввиду ликвидации поселения. В текстах указаны:

  • категории граждан Российской Федерации, подпадающие под действие;
  • условия выделения казенных средств;
  • порядок финансирования претендентов;
  • иные требования к заявителям.

Скачать для просмотра и печати:

Работу по исполнению закона организует Правительство РФ. С этой целью было ранее принято постановление № 305 от 22.06.04. Позже его заменило Постановление № 153, которое в настоящее время претерпело очередную редакцию — в декабре прошлого года.

Постановления, принимаемые на основе ФЗ, содержат конкретные задания органам власти. С их текстом тоже необходимо знакомиться претендентам на субсидию, так как они регулируют детали субсидирования и определяют расчеты сумм материальной помощи от государства.

Подсказка: не все бывшие труженики Крайнего Севера, к сожалению, подпадают под действие указанных законов.

Законодательством утверждены размеры господдержки, а также очередность претендентов. Следует отметить, что льготы работникам Крайнего Севера напрямую связаны с такими факторами:

  • временем переезда в холодные регионы;
  • заработанным официальным стажем;
  • состоянием здоровья.

Внимание! На помощь из бюджета могут рассчитывать лица:

  • обосновавшиеся на Крайнем Севере ранее 1992 года;
  • переехавшие вынужденно, а именно: выезжающие из закрывающихся городков Крайнего Севера (из аналогичных населенных пунктов приравненной местности).

Суть и цель мероприятий

Госсубсидии представляют собой компенсации для людей, задействованных много лет в развитии отдаленных регионов. Логика законодателя такова:

  • труженики помогали стране восстанавливать экономику в очень тяжелых условиях;
  • большинство людей потеряли здоровье в той или иной степени, работая на будущее страны;
  • дети сотрудников северных предприятий страдали из-за отсутствия тепла и солнечного света (влияет на развитие организма);
  • государство обязано помочь льготникам обустроиться на новом месте.

Для сведения: часть граждан находится в трудоспособном возрасте, что позволит применить ценный опыт на новом месте жизни.

Кто может рассчитывать на субсидии

Право на казенные средства определено законодательными актами для разных групп населения. Так, в порядке 125-го закона претендовать на помощь могут лица, обосновавшиеся (прописавшиеся) в населенных пунктах КС до 1992 года:

  • имеющие северный стаж более 15 лет;
  • не имеющие в собственности жилых помещений, располагающихся вне холодных регионов;
  • либо вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания.

Подсказка: стаж работы не учитывается для таких лиц, живших в поселениях КС :

  • получивших инвалидность 1 или 2 группы в результате труда;
  • дети-инвалиды.

Закон № 211-ФЗ предоставляет право на казенные деньги без учета срока работы в холодных условиях людям, подпадающим под следующие критерии:

  • прописанные в населенных пунктах, закрываемых в рамках действующего законодательства, на момент принятия решения органами местной власти;
  • не имеющие жилья в иных городах;
  • состоявшие на учете в качестве нуждающихся в квартире (до 17.07.11).

Важно: деньги из бюджета на приобретение жилья можно получить только раз в жизни.

Порядок использования законодательных привилегий

Бывшим северянам необходимо подготовиться к длительному ожиданию. Связано таковое с недостаточностью финансирования. Первый шаг — это постановка на учет и получение сертификата на деньги. Обращаться с этим вопросом следует в местные органы власти.

Порядок действий таков:

  1. Собрать пакет подтверждающих право документов.
  2. Написать заявление по установленной форме (скачать бланк можно на сайте Госуслуги).
  3. Передать пакет на проверку.
  4. Принимающая организация обязана зарегистрировать обращение и сообщить заявителю номер.
  5. В течение пятнадцати рабочих дней проводится анализ документации на предмет выявления:
    1. ошибок;
    2. подделок;
    3. несоответствия нормативным требованиям.
  6. Решение доводится до заявителя в письменной форме в течение еще пяти дней.
  7. Если таковое оказывается положительным, то гражданину выдается сертификат.
  8. Отказ сопровождается аргументированным объяснением, чтобы человек смог подать заявку повторно (при наличии оснований).

Подсказка: заявителя оповещают о номере в очереди.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Какие бумаги собирать

Размер выплаты связан со многими факторами. Их, а также право, следует подтвердить документально. Для этого заявитель предоставляет:

  • паспорта граждан РФ (свой, супруга, детей с 14 лет);
  • свидетельства:
    • о рождении малолетних;
    • о заключении или разрыве брачных уз;
  • пенсионное удостоверение (если есть);
  • справку:
    • медико-социальной экспертизы о группе инвалидности (при наличии);
    • о составе семейства;
  • выписку из Единого реестра регистрации недвижимости об отсутствии в собственности жилых помещений или о площади владений;
  • трудовую книжку, подтверждающую северный стаж, контракты с работодателями и иные;
  • доказательства постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении;
  • подтверждение проживания в поселении, закрытом решением местной власти;
  • справку о прописке в населенном пункте, указанном выше;
  • другое (по ситуации).

Внимание: трудоспособные лица должны предоставить сведения из центра занятости о постановке на учет в качестве безработного, если не работают официально.

Правила формирования очереди

В нормативных актах прописаны группы льготников, имеющие преимущества перед остальными. Таковые обеспечиваются казенными деньгами раньше других.

Очередь составляется отдельно по каждой категории претендентов. Одна очередь формируется в таком порядке:

  1. Инвалиды (1-2 гр.), в том числе с детства.
  2. Пенсионеры.
  3. Трудоспособные граждане, состоящие на учете в качестве безработных более года.
  4. Трудоустроенные.

Бывшие жители ныне закрытых поселений идут в другую очередь.

Таким образом, преимущество законодатель передал инвалидам. А работающие люди, по его мнению, могут подождать поддержки подольше. Кроме того, при формировании реестра учитывается стаж (для подавших заявки до января 2002 г.) и дата подачи заявки (для тех, кто подал ее после января 2002 г.). Список на выделение финансирования утверждается ежегодно до января.

Внимание: орган, принявший заявление, обязан обнародовать очередность претендентов на официальном сайте. Кроме того, информация предоставляется по письменному запросу.

Право на внеочередное (раньше приоритетны лиц) выделение финансирования законодатель отдал таким северянам:

  • имеющим «холодный» стаж, превышающий 40 лет;
  • страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями;
  • занимающим аварийные квартиры или дома.

Сколько денег выделят

Государство помогает приобрести жилое помещение площадью, установленной санитарными нормативами. Оплачивается каждый квадратный метр, полагающийся семейству, из расчета средней стоимости по региону проживания. На 2018 год средняя цена 1 кв. м. по стране составляла 37 848,0 р.

Кроме того, на величину выплаты влияют такие факторы:

  • состав семейства, в том числе наличие:
    • детей;
    • иждивенцев;
  • норма финансирования, зависящая от стажа северной работы;
  • наличие во владении собственного жилого помещения, не отвечающего санитарным требованиям (снижает размер субсидии).

Подсказка! Согласно законодательству людям полагается такое количество метров:

  • одиноким — 33;
  • на двоих — 42;
  • на семейство, состоящего из трех и более человек, выделяется по 18 кв. м. на каждого.
  • 5 чел. х 18 кв. м. = 90 кв. м.

Коэффициент, влияющий на величину субсидии, определяется стажем службы по правилам, отраженным в таблице:

Правоприменительные аспекты рассмотрения дел, связанных с переселением граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

В последние годы усилился миграционный отток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Настоящая статья посвящена анализу связанных с этими процессом проблем, имеющих место в правоприменительной практике.

В 2011 году вступили в силу новые законы, регламентирующее переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Речь идет о Федеральном законе от 17.07. 2011 № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Федеральном законе от 17.07. 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»». Указанные акты в силу своего непродолжительного действия не имеют сложившейся правоприменительной практики. Более актуальным представляется рассмотрение ранее принятых нормативных предписаний, которые применялись и применяются к отношениям, связанным с предоставлением жилищных субсидий, возникшим в период их действия.

Проблема № 1. Придание закону обратной силы

В этой связи большой интерес представляет Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П .

При рассмотрении заявлений Г. И. Хваловой и А. С. Стах было установлено, что заявители имеют трудовой стаж в районах Крайнего Севера соответственно 12 лет 6 месяцев и 13 лет. Однако в 1998 году администрациями по месту их проживания было отказано в выделении жилищных субсидий. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права на получение субсидии они не имеют, поскольку стаж их работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев доводы заявителей и обстоятельства дела, отметил, что распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) положения части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Значение рассмотренного Постановления Конституционного Суда РФ заключается в том, что оно, по сути, подтвердило право лиц, имеющих трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, заработанный до вступления в силу в 1998 году Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.

Проблема № 2. Размер суммы жиилщной субсидии

Можно ли требовать повышения суммы с учетом фактического изменения условий, конъюнктуры цен на жилье, увеличения трудового стажа и т. д.?

Важное нормативное разъяснение данного вопроса содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года .

В силу статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах. Также учитывается наличие инвалидности.

Согласно части 1 статьи 5 данного Закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из:

— социальной нормы площади жилья;

—- средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством Российской Федерации;

— норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом, исходя из части 4 статьи 5 того же Федерального закона, норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. К примеру, при стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях от 10 до 15 лет норматив предоставления жилищных субсидий (процент от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья) составляет 75, от 15 до 20 лет — 80 и т. д.

Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, увеличение которых влечет увеличение размера жилищной субсидии.

Необходимость учета изменившихся условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

Так, пунктом 20 данного Положения предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов, следует, что в случае, если жилищная субсидия выдана с нарушением срока, установленного законодательством субъекта Российской Федерации, и на момент фактического получения жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья условия, на основании которых был произведен ее расчет, изменились, эти изменения должны быть учтены и субсидия должна быть пересчитана.

Следовательно, требование гражданина, получившего жилищную субсидию, о взыскании дополнительно к полученной субсидии сумм в случаях увеличения трудового стажа гражданина или изменения цен на жилье, в соответствии с которыми производился расчет суммы субсидии, правомерно.

Анализ судебных решений, связанных с делами о переселении граждан, проживающих районах Крайнего Севера, показывает, что ряд исковых требований граждан связан с оспариванием правовых предписаний подзаконных нормативных актов нормам, изложенным в законах.

Проблема № 3. Коллизионность законодательства

Так, 14.07.2008 Верховным Судом РФ было принято решение об отказе в удовлетворении требований истца признать недействующими в части пунктов 17, 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 положениям статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» .

По мнению истца, статья 17 Постановления устанавливает очередность предоставления жилищных субсидий, но не указывает граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, и, следовательно, нарушает право истца на первоочередное положение жилищной субсидии.

Заявитель считает, что пункт 18 Положения также противоречит статье 2 указанного закона, так как предусматривает формирование списков категорий граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилищных субсидий, на основании списков, сформированных на основании пункта 17 Положения, т. е. по остаточному принципу, и в совокупности с пунктом 17 нарушает его право на первоочередное получение жилищных субсидий.

Верховный Суд РФ отметил, что очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона, в соответствии с которой в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с правительством Российской Федерации. Иным категориям лиц право на первоочередное предоставление жилищных субсидий не предоставляется.

По мысли Верховного Суда РФ, оспариваемые истцом нормы не устанавливают очередность предоставления гражданам социальных выплат, а устанавливают лишь форму и порядок формирования списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по категориям в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона.

Отсутствие в пункте 17 Положения категории граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, не свидетельствует о его противоречии статье 2 Федерального закона, поскольку формирование списков по данной категории граждан предусмотрено пунктом 18 Положения.

Пункт 18 Положения также не противоречит статье 2 Федерального закона, так как из содержания пункта 18 не следует, что данная категория граждан обеспечивается жилищными субсидиями по остаточному принципу, после категорий граждан, указанных в пункте 17.

То, что списки граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, с полярных станций, формируются на основании списков граждан, указанных в пункте 17 настоящего Положения, не противоречит федеральному закону и не нарушает прав заявителя.

На основании изложенных доводов Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении исковых требований заявителя.

Таким образом, Верховный Суд РФ не усмотрел коллизии между Федеральным законом и Постановлением, так как в первом нормативном акте были изложены нормы материального права, определяющие очередность предоставления субсидий на приобретение жилья, а во втором — процессуальные нормы, определяющие процедуру составления списков по определенным категориям граждан.

Проблема № 4. Сроки обращения за жилищной субсидией

Одной из категорий дел, связанных с переселением граждан из районов Крайнего Севера, являются споры об отказе в предоставлении субсидий лицам, ранее выехавшим из районов Крайнего Севера, но подпадающим под действие нормативных актов, дающих право на ее получение.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 21.11.2008 № 4-В08-24 в порядке надзора были отменены решения судов первой и второй инстанций, а дело направлено на новое рассмотрение .

В процессе исследования обстоятельств дела было установлено, что истец обратился в суд с иском к администрации муниципального района и министерству строительного комплекса Московской области о предоставлении жилищной субсидии (сертификата) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из двух человек как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера не ранее 1992 года, признании необоснованным отказа в предоставлении субсидии.

Судом было установлено, что истец в период с 08 августа 1983 года по 09 сентября 1995 года работал в Камчатской области, относящейся к районам Крайнего Севера, после чего выехал оттуда на новое место жительства, таким образом, его стаж работы в указанных районах составляет 12 календарных лет.

В период проживания в Камчатской области истец в 1991 году был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района по месту жительства. В дальнейшем он был исключен из списков очередников в связи с выездом за пределы Камчатской области. 01 сентября 2006 года он был принят на учет на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения на семью из двух человек в администрации по новому месту жительства в Московской области.

Однако в июне 2007 года он был снят с учета на получение жилищной субсидии, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет, что противоречило требованиям Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Верховный Суд РФ отметил, что нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал, что истец имел право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Поскольку в администрацию муниципального района с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии истец впервые обратился только 11 апреля 2006 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование спорных правоотношений, в том числе в отношении стажа работы, необходимого для назначения такой субсидии, суд пришел к выводу о том, что право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством за ним не сохраняется.

Верховный Суд РФ не согласился с такими выводами и в качестве обоснования своей позиции привел Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П.

Высшая судебная инстанция РФ отметила, что из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, произвольное снятие истца с учета нельзя признать законным. Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка истца в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.

Приведенное в определении Верховного Суда РФ казуальное толкование правовых предписаний, регламентирующих порядок предоставления субсидий на приобретение жилых помещений лицам, проживающим в районе Крайнего Севера, имеет важное правоприменительное значение, так как позволяет лицам, получившим право на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, обращаться с заявлением о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения после вступления указанного закона в силу.

Проблема № 5. Лишение жилищного сертификата

Следует учитывать, что вопросы выдачи жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений решаются комиссиями по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Решения указанных комиссий часто становятся предметом судебного разбирательства. Основную категорию судебных споров составляют дела об оспаривании отказа комиссии о выдаче жилищных сертификатов.

Так, решением Косинского районного суда Пермского края от 13.05.2010 № 2-128/2010 было отменено решение комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, об исключении из списков получателей сертификатов на жилищную субсидию на приобретение жилого помещения .

Из обстоятельств дела следовало, что Н., являясь инвалидом I группы, и ее семья на законных основаниях были включены в основной список получателей сертификата в 2010 году. После смерти Н. решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, администрации Косинского муниципального района умершая была снята с учета как получатель государственного жилищного сертификата, а членам семьи умершей было рекомендовано переоформить учетное дело на себя.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что указанное решение вынесено незаконно, поскольку семья Н. уже была включена в основной список граждан – получателей государственного жилищного сертификата на 2010 год. В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы» в случае смерти владельца сертификата или члена его семьи производится замена сертификата с перерасчетом субсидии.

Следовательно, после подтверждения получателем жилищного сертификата и членами его семьи желания получить субсидию и предоставления всех необходимых документов в орган исполнительной власти субъекта РФ, выписывающий сертификат (в данном случае — Министерство ЖКХ), им уже не может быть отказано в выдаче жилищного сертификата, а значит, они не могут быть исключены из списков получателей указанных сертификатов в этом году, поскольку у органа, выдающего сертификат, остается только обязанность этот сертификат получателям субсидии выписать или на всех членов семьи, или на изменившийся состав в случае смерти кого-либо из получателей субсидии.

Таким образом, следует иметь в виду, что внесение в основной список граждан-получателей государственного жилищного сертификата дает право членам семьи умершего обладателя сертификата требовать его замены с перерасчетом субсидии.

Выводы

Анализ судебной практики, связанной с делами о переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, позволяет сделать следующие выводы:

1. Лица, отработавшие в указанных регионах не менее 10 лет до 1998 года, имеют право на получение жилищного сертификата, несмотря на то что в 1998 г., после введения в действие Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, минимальная планка трудового стажа, дающего право на получение жилищного сертификата, была поднята до 15 лет.

2. Лица, получившие право на жилищный сертификат до введения в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, имеют право обратиться за его получением, несмотря на изменение законодательства.

3. Граждане РФ имеют право требовать увеличения размера субсидии, если она выдана с нарушением установленного срока и на момент ее получения изменились условия, в соответствии с которыми производился расчет суммы субсидии (увеличился трудовой стаж гражданина или изменились цены на жилье).

4. Смерть получателя жилищного сертификата не лишает членов семьи умершего права требовать замены сертификата с перерасчетом субсидии в случае внесения умершего до его смерти в основной список в соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

5. В настоящее время судебные инстанции не выявили коллизий между материальными нормами закона и процессуальными нормами подзаконных актов, регламентирующих предоставление жилых субсидий для приобретения жилых помещений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 305 г. Москва О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Во исполнение статьи 10 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4188) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и утвердить порядок финансирования мероприятий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение указанных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее соответственно — жилищные субсидии, граждане, Закон).

2. Граждане принимают решение о получении жилищной субсидии добровольно и могут реализовать свое право на получение и использование жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета один раз.

3. Предоставление жилищных субсидий гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата (далее — сертификат) согласно спискам, сформированным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом.

4. Сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.

Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Право на получение сертификата имеют граждане, включенные в списки получателей сертификатов, которые формируются ежегодно в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил (далее — список получателей сертификатов).

6. Размер жилищной субсидии рассчитывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификата, в соответствии со статьей 5 Закона исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации, избранном гражданином для постоянного проживания, на дату утверждения списка получателей сертификатов.

Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

7. Размер жилищной субсидии в отношении граждан, продавших жилое помещение, принадлежавшее им на праве собственности, уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи этого жилого помещения. В случае расхождения сумм, указанных в договоре купли-продажи жилого помещения и в справке органа технической инвентаризации на дату заключения договора купли-продажи, для расчета жилищной субсидии принимается наибольшая сумма.

8. Состав семьи гражданина определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом количества лиц, имеющих общий финансовый лицевой счет, зарегистрированных и постоянно проживающих с данным гражданином по одному месту жительства на дату утверждения списка получателей сертификатов.

9. Бланки сертификатов выпускаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.

10. Хранение бланков сертификатов осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению бланков строгой отчетности, на федеральном уровне — Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

11. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 апреля, утверждает распределение сертификатов по субъектам Российской Федерации на основании представленных органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации заявок на бланки сертификатов в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий Закона, а при отсутствии заявок — с учетом минимального размера жилищной субсидии, рассчитываемого в соответствии с методикой распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 433.

12. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 месяца с даты утверждения распределения сертификатов по субъектам Российской Федерации формируют список получателей сертификатов на соответствующий год по форме согласно приложению N 2 (оформляется на бланке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Включение граждан в указанный список осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в той же последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее — Положение о регистрации и учете граждан).

13. Совокупный размер жилищных субсидий по сертификатам, выданным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации гражданам в течение года, не может превышать размер средств федерального бюджета, предусмотренных данному субъекту Российской Федерации на финансирование мероприятий Закона в этом году.

14. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении направляет гражданам, которым предполагается выдать сертификаты в соответствии со списком получателей сертификатов, уведомления по форме согласно приложению N 3, которые оформляются на бланке органа исполнительной власти Российской Федерации (далее — уведомления).

15. Для оформления сертификата гражданин в течение 1 месяца с даты получения уведомления представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором состоит на учете, заявление о предоставлении сертификата по форме согласно приложению N 4, а также оригиналы с копиями следующих документов:

а) документы, удостоверяющие личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

б) справка о составе семьи заявителя и о занимаемом жилом помещении;

в) документ, подтверждающий трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

г) пенсионное удостоверение — для пенсионеров;

д) справка об инвалидности — для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

е) справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным — для безработных, состоящих не менее 1 года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Копии документов остаются в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оригиналы возвращаются заявителю.

16. В случае продажи гражданином жилого помещения, принадлежавшего ему на праве собственности, гражданин в течение 1 месяца с даты получения уведомления представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор купли-продажи жилого помещения и справку органа технической инвентаризации о его стоимости.

17. Сертификаты в соответствующем году не выдаются, если:

а) гражданин сообщил о продаже жилого помещения с нарушением срока, предусмотренного пунктом 16 настоящих Правил;

б) являющиеся основанием для предоставления жилищной субсидии сведения в документах, представленных гражданином для получения жилищной субсидии, не соответствуют действительности;

в) гражданин после его постановки на учет для получения жилищной субсидии ухудшил свои жилищные условия в результате дарения, обмена занимаемого жилого помещения или приведения его в непригодное для проживания состояние.

18. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет проверку документов, представленных гражданином в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, вносит изменения в учетное дело гражданина, оформляемое в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, и в список получателей сертификатов и в течение 2 месяцев с даты отправления уведомлений гражданам утверждает указанный список.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации публикует списки получателей сертификатов в средствах массовой информации и обеспечивает свободный доступ граждан к указанным спискам.

Изменения в список получателей сертификатов могут быть внесены в случае замены сертификатов или их дополнительного выпуска.

19. Бланки сертификатов заполняют должностные лица, уполномоченные на то соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи гражданину.

20. Выдача сертификатов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Сертификаты выдаются в течение 2 месяцев с даты опубликования в средствах массовой информации списков получателей сертификатов.

Корешок выданного сертификата остается в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшем сертификат.

21. Сертификаты, за получением которых граждане, включенные в список получателей сертификатов, не обратились в течение 2 месяцев после опубликования списка в средствах массовой информации, подлежат аннулированию.

Указанные граждане сохраняют право на получение жилищной субсидии, и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производящий регистрацию и учет граждан, при соответствующем обращении гражданина может принять решение о его повторной регистрации на общих основаниях.

22. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ведет реестр выданных сертификатов по форме согласно приложению N 5 (далее — реестр) и не реже 1 раза в 2 недели направляет его факсимильной связью в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в реестрах, в целях соблюдения пункта 13 настоящих Правил, а также выявления граждан, которые ранее реализовали свое право на получение жилищной субсидии.

При наличии замечаний реестр возвращается в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в недельный срок дорабатывает его и повторно направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

23. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок после окончания выдачи сертификатов направляет факсимильной связью в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о количестве выданных сертификатов, об остатке неиспользованных средств федерального бюджета и о дополнительной потребности в сертификатах по форме согласно приложению N 6 (оформляются на бланке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

24. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в 10-дневный срок определяет потребность в дополнительном выпуске бланков сертификатов, утверждает распределение дополнительного выпуска бланков сертификатов по субъектам Российской Федерации и направляет их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

25. При необходимости замены сертификата в связи с его порчей или утратой, изменением состава семьи, в том числе смертью владельца или члена его семьи, владелец сертификата либо член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности остальных членов семьи, в период установленного срока действия сертификата представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший сертификат, заявление о его замене по форме согласно приложению N 7 и ранее выданный сертификат (за исключением случая его утраты).

26. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления о замене сертификата и ранее выданного сертификата (за исключением случая его утраты) принимает решение о замене сертификата, вносит соответствующие изменения в список получателей сертификатов и направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации заказным письмом с уведомлением о вручении обращение по форме согласно приложению N 8 (оформляется на бланке органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), перечень сертификатов, подлежащих аннулированию (замене), согласно приложению N 9 и сертификаты с корешками, подлежащие аннулированию (замене).

27. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в течение 5 рабочих дней выпускает новые бланки сертификатов взамен утративших силу и направляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

28. Замененные сертификаты, а также дополнительно выпущенные сертификаты выдаются в течение 1 месяца с даты их получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Размер жилищной субсидии и срок действия нового сертификата определяются в соответствии с пунктами 6 и 19 настоящих Правил в зависимости от даты выдачи первого сертификата и исходя из состава семьи гражданина на дату внесения соответствующего изменения в список получателей сертификатов.

В случае смерти владельца сертификата или члена его семьи размер жилищной субсидии и состав семьи гражданина определяется в соответствии с пунктами 6 и 8 настоящих Правил на дату внесения соответствующего изменения в список получателей сертификатов, а срок действия нового сертификата исчисляется с даты его выдачи.

При замене сертификата орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в правом верхнем углу нового сертификата и на корешке сертификата указывает: «Взамен сертификата серия _______ N ______».

29. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может передавать органу местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление следующих полномочий:

а) направление гражданам уведомлений согласно пункту 14 настоящих Правил;

б) прием от граждан документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, а также их проверка;

в) хранение и выдача сертификатов, а также ведение реестров выданных сертификатов;

г) прием от владельцев сертификатов заявлений об их замене;

д) заключение с гражданами соглашений о расторжении договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений или договоров мены принадлежащих им жилых помещений на сертификаты;

е) информирование граждан о кредитных организациях, участвующих в реализации Закона.

30. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления обеспечивают свободный доступ граждан к информации, касающейся получения жилищных субсидий, условий и срока получения сертификатов, в том числе указывают адрес, по которому выдают сертификаты, и телефоны, по которым можно получить разъяснения о порядке оформления и представления документов для получения жилищных субсидий.

31. Гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, сертификат выдается при условии принятия им и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения с отсрочкой исполнения обязательств по соглашению.

Гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, сертификат выдается при условии подписания им и всеми совершеннолетними членами его семьи договора, предусматривающего безвозмездную передачу этого жилого помещения после приобретения жилого помещения по сертификату.

Условия выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении на других основаниях, и порядок отчуждения такого жилого помещения определяются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

32. Расторжение договора социального найма или отчуждение жилого помещения, предусмотренное пунктом 31 настоящих Правил, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2-месячный срок после получения им копии сертификата с отметкой, проставленной кредитной организацией или ее филиалом в соответствии с порядком финансирования мероприятий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

33. Жилищная субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичном порядке путем зачисления средств федерального бюджета на банковский счет, открытый в кредитной организации.

Кредитная организация при предъявлении сертификата заключает с владельцем сертификата договор банковского счета и открывает отдельный блокированный лицевой счет (далее — счет).

34. Средства со счета могут быть использованы владельцем сертификата на оплату приобретаемого жилого помещения, а также в случаях, предусмотренных пунктом 46 настоящих Правил.

35. Участие кредитной организации в реализации Закона осуществляется на основании соглашения, заключенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с кредитной организацией, отобранной на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечень кредитных организаций, участвующих в реализации Закона.

36. Владелец сертификата может приобретать у любых физических и (или) юридических лиц жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек, а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый дом).

Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате.

37. Общая (жилая) площадь приобретаемого за счет средств жилищной субсидии жилого помещения (жилых помещений) в расчете на одного человека не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет по улучшению жилищных условий в месте приобретения жилья.

38. Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение как за счет средств жилищной субсидии, так и с использованием дополнительно собственных, заемных (кредитных) или иных средств.

39. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, указанных в сертификате.

40. В случае приобретения гражданином за счет средств жилищной субсидии или с привлечением собственных, заемных (кредитных) или иных средств более одного жилого помещения на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, право собственности на эти жилые помещения реализуется по договоренности лиц, указанных в сертификате.

41. Государственная регистрация прав на приобретаемое жилое помещение производится в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом соответствующих требований статьи 9 Закона.

42. Договор банковского счета может быть расторгнут в течение срока действия сертификата по письменному заявлению владельца сертификата, при этом счет закрывается в установленном порядке, остаток средств перечисляется в соответствии с порядком финансирования мероприятий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а сертификат возвращается его владельцу.

43. Владелец сертификата в течение срока действия сертификата обязан представить в кредитную организацию договор (договоры), служащий (служащие) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения).

Одновременно владелец сертификата сдает в кредитную организацию платежное поручение на оплату договора о приобретении жилого помещения со своего счета либо предоставляет такое право кредитной организации в соответствии с договором банковского счета.

44. Обязательным условием договора о приобретении жилого помещения является указание, что его оплата (полностью или частично) производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде жилищной субсидии, право на получение которой удостоверяется сертификатом, и что перечисление средств продавцу жилого помещения осуществляется безналичным путем.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер жилищной субсидии, указанный в сертификате, в договоре о приобретении жилого помещения определяется порядок уплаты недостающей суммы с учетом того, что недостающая сумма должна быть уплачена продавцу жилого помещения до перечисления средств жилищной субсидии.

45. Действие настоящих Правил распространяется также на договор уступки требования на жилое помещение, заключенный владельцем сертификата и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано.

46. В случае приобретения владельцем сертификата жилья за счет кредитных (заемных) средств организаций (кредитных организаций) или физических лиц допускается перечисление средств жилищной субсидии организациям (кредитным организациям) или физическим лицам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в кредитной организации на приобретение жилья, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

47. Изменение жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью сертификатов, осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

48. В случае если владелец сертификата не приобрел жилое помещение за счет предоставленной ему жилищной субсидии, он сохраняет право на получение жилищной субсидии, при этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производящий регистрацию и учет граждан, при соответствующем обращении гражданина может принять решение о его повторной регистрации на общих основаниях.

49. Погашение сертификатов осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации при приобретении жилого помещения, аннулировании (замене) сертификата или его возврате, а также по истечении срока действия сертификата, если в кредитную организацию не предъявлен договор о приобретении жилого помещения.