Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий судебная практика

Дело N24-КГ16-24. О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязании поставить на учет и предоставить жилое помещение по договору социального найма.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 января 2017 г. N 24-КГ16-24

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Горохова Б.А., Киселева А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мацоры Я.О. и Мацоры Д.В. к администрации муниципального образования «Город Майкоп», комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» об оспаривании решения, о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Майкоп» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 26 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения Мацоры Д.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Мацора Я.О. и Мацора Д.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп», комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований истцы указали на то, что состоят в браке, имеют двоих несовершеннолетних детей, один из которых Мацора Ростислав Данилович, г. рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20 января 2016 г., утвержденным распоряжением Главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 24 января 2016 г. N 362-р, Мацоре Д.В. отказано в удовлетворении заявления о постановке его с членами семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что они не являются малоимущими.

С учетом уточненных исковых требований истцы просили признать данное решение незаконным, возложить на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанность поставить Мацору Д.В. в составе семьи из четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как семью, имеющую ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее кв. м.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 4 марта 2016 года иск Мацоры Я.О. и Мацоры Д.В. удовлетворен частично. Решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20 января 2016 г., утвержденное распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» от 24 февраля 2016 г. N 362-р, об отказе Мацоре Д.В. в составе семьи из четырех человек в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, признано незаконным. На администрацию муниципального образования «Город Майкоп» возложена обязанность поставить семью Мацоры Д.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилого помещения общей площадью не менее кв. м отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 26 апреля 2016 года решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменено, в указанной части принято новое решение, которым исковые требования Мацоры Я.О. и Мацоры Д.В. к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению их семье, как имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее кв. м, удовлетворены.

В кассационной жалобе администрацией муниципального образования «Город Майкоп» ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 26 апреля 2016 года, как принятого с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 16 ноября 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 20 декабря 2016 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Представитель администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Мацора Я.О. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено, что Мацора Д.В. и Мацора Я.О. с 21 августа 2010 г. состоят в браке, у них имеются двое несовершеннолетних детей Мацора Р., года рождения, и Мацора И., года рождения (л.д. 9 — 11).

Семья Мацоры Д.В. проживает в квартире, расположенной по адресу: , принадлежащей матери Мацоры Д.В. — Мацоре В.И. (л.д. 8, 12).

Супруги Мацора Д.В. и Мацора Я.О., их несовершеннолетние дети Мацора Р.Д. и Мацора И.Д. объектов недвижимости в собственности не имеют (л.д. 6).

Согласно заключению ВК ГБУ здравоохранения Республики Адыгея «Майкопская городская детская поликлиника N 1» от 19 октября 2015 г. N 410 Мацора Р.Д. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 (л.д. 7, 20).

Распоряжением Главы муниципального образования «Город Майкоп» от 24 февраля 2016 г. N 362-р семье Мацоры Д.В., состоящей из четырех человек, отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка расчета порогового значения совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального образования «Город Майкоп», утвержденного постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 27 октября 2006 г. N 102-ПС/1006 (л.д. 44).

Удовлетворяя исковые требования Мацоры Д.В. и Мацоры Я.О. о признании недействительным решения и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как семьи, имеющей ребенка-инвалида, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, суд первой инстанции исходил из того, что семья Мацоры Д.В., состоящая из четырех человек, подлежит постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством Российской Федерации, в связи с чем признание их малоимущими не требуется.

Отказывая в удовлетворении иска в части предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции сослался на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно лишь при наделении администрации муниципального образования «Город Майкоп» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Однако администрация такими полномочиями не наделена.

Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения и удовлетворяя данные требования, суд апелляционной инстанции указал на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., осуществляется органом местного самоуправления, которым и является администрация муниципального образования «Город Майкоп».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2) ; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3) .

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями ( часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы , условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления ( пункт 3 части 1 статьи 14 , пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям ( часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1) .

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы , предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне ( пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ ( статья 17 ) . До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая) ; в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья) .

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем документы, подтверждающие право Мацоры Д.В. и членов его семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцами представлены не были, малоимущими они в установленном законом порядке не признаны, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для принятия Мацоры Д.В. и членов его семьи на соответствующий жилищный учет сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Учитывая вышеприведенные положения закона и обстоятельства дела вывод судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея о том, что семья истцов в составе 4 человек с учетом наличия у Мацоры Р.Д. соответствующего заболевания подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее кв. м не основан на материалах дела и правильным быть признан не может.

Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма семьи истцов по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с указанной нормой только Мацора Р., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи Мацоры таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают.

Указанные обстоятельства не были учтены и проверены судом первой инстанции, недостатки принятого по делу решения судом апелляционной инстанции не устранены.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 4 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 26 апреля 2016 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Улучшение жилищных условий – проблема, остро стоящая перед многими гражданами Российской Федерации. Содействие в её решении оказывает государство.

Органами власти принимается комплекс мер, направленный на улучшение жилищных условий в стране.

Наблюдается это в принятии федеральных программ, в соответствии с которыми нуждающиеся семьи могут рассчитывать на улучшение условий проживания в 2018 году.

Законодательство

В соответствии с законодательством страны получить льготное кредитование на проведение строительства недвижимости или его покупку могут только семьи, нуждающиеся в этом.

Категории нуждающихся граждан определяет Жилищный Кодекс РФ и постановления глав администрации субъектов РФ.

Какие семьи относятся?

На основании статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий в 2018 году являются:

  1. Семьи, проживающие на жилплощади, метраж которой не соотносится с числом людей, в ней прописанных. Число квадратных метров на человека определяется каждым субъектом в отдельности.
  2. Семьи, живущие в недвижимости, не соответствующей требованиям санитарии, гигиены и строительства.
  3. Семьи, живущие в коммунальных квартирах вместе с другими семьями, если в составе имеются члены, больные хроническими заболеваниями, ввиду которых проживание с ними совместно не является возможным. К таким заболеваниям относятся психические расстройства, туберкулез и другие.
  4. Семьи, живущие в комнатах общежитий.
  5. Семьи, продолжительный срок времени проживающие на условиях аренды и не имеющие собственной жилой площади.

Если у семьи отсутствуют в распоряжении помещения для жительства, то они не занимают:

  • помещения, снимаемые по договору социального найма, такая недвижимость предоставляется государственным фондом страны;
  • помещения по договору аренды, дарения, наследования, долевого строительства, это положение предотвращает вероятность вторичного строительства недвижимости на льготных условиях.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий в 2018 году

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий есть в каждом городе.

Отдельно задача по льготному кредитованию таких граждан и предоставлению нового жилья стоит перед местными властями, которые:

  • составляют список семей (ставят на учет в соответствии со статьей 52 ЖК РФ);
  • поочередно для каждой из них предоставляет новое место жительства.

К гражданам, нуждающимся в улучшении условий проживания, относятся (на основании ЖК РФ):

  • граждане, не являющиеся нанимателями помещений по договору соц. найма, не обеспеченные необходимой площадью;
  • семьи, проживающие в жилье, признанным аварийным;
  • граждане, проживающие в неизолированных комнатах, если они не связаны близкими родственными отношениями;
  • граждане, живущие в домах для престарелых людей или инвалидов, имеющие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, они относятся к категории нуждающихся, если жилье за ними не было сохранено или они не могут по определенным причинам заселиться обратно в помещение, из которого ранее выбыли;
  • Работники-специалисты, прибывшие по направлению, полученному от органов государственной власти или иных муниципальных образований, на работу на территории, уровень радиоактивности в которых составляет более 5 мКи/кв.км, то же самое касается и территорий, к ним приравненных;
  • дети, оставшиеся без родителей, не имеющие в собственности недвижимость и те, которые не могут быть вселены обратно из помещения, в котором проживали ранее по определенным причинам;
  • супруги, родившие детей без заключения брачного союза, разведенные супруги (потерявшие супруга), воспитывающие детей, если они не нанимают жилую площадь по договору соц. найма, не проживают в объекте долевого строительства, не имеют жилплощади в собственности; то же самое касается и супругов, вступивших в первый брак.

Интересует размер выплаты молодым семьям на улучшение жилищных условий? Смотрите тут.

Постановка на учет

Встать на учет на получение нового жилья может нуждающийся гражданин Российской Федерации.

За одним человеком закреплена площадь менее 10 кв.м. Во внимание не требуется принимать квадратные метры, имеющиеся в личной собственности.

Как получить место в очереди на улучшение условий проживания? Для этого требуется собрать документы:

  • ксерокопия документа, подтверждающая права на собственность, имеющуюся в распоряжении;
  • ксерокопии санитарного паспорта для семей, проживающих в общежитиях или квартирах коммунального типа;
  • справка, взятая с места работы о доходах;
  • справка о состоянии жилья, которым располагает семья;
  • ксерокопии свидетельств рождения;
  • справки о наличии хронической болезни у одного или нескольких членов семьи (при наличии).

Следующим шагом требуется обратиться в местный орган власти, составить заявление и приложить к нему документы.

Затем, как закончится срок рассмотрения заявления, заявитель получит ответ. Если будет вынесен отказ, то требуется указать его причины.

Статус нуждающегося гражданина получить не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Для этого его заработок не должен быть выше прожиточного минимума, установленного в регионе.

В прошлом году размер прожиточного минимум в Москве и Московской области составлял от 10.000 до 12.000 рублей.

Справку о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий требуется получать в местном органе самоуправления.

Для этого требуется предоставить сведения о:

  • состоянии жилья;
  • количестве человек, в нем проживающих;
  • общей площади.

Отказ в признании

Семьям, подавшим заявление с требованием улучшения жилищных условий, может быть вынесен отказ в соответствии со статьей 54 ЖК РФ по таким основаниям:

  • не собрана требуемая документация;
  • собранный пакет документов не подтверждает права семьи на получение нового жилья;
  • прошло менее пяти лет с момента намеренного ухудшения условий проживания.

Отказ выдается в течение трех дней с момента его принятия.

Обращение в суд

Если семью не устраивает отказ комиссии, то они имеют право на его обжалование в суде.

Для этого требуется составить иск с просьбой признать постановление комиссии недействительным.

В составленном иске требуется указать следующие сведения:

  • название судебной инстанции, в которой будет рассматриваться дело;
  • ФИО истца, место регистрации;
  • наименование органа власти, постановление которого истец просит признать недействительным;
  • перечислить пакет документации, прилагаемой к заявлению (в том числе и квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины).

Как действует программа улучшения жилищных условий? Читайте здесь.

Когда можно получить материнский капитал на улучшение жилищных условий? Подробности в этой статье.

Иск необходимо удостоверить подписью. На заявлении требуется поставить дату направления документа в суд. При составлении заявления требуется четко указывать требования.

Документ рекомендуется писать собственноручно.

Если имеется возможность, то лучше всего воспользоваться юридической помощью. Это позволит избежать ошибок и неточностей при составлении иска.

Нуждающиеся люди в улучшении жилищных условий определяются действующим законодательством страны. Они имеют право на получение льготного кредитования или недвижимости.

На видео об учете нуждающихся

Мосгорсуд разобрал ошибки столичных судей-цивилистов

Московский городской суд представил на своем сайте обобщение судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав малоимущих граждан при снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обобщение подготовлено по результатам изучения дел, рассмотренных районными судами, апелляционной и кассационной инстанциями МГС за 2014 год и первое полугодие 2015 года.

Как отмечается, анализ практики показал «наличие вопросов, которые вызывают затруднение при рассмотрении указанных дел». В частности, имеет место неправильное применение норм материального права некоторыми судами Москвы по делам, по которым заявители требуют признать незаконными распоряжения ДГИ города Москвы (ранее – ДЖП и ЖФ города Москвы) об отказе в признании малоимущими, постановке на учет в качестве нуждающихся, о снятии с учета, принятые на основании наличия в семье площади жилого помещения более учетной нормы.

Анализируя одно из решений, Мосгорсуд также отмечает, что при рассмотрении гражданских дел о признании незаконным распоряжений ДГИ города Москвы (ранее – ДЖП и ЖФ города Москвы) о снятии с учета на улучшение жилищных условий судам необходимо принимать во внимание дату, когда заявители были поставлены на учет для установления норм материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям.

Хабаров В. В. обратился в Пресненский районный суд Москвы с иском к ДЖП и ЖФ города Москвы о признании распоряжения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований истец указал, что зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес изъят), где занимает комнату (номер изъят) жилой площадью 18,5 кв. м. Ранее указанный дом являлся общежитием коридорной системы. Истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года по категории «общие основания». Распоряжением ДЖП и ЖФ города Москвы от 20 декабря 2013 года в связи с исключением комнаты, в которой проживает истец, из специализированного жилищного фонда города Москвы и оформлением с Хабаровым В. В. договора социального найма истец снят с жилищного учета. В связи с тем что фактического изменения жилищных условий не происходило, истец посчитал действия по снятию его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными.

Решением Пресненского районного суда Москвы от 25 сентября 2014 года в удовлетворении заявления Хабарова В. В. отказано. Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд исходил из того, что с Хабаровым В. В. заключен договор социального найма на занимаемую им комнату в коммунальной квартире, площадь которой превышает норму предоставления, что повлекло улучшение жилищных условий истца, в результате чего у него отпали основания состоять на жилищном учете.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда не согласилась. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2015 года решение Пресненского районного суда Москвы от 25 сентября 2014 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым требования Хабарова В. В. о признании распоряжения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены. Распоряжение ДЖП и ЖФ города Москвы от 20 декабря 2013 года о снятии Хабарова В. В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признано незаконным и отменено. Суд обязал ДГИ города Москвы восстановить Хабарова В. В. на жилищном учете для улучшения жилищных условий, учетное дело (номер изъят), по категории учета «общие основания» с 27 декабря 1996 года.

При отмене решения Пресненского районного суда Москвы судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда руководствовалась тем, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3–6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Из приведенной нормы права следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3–6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР (в редакции, действующей на дату постановки истца на жилищный учет) граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

В нарушение указанных норм права суд посчитал, что перевод спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда в фонд социального использования города Москвы и заключение с истцом договора социального найма на занимаемую им жилую комнату является улучшением жилищных условий, в результате которых у лиц, ставших на жилищный учет до 1 марта 2005 года, отпадают основания для предоставления им жилого помещения. В материалы дела представлена карточка учета жилого помещения, в котором проживает истец, из которой усматривается, что жилая площадь занимаемого Хабаровым В. В. помещения составляет 18,5 кв. м. Указанную жилую площадь истец занимает с 1996 года, и его жилищные условия не изменялись. Материалами дела подтверждается, что Хабаров В. В. как проживал в комнате площадью 18,5 кв. м. в общежитии коридорного типа, так и продолжает проживать в указанной комнате. Изменение площади данного жилого помещения на момент издания оспариваемого Распоряжения не производилось.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в иске, поскольку в данном случае у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для снятия Хабарова В. В. с жилищного учета на основании Закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 в связи с изменением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретение в собственность с помощью города Москвы жилого помещения. То обстоятельство, что в результате издания административного акта, в связи с передачей общежития в муниципальную собственность, изменился правовой статус жилого помещения, само по себе не является улучшением жилищных условий.

С полным текстом обобщения Мосгорсудом судебной практики по делам об обеспечении жилищных прав малоимущих граждан при снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, можно ознакомиться здесь.