Публичное акционерное общество закон

Оглавление:

В чем отличие публичного акционерного общества от ОАО?

Публичное акционерное общество — новый термин в российском гражданском законодательстве. На первый взгляд может показаться, что непубличные и публичные акционерные общества — это всего лишь новые названия для ЗАО и ОАО. Но так ли это на самом деле?

Образец устава ПАО.doc

Что означает публичное акционерное общество

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ) Гражданский кодекс РФ был дополнен рядом новых статей. Одна из них, ст. 66.3 ГК РФ, вводит новую классификацию акционерных обществ. На смену уже ставшим привычными ЗАО и ОАО теперь пришли НАО и ПАО — непубличное и публичное акционерное общество. Это не единственное изменение. В частности, из ГК РФ теперь исчезло понятие общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Впрочем, они и так не пользовались особой популярностью: по данным ЕГРЮЛ на июль 2014 года, в России их насчитывалось всего около 1 000 — при 124 000 ЗАО и 31 000 ОАО.

Что значит публичное акционерное общество? В действующей редакции ГК РФ это акционерное общество, в котором акции и другие ценные бумаги могут свободно продаваться на рынке.

Правила о публичном акционерном обществе применяются к АО, в уставе и названии которого указывается, что АО является публичным. К ПАО, созданным до 01.09.2014, чье фирменное название содержит указание на публичность, применяется правило, установленное п. 7 ст. 27 закона «О внесении изменений…» от 29.06.2015 № 210-ФЗ. Такое ПАО не имеющее публичных выпусков акций до 01.07.2020 года должно:

  • обратиться в Центральный банк с заявлением о регистрации проспекта акций,
  • исключить из своего наименования слово «публичные».

Помимо акций АО может производить эмиссию и других ценных бумаг. Однако ст. 66.3 ГК РФ предусматривает статус публичности лишь для тех бумаг, которые конвертируются в акции. В результате непубличные общества могут вводить в публичный оборот ценные бумаги за исключением акций и бумаг в них конвертируемых.

Чем отличается публичное акционерное общество от открытого

Рассмотрим отличие от ОАО публичного акционерного общества. Изменения хотя и не принципиальны, однако их незнание может серьезно осложнить жизнь руководству и акционерам ПАО.

Раскрытие сведений

Если ранее обязанность раскрывать информацию о деятельности ОАО была безусловной, то сейчас публичное общество вправе обратиться в Центробанк РФ с заявлением об освобождении от нее. Этой возможностью могут воспользоваться публичные и непубличные общества, однако именно для публичных освобождение куда актуальнее.

Кроме того, для ОАО ранее требовалось вносить в устав сведения о единственном акционере, а также публиковать эти сведения. Сейчас достаточно внести данные в ЕГРЮЛ.

Преимущественное право на покупку акций и ценных бумаг

ОАО было вправе предусматривать в своем уставе случаи, когда дополнительные акции и ценные бумаги подлежат преимущественной покупке уже имеющимися акционерами и владельцами бумаг. Публичное акционерное общество обязано во всех случаях руководствоваться только Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — Закон № 208-ФЗ). Ссылки на устав силы больше не имеют.

Ведение реестра, счетная комиссия

Если для ОАО в отдельных случаях допускалось ведение реестра акционеров собственными силами, то публичные и непубличные акционерные общества всегда обязаны делегировать эту задачу специализированным организациям, имеющим лицензию. При этом для ПАО реестродержатель обязательно должен быть независимым.

То же самое касается и счетной комиссии. Теперь вопросы, относящиеся к ее компетенции, должна решать независимая организация, у которой есть лицензия на соответствующий вид деятельности.

Управление обществом

Для ОАО совет директоров был обязательным органом лишь в случае, если число акционеров общества было более 50. Сейчас же коллегиальный орган с не менее чем 5 членами — неотъемлемая часть ПАО. О том, как составить положение о таком органе можно узнать из статьи Положение о совете директоров АО – образец.

Публичные и непубличные АО: в чем отличия?

Исходя из содержания ст. 66.3 ГК РФ, различия между публичным и непубличным акционерным обществом заключаются, прежде всего, в следующем:

  1. По большому счету к ПАО применяются правила, ранее относившиеся к ОАО. НАО же — это в основном бывшие ЗАО.
  2. Главный признак ПАО — это открытый перечень возможных покупателей акций. НАО же не вправе предлагать свои акции на публичных торгах: такой шаг в силу закона автоматически превращает их в ПАО даже без внесения изменений в устав.
  3. Для ПАО порядок управления жестко закреплен в законе. К примеру, по-прежнему сохраняется норма, согласно которой к компетенции совета директоров или исполнительного органа нельзя относить вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием. Непубличное же общество может передать часть этих вопросов коллегиальному органу.
  4. Статус участников и решение общего собрания в ПАО должен в обязательном порядке подтверждать представитель организации-реестродержателя. У НАО есть выбор: можно воспользоваться тем же механизмом либо обратиться к нотариусу.
  5. Непубличное акционерное обществопо-прежнему вправе предусматривать в уставе или корпоративном договоре между акционерами право на преимущественную покупку акций. Для публичного акционерного общества такой порядок абсолютно недопустим.
  6. Корпоративные договоры, заключаемые в ПАО, должны раскрываться. Для НАО же достаточно уведомления общества о факте заключения такого договора.
  7. Процедуры, предусмотренные главой XI.1 Закона № 208-ФЗ, касающиеся предложений и уведомлений о выкупе ценных бумаг, после 1 сентября 2014 года не применяются к АО, путем изменений в уставе официально зафиксировавших свой статус непубличных.

Корпоративный договор в акционерных обществах

Нововведением, во многом касающимся ПАО и НАО, является и корпоративный договор. По этому соглашению, заключаемому между акционерами, все или некоторые из них обязуются использовать свои права только определенным образом:

  • занимать единую позицию при голосовании;
  • устанавливать общую для всех участников цену на принадлежащие им акции;
  • разрешать или запрещать их приобретение в определенных обстоятельствах.

Однако и у договора есть свои ограничения: им нельзя обязать акционеров всегда соглашаться с позицией управляющих органов АО.

По сути, способы установления единой позиции всех или части акционеров существовали всегда. Однако теперь изменения в гражданском законодательстве перевели их из разряда «джентльменских соглашений» в официальную плоскость. Теперь нарушение корпоративного договора может даже стать поводом для того, чтобы признать решения общего собрания незаконными.

Для непубличных обществ такой договор может быть дополнительным средством управления. Если в корпоративном соглашении участвуют все акционеры (участники), то многие вопросы, касающиеся управления обществом, могут решаться через изменения не в уставе, а в содержании договора.

Кроме того, для непубличных обществ введена обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о корпоративных договорах, если по этим договорам правомочия акционеров (участников) серьезно изменяются.

Переименование ОАО в публичное акционерное общество

Для тех ОАО, которые решили продолжить работу в статусе публичного акционерного общества, требуется внести изменения в уставные документы. Срок на это законом не установлен, однако лучше все-таки не затягивать. В противном случае могут возникнуть как проблемы в отношениях с контрагентами, так и неоднозначность по поводу того, какие нормы закона должны применяться по отношению к ПАО. Закон № 99-ФЗ устанавливает, что неизмененный устав будет применяться в части, не противоречащей новым нормам закона. Однако что именно противоречит, а что нет, — вопрос спорный.

Переименование может происходить следующими способами:

  1. На специально созванном внеочередном собрании акционеров.
  2. На собрании акционеров, решающем другие текущие вопросы. В этом случае изменение названия АО будет выделено в качестве дополнительного вопроса на повестке дня.
  3. На обязательном ежегодном собрании.

Переоформление старых организаций в новые публичные и непубличные юридические лица

Сами по себе изменения могут касаться только названия — достаточно исключить из наименования слова «открытое акционерное общество», заменив их словами «публичное акционерное общество». Однако при этом следует проверить, не противоречат ли положения ранее действующего устава нормам закона. В частности, особо следует обратить внимание на нормы, касающиеся:

  • совета директоров;
  • преимущественного права акционеров на покупку акций.

В соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ обществу не потребуется оплата госпошлины, если изменения касаются приведения наименования в соответствие с законом.

Помимо АО, признаки публичности и непубличности теперь касаются и других организационных форм юридических лиц. В частности, закон сейчас прямо относит ООО к непубличным лицам. Для публичного акционерного общества изменения в устав вноситься должны. Но нужно ли это делать тем обществам, которые в силу нового закона должны рассматриваться как непубличные?

По сути, для непубличных обществ внесение изменений не обязательно. Тем не менее внести такие изменения все-таки желательно. Особенно это важно для бывших ЗАО. В противном случае такое наименование будет вызывающим анахронизмом.

Образец устава публичного акционерного общества: на что обратить внимание?

За истекшее после принятия Закона № 99-ФЗ время многие общества уже прошли процедуру регистрации изменений в устав. Те же, кому это только предстоит, могут воспользоваться образцом устава ПАО.

Однако, используя образец, надо, прежде всего, обратить внимание на следующее:

  • В уставе обязательно должно быть указание на публичность. Без этого общество становится непубличным.
  • Обязательно привлекать оценщика для того, чтобы в уставной капитал вносился имущественный вклад. При этом в случае неверной оценки и акционер, и оценщик должны отвечать субсидиарно в пределах суммы завышения.
  • Если акционер один, в уставе его можно не указывать, даже если в образце такой пункт содержится.
  • Возможно включение в устав норм о порядке аудита по требованию акционеров, владеющих минимум 10 % акций.
  • Преобразование в некоммерческую организацию больше не допускается, и в уставе таких норм быть не должно.

Этот перечень далеко не полон, поэтому при использовании образцов следует тщательно сверять их с действующим законодательством.

Термин «публичное акционерное общество»: перевод на английский

Поскольку многие российские ПАО осуществляют внешнеторговые операции, возникает вопрос: как они теперь должны официально именоваться по-английски?

Ранее в отношении ОАО использовался английский термин «open joint-stock company». По аналогии с ним нынешние публичные акционерные общества можно называть public joint-stock company. Такой вывод подтверждает и практика употребления этого термина по отношению к компаниям с Украины, где ПАО существуют уже давно.

Кроме того, следует учитывать и различие в правой терминологии англоязычных стран. Так, по аналогии с правом Великобритании теоретически допустим термин «рublic limited company», а с правом США — «рublic corporation».

Последнее, впрочем, нежелательно, поскольку может ввести в заблуждение иностранных контрагентов. По-видимому, вариант public joint-stock company является оптимальным:

  • он используется в основном только для организаций из постсоветских стран;
  • достаточно четко маркирует организационно-правовую форму общества.

Итак, что в итоге можно сказать о нововведениях в гражданском законодательстве, касающихся публичных и непубличных юридических лиц? В целом они делают систему организационно-правовых форм для коммерческих организаций в России более логичной и стройной.

Внести изменения в уставные документы несложно. Достаточно переименовать общество по новым правилам ГК РФ. Шагом вперед можно считать легализацию соглашений между акционерами (корпоративный договор согласно ст. 67.2 ГК РФ).

Все новое и интересное
для юриста — в нашей
e-mail рассылке!

ЮРИСТ?
Присоединяйся, обсуждай,
спрашивай — в наших группах!

Публичное акционерное общество закон

Эпопея вокруг разграничения публичных и частных акционерных обществ началась еще в 2014 году. Еще тогда экспертное сообщество и представители бизнеса подавали общественным избранникам сигнал о том, что для роста Украины в рейтингах стран по показателям простоты ведения бизнеса нашей стране необходимо семимильными шагами догонять европейское законодательство, регулирующее деятельность компаний. Среди прочего, речь шла и о том, что должно существовать разное регулирование для компаний, которые действуют исключительно в интересах их собственников (частные компании), и для компаний, которые имеют множество стейкхолдеров, следствием чего является повышенный общественный интерес к их деятельности (публичные компании).

Результатом вынесения данного вопроса в публичную плоскость стало:

– закрепление в Коалиционном соглашении в 2014 году необходимости усовершенствовать законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, и в последующем – работа над законопроектом № 4666 «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (работа в направлении реформирования частных компаний); и

– работа по разработке законодательства, улучшающего регулирование деятельности акционерных обществ (работа в направлении реформирования публичных компаний).

В рамках второго направления работы одним из ключевых заданий реформаторов стало углубление разграничения между публичными акционерными обществами (юридическими лицами, которые в теории должны олицетворять абсолютную прозрачность, а также действовать и принимать свои решения исходя из интересов всех своих стейкхолдеров) (ПАО) и частными акционерными обществами (менее открытыми к внешнему миру, но все равно достаточно законодательно регулируемыми компаниями в сравнении с, например, обществами с ограниченной ответственностью) (ЧАО).

Задача была не из легких, учитывая, что на тот момент разграничение между данными типами акционерных обществ было достаточно формальное: если количество акционеров превышало отметку 100 или общество собиралось осуществлять банковскую деятельность – дорога ему была в группу «публичных» акционерных обществ. Во всех остальных случаях общество могло существовать как в качестве ПАО, так и ЧАО. При этом требования к корпоративному управлению и порядку раскрытия информации в ПАО не существенно отличались от аналогичных требований в ЧАО. Дополнительно, ядром принятия решений и главными стейкхолдерами, как в ПАО, так и в ЧАО, были акционеры таких обществ, которые часто имели абсолютный контроль над операционной деятельностью и осуществляли управление компанией в ручном режиме.

Начало борьбы за разграничение

Первым шагом в направлении разграничения ПАО и ЧАО стала разработка и последующее принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов», который Парламент принял 7 апреля 2015 года (Закон № 289-VIII). Результатом принятия данного Закона стало:

– удаление ограничения по количеству акционеров для ЧАО и, как результат, возможность для ПАО, которые в результате приватизации в девяностых имели сотни и тысячи акционеров, изменить тип на ЧАО;

– появление в украинском законодательстве института «независимого директора» – члена наблюдательного совета, являющегося независимым от акционеров и других лиц, осуществляющих влияние на процесс принятия решений в компании, задачей которого, среди прочего, было обеспечение прозрачности принятия решений в компании и соблюдение прав миноритарных акционеров и кредиторов (в ПАО таких членов должно было быть не менее двух);

– переизбрание членов наблюдательного совета: в ПАО – ежегодно, в ЧАО – раз в три года; и

– закрепление обязательства для всех ПАО до 1 января 2018 года пройти процедуру листинга (включения в биржевой реестр) хотя бы на одной фондовой бирже.

Повышение требований к листинговым компаниям

Следующим этапом по разграничению ПАО и ЧАО стало повышение требований к листинговым компаниям (а учитывая, что к началу 2018 года все ПАО должны были пройти процедуру листинга – повышение требований ко всем ПАО). В данном случае эстафету у парламентариев переняли члены Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), которые в течение последних нескольких лет являются двигателем процесса реформирования законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ.

НКЦБФР своим решением № 1217 от 6 августа 2015 года внесла изменения в Положение о функционировании фондовых бирж и существенно повысила требования к компаниям, которые могут быть допущены к листингу на фондовой бирже. Ниже приводим примеры таких требований:

– для допуска акций эмитента к первому уровню листинга его чистый доход должен превышать 1000000000 гривен, тогда как ранее достаточно было более 100000000 гривен; для второго уровня листинга – 400000000 гривен (ранее – 50000000 гривен);

– был повышен минимальный уровень среднего значения рыночной капитализации эмитента: для первого уровня листинга – до 1000000000 гривен (в 10 раз); для второго уровня до 100000000 гривен (в 2 раза);

– доля акций в свободном обращении для компаний, допущенных к первому уровню листинга, должна составлять не менее 25 % (ранее 15 %), и у двух инвесторов суммарно не может быть более 50 % такой доли; и

– эмитенты первого уровня листинга обязаны ввести должность корпоративного секретаря, а также обязательно публиковать финансовую отчетность на украинском и английском языках.

Очевидно, что регулятор был настроен серьезно в вопросе разграничения «настоящих публичных» ПАО и так называемых «квази-ПАО». По утверждениям представителей НКЦБФР, данное решение являлось (и является до сих пор) стратегически правильным и рассчитано на среднюю и долгосрочную перспективу. Регулятор утверждал, что соблюдение высоких требований к ПАО и допуск компании к категории листинговых послужит индикатором инвестиционной привлекательности такой компании для иностранных инвесторов.

Реакция представителей отечественного бизнеса, в свою очередь, в большинстве своем была отрицательной: звучали обвинения в сторону регулятора в том, что упомянутое решение является «геноцидом» публичных компаний и что таким «административным» методом инвестиции в Украину привлечь не удастся. Кто из них в результате окажется прав, покажет время.

При этом мы скорее всего не ошибемся, если предположим, что именно решение НКЦБФР № 1217 стало первым серьезным поводом для ПАО задуматься о трансформации в ЧАО.

Как показала практика, пройти процедуру листинга удалось немногим: по состоянию на 1 мая 2016 года в биржевых реестрах находились акции всего 7 эмитентов. По состоянию на октябрь 2017 года количество таких эмитентов снизилось до 6.

Дополнительно, в преддверии 1 января 2018 года и соответствующего вступления в силу требования об обязательном прохождении листинга всеми ПАО общее количество ПАО начало таять на глазах. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, динамика изменения количества акционерных обществ в 2016 – 2017 годах выглядела следующим образом:

Публичные и непубличные общества

Публичные и непубличные общества

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится новая статья о публичных и непубличных обществах:

Статья 66 3 . Публичные и непубличные общества

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 66 2 . Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества
Статья 67. Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества →

Публичным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65 3 ) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;

2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65 3 ) или коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;

9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.

Комментарий к статье 66 3 ГК

Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.

Статьей установлено, что публичным хозяйственым обществом может быть только акционерное общество.

Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.

В статье 66.3 ГК РФ содержится ряд положений, которые могут быть включены в устав непубличного общества по единогласному решению участников (учредителей), например о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников.

Своим Письмом от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/[email protected] ФНС РФ разъяснила каким должно быть полное и сокращенное фирменное наименование публичного и непубличного АО:

фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным. При этом, по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное название общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное название общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО»;

в полном фирменном наименовании непубличного АО должны быть указаны слова «акционерное общество», в сокращенном — «акционерное общество» или «АО».

Понятие «публичные акционерные общества»
в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» новая редакция статьи 97 ГК развивает и детализирует понятие публичное общество в отношении АО:

Статья 97. Публичное акционерное общество

(по состоянию на 01.07.2018)

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66 3 ) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65 3 ), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к новой редакции статьи 97 ГК

Статьей 97 ГК устанавливается дополнительное требование к фирменному наименованию публичного акционерного общества — оно может (но НЕ должно) содержать указание на его публичность. Полагаю, что это может выглядеть так: «Публичное акционерное обществао «Однодневка». При этом (по логике законодателя) сведения о публичности заявить авансом, т.е. — еще при регистрации АО.

Другим обязательным требованием становится число членов наблюдательного совета — не менее 5.

Следует ожидать, что законодатель детализирует требования и положения о публичности, правах акционеров и прочих положений в законе об АО.

Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 25.09.2014, 04.07.2017

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

Полезные ссылки по теме «Публичные и непубличные общества»

Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

С 2018 года заработали законодательные изменения для акционерных обществ

С 01.01.2018 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг» от 16.11.2017 г. № 2210-VIII. Однако отдельные его положения будут действовать с 01.05.2018, 01.07.2018 и 01.01.2019.

Согласно «Заключительным и переходным положениям» данного Закона:

1. До 01.07.2019 размещение акций частным акционерным обществом, зарегистрированным до дня вступления в силу настоящего Закона, может осуществляться путем непосредственного письменного предложения акций такого акционерного общества заранее определенному кругу лиц, количество неквалифицированных инвесторов среди которых не может составлять или превышать 150 лиц, а также среди акционеров этого общества.

2. Базовые проспекты эмиссии ценных бумаг, зарегистрированные до дня вступления в силу данного Закона, являются недействительными со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Все эмитенты (кроме институтов совместного инвестирования), которые осуществляли публичное размещение ценных бумаг до дня вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые не осуществляли публичное предложение ценных бумаг, кроме эмитентов, обнародовавших уведомление о том, что они считаются такими, которые осуществляли публичное предложение ценных бумаг, в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

4. Эмитенты, ценные бумаги которых находятся в листинге на день вступления в силу данного Закона, считаются такими, которые осуществили публичное предложение ценных бумаг.

5. К акционерным обществам, считающимся такими, которые не осуществляли публичное предложение акций, применяются требования Закона Украины «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности частных акционерных обществ.

В случае если после дня вступления в силу этого Закона такими акционерными обществами принято решение об изменении размера уставного капитала, деноминации акций, эмиссии других ценных бумаг, нежели акции, получении новых лицензий и других разрешительных документов и/или получении документов, подтверждающих права общества на имущество, такие общества обязаны привести устав и другие внутренние документы в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах».

6. Акционерные общества не обязаны вносить изменения в свое наименование в связи с внесением данным Законом изменений в ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об акционерных обществах».

7. Положения ст. 68 Закона Украины «Об акционерных обществах» не применяются к публичным акционерным обществам в случае принятия ими решения об изменении типа общества, при условии, если:

  1. 1) уставом этого общества предусмотрено функционирование и создан наблюдательный совет и его комитеты;
  2. 2) уставом этого общества предусмотрен и сформирован наблюдательный совет путем кумулятивного голосования;
  3. 3) уставом этого общества предусмотрен и наблюдательный совет такого общества состоит не менее чем на одну треть из независимых директоров, при этом количество независимых директоров составляет не менее двух лиц.

В случае принятия публичным акционерным обществом решения об изменении типа общества к такому акционерному обществу требования относительно раскрытия информации, предусмотренные абз. 1 ч. 8 ст. 40 и абз. 1 ч. 4 ст. 41 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», применяются с даты принятия им решения об изменении типа общества.

8. Уставы и внутренние положения подлежат приведению в соответствие с данным Законом:

  • для публичных акционерных обществ и банков — до 01 января 2019 года;
  • для всех остальных акционерных обществ — до 01 января 2020 года.

9. Изменения, внесенные этим Законом в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» относительно сведений, которые дополнительно должны быть обнародованы в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, применяются к сведениям, которые возникнут после дня вступления в силу данного Закона.

Статья 97 ГК РФ. Публичное акционерное общество

Новая редакция Ст. 97 ГК РФ

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Комментарий к Ст. 97 ГК РФ

Деление акционерных обществ на открытые и закрытые очень часто подвергается критике. Во-первых, потому что закрытые акционерные общества с экономической точки зрения дублируют общества с ограниченной ответственностью, так как выполняют одни и те же функции — ограничивают ответственность участников и консолидируют мелкие и средние капиталы. Во-вторых, потому что существование закрытых обществ противоречит идее классических акционерных обществ, построенной на обеспечении свободного оборота капиталов, опосредуемого ценными бумагами — акциями.

Тем не менее российское законодательство такую разновидность акционерного общества признает и определяет ее главные особенности — невозможность открытой подписки (публичного размещения) акций и преимущественное право акционеров приобретения акций, которое по своему правовому содержанию схоже с соответствующим правом участников общества с ограниченной ответственностью.

При разрешении споров, связанных с использованием акционерами закрытого общества (обществом) преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества, необходимо иметь в виду следующее:

1) правило ч. 5 п. 3 ст. 7 Закона, закрепляющее за акционерами такое право, является императивным, в связи с чем это право не может быть ограничено договором о создании общества, его уставом либо иным внутренним документом общества;

4) акционер общества, имеющий намерение продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров данного общества и само общество, указав цену и другие условия продажи акций. Извещение акционеров осуществляется через общество, если иное не предусмотрено уставом, и за счет акционера, продающего свои акции;

5) акционеры, а в надлежащих случаях само общество могут воспользоваться преимущественным правом приобретения акций, продаваемых акционером, если они согласны приобрести предложенные им акции по цене и на условиях, указанных в извещении (цене предложения третьему лицу). Если цена, по которой акционеры (общество) изъявляют готовность приобрести акции, ниже предложенной третьим лицом или участники общества (общество) согласны купить лишь часть отчуждаемых акций, акционер вправе продать их третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных им другим акционерам и обществу;

6) если акционеры (общество) не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых к продаже, в течение двух месяцев со дня извещения их акционером либо в более короткий срок (но не менее 10 дней), предусмотренный уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его акционерам.

7) при отчуждении акционером принадлежащих ему акций третьему лицу по цене, которую готовы были уплатить в пределах установленного Законом (уставом) срока акционеры общества (общество), акционеры или общество, чье преимущественное право на приобретение акций нарушено, вправе в течение трех месяцев с момента, когда они узнали или должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода прав и обязанностей покупателя этих акций на соответствующее заинтересованное лицо;

8) предусмотренное Законом преимущественное право приобретения акций не применяется в случаях безвозмездного отчуждения их акционером (по договору дарения) либо перехода акций в собственность другого лица в порядке универсального правопреемства.

9) преимущественное право акционеров (общества) действует при отчуждении участником этого общества акций только путем продажи. (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

Другой комментарий к Ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с законодательством РФ АО бывают двух типов: открытые и закрытые. Указание на то, является АО открытым или закрытым, должно содержаться в его фирменном наименовании (п. 1 ст. 4 Закона об АО), в уставе общества (п. 3 ст. 11 того же Закона).

2. Основные признаки открытого акционерного общества:

1) его акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров общества;

2) общество вправе проводить подписку на свои акции среди неограниченного круга лиц. Оно вправе также проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями нормативных актов РФ;

3) число учредителей и акционеров общества не ограничено;

4) минимальный размер уставного капитала общества составляет не менее 1000-кратной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества (ст. 26 Закона об АО);

5) общество обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет, бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков общества, проспект эмиссии акций в случаях, предусмотренных законодательством РФ; информацию о проведении общих собраний и ряд других сведений, определенных законодательством РФ в соответствии со ст. 92 Закона об АО.

3. Основные признаки закрытого акционерного общества:

1) его акции распределяются среди учредителей общества или иного заранее определенного круга лиц;

2) минимальный уставный капитал общества должен составлять не менее 100-кратной суммы МРОТ, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества (ст. 26 Закона об АО). Минимальный размер уставного капитала народных предприятий, создаваемых в форме закрытых акционерных обществ, должен составлять не менее 1000-кратного МРОТ (п. 7 ст. 4 Закона о народных предприятиях). Минимальный размер уставного капитала кредитных и страховых организаций определяется специальными нормативными актами;

3) число акционеров общества не должно превышать 50. Если указанный предел будет превышен, общество в течение года должно быть преобразовано в открытое, в противном случае оно подлежит ликвидации в соответствии со ст. 21 Закона об АО. В акционерных обществах работников (народных предприятиях) число акционеров не должно превышать 5 тыс. (п. 4 ст. 9 Закона о народных предприятиях);

4) акционеры пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций (п. 3 ст. 7 Закона об АО).

Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи. Извещение осуществляется через АО.

В случае если акционеры общества и (или) само общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам.

При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) само общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

4. Закрытое акционерное общество может быть преобразовано в открытое акционерное общество, и наоборот. При этом данная процедура не является разновидностью реорганизации юридического лица, так как не изменяется организационно-правовая форма юридического лица — оно остается акционерным обществом.