Регистрация грузового авто в военкомате

Постановка грузового автомобиля на учет в ГИБДД

Чтобы без проблем перемещаться по дорогам на легковом автомобиле, грузовике, автобусе или даже мопеде, транспортное средство (ТС) проходит обязательную регистрацию в ГИБДД. Даже опытные водители не всегда знают тонкости этой процедуры, поскольку постоянно происходят изменения в правилах постановки ТС на учет или вносятся поправки, что же говорить о тех, кто впервые приобрел машину. Попробуем разобраться в этом вопросе и рассмотрим, как осуществляется постановка на учет в МРЕО грузового ТС, какие требуются документы и сколько это стоит.

Порядок регистрации грузовика

После подписания договора купли-продажи (ДКП) покупателю дается не более 10 дней на переоформление ТС на свое имя. Регистрацию можно пройти в любом отделе ГИБДД РФ вне зависимости от места проживания или прописки. В отделении новый владелец ТС обязан заполнить заявление установленного образца и вместе с ним проехать на смотровую площадку, где инспектор ГИБДД должен осмотреть автомобиль, сверить номера на всех маркированных узлах транспортного средства на предмет угона или кражи и, если все в порядке, поставить штамп о соответствии.

Если же обнаружится несоответствие номеров деталей с указанными в ПТС, то в постановке на учет будет отказано. При отсутствии возможности предоставить грузовик для осмотра, можно предъявить сотруднику ГИБДД акт единичного осмотра. После прохождения осмотра необходимо подать в приемное окно в МРЭО пакет документов. Сотрудник, принявший документы выдаст реквизиты необходимые для уплаты госпошлины и сборов. Чтоб долго не стоять в очереди на регистрацию машины в ГИБДД можно предварительно записаться на сайте «Госуслуги».

Документы для процедуры

Регистрация грузового транспортного средства практически не отличается от процедуры постановки на учет легкового автомобиля. Чтобы обычный гражданин самостоятельно смог зарегистрировать свое ТС ему придется приложить усилия и потратить время на сбор и предоставление в ГИБДД пакета документов, без которого невозможна данная процедура, а именно:

  • Заявление собственника ТС или его представителя;
  • Паспорт ТС, выданный таможней, автосалоном или прежним владельцем;
  • Документы, удостоверяющие право владения ТС (ДКП, грузовая таможенная декларация, дарственная и т.п.);
  • Паспорт гражданина РФ или справку о регистрации по месту пребывания. Если регистрацию автомобиля осуществляет доверенное лицо, то необходима также и заверенная доверенность;
  • Двухсторонняя копия паспорта ТС (в двух экземплярах) и копия ГТД;
  • Полис ОСАГО;
  • Квитанция об уплате госпошлины и сборов за проведение всех регистрационных действий;
  • Номерные госзнаки «Транзит» (в том случае, если они имеются).

Также для прохождения регистрации ТС необходимо предъявить и сам автомобиль в исправном состоянии или же акт единичного осмотра. В противном случае автовладельцу грозит штраф в пределах 1 500-2 000 рублей для физлица и 5 000-10 000 рублей для компаний и организаций. Что интересно, для физических лиц данные штрафные санкции действительны лишь первые два месяца с того момента как истек срок регистрации ТС. То есть после подачи заявления спустя два месяца штраф платить не придется.

Если же собственником грузового автомобиля является юридическое лицо, то и процесс регистрации будет отличаться от постановки на учет транспортного средства обычных граждан. В первую очередь различие заключается в количестве и виде документов необходимых для регистрации ТС компании или организации. Итак, представитель юридического лица должен предоставить в ГИБДД следующие документы:

  • Копия устава компании или организации;
  • Копия учредительного договора;
  • Копия документа МНС РФ о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • Копия документа МНС РФ о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
  • Копия справки из Мосгоркомстата;
  • Доверенность от юрлица, оформленная на бланке компании или организации, заверенная печатью и подписями гендиректора и главного бухгалтера;
  • Полис ОСАГО;
  • Двухсторонняя копия ПТС в двух экземплярах;
  • Справка-счет;
  • Оригинал ПТС;
  • Номерные знаки «Транзит» (при наличии).

Все копии должны быть нотариально заверены. Также требуется, чтобы на заявлении о регистрации отечественного транспорта повышенной проходимости обязательно стояла соответствующая отметка из военкомата. Дело в том, что в случае военных действий такие транспортные средства при необходимости могут подлежать передаче армейским подразделениям.

Сколько стоит оформление?

За прохождение регистрации автомобиля, осмотр, оформление и т.д. с владельца транспортного средства взимается обязательная государственная пошлина и сборы. Реквизиты как уже упоминалось выше можно взять в окошке приема документов и оплатить в терминалах, которые обычно находятся рядом с отделениями МРЭО. Размер госпошлины, не изменился и составляет 2 850 рублей с учетом:

  • 500 руб. — оформление СОР ТС;
  • 350 руб. — внесение изменений в ПТС;
  • 2000 руб. — сбор за оформление новых государственных номерных знаков.

Госпошлина, подлежащая уплате при регистрации грузового транспорта юридическим лицом, приведена в таблице ниже. Естественно, что для организаций размер пошлин и сборов выше, чем для физических лиц. Помимо терминалов представитель организации или компании может провести оплату госпошлины любым удобным способом (в отделениях Сбербанка России, безналичным расчетом и т.д.).

Регистрация грузового авто в военкомате

Если кому интересно, то порядок нынче такой.

К вопросу о том, откуда растут ноги или «указания» ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ относительно обязательности регистрации отечественных полноприводных автомобилей в военкоматах…

Итак — до 1 ноября 2001 года озвученное в заголовке нововведение пускало робкие корешки только на периферии — в целом ряде городов ГИБДД и военкоматы совместными усилиями пытались загонять на регистрацию личного автотранспорта повышенной проходимости не только владельцев автобусов и грузовиков, как предусмотрено Правилами регистрации транспортных средств, утвержденными Приказом МВД № 624 от 26 ноября 1996 г. «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями от 30.06.97, 29.07.97, 07.07.98, 19.02.99, 15.03.99 г. — здесь и далее вся информация о номерах, датах, наименованиях документов и цитаты из их текста — по ИПС «Гарант» — прим. авт.), но заодно и УАЗов с «Нивами». Тогда это явление серьезного внимания не привлекло, поскольку имело локальный характер… А зря.

Зря — стало очевидно с первых чисел ноября этого года, когда московских автолюбителей начали в массовом порядке заворачивать из МРЭО в военные комиссариаты — для постановки «отечественных полноприводных автомобилей повышенной проходимости» на учет — и без заветного штампика в заявлении на регистрацию/изменение регистрационных данных/снятие с учета эти самые заявления просто-таки отказывались принимать…

Ссылки при этом, как обычно в России, делались на «поступившее указание сверху» — но текста самого указания предъявить или хотя бы сказать членораздельно, кем оно подписано, естественно, уважаемые инспектора ГИБДД не желали. В конце концов, в МРЭО на досках объявлений появились «информационные листки», доводившие до глупых граждан суть очередного откровения ГИБДДшного начальства. Хотел было процитировать этот образчик российского «канцелярита» по сайту www.gibdd.ru, где сие успешно висело — ан не тут-то было, сняли. С трудом нашел сей текст в рубрике «вопрос-ответ» сайта УГИБДД ГУВД Москвы — www.gai.ru:

«На основании положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента России №1175 от 2 октября 1998г., и Приказом Минобороны России № 628 от 31 декабря 1999г., постановке на учет в военном комиссариате подлежат следующие транспортные средства, принадлежащие физическим лицам: легковые автомобили повышенной проходимости (полноприводные) отечественного производства, грузовые автомобили и специальные автомобили на шасси, грузовые автомобили всех марок, прицепы, полуприцепы к ним, автомобильные краны, автобусы и мотоциклы тяжелого класса с коляской».

Начинаем разбираться, получив хоть какие-то ссылки на первоисточники — тем более, что онлайновые издания, отреагировавшие на нововведение достаточно быстро (статьи Алексея Предкова в «За Рулем — онлайн» «Всё для фронта!» ( http://www2.zr.ru/zr-online/txt/nravroads/casus/voenkomat.htm) и Вениамина Синицына в «Газете.ру» «Русские джипы забирают в армию» (http://195.2.70.250/2001/11/29/russkiedzipy.shtml), как обычно, несколько грешат против истины, говоря о каких-то «изменениях» к ранее изданным документам…

Итак — что же такое Указ Президента России № 1175 — и какой документ введен в действие этим Указом? Всего-навсего Положение о военно-транспортной обязанности, разработанное Министерством Обороны, разделом III которого предусматривается возможность изъятия в венное время для нужд войск транспортных средств, принадлежащих гражданам России — и, соответственно, необходимость организации в мирное время военными комиссариатами учета транспортных средств тех категорий, которые могут быть использованы в войсках….(соответственно пп. 21 и 23 указанного раздела). При этом в п. 21 определение перечня таких транспортных средств отнесено к компетенции Министерства Обороны).

Сам Указ и утвержденное им Положение, таким образом, прямого указания на перечень транспортных средств, подлежащих учету, не дает и требует дополнительного документа Минобороны.

Здесь и начинается самое таинственное во всей истории. Поскольку по логике именно упоминаемый ГУГИБДД Приказ МО № 628 от 31 декабря 1999 года должен содержать тот самый перечень транспортных средств, подлежащих мобилизации.

И действительно — приказом Министра Обороны России № 590 от 28 декабря 1998 г. устанавливается план-график осуществления управлениями Министерства мероприятий по реализации Указа № 1175, в котором недвусмысленно прописан срок утверждения перечня — до конца IV квартала 1999 года. Но! Конституция Российской Федерации недвусмысленно провозглашает, что к исполнению гражданами обязательны только надлежащим образом обнародованные законодательные и подзаконные акты… Вот тут и начинаются тайны коридоров Минобороны и Минюста.

Дело в том, что приказа с таким номером и датой (628 от 31.12.1999 г.) нет ни в одной из баз нормативно-правовой документации, открытых для общего пользования. Министерство Юстиции в своем ответе корреспонденту Газеты.ру подтвердило представление такого документа («Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам. «) на регистрацию — но не смогло представить данных о прохождении им регистрации и обнародовании. Странно, не правда ли — такое впечатление, что приказ был наспех составлен в последний день того самого IV квартала 1999 года — для исполнения графика — и потом благополучно отозван на бессрочную доработку своими создателями. Эта версия подтверждается и содержащейся в ЗР-онлайновской статье (см. ссылку выше) информацией о том, что Главное Автобронетанковое Управление МО (ГАБТУ) утверждает, что перечень еще не готов….

Однако, несмотря на очевидные нестыковки, Главное Управление ГИБДД продолжает настойчиво внедрять в головы незадачливых автолюбителей идею о неизбежности регистрации отечественных полноприводных автомобилей в военных комиссариатах. Да и там для этих целей уже завели, как положено, прошнурованные амбарные книги образца тридцатых годов, и даже установили (в Москве, по крайней мере) аж целых два дня в неделю, в которые можно обращаться в сии богоугодные заведения (напомним — МРЭО работают шесть дней в неделю).

Вызывает откровенное удивление такая активная деятельность по претворению в жизнь положений юридически ничтожного документа. Впрочем, многое становится понятным — уже появились свидетельства владельцев транспорта о том, что военкомат за регистрацию во «внеурочный» день установил вполне определенную таксу (в карман «регистраторов», естественно), а автосалоны, анонсирующие услугу «регистрация в ГИБДД на месте», берут за полноприводники чуть больше, но никаких документов из военкомата не требуют. Система взаимопомощи чиновников в мундирах уже работает…

У этой проблемы есть еще один правовой аспект — выше я уже упоминал Приказ МВД № 624 с последующими изменениями, которым введены Правила регистрации транспортных средств. Так вот — безграмотное и юридически ничтожное «указание» ГУГИБДД противоречит еще и приказу …. собственного министра ! Поскольку в Правилах регистрации четко сказано, что регистрации в ВК подлежат ТОЛЬКО ГРУЗОВИКИ И АВТОБУСЫ, принадлежащие гражданам — и ни слова не сказано о других категориях транспортных средств (напомню — Нивы, УАЗы, ЛуАЗы, «Оды», «Москвичи», «Тарзаны» и прочая отечественная техника такого рода относятся исключительно к категории «В» — легковые автомобили…). Любые изменения к утвержденному приказом министра документу могут быть введены только приказом министра — а генерал Федоров, при всем моем глубоком к нему уважении, даже заместителем министра — и то не является, а следовательно — он или кто-то из его заместителей, подписавший «указание», ни больше ни меньше, как совершил должностное преступление, превысив свою компетенцию.

Как действовать в такой ситуации? Очень просто — поскольку закон на стороне гражданина!

Берем документ, которым должны руководствоваться ВСЕ должностные лица органов ГИБДД при совершении регистрационных действий — те самые Правила.

Смотрим, что в них написано:

«1.4. Сотрудники регистрационных подразделений обязаны оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, по их требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а также предоставлять иную информацию, послужившую основанием для принятия решений о производстве регистрационных действий или об отказе в их совершении».

То есть — Вам обязаны оказать полное содействие в ознакомлении с нормативными актами, на основании которых выдвигается требование о регистрации ТС в военкомате, что ограничивает Ваше конституционное право свободно распоряжаться Вашей частной собственностью. Не показывают? Значит, нарушают свои же Правила — и есть основание жаловаться.

Далее — вот то, чего господа инспекторы крайне не любят — и, как правило, сдаются и регистрируют транспортное средство как оно есть:

«3.36. Об отказе в производстве регистрационных действий Государственная инспекция обязана мотивированно сообщить в письменной форме собственникам либо лицам, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, с указанием причин отказа, который может быть обжалован в установленном порядке.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413)».

Почему? Да потому, что с письменным отказом в регистрации, обжалованном в установленном порядке, можно до истечения срока обжалования в вышестоящую инстанцию спокойно эксплуатировать принадлежащий Вам автомобиль, а по истечении срока или получении отрицательного ответа — обращаться в суд с требованием об устранении препятствий, создаваемых сотрудниками ГИБДД в реализации Вашего законного права. Ни один суд не примет решения в пользу ГИБДД на основании юридически ничтожных документов — не прошедшего регистрацию и обнародование приказа Министра Обороны и смехотворного «указания» ГИБДД…

Теперь — о самом смешном и горьком. О том, что вся эта выстраиваемая мундирными братьями по кормлению система бессмысленна изначально. Никто ведь не протестует против военно-транспортной обязанности как таковой — она есть в десятках государств, в том числе в большинстве развитых стран, считающих себя вполне демократическими. Только вот там все реализуется по-другому — полиция просто предоставляет органам, осуществляющим мобилизационные мероприятия, выборку из своей базы данных по зарегистрированным автомобилям. Неважно, в какой форме и с какой периодичностью — но граждан при этом никто не посылает в унизительный забег к прапорщику с амбарной книгой…

А теперь — заглянем напоследок в те самые Правила регистрации, утвержденные в нашей стране всего пять лет тому назад. И прочтем там следующее:

«2.1. Регистрационные подразделения при выполнении своих функциональных обязанностей совершают следующие действия:

2.1.18. Выдают справки (выписки из реестров) о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах (номерных агрегатах) и их собственниках либо о лицах, совершивших регистрационные действия от имени собственников».

«3.35. Справки о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах и их собственниках либо лицах, от имени собственников пользующихся и (или) распоряжающихся транспортными средствами на основании доверенности, выдаются на основании письменного запроса:

а) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, налоговой полиции, принудительного исполнения в связи с находящимися в их производстве уголовными, административными или гражданскими делами, а также другим органам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413) я;

б) органам, осуществляющим оперативно — розыскную деятельность;

в) подразделениям Государственной инспекции при выполнении возложенных на них задач.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413) .

Документы, послужившие основанием для совершения регистрационных действий, выдаются судам, органам прокуратуры, следствия, дознания, принудительного исполнения и другим органам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.98 № 413)» .

Выясняется, что этот велосипед даже не надо изобретать — все уже предусмотрено и прописано, спокойно и разумно. И нужно-то всего — совместный приказ МО и МВД, обязывающий территориальные подразделения ГИБДД с определенной периодичностью представлять сведения о зарегистрированных автомобилях повышенной проходимости, находящихся в частной собственности граждан, в территориальные органы МО, осуществляющие воинский учет и мобилизационную подготовку…

Обидно, что в России, как и раньше, традиционно берет верх корпоративная солидарность мундирных лихоимцев — а в проигрыше оказывается лишь здравый смысл. И мы с вами, дорогие коллеги — автолюбители…

Subaru Impreza › Бортжурнал › Постановка транспорта на учет в военкоме

Недавно созданная тема в СТИ-клубе сподвигнула к написанию этого поста. А в самой теме, человек узнал, что машины 4х4 ставяца на учет в военком и спрашивает о постановке всех субар на учет.
Итак поясню, воинскому учету подлежат все «коммерческие автомобили», к которым причисляют:
джипы (правда по определенным критериям), пикапы и различный грузовой транспорт (газель, портер, спринтер).
Если машина оформляется на физическое лицо, то ГАИ сама подает информацию в военкомат. Зачастую владельцы коммерческих авто даже не в курсе, что их железный друг стоит на учете в военке.
Если же машина ставится на юр.лицо, то постановка на учет в военкоме обязательна для любого вида транспорта (будь то даже малолитражка).
Как раз брали импру на юр.лицо и она стояла на учете в военкоме.
В случае с юрлицом, на учет ставит не ГАИ, а сама фирма.
Помню когда приехал в военком снимать импрезу с учета (что бы на себя оформить), мне военный грит, : «а типо в твою тачку поместица два принтера и системник, а то надо их с вавилова на вднх перевезти»…я там чуть не упал, ответил что багажник маленький и ваще у мя дела…
Эти военные думают, что если тачка стоит на учете в военкоме, то они могу мобилизовать её для любых своих нужд.ппц…хотя мобилизации транспорт подлежит только в военное время.

И еще один веселый случай с военным. Когда пришел первый раз ставить в военкомат Импрезу, произошел такой диалог с воякой(В)
В: А чем фирма занимается?
Я: Оптовая продажа игрушек
В: А нафига вам такой авто?
Я: Обычный гражданский авто для встреч с клиентами и поставщиками
В: Фига се обычная, это же такая спортивная, рычащая и быстрая машина, она же даже в ралли участвует
Я: гыгы, нет это её гражданская версия с обычным мотором
В: Да?ну ладно…

Кстати словосочетание «субару импреза» пугает не только вояк, но и страховщиков. Когда страхагент слышит эти два слова, он сразу пытаеца умножить страховку на какой-то сумасшедший коэффицент, но после разъяснений и уточнений о кол-ве лошадей, он обычно успокаивается.

Регистрация ТС и военкомат

Опции темы
Поиск по теме

Регистрация ТС и военкомат

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ

2 октября 1998 г.
N 1175

III. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности
гражданами

20. Военно-транспортная обязанность исполняется гражданами в
военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам
тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом
гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими
транспортных средств.
21. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению
войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются
Министерством обороны Российской Федерации.
22. В целях обеспечения исполнения гражданами военно-транспортной
обязанности осуществляется учет транспортных средств, предусмотренных
пунктом 21 настоящего Положения.
Ведение учета этих транспортных средств возлагается на военные
комиссариаты (органы военного управления). Порядок учета определяется
Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с органами,
осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
23. Государственная регистрация, изменение регистрационных
данных, снятие с учета транспортных средств, предусмотренных пунктом
21 настоящего Положения, производятся по согласованию с военными
комиссариатами (органами военного управления), осуществляющими их
учет.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ТЕХНИКИ, ГУЖЕВОГО И ВЬЮЧНОГО ТРАНСПОРТА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ ВОЙСКАМ, ВОИНСКИМ ФОРМИРОВАНИЯМ
И ОРГАНАМ, И ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИКИ, ГУЖЕВОГО И ВЬЮЧНОГО
ТРАНСПОРТА ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, ИМУЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИЙ И РЕМОНТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

31 декабря 1999 г.
N 628

ПЕРЕЧЕНЬ N 2
ТЕХНИКИ, ГУЖЕВОГО И ВЬЮЧНОГО ТРАНСПОРТА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ГРАЖДАНАМИ ВОЙСКАМ, ВОИНСКИМ ФОРМИРОВАНИЯМ И ОРГАНАМ

1. Легковые автомобили повышенной проходимости (полноприводные)
производства отечественных заводов-изготовителей.
2. Грузовые и специальные автомобили всех марок, прицепы и
полуприцепы к ним.
3. Краны автомобильные.
4. Автобусы всех марок.
5. Дорожно-строительные машины, механизмы, прицепы и полуприцепы
к ним: автогрейдеры, бульдозеры (в том числе с рыхлителями,
кирковщиками и корчевателями), кусторезы, катки самоходные, прицепные
и полуприцепные, снегоочистители на шасси автомобилей и самоходной
техники, скреперы самоходные и прицепные, передвижные бетоносмесители,
автогудронаторы, экскаваторы одноковшовые (0,15 — 1,0 куб. м),
экскаваторы многоковшовые (траншеекопатели), передвижные
камнедробильные установки, копры с дизель-молотами, передвижные
лесопильные рамы, компрессорные станции прицепные, электростанции
прицепные.
6. Подъемно-транспортные машины и механизмы: краны на
пневмоколесном движителе и гусеничные, автопогрузчики, погрузчики
самоходные, электропогрузчики, конвейеры передвижные.
7. Мотоциклы тяжелого класса с коляской.
8. Тракторы всех типов и марок, прицепы и полуприцепы тракторные,
за исключением:
тракторов колесных тягового класса ниже 1,4 тс и прицепов к ним;
тракторов гусеничных трелевочных, лесохозяйственных и
гидромелиоративных тягового класса ниже 3 тс и прицепов к ним.
9. Лошади (за исключением племенных).
10. Верблюды.
11. Ездовые олени.
12. Ослы (ишаки).
13. Повозки пароконные и одноконные.
14. Нарты.
15. Сани.

Теперь технику нужно ставить на учет и в военкомат

Как AgroPravda.com уже рассказывала, если введен режим военного времени, мобилизована может быть любая техника – от частных легковушек и велосипедов до тракторов и бетономешалок. Сегодня Верховная Рада во втором чтении проголосовала законопроект №4785 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации», в соответствии с которым технику могут привлекать даже без объявления соответствующего режима.

Резонансный законопроект №4785 дает право мобилизовать любой транспорт во время объявленной мобилизации. Большинство правок, которые были внесены в этот законопроект ко второму чтению, не затронули самой сути. А именно, по закону теперь:

3. Виконання військово-транспортного обов’язку під час мобілізації, якщо не введений правовий режим воєнного чи надзвичайного стану, здійснюється згідно з Мобілізаційним планом України шляхом безоплатного залучення транспортних засобів підприємств, установ та організацій усіх форм власності, а також громадян — власників транспортних засобів для забезпечення потреб Збройних Сил України, інших військових формувань на умовах їх повернення власникам після оголошення демобілізації.

Обсяги транспортних засобів за типами та марками, які планується залучити під час мобілізації, для підприємств, установ та організацій усіх форм власності встановлюються місцевими державними адміністраціями за поданням військових комісаріатів.

Залучення транспортних засобів під час мобілізації здійснюється військовими комісаріатами на підставі рішень місцевих державних адміністрацій, які оформлюються відповідними розпорядженнями.

Таким образом, привлечь на безоплатной основе могут абсолютно любое транспортное средство, начиная от «Запорожца» до Porsche Cayenne, а также любой грузовик и трактор. Остается надежда, что в местных администрациях при формировании списка мобилизируемой техники все-таки будут придерживаться здравого смысла. Другой надежды этот закон не содержит.

Также очевидно, что привлекается техника абсолютно бесплатно, но подлежит возврату. Вот что об этом говорится в законе:

Приймання-передача транспортних засобів, залучених під час мобілізації, та їх повернення після оголошення демобілізації здійснюються на підставі актів приймання-передачі, в яких зазначаються відомості про власників, технічний стан, залишкову (балансову) вартість та інші необхідні відомості, що дають змогу ідентифікувати транспортні засоби.

Повернення транспортних засобів власнику здійснюється протягом 90 календарних днів з моменту оголошення демобілізації.

Порядок компенсації шкоди, завданої транспортним засобам внаслідок їх залучення під час мобілізації, визначається Кабінетом Міністрів України”;

То есть на момент принятия этого закона еще не понятно кто и как будет компенсировать автовладельцам ущерб, нанесенный их транспортным средствам. И будет ли вообще.

Но и это еще не все. Теперь автотранспорт будут ставить на учет не только в МРЭО, но и в военкоматах, так что избежать воинской повинности владельцам автотранспорта уже не удастся.

У разі реєстрації, перереєстрації, переобладнання чи зняття з обліку транспортних засобів, які можуть бути призначені для доукомплектування Збройних Сил України та інших військових формувань в особливий період, подавати до органів та підрозділів, що відповідно до Закону України “Про дорожній рух” здійснюють державну реєстрацію та облік транспортних засобів, документи з відміткою районного (міського) військового комісаріату про постановку їх на військовий облік (зняття з військового обліку)”

Отметим, что подобный учет был во времена СССР для юридических лиц м владельцев внедорожников. Затем эту повинность отменили. Теперь опять появляется двойной учет. То есть при постановке на учет нового транспортного средства, снятии с учета или перерегистрации, автовладелец должен будет получить отметку в военкомате. Правда, пока не понятно на каком документе должна быть такая отметка. В законе на сей счет ничего не сказано.

Кроме того, призвать автомобиль могут не только для службы в Вооруженных Силах, но и в других военных формированиях. Что это за формирования, и какие авто им потребуются — опять же загадка.

Таким образом, можно констатировать, что генералитет будет решать проблему автотранспорта армии за счет предприятий и физических лиц, при этом разбазаривая автопарк армии в мирное время. Без всякой на то ответственности и компенсации. А рядовые граждане обязаны теперь не только безропотно отдать свой автомобиль государству, но и продолжать платить за него кредит, если такое авто было куплено в кредит. И никого не волнует, что для многих автотранспорт — это и средство заработка и источник существования. Лишь бы генералитет и командование пешком не ходили.

В AUTO-Consulting отмечают, что данный закон мало чем отличается от действий сепаратистов в Луганской и Донецкой области, которые на дороге высаживали водителей из авто и уезжали на них. Или останавливали на блок-постах фуры и отбирали их на нужды «революции». Почему одним можно, а другим нет? Почему грабеж автовладельцев под названием закон №4785 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» — это гуманно, а мародерство сепаратистов — это преступление. Или в Верховной Раде считают, что в Словянске или Краматорске местные жители будут приветствовать новые инициативы Киева и с радостью побегут сдавать свои авто?

Или генералы на Range Rover и Porche Cayenne быстрее освободят Донбасс от сепаратизма?

Мобилизация авто: Кто и как может «забрать» транспортное средство

Delo.UA выяснило, какие транспортные средства подлежат мобилизации и какие «подводные камни» содержатся в законе №4785

Верховная Рада приняла закон №4785 от 28.04.2014 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации». Принятый закон фактически дает право мобилизовать для нужд армии любой автотранспорт.

Буква закона

Закон №4785 призван удовлетворить транспортными средствами и техникой потребности Вооруженных Сил Украины или других военных формирований во время особого периода. Документ распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие госорганы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, которые обеспечивают эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан — владельцев транспортных средств.

«Предусмотрено, что порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется Кабинетом Министров, тем не менее КМУ соответствующий документ до настоящего времени не подготовил», — поясняет партнер, адвокат юридической фирмы «МБЛС» Андрей Мащенко.

Законом предусмотрено, что выполнение военно-транспортной обязанности по мобилизации (если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения) осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств у владельцев на условиях их возврата после объявления демобилизации. Привлечение ТС во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных госадминистраций.

Возвращение транспортных средств владельцу осуществляется в течение 90 календарных дней с момента объявления демобилизации. Порядок компенсации вреда, который нанесен транспортным средствам вследствие их привлечения при мобилизации, на данный момент не определен.

Захотели — забрали

Юристы указывают на многочисленные недоработки закона. Первое, законом не предусмотрено, какие именно категории ТС могут привлекаться к несению службы — таким образом, можно сделать вывод, что все.

Второе, правом на привлечение ТС закон наделяет Вооруженные силы Украины и другие военные формирования. «Несложно предположить, что под последними скрывается, в первую очередь, Национальная гвардия Украины», — комментирует юрист юридической фирмы «єПраво» Алeна Панчик.

Третье, местные госадминистрации определяют требуемые «объемы ТС по типу и марке» на основании представлений военных комиссариатов и принимают соответствующие решения о привлечении ТС. «Исходя из предписанного, делаем вывод об индивидуальности распоряжения для каждого ТС», — добавляет юрист.

Четвертое, ТС привлекаются с подписанием акта приема-передачи, в котором указывают состояние, балансовую стоимость ТС и данные о его владельце. Срок мобилизации — до 90 дней. Специального порядка эксплуатации ТС силовиками не установлено — значит, на их усмотрение.

Алена Панчик также обращает внимание на спорность примененных в законе формулировок «особенное положение», «кризисная ситуация» и т.д. «Ведь как ни назови, суть одна: ситуация, требующая применения силы в объемах, явно превышающих разумный порог для мирного времени. Что же это, если не чрезвычайное положение. Но мотивы законодателя в данном случае понятны и, как нам кажется, честны», — резюмирует юрист.

Как не сдать свой автомобиль на нужды армии

Глава Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко справедливо отметил, что внесенные изменения относительно мобилизации транспортных средств вызвали значительный резонанс среди общественности. Эксперт рассказал, чем «грозит» автовладельцам данный закон на самом деле и какие в нем есть «подводные камни».

В первую очередь Назаренко успокоил, сообщив, что не все транспортные средства нужны армии. «Стоит задать вопрос, какая автомобильная техника в первую очередь нужна армии? Это транспортные средства для перевозки большого количества грузов, людей и для подготовки/укрепления боевых позиций. То есть, это в первую очередь грузовики, автобусы, строительная и другая специальная техника на их базе. Высшие военные чины, которые пользуются легковым автотранспортом, пешком у нас никогда не ходили и автомобилями всегда были обеспечены», — разъяснил эксперт на своей странице в Facebook.

На базе этого суждения Назаренко убеждает, что с точки зрения реальных потребностей и здравого смысла легковые автомобили в «армию» призывать не будут. «Но не будем забывать, в каких реалиях мы сегодня живем. Например, о военных/милиции/местных администрациях, перешедших на «другую сторону», и которые прикрываясь законами Украины могут попытаться использовать их в своих личных и корыстных интересах. Или просто о случаях откровенных злоупотреблений или воровства в украинской армии», — говорит Назаренко.

В связи с этим глава ВААИД назвал способы, как можно уберечь свой автомобиль от «незаконного захвата».

Первое: для начала гражданину Украины как физлицу будут обязаны вручить документ, «аналогичный» повестке в военкомат под роспись о получении. «Если бизнесмен/предприниматель/сотрудник активный, то его вряд ли застанут дома для вручения таких документов», — говорит Назаренко.

Второе, при попытке изъятия автомобиля может оказаться, что автомобиль не на ходу, например, отсутствуют элементы топливной системы или системы зажигания, что сделает невозможным его транспортировку.

Третье, закон предусматривает подписание акта приема-передачи транспортного средства. «Если человек считает, что его права нарушены, он может просто не подписывать данный документ», — отмечает глава ВААИД.

Четвертое, у гражданина есть возможность обратиться в суд и оспорить решение военкомата об изъятии, аргументируя, например, что автомобиль находится в кредите и является «кормильцем» всей семьи, состоящей из 4 человек и родителей на пенсии.

Пятое, в законе не прописано наказание за неисполнение закона, если человек отказался отдавать свой легковой автомобиль.

Шестое, для тех, кто ставит автомобиль на учет в органах ГАИ, есть еще одна возможность «минимизировать риски» — написать заявление о запрете передачи персональных данных третьим лицам. Соответственно, данные не попадут на стол «распределителям» чужого имущества.

Таким образом, «правила» закона носят скорее характер «добровольной передачи», нежели «принудительного изъятия».

Глава ВААИД также отмечает, что перед изъятием транспортного средства должна быть проведена его оценка, в то время как регламента и порядка такой оценки в законе не прописано, соответственно, кто и как будет ее делать — непонятно. Также закон прописывает необходимость компенсации стоимости автомобиля его владельцу, если автомобиль будет уничтожен. Напомним, что порядка и регламента осуществления такой компенсации тоже нет. Вместе с тем КМУ не имеет права разрабатывать это процедуру, так как, согласно закону, компенсация должна быть проведена за средства госбюджета, а в госбюджете на 2014 год нет такой статьи расходов. «Соответственно, чтобы закон начал действовать, парламент должен вначале внести изменения в закон о госбюджете на 2014 год», — комментирует эксперт.